ХРОНОЛОГИЯ [из учебно-методич. пособия]

4 декабря, 2019

ХРОНОЛОГИЯ [из учебно-методич. пособия] (23.01 Kb)

[17]
При изучении исторического материала студенту-заочнику приходится встречаться с различными системами времяисчис­ления. Следовательно, необходимо знакомство с хронологией — наукой об измерении времени. Хронология ведет свое название от греческих слов хронос—время и логос—учение, наука.
      В предмет хронологии как вспомогательной исторической дисциплины входит учение о складывании и развитии различ­ных систем времяисчисления, определение и уточнение дат про­шлых исторических событий, зафиксированных в источниках, и перевод их на современную систему летоисчисления.
      При работе с источниками уточнению времени событий по­могает понятие эры. Чтобы обозначить то или иное событие во времени, необходимо соотнести его с каким-либо установлен­ным или принятым отправным событием и определить, когда произошло интересующее нас событие: до отправного или
[18]
позже. Например, восстание Спартака началось за 74 года до «рождения Христова», падение Западной Римской империи — спустя 476 лет. В данном случае время мифического рождения Христа стало отправным событием — началом летоисчисления.
      Понятие эры складывалось у народов постепенно, в перво­бытную эпоху оно находилось в зачаточной форме. Счет вре­мени осуществлялся от наиболее памятного события: земле­трясения, наводнения, а чаще войны. В рабовладельческих обществах Древнего Востока счет велся по царствованиям. В античных государствах — по периодам правления высших должностных лиц: в Афинах — архонтов, в Риме — консулов, императоров. Многообразие систем отсчета времени в древ­ности мешает точному определению событий.
      Понятие эры условно: исходным моментом эры бывает ми­фическое или историческое событие. Те эры, счет времени в ко­торых ведется от мифического события, называют фиктивными, те, в которых от реального, — историческими. Так, наиболее древней исторической была эра, ведшая отсчет времени от правления ассирийского наместника в Вавилоне Набонассара, который жил в VIII в. до н. э. Клавдий Птолемей (III в. н.э.) использовал этот отсчет для составления списка вавилонских царей. Эра Диоклетиана исчислялась от его воцарения как римского императора — 29 августа 284 г. н. э.
      Фиктивной легендарной эрой может быть названа эра «от основания Рима»—21 апреля 735 г. до н. э. Счет времени по ней  велся  западноевропейскими историками до XVIII в.
Фиктивными являются мировые эры от «сотворения мира» богом. Появились они в клерикальных кругах в противополож­ность вводимым светским эрам, но следует заметить, что цер­ковники так и не пришли к единому мнению о времени «со­творения мира» богом.
Существовало не менее 200 «мировых эр». Полюсными были длинная «мировая эра», относившая «сотворение мира» к 6984 г. до н. э., и «мировая эра» короткая — к 3483 г. до н. э. Промежуточными были александрийская «мировая эра», от­носившая «сотворение мира» к 5501 г. до н. э., антиохийская, ведшая отсчет от 5969 г. до н. э., и византийская, начинав­шаяся в 5508 г. до н. э., которые были наиболее употребимы в документах и быту.
Современная фиктивная эра ведет счет времени от мифи­ческого события — рождения Иисуса Христа. Она была вве­дена римским монахом Дионисием Малым в 525 г. н. э. Дионисий проводил составление пасхальных таблиц и в связи с этой работой «вычислил» дату рождения Иисуса Христа. Расчеты его, конечно, ничего общего не имели с наукой. В источниках раннехристианского периода нет указаний о дате рождения Христа, нет их и в Евангелиях, почему даже цер­ковники признали несостоятельность выкладок Дионисия, Од-
[19]
нако предложенное им летоисчисление с VI в. распростра­няется в Европе, а к XIX в. его принимают все христианские страны.
      В эпоху перехода от капитализма к социализму прогрес­сивное человечество называет Великую Октябрьскую социали­стическую революцию началом новой эры человечества.
В истории человечества первой единицей измерения времени были солнечные сутки, т. е. отрезок времени между двумя последовательными положениями Солнца в одной и той же точке. Но оказывается, что их длительность на протяжении года неодинакова, так как вращение земного шара вокруг своей оси неравномерно в течение года и зависит от его ме­ста на эллиптической околосолнечной орбите. Поэтому за ос­новную календарную единицу времени принимаются так на­зываемые средние солнечные сутки, т. е. отрезок времени, ко­торый бы затрачивала Земля на оборот вокруг оси при равномерном вращении на идеальной круговой орбите.
      Для точного определения годичного времени берут проме­жуток между последовательными   пребываниями Солнца в точке весеннего равноденствия (21 марта). Это время назы­вают тропическим или астрономическим годом. Он равен 365,422 суток, или 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам.
      Астрономический год — это длительный период, а люди искали для счета времени более короткий период постоянно повторяющегося явления. Им явилось видимое движение Луны, которое лежит в основе наиболее древних календарей.
      Человечество в раннем периоде развития уже использовали для счета времени чередование лунных фаз, происходящее за 29,5 суток. Смена фаз Луны происходит потому, что она, обращаясь вокруг Земли, занимает различные положения от­носительно Солнца.
      Промежуток времени от одного новолуния до другого по­лучил название синодического месяца (от греческого слова синодос, синод, что означает сближение, схождение).
      Длина лунного года (29,5х12) равна 354 суткам. Он на 11 суток короче тропического года, а поэтому имеется несоот­ветствие счета времени по лунному календарю с изменениями времен года (сезонов). Это создавало трудности для земледель­цев, которым было важно знать наступление сезона. Поэтому наряду с лунным велось и лунно-солнечное исчисление—ко­ординирование лунного года и солнечного, когда начало лун­ных лет всегда приходилось на определенную пору солнечного года. У народов СССР встречаются лунные, солнечные и лун­но-солнечные системы счета времени (календари).
Первые системы исчисления времени, как установлено нау­кой, относятся к IV—III тысячелетию до н. э. Существовали вавилонский, древнееврейский, китайский, древнегреческий, древнеримский лунные календари.
[20]
     У римлян за 7 веков до нашей эры в основе определения времени года лежали земледельческие работы. Год равнялся 304 дням и делился на 10 месяцев. Римский год начинался с марта (мартиус), названного так в честь бога войны Марса. В марте приступали к весенним земледельческим работам, далее шел апрель (априлис)[1] за ним—май (майус), назван­ный в честь богини красоты Майи, затем июнь (юниус), на­званный, по имени богини Юноны—жены Юпитера и богини плодородия. Шесть последующих месяцев носили наименова­ния, соответствовавшие их порядковым номерам: пятый— квинтилис и шестой — секстилис, седьмой — септембер, вось­мой — октобер,       девятый — новембер, десятый — децембер. За­тем римляне перешли к году, равному 355 дням, добавив один­надцатый месяц—январь (януариус), названный в честь дву­ликого бога Януса, и двенадцатый—февраль (фебруариус), носивший имя бога мертвых Фебруария, что, вероятно, было связано с культовыми обрядами (фебруа). Год теперь состоял из 12 лунных периодов, 355 дней, 12 месяцев, из которых 4 имели по 31 дню, 7— по 29 дней   и 1 — 28 дней. В календаре со­хранились названия, говорившие о его лунном происхождении: календы — день новолуния, ноны — день первой четверти, иды — день полнолуния.
      Расхождение данного календаря с астрономическим годом заставило римлян с начала VI в. до н. э. перейти к лунно-солнечному календарю, для чего вставлялись между 23 и 24 февраля дополнительные дни. Таким образом, в году -получалось 365 дней. Это не избавило от расхождения с аст­рономическими или тропическими годами, поэтому по при­меру греков, которые вводили через каждые 8 лет 3 удлинен­ных года, римляне начали вставлять через каждые 4 года 2 удлиненных года, дополненные не 20, а 22 и 23 днями. При этом год равнялся 366 дням, т. е. средний лунно-солнечный год в этом календаре был длиннее солнечного на сутки. Лик­видацию этого несоответствия производили жрецы, которые в конце концов запутались в расчетах, и поэтому реформа римского лунно-солнечного календаря стала неизбежной.
      Эта реформа была проведена Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. В основу нового календаря был положен вычисленный егип­тянами астрономический год, который расходился с тропиче­ским на 1/4 суток. В юлианском календаре продолжительность года равнялась 365 дням, с поправкой в один добавочный день через каждые 4 года. Разработку юлианского календаря провели александрийские астрономы во главе с Созигеном. В календаре осталось 12 месяцев со старыми названиями. До­бавочный день прибавлялся также между 23 и 24 числами фев-
[21]
раля. Февраль имел два 24-х числа, второе 24-е было вторым шестым днем до мартовских календ, и именовался он вторым шестым (бисекстилис), отсюда русское «високосный». Начало года по юлианскому календарю приходилось на 1 января. Впоследствии, в I в. до н. э., пятый месяц года — квинтилис — в честь Юлия Цезаря был назван июлем (юлиус), а еще по­зднее шестой — секстилис — в честь императора Августа — ав­густом (аугустус). Юлианский год на 11 минут и 14 секунд длиннее астрономического, что в дальнейшем привело к раз­нице действительного времени с исчисляемым.
      Необходимо выяснить и усвоить причины перехода к но­вому григорианскому календарю.
      Разница действительного тропического года и исчисляе­мого по юлианскому календарю приводила к тому, что через 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, через 384 года — в трое суток, а через 1280 лет—в 10 суток. Для христианской церкви данное расхождение было неудобно, поскольку один из главных праздников христиан — пасху приходилось делать передвижным. Пасха праздновалась после весеннего равно­денствия (21 марта), но не позднее 25 апреля. К XVI в. раз­ница тропического года и исчисляемого составляла почти 10 суток. День весеннего равноденствия фактически передви­нулся на 11 марта. Сохранение же по календарю его на 21 марта .отодвигало пасху к летнему сезону, что вносило значительные изменения в быт населения, сообразующего с праздниками сельскохозяйственные работы. Но правила вычисления пасха­лий народу были, конечно, не известны, поэтому простые люди не сознавали требования реформы календаря. Эта реформа была необходима церкви.
      В 1582 г. по предложению итальянского врача и астронома Алоизия Лилио папа Григорий XIII провел реформу календаря, суть которой состояла в том, что после 4 октября предписы­валось следующим днем считать 15 октября. Тогда в 1583 г. начало весны перешло с 11 марта на 21 марта (день равно­денствия). Запоздание календаря в будущем предотвращалось тем, что каждые 400 лет исключались 3 високосных года. Новый календарь вошел в употребление не одновременно в раз­ных странах. К началу XVII в. в странах католической и в XVIII в. в странах протестантской религии был принят новый стиль, но в православных государствах (Россия, Греция, Ру­мыния, Болгария) распространение григорианского календаря началось лишь в начале XX в. Способы определения високос­ных лет по юлианскому и григорианскому календарям не оди­наковы. По юлианскому високосные годы те, у которых два последних числа делятся на 4, например 1884, 1940, и годы окончания столетий (1600, 1700, 1800, 1900 и т. д.). По григорианскому же годы, оканчивающиеся на два нуля, високос­ными считаются только при делении первых двух цифр на 4.
[22]
Так, 1600 г. високосный, а 1700, 1800, 1900 гг. нет. Таким об­разом достигалось приближение календарного года к астро­номическому, так как отбрасывалась разница в трое суток, на­капливавшаяся за 400 лет. Хотя григорианский календарь был более точен по сравнению с юлианским, но и по нему через 3300 лет образуется разница в одни сутки, так как календар­ный год отстает от тропического на 26 секунд.
      Студенту-историку, изучающему летописи, прежде всего необходимо уметь переводить даты с византийской мировой эры от «рождества Христова». В основе перевода лежит сле­дующий расчет: так как по византийской эре от «сотворения мира» до «рождества Христова» прошло 5508 лет, то следует из указанного в летописи года вычесть 5508 лет, и получится дата новой эры. Например, убийство Андрея Боголюбского по летописи относится к 6682 г. по византийской эре. Вычитаем 5508, получаем 1174 г. н. э.
      Так же необходимо усвоить перевод дат мартовского и сен­тябрьского годов по византийской эре на январское новогодие новой эры.
      При мартовском начале года, если событие датировано между мартом и декабрем (включительно), вычитать следует 5508 лет; если дата события приходится на январь — февраль, вычитается на год менее — 5507 лет.
      При сентябрьском начале года, если событие произошло между сентябрем и декабрем включительно, то вычитается 5509 лет, если между январем и августом (включительно) — вычитается 5508.
      Студенту необходимо знать и о календарях, свободных от религиозного влияния, таких, как календарь Великой фран­цузской буржуазной революции. Прототипом его был выпу­щенный в конце 1787 г. «Альманах честных людей» поэта-ате­иста, публициста Силвена Марешаля. За свои воззрения Марешаль был посажен в тюрьму, а его «Альманах» сожгли. Во время Французской буржуазной революции был создан республиканский календарь. Начало года по нему — 1 марта, а названия 12 месяцев даны по счету: первый, второй и т. д. В каждом месяце 30 дней. Таким образом, в году 360 дней с прибавкой в конце года 5 дней. Разработку нового кален­даря вел Комитет по народному образованию. Год в респуб­ликанском календаре равнялся 12 месяцам по 30 дней плюс 5 дополнительных в конце простого года, 6 — в конце високос­ного. Месяц делился на три декады: 10, 20, 30-е числа его были праздничными, праздничными были первый день и все дополнительные дни года. Первый дополнительный день — праздник Гения, когда прославлялись выдающиеся изобрете­ния и открытия; второй — праздник Труда;      третий — праздник Подвигов; четвертый — праздник Наград; пятый — праздник Мнения (общественной критики), шестой — день Олимпиад.
[23]
      Новогодие 1 января отменялось и переносилось на день, близкий дню провозглашения республики, — 22 сентября 1792 г. Декретом Конвента предписывалось начало года опре­делять путем астрономических вычислений, чтобы оно прихо­дилось на момент осеннего равноденствия. Шестой дополни­тельный день вставлялся либо через 4 года, либо через 5 лет,-тогда високосный год считался задержанным. Месяцы назы­вались исходя из сельскохозяйственных работ или времен года. Например, весенние: жерминаль — месяц прорастания, флореаль — месяц цветения, прериаль — месяц лугов; летние: мес­сидор — месяц жатвы, термидор — месяц жары, фрюктидор — месяц плодов.
      Республиканский календарь был введен во Франции 25 ок­тября 1793 г. и просуществовал до 1 января 1806 г., когда он был отменен Наполеоном. В 1871 г. с падением Второй импе­рии Правительство национальной обороны восстановило его, после же разгрома Парижской Коммуны во Франции опять был введен григорианский календарь.
      Говоря о счете времени у славян и в Древней Руси, сле­дует отметить, что, как многие земледельческие народы, сла­вяне вели счет времени по сезонам. В жизни славянских пле­мен большое значение имел культ бога Солнца (Даждьбога). С ним связывались праздники: масляница — начало весны; летний праздник (когда начинал убывать день) — купала; ко­ляда — в честь щедрого солнца в январе, когда день начинал прибывать.
      В документах XVI—XVII вв. отражено деление времени по сезонам: с 25 января по 25 марта—зима, весна — до 24 июня, затем лето до 24 сентября и осень до 24 января. В Древней Руси год начинался с весны. В Остромировом евангелии (1056—1057 гг.) можно найти сведения о древнеславянских месяцах. Они назывались так: январь—просиней, (светлее), февраль — сечень (рубка леса для сжигания), март—сухий (деревья подсыхают), апрель — березозол  (жгут березу), май—травень, июнь—изок (кузнечик), июль —червень, липень (цветение лип), август — серпень, ленивец (жатва), сен­тябрь — вересень (цветение вереска), рюень (рюить — реветь), октябрь — листопад, ноябрь и декабрь —грудень (мерзлые комья земли).
      С введением христианства на Русь проник через Византию юлианский календарь, а вместе с ним и «мировая эра» — ви­зантийская, относившая «сотворение мира» к 5508 г. до н. э. Но начало года оставалось мартовское, а не сентябрьское. Мартовское начало года упоминается в летописях по XIV в. включительно. С конца XV в. на Руси весеннее начало года заменяется сентябрьским и сохраняется таким до 1700 г. В этот год была проведена реформа календаря, эра византийская за­менена была эрой «от рождения Христова» и введено январ-
[24]
ское новогодие. Петровским указом 1 января 7208 г. считалось 1 января 1700 г. Однако был сохранен юлианский календарь, по которому Россия вела счет времени до начала 1918 г.
      С февраля 1918 г. был принят декрет, подписанный В. И. Ле­ниным, «О введении в Российской республике западноевро­пейского календаря» (григорианского). Декретом предписыва­лось: первый день после 31 января считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15 февраля и т. д. Так была ликвидирована разница в днях, накопившаяся за время применения юлианского календаря.
      В СССР проводилась работа по реформе календаря, в ча­стности в 1930 г., когда в целях увеличения темпов развития Советское правительство ввело постановление о переходе на непрерывную пятидневную неделю (4 рабочих дня и 1 выход­ной). С 1 декабря 1931 г. она была заменена шестидневной непрерывной неделей. Выходные устанавливались 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. Семидневная неделя была вос­становлена в связи с осложнением международной обстановки и требованием укрепления обороноспособности страны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1940 г.
      Для более полного использования светлой части суток после первой мировой войны в некоторых странах стали осу­ществлять перевод часовой стрелки вперед на час или более. Этим достигалась, в частности, экономия электроэнергии. В СССР также по постановлению Совнаркома СССР от 16 июня 1930 г. во всех поясах время было переведено на один час вперед. Такое время называют декретным, так как оно вводится распоряжением правительства.
      В дополнение к декретному времени с 1981 г. в СССР вве­ден ежегодный сезонный перевод стрелок часов (с 1 апреля по 1 октября). В указанный весенне-летний период местное время будет опережать истинное поясное на 2 часа.
Контрольные вопросы
      1. Что входит в определение предмета хронология?
  2. Что такое эра? Какие вы знаете фиктивные и действи­тельные эры?
 3. Счет времени, лунные, лунно-солнечные и солнечные календари.
 4. Виды календарей. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Календарь Французской буржуазной революции.
 5. Как перевести дату с византийской эры на время эры «рождества Христова»?
 6. Реформа календаря в Советской России.
 7. Поясное и декретное время в СССР.
[25]
Литература
      Ермолаев И. П. Историческая хронология. М., 1980.
      Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967.
      Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
      Сюзюмов М. Я. Календарь. — В кн.: Советская истори­ческая энциклопедия. М., 1956, т. 6.
 Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944.
Л.И. Рачков,  Л.И. Чуистова
Глава из книги: Рачков Л.И., Чуистова Л.И. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебно-методич. пособие для  студентов-заочников истфак. педагогич. ин-тов / Отв. ред. проф. А.В. Ушаков; Московский гос. заочный педагогич. институт. М.: Просвещение, 1982. С. 4 – 25 (глава 2).
Материал размещен 3.01.2006


      [1] От латинского термина аперире—раскрывать. В этом месяце распу­скались почки на деревьях и прорастало зерно.

(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции