[72]
В конце XV в., в эпоху появления первых приказов, в составе каждого из них было нескольких должностных лиц. Судебник 1497 г. указывает на боярина (судью), дьяка и подьячего. Рост функций приказов вызвал усложнение их структуры. Можно полагать, что это произошло уже в XVI в.,[1] хотя достоверных сведений об этом в распоряжении исследователей нет. Применительно к XVII в. известно деление приказов на «столы», которые в свою очередь делились на «повытья». Ряд приказов делились только на «повытья». Вместе с тем, в некоторых приказах деления на структурные подразделения не было. Структура приказов была обусловлена их компетенцией, а следовательно, объемом делопроизводства и размерами штата служащих. Приказ Сыскных дел не имел внутреннего структурного деления. Все четвертные приказы состояли только из повытей. Устюжская четверть делилась на три повытья: Устюжское, Усольское, Тотемское.[2] Более сложным было деление такого приказа, как Разрядный.[3] Основная функция приказа — назначение на государственные посты на территории всего государства, за исключением территорий, подведомственных Сибирскому приказу и приказу Казанского дворца. Помимо этого, Разрядный приказ управлял территорией южных пограничных уездов, осуществляя как общее управление, так и сбор налогов, обладал судебной компетенцией на управляемой территории в качестве второй инстанции, и в качестве первой инстанции рассматривал дела воевод и других должностных лиц местного управления. Н. Ф. Демидова охарактеризовала Разрядный приказ как «центральное учреждение расширенной компетенции».[4]
[73]
Разрядный приказ состоял из «столов». В первой половине XVII в. достоверно известно о Московском, Новгородском, Денежном и Приказном «столах». Во второй половине XVII в. появились новые «столы»: Севский, Белгородцкий, Хлебный.[5] Мнение Н. М. Загоскина, Н. Н. Дебольского о существовании иных столов — Поместного, Владимирского и Киевского,[6] — как убедительно было показано исследователями еще в XIX в., нельзя считать доказанным.[7] В течение одного года, с 1680 по 1681 гг., просуществовал Казанский «стол».[8] Каждый «стол» в структуре Разрядного приказа делился на «повытья», возглавлявшиеся «старыми подьячими»,[9] в подчинении у которых обычно было два «молодших» или «средних» подьячих. В январе 1634 г. в Московском столе Разрядного приказа работало 12 подьячих. Их обязанности были зафиксированы в тексте Записной книги Разрядного приказа. Данный документ является своего рода справочником для внутреннего пользования, составлявшимся ежегодно и фиксировавшем персональный состав высших должностных лиц в различных государственных органах в центре и на местах. Нельзя определить, что отражает фиксация обязанностей подьячих Московского стола — перераспределение полномочий, произведенные новые назначения или что-то другое. Во всяком случае, под руководством подьячего Ивана Северова Д. Протопопов и В. Тар-
[74]
хов должны были составлять боярские списки, годовые разряды, составлять сметные списки и осуществлять управление 10-ю городами. В другом «повытье» Н. Ларионов и Г. Семенов под начальством Семена Мальцева были обязаны составлять «большую роспись», перечень всех городов, подведомственных Разрядному приказу, с данными о количестве и сословном статусе проживающих там лиц, включая сведения о размерах продовольственных и военных запасов. Помимо этого указанные подьячие должны были управлять 12-ю городами. Пятой Спиридонов с С. Лавровым и Д. Шубиным отвечал за составление жилецкого списка и управление 19-ю городами, а также «ведал новокрещенов», находящихся в московских городах. Наконец, И. Северов и Д. Протопопов под руководством Петра Обрамова должны были осуществлять управление 15-ю городами и отвечать за переписку с воеводами полков на пограничной («береговой») службе.[10] Таким образом, уже в 30-х гг. XVII в. Московский «стол» включал в себя четыре «повытья».[11] В 1664 г. число «повытий» Московского «стола» выросло до шести. Во главе их стояли «старые подьячие» Василий Семенов, Матвей Дмитриев, Иван Малышев, Федор Посников, Федор Оловеников, Федор Бахтеяров.[12]
Поместный приказ также состоял из «столов»: Приказный, Московский, Рязанский, Владимирский, Псковский и др. Всего в Поместном приказе было 9 столов, делившихся на 40 «повытий».[13] Несмотря на то, что сведения о Посольском, Малороссийском приказах, приказе Каменных дел и других сохранились достаточно хорошо, в распоряжении исследователей нет каких-либо сведений об их внутреннем устройстве.[14]
[75]
Штат приказов достаточно сильно варьировался в зависимости от компетенции ведомства. В 20-х гг. XVII в. в Разрядном приказе, как установила Н. Ф. Демидова, работало 45 человек; Разрядный приказ занимал в то время по численности четвертое место среди всех приказов,[15] уступая лишь Поместному приказу, занимавшему первое место, а также приказу Большой казны и приказу Большого Дворца. В 80-х гг. XVII в. общее число подьячих, работавших в приказах составляло 1935 человек, в том числе: 466 человек — в Поместном приказе, 261 человек — в приказе Большого Дворца, 211 человек — в приказе Большой казны, 125 человек — в Разрядном приказе.[16] В конце XVII в. в Разрядном приказе работало уже 242 человека.[17]
Приказной аппарат состоял из дьяков и подьячих. Подьячие могли быть трех категорий: «старые», «средние», «молодшие».[18] Прохождение службы зависело прежде всего от срока службы на конкретной должности и в определенном приказе. Вместе с тем немалую роль играли и личные качества лица. Хрестоматийный пример — один из руководителей Посольского приказа думный дьяк Алмаз Иванов.[19]
Возглавлял приказ судья, который, как правило, был членом Боярской думы, — боярин и/или окольничий. Нередко во главе приказа стояли два судьи.[20] Эта особенность приказного управления стала причиной длительных споров специалистов о коллегиальном или единоличном характере управления приказом и рассмотрения дел.[21] Однако еще в дореволюционном правоведении
[76]
возобладало мнение о бесплодности и некорректности указанной дискуссии.[22] Как отметил В. Огородников, приказы XVI— XVII вв. и коллегии XVIII в. — учреждения разных «правовых порядков, понятий и воззрений».[23]
Назначение судей и дьяков в приказы было исключительной прерогативой царя и Боярской думы.[24] Однако следует думать, что проекты данных назначений готовились в Разрядном приказе с учетом ряда факторов: нахождения на службе в данное время, физической пригодности и т. п. Впрочем, нельзя отрицать практическую возможность существования субъективных факторов при назначениях на посты дьяков.[25] Назначение подьячих и их перевод из приказа в приказ происходило путем подачи дьяком в «доклад» соответствующего предложения. Следует отметить, что ряд приказов могли возглавлять исключительно дьяки. Прежде всего, это Посольский, Разрядный приказы, приказ Тайных государевых дел. Лицо, назначенное на должность, могло приступить к исполнению обязанностей только после принесения присяги. Формуляры присяги — «крестоцеловальных записей» — были разработаны применительно к каждой должности: членам Боярской думы, дьякам, казенным дьякам, подьячим.[26] Можно полагать, что уже в XVI в. принесение присяги было обязательным при вступлении в должность. На это указывают не только детально разработанный формуляр «крестоцеловальных записей» первой половины XVII в., но и сохранившиеся формуляры присяги для губных старост (должностных лиц местного управления), инсти-
[77]
тута возникшего в 30-х гг. XVI в.[27] Поэтому указ об обязательной присяге как условии исполнения должности от 10 апреля 1667 г. фактически нельзя считать новеллой.[28]
Должностные обязанности дьяков и подьячих определялись в каждом конкретном приказе в зависимости от его компетенции. В обычном порядке подьячие вели текущее делопроизводство, переписку с подчиненными учреждениями и должностными лицами на местах, а также вторичную документацию, например, книги «входящих» и «исходящих» документов и т. п. «Старые» подьячие следили за исполнением обязанностей среди подчиненных. Вместе с тем основная ответственность возлагалась именно на лиц, возглавлявших структурные подразделения приказов («столов» или «повытий»). Так, согласно указу о порядке хранения и расходования денежных средств в приказах от 27 июня 1669 г., при выявлении финансовых злоупотреблений подьячих возмещение денежных средств возлагалось именно на дьяка, непосредственного начальника виновного.[29] Известно о документации различных приказов с указанием должностных обязанностей, возлагавшихся на «старых» подьячих, которым в помощь придавались другие подьячие. Значение дьяков в управлении было более значительным. В отличие от судей, дьяки — профессиональные управленцы, прошедшие все ступени служебной лестницы. Поэтому именно от них фактически зависело текущее состояние дел ведомства. Более того, известно о том, что дьяки могли «приказывать царским словом», т. е. передавать к исполнению устные указания царя.[30]
Технический персонал приказов состоял из «сторожей» и «приставов» («недельщиков»). Первые — наемные лица, функцией которых было обеспечение сохранности помещения приказа. «Приставы» («недельщики») — должностные лица административнополицейского аппарата, в обязанности которых, помимо прочего, входило непосредственное исполнение административных и судебных решений того или иного приказа. На пост пристава наз-
[78]
начался дворянин. Нахождение в должности пристава обычно не превышало семи дней.[31]
Обеспечение служащих приказов (дьяков и подьячих) было денежным и поместным. Среднее обычное жалованье подьячих в XVII в. составляло: 5—7 р. в год для «молодых» подьячих, 7— 12 р.— «средних» подьячих, 10—15 р. — для «старых» подьячих.[32] Денежное жалованье дьяков было более значительным — 50—100 р.[33] Поместный оклад также предусматривался для всех категорий подьячих. В законе 1586/87 г. указано, что «подьячие, которые сидят у дел по приказом», получают поместье в Московском уезде из расчета 8 четвертей на одного человека.[34] Никифор Шипулин, будучи подьячим, имел 300 четвертей поместной земли, позднее, став дьяком, имел поместный оклад 700 четвертей.[35] Поместный оклад дьяка Сурьянина Тороканова составлял 650 четвертей; 350 четвертей — его оклад в подьячих.[36] В тоже время, в 1633 г., поместные оклады воевод (глав местной администрации) имели следедующие размеры: 1000 четвертей (оклад И. Ф. Еропкина), 100 четвертей (оклад князя М. Г. Козловского), 900 четвертей (оклад князя В. Г. Ромодановского), 700 четвертей (оклад князя С. И. Великого Гагина), 700 четвертей (оклад Г. К. Юшкова).[37] Фактическое поместное обеспечение подьячих, дьяков, как и всех представителей привилегированных сословий, расходилось с нормами закона. Но даже с учетом этого обстоятельства дьяки и по нормам поместного земельного владения, и на практике были одними из крупнейших землевладельцев.[38]
[79]
Правовые обычаи допускали «кормление отдел». Н. Ф. Демидова не без основания предположила, что доходы, получаемые большинством подьячих «от дел», в несколько раз превышали размер их денежного оклада.[39] «Кормление от дел» могло быть двух видов: «почесть» и «поминки». Н. Ф. Демидова полагает, что «почесть» предлагалась заранее для успешного продвижения дел, а «поминки» — за конкретную работу с целью ее ускорения.[40] Вместе с тем, приведенные П. В. Седовым примеры свидетельствуют о том, что «почесть» была призвана выразить уважение к тому, кому она предназначалась.[41] Те же функции были у «поминок». По мнению П. В. Седова, сохранившиеся сведения не дают возможности провести границу между этими подношениями.[42] Причем «почесть» и «поминки» — не единоразовое подношение. Они должны были оказываться несколько раз, в зависимости от церковных и семейных праздников дьяков или подьячих и т. д. Насколько можно судить по источникам, основные отличия «почестей» и «поминок» заключались, во-первых, в их добровольном характере со стороны дарителя, а во-вторых, в отсутствии каких- либо конкретных требований дарителя в отношении подготовки, рассмотрения и решения его дела в приказе. Именно эти два условия позволяли отграничить допустимые обычаем подношения служащим приказов от взяток («посулов»).
Отдельно от «почестей» и «поминков» следует рассматривать получение денег за оформление тех или иных документов.[43] Подсчеты, проведенные П. В. Седовым, показывают, что гипотетиче-
[80]
ский легальный доход подьячих за оформление документов составлял порядка 100—200 р. в год, превышая, таким образом, денежный оклад более чем в 10 раз.[44] Доходы «старых» подьячих и дьяков, ставивших подпись на документах, были на порядок выше.[45] Служащие приказов, где было мало «челобитчиковых» дел, например, Посольского приказа, ежегодно получали «праздничные деньги», составлявшие два годовых оклада.[46]
Исполнение должностных обязанностей в органах государственной власти предполагает определенную подготовку. Нельзя думать, что ситуация в России XVI—XVII вв. в данном вопросе существенно отличалась от современного положения. Разница заключается прежде всего в требованиях к характеру знаний и умений при профессиональной подготовке, которая в свою очередь определяется исторической спецификой структуры и деятельности органов государственной власти. Работа в ряде приказов требовала определенного объема специальных знаний. Наиболее подготовленные специалисты работали в Посольском и Поместном приказах.
Работав Посольском приказе, помимо прочего, требовала знания иностранных языков. Как свидетельствуют результаты новейших специальных исследований, информационный уровень, обеспечивавший функционирование Посольского приказа и принятие внешнеполитических решений, был весьма высок.[47] Подготовка переводчиков с иностранных языков для работы в приказе занимала достаточно большое место в системе подготовки кадров. К такому выводу пришла Н. Г. Савич, специально исследуя практику подготовки переводчиков в Посольском приказе.[48] Однако в основном переводчиками служили лица, являвшиеся выходцами-
[81]
из других стран.[49] Переводчики были необходимы не только в Посольском, но и в других приказах — Аптекарском и Иноземском.[50] Переводчики, одна из наиболее образованных категорий лиц своего времени, внесли весомый вклад в развитие русской культуры.[51] Так, например, переводчик Посольского приказа Стефан Чижинский в 1679 г. перевел с латинского языка «Книгу о Луне и всех планетах небесных».[52] Конечно, в первую очередь переводились практически необходимые работы, в частности, в 1647 г. был осуществлен полный перевод и издание труда И. Вальгаузена «Военное искусство пехоты».[53] Уровень работы переводчиков XVII в. дает определенные основания судить о достаточно высоком качестве работы.[54]
Подготовка специалистов осуществлялась в XVII в. в специальных «школах» при приказах. В 1654 г. была открыта школа
[82]
подготовки кадров для Аптекарского приказа.[55] Есть сведения о существовании системы подготовки кадров в первой половине XVII в. при Посольском приказе.[56] В Посольском приказе особое внимание уделялось технике письма, особенно ценилось умение «писать в лист», т. е. на листе большого формата.[57] Немаловажно и то, что именно из подьячих Посольского приказа происходил отбор учителей для детей царской семьи. Специфика всех «школ» при приказах заключалась в том, что основные кадры подьячих проходили в них не только специальную, но и начальную подготовку, обучение в них велось без специальной программы, деления на классы, наборы осуществлялись по мере необходимости. Сравнительно недавно Н. Ф. Демидова обнаружила сведения о существовании школы при Поместном приказе в 70-х гг. XVII в. Согласно ее данным, за период с 1671 по 1675 гг. в этой школе прошло обучение 128 учеников.[58] Основные требования, которые предъявлялись в школе при Поместном приказе, заключались в том, чтобы ученики «знали сошное письмо и писцовые, и межевые, и счетные денежные дела, и хлебную кладь» и, по всей видимости, основы арифметики и рисуночной картографии.[59] В функции Поместного приказа входило проведение масштабных мероприятий по описанию и межеванию государственных и частных земель. Работа по картографированию земельных владений требовала особой подготовки. Кадры, подготовленные для подобной работы, требовались далеко не только в Поместном приказе, но и в Разрядном, Посольском приказах и в приказе Сибирского дворца.[60] Значительная часть (47%) выпускников школы при Поместном
[83]
приказе осталась работать в том же приказе в качестве подьячих, остальные служили подьячими в других приказах и в местных органах власти (приказных избах); четыре выпускника по прошествии времени стали дьяками.[61]
Особое внимание, уделявшееся в приказах технике письма, приемам ведения документации, обусловлено характером работы будущих служащих приказов. Московский пожар 1626 г. уничтожил архивы и текущее делопроизводство всех приказов. Поэтому сведения о делопроизводстве раннего времени отрывочны. Однако сохранившиеся документы позволяют судить об уровне и характере развития приказного делопроизводства в XVI в. Новейшие работы в данном направлении принадлежат перу зарубежных исследователей. Сравнительно недавно вышла статья американского исследователя Рассела Мартина, которому удалось обнаружить и издать несколько документов, относящихся к 1533 г.: черновой вариант грамоты Василия III крымскому хану Исламу Гирею и черновик росписи свадьбы брата Василия III князя Андрея Старицкого.[62] Основной вывод, к которому пришел Р. Мартин, подтверждает то, что к 30-м гг. XVI в. сформировалась специализация по ведению дел определенного характера. Согласно традиционному взгляду о времени появления приказов, Рассел Мартин предпочитает писать о великокняжеской канцелярии.[63] Нельзя также не отметить работу Маршалла По. Исследователь предпринял попытку реконструкции видов и объема делопроизводственных документов исходя из косвенных данных: упоминаний о различных делопроизводственных документах военнослужебного характера. Выводы исследователя весьма интересны: уже в первой половине XVI в. можно «смутно» отметить наличие «иерархической административной структуры», содержащей штат и эволюционизирующей от сеньориальной системы управления к приказной. Характер и цели этой структуры не укладываются в «узкий диапазон деятельности, характеризующей сеньориальную
[84]
администрацию». Другой важный вывод М. По заключается в том, что появление первых приказов в середине XVI в. не меняет принципов и характера делопроизводственной практики, существовавшей ранее.[64] Следовательно, можно говорить о принципиальном сходстве приемов ведения делопроизводства на протяжении почти двух столетий — конца XV—XVII вв.
Делопроизводство приказов в XVII в. было достаточно сложным.[65] Документы писались на листах бумаги, называвшихся сставами. Их оборотная сторона использовалась для нанесения помет, резолюций, подписей. В деле следующий документ подклеивался верхней частью к нижнему полю предыдущего документа и так далее. Таким образом, дело представляло собой длинную бумажную ленту, которую обычно сворачивали в рулон, называвшийся «столбцом».[66] Помимо столбцов практиковалась книжная форма делопроизводства. Однако книги и тетради использовали для составление внутренних документов приказа, либо документов служебного пользования. Это, прежде всего, большое количество вторичной документации, документов сводного или обобщающего характера: книги «входящих» и «исходящих» документов, различные реестры, сметные списки, описи текущих архивов и т. п.[67]
[85]
Общий порядок прохождения и рассмотрения дела в приказе был следующим.[68] При поступлении в приказ челобитной от частного лица документ направляли дьяку,[69] рассматривавшему права данного лица на обращение в приказ по данному вопросу. При положительном решении дьяк ставил подпись на обороте челобитной (иска, жалобы) и писал фамилию «старого» подьячего, которому надлежало оформить и подготовить дело к рассмотрению по существу требований. «Старый» подьячий, рассмотрев существо требования, давал непосредственные указания своим подчиненным о проведении определенных действий: наведении справок, подготовки конкретных выписок из книг и других документов, необходимости отправления «памятей» в другие приказы и т. д. После того как «старый» подьячий решал, что дело полностью подготовлено к рассмотрению, дело поступало дьяку. Последний, если соглашался с мнением подьячего о готовности дела, ставил помету «к вершенью», если же приходил к мнению о необходимости дополнительной работы с делом, он ставил помету «к розыску». Дела с пометами «к вершенью» в определенные дни поступали на рассмотрение судей приказа. Дьяк устанавливал очередность рассмотрения дел, он же давал необходимые пояснения по существу дела и рекомендации по его решению. Окончательное решение дела зависело от судей, однако резолюции о решении проставлялись дьяком от имени судей.
Особенности приказов как органов государственной власти XVI—XVII вв. заключались, таким образом, в том, что уже в то время они функционировали в соответствии со следующими принципами:
- существовала присяга должностных лиц, личное исполнение обязанностей,
- был установлен порядок продвижения по службе,
- существовала система подготовки кадров,
[86]
- был установлен единый порядок подготовки и рассмотрения дел,
- существовала специализация структурных подразделений приказа и отдельных должностных лиц по выполнению определенных функций,
- действовала система (частичного) государственного обеспечения служащих.
Многие из указанных принципов, лежащих в основе функционирования приказов, применялись уже в XVI в. Наибольшее значение они приобрели лишь в XVII в., в эпоху расцвета приказного управления.
[1] Дебольский Н. Н. История приказного строя Московского государства (Пособие к лекциям, читанным в Санкт-Петербургском археологическом институте в 1900/1901 учебном году). СПб., [1901]. С. 239.
[2] Лaппo-Данилевский А. С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований. СПб., 1890. С. 460.
[3] «Розряд» («розрядить») — распределять (Словарь церковно-славянского и русского языка. СПб., 1847. Т. 4. С. 29).
[4] Демидова Н. Ф. Государственный аппарат России в XVII в. // ИЗ. М., 1982. Т. 108. С. 116—117.
[5] Голомбиевский А. А. Столы Разрядного приказа в 1668—1670 гг. // ЖМНП. 1890. №7. С. 6—7.
[6] Загоскин Н. М. Столы Разрядного приказа, по хранящимся в Московском архиве Министерства юстиции книгам их. Казань, 1879. С. 44—41; Дебольский Н. Н. История приказного строя Московского государства. С. 239. О Поместном столе Разрядного приказа пишет также И. А. Исаев (Исаев И. А. История государства и права России. 3-е изд. М., 1996. С. 52).
[7] Оглоблин Н. Н. «Киевский стол» Разрядного приказа // Киевская старина. 1886. № 11. С. 536—552; Богоявленский С. К. К вопросу о столах Разрядного приказа // ЖМНП. 1894. № 6. С. 401—413; Ардашев Н. Н. Вопрос о Поместном столе в связи с поземельной деятельностью Разряда // ЖМНП. 1895. № 8. С. 334—342; Шереметевский В. В. Археографические работы по документам Разряда, хранящимся в Московском архиве Министерства юстиции (далее: МАМЮ) // ИА. Пг., 1919. Кн. 1. С. 74—76.
[8] Порфирьев С. И. Казанский стол Разрядного приказа // Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. 1913. Т. 28. Вып. 6. С. 535—553.
[9] Голомбиевский А. А. Столы Разрядного приказа… С. 6—7.
[10] с Записная книга 1633/34 г. // РИБ. Т. 9. С. 546.
[11] Наши данные расходятся с подсчетами Н. П. Лихачева, полагавшего, что в 1664 г. в Московском «столе» было семь «повытий» (См. об этом: Богоявленский С. К. К вопросу о столах Разрядного приказа // ЖМНП. 1894. № 6. С. 401—405).
[12] РГАДА, ф. 210, он. 20, д. 31, л. 1—3.
[13] Ерошкип Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 63.
[14] Гурлянд И. Я. Приказ великого государя Тайных дел. Ярославль, 1902; Белокуров С. А. О Посольском приказе // ЧОИДР. 1906. Кн. 3. Отд. 4. С. 1—170; Богословский М. М. Приказы Великого княжества Литовского и княжества Смоленского в Московском государстве // ЖМНП. 1906. № 8. С. 220—242; Богоявленский С. К. О Пушкарском приказе // Сборник статей в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 361—385; Савва В. И. О Посольском приказе в XVI в. Харьков, 1917. Вып. 1; Сперанский А. Н. Очерки по истории приказа Каменных дел Московского государства. М., 1930; Софропепко К. А. Малороссийский приказ Русского государства второй половины XVII и начала XVIII в. М., 1960.
[15] Демидова Н. Ф. Государственный аппарат России в XVII в. // ИЗ. М., 1982. Т. 108. С. 121—122.
[16] Ерошкип Н. П. История государственных учреждений… С. 63.
[17] Демидова Н. Ф. Государственный аппарат России… С. 144.
[18] Демидова Н. Ф. 1) Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII—XVIII вв. // Абсолютизм в России (XVII—XVIII вв.). М., 1964. С. 206—242; 2) Государственный аппарат России в XVII в. // ИЗ. М., 1982. Т. 108. С. 109—154.
[19] Лукичев М. П. Алмаз Иванов // «Око всей великой России». Об истории русской дипломатической службы XVI—XVII вв. М., 1989. С. 92—108.
[20] См.: Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946.
[21] Андреевский И. Е. История русского права (Лекции, читанные в III классе Училища Правоведения. 25 января 1880 г.). СПб., б. г. С. 124—127.
[22] Веселовский С. Б. Приказной строй управления Московской Руси // Русская история в очерках и статьях. Киев, 1912. Т. 3. С. 183.
[23] Огородников В. Из истории вопроса о центральных учреждениях в России при Петре Великом (Приказы, канцелярии, коллегии). Казань, 1917. С. 10.
[24] См. напр.: Акты Московского государства / Под ред. Н. А. Попова Разрядный приказ. Московский стол. СПб., 1890. Т. 1. № 708. С. 653.
[25] O’Brien С. В. Muscovite Prikaz Administration of the 17Ul Century: The Quality of Leadership // Forschungen zur Osteuropäischen Geschichte. 1978. Bd 24. S. 223— 235.
[26] Записная книга 1626 г. // РИБ. Т. 9. С. 516—520; Запись целовальная 7135 года// Акты Московского государства. Т. 1. № 198. С. 216—219; Записная книга 1636/37 г. // РИБ. Т. 10. С. 8; Записная книга 1638/39 г. // РИБ. Т. 10. С. 109; Формуляр 1661 Г.//ПСЗ РИ. Т. 1.№69. С. 255—256; Формуляр 1664 г.//Полное собрание законов Российской империи (далее: ПСЗ РИ). Т. 1. № 114. С. 308—315.
[27] См.: Носов Н. Е. Губная реформа и центральное правительство конца 30-х- начала 40-х гг. XVI в. // ИЗ. М., 1956. Т. 56. С. 206—234.
[28] ПСЗ РИ. Т. 1. № 406. С. 674.
[29] Там же. № 454. С. 825.
[30] Записная книга 1638/39 г. // РИБ. Т. 10. С. 180, 182.
[31] Детальное рассмотрение правового положения приставов и недельщиков см.: Шахматов М. В. Исполнительная власть в Московской Руси // Записки Русского свободного университета. Прага, 1935. Т. 1. С. 29—34.
[32] Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987. С. 122—137.
[33] Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. М., 1975; Демидова II. Ф. Государственный аппарат России в XVII в. // ИЗ. М., 1982. Т. 108. С. 109—154.
[34] Законодательные акты Русского государства второй половины XVI—первой половины XVII в. Тексты. № 44. С. 63.
[35] Акты Московского государства / Под ред. Н. А. Попова. Разрядный приказ. Московский стол. СПб., 1890. Т. 1. № 188. С. 205—207.
[36] Там же. № 200. С. 220—225.
[37] Там же. № 714. С. 657.
[38] Демидова Н. Ф. Землевладение дьяков в XVII в. // Общественно-политическое развитие феодальной России. М., 1985. С. 33—50.
[39] Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма М., 1987. С. 141—146.
[41] Седов П. В. 1) «Почесть», «поминки» и «посулы» в московских приказах XVII в. // Россия в XI—XVIII вв.: Проблемы истории и источниковедения. Тез. докл. и сообщ. Вторых чтений, посвящ. памяти А. А. Зимина. М., 1995. С. 524— 529; 2) Подношения в московских приказах XVII в. // ОИ. 1996. № 1. С. 142.
[42] Седов П. В. Подношения в московских приказах… С. 146.
[43] Правда, оформлением ряда документов уже с XVI в. занимались площадные подьячие — корпорации писцов, не состоящих на службе в органах государственной власти. См.: Злотников М. Ф. Подьячие Ивановской площади (К истории нотариата Московской Руси) // Историческое обозрение. Пг., 1916. Т. 21. С. 82—130; Лихачев Н. П. Площадные подьячие XVI в. // Сборник статей по русской истории, посвящ. С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 139—143.
[44] По расценкам, указанным в Гл. XXIII Соборного уложения 1649 г., стоимость коровы или быка составляла 2 р., курицы — 4 к.
[45] Седов П. В. Подношения в московских приказах… С. 143.
[47] Rasmussen Knud. 1) On the Information level of the Muscovite Posol’skij Prikaz in the XVI-th Century // Forschungen zur Osteuropäischen Geschichte. 1978. Bd 24. S. 87—100; 2) The Muscovite Foreign Policy Administration During the Reign of Vasilij III, 1515—1525 // Forschungen ziir Osteuropäischen Geschichte. 1986. Bd 38. S. 152—167.
[48] Савич Н. Г. Изучение иностранных языков русскими в XVII в. // Историографические и исторические проблемы русской культуры М., 1982. С. 35—78.
[49] Лаврентьев А. В. Переводчик Посольского приказа Леонтий Гросс и его потомки в России // ВИД. СПб., 1994. Вып. 25. С. 94—102.
[50] О деятельности немецких переводчиков в различных приказах см.: Angermann Norbert. Deutsche Übersetzer und Dolmetscher im vorpetrinischen Rußland // Zwischen Christianisierung und Europäisierung: Beitrage zur Geschichte Osteuropas in Mittelalter und Früher Neuzeit. Festschrift für Peter Nitsche zum 65. Geburtstag. Stuttgart, 1998. S. 221—250.
[51] Кудрявцев И. M. Издательская деятельность Посольского приказа (К истории русской рукописной книги во второй половине XVII в.) // Книга. Исследования и материалы. М., 1963. Вып. 8. С. 179—244; Каган М. Д. Посольские повести (Из истории литературной деятельности Посольского приказа в начале XVII в.): Авто- реф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1978; Морозов Б. Н. Из истории русской переводной научной и технической книги в последней четверти XVII—начале XVIII вв. (Архив переводчиков Посольского приказа) // Современные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги. М., 1983. Вып. 2. С. 107—124.
[52] Саблина Н. П., Сахаровская М. И. Лексика переводного памятника русской письменности XVII в. «Селенографии» И. Гевелия // Проблемы лексикологии и словообразования русского языка. М., 1982. С. 48—59.
[53] Епифанов П. П. «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (из истории русской армии XVII в.) // Ученые записки МГУ. 1954. Вып. 167. С. 77— 98; Морозов Б. Н. Из истории русской переводной научной и технической книги… С. 119—124.
[54] Лефельд В. Как работали переписчики московского Посольского приказа в XVI столетии?// Русистика. Славистика. Индоевропеистика. М., 1996. С. 301—310; Lehfeldt W. Zur Kopiertätigkeit der Diaken des Moskauer Gesandtschaftsamts. Ein Beitrag zur Geschichte der russischen Kanzleisprache // A Centenary of Slavic Studies in Norway / Ed. J. I. Bj0rnflaten, G. Kjetsaa, T. Mathiassen. Oslo; The Olaf Broch Symposium, 1998. P. 153—177.
[55] Мокеева И. И. Обучение при Аптекарском и Пушкарском приказах // Очерки истории школы и педагогической мысли с древнейших времен до конца XVII в. М., 1989. С. 107—114; Unkovskaya М. L. Learning foreign misteries: Russian pupils of the Aptekarskii prikaz, 1650—1700//Oxford Slavonic Papers. 1997. Vol. 30. P. 1—20.
[56] Белокуров С. А. О Посольском приказе // ЧОИДР. 1906. Кн. 3. Отд. 4. С. 50.
[57] Демидова Н. Ф. Приказные школы начального образования в Москве XVII в. // Торговля и предпринимательство в феодальной России. М., 1994. С. 158—159.
[60] Оглоблин Н. Н. Обозрение историко-географических материалов XVII и начало XVIII в., заключающихся в книгах Разрядного приказа. М., 1884; Замысловский E. Е. Чертежи сибирских земель, XVI—XVII вв. // ЖМНП. 1891. № 6. С. 334— 347; Белокуров С. А. «Роспись чертежей розных государств», бывшим в Посольском приказе в 1614г.//ЧОИДР. 1894. Кн. 3. Отд. 4. С. 16.
[61] Демидова Н. Ф. Приказные школы начального образования… С. 163.
[62] Martin Russel Е. Royal weddings and Crimean diplomacy: new sources on the Muscovite chancellery practice during the reign of Vasilii III // «Камень Краеугъльнъ»: Rhetoric of the Medieval Slavic World. Essays presented to Edward L. Keenan on His sixtieth birthday. Cambridge, 1997. P. 389—427.
[64] Рое Marshall. Muscovite Personnel Records, 1475—1550: New Light on the Early Evolution of Russian Bureaucracy // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1997. Bd 45. Heft. 3. S. 376—377.
[65] См.: Шмидт C. О., Князьков C. E. Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI—XVII вв. М., 1985.
[66] Шумаков С. А. Столбцы Поместного приказа//ЖМНП. 1908. №4. С. 330—376.
[67] См.: Шеламанова II. Б. Состав документов Посольского приказа и их значение для исторической географии России XVI в. // АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 40—55; Рогожин II. М. Посольские книги России конца XV—начала XVII вв. М., 1994; Станиславский А. Л. Боярские списки в делопроизводстве Разрядного приказа // Актовое источниковедение. М, 1979. С. 123—152;Лукичев М. П. Боярские книги XVII в. // Советские архивы. 1980. № 5. С. 50—54; Рожков II. А. Книги записные вотчинные Поместного приказа//ЖМНП. 1903. № 7. С. 113—127; Павлов-Сильванский В. Б. 1) Источники и состав отказных книг Поместного приказа // АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 156—165; 2) Отказные книги Поместного приказа как источник по истории служилого землевладения // АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 94—103; Тихонов Ю. А. Отписные и отказные книги Поместного приказа как источник о боярских и дворянских владениях Московского уезда XVII—начала XVIII в. // АЕ за 1968 г. М., 1969. С. 142—153; Панеях В. М. 1) О классификации и составе кабальных и записных книг старных крепостей XVI в. // АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 397—402; 2) Кабальные книги первой половины XVII в. // ВИД. Л., 1979. Вып. 11. С. 89—113.
[68] Ардашев Н. Н. 1) Книги «записные приговорам» бывшего Вотчинного архива (1670—1727) // Описание документов и бумаг МАМЮ. М., 1890. Кн. 7. Отд. 2. С. 319—423; 2) Книги «записные приговорам» бывшего Вотчинного архива (1670—1727) // Описание документов и бумаг МАМЮ. М., 1891. Кн. 8. Отд. 2. С. 3—77.
[69] Регистрации в книге «входящих» документов приказа подлежал лишь документ, поступивший из иных органов государственной власти.