ХРОНОЛОГИЯ [из учебно-методич. пособия] (23.01 Kb)
[17]
При изучении исторического материала студенту-заочнику приходится встречаться с различными системами времяисчисления. Следовательно, необходимо знакомство с хронологией — наукой об измерении времени. Хронология ведет свое название от греческих слов хронос—время и логос—учение, наука.
В предмет хронологии как вспомогательной исторической дисциплины входит учение о складывании и развитии различных систем времяисчисления, определение и уточнение дат прошлых исторических событий, зафиксированных в источниках, и перевод их на современную систему летоисчисления.
При работе с источниками уточнению времени событий помогает понятие эры. Чтобы обозначить то или иное событие во времени, необходимо соотнести его с каким-либо установленным или принятым отправным событием и определить, когда произошло интересующее нас событие: до отправного или
[18]
позже. Например, восстание Спартака началось за 74 года до «рождения Христова», падение Западной Римской империи — спустя 476 лет. В данном случае время мифического рождения Христа стало отправным событием — началом летоисчисления.
Понятие эры складывалось у народов постепенно, в первобытную эпоху оно находилось в зачаточной форме. Счет времени осуществлялся от наиболее памятного события: землетрясения, наводнения, а чаще войны. В рабовладельческих обществах Древнего Востока счет велся по царствованиям. В античных государствах — по периодам правления высших должностных лиц: в Афинах — архонтов, в Риме — консулов, императоров. Многообразие систем отсчета времени в древности мешает точному определению событий.
Понятие эры условно: исходным моментом эры бывает мифическое или историческое событие. Те эры, счет времени в которых ведется от мифического события, называют фиктивными, те, в которых от реального, — историческими. Так, наиболее древней исторической была эра, ведшая отсчет времени от правления ассирийского наместника в Вавилоне Набонассара, который жил в VIII в. до н. э. Клавдий Птолемей (III в. н.э.) использовал этот отсчет для составления списка вавилонских царей. Эра Диоклетиана исчислялась от его воцарения как римского императора — 29 августа 284 г. н. э.
Фиктивной легендарной эрой может быть названа эра «от основания Рима»—21 апреля 735 г. до н. э. Счет времени по ней велся западноевропейскими историками до XVIII в.
Фиктивными являются мировые эры от «сотворения мира» богом. Появились они в клерикальных кругах в противоположность вводимым светским эрам, но следует заметить, что церковники так и не пришли к единому мнению о времени «сотворения мира» богом.
Существовало не менее 200 «мировых эр». Полюсными были длинная «мировая эра», относившая «сотворение мира» к 6984 г. до н. э., и «мировая эра» короткая — к 3483 г. до н. э. Промежуточными были александрийская «мировая эра», относившая «сотворение мира» к 5501 г. до н. э., антиохийская, ведшая отсчет от 5969 г. до н. э., и византийская, начинавшаяся в 5508 г. до н. э., которые были наиболее употребимы в документах и быту.
Современная фиктивная эра ведет счет времени от мифического события — рождения Иисуса Христа. Она была введена римским монахом Дионисием Малым в 525 г. н. э. Дионисий проводил составление пасхальных таблиц и в связи с этой работой «вычислил» дату рождения Иисуса Христа. Расчеты его, конечно, ничего общего не имели с наукой. В источниках раннехристианского периода нет указаний о дате рождения Христа, нет их и в Евангелиях, почему даже церковники признали несостоятельность выкладок Дионисия, Од-
[19]
нако предложенное им летоисчисление с VI в. распространяется в Европе, а к XIX в. его принимают все христианские страны.
В эпоху перехода от капитализма к социализму прогрессивное человечество называет Великую Октябрьскую социалистическую революцию началом новой эры человечества.
В истории человечества первой единицей измерения времени были солнечные сутки, т. е. отрезок времени между двумя последовательными положениями Солнца в одной и той же точке. Но оказывается, что их длительность на протяжении года неодинакова, так как вращение земного шара вокруг своей оси неравномерно в течение года и зависит от его места на эллиптической околосолнечной орбите. Поэтому за основную календарную единицу времени принимаются так называемые средние солнечные сутки, т. е. отрезок времени, который бы затрачивала Земля на оборот вокруг оси при равномерном вращении на идеальной круговой орбите.
Для точного определения годичного времени берут промежуток между последовательными пребываниями Солнца в точке весеннего равноденствия (21 марта). Это время называют тропическим или астрономическим годом. Он равен 365,422 суток, или 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам.
Астрономический год — это длительный период, а люди искали для счета времени более короткий период постоянно повторяющегося явления. Им явилось видимое движение Луны, которое лежит в основе наиболее древних календарей.
Человечество в раннем периоде развития уже использовали для счета времени чередование лунных фаз, происходящее за 29,5 суток. Смена фаз Луны происходит потому, что она, обращаясь вокруг Земли, занимает различные положения относительно Солнца.
Промежуток времени от одного новолуния до другого получил название синодического месяца (от греческого слова синодос, синод, что означает сближение, схождение).
Длина лунного года (29,5х12) равна 354 суткам. Он на 11 суток короче тропического года, а поэтому имеется несоответствие счета времени по лунному календарю с изменениями времен года (сезонов). Это создавало трудности для земледельцев, которым было важно знать наступление сезона. Поэтому наряду с лунным велось и лунно-солнечное исчисление—координирование лунного года и солнечного, когда начало лунных лет всегда приходилось на определенную пору солнечного года. У народов СССР встречаются лунные, солнечные и лунно-солнечные системы счета времени (календари).
Первые системы исчисления времени, как установлено наукой, относятся к IV—III тысячелетию до н. э. Существовали вавилонский, древнееврейский, китайский, древнегреческий, древнеримский лунные календари.
[20]
У римлян за 7 веков до нашей эры в основе определения времени года лежали земледельческие работы. Год равнялся 304 дням и делился на 10 месяцев. Римский год начинался с марта (мартиус), названного так в честь бога войны Марса. В марте приступали к весенним земледельческим работам, далее шел апрель (априлис)[1] за ним—май (майус), названный в честь богини красоты Майи, затем июнь (юниус), названный, по имени богини Юноны—жены Юпитера и богини плодородия. Шесть последующих месяцев носили наименования, соответствовавшие их порядковым номерам: пятый— квинтилис и шестой — секстилис, седьмой — септембер, восьмой — октобер, девятый — новембер, десятый — децембер. Затем римляне перешли к году, равному 355 дням, добавив одиннадцатый месяц—январь (януариус), названный в честь двуликого бога Януса, и двенадцатый—февраль (фебруариус), носивший имя бога мертвых Фебруария, что, вероятно, было связано с культовыми обрядами (фебруа). Год теперь состоял из 12 лунных периодов, 355 дней, 12 месяцев, из которых 4 имели по 31 дню, 7— по 29 дней и 1 — 28 дней. В календаре сохранились названия, говорившие о его лунном происхождении: календы — день новолуния, ноны — день первой четверти, иды — день полнолуния.
Расхождение данного календаря с астрономическим годом заставило римлян с начала VI в. до н. э. перейти к лунно-солнечному календарю, для чего вставлялись между 23 и 24 февраля дополнительные дни. Таким образом, в году -получалось 365 дней. Это не избавило от расхождения с астрономическими или тропическими годами, поэтому по примеру греков, которые вводили через каждые 8 лет 3 удлиненных года, римляне начали вставлять через каждые 4 года 2 удлиненных года, дополненные не 20, а 22 и 23 днями. При этом год равнялся 366 дням, т. е. средний лунно-солнечный год в этом календаре был длиннее солнечного на сутки. Ликвидацию этого несоответствия производили жрецы, которые в конце концов запутались в расчетах, и поэтому реформа римского лунно-солнечного календаря стала неизбежной.
Эта реформа была проведена Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. В основу нового календаря был положен вычисленный египтянами астрономический год, который расходился с тропическим на 1/4 суток. В юлианском календаре продолжительность года равнялась 365 дням, с поправкой в один добавочный день через каждые 4 года. Разработку юлианского календаря провели александрийские астрономы во главе с Созигеном. В календаре осталось 12 месяцев со старыми названиями. Добавочный день прибавлялся также между 23 и 24 числами фев-
[21]
раля. Февраль имел два 24-х числа, второе 24-е было вторым шестым днем до мартовских календ, и именовался он вторым шестым (бисекстилис), отсюда русское «високосный». Начало года по юлианскому календарю приходилось на 1 января. Впоследствии, в I в. до н. э., пятый месяц года — квинтилис — в честь Юлия Цезаря был назван июлем (юлиус), а еще позднее шестой — секстилис — в честь императора Августа — августом (аугустус). Юлианский год на 11 минут и 14 секунд длиннее астрономического, что в дальнейшем привело к разнице действительного времени с исчисляемым.
Необходимо выяснить и усвоить причины перехода к новому григорианскому календарю.
Разница действительного тропического года и исчисляемого по юлианскому календарю приводила к тому, что через 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, через 384 года — в трое суток, а через 1280 лет—в 10 суток. Для христианской церкви данное расхождение было неудобно, поскольку один из главных праздников христиан — пасху приходилось делать передвижным. Пасха праздновалась после весеннего равноденствия (21 марта), но не позднее 25 апреля. К XVI в. разница тропического года и исчисляемого составляла почти 10 суток. День весеннего равноденствия фактически передвинулся на 11 марта. Сохранение же по календарю его на 21 марта .отодвигало пасху к летнему сезону, что вносило значительные изменения в быт населения, сообразующего с праздниками сельскохозяйственные работы. Но правила вычисления пасхалий народу были, конечно, не известны, поэтому простые люди не сознавали требования реформы календаря. Эта реформа была необходима церкви.
В 1582 г. по предложению итальянского врача и астронома Алоизия Лилио папа Григорий XIII провел реформу календаря, суть которой состояла в том, что после 4 октября предписывалось следующим днем считать 15 октября. Тогда в 1583 г. начало весны перешло с 11 марта на 21 марта (день равноденствия). Запоздание календаря в будущем предотвращалось тем, что каждые 400 лет исключались 3 високосных года. Новый календарь вошел в употребление не одновременно в разных странах. К началу XVII в. в странах католической и в XVIII в. в странах протестантской религии был принят новый стиль, но в православных государствах (Россия, Греция, Румыния, Болгария) распространение григорианского календаря началось лишь в начале XX в. Способы определения високосных лет по юлианскому и григорианскому календарям не одинаковы. По юлианскому високосные годы те, у которых два последних числа делятся на 4, например 1884, 1940, и годы окончания столетий (1600, 1700, 1800, 1900 и т. д.). По григорианскому же годы, оканчивающиеся на два нуля, високосными считаются только при делении первых двух цифр на 4.
[22]
Так, 1600 г. високосный, а 1700, 1800, 1900 гг. нет. Таким образом достигалось приближение календарного года к астрономическому, так как отбрасывалась разница в трое суток, накапливавшаяся за 400 лет. Хотя григорианский календарь был более точен по сравнению с юлианским, но и по нему через 3300 лет образуется разница в одни сутки, так как календарный год отстает от тропического на 26 секунд.
Студенту-историку, изучающему летописи, прежде всего необходимо уметь переводить даты с византийской мировой эры от «рождества Христова». В основе перевода лежит следующий расчет: так как по византийской эре от «сотворения мира» до «рождества Христова» прошло 5508 лет, то следует из указанного в летописи года вычесть 5508 лет, и получится дата новой эры. Например, убийство Андрея Боголюбского по летописи относится к 6682 г. по византийской эре. Вычитаем 5508, получаем 1174 г. н. э.
Так же необходимо усвоить перевод дат мартовского и сентябрьского годов по византийской эре на январское новогодие новой эры.
При мартовском начале года, если событие датировано между мартом и декабрем (включительно), вычитать следует 5508 лет; если дата события приходится на январь — февраль, вычитается на год менее — 5507 лет.
При сентябрьском начале года, если событие произошло между сентябрем и декабрем включительно, то вычитается 5509 лет, если между январем и августом (включительно) — вычитается 5508.
Студенту необходимо знать и о календарях, свободных от религиозного влияния, таких, как календарь Великой французской буржуазной революции. Прототипом его был выпущенный в конце 1787 г. «Альманах честных людей» поэта-атеиста, публициста Силвена Марешаля. За свои воззрения Марешаль был посажен в тюрьму, а его «Альманах» сожгли. Во время Французской буржуазной революции был создан республиканский календарь. Начало года по нему — 1 марта, а названия 12 месяцев даны по счету: первый, второй и т. д. В каждом месяце 30 дней. Таким образом, в году 360 дней с прибавкой в конце года 5 дней. Разработку нового календаря вел Комитет по народному образованию. Год в республиканском календаре равнялся 12 месяцам по 30 дней плюс 5 дополнительных в конце простого года, 6 — в конце високосного. Месяц делился на три декады: 10, 20, 30-е числа его были праздничными, праздничными были первый день и все дополнительные дни года. Первый дополнительный день — праздник Гения, когда прославлялись выдающиеся изобретения и открытия; второй — праздник Труда; третий — праздник Подвигов; четвертый — праздник Наград; пятый — праздник Мнения (общественной критики), шестой — день Олимпиад.
[23]
Новогодие 1 января отменялось и переносилось на день, близкий дню провозглашения республики, — 22 сентября 1792 г. Декретом Конвента предписывалось начало года определять путем астрономических вычислений, чтобы оно приходилось на момент осеннего равноденствия. Шестой дополнительный день вставлялся либо через 4 года, либо через 5 лет,-тогда високосный год считался задержанным. Месяцы назывались исходя из сельскохозяйственных работ или времен года. Например, весенние: жерминаль — месяц прорастания, флореаль — месяц цветения, прериаль — месяц лугов; летние: мессидор — месяц жатвы, термидор — месяц жары, фрюктидор — месяц плодов.
Республиканский календарь был введен во Франции 25 октября 1793 г. и просуществовал до 1 января 1806 г., когда он был отменен Наполеоном. В 1871 г. с падением Второй империи Правительство национальной обороны восстановило его, после же разгрома Парижской Коммуны во Франции опять был введен григорианский календарь.
Говоря о счете времени у славян и в Древней Руси, следует отметить, что, как многие земледельческие народы, славяне вели счет времени по сезонам. В жизни славянских племен большое значение имел культ бога Солнца (Даждьбога). С ним связывались праздники: масляница — начало весны; летний праздник (когда начинал убывать день) — купала; коляда — в честь щедрого солнца в январе, когда день начинал прибывать.
В документах XVI—XVII вв. отражено деление времени по сезонам: с 25 января по 25 марта—зима, весна — до 24 июня, затем лето до 24 сентября и осень до 24 января. В Древней Руси год начинался с весны. В Остромировом евангелии (1056—1057 гг.) можно найти сведения о древнеславянских месяцах. Они назывались так: январь—просиней, (светлее), февраль — сечень (рубка леса для сжигания), март—сухий (деревья подсыхают), апрель — березозол (жгут березу), май—травень, июнь—изок (кузнечик), июль —червень, липень (цветение лип), август — серпень, ленивец (жатва), сентябрь — вересень (цветение вереска), рюень (рюить — реветь), октябрь — листопад, ноябрь и декабрь —грудень (мерзлые комья земли).
С введением христианства на Русь проник через Византию юлианский календарь, а вместе с ним и «мировая эра» — византийская, относившая «сотворение мира» к 5508 г. до н. э. Но начало года оставалось мартовское, а не сентябрьское. Мартовское начало года упоминается в летописях по XIV в. включительно. С конца XV в. на Руси весеннее начало года заменяется сентябрьским и сохраняется таким до 1700 г. В этот год была проведена реформа календаря, эра византийская заменена была эрой «от рождения Христова» и введено январ-
[24]
ское новогодие. Петровским указом 1 января 7208 г. считалось 1 января 1700 г. Однако был сохранен юлианский календарь, по которому Россия вела счет времени до начала 1918 г.
С февраля 1918 г. был принят декрет, подписанный В. И. Лениным, «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» (григорианского). Декретом предписывалось: первый день после 31 января считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15 февраля и т. д. Так была ликвидирована разница в днях, накопившаяся за время применения юлианского календаря.
В СССР проводилась работа по реформе календаря, в частности в 1930 г., когда в целях увеличения темпов развития Советское правительство ввело постановление о переходе на непрерывную пятидневную неделю (4 рабочих дня и 1 выходной). С 1 декабря 1931 г. она была заменена шестидневной непрерывной неделей. Выходные устанавливались 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. Семидневная неделя была восстановлена в связи с осложнением международной обстановки и требованием укрепления обороноспособности страны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1940 г.
Для более полного использования светлой части суток после первой мировой войны в некоторых странах стали осуществлять перевод часовой стрелки вперед на час или более. Этим достигалась, в частности, экономия электроэнергии. В СССР также по постановлению Совнаркома СССР от 16 июня 1930 г. во всех поясах время было переведено на один час вперед. Такое время называют декретным, так как оно вводится распоряжением правительства.
В дополнение к декретному времени с 1981 г. в СССР введен ежегодный сезонный перевод стрелок часов (с 1 апреля по 1 октября). В указанный весенне-летний период местное время будет опережать истинное поясное на 2 часа.
Контрольные вопросы
1. Что входит в определение предмета хронология?
2. Что такое эра? Какие вы знаете фиктивные и действительные эры?
3. Счет времени, лунные, лунно-солнечные и солнечные календари.
4. Виды календарей. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Календарь Французской буржуазной революции.
5. Как перевести дату с византийской эры на время эры «рождества Христова»?
6. Реформа календаря в Советской России.
7. Поясное и декретное время в СССР.
[25]
Литература
Ермолаев И. П. Историческая хронология. М., 1980.
Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967.
Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
Сюзюмов М. Я. Календарь. — В кн.: Советская историческая энциклопедия. М., 1956, т. 6.
Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944.
Л.И. Рачков, Л.И. Чуистова
Глава из книги: Рачков Л.И., Чуистова Л.И. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебно-методич. пособие для студентов-заочников истфак. педагогич. ин-тов / Отв. ред. проф. А.В. Ушаков; Московский гос. заочный педагогич. институт. М.: Просвещение, 1982. С. 4 – 25 (глава 2).
Материал размещен 3.01.2006
(0.6 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000