Открытый текст Александра Герцена (продолжение 7) (6.96 Kb)
Герцен А.И. Т.XX. Произведения 1867-1869 годов. Дневниковые записи. М., 1960. (в двух книгах, со сплошной нумерацией страниц).
С.10: «К неправильным, запутанным, уродливым развитиям история нас приучила. Она, как дети, любит наступать в грязь (жаль, что грязь ее всегда от дождя крови) и там, где можно сухо пройти, – а у нас везде грязь по колено и болота по пояс. Главное, лишь бы она не останавливалась».
С.60: «Что же касается религии, то революция в ней не нуждается, она сама – религия».
С.76-77, о России: «В этой империи фасадов, где нет ничего подлинного и реального, кроме народа внизу и просвещения наверху, существует лишь два начала, представляющих собой исключение, две разрушительные силы: военная отвага и отвага отрицания. (…) Разностильное здание, без архитектуры, без единства, без корней, без принципов, разнородное и полное противоречий. Гражданский лагерь, военная канцелярия, осадное положение в мирное время, смесь реакции и революции, готовая и продержаться долго и на завтра же превратиться в развалины».
С.91: «В истории удается только то, что движется по течению и попутно овладевает им».
С.91: «Мы выступаем не против республиканского принципа. Разум, истина, нравственность явно находятся на стороне республиканцев и миссионеров мира. Но ни истина, ни нравственность, ни тем более разум не являются обязательными и не могут навязываться силой; у них нет права на насильственное признание, на вступление во владение против воли народов».
С.290: «Молчание, к несчастью, не всегда возможно – оно содействует упрочению, укоренению ложных представлений».
С.294: «Компромиссы мельчат, сглаживают, нейтрализуют, калечат. Уступая, теряешь шероховатые, выпуклые черты своей индивидуальности; жертвуешь самой энергичной, самой оригинальной ее стороной».
С.414: «Волочить по грязи верования прежних лет, осыпать бранью и клеветой людей, которых уважал и которые не изменились [здесь и далее курсив автора. – Б.П.], и делать это не из фанатизма, а из карьеристских, служебных побуждений… это дрянное занятие. Сколько докучных воспоминаний! Сколько встреч, похожих на угрызения совести!»
С.439: «Отрицать ложных богов необходимо, но это еще не все: надобно искать под их масками смысл их существования».
С.450: «В сущности, все делается по глупости, только никто не признается в этом, кроме русского человека, и все ищут всегда и во всем умных причин и объяснений и потому идут всякий раз направо, когда следует идти налево, – и запутываются дальше и дальше в безвыходных соображениях и затемняющих объяснениях.
Люди выбиваются из сил, отыскивая тайные пружины, спрятанные причины, глубокие замыслы, сокровенные связи, злостные цели, коварные планы, обдуманные ковы, – всего этого вовсе нет и придумано после. Мир идет гораздо наивнее и проще, чем кажется сквозь призму критики и рефлекций [так в тексте. – Б.П.].
Девять десятых всех злодейств делаются по глупости и наказываются по двойной, и это – не особенность злодейств, а вообще всех поступков, особенно крупных. В самых решительных событиях жизни ум не участвует или участвует, помогая глупости».
С.568, о национализме: «По-видимому, народам трудно отвратить этот шквал – его надобно поэтому перетерпеть. Но мы не можем забыть, что подогреваемые вопросы о национальностях были выдвинуты для того, чтобы заслонить и задвинуть в тень иные, гораздо более важные и значительные вопросы. (…)
Стремления группироваться, подбираться по национальности сами по себе безобидны, в них выражается низшая степень более распространенного, более обширного влечения к всеобщей, всеобъемлющей солидарности. К несчастью, влечение это носит на себе отпечаток односторонности, желания изолироваться. Сходство, родственная близость со своими, выливается в национализм, во вражду к иноплеменникам. Положительное чувство, как это случается почти всегда там, где больше страстного, чем разумного, в значительной мере уступает чувству отрицательному, ревности, недоверию, зависти, желанию взять верх. Истинный патриот всегда должен быть вооружен и готов поразить соседа, которого христианство и революция хотели сделать близким, братом.
Оплакивая это попятное движение, мы однако не имели желания вести войну с подобной манией зоологической классификации, видя, что это было бы столь же бесполезно и бессмысленно, как противиться прорезыванию зубов. Надобно переболеть некоторыми болезнями, чтобы стать здоровыми».
С.590: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
- Размещено: 15.05.2014
- Автор: Пудалов Б.М. (подгот.)
- Размер: 6.96 Kb
- © Пудалов Б.М. (подгот.)