МУЗЫКА (греч. μουπχη) — искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах; одна из форм общественной идеологии (см. Искусство). Обладая огромной силой идейно-эмоционального воздействия, музыка занимает большое место в общественной и культурной жизни народов. Марксистско-ленинское понимание музыки как социального явления, как одного из способов познания жизни и воздействия на неё противостоит идеалистической трактовке музыка как замкнутой в себе сферы выражения субъективных чувств или самодовлеющей игры звучащих форм. Музыка является одним из высших проявлений человеческой культуры. Как вид искусства музыка призвана доставлять наслаждение красотой, изяществом своих художественных образов. Красота музыки неразрывно связана с глубиной и значительностью её содержания. Прогрессивное идейное содержание, воплощённое в совершенной художественной форме, определяет ценность музыки, её широкое общественное, культурно-воспитательное, этическое значение.
Передовые композиторы всегда были связаны с прогрессивными общественными движениями, с народом, его думами и чаяниями. Вместе с тем в музыке, как и в других областях культуры, проявляется также идеология господствующих эксплуататорских классов (напр., реакционные направления в музыке эпохи империализма).
Замечательными примерами прогрессивной идейно-общественной роли музыки могут служить: творчество Л. Бетховена, выразившее героико-революционные идеи своей эпохи, творчество Ф. Шопена, ознаменовавшее высокий подъём польской национальной культуры, творчество М. И. Глинки, воплотившее идеи русского демократического патриотизма, творчество М. П. Мусоргского, отразившее глубину социальных противоречий между русским крестьянством и его угнетателями. В различных видах народной и профессиональной музыки — от песни до оперы и симфонии — нашли выражение самые высокие идеалы человечества, отразились лучшие черты национального характера и культуры каждого народа. Известна, в частности, большая роль песен и гимнов в общественных движениях прошлых веков, напр. роль гуситских песен (см.) в освободительной борьбе чешского народа 15 в., немецкого протестантского хорала (см.) 16 в. «Господь твердыня наша», названного Ф. Энгельсом «„Марсельезой” крестьянской войны» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, стр. 467), и самой «Марсельезы» (см.), возникшей в эпоху французской буржуазной революции конца 18 в. Мощным орудием идеологического воспитания, объединения и мобилизации народных масс являются гимны (см.) [партийный гимн «Интернационал», Государственный Гимн Советского Союза (см.)], революционные песни («Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Дубинушка» и др.), массовые советские песни (о социалистической Родине, о Великой Отечественной войне, о борьбе за мир и др.). Велико значение народной музыки, песни в жизни, быту, труде народа.
Музыка — особый вид художественного творчества (см.). Отражая всё богатство явлений объективно существующей действительности, музыка передаёт их в специфически присущей ей форме. Сила и яркость эмоционального воздействия музыки позволяют ей с большой непосредственностью выражать психические процессы, многогранный мир человеческих переживаний и настроений, влиять на чувства и волю людей. В то же время музыка способна к глубокому, многостороннему выражению мыслей, идей, равно как и к яркому изображению различных сторон чувственного предметного мира. Широтой и правдивостью отражения жизни определяется: реализм (см.) музыки. В своих высших проявлениях реалистическое музыкальное искусство поднимается до больших художественных обобщений. Как и в других искусствах, реализм в музыке противостоит натурализму, с его подменой типичного случайным, единичным, частным, и формализму, с его отрицанием идейно-образного содержания искусства.
Музыкальный (художественно-звуковой) образ даёт обобщённое, типизирующее отражение явлений действительности (см. Образ). В крупных музыкальных произведениях содержание воплощается в сложной системе образов, в их сопоставлении, контрастировании, взаимопроникновении, развитии. В таких системах один образ обычно является основным, подчиняет себе остальные. Так, напр., в 3-й симфонии Л. Бетховена господствует образ героической борьбы, в 4-й симфонии П. И. Чайковского — образ страстного стремления к счастью. Возможность типизации музыкальных образов обусловлена способностью музыкального мышления отбирать, обобщать, обострять характерные черты музыкальных интонаций (см.), подчиняя их целеустремлённой логике музыкальных форм. Музыкальный образ как на пути своего формирования (в творчестве композитора, см.), так и в процессе воздействия (в восприятии слушателя) распространяется на все области человеческого сознания и чувственного опыта. В музыкальном образе достигается единство непосредственных эмоциональных звуковых впечатлений и связанных с музыкальными звучаниями представлений, опосредствований, ассоциаций.
Ассоциации чувственных восприятий обогащают содержание музыки. Аналогичную роль играет словесная конкретизация музыкальных образов в программной музыке (см.). Так, напр., пасторальные наигрыши в музыке легко вызывают в памяти зрительные и иные представления о деревенской природе; заглавие «Утро в деревне» способно усилить и уточнить их. Характерный пример использования ассоциаций по смежности — «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве» из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского; в этой фортепианной пьесе композитор опирается на различные звуковые прообразы (хоровое пение, колокольный звон и т. д.), вызывающие определённые зрительные представления. В вокальной музыке слова непосредственно сочетаются с музыкальными звучаниями и являются существенным компонентом целого (см. Песня, Романс, Кантата, Оратория, Опера и т. п.).
Музыка очень живо выражает процессы движения, развития явлений. В отличие от пространственного характера живописи или скульптуры, музыка носит временной характер. Это не значит, однако, что музыка вовсе не способна передавать образы пространства: эффект эхо в музыке может служить частным примером пространственности её образов. Другой пример — передача в музыке приближения или отдаления путём усиления или ослабления звуков.
Вкладывая в сочинение музыки свои идеи и переживания, композитор мыслит всесторонне, целостно, но в пределах конкретных возможностей данного искусства, исходя из звуковой специфичности музыкальных средств. Выразительные и изобразительные средства музыки (мелодия, гармония, полифония, ритм, темп, тембр, динамика, агогика и т. п.) имеют своим источником реальные, объективно существующие звучания. Но не все звучания служат первоначальным материалом музыки, поскольку не все они представляют эстетическую ценность. Кроме того, даже те звучания, которые используются музыкой, входят в неё не в натуральном виде, а подчиняясь системе музыкального мышления. Первоистоками музыки являются звуки человеческой речи, интонации человеческого голоса, служащие основой музыкальной выразительности, а также различные звуки природы и быта. В музыке они глубоко преображаются, подвергаясь логическому музыкальному обобщению. Музыка оперирует установившимся составом более или менее точно фиксированных звуков (см. Акустика музыкальная); отсюда и возможность нотной записи музыки (см. Нотное письмо). Музыкальные звуки обладают определённой высотой, громкостью, тембром. Они входят в систему ладовых, гармонических и ритмических соотношений. Музыка вырабатывает свои особые эстетические законы чередования и сочетания звуков, обусловленные идейно-эмоциональным содержанием музыкального искусства и опирающиеся на объективные законы акустики и физиологии слухового восприятия.
Способность живо чувствовать выразительную силу музыки обусловливается наличием музыкального слуха, который присущ большинству людей, но может достигать различных степеней развития (см. Слух). Особую роль при сочинении музыки играет т. н. внутренний слух, т. е. область слуховых представлений. Внутренний слух может естественно развиваться только на основе внешнего слуха, но, развившись, он обладает значительной самостоятельностью. Композитор может сочинить музыкальное произведение, не прибегая к помощи реальных музыкальных звучаний, не пользуясь голосом или музыкальными инструментами. Внутренний слух играет роль и в процессе исполнения музыки, а также в процессе её восприятия.
Музыка как искусство объединяет в себе два творческих акта: сочинение (композиция — собственно творчество) и исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах). Исполнителем музыки может быть сам композитор (что постоянно встречается в народном искусстве, нередко и в профессиональной музыке). Но в процессе исторического развития музыки возникают специальные кадры исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Иногда акт сочинения и акт исполнения музыки совпадают во времени. Это имеет место в музыкальной импровизации (см.).
Исполнитель может значительно дополнить, обогатить и частично изменить авторский замысел даже при условии сохранения всех написанных нот. Такое изменение осуществляется при посредстве важнейших факторов исполнительского искусства — динамики (усиления и ослабления звучания) и агогики (ускорения и замедления основного, господствующего темпа). Но не следует переоценивать самостоятельности исполнительского искусства: в творческом музыкальном процессе оно вторично, тогда как сочинение музыки первично. Главной задачей исполнителя является максимально полное воспроизведение творческого замысла композитора. Проникновению в авторский замысел способствует тщательное изучение подлинного нотного текста и всех исторических обстоятельств, сопутствовавших его возникновению, а также критическое сопоставление различных исполнений данного авторского текста (см. Музыкальное исполнение):
Наиболее естественным и гибким средством передачи человеческих эмоций в музыке является человеческий голос (см.). Прочие орудия извлечения музыкальных звуков носят название музыкальных инструментов (см.), количество родов и видов которых весьма велико. Музыкальные инструменты чрезвычайно разнообразны по тембрам. Наиболее выразительные, наиболее певучие из них сохраняют связь со звучаниями человеческого голоса, подражают этим звучаниям (поэтому говорят, напр., о «пении» скрипки). Многие инструменты дают возможность одновременно воспроизводить несколько звуков и обладают мощной динамикой, широким диапазоном, беглостью звуков. Голоса сочетаются в вокальные ансамбли и хоры (см.), музыкальные инструменты — в инструментальные ансамбли и оркестры (см.); широко используются также смешанные вокально-инструментальные составы (см. Ансамбль). Искусство изложения музыки для инструментальных составов (особенно оркестров) называется инструментовкой (см.).
Дальнейшее обогащение художественных средств музыки достигается путём сочетания её с другими видами искусства — поэзией (вокальная музыка, а также мелодекламация, см.), танцем (см.), или с совокупностью искусств (опера, балет, музыка в драматическом театре и кино). Так, напр., в опере (см.) музыка сочетается со словесной драмой, живописью и скульптурой (декорации), танцем (см. также Балет). Такое сочетание придаёт опере особую силу идейно-художественного воздействия.
Основополагающим началом музыки является мелодия (см.). Мелодия — душа музыки, именно в мелодии происходит первоначальное формирование музыки как искусства. Простейшее музыкальное произведение обязательно имеет мелодию, а следовательно, лад, ритм и определённую музыкальную форму. «В мелодии,— писал А. Н. Серов, — главная прелесть, главное очарование искусства звуков; без нее все бледно, бесцветно, мертво, несмотря на самые принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки» (Критические статьи, т. 1, 1892, стр. 120).
Существуют различные склады музыки — одноголосный (мелодический) и многоголосные (полифония и гомофония). В полифонии (см.) одновременно сочетаются несколько мелодий (или основная мелодия с подголосками); в гомофонии (см.) многоголосие подчиняется целиком одной господствующей мелодии. И полифония и гомофония основываются на гармонии (см.), т. е. на искусстве стройного, закономерного сочетания тонов в одновременном звучании. Многоголосие значительно обогащает выразительные и изобразительные ресурсы музыки, сохраняя в то же время ведущую роль мелодии. Посредством многоголосия можно достигнуть, напр., одновременного показа в музыке противоборствующих начал, выделить центральный образ на том или ином фоне и т. п.
Еще Гераклит отмечал, что «искусство музыканта соединяет различное» (см. Ленин В. И., Философские тетради, 1947, стр. 245). Это находит выражение в закономерностях развития музыкальных образов и проявляется в гармонии, объединяющей консонансы и диссонансы (см.); в различных системах взаимосвязей неодинаковых по высоте устойчивых и неустойчивых звуков (см. Лад); в чередовании, сменах, контрастах равных и неравных длительностей, периодических и непериодических акцентов, т. е. в различных формах движения музыкальных звуков во времени (см. Ритм), организуемых при помощи того или иного метра (см.).
Музыка располагает широкими, разнообразными возможностями изложения музыкальных мыслей путём контрастов, видоизменений, чередований, повторений и т. д. Эти принципы изложения логически обобщают процессы реальной действительности. На их основе возникают отдельные построения (мотив, предложение, период и т. п.), складывающиеся в законченные виды музыкальных форм (типы музыкальных структур — формы трёхчастная, вариационная, сонатная, рондо, формы опорной драматургии и т. д.). Конкретное строение формы каждого отдельного произведения сочетает типовые черты с индивидуально-своеобразными (см. Музыкальная форма, а также Анализ музыкальный).
К числу различных родов музыки можно отнести музыку оперную, симфоническую, камерную, хоровую, военно-духовую и т. д. Более узко понятие музыкального жанра (см.). Таковы, напр., в рамках оперы жанры комической оперы, героической оперы, народной музыкальной драмы; в рамках симфонической музыки — жанры симфонии, увертюры, сюиты, симфонической поэмы; в рамках камерной музыки— романса, сонаты, квартета. Понятие жанра, однако, иногда расширяют: говорят об оперном жанре, симфоническом жанре и т. п. Кроме того, под жанром, жанровым в музыке (как и в других искусствах) порой понимают бытовое. С таким пониманием музыкального жанра сопряжено выделение непосредственно связанных с бытом жанров марша, вальса, баркаролы, колыбельной и т. д.
Понятие музыкального стиля (см.) включает в себя совокупность идейно обусловленных и в той или иной мере устоявшихся эстетических норм, приемов, характеризующих данное направление, музыкальную школу. Понятие стиля исторично (см. Классицизм, Романтизм, Импрессионизм, Экспрессионизм и т. д.). Марксистско-ленинская эстетика ставит своей задачей выявление идейного содержания различных стилей и их разновидностей, анализ отношения их к действительности, определение меры присущего тому или иному стилю реализма.
Основой музыкального искусства является народное творчество, которое сильно своим огромным коллективным опытом. Первоначальными творцами народных музыкальных произведений являются отдельные талантливые представители народа, но затем эти произведения совершенствуются творческими усилиями многих людей и многих поколений. Вековой художественный опыт, вековая мудрость, запёчатлённые в произведениях народной музыки, делают их непревзойдённо ценными. Народная музыка содержит огромные богатства мелодии и ритма, использует различные виды певческого искусства, применяет разнообразные инструментальные тембры, формирует принципы многоголосия (широко развитые, в частности, в русской песне). См. Народное творчество.
Музыка каждого народа отличается своеобразием образного содержания, выраженным в специфическими особенностях мелодии, ритма, лада и т. д. Через самобытное и оригинальное развитие национальных черт музыки того или иного народа приходит к интернациональной значимости.
Первоначально музыка носила прикладной характер, будучи тесно связанной с трудовыми процессами, первобытной магией и т. д. Вместе с тем она была неразрывно связана с другими искусствами (поэзией, танцем). Лишь постепенно произошло самоопределение музыки, развитие её в самостоятельное искусство. В первобытной музыке большую роль играли примитивные звукоподражания; постепенно она стала освобождаться от них путем кристаллизации первоначальных ладовых образований и ритмических форм. В странах древней цивилизации (Египет, Индия, Китай и др.) происходило интенсивное развитие музыки. В античной Греции музыка, развиваясь в связи с другими искусствами, выработала высокую вокальную культуру и отчасти культуру инструментализма. Образовались основы музыкальной теории, музыка привлекла к себе внимание крупных мыслителей. Сложились взгляды на музыку, как на содержательное искусство, обладающее большой силой эстетического и этического воздействия.
В средние века, в эпоху феодализма, профессиональная музыка находилась под властью церкви и использовалась в её интересах. Вместе с тем происходил серьёзный и глубокий процесс развития народного песенно-инструментального творчества, который подрывал устои официального культового музыкального искусства. Своеобразными путями шло развитие музыки на Востоке (в Китае, странах арабской культуры, Персии, у народов Средней Азии и Закавказья), где в это время расцветает бытовое и придворное музицирование, широко распространяется исполнение на музыкальных инструментах, достигает высокого уровня музыкально-теоретическая мысль. Общение с восточными культурами оказалось плодотворным и для европейской средневековой музыки.
В эпоху Возрождения произошло бурное развитие профессиональной светской музыки на основе достижений народного музыкального творчества и освоения опыта средневековой культовой музыки (см. Возрождение, Музыка). К концу эпохи начали складываться такие формы музыки, как опера, оратория, увертюра, сюита, соната и т. д. Стремительным темпом развивалось музыкальное исполнительство, делало крупные успехи теоретическое музыкознание, устанавливались современные принципы нотного письма, складывалась система профессионального музыкального образования. В 15-17 вв., в период раннего развития буржуазного строя, наступил расцвет полифонии, а в 18 в. окончательно сложились основы современной гомофонии и оркестра, современных оперных и инструментальных форм.
В 18 в., в период роста антифеодального демократического движения и формирования буржуазного просветительства, выдвигаются гигантские фигуры И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, И. Гайдна, К. В. Глюка, В. А. Моцарта. В творчество этих композиторов музыкальное искусство достигает огромной глубины и богатства содержания. Эпоха освободительной революционной борьбы конца 18 в. порождает в Германии творчество Л. Бетховена, сочинения которого отмочены идейной целеустремлённостью, философской обобщённостью и страстной эмоциональностью. Каждый из этих художников отразил в своём творчестве жизненные интересы народных масс и оказал влияние на развитие всей мировой музыкальной культуры.
На протяжении ряда веков постепенно складывались национальные школы музыки: итальянская, французская, немецкая, русская, чешская, польская, венгерская, английская, норвежская и др. Каждая школа вносила в мировое развитие музыки неповторимые, своеобразные черты, умножая свои достижения в процессе творческого взаимообмена национальных культур.
В 18 в. происходит формирование русской национальной музыкальной школы, истоки которой уходят в глубокую древность. В первой половине 19 в. гениальное творчество М. И. Глинки утверждает русскую музыкальную классику. Опираясь на богатейшие сокровища русской народной песенности и народного инструментализма, тесно связав свою судьбу с идеями прогрессивного общественного движения в родной стране, передовая русская музыкальная школа в лице её величайших представителей М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и других выходит в первые ряды мирового музыкального искусства. В русской музыкальной классике получили глубокое и последовательное выражение принципы народности, идейности и реализма (в опоре, симфонии, камерной музыке, песне и других жанрах и видах музыки). Смелое искание «правды звуков» привело не только к обновлению форм вокальной и симфонической музыки, но и к развитию новых реалистических элементов мелодии, полифонии, гармонии, ритма, инструментовки. Высокого развития достигла реалистическая программность. Русская музыка способствовала формированию украинской (Н. В. Лысенко), грузинской (З. П. Палиашвили), армянской (Комитас, А. А. Спендиаров) и других национальных школ, оказала значительное влияние на творчество ряда композиторов Западной Европы (см. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Музыка, а также соответствующие разделы в статьях о союзных и автономных республиках СССР).
Бурный подъём национально-освободительных движений в 19 в. обусловил расцвет национальных музыкальных школ во многих европейских странах. Столкновение и борьба различных идейно-творческих направлений отражали непримиримый конфликт двух культур в каждой национальной культуре (как в России, так и за рубежом): с одной стороны, прогрессивной, демократической, близкой к народу, с другой стороны, консервативной и реакционной, выражающей интересы эксплуататорских классов. Ценнейшие завоевания всей европейской музыки 19 в. связаны с дальнейшим утверждением в ней начал народности и реализма. 19 век выдвинул ряд гениальных и высокоталантливых композиторов: Ф. Шуберта в Австрии, Ф. Шопена и С. Монюшко в Польше, Р. Шумана, И. Брамса и Р. Вагнера в Германии, Г. Берлиоза и Ж. Бизе во Франции, Дж. Россини и Дж. Верди в Италии, Ф. Листа и Ф. Эркеля в Венгрии, Б. Сметану и А. Дворжака в Чехии, Э. Грига в Норвегии и др. (см. раздел Музыка в статьях о зарубежных странах).
По мере загнивания капитализма в европейской музыке развиваются черты упадка, приводящие к декадентским течениям: импрессионизму, экспрессионизму, конструктивизму и т. д., к отказу от реалистических тенденций, от логической стройности музыкального мышления. Глубокий кризис переживает музыкальное искусство в империалистических странах Европы и Америки в 20 в. Реакционная буржуазная музыка заменяет эстетику культом безобразного и этику — аморализмом, приводит к уничтожению мелодии, лада, гармонии, полифонии, насаждает нервирующую какофонию, комплекс «мучительных» шумов, атональность (см.).
К концу 19 и началу 20 вв. влияния декадентства проникли также и в русскую музыку. Однако крупнейшие русские композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов, В. С. Калинников, М. М. Ипполитов-Иванов и др.) продолжали сохранять и развивать в своём творчестве ценные черты классического искусства и активно противодействовали упадочным течениям.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистической партией и Советской властью была выдвинута задача поставить музыкальное искусство на службу социалистическому строительству. С первых лет существования советской музыки развернулась борьба за высокую социалистическую идейность музыкального искусства, за связь музыки с жизнью, с задачами революционного переустройства общества. В советской музыкальной культуре были окончательно разрушены ложные идеалистические взгляды, утверждавшие «внереальность», «абстрактность» музыкального искусства; советская музыка доказала, что музыкальное искусство, наряду с другими искусствами, может и должно активно вторгаться в общественную жизнь (см. Социалистический реализм). В советской культуре произошло освобождение музыки от пут классового антагонистического общества, начался расцвет национальных музыкальных культур, усилилось их взаимное творческое обогащение. Советское музыкальное искусство наследует и развивает лучшие традиции музыкальной классики и опирается на многонациональное народное музыкальное творчество. Народное искусство в СССР получило самые широкие возможности развития и стало постепенно всё больше сближаться с профессиональным искусством — в частности, через музыкальную самодеятельность (см. Самодеятельное искусство).
Последовательная демократизация музыкальной культуры в СССР обеспечивает приобщение к музыке самых широких кругов трудящихся масс. Радикально изменились условия музыкального творчества. Строительство музыкальной культуры стало общегосударственным делом, а всемерная поддержка музыкального образования и музыкального творчества получила плановый характер. Таковы мероприятия Советской власти по развитию сети музыкального образования (консерватории, музыкальные училища и школы) и системы музыкального воспитания, по организации деятельности Союза советских композиторов, стимулированию музыкального творчества и исполнительского искусства (присуждение Сталинских премий, проведение различного рода музыкальных конкурсов), пропаганде музыки путём концертов, радио, кино, содействию музыкальной самодеятельности — исполнительской и композиторской и т. д.
Идейность советской музыки сказывается в настойчивом обращении её к актуальным темам современности, в трактовке их с позиций коммунистического мировоззрения, в стремлении воплощать жизненные темы реалистическими музыкальными средствами. Лучшие произведения советской музыки сочетают высокую содержательность с мастерством художественной формы, с простотой и доступностью музыкальных образов. Отражая всё разнообразие и богатство национальных культур народов СССР, советская музыка проникнута единым социалистическим содержанием. В творчестве советских композиторов воплощаются великие идеи коммунизма, дружбы народов и братского союза трудящихся всего мира.
К числу крупнейших достижений советской музыки следует отнести широкое развитие массовых жанров, и, прежде всего, песни, которая приобрела важное значение в пропаганде передовых идей борьбы за коммунизм. Подлинным новаторством отмечены достижения советских композиторов во многих областях музыки, напр. в области развития жанров оратории и кантаты, идейно-сюжетного обогащения оперы и балета, обновления различных симфонических жанров, создания музыки для кино. Имена советских композиторов А. В. Александрова, Р. М. Глиэра, И. О. Дунаевского, В. Г. Захарова, Д. Б. Кабалевского, Н. Я. Мясковского, А. Г. Новикова, С. С. Прокофьева, В. П. Соловьёва-Седого, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича и многих других широко известны за рубежом. Выдающиеся успехи советского музыкального исполнительского искусства (особенно пианистической и скрипичной школ) признаны всем миром. Значительны завоевания советской музыкальной науки в области изучения народной музыки, классического наследия, в области постановки важнейших проблем музыкальной истории, теории и эстетики (см. Музыкознание).
Развитие советской музыкальной культуры протекало в условиях борьбы с враждебными направлениями и чуждыми влияниями, в частности с нигилистическими пролеткультовскими взглядами и формалистическими извращениями, национализмом и космополитизмом. Перед деятелями советской музыки стоит задача до конца преодолеть недостатки и слабости музыкального творчества, его отставание от растущих культурно-эстетических потребностей народа. Крупнейшую положительную роль в развитии советской музыки сыграли направляющие указания Коммунистической партии. Партия неизменно поддерживает передовое реалистическое направление, она помогла ему утвердиться в советской музыке (см. Союз Советских Социалистических Республик, Музыка). Общие руководящие принципы советской музыкальной культуры и творческие достижения советской музыки служат образцами для строительства музыкальных культур народно-демократических стран. Для передовых композиторов, живущих в странах империализма и ставящих своей задачей порвать с буржуазной упадочной музыкой, бороться средствами своего искусства за интересы своих народов, против империализма, подлинно прогрессивные принципы советской стали путеводными.
Лит.: Высказывания классиков марксизма-ленинизма об искусстве см. в лит. при ст. Искусство.
Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б), М., 1948; Глинка М. И., Литературное наследие, т. 1—2, Л.—М., 1952—53; Чайковский П., Полное собрание соч.. т. 2 — Литературные произведения и переписка, М., 1953; Римский-Корсаков Н. А., Музыкальные статьи и заметки (1869—1907), СПБ, 1911; его же, Летопись моей музыкальной жизни, 5 изд., М., 1935; Стасов Б. В., Собрание сочинений, т. 1—4, СПБ., 1894—1906; его же, Избранные сочинения в трех томах, т. 1—3, М., 1952; Серов А. Н.. Критические статьи, т 1—4, СПБ, 1892—95; его же, Избранные статьи, т. 1, М.—Л., 1950; Кюи Ц., Избранные статьи, Л., 1952; Рубинштейн А. Г., Музыка и ее представители. Разговор о музыке, М., 1892; Асафьев Б. В., За новую музыкальную эстетику, за социалистический реализм, «Советская музыка», 1948, № 2; его же, Великие традиции русской музыки, там же, 1952, № 3; Советская музыка на подъеме. Сб. статей, М.—Л., 1950; Кремлев Ю. А., Вопросы музыкальной эстетики, M., 1953; Ванслов В., Об отражении действительности в музыке. Очерки, М., 1953; Асафьев Б. В. [Игорь Глебов], Русская музыка от начала XIX столетия, М.—Л., 1930; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 1—3, М.—Л., 1947—54; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 1—2, М.—Л., 1928—29; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века…, т. 1—2, М., 1952—53; её же, История западноевропейской музыки до 1789 года, М.—Л., 1940; Ферман В. Э., История новой западноевропейской музыки, т. 1, М.—Л., 1940; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1—2, т. 2, ч. 1, Л.—М., 1941—53; Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историческая хрестоматия, вып. 1—2, 2 изд., М., 1933—36; Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Вагнер Р., Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит. ст. Р. И. Грубера, пер. с [нем.], М., 1935; Berlioz Н. A., A travers chants, P., 1862; его же, Les musiciens et la musique, P., 1903; Liszt F., Gesammelte Schriften, Bd 1—2, Lpz., 1880—83; Schumann R., Gesammelte Schriften über Musik und Musiker, Bd 1—4, 5 Aufl., Lpz., 1914; Marx А. В., Die Lehre von der musikalischen Komposition, Bd 1—4, Lpz., 1837—47; Ad1er J., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1—2, 2 Aufl., Lpz., 1930; Ambrоs A. W., Geschichte der Musik, Bd 1—4, Breslau, 1862—78; Combarieu G., Histoire de la musique, t. 1—3, 8 ed., P., 1948—50; Encyclopedic de la musique et dictionnaire du Conservatoire. Fondateur A. Lavignac, ed. L. de La Laurencie, p. 1—2, P., 1913—31; Oxford history of music, v. 1—7, Oxford, 1929—34. См. также статью Музыкознание.
Большая советская энциклопедия / гл. ред. С. И. Вавилов. – 2-е изд. – М., 1954. – Т. 28. Многоножки – Мятлик. – С. 510–515.
- Размещено: 07.01.2015
- Размер: 31.1 Kb
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции