Дорогие друзья!
Публикацией текста «Праздничной археологической» редакция ЭПИ «Открытый текст» открывает новую рубрику «Археологический фольклор». В ней предполагается знакомить читателей с малоизвестными, а то и вовсе неизвестными песенными произведениями участников раскопок. Без них практически не обходится экспедиционная жизнь. У костра и во время праздничных застолий исполняются не только песни признанных бардов, ставшие «классикой» жанра, но и звучат в прямом смысле самодеятельные «песни-однодневки», созданные по какому-нибудь «разовому» случаю, авторство которых давно позабыто. Написавший эти строки, в результате своей собирательской деятельности за время многочисленных экспедиций, стал обладателем небольшой коллекции таких, как правило, «летних шедевров» экспедиционного творчества, дополнивших в виде вклеек и вкладок собственную «книгу для записи шариковой ручкой», начавшуюся заполняться с 1971 года. Дабы всё это «богатство», порожденное представителями рода «Archaeologus sapiens» и его «собратьями по разуму» с подобным образом мышления и аналогичной «средой обитания», записанное на чем угодно и где угодно, не «кануло в Лету», предполагается регулярно размещать относящиеся к нему материалы в данной рубрике.
Конкретным же поводом для ее создания стала попытка автора вместе с ведущим научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинского дом) РАН доктором филологических наук Александром Бобровым восстановить текст неофициального гимна археологов, работавших в Полоцке, исполненный им когда-то в одной из северных экспедиций. В нем, по тем временам (1981 год), почти крамольно звучали слова о признании только «партии раскопок старины» (а как же КПСС!?), а также выражалась надежда, что и тебя когда-нибудь «переберут по косточкам» и пропитают спиртом. В сборниках авторской песни его не обнаружилось.
Обращение к Интернету показало, что не только автор указанной песни не попался в «сети мировой паутины», но и сам гимн не стал «предметом улова». Не найдя его, «мудрая» Алиса – порождение искусственного интеллекта (ИИ), отобрав 20 источников и порассуждав 16 секунд, завела нас «в дебри» марксистско-ленинской теории общественного развития. Констатировав метафоричность замены «коммунистической партии» на «партию раскопок старины», искусственный интеллект решил, что фраза о «признании» только последней, намекает на важную роль исторического анализа в понимании классовой борьбы. Поэтому, в контексте марксистской теории, изучение прошлого («раскопки старины») рассматривается как ключевой инструмент (вероятно, шанцевый? – А.Д.) для осознания современных социальных процессов.
Отсюда вывод Алисы, олицетворяющей ИИ: «Фраза подчеркивает, что изучение истории рабочего движения — не просто академическая задача, а основа для формирования революционной стратегии… Таким образом, «партия раскопок старины» метафорически объединяет научный анализ прошлого с практической борьбой за будущее».
Наш вывод: «Приехали! Надо применять собственную память!». В итоге, коллективными усилиями текст песни «Я не даю полезные советы» был восстановлен и вскоре появится в данной рубрике. Хочется надеяться также, что она будет пополнятся благодаря откликам читателей, «потому, что, ни им, ни нам «нельзя без песен, чтобы в сердце не закралась плесень!».
Что же касается собственно опубликованного текста «Праздничной археологической», то он не является (да и с самого начала не мог быть) каноническим. В процессе работы над ним, включавшей консультации с друзьями и, прежде всего, с А.Г. Бобровым, добровольно возложившим на себя редакторские функции, многочисленные варианты куплетов разлетелись по Интернету. «Краткая редакция» переросла в «пространную», которая, в свою очередь, была тоже дополнена и «сто раз» доработана и переработана, даже после публикации в «Открытом тексте». Стихотворные строчки, посвященные отдельным лицам, превратились в общий для всех гимн, в котором, тем не менее, улавливается связь с известными археологами, историками, филологами, с конкретными событиями в их научной и общественной деятельности. Это Л.С. Клейн, Г.С. Лебедев, В.П. Петренко, Вас. А. Булкин, В.А. Назаренко – организаторы и участники ставшего в последствие знаменитым Славяно-варяжского семинара (истфак Ленинградского государственного университета), бросившего вызов официозу московской исторической школы в 1960-е – 1980-е годы и с честью пронесшие сквозь годы «норманизма седого скрижали», А.Н. Кирпичников, «провозгласивший» Ладогу (Старую) «первостолицей» Руси, Вал. А. Булкин, известный специалист по древнерусской архитектуре домонгольского периода, исследовавший Софию Полоцкую, О.В. Овсянников, благодаря которому я узнал о существовании «златокипящей» Мангазеи, раскапывал легендарный Пустозерск и полюбил навсегда Русский Север, научные сотрудники Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН, во главе с академиком Д.С. Лихачевым, современные питерские историки и археологи, плодотворно «пашущих на ниве» истории русско-шведских отношений средневековых времен и многие другие.
«Праздничную археологическую» можно дополнять, отходя от собственно «науки о древностях» и превращая в застольную песнь представителей других близких к ней (и не очень) специальностей. Это само собой получается – стоит лишь только вспомнить какое-либо знаменательное событие и, дописав четверостишее, провозгласить соответствующий тост. Предлагаем варианты:
– «Выпьем за Минина и за Пожарского…» (историкам);
– «Выпьем за Дикие степи казацкие…» (географам, регионоведам);
– «Вспомним Аввакума мы «огнепального», славя его «Житие»…» (литературоведам, археографам, филологам);
– «Вспомним мы волжские песни бурлацкие…» (этнографам и фольклористам);
– «Выпьем за дивные лики Рублевские…» (искусствоведам и реставраторам). Вариант «Выпьем за дивные виллы Рублевские…» не вписывается в контекст и не может быть предложен, скажем, историкам архитектуры.
– «Выпьем за мамонтов острова Врангеля…» (палеозоологам и палеогеографам, в т.ч. Сергею Вартаняну, не нашедшему в 1981 году на Пинеге, в составе археологической экспедиции О.В. Овсянникова, крепость Кегролу, но зато позже открывшему на острове Врангеля карликовую разновидность мамонтов, современную египетским фараонам).
Эксклюзивное персональное спецпредложение к выше поминаемому Александру Боброву, руководителю проекта «Афанасий Никитин – 550», – воспеть знаменитого «ходока», испив «заморского зелена вина» и употребив «восточных сластей» («сладостей»?) на закуску.
Так можно продолжать до бесконечности, было бы ко времени и к месту.
Конечно, можно еще предложить провозгласить тост за Государя Императора (монархистам), однако, вспомнив исторический анекдот о телеграмме из Ливадии гвардейцам, якобы третий день отмечавшим в Санкт-Петербурге день рождения Николая II, последуем его совету: «Пора и меру знать!». Иначе можно «бухнуться» под праздничный стол, вместо того, чтобы «бухнуть» по нему кулаком и «ухнуть «Дубинушку»», или попытаться повторить «Праздничную» от начала до конца, включая не публиковавшиеся еще куплеты, представленные здесь.
ПРАЗДНИЧНАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ
(дополнительные куплеты)
[…]
2-а.
Вспомним великое оледенение,
Вспомним «шерстистых слонов»,
Выпьем за древних людей единение,
Жар их горящих костров!
Выпьем за первых людей поколение,
Предков манящий нас зов!
[…]
6-а.
Выпьем за Нарвское против-стояние,
Ивангородскую твердь!
Вспомним мы шведов отсюда изгнание,
Чтоб не ломились к нам впредь!
Вспомним Петровских полков ликование
И не забудем их впредь!
6-б (вариант 1).
За покорение Крыма с Очаковом,
Падший к ногам Измаил
Тех, кто горячею кровью солдатскою
Дикую степь обагрил!
Тех, кто сквозь южные степи чумацкие
К морю нам путь проторил!
6-б (вариант 2, связывающий сюжеты).
За покорение Крыма с Очаковом,
Падший к ногам Измаил,
Выпьем за уличей, выпьем за тиверцев,
Тех, кто здесь в древности жил!
За древнерусских мы выпьем дружинников,
Тех, кто к Царьграду ходил!
7 (изменен).
Вспомним мы скальдов и руны, воспевшие
За море давний поход,
Вспомним от крови мечи потускневшие,
Старого Рюрика род!
Выпьем за славу, в веках не тускневшую
Русичей – храбрый народ!
[…]
06.09.2025.
Рождествено-на-Више