[2]
Работа выполнена на кафедре источниковедения и историографии и исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Научный руководитель
доктор исторических наук, профессор, В.П. Макарихин
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор
Г.В. Набатов
кандидат исторических наук, старший преподаватель
Р. В. Кауркин
Ведущая организация — Нижегородский архитектурно-строительный университет
Защита состоится на заседании диссертационного совета Д.063.77.04. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальностям 07.00.02 – отечественная история, 07.00.03 – всеобщая история и 07.00.15 -история внешней политики и международных отношений при Нижегородском государственном университете им. Н И. Лобачевского по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова. 2, исторический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ауд. 310.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук
[3]
I. Общая характеристика работы.
Актуальность темы. Изучение исторического опыта деятельности земских учреждений России во второй половине XIX -начале XX вв. имеет огромное научное и общественно-политическое значение. Возросший интерес к деятельности органов местного самоуправления дореволюционной России вызван не только несомненными заслугами земства в различных отраслях хозяйственно-экономической и культурной жизни, но вызван, в первую очередь, глубоким кризисом политико-административных и управленческих структур в современной России. Поиск выхода из сложившейся ситуации всё чаще приводит исследователей, общественных и государственных деятелей к мысли о возрождении традиций местного самоуправления.
Осмысление сущности земского самоуправления, земской идеи как таковой, невозможно без изучения влияния русского земства не только на хозяйственно-экономическую, но и на политическую жизнь страны. В связи с этим, немаловажной задачей представляется изучение вопросов, связанных с конкретным вкладом земства в российское либерально-освободительное движение, влиянием земских социально-политических инициатив на процессы трансформации внутриполитической жизни России.
Чрезвычайно важно определить место и роль земских учреждений в структуре государственной власти страны в середине XIX – начале XX вв., проанализировать смысл и конкретно-историческое содержание земских инициатив, направленных как на совершенствование отдельных государственных институтов, так и на изменение политической системы страны.
Степень изученности темы. Круг исследований, посвященных истории земских учреждений, различным аспектам их деятельности, достаточно широк и разнообразен. Труды по земской проблематике появились уже в первые годы существования новых органов самоуправления. Анализ “Положения о земских учреждениях”, различных аспектов земской деятельности, организационных вопросов местного самоуправления проводили А. В. Лохвицкий, Б. Н. Чичерин, А. И. Васильчиков, А. А. Головачёв, В. П. Безобразов и многие другие исследователи. Большинство вышеперечисленных авторов являлись сторонниками т. н. “общественно-хозяйственной” теории местного самоуправления, т. е. ратовали за полную самостоятельность земства в вопросах местного хозяйства; роль государства сводилась к осуществлению наблюдения за формальной законностью.
В 70-е – 80-е годы XIX в. историография земства пополнилась серией работ как консервативного (А. Д. Пазухин, П. Л. Корф, Г. А.
[4]
Евреинов и др.), так и либерального (К. К. Арсеньев, В. К). Скалон, О. К. Нотович) толка. На рубеже Х1Х-ХХ вв. становится весьма популярной т. н. “государственная” теория самоуправления, сторонники которой (А. Д. Градовский. М. И. Свешников, И. М. Коркунов) рассматривали земские органы как часть государственных структур, заведовавших, по распоряжению правительства, отраслями местного хозяйства.
В начале XX в. выходит в свет большое количество работ, посвященных многим вопросам практической деятельности земств различных губерний страны. Самым полным научным исследованием вопросов земского самоуправления стала монография Б. Б. Веселовского “История земства за сорок лет”, рассмотревшая деятельность земства буквально во всех областях хозяйственно-экономической и культурной жизни. Перу автора принадлежит и ряд других работ, посвященных земству.
История развития земского либерально-оппозиционного движения отражена в трудах Н. И. Иорданского и, особенно, И. II. Белоконского, привлёкшего одним из первых в качестве источниковой базы для своих исследований многочисленные земские петиции, “всеподданнейшие адреса” и ходатайства земств, резолюции земских съездов и т. д. Всего до 1918 г. были написаны тысячи различных по содержанию трудов о земстве.
В советский период труды по истории земских учреждений начинают издаваться с 50-х гг.: работы В. В. Гармизы. Л. Г. Захаровой исследуют вопросы подготовки и проведения земской реформы 1864 г. и контрреформы 1890 г. Последующие труды советских учёных посвящены как земской интеллигенции (Н. М. Пирумова. В. Р. Лейкина-Свирская, А. В. Ушаков), так и земскому оппозиционному движению (В. Г. Чернуха, Ф. А. Петров и др.). Работы по изучению деятельности земских учреждений регионов России были начаты М. И. Черныш, чья схема исследования была применена во множестве последующих трудов по изучению губернских земств. В 60-х – 90-х гг. выходит в свет большое количество работ, посвященных деятельности органов земского самоуправления отдельных губерний. Основное место в этих исследованиях занимают вопросы хозяйственно-экономической деятельности земств. Из работ этих же лет, посвященных историографии земства, следует выделить труды Е. Г. Корнилова, М. М. Шумилова, Н. С. Новиковой, В. А. Горнова.
К 90-м гг. XX в. относится появление научных работ, носящих обобщающий характер, подводящих некоторые итоги земской деятельности в целом: труды Г. А. Герасименко, Л. Е. Лаптевой и В. Ф. Абрамова.
Научные труды по истории земства, различным проблемам
[5]
деятельности органов местного самоуправления составляют основательный потенциал отечественной исторической науки.
Изучение истории нижегородского земства началось с трудов А. И. Богдановича и В. Е. Чешихина. Работа А. И. Богдановича формально посвящена периоду 1865-1890 гг., но, практически, отражает лишь первое десятилетие существования земства. Труд В. Е. Чешихина, – известнейшего земского публициста и общественного деятеля, – носит более обстоятельный и серьёзный характер. Автор, используя материалы земского официального делопроизводства, подробно анализирует многообразные отрасли земского хозяйства, подчёркивает объективные заслуги нижегородского земства, новаторство в разработке многих общественно-хозяйственных инициатив. Кроме указанных работ, истории нижегородского земства в дореволюционный период, точнее, рассмотрению отдельных отраслей земского хозяйства в уездах, был посвящен ряд небольших по объёму трудов земских деятелей, в основном, представителей “третьего элемента”.
Исследование деятельности нижегородских земских учреждений продолжилось Л. М. Побережской. чья диссертация посвящена анализу подготовки и проведения земской реформы в Нижегородской губернии; рассмотрению функционирования земского хозяйства до периода контрреформ. Земская проблематика в последующие годы нашла отражение в статьях и диссертации А. П. Лиленковой, исследовавшей социальный состав земских собраний, земские бюджеты и хозяйственно-экономическую деятельность земства в период с 1890 по 1904 гг.
90-е годы XX в. отмечены стремительным ростом научного интереса к проблемам истории нижегородского земства. По вопросам земского самоуправления написаны работы А. В. Седова, Т. А. Медведевой, Б. И. Гудкова. Ю. А. Перчикова, Д. А. Николаева и других авторов. Историко-правовые аспекты проведения земской реформы в Нижегородской губернии исследованы в диссертации С. М. Сапожникова. Трудов, охватывающих весь период деятельности нижегородских земских учреждений (с 1865 по 1918 гг.), не существует.
Исходя из степени изученности истории нижегородского земства, историографических проблем земского либерального движения, целью данного исследования стала попытка написания обобщающего труда, посвященного истории нижегородского земства, всего периода его существования (1865-1918 гг.), сделав акцент на рассмотрении социально-политических инициатив, выдвигаемых нижегородскими земскими деятелями в середине XIX – начале XX вв. . выяснении их содержания и смысла в условиях постепенной трансформации” российской внутриполитической системы.
[6]
Для достижения этой цели автором предполагалось решение следующих задач:
– сбор и обобщение необходимого источникового комплекса, в соответствии с заданной исследовательской проблематикой;
– определение методологической основы научного исследования;
– проведение анализа относящихся к деятельности земства законодательно-нормативных материалов 1864-1918 гг. и специфики их
практического применения в нижегородской губернии;
– исследование общих вопросов хозяйственно-экономической деятельности нижегородского земства;
выявление основных форм и направлений социально-политической активности нижегородских земских деятелей;
– анализ и синтез полученных в процессе исследования конкретно-исторических данных.
Предметом исследования в данной работе являются хозяйственно-экономические мероприятия и группы социально-политических инициатив нижегородского земства в 1865-1918 гг. Под социально-политическими инициативами необходимо подразумевать любые действия, вне зависимости от их результатов, направленные как на изменение функций отдельных государственных институтов, учреждений или ведомств, так и на преобразование политической системы страны в целом.
Методологическая основа диссертации. При решении поставленных в работе целей и задач автор использовал, прежде всего, основные принципы исторических исследований: принцип историзма, научной объективности, но с учётом немаловажного принципа исторического субъективизма. При написании труда применялись как общенаучные методы исторического исследования (системный и причинно-следственный), так и конкретно-исторические: методы комплексного анализа исторических источников, исторической реконструкции, сравнительно-исторического анализа. Данная методология позволяет наиболее эффективно распорядиться многообразием исторических источников, способствует максимальной объективности в раскрытии заданной темы.
Источниковая база исследования достаточно широка и разнообразна. Прежде всего следует выделить материалы официального делопроизводства, являющиеся наиболее массовой группой источников. Деятельность органов земского самоуправления непосредственно отражена в журналах уездных и губернских земских собраний. (очередных, “чрезвычайных”, и “экстренных”), публиковавшихся ежегодно для служебных целей. В журналах давался подробный отчёт о каждом заседании земского собрания: сущность инициируемых и рассмотренных вопросов, ход их обсуждения (со
[7]
стенографической точностью), резолюции, постановления. Воззрения земских гласных, не согласившихся с вердиктом собрания, также фиксировались в виде “особого мнения”. Журналы собраний содержали и подробную финансово-хозяйственную документацию земства, отчёты земских комиссий по различным вопросам, списки земских гласных, циркуляры губернатора и т. д. Делопроизводственная документация земства содержит и ходатайства на “высочайшее имя”, отражающие, в значительной мере, степень социально-политической активности земства.
Важными источниками, относящимися к материалам официального делопроизводства, являются доклады земских управ, публиковавшиеся как в виде приложений к журналам земских собраний, так и отдельными самостоятельными брошюрами; протесты губернатора на постановления земских собраний; ежегодные отчёты земств, касающиеся всех сфер земского хозяйства; переписка земских учреждений с различными ведомствами органов государственной власти, позволяющая исследовать различные аспекты взаимоотношений земских и государственных органов.
Серьёзный научный интерес представляет также переписка земских управ различных губерний, материалы съездов земских специалистов различных профессий, центральных (московских и петербургских) съездов земских деятелей с участием представителей нижегородского земства.
Для дополнительного исследования и анализа информации, содержащейся в перечисленных источниках, которые, в подавляющем большинстве, опубликованы, необходимы материалы, находящиеся в Государственном архиве Нижегородской области (ГАНО). В данной работе использовались материалы следующих архивных фондов: канцелярии нижегородского губернатора (ф. 2), нижегородской городской думы (ф. 27), нижегородской губернской земской управы (ф. 42), нижегородского губернского по земским и городским делам присутствия (ф. 72). Очень важные сведения, касающиеся политических взглядов земских деятелей, содержатся в материалах личных фондов Л. А. и А. М. Савельевых (ф. 1831), А. С. Гациского (ф. 765). и др. Информация о последних годах существования земских учреждений нижегородской губернии, выборах в волостное земство, Учредительное собрание, сведения о ликвидации нижегородского земства содержатся в фондах: исполкома губернского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (ф. 56), нижегородского губернского (ф. 1882) и уездного (ф. 830) комиссаров Временного правительства, во многих других фондах.
Кроме материалов официального делопроизводства, являющихся наиболее полными для характеристики земской деятельности, следует
[8]
выделить группу источников законодательно-нормативного характера. В первую очередь, это “Положения о земских учреждениях” 1864, 1890, и 1917 гг. , а также разного рода сборники юридического характера, разъясняющий содержание и смысл земского законодательства комментирующие различные статьи законоположений.
Отдельную группу источников представляют воспоминания, мемуары, дневники видных государственных и общественных деятелей. имеющий большую ценность для изучения вопросов земского либерального движения, взаимоотношений земских и государственных органов. Источники этой группы, хотя и имеющие, несомненно, тенденциозный характер, ярко характеризуют общественно-политические настроения русского общества в исследуемый период, взгляды земских деятелей, чиновников разного уровня, имевших отношение к земству.
Большую группу источников составляют материалы периодической печати и, в частности, таких изданий, как “Нижегородские Губернские ведомости”, “Волгарь”, “Нижегородский листок”, “Нижегородский вестник” и многих других. В 1903 г. у нижегородского земства появился свой собственный печатный орган -еженедельная “Нижегородская земская газета”. Её редакторами в разное время являлись известные нижегородские земские деятели: А. А. Савельев. Г. Р. Килевейн. Н. В. Шверин и др. Материалы о земской жизни получили свою постоянную “прописку”. Именно “Нижегородская земская газета” являлась подлинным пропагандистом земских социально-политических идей и проектов, устраивала различные дискуссии по достаточно острым проблемам, знакомила читателей самым подробным образом с мероприятиями, проводимыми земством.
Комплекс вышеупомянутых групп источников позволяет с максимальной эффективностью разрешить задачи данного исследования.
Научная новизна диссертации состоит в том, что:
1)Это первая работа, посвященная исследованию всего периода деятельности земских учреждений нижегородской губернии (от 1865 г. до 1918 г.);
2)Впервые в отечественной историографии представлено исследование земской деятельности отдельно взятой губернии (Нижегородской), которое специально посвящено анализу социально-политических инициатив, т. е. мероприятий земства, направленных на изменение государственного общественно-политического строя.
3)Впервые в исследовании, посвященному деятельности нижегородского земства, проводится рассмотрение вопросов конкретной помощи земства русской армии в периоды русско-
[9]
турецкой, русско-японской и первой мировой войн.
4)Впервые введён в научный оборот широкий комплекс исторических источников.
Практическое значение диссертации заключается в том, что её результаты могут быть использованы при написании последующих трудов по истории русского земства, истории либерально-реформаторского движения второй половины XIX – начала XX вв. , очерков краеведческого и биографического характера, разработке спецкурсов и спецсеминаров в рамках учебных программ высших учебных заведений гуманитарного профиля.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы, приложений.
II. Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность изучения проблем земского самоуправления, определяются предмет, цели и задачи исследования, его хронологические рамки, даётся анализ источников, проводится историографический обзор, выделяется научная новизна исследования.
Первая глава “Становление и развитие системы земского самоуправления в Нижегородской губернии в 1865-1890 гг.” посвящена общей характеристике хозяйственно-экономических мероприятий и анализу социально-политических инициатив.
В параграфе 1 изучается процесс создания земских учреждений в нижегородской губернии, проводится анализ первых земских выборов, повествуется об открытии первого губернского земского собрания, решении большого количества организационных вопросов, касающихся деятельности структур органов местного самоуправления. Рассмотрены хозяйственно-экономические инициативы земства в различных, подведомственных им, отраслях.
Земством была реорганизована губернская система здравоохранения: обследованы имеющиеся в наличии медицинские пункты, приглашён на работу дополнительный врачебно-санитарный персонал. Земские врачи, по настоянию губернских земств, составляли разного рода “записки” и доклады о состоянии врачебного дела на местах, предлагали свои проекты реорганизации системы здравоохранения, которые частично были реализованы. Была учреждена “участковая” система медицинского обслуживания, началась плановая борьба с эпидемическими заболеваниями, проведено множество прочих врачебно-санитарных мероприятий.
[10]
Следует выделить квалифицированную работу земства в области народного образования: открытие большого количества начальных школ, значительное увеличение ассигнований на образовательные нужды; серьёзное внимание уделяется среднему профессиональному образованию.
Хозяйственно-экономическая деятельность земства во многом основывалась на материалах статистических исследований различных отраслей земского хозяйства. Поскольку одним из основных источников доходов являлось обложение земель, то задача статистики в этой области сводилась к изучению объектов обложения, учёту количества и доходности угодий. По приглашению нижегородского земства “естественно-научное” исследование почв губернии провёл известнейший русский учёный В. В. Докучаев, по инициативе которого был впоследствии основан естественно-исторический музей.
Созидательную работу земства во многом осложнила русско-турецкая война 1877-1878 гг. Ещё до войны, по циркулярному распоряжению министра внутренних дел, многими земствами (в том числе и нижегородскими) были приняты превентивные меры по укреплению обороноспособности государства, а в годы русско-турецкой войны нижегородским земством была проделана большая хозяйственно-организационная работа: забота о больных и раненых, заготовление обмундирования и снаряжения, проведение мобилизационных мероприятий, размещение военнопленных и т. д.
Интересен ряд хозяйственных инициатив, выдвинутых земством в 60-х – 80-х гг. XIX в.: о передаче в руки земства почтовых перевозок, предоставлении земству права надзора за торговлей и кустарными промыслами; ходатайства перед правительством об отмене налога на соль, об отправлении в Сибирь “порочных членов” крестьянских обществ, о запрещении отнятия земли у вдов с детьми, о соединении Сибири с центром России железной дорогой, десятки прочих ходатайств, посвященных различным вопросам общественной и хозяйственной жизни.
Параграф 2 посвящен изучению социально-политических инициатив нижегородского земства, которые можно разделить по их содержанию и направленности на следующие основные группы: 1)Инициативы по изменению земского “Положения”: отмена тех или иных статей нового закона, пересмотр функций и полномочий земств, разработка проекта новой земской реформы и др. 2)Социально-политические проекты, касающиеся удовлетворительного разрешения крестьянского вопроса.
Одной из форм проявления земской социально-политической активности являлись ходатайства “на высочайшее имя”. Большое количество ходатайств посвящено желательным изменениям в
[11]
законодательстве: расширение должностных прав земских гласных “из податного сословия”, о праве земских собраний избирать себе председателя, об отмене имущественного ценза при выборах в гласные и т. д. Практически ни одно из ходатайства не было удовлетворено.
Изменившаяся внутриполитическая ситуация в конце 70-х -начале 80-х гг. вызвала к жизни большое количество земских инициатив социально-политической направленности: кроме “адресов” и ходатайств было представлено немалое количество проектов преобразования различных государственных учреждений. Графу Н. П. Игнатьеву была адресована конфиденциальная “записка” известного нижегородского земского и общественного деятеля А. С. Гациского. в которой излагался проект реформирования органов местного самоуправления на более совершенных буржуазно-либеральных началах: предполагалось полное упразднение уездных земских учреждений, образование т. н. “областного земского совета” на основе сугубо альтернативных выборов со всеми атрибутами агитации и пропаганды; создание принципиально новых органов земского самоуправления при областном совете; полная отмена сословного принципа при проведении выборов; свобода печати, неприкосновенность личности гласного и т. д. Проект земской реформы А. С. Гациского является интересной страницей истории отечественного либерального движения.
Конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в. ознаменовались появлением в нижегородской земской среде целого ряда конкретных проектов, основное количество которых посвящалось разрешению крестьянского вопроса. Гласный В. Д. Обтяжнов, например, составил план мероприятий под названием “Об улучшении экономического быта сельского населения”, в котором предусматривались меры по поднятию образовательного уровня крестьянского сословия, обосновывалась возможность перехода от общинного пользования землёй к подворному; изменение устава “народного продовольствия”, уступка крестьянам “на известных условиях” части частновладельческих земель и др. Эти инициативы были поддержаны в последующих проектах -“записках” гласных И. П. Кутлубицкого и Н. И. Русинова. В проекте Кутлубицкого помимо хозяйственно-экономических вопросов, рассматриваются предположительные изменения в структуре крестьянского самоуправления: изменение функций сельских и волостных сходов, создание новых органов крестьянского самоуправления, укрепление их связи с земством и т. д. Многие авторы проектов высказывались в пользу жёсткого контроля за учреждениями по крестьянским делам; в системе проектируемых контролирующих органов земские учреждения играли не последнюю роль.
Рассмотренные проекты стали принципиально новым явлением
[12]
земской социально-политической жизни, если сравнивать их с ходатайствами 60-х п. XIX в. Накопленный уже к этому времени изрядный опыт земской практической работы в сочетании с либеральными веяниями “сверху” – все эти факторы способствовали росту земской социально-политической активности. К середине 80-х гг. в связи с ужесточением правительственного курса земская реформаторская волна постепенно спадает. “Положение о земских учреждениях” 1890 г. открыло новую эпоху земско-либеральных устремлений.
Вторая глава, “Хозяйственно-экономическая деятельность нижегородского земства в 1890-1904 гг. и его социально-политические инициативы” посвящена общей характеристике “Положения о земских учреждениях” 1890 г. , обзору хозяйственно-экономических мероприятий нижегородского земства, рассмотрению земских социально-политических инициатив в 1890-1904 гг.
В параграфе 1 основное внимание уделяется “Положению о земских учреждениях” 1890 г, его влиянию на содержание хозяйственной деятельности нижегородского земства.
Трансформация земской выборной системы по “Положению” 1890 г.: преобладание земских гласных дворянского сословия; определённые ограничения земства в правах; возросшее влияние администрации на ход земских мероприятий и т. д. , не оказали большого влияния на содержание и реализацию хозяйственно-экономических вопросов.
Продолжала совершенствоваться земская система здравоохранения: увеличивались ассигнования на медицину; был реализован комплекс мероприятий, направленных на более чёткое разграничение обязанностей губернского и уездных земств в этой области, созданы уездные врачебные советы, учреждено медико-санитарное бюро, губернский санитарный совет; периодически проводились съезды земских врачей, обсуждавшие различные вопросы организации врачебно-санитарных мероприятий, проекты реформирования системы здравоохранения. Земством проводилась большая работа по борьбе с эпидемическими заболеваниями; был реализован комплекс санитарно-профилактических мер.
Вопросы народного образования также оставались одним из приоритетов в деятельности земства. Губернским земством в 1890-1904 гг. был разрешён широкий круг вопросов, связанных с практической реализацией мероприятий но народному образованию: создание особого училищного фонда, проектирование и строительство сети школьных зданий и библиотек, увеличение жалованья педагогам. Следует отметить, что в указанный период происходит нарастание антагонизма во взаимоотношениях земства и церковнослужителей в связи с отрицательным отношением земских гласных к
[13]
церковноприходским школам. Заслуживает особого внимания система внешкольного образования, развивавшаяся при активной поддержке земства: устройство т.н. “повторительных” школ, библиотек-читален, проведение “народных чтений” и т. д. Следует отметить масштабность земских мероприятий и в других отраслях хозяйства: агроном и и ( организация “показательных” полей, распространение специальных знаний, повышение агрикультуры); дорожном строительстве и других, не менее важных и значимых областях народнохозяйственной жизни.
В 1891-92 гг. основные усилия земских деятелей были направлены на ликвидацию последствий неурожая и связанных с ним голода и эпидемических заболеваний. Самоотверженный труд земцев спас десятки тысяч человеческих жизней.
Весомую помощь оказало нижегородское земство русской армии в годы русско-японской войны 1904-1905 гг.: медицинская помощь больным и раненым, забота о семьях призванных и т. д. На земские средства устраивались лазареты, “питательные пункты”, военно-санитарные отряды. Кроме того, нижегородским земством была проведена большая организационная работа на случай возможной мобилизации в губернии. Необходимость помощи действующей армии осознавалась в эти годы как наиважнейшая функция земства.
Параграф 2 характеризует социально-политические инициативы нижегородского земства в 1890-1904 гг. Группы этих инициатив можно разделить следующим образом: 1)Вопросы изменения российского законодательства, и, в частности, “Положения о земских учреждениях” 1890 г.: предложения по реформе земского представительства, способов ведения земского дела; 2)Проекты, посвященные реформированию системы народного образования; 3)Вопросы критического рассмотрения экономической политики страны.
Некоторые действия по изменению действующего “Положения о земских учреждениях” были инициированы правительством: изменение некоторых статей, касающихся избрания гласных от крестьян и горожан; продление срока службы председателей и членов земских управ и другие, что вызвало активное обсуждение в губернском и уездных собраниях. Выборы в земства, состоявшиеся в 1901 г. . выявили и другие недостатки в избирательной системе, а именно: недостаточное количество избирателей от дворянской курии, поскольку усиливающееся дробление земельной собственности препятствовало получению избирательного ценза. Губернское земское собрание высказалось за снижение размеров ценза; интересным фрагментом земских законотворческих инициатив явилось также предложение о предоставлении избирательных прав женщинам. Весьма важной инициативой нижегородского земства в 1901 г. явился проект о
[14]
введении т. н. “мелкой” земской единицы, которая должна являться обязательным звеном земской структуры, иметь всесословный характер и т.д.
Значительная часть земских социально-политических проектов, составляемых нижегородскими земскими деятелями, относилась к
сфере народного образования. В 1895 г. председатель нижегородской уездной земской управы А. А. Савельев составил “записку” – проект
реформирования образовательной системы организация педагогических курсов для учителей, увеличение фондов библиотек, создание книжных складов и пр. Его инициатива была поддержана и дополнена предложениями о создании “единой” сети народных школ, выработке новой государственной образовательной программы, реорганизации всего образовательного процесса.
Ряд земских инициатив в 1890-1904 гг. был посвящен вопросам социально-экономического характера за которыми угадывались вопросы политические: констатируя факт прогрессирующего экономического отставания страны от развитых государств Запада, гласные губернского земского собрания выступают с предложениями о пересмотре экономической и внешнеполитической стратегии России.
В третьей главе “Хозяйственные мероприятия и общественно-политические инициативы нижегородского земства в период трех революций” раскрывается содержание практической работы нижегородского земства в различных народнохозяйственных отраслях, проводится анализ земской социально-политической активности в 1904-1918 гг.
Параграф 1 посвящен рассмотрению хозяйственной деятельности нижегородского земства в 1904-1918 гг. рассмотрению вопросов развития образования (начального, профессионального, внешкольного);обзору земских мероприятий в области медицины; характеристике деятельности земства в сфере сельского хозяйства в связи с реализацией законодательных правительственных инициатив (указ 1906 – закон 1910 гг.); исследованию кустарных промыслов. Необходимо также отметить эффективную работу земства по ликвидации последствий неурожайных лет (1906-1907 гг. и 1911-1912 гг.).
Особый акцент в данной диссертации сделан на изучении вопросов конкретной помощи нижегородского земства русской армии в годы первой мировой войны (1914-1918 гг.), рассматривается деятельность “Нижегородского губернского комитета помощи раненым и больным воинам”; освещаются вопросы, связанные со сбором земствами пожертвований для нужд армии, с заботой о больных, раненых и беженцах. Определённое внимание уделяется рассмотрению организаторской роли земства в развитии необходимых
[15]
производственных мощностей оборонного значения.
В параграфе 2 освещаются различные аспекты и формы проявления социально-политической активности земства в период о 1904 по 1916 гг. Данный период явился временем наибольшей политической активности и российского, и нижегородского земства. Свершившиеся политические преобразования напрямую влияли на степень участия земства в государственных делах. Большое количество инициатив, выдвинутых нижегородским земством в эти годы, можно разделить на следующие группы: 1)Инициативы, направленные на широкое реформирование всей системы земского самоуправления; 2)Проекты, касающиеся реформ политической системы государства; 3)Предполагаемые изменения в образовательной сфере; 4)Разработка мероприятий по преобразованиям в аграрном секторе.
Немалая часть земских социально-политических инициатив была, как и прежде, посвящена усовершенствованию земского законодательства: выдвигались проекты реформирования земства на принципиально новых началах буржуазно-либерального свойства: ликвидация сословности, увеличение количества курий, резкое снижение ценза, участие в выборах женщин и т. д. Последующие проекты носили более радикальный характер и включали в себя требования о полном освобождении от административной опеки, а печатных органов земства – от цензуры; учреждении центрального земского органа; полной реорганизации системы земских выборов на основе имущественного и образовательного (а не сословного) принципов. Было разработано и несколько проектов, касающихся введения мелкой земской единицы; рассмотрены вопросы о взаимоотношениях губернского и уездных земств, губернского земства и городских властей.
Важнейшие инициативы нижегородского земства были связаны с обсуждением вопросов о реформе политической системы государства, организации и предпочтительных формах народного представительства. Основное содержание проектов, посвященных грядущему созыву “народных представителей” (Государственной Думы) сводилось к тому, чтобы эта реформа осуществлялась на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, широкой организационной роли земских учреждений, соблюдения основных гражданских прав и свобод. Различные концепции реформирования политической системы государства, предложенные как губернским, так и уездными земскими собраниями, расходясь порой во взглядах на вопросы частного характера, имели полное единство в утверждении либерально-демократических ценностей.
Новую сферу земской деятельности определили землеустроительные мероприятия по указу 1906 – закону 1910 гг.
[16]
Нижегородскими земскими деятелями было разработано несколько проектов, дополняющих правительственную программу аграрного реформирования. Данные проекты отражали социально-политические взгляды конституционно-демократической (кадетской) партии, члены которой занимали ведущие позиции в нижегородском земстве.
Успешная реализация намечаемых правительством реформ была бы невозможной без ускоренною общественно-культурного развития народных масс. Это подразумевало, в первую очередь, новые задачи в области народного образования. Инициативы нижегородского земства в этой области в период 1904-16 гг. не слишком многочисленны, но, пожалуй, наиболее серьёзны по сравнению с предыдущими образовательными проектами: комплекс предлагаемых земством мероприятий являлся обобщением теоретических разработок прошедших лет земской деятельности.
Параграф 3 посвящен последним годам существования нижегородского земства: деятельности земских органов в период революций 1917 г., вопросам их взаимодействия с разными общественно-политическими организациями и комитетами, земским социально-политическим инициативам 1917-18гг., процессу ликвидации органов земского самоуправления.
В заключении диссертации обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы, исходящие из содержания работы, даются практические рекомендации.
В период с 1865 по 1918 гг. нижегородское земство провело огромную хозяйственно-культурную работу, существенно изменившую многие стороны жизни и быта населения. Среди основных мероприятий, реализованных земством в целях удовлетворения “местных польз и нужд” следует выделить развитие системы народного образования: подготовку профессиональных педагогических кадров, создание сети учебных заведений, библиотек и т. д. Серьёзной заслугой земства являлась организация квалифицированной медицинской помощи, устройство больниц и фельдшерских пунктов, самоотверженная борьба со всевозможными эпидемическими заболеваниями, проведение широкого комплекса санитарно-гигиенических мероприятии. Несомненны успехи земства в дорожном строительстве, организации ветеринарного дела, проведении различных агрономических мероприятий: создании “опытных полей”, элеваторов, организации общественных работ разного назначения. Благодаря заботам земства, успешно развивались кустарные промыслы, исследования которых провёл А. С. Гациский, страховое дело и многие другие, не столь заметные, но очень значимые в повседневной народной жизни хозяйственные отрасли. Одной из основных забот земства являлось дело “народного продовольствия”, правильная
[17]
организация которого позволила земству успешно преодолевать последствия неурожайных лег. Следует отметить успешное взаимодействие земских органов с различными кооперативными организациями, кредитными товариществами, прочими общественно -хозяйственными учреждениями в деле реализации совместных хозяйственно – экономических задач.
Следует также указать на активную поддержку земством мероприятий по реализации аграрной (столыпинской) реформы, выразившейся в оказании всех видов помощи хуторским и отрубным хозяйствам, усилении внимания к разрешению крестьянского вопроса.
Нельзя не отметить истинный патриотизм нижегородскою земства, который был проявлен в годы русско-турецкой (1877-78гг.), русско-японской (1904-05 гг.) и первой мировой (1914-18 гг.) войн и выразился в конкретной огромной помощи русской армии: организации медицинских пунктов, сборе пожертвовании, мобилизационных мероприятиях, налаживании военных производств и т. д.
Нижегородские земские упреждения явились важным звеном государственной системы России в XIX – начале XX в. и внесли серьезный вклад в развитие либерально-реформаторского движения.
Социально-политическую активность нижегородские земцы стали проявлять с момента введения “Положения о земских учреждениях” 1864 г. , достаточно жестко критикуя этот закон, ведя борьбу за расширение своих полномочий, стремясь освободиться от излишне назойливой опеки административной власти. Ходатайства 60-х – 80-х гг. XIX в. дают достаточно яркое представление о взаимоотношениях власти и земства. о тщетных попытках последнего добиться хотя бы малейшего расширения своих прав. Земскую деятельность, как вскоре показала практика, было невозможно отделить от круга ведомства правительственной власти, равно как и чётко разграничить хозяйственно-экономическую сторону дела от политико-административной. Таким образом, обязанности органов местного самоуправления переплетались с обязанностями тех ведомств, в дела которых им запрещалось вмешиваться.
Проекты нижегородского земства, появившиеся в 70-х – 80-х гг. XIX в. и посвященные вопросам переустройства государственных учреждений России, стали явлением новым, по сравнению с хозяйствами 60-х гг. Некоторые либеральные веяния, исходящие “сверху”, способствовали росту социально-политической активности земств. Основное содержание либеральных проектов этого периода было посвящено реформированию земских учреждений и усовершенствованию крестьянского самоуправления.
Реакционное “Положение” 1890 г. не снизило уровня земской социально-политической активности: вопросы изменения российского
[18]
законодательства, проекты реформирования системы народного образования, критическое рассмотрение экономической политики страны – эти темы, в заседаниях земских собраний, докладах земских управ, постепенно выдвигались на первый план.
Начавшаяся в конце XIX -начале XX вв. эпоха либерализма открыла для земских учреждений, в том числе и для нижегородского земства, по-настоящему широкое поле общественно-политической деятельности.
Конкретно эта деятельность выразилась в различного рода проектах политического переустройства русского общества, в поддержке либерально-реформаторского курса правительства, в том огромном влиянии, которое оказывали земства на всю российскую общественно-политическую жизнь.
Нижегородское земство, никогда не остававшееся лишь хозяйственным придатком государственной власти и всегда стремившееся к известной самостоятельности, порой оказывалось, в начале XX в. , на авангардных ролях в борьбе за введение парламентаризма и основных гражданских свобод, находясь всё время на гребне общественно-политической волны, не спадавшей до 1918 г. Именно нижегородское земство одним из первых в стране привлекло внимание общественности и правительства к таким насущным вопросам государственной жизни как крестьянское малоземелье и стеснённость в правах, аграрное переселение, поддержка мелкой промышленности, скорейший созыв народных представителей и др. ответом на которые явились столыпинская аграрная реформа и созыв Государственной Думы.
Определённая частица исторического опыта деятельности земских учреждений была бы, несомненно, полезной в современной российской политической ситуации, в условиях кризиса властных и управленческих структур. Но это предположение носит исключительно теоретический характер: возрождение “настоящих” органов местного самоуправления, обладающих широкой компетенцией и остающихся при этом “с чистыми руками”, не представляется, в ближайшее время, возможным, поскольку ни одной из политических пил, борющихся сегодня за власть, подобные учреждения просто не нужны.
Разумеется, что полное реанимирование всех существовавших когда-то земских структур будет являться ненужным архаизмом, абсолютно неприменимым к современной исторической действительности. Но частично, быть может, видоизменённое и подлинно народное местное самоуправление просто жизненно необходимо. Остаётся только надеяться, что не сегодняшние, но будущие политические лидеры страны достойно разрешат этот важнейший вопрос российской государственной жизни.
[19]
III. Апробация работы.
Основные положения настоящей диссертации изложены в докладах и выступлениях автора на ряде региональных и всероссийских научных конференций.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1) Земства России: источники и историография // Нижегородский альманах”. Н. Новгород, 1997
2) Земство и власть: “государственная” теория
самоуправления//Россия и Нижегородский край: актуальные проблемы
истории: Материалы чтений памяти Н. М. Добротвора. Н. Новгород,
1998
3) Земские инициативы начала XX в. :”докладная записка” земских деятелей//Проблемы истории и творческое наследие профессора Н. П. Соколова: Материалы межвузовской конференции. Н. Новгород, 1998
4) Земства России: историография 30-х – 90-х гг. XX в. (некоторые суждения)//”Российский исторический журнал”, 1998. № 1
5)Реформа 1864 г. : рождение российского земства // Местное самоуправление нижегородской области”. Журнал законодательного собрания и администрации Нижегородской области. И. Новгород, 1997. №6
6) “Положение о земских учреждениях” 1890 г. содержание и
смысл законодательной инициативы//Нижегородские юридические
записки: Сборник научных трудов. Н. Новгород, 1998
7) Российское земство: отечественная историография второй половины XIX – начала XX вв. //Проблемы историографии и источниковедения. Сборник научных трудов. Н. Новгород, 1999
8) Административная власть и земства России во второй половине XIX в.: “государственная” теория самоуправления // “Государственная власть и местное самоуправление”, 1998. № 1
9) Проблемы земского самоуправления на страницах журнала “Русский вестник””//”Российский исторический журнал”, 1999. № 2
10) К вопросу о значении “третьего элемента” в земском либеральном движении//История земств и Советов России (вторая половина XIX в. -1917 г.)Статьи, материалы и тезисы участников VI Всероссийской научной конференции. Владимир, 1999
11) Нижегородское земство и русско-турецкая война 1877-1878 гг. //Наука молодых: проблемы, поиски, решения. Материалы межвузовской конференции молодых учёных. Арзамас, 1999.