Лекция 1. Источники по теме: “Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883-1894 гг.)”

7 октября, 2019

Лекция 1. Источники по теме: “Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883-1894 гг.)” (59.66 Kb)

[7]

Лекция 1

ИСТОЧНИКИ ПО ТЕМЕ: «НАЧАЛО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ

И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ

(1883-1894 гг.)»

 

В 80-х годах XIX в. в России делает первые серьезные шаги массовое рабочее движение. К этому периоду относится начало распространения в России марксизма. Первая марксистская группа «Освобождение труда» организует издание и распространение марксистской литературы. Основатель группы Г. В. Плеханов поднимает знамя борьбы против мелкобуржуазной идеологии народничества. В России возникают и действуют марксистские социал-демократические кружки и группы — Благоева, Точисского, Бруснева, Федосеева и др. Пролетарской партии еще не было. «Социал-демократия, — писал В. И. Ленин о периоде 1884-1894 гг., — существовала без рабочего движения, переживая, как политическая партия, процесс утробного развития»[1].

Отличительная особенность источников истории партии этого периода состоит в том, что среди них отсутствуют такие основные виды историко-партийных источников, как партийные документы, партийная печать. С периодом зарождения в России марксистского социал-демократического движения нас знакомят следующие источники: труды К. Маркса и Ф. Энгельса, труды В. И. Ленина, документы первых марксистских групп и кружков, сочинения Г. В. Плеханова, воспоминания участников революционного движения. Остановимся кратко на этих источниках.

 

[8]

ТРУДЫ К. МАРКСА, Ф. ЭНГЕЛЬСА, В. И. ЛЕНИНА

 

В произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса историка КПСС должны интересовать, во-первых, все программные работы основоположников научного социализма для изучения почти всех периодов и основных проблем истории КПСС и того нового, что внес в марксизм основатель нашей партии В. И. Ленин; во-вторых, все высказывания Маркса и Энгельса о России XIX в. для изучения периода распространения марксизма в России.

Из программных трудов К. Маркса и Ф. Энгельса назовем лишь важнейшие, без которых невозможно приступить к изучению истории нашей партии.

Первый программный документ научного коммунизма «Манифест Коммунистической партии» является отправным источником при изучении истории Коммунистической партии Советского Союза. В этом историческом документе К. Маркс и Ф. Энгельс впервые изложили мировоззрение пролетариата, научно обосновали неизбежность гибели буржуазии и завоевания пролетариатом политической власти. Основная идея «Манифеста» — идея пролетарской революции и диктатуры пролетариата — краеугольный камень учения марксизма и главное программное положение пролетарской партии. Об этом говорят прямые указания К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии» (глава I), что ближайшая цель коммунистов «ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти» (глава II) и эта цель может быть достигнута «лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя» (глава IV)[2]. Вся последующая борьба К. Маркса и Ф. Энгельса за пролетарскую партию, вся история борьбы В. И. Ленина за создание марксистской партии в России и борьбы рабочего класса за власть направлены на осуществление этой идеи. Признание или отрицание диктатуры пролетариата со времени написания «Манифеста» и до наших дней является основным водоразделом между марксизмом и ревизионизмом.

Термин «диктатура пролетариата» в «Манифесте» отсутствует. Он появляется впервые в 1850 г. в работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции», где автор «Манифеста» на основе исторического опыта революции 1848-1849 гг. дает точную и яркую формулировку цели пролетарской революции, указав, что «социализм есть объявление непрерывной револю-

 

[9]

 

ции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще…»[3]. Дальнейшее развитие идеи диктатуры пролетариата дано в известном письме К. Маркса к Вейдемейеру от 5 марта 1852 г.[4] и в «Критике Готской программы», написанной в 1875 г.[5].

Выдвинутая К. Марксом и развитая В. И. Лениным теория диктатуры пролетариата не случайно подвергалась и подвергается самым ожесточенным нападкам со стороны ревизионистов всех времен, от Бернштейна до авторов программы СКЮ, которые подменяют идею диктатуры пролетариата идеей борьбы «за контроль над механизмом управления государственными средствами производства» путем завоевания «решающего влияния в государственной власти»[6].

В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс заложили основы учения о партии как передовой части рабочего класса, владеющей революционной теорией. Они выдвинули принцип интернационального построения партии. В IV главе «Манифеста Коммунистической партии» К. Марксом и Ф. Энгельсом изложены основы тактики пролетарской партии, ее отношения к другим партиям. «Манифест Коммунистической партии» содержит также указания о том, какие основные мероприятия должен осуществить пролетариат, взявший власть[7].

К «Манифесту Коммунистической партии» тесно примыкает другой документ — «Устав Союза коммунистов»[8], в котором К. Маркс и Ф. Энгельс впервые выдвинули организационный принцип демократического централизма в построении пролетарской партии, определили условия членства партии, предусматривающие подчинение постановлениям Союза и обязательную работу в одной из его общин, за которую каждый член Союза должен был регулярно отчитываться.

Последовательная защита принципа демократического централизма, а в условиях подполья — строгого централизма в построении партии проходит через всю борьбу В. И. Ленина за партию, за ее единство и боеспособность. В основе ленинской формулировки § 1 Устава РСДРП также лежит обязательность активного участия в работе партийной организации, указанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 

[10]

 

Созданию «Манифеста» предшествовала работа Ф. Энгельса «Принципы коммунизма»[9], написанная им осенью 1847 г. по поручению Парижского окружного комитета Союза коммунистов. Эта работа является предварительным проектом программы Союза коммунистов и написана в традиционной форме вопросов и ответов. Такую форму Ф. Энгельс в письме к К. Марксу в ноябре 1847 г. предложил отбросить и «назвать эту вещь «Коммунистическим манифестом»»[10].

Кроме указанных источников, историку КПСС необходимо изучение и других работ основоположников марксизма, в которых ими разработаны программные, тактические и организационные положения пролетарской партии.

В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852) на основании обобщения опыта революции 1848-1849 гг. К. Маркс делает важный политический вывод о том, что рабочий класс не сможет победить без поддержки крестьян, а в свою очередь «крестьяне находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ни опровергнуть буржуазный порядок»[11]. К. Маркс подтвердил этот вывод в письме к Ф. Энгельсу от 16 апреля 1856 г. «Все дело в Германии, — писал он, — будет зависеть от возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторым изданием крестьянской войны. Тогда все будет прекрасно…»[12].

В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» содержится важный политический вывод о необходимости слома буржуазной государственной машины[13], а в работе «Гражданская война во Франции» (1872) Маркс указывает на Парижскую коммуну как на искомую форму диктатуры пролетариата[14].

Одним из важнейших источников изучения теории научного коммунизма является «Обращение ЦК к Союзу коммунистов», написанное К. Марксом и Ф. Энгельсом в марте 1850 г. Этот документ подтверждает и развивает основные идеи «Манифеста» и дает формулировку идеи непрерывной революции[15], которую В. И. Ленин развил в новых условиях, в период революции 1905-1907 гг.

Названные важнейшие труды и высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса являются необходимыми источниками для

 

[11]

 

изучения первой темы курса по истории нашей партии, начального периода истории КПСС.

К. Маркс и Ф. Энгельс были современниками периода, непосредственно предшествовавшего созданию в России социал-демократической рабочей партии, и поэтому некоторые труды и высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса относятся непосредственно к истории революционного движения в России. В ряде трудов К. Маркс и Ф. Энгельс дали оценку социально-экономическому положению пореформенной России и указали на перспективы рабочего движения и русской революции. В предисловии к русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1882 г. указывалось, что теперь «Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе»[16].

Источником изучения истории КПСС является также переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, которую они вели почти полвека (1846-1895)[17]. Россия — первая страна, в которой был переведен «Капитал» К Маркса, и, естественно, что самая длительная переписка (1861 -1895 гг.) велась К. Марксом и Ф. Энгельсом с переводчиком «Капитала», Н. Ф. Даниельсоном. В переписке Маркса и Энгельса с народниками и другими русскими политическими деятелями в 70-90-х годах центральное место занимает статья Ф. Энгельса «Об общественных отношениях в России». Эта статья, написанная в 1875 г., явилась ответом на открытое письмо народника Ткачева, отрицавшего классовую основу русского государства, утверждавшего, что оно «не имеет ничего общего с существующим общественным строем» и что русские крестьяне, хотя они и «собственники», «стоят ближе к социализму, чем лишенные собственности рабочие Западной Европы»[18]. Статья Ф. Энгельса и особенно послесловие к ней (1894) являются ценным источником для изучения взглядов основоположников марксизма на судьбы русской общины и русской революции. Изучение трудов К. Маркса и Ф. Энгельса убеждает, что они допускали возможность некапиталистического пути развития России через общину, но лишь при условии победы пролетарской революции на Западе, если таковая произойдет до окончательного распада рус-

 

[12]

 

ской общины[19]. Необходимо учитывать, что Маркс и Энгельс, горячо надеявшиеся, «что русские приближаются к своему 1789 году», что революция «может разразиться каждый день»[20], преувеличивали степень революционного кризиса и роль народников в подготовке революции.

Последний и наиболее интересный для нас раздел сборника составляет переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с членами группы «Освобождение труда». Эта переписка может служить ценным источником для изучения деятельности группы «Освобождение труда» по распространению и пропаганде марксизма в России. Она указывает на преемственную связь первых русских марксистов с их великими учителями. «Я горжусь, — писал Ф. Энгельс В. И. Засулич, — что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса»[21]. Обмен письмами между К. Марксом и В. И. Засулич в 1881 г. касается оценки К. Марксом русской общины. Переписка Ф. Энгельса c И. Засулич в 1883-1890 гг., а затем с Г. В. Плехановым в 1893-1895 гг. отражает большую работу членов группы «Освобождение труда» по подготовке и изданию русских переводов трудов К. Маркса «Наемный труд и капитал», «Нищета философии», Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» и других трудов. Из переписки видно, что Энгельс принимал самое непосредственное участие в отборе литературы для переводов, был очень отзывчив на всякие просьбы и давал много ценных советов Г. В. Плеханову в письмах к нему и в личных беседах. Эти письма свидетельствуют о том, что Ф. Энгельс был знаком с первыми марксистскими работами Г. В. Плеханова «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и высоко их оценивал. Г. В. Плеханов подробно информировал его о походе народников против марксизма в журнале «Русское богатство», отдельные номера которого Ф. Энгельс тогда читал в подлиннике.

Переписка содержит много интересных мыслей Ф. Энгельса об эволюции русских народников. В последнем письме к Г. В. Плеханову, 26 февраля 1895 г., Ф. Энгельс говорит о своей безуспешной попытке идейно воздействовать на народника Даниельсона. «Как видите, все ни к чему, — писал Ф. Энгельс. — Совершенно невозможно полемизировать с тем поколением русских, к которому он принадлежит и которое все еще верит в стихийно коммунистическую миссию, якобы

 

[13]

 

отличающую Россию»[22]. Ф. Энгельс высказывает в этом письме мысль о том, что «народник», бывший террорист, вполне может кончить тем, что станет монархистом»[23].

Основные вопросы, затронутые в переписке К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, делают ее ценным источником истории КПСС.

В настоящее время наиболее точный научный перевод произведений К. Маркса и Ф. Энгельса осуществляется Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС во втором издании Сочинений, в котором устранен ряд искажений и неточностей переводов первого издания[24].

Следует учитывать, что различные переводы произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, сделанные в конце XIX в. в России, не отличались точностью. Более того, некоторые переводы искажали оригинал, отражая политические взгляды переводчика. Произведения Маркса и Энгельса переводили и народники, и «легальные марксисты», и анархисты. Для исследователя далеко не безразлично, в каком переводе распространялись произведения Маркса и Энгельса. Возьмем, например, перевод «Манифеста Коммунистической партии». Впервые его перевел на русский язык М. А. Бакунин в 1869 г. Но этот перевод искажал самый дух «Манифеста». Достаточно сказать, что слово «класс» Бакунин переводил как «сословие», «классовую борьбу» называл «борьбой сословий». Вместо «завоевание пролетариатом политической власти» говорил «завоевание политической власти через посредство пролетариата» (курсив наш. — 3. Ж.); вместо «открытое восстание» — «бунт»[25]. Бакунин выбрасывал в своем переводе самую идею диктатуры пролетариата, подделывая «Манифест» под анархическую программу. Разумеется, подобный перевод не мог способствовать распространению идей марксизма, да и широкого распространения в России он не имел.

В 1882 г. «Манифест» перевел Г. В. Плеханов. И в его переводе были недостатки, отражающие в зародыше меньшевистские ошибки. Г. В. Плеханов «смягчал» некоторые резкие политические формулировки К. Маркса и Ф. Энгельса. Так, например, вместо «гибель буржуазии» в переводе Г. В. Плеханова было «поражение буржуазии», вместо положения

 

[14]

 

«Манифеста»: «политическая власть — это организованное насилие одного класса над другим», в переводе было: «политическая власть — это организованная сила» и т. д.[26]. Однако в целом по сравнению с переводом Бакунина это был большой шаг вперед: плехановский перевод «Манифеста» хорошо передавал революционный пафос и сущность подлинника. По инициативе Г. В. Плеханова, К. Маркс и Ф. Энгельс написали предисловие к этому переводу. Ф. Энгельс высоко оценил самый перевод[27].

Переведенный Г. В. Плехановым «Манифест» был издан 6 мая 1882 г. в Женеве в типографии народнической «социально-революционной библиотеки». Он может считаться первым изданием группы «Освобождение труда». Г. В. Плеханов подготовил к изданию текст перевода «Манифеста» и предисловия к нему К. Маркса и Ф. Энгельса, снабдил перевод своим предисловием и примечаниями, подготовил приложение: Устав Международного товарищества рабочих и отрывок из работы К. Маркса «Гражданская война во Франции».» С этого издания «Манифеста Коммунистической партии» начинается систематическая пропаганда произведений К. Маркса и Ф. Энгельса в России группой «Освобождение труда». «Манифест» в переводе Г. В. Плеханова имел весьма большое распространение в России. Его перепечатывали различными нелегальными способами: литографией, цинкографией, гектографированием; распространяли в рукописных копиях революционные кружки Москвы, Петербурга, Казани, Харькова, Саратова.

Находясь в Самаре в 1889-1893 гг., В. И. Ленин сделал перевод «Манифеста» с немецкого. Ленинская рукопись перевода ходила по рукам, но была уничтожена перед обыском[28]. В настоящее время мы располагаем переводами лишь отдельных мест «Манифеста», которые делал В. И. Ленин в своих работах. Эти переводы использованы Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС для подготовки русского текста перевода в юбилейном издании 1948 г.[29].

В 1900 г. Г. В. Плеханов подготовил второе издание «Манифеста», так как первое стало библиографической редкостью, а ревизия марксизма оппортунистами требовала последовательной защиты и пропаганды идей «Манифеста».

[15]

 

Издание 1900 г. — второе типографское издание русского перевода «Манифеста». Третье типографское издание «Манифеста» на русском языке вышло в переводе В. А. Поссе в 1903 г. в Женеве, но это было ревизионистское издание со множеством искажений. Одним из лучших дореволюционных переводов «Манифеста» считается перевод В. В. Воровского, изданный в 1906 г. легальным большевистским издательством «Знание»[30].

Изучая начальный период распространения марксизма в России, исследователь должен выяснить, в каком издании и чьем переводе распространялись произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.

С 90-х годов начинается революционная деятельность основателя и вождя нашей партии В. И. Ленина. Источником для изучения рассматриваемого периода являются труды В. И. Ленина, написанные в 1893-1894 гг. Они направлены на разгром народнической теории и составляют неразрывное целое с последующими трудами В. И. Ленина 90-х годов. Ввиду этого их целесообразно рассмотреть ниже.

Источником для изучения периода распространения марксизма в России и появления первых марксистских групп являются также работы и отдельные высказывания В. И. Ленина, написанные много лет спустя, в которых дается оценка данного периода, деятельности Г. В. Плеханова и группы «Освобождение труда».

Нельзя обойтись, например, без ленинской оценки пореформенной России, приводимой в статьях 1911 г.: «Пятидесятилетие падения крепостного права», ««Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция»[31].

В «Конспекте «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844- 1883 гг.»», составленном в 1913 г., В. И. Ленин не только конспектирует высказывания основоположников марксизма о русском революционном движении, но и развивает некоторые их мысли. Так, в конспекте письма Маркса от 13 декабря 1859 г. положение о том, что «в России движение идет быстрее вперед, чем во всей остальной Европе», В. И. Ленин дополняет замечанием: «конституционное и крестьянское движение в России — его успехи и важность (1859-1860)»[32].

В ряде трудов В. И. Ленин выступает как историк русского революционного и социал-демократического движения. Научная периодизация истории русского революционного движе-

 

[16]

 

ния, данная В. И. Лениным в статьях «Памяти Герцена» и «Из прошлого рабочей печати в России»[33], очень важна для историка партии. Вслед за дворянским и разночинным периодами истории революционного движения в России наступает период пролетарский, который В. И. Ленин датирует с 1895 г. Этот рубеж означает качественно новую ступень в развитии рабочего движения в России — начало соединения его с научным социализмом под руководством ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Известна также научная периодизация истории русской социал-демократии, данная Лениным в заключении книги «Что делать?»[34]. Начало соединения рабочего движения с социализмом совпадает по ленинской периодизации с появлением социал-демократии как общественного движения, как политической партии.

Таким образом, труды классиков марксизма-ленинизма являются важнейшим источником для изучения периода начала рабочего движения и распространения марксизма в России, для изучения истории выработки теоретических, программных, тактических и организационных положений марксистской партии в России. Труды В. И. Ленина содержат наиболее точную марксистскую оценку этого периода, его места в истории КПСС и научную периодизацию истории русской социал-демократии.

 

ДОКУМЕНТЫ ПЕРВЫХ РАБОЧИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПЕРВЫХ МАРКСИСТСКИХ ГРУПП И КРУЖКОВ

 

В конце 70-х и начале 80-х годов XIX в. в России начинают возникать рабочие организации и марксистские группы. До 1950 г. публикации источников, характеризующих историю первых рабочих организаций и первых марксистских групп и кружков, были разбросаны в различных журналах и сборниках. В 1950-1952 гг. Академия наук СССР выпустила трехтомное издание документов и материалов под названием «Рабочее движение в России в XIX веке». В т. II, ч. 2 издания собраны документы и материалы о «Южно-российском союзе рабочих»[35], организованном в Одессе весной 1875 г. В Уставе этого «Союза» впервые в истории русского рабочего движения указывалось, что «рабочие могут достигнуть признания своих прав только посредством насильственного пере-

 

[17]

 

ворота». Перед «Союзом» ставилась цель пропаганды «идеи освобождения рабочих из-под гнета капитала и привилегированных классов» и объединения рабочих для «будущей борьбы с установившимся экономическим и политическим порядком»[36]. Текст этого документа отражает влияние Устава I Интернационала[37]. Там же опубликованы документы о революционной пропаганде П. Алексеева, С. Агапова и других передовых рабочих среди рабочих-текстильщиков Москвы и Владимирской губернии, в том числе и знаменитая речь П. Алексеева на суде[38], документы об участии рабочих в демонстрации на Казанской площади в Петербурге в 1876 г., речь Г. В. Плеханова перед участниками демонстрации[39] и др.

Весьма важны материалы о «Северном союзе русских рабочих» (1878—1879)[40], основанном В. Обнорским и С. Халтуриным. В программе «Северного союза» «К русским рабочим», так же как и в Уставе «Южно-российского союза рабочих», указывалось, что целью «Союза» является «ниспровержение существующего политического неэкономического строя, как строя, крайне несправедливого». Программа призывала рабочих России объединиться с рабочими Запада в «одну грозную боевую силу». Вместе с тем программа обещала «воскресить великое учение Xриста о братстве и равенстве» и содержала другие чуждые марксизму религиозные и народнические наслоения[41]. Анализ этого и других документов первых рабочих организаций показывает, что они являются документами рабочего движения, еще не социал-демократического, не марксистского.

С начала 80-х годов марксизм в России формируется как течение общественной мысли. Первой, более или менее последовательной марксистской программой была программа группы «Освобождение труда». Известны две программы этой группы—1883 и 1887 гг.,— написанные Г. В. Плехановым[42].

 

[18]

 

Наличие двух программных документов, написанных один за другим, позволяет выявить их направление и развитие. В первом проекте программы признавался индивидуальный террор, а во втором он уже не рассматривается как необходимое при всех условиях средство борьбы. В первом проекте допускалась возможность «самостоятельного революционного движения» крестьянства, а во втором это допущение отсутствует. Подобное сопоставление позволяет сделать вывод, что за период между 1883 и 1887 гг. русскими социал-демократами был сделан шаг вперед к марксизму. Однако ни в первом, ни во втором проектах мы не найдем мысли о том, что пролетариат может одержать победу только в союзе с крестьянством. Эта характерная для меньшевизма черта проявилась уже в первых документах группы «Освобождение труда».

Несмотря на недостатки программы, В. И. Ленин высоко оценил ее именно потому, что в ней точно указан тот класс, который один только может быть в России (как и в других странах) самостоятельным борцом за социализм, указана цель, которую ставит себе этот класс. В программе указывается на необходимость международной солидарности пролетариата и учета разнообразия условий в различных странах[43]. В. И. Ленин при разработке программы партии считал необходимым использовать основные положения программы группы «Освобождение труда».

Теоретический уровень программы группы «Освобождение труда» был выше программы другой марксистской группы — группы Д. Благоева. Д. Благоев сам дает в воспоминаниях такую оценку программы и взглядов участников группы: «Мы считали политическую свободу первым необходимым условием в дальнейшей борьбе за социалистический переворот. Последний мы представляли себе по Лассалю, то есть через рабочие общества, субсидированные государством. Несомненно, что эти наши взгляды и программа очень отличались от современных социал-демократических взглядов и программ. Они представляли смесь научного социализма с лассалианством, а если хотите и лавризмом»[44].

Документы о революционной деятельности марксистских групп, возникших в России одновременно или после группы «Освобождение труда», помещены в III томе сборника «Рабочее движение в России в XIX веке». Среди них документы о революционной деятельности группы Д. Н. Благоева (1883- 1886)[45], группы М. И. Бруснева (1889-1892), в том чи-

 

[19]

 

сле отрывки из воспоминаний Бруснева и рабочих, участников кружков, документы о революционной пропаганде Н Е. Федосеева среди рабочих Владимирской губернии[46] и др. В сборнике представлены документы самого различного характера: программы и планы занятий кружков, донесения полиции и протоколы допросов, воспоминания, листовки и т. п.

Ярким источником, свидетельствующим о непримиримой борьбе первых русских марксистов с народничеством, являются письма Н. Е. Федосеева к Н. К. Михайловскому (1893- 1895)[47]. Эти письма свидетельствуют о зрелости мысли, глубоком понимании марксизма и той последовательности, с которой Н. Е. Федосеев дает отпор антимарксистскому походу Н. К. Михайловского в «Русском богатстве».

Замечательно в этих документах то, что Н. Е. Федосеев уже в начале 90-х годов XIX в. вполне самостоятельно и совершенно правильно сформулировал важнейшие программные положения марксистской партии об общности интересов рабочих и крестьян и руководящей роли рабочего класса по отношению к крестьянству, о диктатуре пролетариата, об уничтожении классов. «Борьба за политическую свободу, — писал Н. Е. Федосеев, – … составляет общее дело пролетариата и крестьянства». «Экономические интересы русского пролетариата находятся в тесной связи с интересами класса мелких собственников». «Следовательно, — продолжал он, — как в политической борьбе (с абсолютизмом), так и в социально-экономической борьбе существующий пролетариат должен быть и может быть авангардом революционной армии»[48].

Важным источником, характеризующим период распространения марксизма в России, являются издания группы «Освобождение труда». 25 сентября 1883 г. в Женеве вместе с извещением об организации группы «Освобождение труда» появилось извещение об издании ею «Библиотеки современного социализма». В этой серии в русском переводе был издан ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса с примечаниями и предисловиями. Так, в 1892 г. в русском переводе с предисловием и примечаниями Плеханова вышла работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

 

[20]

 

В 1889-1892 гг. группа «Освобождение труда» издала 4 книги непериодического журнала «Социал-демократ» со статьями и письмами К. Маркса и Ф. Энгельса и работами членов группы «Освобождение труда». Работы Г. В. Плеханова, П. Б. Аксельрода и В. И. Засулич в популярном изложении печатались также отдельными брошюрами для рабочих. В последние годы своей жизни непосредственную помощь группе «Освобождение труда» оказывал Ф. Энгельс, консультируя переводчиков трудов Маркса и Энгельса и рекомендуя произведения для переводов.

В 1894 г. группой «Освобождение труда» была основана в Женеве типография «Союза русских социал-демократов».

Все издания группы «Освобождение труда» распространялись в России нелегально. Царская цензура включала их в «Алфавитные каталоги книг, запрещенных к обращению и перепечатыванию». Нередко издания группы «Освобождение труда» переписывались от руки и распространялись в рукописном виде.

 

СОЧИНЕНИЯ Г. В. ПЛЕХАНОВА

 

К источникам истории КПСС раннего периода следует отнести сочинения Г. В. Плеханова. В. И. Ленин дал высокую оценку заслугам Г. В. Плеханова, как выдающегося пропагандиста марксизма. «За 20 лет, 1883-1903, — писал Ленин, — он дал массу превосходных сочинений, особенно, против оппортунистов, махистов, народников»[49].

Из 24 томов Сочинений Г. В. Плеханова, изданных по инициативе В. И. Ленина в 1923-1927 гг., II-XII тома относятся к тому периоду деятельности Плеханова, который так высоко оценен В. И. Лениным. Разумеется, высокая оценка не исключала серьезной критики со стороны Ленина ошибочных меньшевистских положений у Плеханова.

I том Сочинений Г. В. Плеханова, включающий статьи народнического периода (с 1878 по 1883 г.), должен интересовать историка КПСС с точки зрения процесса перехода лучших представителей революционного народничества на позиции марксизма. Уже по ранней работе Плеханова «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России»[50], напечатанной в № 3 «Земли и воли» в 1879 г., мы видим знакомство автора с «Капиталом» К. Маркса и положительное восприятие идей научного социализма.

 

[21]

 

II том Сочинений Г. В. Плеханова, в который вошли статьи 1883-1888 гг., открывается интересным документом 1883 г. Это — «Приветствие съезду немецкой социал-демократии в Копенгагене», за подписью будущих членов первой марксистской группы в России, группы «Освобождение труда». От имени русских марксистов Плеханов, Аксельрод и Засулич выражали «глубокую скорбь по поводу смерти Карла Маркса, великого учителя и наставника всемирного пролетариата»[51]. В программном листке, напечатанном в Женеве в сентябре 1883 г., «Об издании «Библиотеки современного социализма», Плеханов объявляет об окончательном разрыве с народничеством бывших членов группы «Черного передела» и образовании марксистской группы «Освобождение труда»[52].

Из произведений Плеханова 1883-1894 гг. следует особо отметить три его лучшие марксистские работы, которые, помимо отдельных изданий, входят во II и VII тома Сочинений и в I том избранных философских произведений[53]. Первая из этих работ — «Социализм и политическая борьба» была написана и напечатана в Женеве и отправлена в Россию в 1883 г. Названная брошюра Плеханова (Бельтова) сыграла крупную роль в формировании политических взглядов значительной части революционной молодежи того времени. В. И. Ленин назвал эту работу «символом веры» русского социализма[54]. В ней Плеханов дал изложение марксистской теории применительно к условиям России и впервые доказал несостоятельность народнических теорий, необходимость соединения социализма с политической борьбой. Впервые в истории русского освободительного движения он начал разработку теории и программы русской социал-демократии.

Вторая крупная марксистская работа Г. В. Плеханова — «Наши разногласия»[55]. В ней так же, как и в первой, подвергнув народников обстоятельной критике, Плеханов «указал русским революционерам их задачу: образование революционной рабочей партии, ближайшей целью которой должно быть низвержение абсолютизма»[56]. Высокую оценку этой работе дал Ф. Энгельс[57]:

 

[22]

 

Третья крупная марксистская работа Г. В. Плеханова — «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» — сыграла исключительно важную роль в распространении идей марксизма. На ней, по выражению В. И. Ленина, «воспиталось целое поколение русских марксистов…»[58]. Работа появилась в России в начале 1895 г. и, в отличие от первых двух, легально. Цензура пропустила ее, не разобравшись в слишком сложном ее названии. Работа была привезена от Плеханова из Лондона Потресовым, напечатана в Петербурге в типографии Скороходова и, поступив в продажу 29 декабря 1895 г., в три недели была распродана.

В III том Сочинений включены статьи 1888-1892 гг., входившие в сборники «Социал-демократ» и «Социалист». Среди них статья «Русский рабочий в революционном движении (по личным воспоминаниям)», «Предисловие к речи Алексеева», «Предисловие к четырем речам рабочих», ряд публицистических статей.

IV том объединяет статьи 1888-1894 гг., посвященные отдельным этапам международного рабочего движения, Первому мая и международным конгрессам. В томе помещена большая работа Плеханова «Анархизм и социализм», которая является ответом на полемику между автором и анархистами, завязавшуюся на Цюрихском конгрессе II Интернационала в 1893 г.

Кроме Сочинений, мы располагаем восемью томами сборников «Литературного наследия Г. В. Плеханова», в которых публиковались варианты статей, писем и другие материалы.

Сочинения Г. В. Плеханова являются необходимым источником для изучения периода разработки теории и программы русской социал-демократии и первых боев марксистов с народниками. Однако ценность этих трудов значительно снижается тем, что Г. В. Плеханов ошибочно оценивал роль крестьянства и роль буржуазии в предстоящей революции. Г. В. Плеханов видел в народничестве лишь его реакционную сторону и не видел прогрессивной стороны, направленной против крепостничества. Отсюда и крестьянство Плеханов считал сплошной реакционной массой и отрицал возможность его союза с рабочим классом, а либеральную буржуазию Г. В. Плеханов считал революционным классом. В статье «Еще раз о принципах и тактике русских социалистов» он писал, что «кроме буржуазии и пролетариата мы не видим дружественных сил, на которые могли бы у нас опираться оппозиционные или революционные комбинации»[59]. Следова-

 

[23]

 

тельно, труды Г. В. Плеханова можно и должно использовать как источник истории КПСС, но с обязательным учетом тех ошибочных положений, углубление которых привело марксиста Плеханова к меньшевизму.

 

ВОСПОМИНАНИЯ

 

В. И. Ленин придавал большое значение революционной мемуарной литературе, особенно написанной самими рабочими. Он рассматривал ее не только с исторической, но и с практической, агитационной стороны.

Из воспоминаний участников революционного движения о периоде распространения марксизма в России для историка партии интересны те, в которых отражается процесс формирования классового политического сознания лучших представителей рабочего класса. К ним относятся воспоминания П. А. Моисеенко, И. В. Бабушкина, Ф. Н. Самойлова.

Воспоминания старейшего рабочего революционера Петра Анисимовича Моисеенко, написанные простым разговорным языком рабочего, описывают события с 1873 г. П. А. Моисеенко рассказывает о своем вступлении в революционное движение, об участии в пропагандистском кружке. Автор описывает демонстрацию на Казанской площади в Петербурге, упоминает о создании «Северо-русского рабочего союза», рассказывает о своем участии в стачках 1878 и 1879 гг. на Новой бумагопрядильне, о ссылке и, наконец, о знаменитой Морозовской стачке 1885 г., которой он руководил[60].

Летом 1902 г. в Лондоне В. И. Ленин убедил И. В. Бабушкина, бежавшего из тюрьмы, написать свои воспоминания, на которых молодые рабочие будут учиться, как жить и бороться. Воспоминания замечательного рабочего-большевика Ивана Васильевича Бабушкина хронологически относятся к 1893-1900 гг. В самом начале автор рассказывает, как сознание простого фабричного парня от туманного идеала «разбогатеть и зажить хорошо» постепенно, под влиянием социалистической агитации и нелегальной литературы, проясняется и молодой рабочий встает на путь организованной борьбы против капиталистов[61].

Та же картина формирования профессионала-революционера из передового рабочего встает из первых глав воспоминаний иваново-вознесенского ткача Федора Никитича Самойлова, ставшего видным большевистским деятелем[62].

 

[24]

 

Ряд воспоминаний отражает сложный процесс формирования марксистского мировоззрения передовых представителей революционной интеллигенции, особенно той ее части, которая пришла к марксизму, порвав с народничеством. Большая работа Г. В. Плеханова «Русский рабочий в революционном движении (по личным воспоминаниям)»[63] посвящена рабочему движению 70-х и начала 80-х годов, когда оно еще не выделилось из общедемократического движения и не носило социал-демократического характера. Эта полумемуарная статья повествует о первых рабочих стачках и о деятельности народнической интеллигенции среди рабочих. Воспоминания относятся ко времени, когда Г. В. Плеханов еще был народником, но написаны они в начале 90-х годов с позиций марксиста, который уверен, что рабочие встанут «под знамя всемирной рабочей партии, под знамя социал-демократов»[64].

К группе воспоминаний, отражающих переход революционной интеллигенции к марксизму, можно отнести также воспоминания одного из основателей московской социал-демократической организации С. И. Мицкевича[65], начало воспоминаний П. Н. Лепешинского[66].

В особую группу следует выделить воспоминания руководителей и участников первых марксистских групп и кружков Д. Благоева, М. Бруснева. Воспоминания Д. Н. Благоева рассказывают о деятельности благоевской группы, излагают и оценивают ее программу[67]. Воспоминания М. И. Бруснева освещают работу группы по революционной пропаганде среди рабочих Петербурга и Москвы в 1889-1897 гг.[68]. Тот же период и ту же работу отражают воспоминания рабочих В. А. Шелгунова, К. М. Норинского, В. М. Карелиной, В. С. Голубева и др.[69].

Воспоминания участников революционного движения являются дополнительным источником к трудам классиков марксизма, к программным документам первых марксистских групп и работам Г. В. Плеханова. Факты, приводимые в вос-

 

[25]

поминаниях, необходимо проверять и дополнять на основе других источников.

Таким образом, имеющиеся для изучения истории КПСС источники достаточно полно освещают период, предшествовавший началу борьбы В. И. Ленина за создание марксистской партии. Важнейшими источниками и методологической основой для изучения периода начала рабочего движения и распространения марксизма в России являются труды К Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Необходимо учитывать что такие источники, как документы первых рабочих организаций и марксистских групп, работы Г. В. Плеханова и воспоминания, воссоздают историческую картину зарождения социал-демократического движения и роста влияния марксизма на рабочее движение в России лишь в совокупности, взаимно дополняя друг друга.

 

Опубл.: Ждановская З.В., Жибарев П.Б., Маслова А.Т., Широков А.И., Шпынов А.Г. Обзор источников истории КПСС (Курс лекций). М.: Изд-во МГУ, 1961.



[1] В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 483.

[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 435, 438, 459.

[3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, стр. 91.

[4] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма. Госполитиздат, 1953, стр. 63.

[5] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II. Госполитиздат, 1952, стр. 23.

[6] «Правда», 11 июня 1958 г.

[7] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 446, 447.

[8] Там же, стр. 524-529.

[9] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч… т. 4, стр. 322-339.

[10] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 34.

[11] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. I, стр. 296.

[12] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 86.

[13] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. 1, стр. 292, 298.

[14] Там же, стр. 481.

[15] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, стр. 267.

[16] К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Предисловие к русскому изданию 1882 г. Госполитиздат, 1959, стр. 8.

[17] Избранная часть этой переписки помещена в сб. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», изд. 2. Госполитиздат, 1951, где собраны 31 письмо Маркса и 57 писем Энгельса к русским деятелям, а также около 50 писем русских адресатов.

[18] «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими Деятелями», стр. 197, 204.

[19] «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 204, 248, 249, 285-297, 301.

[20] Там же, стр. 309-310.

[21] Там же, стр. 309.

[22] «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 341.

[23] Там же.

[24] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 1-е, т. I—XXIX, 1928- 1948; изд. 2-е, т. 1, 1955.

[25] См. Л. А. Левин. Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Госкультпросветиздат, М., 1948, стр. 109-110.

[26] Л. А. Левин. Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Госкультпросветиздат. М., 1948, стр. 109-110.

[27] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 322.

[28] См в кн. «Воспоминания родных о В. И. Ленине». Госполитиздат, 1955, стр. 96.

[29] К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Госполитиздат, 1951, стр. 4.

[30] Все данные взяты из книги Л. А. Левина «Манифест Коммунистической партии в России». Госкультпросветиздат, М., 1956, стр. 139-142.

[31] В. И. Ленин. Соч., т. 17, стр. 64-67, 93-101.

[32] В. И. Ленин. Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844-1883 гг.». Госполитиздат, 1959, стр. 48.

[33] В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 14-15; т. 20, стр. 223.

[34] В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 483-485.

[35] «Рабочее движение в России в XIX веке. Сб. докум. и материалов, под ред. А. М. Панкратовой, т. II, ч. 2, 1875-1884. Госполитиздат, 1950, стр. 97-163.

[36] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. II, ч. 2, стр. 104—105.

[37] См. сравнение текста Устава с «Временным уставом Международного товарищества рабочих» (Устав I Интернационала написан К. Марксом) и с Уставом «Международной ассоциации рабочих Центральной Женевской секции» в кн.: Б. Итенберг. «Южно-российский союз рабочих» — первая пролетарская организация в России. Госполитиздат, 1954, стр. 37—39.

[38] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. II, ч. 2, стр. 14—47.

[39] Там же, стр. 187—191.

[40] Там же, стр. 237—278.

[41] Там же, стр. 239—242.

[42] Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения, т I. Госполитиздат, 1956, стр. 371—381; Соч., т. II, стр. 357—362 и 400—404; Г. В. Плеханов. Литературное наследие, т. VIII. Соцэкгиз, М., 1940, стр. 48—53, 75—79.

[43] См. В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 211, 212; т. 13, стр. 230-231.

[44] Д. Благоев. Мои воспоминания. Госиздат, М. — Л., 1928, стр.42.

[45] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 1, стр. 368-395.

[46] Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 2, стр. 89-140, 237-282.

[47] Письма Н. Е. Федосеева, считавшиеся утерянными, были найдены через 40 лет в архиве Михайловского и впервые опубликованы в 1933 г. в № 1 журнала «Пролетарская революция». Сейчас они переизданы в кн.: Н. Федосеев. Статьи и письма. Госполитиздат, 1958, стр. 96-168.

[48] Н Федосеев. Статьи и письма. Госполитиздат, 1958, стр. 96-168. Федосеев. Статьи и письма, стр. 122-124.

[49] В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 333.

[50] Г. В. Плеханов. Соч., т. I. Госиздат, М — Пг., 1923, стр. 56-74.

[51] Г. В. Плеханов. Соч., т. II, стр. 9.

[52] Там же, стр. 21-23.

[53] Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения, т. I. Госполитиздат, 1956.

[54] В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 264.

[55] Работа была написана в 1884 г. и впервые издана нелегально в 1885 г.

[56] В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 242.

[57] «Переписка К. Маркса с русскими политическими деятелями», стр. 309.

[58] Ленин. Соч., т. 16, стр. 243, подстрочн. примеч. Плеханов. Соч., т. III, стр. 120.

[59] Г. В. Плеханов. Соч., т. III, стр. 120.

[60] «Воспоминания П. А. Моисеенко, 1873-1923 гг.» Изд-во «Красная новь», М., 1924.

[61] «Воспоминания Ивана Васильевича Бабушкина. 1893-1900». Госполитиздат, 1951, стр. 19-44.

[62] Ф. Н. Самойлов. По следам минувшего (с предисловием Ем. Ярославского). Госполитиздат, 1948, стр. 11-53.

[63] Г. В. Плеханов. Соч., т. III, стр. 121-207.

[64] Там же, стр. 207.

[65] С. И. Мицкевич. На грани двух эпох. От народничества к марксизму. Мемуарная запись. Соцэкгиз, М., 1937.

[66] Н. П. Лепешинский. На повороте. Госполитиздат, 1955, стр. 7-41.

[67] Д. Благоев. Мои воспоминания. Госиздат, М. — Л., 1928; отрывки из книги есть в сб. «Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 1, стр. 391-395.

[68] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 2, стр. 104-115.

[69] Там же, стр. 89-104, 115-129.

 


(1.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 19.04.2013
  • Размер: 59.66 Kb

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции