Пространство (пространственное восприятие), объясняемый психологически процесс понимания пространственных отношений. Если принять во внимание, с одной стороны, что величина, вид, степени отдаленности различных объектов не могут быть ощущаемы непосредственно (ибо не действуют, подобно краскам, звукам, температуре и т.п., как специфические возбуждения, на наши органы чувств), с другой – что в каждом сознательном восприятии является уже данным в пространственных отношениях, то становится очевидным, что пространство должно возникать лишь путем недостигающего до нашего сознания психологического процесса. Первоначально пространство доходит до сознания лишь в форме чувства зрения и осязания; по слуху хотя мы можем до известной степени судить о направлении и степени отдаленности источника звука, но это происходит только на основании опытов, которые мы делаем, например, в отношении уменьшения и усиления звука в зависимости от расстояния, но уже после того, как усвоили пространство при посредстве упомянутых чувств. Пространственные восприятия чувства зрения и осязания могут развиваться независимо одно от другого (например, слепорожденный знает пространство только через чувство осязания), но и одновреме6нное употребление обоих чувств приводит у нормального человека к внутреннему соединению (ассоциации) полученных через их посредство пространственных представлений, так что, например, при прикосновении к шару, тотчас же непосредственно возникает и его зрительный образ, тогда как оперированный слепорожденный должен сперва научится путем опыта отождествлять оба эти образа. Основанная Иоганном Мюллером нативистская теория принимает, что воспринимающий субъект обладает прирожденной способностью получаемые отдельными нервными волокнами (внешней кожи) возбуждения воспринимать как бы в одной плоскости, так что требует объяснения лишь восприятие глубины. Напротив того, коренящаяся в эмпиризме Локка и впервые развитая Беркли и Кондильяком эмпирическая теория утверждает, что мы на основании лишь данных опыта можем представлять себе чувственные впечатления, отнесенные в пространстве; причем теория опирается на то обстоятельство, что субъекту в его впечатлениях, т.е. в известных сопровождающих их ощущениях, даны определенные точки опоры; так например, с движением органов осязания связываются (субъективные) ощущения движения; приспособление глаза, т.е. схождение обоих глаз на неодинаково отдаленных точках, обуславливает изменение напряжения приспособления глаз и связанное с ним напряжение глазных мускулов. Но этой теории противостоит возражение, что локализация впечатлений предполагает уже наличность пространства. С другой стороны, крайний нативизм разбивается о факт, что наше понимание пространственных отношений всюду совершенствуется через опыт и упражнение, что оно существенно опирается на движения (органов осязания и зрения) и в известных случаях зависит от них. Поэтому большинство новейших теорий примыкают к эмпиризму только в том отношении, что они вообще допускают возникновение пространства, а к нативизму – в том смысле, что ставят этот процесс опыта в зависимость от данных условий организации наших чувств и нервной системы (генетическая теория). По Гербарту, форма пространства возникает в нашем уме после того, как несколько впечатлений появляются, то в прямом, то в обратном порядке следования. По Лотце, пространственные отношения ощущений, вызываемых раздражением различных нервных оконечностей (органа осязания и внешней кожи) посредствуются местными признаками, т.е. (гипотетическими) сопроводительными ощущениями, качество которых не зависит от свойств внешних раздражений, но вместе с тем бывает различно, смотря по месту, на которое они направлены. По ассоциационной теории шотландской школы, в частности, Бэна, пространство есть результат ассоциации специфических ощущений чувства с ощущениями движения в органах чувств. Наконец, Вундт допускает существование ощущений движения, как чувственного материала для пространства (причем смотрит на них, в особенности благодаря их качественной однородности и лишь количественному различию, как на основу для представления однородности различных направлений в пространстве), но, кроме того, допускается еще и акт психического синтеза. См. Cornelius, “Die Theorie des Sehens und des räumlichen Vorstellen” (Галле, 1861); Stumpf, “Über den psychologischen Urspring der Raumvorstellung” (Лейпциг, 1873); Lipps, “Psychologische Studien” (Гейдельберг, 1885), а также учебники психологии.
Опубл.: Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / Под ред. С. Н. Южакова. – СПб.: Изд-во т-ва «Просвещение», 1904. – Т. 15. – С. 699 – 700.
При перепечатке сохранен стиль и орфография источника.
Подготовила И. Г. Горностаева.
размещено 6.01.2007
(0.2 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000
- Автор: pavel
- Размер: 5.38 Kb
- © pavel
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции