Пудалов Б.М. Нижегородское Поволжье первой трети XV века (Новый источник)

24 июля, 2019

Б.М. Пудалов. Нижегородское Поволжье первой трети XV века (Новый источник) (15.81 Kb)

            Первая треть XV века для Нижегородской земли ознаменовалась усилением борьбы потомков суздальско-нижегородских великих князей с правителями Московской Руси за «дедину и отчину». В попытках восстановить великое княжение участвовали обе ветви суздальского княжеского дома – Дмитриевичи (Василий «Кирдяпа» и Семен) и Борисовичи (Даниил и Иван «Тугой Лук»). Летописные своды XV века, основной источник по истории этой борьбы, излагают события с промосковских позиций, о многом умалчивая. Поэтому для изучения истории Нижегородского Поволжья в первой трети XV века необходим поиск дополнительных источников.
            Потребность в новых источниках возникает при изучении деятельности князя Даниила Борисовича – наиболее последовательного противника Москвы. В биографии этого – последнего с титулом «великий князь» суздальский, нижегородский и городецкий – особенно много неясностей. Сын вел.кн.Бориса Константиновича, Даниил родился приблизительно в 1370 г.; после присоединения Н.Новгорода к Московскому государству бежал в Орду; с помощью ордынцев вернул «отчину» к 1411 г., разгромив московское войско в битве у с.Лысково и совершив набег на Владимир; вновь утратил княжение в 1414 г. и бежал в Орду; в 1417 г. вместе с братом Иваном Борисовичем явился в Москву, примирившись с вел.кн.Василием Дмитриевичем, но через год вновь бежал в Орду. После этого Даниил в летописях не упоминается. Из актового материала известно, что к 1444 г. Даниила не было в живых: его жена Мария в данной Суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю именовалась вдвой, черницей Мариной1 Глухое молчание источников дало основание А.В.Экземплярскому считать, что в 1418 г. Даниил Борисович умер, так и не вернув великое княжение нижегородское и суздальское и оставаясь ордынским беглецом.2 Но этому противоречит жалованная грамота Даниила Борисовича архимандриту Благовещенского монастыря Малахии на село Мигино, Лысковские и Курмышские пустоши и пустынку на Столбищах, где сказано: «А дана грамота маиа в 8 того лета, коли князь великий Данило Борисович вышол на свою очину от Махметя царя в другий ряд».3 Следовательно, князь опять-таки с помощью ордынцев вторично вернул себе нижегородскую «отчину». По косвенному датирующему признаку – появлению Улу-Мухаммеда в Нижегородском Поволжье («от Махметя царя») – возвращение Даниила на великое княжение и выдачу им грамоты можно датировать либо 1426 г. (первое вмешательство Улу-Мухаммеда в русские дела)4 , либо 1440-ми годами (второе появление хана в регионе).5 В.А.Кучкин датирует грамоту 1442 г. и считает, что Даниил умер между 1442-1444 гг.6  В любом случае, однако, неясно, сохранял ли Даниил Борисович великое княжение до своей смерти и где и при каких обстоятельствах он умер.
            Прояснить судьбу кн.Даниила помогает рукописный сборник, хранящийся в Российской государственной библиотеке. Интересующая нас часть конволюта (л.1-114) надежно датируется по палеографическим признакам серединой XV в. Среди статей, предназначенных для монашеского чтения, переписаны два произведения, имеющих  нижегородское происхождение. Одно из них – «Правило Святыя горы» (послание Досифея, архимандрита Нижегородского Печерского монастыря, игумену Спасо-Прилуцкого монастыря Пахомию о монашеских обычаях на Афоне) – ранее уже публиковалось по другому списку.7 Второе произведение (л.53-55об.) вводится в научный оборот впервые. Это текст молитвы, произнесенной митрополитом Фотием над гробом кн.Даниила Борисовича. Дата и место похорон кн.Даниила в молитве не указаны, но анализ приводимого в приложении текста позволяет сделать следующие выводы:
1). Даниил Борисович умер не позднее 1431 г. (1 июня или 2 июля – дата смерти отпевавшего его Фотия). Датой между 1426-1431 гг. следует датировать его вторичное вокняжение с помощью Улу-Мухаммеда и грамоту Благовещенскому монастырю.
2). Участие митрополита в отпевании и произнесение им надгробной молитвы – бесспорное свидетельство высокого статуса Даниила в глазах московских властей (Фотий в этот период был регентом при малолетнем вел.кн.Василии Васильевиче). Следовательно, Даниил умер великим князем суздальско-нижегородским, а не ордынским беглецом. Хотя интересно отметить, что Фотий все же воздержался от именования Даниила великим князем.
3) Можно предполагать, что похороны происходили в Суздале, так как «Нижегородский Чиновник», восходящий к Синодику Спасо-Преображенского собора, не упоминает Даниила Борисовича.8
            Привлечение дополнительного, внелетописного источника позволяет выстроить цепочку событий. После смерти великого князя московского Василия Дмитриевича (27.02.1425) начинается междоусобица: князь звенигородский и галицкий Юрий Дмитриевич бежит через Галич в Нижний Новгород, а при наступлении московской рати кн.Константина Дмитриевича уходит за Суру. Видимо, укрепления Н.Новгорода были ненадежны или повреждены за годы предыдущих усобиц (Кремлю Юрий предпочел реку), а сами события происходили летом – ранней осенью (река не подо льдом). Противостояние закончилось ничем, князья «гнезда Калиты» отбыли восвояси, в Поволжье появляется Улу-Мухаммед и… Видимо, зимой 1425/26 г., традиционным маршрутом по льду Волги, с ярлыком «от Махметя царя» и союзными ордынцами на суздальско-нижегородскую «отчину» возвращается Даниил Борисович. Москве, занятой внутренними усобицами, оставалось «не заметить» его вокняжение и промолчать о нем в летописях. У самого же Даниила Борисовича явно не хватало сил для более активного натиска на Москву: край был сильно разорен за 1392-1425 гг. (Городец был уничтожен полностью, а Нижний, который разоряли по меньшей мере четырежды, наверняка лежал в руинах). Даниилу оставалось лишь засесть в Суздале, организовав управление краем (в грамоте упомянуты чины великокняжеской администрации) и не вмешиваясь в общерусские дела. В выигрыше, как всегда, оказалась Орда: в конце 1428-начале 1429 гг. татары впервые совершили набег на Галич, «изгоном» взяли Кострому, Лух, Плесо и с полоном отошли Волгой на Низ. Ордынцы явно не опасались удара с тыла – вероятно, благодаря Даниилу Борисовичу, обеспечивавшему этот тыл. Можно предполагать, что смерть князя наступила к 1429 г.: поездка Фотия в Суздаль в 1430-31 гг. маловероятна в силу личных обстоятельств жизни митрополита. Не исключено, что причиной смерти Даниила Борисовича могла стать эпидемия черной оспы, прокатившаяся по Северо-Восточной Руси во второй половине 1420-ых годов: судя по тексту надгробной молитвы, князь умер не в схиме (то есть внезапно?).
Прибытие митрополита Фотия на похороны положило начало примирению московских правителей с династией Борисовичей. Объективным условием примирения стало, по-видимому, отсутствие потомства у Даниила: сыновья-наследники не упоминаются в тексте надгробного слова. По другим источникам известно, что сын Даниила, княжич Василий (видимо, первенец), умер в 1390 г. («ун бе»)9; судьба другого сына, Ивана-Довлата (странное двойное имя!), единожды упомянутого в Ермолинской летописи в связи с набегом хана Талыча на Владимир10 , неизвестна. Отсутствие прямых наследников привело к какому-то компромиссу, в результате которого отпрыск младшей ветви суздальского княжеского дома Александр «Взметень» (сын Ивана Борисовича и племянник Даниила) становится служилым князем Московского государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РГБ, Ф. 594 (собр.Г.Г.Юдина). Оп.1. № 1.
СБОРНИК СЛОВ, ЖИТИЙ, ПОУЧЕНИЙ, АПОКРИФОВ И МОЛИТВ
Конволют XV и серед. XVI в. (датировка по филиграням проведена сотрудниками РГБ). Интересующий фрагмент – л.1-114 – датируется серединой XV в. (филиграни: Брике, №13008 – 1452 г.; №3868 – 1427 г.; варианты между 1428-1458 гг.). Полуустав; несколько почерков. 337 лл. 80 . 164х115 мм. Переплет – доски в коже с тиснением, застежки.
(л.53) «Во имя святыя и живоначалныя Троиця. Аз, съмhреный Фотие, милостию Божиею митрополит Киевьскый и всея Руси, по вданнhй ми власти от Бога еже вязати и рhшати и от великыя правилныя тягости положенныя пращаю и раздрhшаю раба Божиа князя Данила Борисовича надгробною сею своеюмолитвою, еже есть сице.
Владыко Господи Исус Христе, Единородный Сын и Слово Отчее, иже связаяй вся съгрhшениа нашя и самоволныя страсти растерзаа, Ты, Господи Боже наш, иже своим апостолом повелhваа имь глаголя, яко «Елика аще свяжете на земли, будеть связан и на небесhх», и пакы им же: «Оставите съгрhшениа – оставятся им, им же дръжите – дръжатся». И Ты ж убо еси, Господи, иж(е) 70 седморицею оставляти повелhвая съгрhшениа. И Петра апостола своего отвръгшагося Тебе три-//(л.53об.)щи прият и глаголя, яко «Ты еси Петр, и на сем камени съзижу церков мою и врата адава не удолhют ей». Ниже мене съмhреннаго призвал еси в святый превеликый сан святительскый и сподобивый мя рукодействовати небеснаа Твоя таиньства и приносити Ти дары же и жрътвы духовныя о наших съгрhшениих и о людскых невhжьствиих и попечение имhти о словесных Твоих овцах, и да ради многаго ти и неизреченнаго человhколюбиа безъзакониа и съгрhшениа его оцhсти по неложному Твоему обhтованию, Тебh бо молимся и Тебh милис (так!) дhем. Услыши мя в час и молениа нашя яко кадило приношение приими приятно о рабh Твоем князh Данилh, волнаго и неволнаго съгрhшениа его, иже к Тебh съгрhшив в житии сем// (л.54) словом, дhлом ли, помышлением, и аще исповhдал есть или не исповhдал к духовным отцем самоволных его тhх и неволных прегрhшений. Но Ты и убо яко благ и человhколюбець сего Твоего раба прости, яко бо нhсть человhка, иже поживет и Тебh не съгрhшит. И не бо создал еси человhка на погубление, но на ползу души и тhлу. И Ты убо вhси человhчьскую немощь, надежа бо безнадежным еси и възстание падшим, и Тебh молимся, иже сему Твоему рабу в настоящемь сем житии пожившему и Тебh, единому владыцh и Богу съгрhшившему в преставлении крестнаго цhлованиа, но услыши мя о сем с небесе святаго своего и покой душу его в мhстh свhтле, в мhстh злачнh, в мhстh прохладнh, отнюду ж отбhже всяка болhзнь и печаль и въздыхание. И сподоби того, человhколюбче, в селhх //(л.54об.) праведных, и в книгах животных написатися, в нhдрах Авраама и Исаака и Иякова, и в пространствh живота вселитися в небесном ти царствии, в райском пребывании, ради свhтлых аггел Твоих всели его в тhх святых его мhст. Нhсть бо, Господи, Твоему рабу смерть, еже от тhла исхождение к Тебh бо, единому Богу. И Владыцh грядет на преставление, от скорбных на небеснаа и на покой и радость и на отраду, еже убо раб Твой [имярек] к Тебh, единому Богу, съгрhши, и Ты ж, Господи, сердца съвhдый и вhдай, и вhси о сем покаание его и обращение на дhяние ж наше, еже милостиву быти ти и оставити съгрhшениа наша. И Ты убо, Владыко, сего Твоего раба [имярек] освободи своею благостию, неизреченныя нань великиа// (л.55) правилныя тягости положенныя пребезначалнаго Духа и власть от Тебе приимшу вhзати и рhшати съгрhшениа человечьскаа, иж рекл еси «Елика аще раздрhшете на земли – будут раздрhшена и на небеси». И сего ради мы Твоим повелhнием надhющеся и Твоею властию раздрhшаем сего раба Твоего [имярек] от того прегрhшении ради его покааниа и рыданиа ради обдержимаго княгини его. И иже, Владыко Господи, в святых [зачеркнуто его] храмhх Твоих о сем преставльшемся рабh Твоем предложеннаа сhмена благослови и съвръши вся, Человhколюбче, угодна Ти съвръшаема в всhх святых храмhх Твоих, и того преставльшагося раба Твоего успение съвръшающих и достоиино (так!) человhколюбнh произволениа им въздай же и мъзды небесныя сподоби. Ты бо еси Владыко Человhколюбче, Господи, въ-//(л.55об.)скресение и живот и покой всhм, и скорбящим прохлаждение и рыдающим утhшение, ниже сего раба Твоего рыданием одръжимы и Твоим благоутробием сих утhши и всяку болhзнь и печаль належащую в сердцих их исцhли, молитвами их о нас Пречистыя ти Матере и всhх святых твоих. Аминь».
Опубл.: Городецкие чтения. Вып 3: По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Александр Невский и его эпоха» (Городец, 20 – 23 марта 2000 г.). Городец, 2000. С. 97 – 102.
 
 
материал размещен 21.03.06


1 Об этом документе см.: Кучкин В.А. «Данная» черницы Марины // Исторические записки, т.108. М, 1982. С.294-316.
2 Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т.2. СПб., 1891. С.431-433.
3 См.: Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Ч.I. М., 1951. С.204-205, № 233. (издано по Синодальному списку втор.четверти XVI в.( л.274 об.) и начинается словами: «Се яз князь великий Данило Борисович…»; в тексте грамоты упоминаются наместники курмышские, лысковские, их тиуны, стольник, посельский).
4 ПСРЛ. Т.25. М.-Л., 1949. С.247. Такой версии придерживался Л.В.Черепнин в «Актах феодального землевладения и хозяйства…», с.204-205. Ср.: Греков И.Б. К вопросу о датировке так называемой второй духовной грамоты московского князя Василия I // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963. С.141-145.
5 См., напр., ПСРЛ, т.23. СПб., 1910. С.151.
6 Кучкин В.А. «Данная» черницы Марины…, с.310. Датировка Кучкина принята в издании: Акты социально-исторической истории Северо-Восточной Руси, т.III. № 294. С.321, а также в работах А.А.Зимина (Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М., 1991. С.219, 224.
7 Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской письменности. СПб., 1907, № 19. С.141-144.
8 Пудалов Б.М. Нижегородский «Чиновник»: проблема достоверности исторических известий. //Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Вып.третий. Н.Новгород, 1999. С.91-94. В Печерском Синодике 1595 г. род кн.Бориса Константиновича помечен «суждалской» (ГАНО. Ф.2636. Оп.2. № 1, л.58об.).
9 Сведения об этой записи на полях Апостола сообщены И.В.Нестеровым, статья которого находится в печати.
10 ПСРЛ, т.23, с.143.

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Пудалов Б.М.
  • Размер: 15.81 Kb
  • © Пудалов Б.М.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции