Нестеров И.В. Князь Пожарский –– психологический портрет по данным графологии

6 июня, 2019

И.В. Нестеров. Князь Пожарский –– психологический портрет по данным графологии (5.37 Kb)

 

Источников по истории Нижегородского ополчения немало. Персонально руководителям ополчения повезло куда меньше. О том, кем были эти люди «изнутри», историки судят в основном по их деяниям. Но в круговороте событий подобного масштаба личный вклад человека выявить всегда непросто. Значение такой научной дисциплины, как графология, при таких обстоятельствах возрастает многократно.

Условия, при которых проводится данное исследование:

а) из того, что может дать графология, выбираем только характер исследуемого лица;

б) следует учесть, что возможности графологии в данном случае сильно ограничены –– как незначительным объемом материала (2 автографа по несколько слов в каждом), так и тем, что методики, созданные для русского письма 20 века, далеко не во всем подходят для письма века 17-го;

в) поскольку информационный повод предлагаемой статьи –– 400-летие Нижегородского ополчения, пришлось пока ограничиться двумя автографами Пожарского, находящимися в свободном доступе (т. е. не в виде оригинальных рукописей из РГАДА, а в научно-популярном издании). Последнее в науке не очень принято, но в качестве первого этапа работы –– допустимо.

Базовая методика исследования –– Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. М., 1993.

 

Нестеров И.В. Князь Пожарский –– психологический портрет по данным графологии

Скрынников, Р. Минин и Пожарский. М., 2007.

 

Нестеров И.В. Князь Пожарский –– психологический портрет по данным графологии

Скрынников, Р. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. М., 1981.

 

 

 

ПризнакРасшифровка
1) по наклону (по угловому положению букв в соотношении с линией строки) – вертикальный почерк (автограф 1604 г.) с элементами левого наклона (автограф без даты)Большая сдержанность, самообладание, выносливость, замкнутость, с элементами несоответствия личных естественных склонностей человека внешним условиям жизни (возможно – хотел от жизни большего).
2) гласные «о» и «а» – закрыты сверхуЗамкнутость.
3) высота букв:

а) автограф 1604 г. – 2-4,5 мм (в первой строке буквы выше, чем во второй);

б) автограф б. д. – 3-3,5 мм (норма в среднем несколько превышена от положенных 3 мм).

 

Властные амбиции несколько выше средних значений, но в целом – невысоки.

Возможна некоторая неровность поведения, повышенная аффективная возбудимость.

4) строки – с некоторым провисанием в середине.Вероятно – подтверждение предыдущего подраздела.
5) геометрическая выдержанность письма – по-видимому, недостаточная.Элементы аффективной возбудимости – возможна вспыльчивость, горячность.
6) соотношение угловых и дуговых элементов почерка – примерно равное.Баланс между мягкостью и жесткостью в отношениях с окружающими («кнут и пряник»).
7) по внешнему виду – простое письмо, без украшений.Прямой в отношениях; чуждый криводушию, мелочности, надменности; привычка игнорировать внешние атрибуты бытия.
8) графологичность почерка (степень отхода от каллиграфических образцов) – достаточно высока (оригинальность графемы «т» в обоих автографах и «п», похожей на «г» в автографе б. д.).Достаточно высоки показатели степени самобытности личности, разнообразия ее психических проявлений; личной инициативы. Человек не довольствуется одним только приспособлением к условиям существования, а стремится внести что-то свое, новое и оригинальное.

 

Кажется, к сказанному нечего и добавить.

 


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 07.12.2012
  • Автор: Нестеров И.В.
  • Размер: 5.37 Kb
  • © Нестеров И.В.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции