М.В.Зеленов.
Каченовский Михаил Трофимович
1 ноя. 1775 (Харьков) – 19 апреля 1842 (Москва)
Михаил Трофимович Каченовский известен как журналист, историк России, славист, основатель “скептической школы”. Но при этом необходимо отметить, что круг его интересов был намного шире: он стремился быть и языковедом, и литературоведом, и источниковедом, и историографом, и нумизматом, и переводчиком, и музыкальным критиком. При всем многообразии интересов в его творчестве есть нечто, характерное для любых лекций и статей: это особая форма проявления мысли – гипертрофированная полемичность, особая энергия спора, направленная на критику источника или же другого автора. Каченовский пережил как необычайный успех, так и смерть своих научных выводов. Он писал как оригинальные исследования, так и обзорные статьи, по сути компилятивные, популяризирующие взгляды и работы русских и зарубежных ученых. Его лекции, оставшиеся неизданными, носили также вторичный характер. Несмотря на большое количество разрозненных статей и всеми признаваемую эрудицию, Каченовский не создал цельной монографии по истории России. Но его творчество все же изменило течение литературной и научной мысли России, она же изменила и его самого: бесстрашный и едкий полемист, противопоставлявший свое мнение всему обществу, превратился в осторожного и мнительного человека, нажившего, впрочем, много врагов.
М.Т.Каченовский родился в семье грека Качиони (мать русская) приписанного к “мещанскому сословию”. После ранней смерти отца он вынужден был сам делать себе будущее. Тринадцати лет он поступил урядником в екатеринославское казачье ополчение (будучи уже под русифицированной фамилией, которую ему дали в средней школе – Харьковском коллегиуме), но дважды уходил с военной службы на канцелярскую работу в 1793 и 1801 г. (после судебного процесса по обвинению в недочете казенного пороха, но был оправдан).
В это время происходит знакомство с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским (1748-1822)
[1] (определившее дальнейшую карьеру экс-квартирмейстера и канцеляриста губернского магистрата) и Каченовский получает предложение стать его библиотекарем. Вскоре граф переезжает в Москву, получив место попечителя Московского университета, и перевозит за собой библиотекаря, которого делает правителем своей канцелярии. Видимо молодой Каченовский смог не только понравиться, но и показал определенные способности к работе. И на самом деле, в дальнейшем Пушкин отмечал необыкновенную усидчивость, трудолюбие и способность к черновой кропотливой работе, которую проявил Каченовский, будучи редактором “Вестника Европы”
[2]. Каченовский вовсю использует дарованный ему шанс и начинает сотрудничать в столичных журналах: из “Новостей Русской литературы” в 1804 году он переходит в “Вестник Европы”
[3], который только что покинул его редактор-издатель Н.М.Карамзин для написания “Истории государства Российского”. С 1805 года редактором-издателем журнала стал Каченовский. А.К.Разумовский дает базу и для научной карьеры своего подопечного: в октябре 1805 года последний, ни году не проучившись в высшем учебном заведении, получил степень магистра философии и начал преподавать в Московском университете.
Невозможно сказать о качестве первых лекций провинциального новоиспеченного магистра (их текст не сохранился), но необходимо отметить, что Каченовский старается залатать пробелы в образовании: он интенсивно изучает иностранные языки (древние, немецкий, французский, английский, итальянский, испанский, новогреческий, польский, сербский), изучает научную литературу, в том числе чешскую и польскую. Литературное общение также расширяло его кругозор, вводило в круг столичных культурных интересов и новостей. Будучи редактором известнейшего журнала, Каченовский мог выписывать необходимые книги из-за рубежа, а доступ к другим изданиям он получил, являясь библиотекарем в ОИДР при Московском университете. В сентябре 1806 года Каченовский получил степень доктора философии и изящных искусств,
[4] в 1808 г. утвержден адъюнктом, в мае 1810 г. – стал экстраординарным, а в 1811 г – ординарным профессором теории изящных искусств и археологии. Все эти годы он выпускает журнал и наполняет его своими литературно-критическими статьями.
[5] Литературные пристрастия Каченовского сформировались в конце 18 века и почти не менялись: первые литературные опыты в духе господствующего тогда сентиментализма он опубликовал в журнале “Ипокрена” в 1799 и 1801 годах. Классицизм как литературное направление преобладал и на страницах “В.Е.”. При всем интересе к новому Каченовский не мог принять новых литературных течений, что проявилось, например, в его неприятии романтизма.
В 1808-1809 годах кончается переходный самообразовательный период, и Каченовский формируется как ученый. Научные же пристрастия формировались вместе с меняющимся веком, но также не претерпели потом практически никакой трансформации. Творчество Каченовского в этом отношении очень интересно: в нем фантастическим образом переплелось старое и новое.
[6] Впервые он заинтересовался историей славянства в 1801 г., находясь под арестом и прочитав книгу старого Болтина. Но рождение новых стилей,
новых традиций, сам дух
перелома, разрушения, витающий в начале 19 века в русском обществе, оказал влияние не только на литературное, но и на научное творчество Каченовского. Новая критика источника, сформулированная и воплощенная Шлецером и Эверсом (книга последнего появилась в 1808 году, накануне первых исторических опытов доктора философии), являлись благотворным источником для всех историков “сомневающегося” поколения, в том числе и для Каченовского. Проповедуя всегда старые взгляды Болтина и применяя критический метод молодого Эверса Каченовский приходил к выводам, поражающих современников экстравагантностью и неожиданностью, но зато совершенно новым в исторической науке. Кроме этого, такого же рода противоречие было и на уровне личности – дух критики и научная смелость полемиста уживались в мундире Каченовского с политической осторожностью, впитанной еще в канцелярские годы и отшлифованной графом Разумовским.
В 1808-1809 гг. появляются статьи Каченовского как по вопросам славянского языкознания, так и на историческую тематику: “Исторические замечания о древностях великого Новгорода”
[7], “Об источниках для русской истории”
[8], “Параллельные места в русских летописях”
[9] (о ней будет сказано ниже). При некоторой самостоятельности они носили вторичный, компилятивный характер. Первая из них является извлечением из сочинений митрополита Евгения: исторические разговоры о древностях Великого Новгорода. Эти разговоры были сочинены учениками духовного училища, учрежденного при Новгородском митрополичьем доме в 1807 г. М.Каченовский избрал для публикации два разговора – о многолюдстве древнего Новгорода и о древнем богопочитании славян Новгородских.
Вторая статья была посвящена вопросам славянского языкознания, в том числе их историческому аспекту.
[10] Одна из главных идей, которую проповедует Каченовский в этой и целом ряде других статей
[11] по данной тематике, – это существование древнего праславянского языка, который в ходе своего развития разделился (под воздействием различных факторов) на ряд славянских наречий, существующих и изменяющихся по своим правилам и имеющих свои особые свойства. Эти славянские наречия были уже до великого переселения народов, но окончательно оформились к моменту образования национальных государств в 1Х в. Этот тезис был основан на изучении трудов Й.Добровского, С.Б.Линде, Г.Лудольфа и др. и прозвучал против выступления А.С.Шишкова, считающего, что русский язык является единственным наследником древнего славянского языка. Второй тезис Й.Добровского, который отстаивал Каченовский – о различии праславянского языка с церковнославянским и о тождестве последнего лишь с одной веточкой древнеславянского – древнесербским. Особенно следует подчеркнуть мысль Каченовского, развитую им в работе “О славянском языке…” и связанную с его историческими трудами, что между языком, его развитием и жизнью общества существует тесная и непосредственная связь. При этом необходимо добавить, что вопросы славянского языкознания были представлены в “В.Е.” не только статьями его редактора, но и публикациями исследований славистов, сообщениями о выходе их книг и словарей, редакторскими замечаниями к текстам других авторов. Компилятивность статей Каченовского в данной историографической обстановке носила положительный характер: русский читатель получал систематизированный материал по ряду вопросов и был в курсе новейших достижений европейской науки в изучении истории славян и их культуры.
Каченовский отводил место в журнале и фольклору славян, публиковал славянские народные песни со своими комментариями, причем его статьи были также вторичны, основаны на работах зарубежных славистов.
[12] Заслуги Каченовского в изучении славянских языков были оценены, и в марте 1819г. он был избран членом Российской Академии.
Находясь на кафедре археологии, Каченовский не только читал лекции по этому предмету (не в нынешнем его понимании), но и посвятил несколько статей изучению обнаруженной во время раскопок под Черниговом золотой медали.
[13] Каченовский дает подробное её описание и объясняет значение цепей и медалей в древние времена. Он доказывает, что находка является не гривной, не иконой, не знаком отличия, жалуемом государем, а представляет собой талисман, сделанный императором Василием Македонянином.
[14] Это мнение встретило отпор со стороны Берлинского, К.Моргенштерна и Я. де Сангина,
[15] которые считали, что это медаль была выбита в память введения Владимиром христианства на Руси. В ответной статье Каченовский выступил против К.Моргенштерна, уточняя при этом свою старую позицию: медаль он приписывает не императору Василию, а Богомилу Василию, начальнику ереси богомилов и потому относит её не к 9 веку, а к концу 11, или к началу 12 века.
[16] Следует добавить, что во время эвакуации профессорско-преподавательского состава Московского университета в Н.Новгород в августе 1812 года Каченовский спас все медали и монеты, взяв их с собой.
[17]Поскольку изучение медалей входит в понятие нумизматики, необходимо более подробно рассмотреть взгляды Каченовского на денежную систему Древней Руси и монеты. В одной из первых статей “Нечто для древней русской нумизматики”
[18],Каченовский, опираясь на работы чешских и польских ученых и исходя из методологического принципа о необходимости сравнительного изучения русской истории и истории славянских народов, анализирует слово “скот”, обозначающее деньги, встречающееся в русских летописях. Каченовкий рассматривает эпизод из летописи Нестора по Кенигсбергскому списку, в котором говорится о Ярославе Владимировиче, потерпевшем поражение от польского короля Болеслава, и пришедшего в Новгород за помощью: “И начаша скот брати, от мужа по четыре куны, и от старост по пяти гривен, а от бояр по осьмидесяти гривен, и приведоша варяги и вдаша им скот, и совокупи Ярослав вои многи.” В этом смысле слово скот имеет родовое понятие, а куны и гривны – видовое. В летописи по Никоновскому списку слово скот заменено данью, у Татищева – податью, у Ломоносова – казною. В “Трактате о монете” Коперника (польский источник) слово скот обозначает часть гривны, большую или меньшую, смотря по времени и обстоятельствам. До 1300 года охотнее принимали серебро на вес, т.е. на гривны, нежели в битой монете. Гривна разделялась на части, и скот содержал в себе 24-ю часть гривны. Как малая монета “деньга” дала общее название монетам, так и “скот” – малая часть гривны – послужила к наименованию вообще денег.
Подробное объяснение некоторых слов, обозначавшее в древнее времена деньги, было дано Каченовским в статье “О старинных названиях в России денег металлических в смысле ходячей монеты”.
[19] В ней Каченовский сопоставлял названия русских монет и монет других славянских народов, пользуясь известными к тому времени данными, находящимися, в том числе, и в работе польского историка И.Лелевеля. Сначала средством обмена служили золото и серебро. Слово скот перешло на Русь от германцев и означало поборы и вообще деньги. В церковном языке встречается слово “пенязь” (pennis), которое происходит от немецкого pfenning (наблюдение С.Б.Линде, видного польского филолога, его работы часто используются Каченовским для своих статей). Каченовский разбирает происхождение и значение таких названий, как гроши, гривна, рубль, и проч. Окончание статьи посвящено подробному разбору древних кожаных денег, в существовании которых автор сомневается.
Последняя мысль была развита Каченовским в статье “О белых лобках и куньих мордках”
[20] (В ней доказывалось, что эти названия никогда не обозначали кожаных денег, а являлись серебряной монетой) и в целом ряде других работ.
[21] В статье “О кожаных деньгах”, написанной в период развития теории Каченовского о “баснословном периоде” русской истории (об этом ниже) автор отстаивает мнение, что денежные знаки, упоминаемые в разобранных им источниках, проникли на Русь из более цивилизованной Ганзы только в ХШ в. Отсюда он делает вывод, что и сами источники поэтому возникли не ранее этого времени.
М.Т.Каченовский занимался не только теоретическими исследованиями истории денежной системы древней Руси, но и практическим изучением монет. Так, в 1827 -1828 годах появляются его статьи, в которых он описывает и объясняет чешские ,псковские, и московские монеты,
[22] можайскую монету
[23], и др.
[24] Он, кстати, разрабатывает свой способ для датировки монет (которые нельзя датировать по внешнему виду), заключающийся в сравнении их веса с весом хорошо известных монет (т.к. вес монет был в разных местах неодинаков и изменялся на протяжении некоторого времени, – то это было сделать необходимо). С помощью своей методики Каченовский датировал 10 монет
[25], рисунок которых прилагался в журнале. Необходимо отметить, что работы Каченовского в этом направлении были одними из первых в области нумизматики, исследования Г.С.Казанского, Ивана Сахарова и других появились уже в 40-50-х годах XIX века.
В 1821 году Каченовский переходит на кафедру истории, статистики и географии Российского государства и читает следующие лекционные курсы: статистику Российского государства, историю государства Российского, в 1827-1828 году соединенный курс истории и статистики Российского государства, в 1831-1832 году дополнительно к этим предметам – правила Российского языка и слога, в 1832-1833 году – русскую историю и всеобщую историю древних и средних веков, в 1833-1835 годах – русскую историю.
Если о статистических штудиях Каченовского известно довольно мало
[26] (одним из первых статистиков в университете был сын Шлецера, научные труды по статистике уже были опубликованы, поэтому можно предположить, что лекции Каченовского и в этом случае были неоригинальны), то о взглядах этого многогранного человека на историю России надо остановиться подробнее.
Взгляды Каченовского на предмет исторической науки становились в полемике с Карамзиным. В 1818 году появляются 8 томов “Истории государства Российского” и вслед за этим “Вестник Европы” публикует ряд анонимных статей “От Киевского жителя к его другу” с подписью “Ф”,
[27] в которых Каченовский, несмотря на ряд совпадений в позициях с Карамзиным, выступает против его положений, изложенных в “Предисловии” к “Истории”. Напомним, что в центр изучения истории Карамзин ставил деятельность князей, политические события, отражающие лишь мощь государства. Каченовский же, будучи, видимо, уже знаком с монографией Эверса “История руссов” (лекции в 20-х годах читались им именно по этой книге), выступал за расширение предметов истории, говорящих о всех сторонах жизни народа: “В истории все то любопытно, что принадлежит к связи происшествий, что служит к объяснению действий и характеров: цель её – доставить нам сведения о том, что было и каким образом было. Средства находятся в даровании автора; но
истина есть главный источник удовольствия читателя.”
[28]Из этого положения вытекают и несколько методологических тезисов, определивших своеобразие статей и лекций Каченовского по средневековой истории. Во-первых, он выступил против формы Карамзинской истории, против его манеры живописно рисовать характеры героев и исторические картины, используя весь талант литератора. Историк должен не вымышлять речи действующих лиц, а давать беспристрастный рассказ, точное (и сухое) изложение событий, всех достоверных фактов, сгруппированных в определенном порядке. Во-вторых, достоверные факты можно добыть, опираясь только на строгий источниковедческий анализ исторических текстов. В-третьих, для установления достоверности событий, нужно использовать сравнительно- исторический метод, исходя из того, что развитие народа России и стран Европы шло одинаково.
Надо оценить смелость антикарамзинского выступления Каченовского с его скептическими стремлениями пересмотреть существующие незыблемые истины в методологии истории, что было воспринято в обществе неоднозначно: некоторые видели в нем революционера, хотя он таковым не был, и более того, стал одним из врагов декабристов и их знакомых именно вследствие позиции “Вестника Европы” по отношению к 1Х тому “Истории” Карамзина.
[29] Кроме этого, многие его знакомые порвали с ним отношения.
[30]Особенности источниковедческого почерка Каченовского тесно связаны с его личностью и особенностью мышления. Мысль его, кажется, могла существовать только в “скептической” форме. Критика же была для него не только удовольствием, но и способом добиться известности. “Труд мелочный, тягостный для историка, – писал Каченовский о работе по восстановлению текста летописей, – может быть весьма приятным, любимым занятием для … критика, ибо приносит ему не только
удовольствие, но и
славу.”
[31]Уже первый опыт источниковедческой статьи 1809 года “Параллельные места в русских летописях” показывают Каченовского проводником шлецеровского метода анализа текста (выяснение вставок и пробелов, сравнение текста одной летописи с другими и т.д.) и систематизатором наблюдений других исследователей по исследованию летописей.
[32] Следующее выступление Каченовского, посвященное “Повести временных лет” и Шлецеру, касалось не столько изложения летописи, сколько научным методам её анализа и было направлено против анонимного автора “Русского вестника”, отстаивающего необходимость благоговейного, патриотического и религиозного подхода к труду Нестора.
[33] Каченовский защищал право исследователя критически рассматривать любой исторический источник, руководствуясь здравым смыслом, а не патриотизмом и религиозными догмами и сюжетами, среди которых, например, у Нестора находится предание о происхождении народов от Адама.
[34] Каченовский воспринял не только критический метод Шлецера, но и Нибура, с которым он познакомил российского читателя в 1830 г.
[35]Источниковедческие взгляды Каченовского развивались и излагались, как и все его творчество, в полемике. Так, например, в антикарамзинских письмах “От киевского жителя к его другу”, явившихся своеобразной рецензией на выход “Истории государства Российского” Карамзина, Каченовский вновь останавливается на проблеме отношения к источнику. Дело в том, что Карамзин считал невозможным восстановить по сохранившимся источникам историческую истину, поэтому историк должен дать свою моральную, художественную и политическую интерпретацию событий. Источник же, который он использует, должен служить ему в этом. Поэтому Карамзин выбирал из летописи только то, что могло служить его научной и политической конструкции, игнорируя противоречащие этому сведения из другой.
Каченовский выступил против такого “потребительского” отношения к источнику. Для создания “беспристрастного” исследования ученый должен собрать все документы, найти в них сведения об интересующем его событии, добросовестно разобрать все позднейшие наслоения и объяснить их появление. После этого он должен дать свою версию события, а не присоединяться автоматически к той, которая изложена в одной только летописи. В этом Каченовский продолжает линию Шлецера и Эверса в отношении к источнику: система критических приемов, направленных на установление достоверности источника, у них совпадала. Более того, одно из замечаний Шлецера о существовании “баснословного”, дописьменного периода в истории народов постепенно оказало влияние не только на исторические взгляды Каченовского, но и постепенно стало главным методологическим принципом анализа исторического источника.
Если сначала Каченовский видел основную задачу критика просто сравнивать источники и находить в них выставки, вымыслы и ошибки писцов, сделанные ими при переписке более древнего документа, то в двадцатых годах он соединил эту задачу с необходимостью анализа источника, опираясь на знание о “баснословном периоде” истории славян. В этом проявилось стремление Каченовского распространить историко-сравнительный метод исследования на работу с источником.
Баснословный период существует в истории каждого народа. Он характеризуется отсутствием письменности, государственности, примитивным уровнем развития общественных и политических отношений, низким уровнем развития техники, ремесла и т.п. Поэтому сведения о нем могли сохраниться в более поздних письменных памятниках только через предания и мифы. Исходя из этого, необходимо признать как практическую непознаваемость этого периода, так и задачу историка восстановить те крупицы истины о нем, которые остались в позднейших источниках, и для этого по-новому на них взглянуть.
Для восстановления баснословного периода истории необходимо соотнести известные источники во-первых, с духом времени, в котором они появлялись, во-вторых, с подобными периодами в истории других народов, а в- третьих, с более поздним периодом развития страны. Сам критерий “духа времени”, можно сказать, витал в обществе первой четверти ХIХ века, но Каченовский сделал его определяющим в установлении подлинности источника. Таким образом, можно отметить, что Каченовский смотрел на исторический источник, как на продукт исторического развития, видел в нем отражение влияний различных факторов современной ему эпохи. Этим прогрессивным взглядом на источник Каченовский противопоставил себя старой историографической традиции и выделялся среди многих исследователей начала ХХ века. Но субъективизм подхода Карамзина Каченовский заменил своим субъективизмом, который проявился в совершенно произвольном и ничем не подтверждаемом понимании баснословного времени, которое длилось примерно по ХIII век.
[36] Датировка этого периода возникла у Каченовского не случайно, а в результате анализа денежной системы Руси (см. об этом в разделе нумизматики).
Исходя из такого толкования “баснословности” Каченовский рассмотрел некоторые известные древнерусские и древнеславянские источники: Черниговскую гривну (см. об этом в разделе о медалях), сочинения Кирилла Туровского,
[37] Иоанна экзарха Болгарского,
[38] “Русскую Правду”,
[39] “Повесть временных лет”,
[40] “Слово о полку Игореве”
[41] и др. Статьи, посвященные этим памятникам Древней Руси и написанные в 20-30-х годах, отличаются по этому подходу от его первых статей, в которых Каченовский стремился рассмотреть историю России.
[42] В своем стремлении найти историческую истину Каченовский настаивал даже на том, что “низшая критика” (техническая работа историка-источниковеда, палеографа по изучению летописей, их сравнительный анализ) должна уступить первенство “высшей критике”, основанной на изучении “духа времени”. Несмотря на абсурдность выводов, к которым пришел Каченовский, несмотря на его субъективизм, его “скептицизм” по отношению к источникам был прогрессивным явлением, поскольку “явился крайней реакцией на потребительское использование источников. […] Он побуждал противопоставлять рассуждениям о “духе времени” строго выверенную систему доказательств, основанных на историческом, текстологическом, палеографическом анализе источника. В этом смысле можно сказать, что “скептицизм” стимулировал развитие “положительного” знания о прошлом.”
[43]Критический подход Каченовского к источнику был очень популярен среди студенчества 20-х годов и в это время из его учеников образовалась так называемая “скептическая школа”, из представителей которой необходимо назвать рано погибшего С.М.Строева (Скромненко), Н.Стрекалова, Н.В.Станкевича, Н.С.Арцибашева и др. Поскольку об этой школе уже появились заметки историков,
[44] необходимо добавить, что особенностью этой школы было не только внимание к критике источников, но и её историографический характер.
Дело в том, что Каченовский был еще и историографом, и в середине 30-х годов в Московском университете образовался своего рода центр по изучению отечественной исторической литературы под его руководством.
[45] И студенты Каченовского, в том числе будущие “скептики” писали у него рассуждения об историках прошлого и их заслугах.
[46] Хотя тема Каченовский-историограф не раскрыта, но постоянные его экскурсы в историю как русской, так и европейской исторической науки, его рецензии и отклики на работы современных ему ученых дают гигантский материал для подобного исследования.
Несмотря на то, что лекции Каченовского были скучны, как отмечают многие его ученики,
[47] он оказал большое влияние на студенчество той поры, что сказалось, например, в появлении целой плеяды блестящих критиков (хоть и не вошедших в его школу).
В 1830 году “Вестник Европы” умер собственной смертью, после чего Каченовский практически не писал новых статей. В 1835 году С.С.Уваров убрал Каченовского, противостоящего своим настроением линии на “религиозность и народность” с кафедры русской истории (она досталась ученику и научному противнику Каченовского Погодину), и старый скептик перешел на кафедру истории и литературы славянских наречий. Здесь он вновь проявил себя как славист. Записи его лекций, найденные недавно, показывают, что Каченовский читал их по книге П.Й.Шафарика, выбирая из нее наиболее достоверные и проверенные факты, снабжая их в ряде случаев своим комментарием.
[48] В 1841 г. он был избран академиком.
Творчество Каченовского многогранно и неравноценно. Особенность его работ – их явная и острая диалогичность как по форме, так и по содержанию. В них отразились противоречия не только различных подходов и взглядов самого Каченовского на историю и культуру России и славянства в целом, не только конкретные споры историков и литераторов первой половины ХIХ века, но и борьба двух эпох – старого XVIII века и нового XIX-го, становление новых традиций и направлений, а культуре не только России, но и всей Европы. Каченовский своим творчеством отразил весь революционный XIX век, и в этом несомненная привлекательность и ценность его работ.
Библиография. [Кроме указанной в тексте статьи]
1. Письма к Я.И.Бердникову. [Н.Н.Мурзакевича, … М.Т.Каченовского, А.А.Куника.] Сообщил И.П.Мордвинов. // Русский архив. 1911. №3. С.369-374.
2. Каченовский М.Т. Письма к Н.Ф.Грамматину. [1809-1815] (сообщ. В.А.Борисовым). // Библиографические записки. 1859. №8. Стлб.225-230.
3. Листы “Всеобщей библиотеки о России”, непропущенные цензором М.Т.Каченовским.
БИОБИБЛИОГРАФИЯ.
Рецензии и отклики на работы Каченовского.
1. Вяземский П.А. Быль. // Московский телеграф. 1828. Ч.ХХIII. №19.
2. Строев П. Пятое письмо к издателю Московского вестника. // Московский вестник. 1828. №23-24. С.389-395.
3. Руссов С. Замечания на ст. [М.Т.Каченовского] в ХIII, ХIV, ХV и ХVI кн. Вестника Европы на сей 1829 год, напечатанную под заглавием “Взгляд на русскую правду” // Отечественные записки. 1829. №116. дек. С.337-379.
4. Скромненко С. О сообщении проф. Каченовского о кожаных деньгах // Северная пчела. 1835. №227.
5. Пушкин А.С. Отрывок из литературных летописей // Полн. собр. соч. в 10 тт. Изд. 4-е. Т.7. Л.1978. С.61-65.
Биографии из словарей.
6. Словарь общества любителей российской словестности.
7. Новый опыт исторического словаря о российских писателях // Друг просвещения. 1805. Ч.1. 1806. Ч.1.
8. Известия о жизни и творениях писателей, труды которых помещены в изд. Н.И.Греча: избран. места из рус. соч. и переводов в прозе. СПб. 1812.
9. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, служащий дополнением к словарю писателей духовного чина, составленный митрополитом Евгением. Т.1 и П. М.1838, 1845.
10. Милюков П. Каченовский Михаил Трофимович // Энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон. Т.28. С.808-810.
11. Геннади. Справочный словарь о русских писателях. Т.II.
12. С.В. Каченовский Михаил Трофимович // Энциклопедический словарь … Гранат. Т.24. С.14-16.
13. Русский биографический словарь. Т.Ибек-Ключ. С.577-580.
14. Справочный энциклопедический словарь. СПб. 1847. Т.6. С.619-620.
15. Соловьев С.М. Каченовский М.Т. // Биографический словарь имп. Московского университета. Ч.1. М.1855. С.383-403.
Некрологи.
16. Давыдов И.И. Ректор Московского университета М.Т.Каченовский. // Московские ведомости. 1842. №37. 9 мая.
17. [Погодин] М.П. М.Т.Каченовский // Москвитянин. 1842. №5. С.208-210.
18. Русский вестник. 1842. №6. С.103-106, 42-43.
19. Пр. И.Д. Речи и отчет, произнесенные в торжественном собрании имп. Московского университета 18 июня 1842. М.1842. С.93-102.
То же, в сокр. виде: Прибавления к Ж-лу Мин. Нар. Просв. на 1842 г. Офиц.-учебн. прибавл. №2.
20. Журнал Министерства Народного Просвещения. 1842. Официально-учебные прибавления. №1. С.40-49.
21. Литературная газета. 1842. №19. С.394-395.
22. Некрология Михаила Трофимовича Каченовского. Б.м. Б.г.
Биографические и научные работы о Каченовском.
23. Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений. 1842. Т.38. №149. С.144-146.
24. Зеленецкий К. М.Т.Каченовский // Записки Одесского общества истории и древностей. Т.1. 1844. С.583-591.
То же отд. изд.: Зеленецкий К. П. Биография Михаила Трофимовича Каченовского. Одесса. 1844.
25. Александров А.В. Современные исторические труды в России: М.Т.Каченовского, М.П.Погодина … [и др.] СПБ. 1845. То же: Маяк. 1845. Тт. 19, 20.
26. Иконников В.С. Скептическая школа в русской историографии и её противники // Киевские университетские известия. 1871. №9-11.
То же, отд. изд.: Киев, 1871.
27. Харьковский Календарь на 1884 год. 1883. С.418.
28. Барсуков Н.П. Михаил Трофимович Каченовский, профессор университета… // Русская старина. 1889. октябрь. №10. С.199-202.
29. Каченовский В.М. Михаил Трофимович Каченовский. К очерку Н.П.Барсукова // Русская старина. 1890. №6. июнь. С.685-694.
30. Каченовский В.М. Михаил Трофимович Каченовский (По биографическим трудам Соловьева, Погодина, Давыдова, Кавелина и личным воспоминаниям) // Библиографические записки. М.,1892. №4. С.259-269. №5. С.329-337.
То же, отд.изд.: М.1892.
31. Кудрявцев И.А. “Вестник Европы” М.Т.Каченовского об “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина // Московский историко-архивный институт. Труды. Т.22. М.,1965. С.211-249.
32. Шевцов В.И. “Скептическая школа” М.Т.Каченовского в оценке В.С.Иконникова // Некоторые проблемы отечественной историографии и источниковедения. Днепропетровск. 1976. С.80-88.
33. Шевцов В.И. Оценка скептической школы в советской историографии // Некоторые вопросы отечественной историографии и источниковедения. Днепропетровск. 1977. с. 3-14.
34. Макарова Г.В. М.Т.Каченовский // Славяноведение в дореволюционной России: Биобиблиографический словарь. М.,1979.
35. Макарова Г.В. М.Т.Каченовский и становление славяноведения в России // Историографические исследования по славяноведению и балканистике. М.1984. С.63-96.
36. Досталь М.Ю. Лекции М.Т.Каченовского по истории южнославянских народов в Московском университете в 1838 году // Источниковедение балканского средневековья. Калинин, 1988, с.108-118.
Печатается по тексту 1994 г.
Опубл. в сокращенном варианте в кн.: Историки России XVIII-XX веков. Вып.1. [Историко-информационный бюллетень №9. Прил. к журналу “Исторический архив”]. М.,1995. С.72-80. 2-е изд.: Историки России. Биографии. / Сост., отв. ред. А.А.Чернобаев. – М.: РОССПЭН. 2001. С.110-115.
Из последних работ о Каченовском стоит отметить исследование:
Allison Y.Katsev. In the Forge of Criticism. M.T.Kachenovskii and Professional Autonomy in the Pre-Reform Russia // Yistoriography of Imperial Russia: the profession and writing of history in a multinational state / Edited by Thomas Sanders. N-Y. 1999. p.45-68.
Опубл. 3 декабря 2007 г.
[1] Старший сын того самого Разумовского, последнего малороссийского гетмана, президента Академии Наук. А.К. – сенатор, а с 1812 по 1816 гг. – министр народного просвещения.
[2] Известная рифма об этом. См.: Пушкин. Письма. Том.1. 1815-1825. Под ред. и с пред. Б.Л.Модзалевского. М.-Л. 1926. С.82, 327.
[3] Журнал основан в 1802 году Карамзиным, который тогда же сформулировал программу издания в статье “Приятные виды, надежды и желания нашего времени”: “гражданский порядок священ даже в самых местных или случайных недостатках своих”. Исправлять же эти недостатки может только законное правительство.
[4] Его магистерская и докторская диссертации неизвестны.
[5] В “Вестнике Европы” (далее – “В.Е.”) Каченовский поместил свои рецензии на творчество многих поэтов и писателей, а также предисловие к переводу Гете на украинский язык (где размышлял о задачах переводчика – сам Каченовский перевел сентиментальный роман Леонара “Тереза и Фальдони” и книгу А.Коцебу “Береговое право”). Его псевдонимы – “Житель Галерной гавани” и “Лужицкий старец” (некоторое время общий его псевдоним с Погодиным и Яковлевым), т.к. жил в Лужниках. Каченовский выступал против стихов Пушкина и получил в ответ более 10 злых эпиграмм и статей. Поскольку полностью литературоведческие статьи Каченовского перечислить просто невозможно, то укажем только на следующую работу: “О художественных произведениях, как памятниках древних народов, которые более или менее известны потомству по мере успехов их в изящных искусствах. Речь в имп. Московском университете М.Каченовского.” М., Унив. Типогр. Б.г.
[6] Это зло подметил Пушкин в эпиграмме на Каченовского: “Как! жив еще, курилка журналист? – – Живехонек! все также сух и скучен, И груб, и глуп, и завистью размучен, Все тискает в свой непотребный лист И старый вздор и вздорную новинку…” Надо сказать, что Пушкин и князь П.А.Вяземский соревновались в эпиграммах на Каченовского (Пушкин даже предлагал стравить его с Полевым). Но при всем этом встреча Пушкина и Каченовского в 1832 году прошла мирно, и Каченовский проголосовал за избрание Пушкина в Академию Наук.
[7] В.Е. 1808. Ч.40, № 16. С.312-329,
[8] В.Е. 1809. №3. Отд.3. С.193-210, №5. Отд.3. С.3-19, №6. Отд.10. С.98-119, №15. Отд.5. С.209-218.
[9] В.Е. 1809. Ч.47. №17-20.
[10] См. подробнее: Макарова В.Г. М.Т.Каченовский и становление славяноведения в России // Историографические исследования по славяноведению и балканистике. М., 1984. С.73-74.
[11] См., например,: О славянском языке вообще и в особенности о церковном // В.Е. 1816. №19-20. С.241-258 (др.изд.: Труды Общества любителей российской словесности. 1817. Ч.7. С.5-27), Исторический взгляд на грамматику славянских наречий. // В.Е. 1817. №11. С.186-208 (др.публ.: Труды общества любителей Российской словесности. 1817. Ч.9. С.16-46). Подробнее об этих статьях см.: Макарова В.Г. Цит.ст. С.80-82. Эти статьи, как указывает В.Г.Макарова, были определенным итогом в его занятиях языкознанием. В последней статье впервые в русской научной литературе подробно и систематически излагались различного рода сведения о славянских языках, их грамматике, содержалось много новых для российского читателя фактов.
[12] См. ст. Каченовского “О сербских народных песнях”. // В.Е. 1820. №14. Подробнее см. в ст. Г.В.Макаровой. С. 79.
[13] Первое сообщение об этой медали См.: Соревнователь просвещения. 1821. Ч.16. С. 358-359. 1822. Ч.17. С. 116-119.
[14] К[аченовский] [М.Т.] Разыскания по поводу старинной золотой медали, недавно открытой // В.Е. 1822. Ч.122. №4. С.285-289. Ч.123. №.5. с.45-51. №6. С.118-128. Ч.125. №15. С.181-195.
[15] См. кроме ук.ст.: Московский телеграф, 1825. Ч.2. №5. С.29-35. Труды и записки Общества Истории и Древностей Российских. 1826. Ч.3. Кн.1. С.110-125.
[16] К[аченовск]ий [М.Т.] Еще разыскания о Чнрниговской золотой медали.// В.Е. 1829. Ч.166. №12. С.269-291. (С двумя рисунками). См. также ст. без автора: О Черниговской и других медалях, описанных в “Трудах”. Письмо к барону Карлу Моргенштерну. // Труды и летописи Общества истории и древностей Российских. 1837. Ч.8. С.176-185.
[17] Макарова В.Г. Цит. ст. С.74, 93, прим.28. Изучению одного медного кружка, найденного при р.Малой в земле войска Донского посвящена статья Каченовского, появившаяся с объяснениями академиков Френа и Круга. См.: К[аченовский М.Т.] Важная поправка. // В.Е. 1824. Ч.139. №24. С.306-309.
[18] В.Е. 1817. Ч.91. №1. С.44-51.
[19] В.Е. 1827. Ч.155. №14. С. 122-125. №15. С.200-210. №16. С.273-275. Ч.156. №18. С.108-117. №20. С. 272-280. Ч.157. №21. С.36-42. №22. С.117-129. №23-24. С.247-264.
[20] В.Е. 1828. Ч.161. №13. С.17-48. В конце этого же номера была помщена краткая статья “Выписки и вопрос, где выписаны места из рукописного пролога Х1У века, в котором слово куны употреблено в смысле монеты металлической.”
[21] См.: О кожаных деньгах. Проф. Каченовский. // Ученые Записки имп. Московского университета. 1835. Ч.7. №9. С.333-370, Ч.8. №10. С. 3-34. (на эту работу появилась рецензия ученика Каченовского – С.Скромненко). См. также Каченовский М.Т. Два рассуждения о кожаных деньгах и о Русской Правде. М.1849.
[22] К[аченовск]ий [М.Т.] Объяснение картинки с монетами. // В.Е. 1827. Ч.157. №23-24. С.303-305. (Рисунок монет был дан в №14 “В.Е.”)
[23] К[аченовск]ий [М.Т.] Несколько слов к изъяснению картинки. // В.Е. 1828. Ч.162. №17. С.77-80.
[24] К[аченовск]ий [М.Т.] О найденных старинных монетах русских. // В.Е. 1828. Ч.163. №22. С.157-158.
[25] К[аченовск]ий [М.Т.] О способе узнавать век и значение старинных монет русских. // В.Е. 1828. Ч.161. №14. С.100-113. №15. С.183-197.
[26] См., напр.: К[аченовск]ий [М.Т.] План Статистического описания Российской империи. // В.Е. 1826. Ч.147, №6. С.94-98.
[27] В.Е. 1818. №18. С.122-127. 1819. №2. С.117-132. №3. С.198-208. №4. С.289-298. №5. С.45-53. №6. С.124-136. Авторство Каченовского давно установлено по одному из его писем к Н.И.Гнедичу. Подробнее см.: Кудрявцев И.А. “Вестник Европы” М.Т.Каченовского об “истории государства российского” Н.М.Карамзина. // Труды московского государственного историко-архивного института. М,1965. Т.22. С.211-249.
[28] Цит. по ст. Кудрявцева И.А.
[29] Подробнее см.: Козлов В.П. Полемика вокруг “истории государства российского” Н.М.Карамзина в русском обществе 10-20-х годов Х1Х в. // Истоия СССР. 1985. №5. С.94-95.
[30] Необходимо отметить положительную рецензию Каченовского на ХП том Истории Карамзина, в которой старый критик в панегирическом тоне отозвался об умершем недавно историографе. См.: К[аченовск]ий [М.Т.] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.ХП. // В.Е. 1829. №17. С.3-15. №18. С.94-121. См. также: К[аченовский М.Т.] Некролог: Карамзин // В.Е.1826. Ч.147. №9. С.69-72.
[31] Цит. по ст. Кудрявцева И.А.
[32] В.Е. 1809.Ч.47. №17-20.
[33] Подробнее см.: Козлов В.П. Исторический источник и основные проблемы его анализа в исторической мысли России конца ХVIII- первой четверти ХIХ в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т.ХХ1. Л., 1990. С.6-9.
[34] К[аченовский М.Т.] Нестор. Русские летописи на древлеславянском языке. // В.Е. 1811. Ч.59.
[35] См.: О римской истории Нибура (Из “Journal des Debats”).// В.Е. 1830. №17-20.
[36] В некоторой степени этот тезис сыграл положительную роль в историографии. Герцен передает такой разговор С.С.Уварова с бесконечно критичным Каченовским: “Сделавшись министром, он толковал о славянской поэзии IV столетия, на что Каченовский заметил, что тогда впору было с медведями сражаться нашим праотцам, а не то что песнопеть о самофракийских богах и самодержавном милосердии.” См.: Герцен А.И. Собр. соч. в 8 тт. Т.4. М.,1975. С.121.
[37] Кирилл Туровский, по мнению Каченовского – не оригинальный древнерусский писатель и мыслитель, а компилятор и подражатель греческих и византийских авторов.
[38] Каченовский сомневался в реальности существования этого славянского писателя и ученого IX-X вв. и считал автором “его” сочинений одного из монахов афонского монастыря самого конца ХII в. См.: [Каченовский М.Т.] Историческая справка об Иоанне экзархе Болгарском. // В.Е. 1826. №14. Эта статья явилась откликом на работу К.Ф.Калайдовича “Иоанн экзарх болгарский”, опубликованную в “В.Е.” См., также, ст. Каченовского “Замечания на “Памятники словесности ХII века” Калайдовича”.
[39] Каченовский принял точку зрения молодого Эверса, что этот памятник имеет своим источником законы германских народов, поскольку многие термины, которые в нем упоминаются (гридь, тиун, ябедник и др.) имеют немецкое происхождение. См. ст. Каченовского “Мой взгляд на “Русскую правду” // В.Е. 1829. №13-16., а также “Два рассуждения о кожаных деньгах и о Русской правде”. М.1849. Каченовский в своей аргументации опирается на сравнительно-исторический метод, сопоставляя историческое развитие России с ходом развития других европейских народов, и приходит к выводу, что поскольку там не было ни законов, ни городских общин, которые могли бы издавать законы, то их не было и на Руси. Следовательно, и “Русская правда” появилась не раньше ХIII-ХIV века. В этих статьях кроме идей Эверса используются работы зарубежных славистов Линде, Раковецкого, Лелевеля.
[40] Это произведение было написано, по мнению Каченовского в ХIV веке. В нем были зафиксированы малодостоверные предания, древние западноевропейские сочинения и содержались лишь отрывки достоверных летописей, дошедших до ХIV века.
[41] Содержание спора Каченовского с Пушкиным (1832 г.) о подлинности “Слова” после лекции И.Дмитриева см. в воспоминаниях И. Гончарова и др.: Пушкин. Письма. Том 3. 1831-1833. Под ред. и с прим. Б.Л.Модзалевского. М.-Л. 1935. С.536-537. В одной из заметок о “Слове” Пушкин, говоря, что Шлецер изменил свое мнение о нем как о недостоверном и более позднем источнике, упоминает “некоторых ученых”, которые продолжают сомневаться в подлинности этого литературного памятника. Несомненно, что он имел ввиду Каченовского.
[42] См., например: К[аченовский М.Т.] О медных дверях Софийского собора в Новгороде. // В.Е. 1818. Ч.98. №8. С.285-299. Здесь Каченовский присоединяется к мнению Фон Буссе, что они привезены из Херсона, а не являются греческой работы, и полагает, что подлинные двери св.Софии увезены в Венецию (основываясь на Венецианском Хронографе, опубликованном в 1685 году).
[43] Козлов В.П. Исторический источник и основные проблемы его анализа… С.16-17.
[44] См.: Иконников В. Скептическая школа в русской историографии и её противники. Киев. 1871. Шевцов В.И. “Скептическая” школа М.Т.Каченовского в оценке В.С.Иконникова // Некоторые проблемы отечественной историографии источниковедения. Днепропетровск. 1976. С.80-88. Он же. Оценка скептической школы в советской историографии // Некоторые вопросы отечественной историографии и источниковедения. Днепропетровск. 1977. С.3-14.
[45] Подробнее см.: Колесник И.И. Когда зародились историографические знания в России? Пути исследования проблемы // История СССР. 1989. №4. С.143.
[46] См.: напр.: Стрекалов Н. О сочинениях Болтина. Сообщ. от проф. Каченовского. // Ученые записки имп. Московского университета. Ч.8. 1835. №11. отд.3. С.301-319. №12. С.467-481.
[47] См. подробнее: Аксаков К.С. Воспоминания студентства 1832-1835 годов. // Русское общество 30-х годов Х1Х в. Мемуары современников. М., 1989. С.322-323. Русское общество 40-50-х годов Х1Х в. Часть 1. Записки А.И.Кошелева. М.,1991. С.48. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М.,1983. С.256. и др.
[48] См.: Досталь М.Ю. Лекции М.Т.Каченовского по истории южнославянских народов в Московском университете в 1838 году. // Источниковедение балканского средневековья. Калинин. 1988. С.108-118.