ПРОСТРАНСТВО, наряду с временем (см.) основная форма существования материи. Признавая существование движущейся материи независимой от нашего сознания, материализм признает объективную реальность П. и времени. В вопросе о П. находят выражение две основные линии философии. Если материализм признает П. объективной реальностью, то идеализм считает его формой сознания.
Для Канта (см.) П.—априорная (данная до опыта) форма нашего чувственного воззрения. Форма П. налагается познающим субъектом как присущий ему способ представления на чувственный мир. П. лишается, т. о., объективного значения. Идеи Канта являются господствующими среди буржуаз. естествоиспытателей и в особенности среди математиков. Согласно воззрению Мaxa (см.), П.—способ организации наших ощущений («П. и время суть упорядоченные системы рядов ощущения»). Принимая время и П. за форму существования материи, диалектич. материализм признает не только неотделимость П. от времени, но и времени и П. от материи. П. и время наполнены материей: пустое П. существует только в абстракции. Абстрагируя П. и время от материи, мы превращаем их в пустые формы. Развернутую диалектико-материалистичес к. концепцию П. дает Энгельс: «Мы знаем, что такое час, метр, но не знаем, что такое время и пространство. Точно время есть не что иное, как сумма часов, а П.—не что иное, как сумма куб. метров. Разумеется, обе формы существования материи без этой материи представляют ничто, только пустую абстракцию, существующую в нашей голове» («Диалектика природы»). Движение представляет синтез П. и времени, т. к. движение может происходить только во времени и П. Признавая движение коренным и неотделимым свойством материи, диалектич. материализм устанавливает не только неотделимость пространств от времени, но и неотделимость времени, пространства и материи.
П. в физике. Классическая физика принимала концепцию П. Ньютона, которую он сформулировал в своем основном труде «Математические начала естественной философии». Сущность концепции Ньютона сводится к тому, что он признает объективную реальность пустого неподвижного (абсолютного) П. Можно удалить из П. все физическ. тела, и все-таки оно продолжает существовать как пустое вместилище тел, как некий бесконечных размеров ящик без стенок. Такова же точка зрения Ньютона на время. Мы можем устранить из времени все процессы, которые в нем совершаются, и все же время останется существовать как чистая длительность. Т. о., время и П. существуют не только раздельно друг от друга, но и раздельно от материи. Кроме того, Ньютон принимал существование абсолютно неподвижного П. Все движения реальных вещей, поскольку они движутся друг относительно друга, представляют лишь относительное движение. Абсолютное движение тел есть движение относительно абсолютно неподвижного П. Поскольку Ньютон признавал объективную реальность П. и времени, его концепция может быть названа материалистической. Но так как он признавал самостоятельное раздельное и независимое от материи существование П. и времени, его материализм является метафизическим материализмом. Концепция Ньютона была воспринята механическим мировоззрением, господствовавшим в физике до начала 20 в., до появления теории относительности (см.) Эйнштейна. Хотя основная диалектическая концепция П. и времени была дана Гегелем в начале 19 в., а развернутая диалектико-материалистич. концепция была дана Энгельсом (в 60—70-х гг.), они не оказали влияния на развитие пространственно-временной проблемы в физике.
Только с момента появления теории относительности в физике стала пересматриваться метафизическая концепция Ньютона. Основная мысль теории относительности состоит в том, что абсолютно неподвижное, пустое П. реально не существует. П. неотделимо от материи. Движения отдельных предметов могут происходить только друг относительно друга, а не по отношению к абсолютному П. Не существует времени как чистой пустой длительности, отделенной от процессов. Также не существует абсолютного времени, протекающего независимо от процессов. Время неотделимо от процесса так же, как и П. от материи. И т. к. физика признает и изучает только материальные процессы, то, согласно взглядам теории относительности, время и П. неотделимы от материи. Течение процессов и длина материальных тел, согласно теории относительности, зависят от состояния той системы, в к-рой совершаются процессы и измеряются тела. С увеличением скорости движения системы течение процессов замедляется, а длина тел сокращается. Т.о., вводится представление об относительности времени и П., так как и время и П. зависят от состояния наблюдателя. Этим, однако, теория относительности не становится на субъективную точку зрения, т. к. синтез П. и времени в нек-ром четырехмерном промежутке (интервале) оказывается независимым от состояния наблюдателя. Т. о., теория относительности не только устанавливает неотделимость П. и времени от материи, но и устанавливает в понятии четырехмерного интервала синтез П. и времени. Теория относительности дает математическую форму синтеза П. и времени, в которой сохраняется специфическое отличие времени от П.
Если в физике Ньютона свойства П. и его геометрические свойства представляли нечто абсолютно неизменное, независимое от наличия и отсутствия материи, то теория относительности представляет свойства П. как внутренне связанные с конфигурацией материи. Свойства П. не представляют абсолютно данные, независимые от материи, но они зависят от материи и меняются в зависимости от изменения конфигурации материи. Надо, однако, иметь в виду, что, вводя с самого начала идею синтеза П. и времени, теория относительности рассматривает не только проблему зависимости пространства от материи, но и зависимость П.-времени от материи. П.-время представляет в теории относительности единую четырехмерную непрерывность. Теория относительности подвергает в математической форме синтетическому изучению эту четырехмерную непрерывность, четырехмерный мир. Т. о., в основном вопросе о взаимоотношении П., времени и материи концепция теории относительности в основном совпадает с концепцией диалектического материализма. Необходимо отделять концепцию теории относительности как чисто физической теории от теоретико-познавательных соображений, которые с ней связываются многими физиками и отчасти самим Эйнштейном. Эти соображения примыкают к концепции Маха, но отнюдь не являются необходимым следствием ее физических построений. Б. Гессен.
Опубл.: Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н.Л. Мещеряков. – М.: Сов. энциклопедия, 1930. – Т. 6. Огневки – Пряжа. – Стр. 949 – 951.
размещено 14.03.2008
(0.2 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000
- Автор: Гессен Б.
- Размер: 7.03 Kb
- © Гессен Б.
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции