Мартовский и сентябрьский календарные стили. Перевод древнерусских дат на современное летоисчисление (8.41 Kb)
В Новый год даже археографы вспоминают что-то новогоднее. Например, что 1 января далеко не всегда было праздником. Известно, что в средневековой Руси начало года отмечали: до конца XV в. – 1 марта, в XVI-XVII вв. – 1 сентября и лишь с 1700 года – в привычный для нас день. Из-за этого при переводе дат от сотворения мира (характерных для летописей) на современную систему летоисчисления, т.е. от Рождества Христова, возникают трудности. К примеру, начинающие историки, изучая татаро-монгольское нашествие, часто не могут понять летописную фразу: «кончевающеся лето6745-е», относящуюся к концу февраля.
Можно было бы объяснять всё это коротко и без лишних подробностей. Но история – наука точная. Дадим слово профессионалам. Перед нами – фрагмент учебника, знакомого всем выпускникам исторических факультетов последней четверти века.[1]
Система летоисчисления определяется эрой и стилем, т.е. началом года. В Древней Руси была принята византийская система «от сотворения мира», просуществовавшая до 1700 года. Год начинался в марте или сентябре.[2] Приняв эру от Византии, Древняя Русь сохранила исконное славянское весеннее начало года. Смена мартовского стиля сентябрьским произошла в конце XV века.
Одной из важнейших задач хронологии как вспомогательной исторической дисциплины является разработка принципов согласования различных систем датировок и переводов (редукция) дат с одной системы на другую.
При переводе указанных в источнике дат «от сотворения мира» необходимо учитывать следующие обстоятельства. Прежде всего, надо установить истинную дату, так как при указании на неё источника могли быть опущены цифры, обозначающие тысячелетие и столетие. Известно, что, например, в XV веке часто указывались только две последние цифры даты – «в лето 77», а в XVII веке опускались цифры, обозначавшие тысячелетие, – «в лето 150». Подобными сокращениями при указании на даты часто пользуются и сейчас. Мы говорим: «революция 905 года» или даже просто «революция 5-го года», прекрасно понимая, что речь идёт о первой буржуазно-демократической революции в России в начале XX века, или «отечественная война 12-го года» и т.д.
Установив полную дату «от сотворения мира», следует вычесть из неё 5508, так как по византийской эре «сотворение мира» произошло за 5508 лет до «рождества Христова». Однако установленный таким образом год от «рождества Христова» будет точной датой только при определённых условиях. Дело в том, что при вычитании 5508 не учитывается одно очень важное обстоятельство, а именно начало указанного в источнике года.
Существование сентябрьского и мартовского стилей усложняет перевод дат с византийской системы на современную. К тому же мартовский стиль в Древней Руси имел две разновидности – ультрамартовский и цирка-мартовский годы.
В распоряжении историков имеются специальные таблицы, отражающие соотношение сентябрьского, мартовского и ультрамартовского годов с январским. Тем не менее, историку необходимо уяснить существо соотношения стилей и правил перевода дат на современную систему.
Проследим эти правила на конкретном примере. Предположим, что в источнике указана дата – 30 апреля 6510 года. Если этот год начинался в марте, то, следовательно, он запаздывал в сравнении с январским на два месяца (январь, февраль), а десять месяцев (с марта по декабрь) у них совпадали. Таким образом, дат в пределах совпадающих месяцев при определении искомого январского года (X) из указанной даты от «сотворения мира» следует вычитать 5508. В нашем примере X = 6510-5508= 30 апреля 1002 года. Если в источнике указана дата в пределах января и февраля, например 30 января, то расчёт несколько изменится. В этом случае январь и февраль, заканчивавшие мартовский 6510 год, относились уже к следующему (X + 1) январскому году. В этом примере X = (6510 – 5508) + 1 = 30 января 1003 года. Отсюда следует, что для определения даты, приходящейся на январь или февраль в мартовском году, из неё следует вычитать не 5508, а на единицу меньше – 5507.
Возьмём другой пример. В источнике указана дата 30 апреля 7150 года. Известно, что этот год начинался в сентябре. По отношению к нему январский год отставал на четыре месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Совпадали же у них восемь месяцев – с января по август. Так как указанная в примере дата приходится на один из совпадающих месяцев, здесь действует общее правило, т.е. из 7150 нужно вычесть 5508, и искомая дата, таким образом, будет 30 апреля 1642 года. Но если какое-то событие произошло, например 30 октября этого же, 7150-го сентябрьского года, то оно приходится на ещё не завершившийся предыдущей январский год (X – 1). Таким образом, в этом случае X = (7150 – 5508) – 1 = 30 октября 1641 года. Следовательно, для определения даты, приходящейся на период с сентября по декабрь включительно в сентябрьском году, из неё следует вычитать не 5508, а на единицу больше – 5509.
В Древней Руси существовал ещё так называемый ультрамартовский (от латинского слова «ультра» – по ту сторону) стиль, употреблявшийся в XII – XIV вв. параллельно с мартовским. В отличие от последнего ультрамартовский год не запаздывал на два месяца по отношению к январскому году, а опережал его, начиная на 10 месяцев раньше. В этом отношении он подобен сентябрьскому году. Общими в январском и ультрамартовском годах были январь февраль. Следовательно, если какое-то событие произошло в пределах этих двух месяцев, для перевода даты следует вычитать 5508. Поскольку первые десять месяцев (с марта по декабрь) ультрамартовского года приходились ещё на предыдущий январский (X – 1) год, для определения даты события, происшедшего с марта по декабрь, надо вычитать на единицу больше – 5509. Нетрудно заметить, что ультрамартовский стиль исходит из того, что от «сотворения мира» до «рождества Христова» прошло не 5508, а 5509 лет.
Новогодие в Древней Руси не было твёрдо установленным числом и могло приходиться как на начало марта, так и на конец февраля, приурочиваясь к первому весеннему полнолунию. Такие года называются цирка-мартовскими или цирка-ультрамартовскими (от латинского слова «цирка» – вокруг). Правило перевода дат для этих годов остаются те же, что для мартовского и ультрамартовского стилей. Нужно лишь точно учитывать, что вычитать необходимое число следует с января до того дня, когда начался новый год, или со дня нового года по декабрь включительно.
Предположим, что 6610 год мартовский год начался 11 марта. С январским годом, как мы уже выяснили раньше, совпадают десять месяцев (с марта по декабрь). В данном же случае совпадают не все числа марта, а только с 11 по 31. Следовательно, вычитать 5508 нужно только при переводе дат, приходящихся на период с 11 марта по 31 декабря, а с января по 11 марта следует вычитать 5507. Соответственно, определяются даты, указанные по ультрамартовскому стилю, но с поправкой на один год.
Если в источнике нет указания на месяц события, то устанавливать абсолютно точную дату по январскому календарю невозможно.
При переводе дат всегда следует помнить, что они определяются по Юлианскому календарю или по старому стилю. Чтобы выразить установленную дату по новому стилю, надо ввести соответствующую поправку, т.е. увеличить её на необходимую разницу между старым и новым стилями. Эта поправка необходима для датировки событий, происшедших после введения в 1582 году Григорианского календаря.
Пдгот. И.В. Нестеров
размещено 3.01.2010
[1] Кобрин, В.Б., Леонтьев, Г.А., Шорин, П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984. С. 91-93.
[2] В текстах рукописных и старопечатных книг сентябрьский счёт доминировал до начала XX века (прим. ред.)
(0.2 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000