В фонде Письменных источников Всероссийского историко-этнографического музея г. Торжка имеется небольшая коллекция рукописных книг в количестве 5 ед. хр., хронологические рамки: конец XVI; XVIII – XIX (нач. XX?) вв. Самая ранняя рукопись – Творения Максима Грека 1584 г. неоднократно была объектом внимания специалистов. Отдельную публикацию ей посвятила сотрудница музея Т.Я. Морозова [1].
Особую ценность книги, помимо текста, составляют записи: на л.5 необычной формы (вписана в заставку[2]) с датой – «АФПД…» (1584), по-видимому – писцовая, имя (?) исполнителя скрыто в тайнописи: «ω[3]бссдп». Во всяком случае, это – не название, имя автора текста – Максим Грек (Михаил Триволис) – не подходит. Если поиграть в угадайку, возможно, окончание читается как «… Дмитрий писал», но это только предположение, куда больше вероятность увидеть здесь по совпадению букв имя автора записи-скрепы (лл. 21 – 339) дьяка Бориса Остолопова, служившего в г. Севске, но тогда нужно предполагать позднейшее происхождение записи на л.5. Тем не менее, очень заманчиво выглядит что-то типа: «ωстолопов Борис, служащий (в) Севске дьяк, подписал» (вариант: «… дияка подаяние»[4]). На л.II (форзацном) также любопытная «противоворовская» запись: « Сия книга обители преподобного и богоносного Ефрема архимандрита новоторжского чудотворца, а ежели кто её похитит, того душу Бог на суд восхитит…воры(?) а раскольники (2 слова зачеркнуто – Н.И.) кр(а?)ли (затерта одна или две буквы), для того никому её не давать читать».
Остальные четыре книги для археографии – рядовой рукописный материал.
Приводим краткие научные описания рукописей[5].
I. К229. КП 390/1204. Творения М. Грека. 1584 г. 1°. [344л.]
На корешке переплета надпись тиснением: «Творения Максима Грека».
Записи: л.5 – «АФПД месяца марта Д дня», выше: «ωбссдп».
л.II (форз.) – «Сия книга обители … Ефрема архимандрита новоторжского чудотворца, а ежели кто её похитит, того душу Бог на суд восхитит. … воры(?), а раскольники (два слова зачеркнуто) кр(а)ли (затерты 1-2 буквы), для того никому её не давать читать».
II. ВИЭМ. КП 390 / 1205. Списки свадебных чинов первых двух царей династии Романовых. 40-е гг (сер.?)18 в. 4°. [39л.]
Датировка: филигрань – герб «Pro Patria» и литеры: «АГ».
Записи отсутствуют.
III. КП 390/1837. К261. Атлас Тверской губ., рукописный. Нач. 19 в. (не ранее 1806 г.). 4°. 76л.
Датировка: 1) «белая дата» – 1804
2) в тексте на л.2 – «Табель о числе народа по Тверской губернии на 1806 год».
IV. ВИЭМ. КП 1959/2. К713. Часовник. 1852 г. 4°. [230л.].
Датировка: 1) запись с датой на л.134 – 24 декабря 1852 г.
2) по первому году церковного календаря на л.229 б. – 1852
V. КП 1169/К548. Акафист преп Симеону Столпнику. Нач. 20 в. ? (2 четв. 19 в. – 1927 гг) 4°. [18л]
Записи: л. I об. – «В церковь села Семеновского Новоторжского уезда
на молитвенную память по грешного составителя епископа Феофила.
1927 12 ноября.» Ниже, подписано: «День его отъезда из Торжка на Кубанскую епархию»
[1] Т. Я Морозова. О якобы «утраченном» сборнике слов, сказаний и посланий Максима Грека 1584г./ ТОДРЛ, СПб, 1996. Т.50, с. 479-487.
[2] Первый случай в нашей собственной практике.
[3] При публикации научного описания, вероятно, ввиду отсутствия у наборщиков буквы «омега», она заменена буквой «W» (c. 479, 481), что усложняет возможность расшифровки тайнописи.
[4] См. тексты всех записей в публикации Т.Я. Морозовой – с.481-482.
[5] Глубокая признательность зав. фондом ПИ ВИЭМ Логиной Н.И. за ускоренное предоставление материала и дружескую поддержку.
Публикуется впервые