Вода является основным условием возникновения и существования жизни. Поиски жизни во Вселенной зачастую приравниваются к поискам воды.
Вода всегда была фактором прямо или опосредовано определяющим расселение человека в природной среде. Выбор места стоянки кочующей группы охотников-собирателей или поселения оседлых земледельцев определялся наличием источников воды. Издревле на Русской равнине люди перемещались и жили в пределах речных долин, то есть там, где в условиях увлажнения в поймах сформировались плодородные почвы, были пастбища и сенокосы, где была питьевая вода. Земли на водоразделах заселялись много позже. Здесь источниками воды служили ручьи, родники (ключи) и колодцы.
«Родник, ключ, бьющая из земли водяная жила, креница, водничек; место рождения ключа»[1].
Родник(ключ) требовал особого обустройства и ухода. Вода, сочившаяся из водоносного слоя, с помощью особых приёмов и устройств собиралась и накапливалась в определённом месте. Пройдя через слой галечника, вода очищалась и через жёлоб или трубу изливалась наружу.
На неглубоко расположенной водяной жиле устраивали криницы.
Криница – это «мелкая копань, <…> на водяной жиле, куда вставляется бочка, чан»[2].
Когда требовалось добраться до глубоко расположенного водоносного слоя (водяной жилы), копали и обустраивали колодец.
«Колодезь, колодец – узкая и глубокая яма: рудная дудка, спуск в землю; <…>яма вырытая до водяной жилы, для воды, и одетая срубом, либо камнем, а иногда и целою дуплястою колодой, отчего <…> и самоё название»[3].
Обращает на себя внимание, что в этом определении колодца в качестве крепления стен колодезной ямы сперва указан сруб, а не колода, из чего следует, что колоду для этой цели использовали не повсеместно, а только в тех местах, где хорошего, строевого леса было много, где без труда можно было выбрать подходящее дерево, где были, и это главное, распространены разнообразные навыки и способы работы с деревом. Подобрать лес для изготовления колодезной клети проще, чем выбрать лесину, пригодную для изготовления цельной деревянной трубы. Для этой цели вероятнее всего брали осиновую колоду. Осина дольше стоит в земле; кроме того, у старой, толстой осины сердцевина часто бывает рыхлой («дуплястой») и её легче выбрать специальным коловоротом или выдолбить с использованием особых приёмов и инструментов. Возможно, что в иных случаях трубу изготавливали из расколотой пополам колоды, половины которой выдалбливали и заново скрепляли. Лучшим же материалом несомненно была лиственница, древесина которой противостоит гниению и служит десятилетиями.
Такие, сохранившиеся до наших дней трубные колодцы можно встретить на Русском Севере в деревнях по реке Уфтюге в Вологодской и Архангельской областях[4]. Внутренний диаметр этого рода колодцев не велик, обычным ведром воду из него не достанешь, поэтому использовались особые черпаки. Жердь с черпаком на конце опускалась и поднималась с помощью «журавля».
На территории Пермского края, который условно можно разделить на северную, центральную и южную части, в центральных и южных районах широко распространены и обычны колодцы шахтного типа. Стены ствола колодезной шахты одеты клетью – квадратным деревянным срубом. Подкапывая и вычерпывая грунт, сруб заглубляют в землю до нужной глубины, одновременно новыми рядами наращивая сруб сверху. Несколько венцов сруба, возвышающихся над уровнем земли, называются оголовком колодца. Колодец закрывают крышкой и устанавливают защитную двускатную кровлю. Поднимают воду на поверхность вручную с помощью ворота – горизонтально укреплённого короткого бревна с рукоятью, на которое навита цепь с ведром на конце. Полагаем, что большинству знаком именно этот тип колодца.
Ранее не встречавшийся нами тип колодца для пресной воды был обнаружен в 2013 году во время одной из поездок по Пермскому краю в деревне Олёково, близ старинного заводского поселения – Чёрмозский завод (ныне посёлок Чёрмоз Ильинского района). Архаичная простота и оригинальность конструкции сразу обратили на себя наше внимание. Нам не известно, – описан ли этот тип колодца в соответствующей литературе. Однако придерживаясь того мнения, что краевед всегда должен быть готов к открытию чего-то нового, хотя бы для самого себя, не претендуя на какой бы то ни было приоритет в этом «открытии», предлагаем вашему вниманию описание этого колодца. По типу – это трубный колодец. Необычным в нём было то, что труба колодца была собрана из нескольких расположенных повдольдревесных стволов. Стволы были притёсаны друг к другу и скреплены вкруг деревянными клиньями. Оголовок колодца являлся продолжением колодезной трубы. Он был накрыт дощатой двускатной кровлей и внешне напоминал «теремок» (илл. 1, 9). На фоне обшитых сайдингом дачных домов от него веяло «стариной-матушкой». Из разговоров с местными жителями выяснилось, что подобного типа колодцы встречаются в некоторых деревнях чёрмозской округи. Нам представилось вполне вероятным, что колодцы такой конструкции – это одно из материальных воплощений мастерства заводских плотников, строивших и ремонтировавших плотину заводского пруда, устраивавших в ней прорезы для направления водяных потоков на главное заводское колесо, колёса мукомольной и лесопильной фабрик и выполнявших иные работы, требовавшие особых навыков и мастерства. В самой деревне Олёково в начале XIX века (около 1815 г.) была открыта «мучная фабрика», снабжавшая своей продукцией население Чёрмозского завода[5].
Позже выяснилось, что подобную сборную конструкцию имели деревянные рассолоподъемные трубы, до сих пор встречающиеся в Пермском крае на местах бывших соляных промыслов, например в с. Усть-Игум Александровского района[6]. «Чудские» рассолоизвлекательные трубы в конце XVIII века были обнаружены севернее Чёрмозского завода около села Кыласово, о чём управляющий Яков Дмитриевич Ипанов доносил владельцу завода Ивану Лазаревичу Лазареву[7].
Из описания Новоусольских и Ленвинских соляных промыслов, составленного в 1829 году практикантами Петром и Павлом Сивковыми, следует, что рассолоподъёмная труба состояла из «трёх различных трубок». Первая, располагавшаяся снаружи «матичная» труба имела диаметр 8-9 вершков и длину до 10 сажен. Две другие, «обсадная» и «веслая», имели диаметр 4 и 1-2 вершка соответственно и гораздо большую длину. Они располагались одна в другой. Проходка производилась «посредством различных железных инструментов со стальною наваркой по примеру горных буров». Матичная труба, как это следует из описания, состояла из цельного дерева, но позже на Ленвенских промыслах «устраивается новая рассолоподъемная труба, коей матица зделана из брусьев в диаметре 12, а стенка оной в 4 вершка»[8]. Таким образом, на Ленвенских промыслах стала применяться сборная конструкция «матичной» трубы. Впрочем, не исключено, что подобной конструкции трубы применялись и раньше для различных целей.
Представленная на фотографии в отчёте Г.П. Головчанского видимая часть деревянной рассолоподъёмной трубы имеет сборную конструкцию и является той самой «матичной» трубой[9]. Встретившийся нам в Олёково колодец своей конструкцией напоминал именно «матичную» трубу.
В следующий раз действующий колодец аналогичный «олёковскому» встретился нам в селе Усть-Гаревая Добрянского района в мае 2016 года (илл.2-3, 9). Усть-Гаревая – старинное село, находящееся на правом берегу Камы. Считать этот колодец образцом плотницкого искусства уральской горнозаводской цивилизации позволяет, в числе прочего, местоположение села Усть-Гаревая, находившегося в непосредственной близости от Добрянского, Полазненского и Хохловского заводов Пермской губернии.
Наконец в 2019 году, при плановой оцифровке фотоплёнок архива Камской археологической экспедиции Пермского государственного национального исследовательского университета (КАЭ ПГНИУ), нами были обнаружены кадры 1952-1954 годов, на которых молодые тогда пермские археологи В.А. Оборин и В.П. Денисов во время экспедиции в посёлок Орёл (раскопки Орла-городка) сфотографировались на фоне действующего колодца из сплочённых в трубу брёвен и, что особенно важно, сфотографировали отдельные этапы изготовления такого колодца. Таким образом задокументировано, что колодцы этого типа сооружали в Орле ещё 50-е годы прошлого, ХХ века (илл. 4-6, 9). На двух других фотографиях из Орла представлены остатки рассолоподъемного колодца на месте, где первоначально располагался Орел-городок (илл. 7-8).
Обратим внимание, что с. Усть-Игум и пос. Орёл находятся вблизи друг от друга и приурочены к месту впадения реки Яйвы в Каму.
Внутренний диаметр колодцев в Усть-Гаревой и Орле около метра. В такую трубу мог опуститься человек и вручную, подкапывая нижний край трубы, вычерпывая и подавая наверх пульпу водоносного слоя, осадить трубу до нужной глубины. Диаметр трубы колодца в Олёково несколько меньше и здесь осаживание трубы, возможно, происходило, в основном, с использованием груза примерно так, как это происходило согласно описанию Петра и Павла Сивковых: «Матичная труба опускается или заганивается в песчаную породу посредством большого груза на верхнем конце в особо устроенной четвероугольной клетке до тысячи пудов и более»[10].
Итак, мы берёмся утверждать, что встретившиеся нам, действующие до настоящего времени колодцы для добычи пресной воды, конструктивно однородные с матичными трубами рассолоподъёмных колодцев старых соляных промыслов, являются реликтом и в то же время живым воплощением плотницкого искусства уральской горнозаводской цивилизации.
Архитектурно-этнографическому музею в Хохловке[11], пожалуй, стоит обратить внимание на трубные колодцы описанного типа и ввести их в состав своей экспозиции.
В завершение отметим, что в наше время ни деревянных срубных колодцев, ни колодцев в виде сплочённой из древесных стволов трубы уже не делают, поэтому рассуждать, который из них лучше, то же самое, что решать «квадратуру круга». Нынче в ходу трубные колодцы, составленные из железобетонных колец.
- Колодец в д. Олеково Ильинского района Пермского края. Фото Е.В. Чуйкиной, 2013. Публикуется впервые
2. Общий вид колодца в с. Усть-Гаревая Добрянского района Пермского края. Фото Е.В. Чуйкиной, 2016. Публикуется впервые
3. Внутреннее строение колодца в с. Усть-ГареваяДобрянского района Пермского края. Фото Е.В. Чуйкиной, 2016. Публикуется впервые
4. Археолог В.А. Оборин около колодца в пос. Орел Усольского района Пермского края.Фото 1952-1954 гг. Из архива КАЭ ПГНИУ. Публикуется впервые
5. Археолог В.П. Денисов около колодца в пос. Орел Усольского района Пермского края. Фото 1952-1954 гг. Из архива КАЭ ПГНИУ. Публикуется впервые
6. Процесс сборки колодца в пос. Орел Усольского района Пермского края. Фото 1952-1954 гг. Из архива КАЭ ПГНИУ. Публикуется впервые
7. Остатки рассолоподъёмного колодца на месте, где первоначально располагался Орёл-городок (брёвна нанесены половодьем). Фото 1952-1954 гг. Из архива КАЭ ПГНИУ. Публикуется впервые
8. Тот же колодец изнутри. Видна обсадная труба. Фото 1952-1954 гг. Из архива КАЭ ПГНИУ. Публикуется впервые
9. Оголовки колодцев трубного типа. Рисунки О.Г. Гайдаша. Публикуется впервые
[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. т. IV. С. 12.
[2] Даль В.И. Указ. соч. т. II. С. 194.
[3] Даль В.И. Указ. соч. т. II. С. 138-139.
[4] Колодцы в окрестностях Верхней Уфтюги. URL: https://vk.com/wall253295791_1293 (запись от 11.11.2019 в группе «Деревянное зодчество»). Дата обращения 14.11.2020.
[5] Чуприянов В.Н. Чёрмозский завод. Пермь: Изд-во «Пушка», 2001. С. 41.
[6] Головчанский Г.П. Отчёт об археологической разведке в районе с. Усть-Игум Александровского района Пермской области в августе 1999 г. Пермь, 2000 (Архив Камской археологической экспедиции Пермского государственного национального исследовательского университета).
[7] Чуприянов В.Н. Указ. соч. С. 26.
[8] Сивков П., Сивков П. Описание Новоусольских и Ленвенских соляных промыслов, принадлежащих Графу Григорию Александровичу Строганову и прочим владельцам и об открытии каменной соли: [рукописный альбом] / Составлен Петром и Павлом Сивковыми. – [Б.м.]: [б.м.], 1829 // «Пермский книгоед». Электронная краеведческая библиотека и все, что рядом… URL: https://perm-book.ru/book/stu/. Дата обращения 14.11.2020.
[9] Древние памятники соледобычи в Прикамье: рассолоподъемные трубы Яйвинского острожка // «Наш Урал». URL: https://nashural.ru/mesta/permskij-kraj/drevnie-pamyatniki-soledobychi-v-prikame-rassolopodemnye-truby-yajvinskogo-ostrozhka/. Дата обращения 14.11.2020.
[10] Сивков П., Сивков П. Указ.соч.
[11] Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» // Официальный сайт Пермского краеведческого музея. URL: http://museum.perm.ru/filiali/muzey-khohlovka. Дата обращения 14.11.2020; «Хохловка, архитектурно-этнографический музей» // Ураловед. URL: https://uraloved.ru/mesta/permskiy-krai/muzej-hohlovka. Дата обращения 14.11.2020.
Публикуется впервые