Мосягина Н.В. Странные пометы в “Ключе разумения” и теории древнерусского церковно-певческого искусства 2-й половины XVII в.

22 марта, 2022

Странные пометы в “Ключе разумения” и теории древнерусского церковно-певческого искусства 2-й половины XVII в.  (pdf; 2,8 Мб)

Опубл.: Тихон Макарьевский — деятель русской культуры XVII-XVIII вв. Мате­риалы к биографии / под ред. А. В. Сиренова. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2014. — С. 210-220.

В системе киноварных помет, употребляющихся в древнерусской знаменной нотации и представленных в музыкально-теоретических руководствах, отечественными исследователями изучены относительно полно два их вида: пометы степенные, обозначающие звуковысотный уровень, и указательные, определяющие характер и способ звучания знамен. Между тем, в нотированных рукописях встречается еще один вид помет, получивших в науке название странных, употребление которых сопряжено с возникновением странных голосов. Начертание странных помет образуется путем прибавления к степенным пометам знака «крыж» или пометы «слово». Странные пометы, маркирующие возникновение странных голо- сов, приводят к появлению определенных высотных сдвигов в мелодической строке.

…в теории древнерусской музыки существовали теоретические руководства, объясняющие и систему странных помет. Наиболее полно система представлена в двознаменном музыкально-теоретическом руководстве кон. XVII в. «Ключ разумения». Изучение данного памятника позволяет сформировать представление о функционировании странных голосов в знаменном распеве 2-й пол. XVII в. Составитель руководства — монах Тихон Макарьевский — показал систему соответствия знаменных и нотолинейных обозначений, позволяющую переводить один вид записи (крюковой или пятилинейной) в другой. Странные голоса выведены автором в особый раздел, демонстрирующий примеры из песнопений разных жанров и гласов. В связи с этим «Ключ» становится для нас одним из основных источников теоретических сведений, не совпадающий с другими.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции