[240]
МУЗЕИ (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популя-
[241]
ризацию памятников естеств. истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. М. сосредоточивают в своих фондах гл. обр. предметы вещественные и изобразит., в т. ч. произведения искусства, вместе с тем в М. хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).
Для большинства совр. М. характерно единство исследовательских и образовательно-воспитат. функций. Спецпфич. формы науч. популяризации и воспитат. деятельности М. –экспозиция, выставка.
Совр. науч. классификация М. различает их по типам и профилям. Тип М. определяется его основным обществ, назначением. В соответствии с этим признаком М. делятся на последовательски-научно-просветительные (абсолютное большинство М.: иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при н.-и. ин-тах, и учебные. Профиль М. определяется его отношением к определенной отрасли производства, науки, искусства. По профилям М. разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит отражение в профилировании М. Так, к истории, профилю относят М. общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические и др. (см. Исторические музеи); к искусствоведческому — М. изобразит, искусства, прикладного искусства (см. Художественные музеи), театральные музеи, музыкальные музеи и др.: к техническому — политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному — зоологические музеи, ботанические музеи, геологические и др. Особую группу составляют мемориальные музеи. Кроме М. указанных основных профилей, существуют и комплексные М. Наибольшее распространение имеет сочетание историч. и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных М. как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи).
История возникновения М. как своеобразных обществ, институтов, удовлетворяющих потребности политич., науч., культурного, экономич. характера, уходит в глубокую древность. Предшественники М. появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и обществ, жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйств, целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетич. ценности. Таковы, напр., хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.). Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В антич. эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преим. произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились в визант. соборах и монастырях, а затем (с 13в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Гер-
[242]
мании и др. стран (предметы, принадлежность к-рых приписывалась «священным лицам» нового христ. пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе М., к-рым были уже присущи нек-рые науч. функции, что было связано, в частности, с Великими географич. открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растит, мира, минералы, геодезия, и астрономич. инструменты («философские инструменты»), предметы, представляющие этнографии, интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания — кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в к-рых сосредоточивались естественнонауч., этнографии, и историко-художеств. редкости. Появились и первые описания М., а также музеологич. теоретич. сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников антич. искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского. 16 в.) и др. В 17 -18 вв. формируются многочисл. частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из к-рых частично в 18 в., а гл. обр. в 19 в. легли в основу гос. нац. М. (см. также ст. Коллекционирование).
В период капитализма усиливаются объективные потребности в развитии М., росте музейной сети с образовательно-воспитат. и науч. функциями. Вместе с тем М. все активнее используются господствующими классами в целях пропаганды бурж. идеологии. Наиболее развитой сетью М. в капиталистич. странах располагают (на нач. 1970): США (ок. 2000 М.), Италия (св. 1200). Франция (ок. 1000), Великобритания (св. 900), ФРГ (св. 800).
В России М. имеют многовековую историю. В источниках 12-17 вв. содержатся многочисл. сведения о хранении историч. и художеств, ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15-17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16-17 вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый рус. публичный М. — Кунсткамера в Петербурге, в основе к-рой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук М. превратился в крупное науч. учреждение. В течение 2-й пол. 18- 19 вв. возникли первые местные М. в Иркутске (1/82), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского историч. М. (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с произ-вом (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономич, общества, превратившиеся в нач. 19 в. в М.); создавались историко-археологич. М. в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский М., 1831) и др.
Особенно быстро музейная сеть росла с сер. 19 в. М. возникали при статистич. комитетах, земствах, ученых архивных комиссиях, науч. обществах, ун-тах. Развитие с. х-ва и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859). Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отде-
[243]
лов в местных М. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского историч. музея (18/2), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало св. 150 М. (без войсковых, церковно-археологических). Мн. музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для ученых и специалистов. Ведомственная разобщенность, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методич. области тормозили развитие музейного дела.
М. в СССР. Сов. гос-во превратило М. во всенародное достояние. Правительств, распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917 — 18 были национализированы крупнейшие частные М., установлен порядок охраны М. и памятников, регистрации и принятия их на гос. учет, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сент. 1918). В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 — Музейный отдел (в 1921 вошел в состав Главнауки), в ведение к-рого перешли все М. На местах были созданы губернские подотделы по делам М. К науч. руководству М. были привлечены АН, Социалистич. академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчеркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания». В программе, принятой на 8-м съезде РКП(б) в марте 1919, записано: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». Создание единой гос. музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа М., появлением М. новых профилей, прежде всего историко-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394 М. Только за 1918- 1923 было создано более 250 М.
В 1941 в СССР действовал 991 гос. М. Несмотря на огромный урон, нанесенный М. в областях, временно оккупированных фашистами в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, в послевоен. годы сеть М. была не только восстановлена, пои расширена. Особенно показателен рост сети М. в союзных республиках, где до Окт. революции 1917 имелись единичные М. либо вообще их не было (в Груз. ССР было 3 М., в 1972-75 М.; в Арм. ССР был 1 М., в 1972 — 34 М.; в Узб. ССР было 3 М., в 1972-28 М.: в Азерб. ССР не было М., в 1972-38 М. и т. д.). В 1972 (на конец года) функционировали 1190 гос. М. и тысячи школьных и народных музеев, созданных и работающих на обществ, началах. В числе гос. М. 511 краеведч., 199 историко-революц. и историч, 171 искусствоведческий, 36 естественнонауч., 242 мемориальных. Все материалы музейного значения входят в состав Музейного фонда СССР.
Министерства культуры, в ведении к-рых находится большинство гос. М., определяют общие принципы развития М. Вопросы теории и основы научной
[244]
методики деятельности М. разрабатываются методич. центрами при мин-вах культуры союзных республик, головных М. и Отделе музееведения НИИ культуры Мин-ва культуры РСФСР. Сов. М. ведут большую исследоват. и воспитат. работу: комплектуют и изучают коллекции, создают науч. документацию, обеспечивают режим хранения и реставрацию музейных предметов, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников; основной формой пропаганды науч. знаний являются экспозиции, создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и науч. методики, разрабатываемой сов. музееведением. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (май 1964) сов. М. активно осуществляют научно-просветит. образоват. деятельность в разнообразных формах. Важнейшей формой работы с посетителями М. является проведение экскурсий. В 1972 только в гос. М. страны число посещений составило св. 115 млн. (в 1913-5 млн.).
Обширна и разнообразна музейная сеть в др. социалистич. странах, причем бурный рост М. характерен именно для эпохи строительства социализма и отражает общий подъем культуры, стремление нар. гос. власти к всемерному использованию науч. и культурных богатств для осуществления культурной революции. Так, по данным кон. 60-нач. 70-х гг., в ГДР насчитывалось 552 М., в ЧССР — 416, в ПНР — 335, в НРБ — 146, в ВНР — 185, в СРР — 293, в СФРЮ — 302 М.
Развивающиеся страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, создают нац. музейную сеть, призванную содействовать охране науч. и культурно-историч. ценностей, развитию нац. самосознания, культуры и образования народа.
В нач. 70-х гг. в мире насчитывалось св. 12 тыс. музеев. М. мира объединяются междунар. организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Междунар. совет музеев (ИКОМ). В совет входят нац. комитеты музеев, в т. ч. Советский комитет. О крупнейших М. см. отдельные статьи, сведения о М. содержатся также в статьях о странах, сов. союзных и автономных республиках, авт. областях и нац. округах, краях и областях, столицах и др. адм. центрах.
Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИ ин-та музееведения», 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2 — 3, М., 1960 — 61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4, «Труды НИ ин-та музееведения», 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, «Труды НИ ин-та музееведения», 1963, в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6 — 7, М-, 1968 — 71; Основы советского музееведения, М., 1955; Роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся, М., 1966; Список государственных музеев СССР, М., 1969; Handbuch der Museen und wissenschaftlichen Sammlungen in der DDR, hrsg. von H. A. Knorr, Halle/Saale, 1963; Lоrentz St., Przewodnik po muzeach i zbiorach w Polsce, Warsz., 1971; Museums and galleries in Great Britain and Northern Ireland, L., 1960 — 68; Pоissоn G., Les musees de France, [2 éd.], P., 1965: Handbook of American museums, Wash., 1932; «Museum», UNESCO, P., 1948 – А. М. Разгон.
Архитектура музеев. Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были гл. обр. дворцовые галереи 17-18 вв. (напр., Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-67,
[245]
арх. Ж. Б. М. Валлен-Деламот; илл. см. т. 4, стр. 263) и кунсткамеры (напр., Кунсткамера в Петербурге, 1718-34, арх. Г. И. Маттарнови и др.; илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-321). Особый тип музейного здания сложился в 19 в. (Старый музей в Берлине, 1824-28, арх. К. Ф. Шинкель; илл. см. т. 6, табл. VIII, стр. 384-385). Как и во дворцах, часто приспособлявшихся для М. (Лувр; илл. см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256-257), в этих зданиях залы обычно располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутр. дворов. Со 2-й пол. 19 в. М. обычно строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотеки, аудитории и т. д.; фасадам придавался парадный облик в классицистич. или нац. стиле, а интерьеры нередко отделывались в стиле экспонируемых предметов. С сер. 20 в. объемно-планировочные решения зданий М. стали чаще и более органично связываться со спецификой коллекций, нац. традициями и климатич. условиями, градостроит. ситуацией. Напр., музей В. Лембрука в Дуйсбурге (1964, арх. М. Лембрук) состоит из 2 зданий, ограничивающих дворик для экспозиции скульптуры на открытом воздухе: в одном из зданий – экспозиция произв. скульптора В. Лембрука, в другом — помещение для периодич. выставок скульптуры 20 в.; новое здание Историч. музея в Ганновере (1967, арх. Д. Эстерлен) включает руины ср. – век. крепости, его малая этажность и уступчатый план подчинены пространств, построению ср. – век. улицы. Общая черта архитектуры совр. М. — гибкость использования внутр. пространства, возможность трансформации осн. помещений и их последующего расширения. Преобладают М. с расположенным в центре здания многосветным залом, объединяющим этажи экспозиции (филиал Центр, музея В. И. Ленина в Ташкенте, 1970, арх. Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов и др., инж. В. П. Кричевский и др.). Планировка новых зданий М. нередко представляет возможность как последоват. ознакомления со всей экспозицией, так и выборочного осмотра отд. разделов (Антропологич. музей в Мехико, 1965, арх. П. Родригес Васкес, Р. Михарес). Часто создаются пространств, эффекты, активизирующие восприятие коллекций; разнообразятся методы группировки и выделения экспонатов с помощью выгородок, смещения этажей, контрастного сочетания пространств, различных по конфигурации, высоте и освещенности. Важную роль в визуально – пространств. организации экспозиц. помещений совр. М. играют комбинированные системы естеств. и искусств, освещения. Совр. мемориальный М. нередко является сложным комплексом, состоящим из собственно мемориальной зоны, где природное окружение становится активным формообразующим фактором, и здания для размещения экспозиции, архит. формы к-рого образно раскрывают ее осн. идею и содержание (напр., мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе, 1961-67, арх. О. Н. Закаменный и др., скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис). Распространен и др. тип: на терр. мемориальной зоны или вблизи от нее возводится нейтральное по архитектуре здание (павильон) с экспозиц. помещениями (памятник-музей В. И. Ленина «Шалаш» около пос. Разлив, близ Ленинграда: гранитный памятник-шалаш, 1927, арх.
[246]
А. И. Гегелло; илл. см. т. 6, стр. 175; павильон-музей — гранит, мрамор, стекло, 1964, арх. В. Д. Кирхоглани и др.). В т. н. музеях под открытым небом связь памятников архитектуры с природным окружением — основополагающий принцип. Для их размещения выбираются участки, наиболее отвечающие представлению о характерном нац. пейзаже. Пространственная композиция терр. М. не только преследует цель этнографически точного воспроизведения традиц. для того или иного народа приемов планировки деревень, жилых усадеб, культовых, оборонит, и др. сооружений, но и предусматривает возможность отдыха посетителей; экспозиц. помещениями служат обычно сами памятники архитектуры (Латв. этнографич. музей под открытым небом близ Риги; Музей-заповедник нар. деревянного зодчества и этнографии Карел. АССР на о. Кижи).
Лит.: Новые музеи (Обзор), М., 1973 [Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и архитектуре. Серия «Общественные здания»]: Вгawne M., Neue Museen, Stuttg., 1965.
В. П. Ревякин.
Опубл.: Большая советская энциклопедия. Т. 17. Моршин — Никиш / Глав. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1978. 616 с.
размещено 17.11.2007
(0.5 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000
- Размер: 17.84 Kb
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции