Восемнадцатый съезд ВКП(б); Изменения в Уставе ВКП(б): резолюция съезда; Устав Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — Изд. 9, доп и испр. — Москва, 1985. — Т. 7. 1938-1945. — С. 49-50; 80-108.
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ СЪЕЗД ВКП(б)
Москва.
10—21 марта 1939 г.
XVIII съезд ВКП(б) собрался в знаменательное время. Героическими усилиями советского народа, руководимого Коммунистической партией, в стране было построено в основном социалистическое общество. Перед верховным органом партии встала задача: выработать политическую линию на последующий период, определить пути дальнейшего развития СССР, его экономики и культуры.
На съезде присутствовали 1569 делегатов с решающим голосом, и 466 делегатов с совещательным голосом. Они представляли 1 588 852 члена партии и 888 814 кандидатов в члены партии.
Был утвержден следующий порядок дня: 1) Отчетные доклады: ЦК ВКП(б), Центральной Ревизионной Комиссии, делегации ВКП(б) в Исполкоме Коминтерна (докладчики — И. В. Сталин, М. Ф. Владимирский, Д. 3. Мануильский); 2) Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР; 3) Изменения в Уставе ВКП(б); 4) Выборы Комиссии по изменению Программы ВКП(б); 5) Выборы центральных органов партии.
В Отчетном докладе ЦК отмечалось, что за пять лет, прошедших между XVII и XVIII съездами ВКП(б), в международной обстановке произошли значительные изменения. Для капиталистических стран этот период характеризовался дальнейшим углублением общего кризиса капитализма. Ряд серьезнейших потрясений в области экономики и политики, обострение противоречий империализма все более расшатывали устои капиталистической системы. Для Советского Союза, наоборот, прошедшие годы были годами роста, экономического и культурного подъема, усиления политической и оборонной мощи.
Съезд констатировал, что империалистические державы, пытаясь найти выход из кризиса, стремятся развязать мировую войну и направить ее острие против страны победившего социализма. В этих условиях необходимо было усилить борьбу за предотвращение войны, разоблачать ее поджигателей, всемерно поддерживать сопротивление народов, оказавшихся под угрозой империалистического порабощения, укреплять деловые связи с миролюбивыми странами, не давать провокаторам воины втянуть СССР в конфликт. Советскому Союзу, последовательно проводящему политику мира, вместе с тем требовалось повышать боевую мощь Красной Армии и Военно-Морского Флота, крепить интернациональные узы дружбы с трудящимися всего мира.
Съезд глубоко и всесторонне рассмотрел итоги социалистического строительства и определил перспективы дальнейшего развития страны. Он отметил, что в СССР была завершена реконструкция промышленности и земледелия на основе передовой техники, окончательно ликвидированы остатки эксплуататорских классов. Важнейшим завоеванием явилось укрепление морально-политического единства советского общества и дружбы народов нашей страны. Успехи в строительстве социализма, его победа были закреплены в новой Конституции СССР.
Одобрив политическую линию и практическую работу ЦК ВКП (б), съезд дал определение содержанию нового периода в развитии советского общества как периода завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму.
Съезд в новых исторических условиях сформулировал основную экономическую задачу СССР — догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения.
Верховный орган партии рассмотрел некоторые вопросы марксистско-ленинской теории. Важное значение для последующего развития советского общества имел вывод о возможности построения коммунизма в одной стране, в Советском Союзе.
На съезде были осуждены вредные взгляды об отмирании государства при социализме, отмечены главные этапы развития социалистического государства и охарактеризованы его основные функции, показана необходимость всемерного укрепления Советского социалистического государства.
Съезд утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942 гг.). Планом предусматривался дальнейший рост промышленного потенциала страны, упрочение колхозного строя, повышение материального благосостояния и культуры народа, укрепление оборонной мощи СССР-.
В соответствии с успехами социалистического строительства и с изменениями классовой структуры СССР XVIII съезд ВКП(б) утвердил Устав партии в новой редакции.
Съезд избрал руководящие органы партии: Центральный Комитет и Центральную Ревизионную Комиссию.
Историческое значение XVIII съезда ВКП(б) состоит в том, что он нацелил партию, весь советский народ на упрочение и развитие социализма в СССР. Его решения имели важное значение для укрепления обороноспособности страны перед лицом надвигавшейся угрозы новой мировой войны.
22 марта 1939 г. состоялся Пленум вновь избранного ЦК ВКП(б). Пленум избрал Политбюро, Оргбюро и Секретариат Центрального Комитета.
РЕЗОЛЮЦИИ СЪЕЗДА
ИЗМЕНЕНИЯ В УСТАВЕ ВКП(б)
1. Победа социализма в СССР обеспечила господство социалистической экономики. Сообразно с коренными изменениями в области экономики СССР изменился классовый состав населения СССР. За годы социалистического строительства были ликвидированы все эксплуататорские элементы — капиталисты, купцы, кулаки, спекулянты. Трудящиеся СССР — рабочие, крестьяне, интеллигенция — глубоко изменились за годы социалистического строительства.
Коренным образом изменился рабочий класс, превратившийся в совершенно новый класс, освобожденный от эксплуатации, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства и установивший социалистическую собственность на средства производства.
Коренным образом изменилось крестьянство, превратившееся в совершенно новое крестьянство, освобожденное от всякой эксплуатации, являющееся в своем подавляющем большинстве колхозным крестьянством, базирующим свою работу и свое достояние не на частном хозяйстве, единоличном труде и отсталой технике, а на коллективной собственности, на коллективном труде и современной технике.
Изменилась интеллигенция, ставшая в своей массе совершенно новой интеллигенцией, связанной всеми своими корнями с рабочим классом и крестьянством. Советская интеллигенция — это вчерашние рабочие и крестьяне и сыновья рабочих и крестьян, выдвинувшиеся на командные посты. Советская интеллигенция служит не капитализму, как старая интеллигенция, а социализму и является равноправным членом социалистического общества.
Таким образом, классовые грани между трудящимися СССР стираются, падают и стираются экономические и политические противоречия между рабочими, крестьянами и интеллигенцией. Создалась основа морально-политического единства советского общества. Это морально-политическое единство советского народа получило свое блестящее подтверждение в создании блока коммунистов и беспартийных на выборах в Верховный Совет СССР и в Верховные Советы союзных республик и в полной победе этого блока. Вокруг партии выросли многочисленные кадры непартийных большевиков, передовых рабочих, крестьян и интеллигентов, активных и сознательных борцов за дело партии, проводников ее линии в массах.
В этой новой обстановке назрела необходимость изменения предусмотренных Уставом условий приема в партию новых членов. Ныне действующий, согласно Уставу партии, порядок приема в партию по четырем разным категориям, в зависимости от социального положения принимаемого в партию, явно не соответствует изменившейся в результате победы социализма в СССР классовой структуре советского общества. Нужда в установлении разных категорий при приеме в партию и разного кандидатского стажа отпадает. В связи с этим для всех принимаемых в партию должны быть установлены единые условия приема и одинаковый кандидатский стаж, независимо от их принадлежности к рабочему классу, крестьянству или интеллигенции.
2. Необходимо дополнить уставное положение о членах партии и их обязанностях положением о правах членов партии, считающихся само собой разумеющимися, но не отмеченных в Уставе. Такое дополнение Устава партии отвечает росту активности членов партии и имеет исключительное значение для повышения их ответственности за дело партии, для ограждения членов партии от проявлений бюрократизма. Параграф 57 Устава партии гласит, что: «Свободное и деловое обсуждение вопросов партийной политики в отдельных организациях или в партии в целом является неотъемлемым правом каждого члена партии, вытекающим из внутрипартийной демократии».
Кроме этого права, в Уставе должны быть оговорены следующие права членов партии:
а) право членов партии критиковать на партийных собраниях любого работника партии;
б) право членов партии избирать и быть избранными в партийные органы;
в) право членов партии требовать личного участия во всех случаях, когда выносится решение о их деятельности или поведении;
г) право членов партии обращаться с любым вопросом и заявлением в любую партийную инстанцию вплоть до ЦК ВКП(б).
3. Уставом ВКП(б) предусмотрены проводимые периодическими решениями ЦК ВКП(б) чистки партии. Опыт показал, что впредь необходимо отказаться от массовых чисток партии по следующим мотивам:
а) метод массовых чисток, введенный в начале нэпа, в период оживления капиталистических элементов, чтобы оградить партию от проникновения в ее ряды людей, разлагавшихся в связи с нэпом, потерял почву для нынешней обстановки, когда капиталистические элементы ликвидированы. Кроме того, на практике, как показал опыт, метод массовых чисток исключает возможность единственно правильного индивидуального подхода к членам партии, подменяя его огульным стандартным подходом к членам партии «по одной мерке». В связи с этим при массовых чистках имели место многочисленные необоснованные исключения из партии, а враждебные элементы, пробравшиеся в партию, использовали чистки для травли и избиения честных работников;
б) метод массовых чисток не дает возможности в полной мере осуществлять партийную установку о внимательном отношении к членам партии, к работникам и на практике зачастую ведет к ущемлению прав членов партии;
в) по отношению к враждебным элементам, пробравшимся в партию, маскирующим свое вражеское лицо средствами двурушничества и обмана партии, метод массовых чисток оказался мало действительным и не достигающим цели;
г) метод массовых чисток оказался обращенным своим острием, главным образом, против так называемых пассивных членов партии и приводил к исключению из партии честных и добросовестных ее членов по мотивам их якобы пассивности.
В связи с этим периодические массовые чистки партии необходимо отменить, установив, что партия может в обычном порядке очищать свои ряды от лиц, нарушающих Программу, Устав, дисциплину партии.
4. Партия на февральско-мартовском Пленуме ЦК 1937 г. и январском Пленуме ЦК 1938 г. осудила практику формального и бездушно-бюрократического отношения к вопросу о судьбе членов партии, об исключении из партии членов партии и о восстановлении исключенных членов в партии. Эта практика, как известно, была широко использована проникшими в партию карьеристскими элементами, старавшимися отличиться и выдвинуться на исключениях из партии, равно как замаскированными врагами внутри партии, старавшимися путем широкого проведения мер репрессии перебить честных членов партии и посеять излишнюю подозрительность в партийных рядах.
Январский Пленум ЦК 1938 г. принял ряд мер, обеспечивающих ликвидацию практики огульных исключений из партии, установление на деле дифференцированного подхода при решении вопросов об исключении из партии или о восстановлении исключенных членов в партии.
В соответствии с этим необходимо дополнить Устав рядом положений, которые должны:
а) обеспечить внимательный подход и тщательный разбор обоснованности обвинений, предъявленных члену партии;
б) оградить права членов партии от всякого произвола;
в) изъять из практики применение исключения из партии, являющегося высшей мерой партийного наказания, по отношению к членам партии, совершившим маловажные проступки.
5. Необходимо отменить уставное требование к кандидатам, вступающим в партию, согласно которому условием их приема ставится, помимо признания Программы и Устава партии и прохождения уставного кандидатского стажа, также усвоение Программы.
Тов. Сталин в докладе на февральско-мартовском Пленуме ЦК 1937 г. указывал:
«Чтобы усвоить Программу партии, надо быть настоящим марксистом, проверенным и теоретически подготовленным марксистом. Я не знаю, много ли найдется у нас членов партии, которые уже усвоили нашу Программу, стали настоящими марксистами, теоретически подготовленными и проверенными. Если идти дальше по этому пути, то нам пришлось бы оставить в партии только интеллигентов и вообще людей ученых. Кому нужна такая партия? У нас имеется проверенная и выдержавшая все испытания ленинская формула о членстве в партии. По этой формуле членом партии считается тот, кто признает Программу партии, платит членские взносы и работает в одной из ее организаций. Обратите внимание: в ленинской формуле говорится не об усвоении Программы, а о признании Программы. Это две совершенно различные вещи. Нечего и доказывать, что прав здесь Ленин, а не наши партийные товарищи, всуе болтающие об усвоении Программы. Оно и понятно. Если бы партия исходила из того, что членами партии могут быть только такие товарищи, которые уже усвоили Программу и стали теоретически подготовленными марксистами, то она не создавала бы в партии тысячи партийных кружков, сотни партийных школ, где членов партии обучают марксизму и помогают им усвоить нашу Программу. Совершенно ясно, что если партия организует такие школы и кружки среди членов партии, то это потому, что она знает, что члены партии не успели еще усвоить партийную Программу, не успели еще стать теоретически подготовленными марксистами»[1].
По этим мотивам необходимо отменить указанное уставное требование.
6. Новые задачи партии, возникшие в связи с поворотом в политической жизни страны, с принятием новой Конституции Союза ССР, потребовали от партии соответствующей перестройки практики партийной работы на основе безусловного и полного проведения в жизнь начал внутрипартийного демократизма, предписываемого Уставом партии. В этих целях партия ликвидировала имевшее место в практике партийной работы нарушение основ демократического централизма и восстановила, в соответствии с Уставом партии, выборность руководящих органов партийных организаций.
Партия провела также ряд дополнительных мер, обеспечивающих проведение последовательной демократической практики, а именно: отмена практики кооптации, воспрещение при выборах партийных органов голосования списком, переход к голосованию по отдельным кандидатурам, обеспечение за всеми членами партии неограниченного права отвода кандидатов и критики последних, установление при выборах партийных органов закрытого (тайного) голосования кандидатов, установление обязательности периодического созыва городских партийных активов, а в больших городах — также и районных активов.
Устав должен отразить эти новые мероприятия партии, проверенные практикой, обеспечившие дальнейшее развитие критики и самокритики, подъем ответственности партийных органов перед партийной массой, рост активности партийной массы и тем самым способствовавшие вооружению партии для успешного разрешения новых задач политического руководства.
7. Согласно Уставу партии для практической работы по осуществлению партийных решений и постановлений (и проверки их исполнения советско-хозяйственными органами и низшими партийными организациями) в обкомах, крайкомах, ЦК нацкомпартий и ЦК ВКП(б) должны существовать целостные производственно-отраслевые отделы, причем «в каждом производственно-отраслевом отделе сосредоточивается вся работа в целом по данной отрасли: оргпартработа, распределение и подготовка кадров, агитмассработа, производственная пропаганда, наблюдение за выполнением партийных решений соответствующими советско-хозяйственными органами и партийными организациями».
Практика показала, однако, что такая организация партийного аппарата оказалась недостаточной.
Центральной организационной задачей партии за истекший период и в настоящее время была и остается задача правильного подбора людей и проверки исполнения. Этому вопросу придавал исключительное значение Ленин, указывая на XI съезде партии:
«Мы пришли к тому, что гвоздь положения — в людях, в подборе людей… подбирайте нужных людей и проверяйте практическое исполнение, — и это народ оценит»[2].
В своем докладе на XVII съезде партии т. Сталин со всей силой подчеркнул значение правильного подбора людей и проверки исполнения, говоря:
«Победа никогда не приходит сама, — ее обычно притаскивают. Хорошие резолюции и декларации за генеральную линию партии — это только начало дела, ибо они означают лишь желание победить, но ее самую победу. После того как дана правильная линия, после того как дано правильное решение вопроса, успех дела зависит от организационной работы, от организации борьбы за проведение в жизнь линии партии, от правильного подбора людей, от проверки исполнения решений руководящих органов. Без этого правильная линия партии и правильные решения рискуют потерпеть серьезный ущерб. Более того: после того как дана правильная политическая линия, организационная работа решает все, в том числе и судьбу самой политической линии, — ее выполнение, или ее провал»[3].
Опыт показал, что слабости нашей организационной работы по подбору людей и проверке исполнения до сих пор не преодолены. Распыление дела подбора кадров между производственно-отраслевыми отделами привело к снижению размаха организационной работы, затруднило необходимое передвижение работников из одной отрасли в другую, выдвижение людей, целесообразное использование их на тех участках, которые в данный момент представляют особую важность для партии. Распыление дела подбора кадров по различным производственно-отраслевым отделам партийного аппарата стало прямым тормозом успешного разрешения задачи подбора и распределения кадров. Эта задача требует направления всей работы по кадрам из единого центра путем концентрации этой работы в едином аппарате, где должны быть сосредоточены опыт по подбору кадров, дело изучения кадров, опыт по их расстановке.
ЦК ВКП(б), учитывая такое положение, принял ряд мер, сосредоточив дело подбора кадров в Отделе руководящих парторганов (ОРПО ЦК). Принимая, однако, во внимание первостепенную важность дела подготовки и подбора кадров и большой объем этой работы, следовало бы реорганизовать ОРПО, выделив работу по кадрам всех отраслей работы в самостоятельное Управление кадров, а вопросы партийно-организационного руководства — в специальный Организационно-инструкторский отдел.
8. Недостаточной оказалась также практика распыления проверки исполнения партийных директив между различными производственно-отраслевыми отделами. Эту работу необходимо также концентрировать в одном месте, изменив в соответствии с этим характер деятельности КПК. Центральной задачей КПК должна стать задача усиления контроля за выполнением решений ЦК ВКП(б) и организации систематической проверки работы местных организаций. Необходимо установить, что КПК работает при ЦК ВКП(б). В связи с этим отпадает необходимость выборов КПК непосредственно на съезде партии. Комиссия партийного контроля должна избираться пленумом Центрального Комитета ВКП(б) и работать под руководством и по директивам ЦК ВКП(б).
9. Задача ликвидации теоретической и политической отсталости партийных кадров, задача вооружения членов партии марксистско-ленинской теорией и овладения большевизмом требует поднятия на надлежащий уровень дела партийной пропаганды и агитации в соответствии с решением ЦК «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)»».
ЦК ВКП (б) должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации, сосредоточивающий всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации.
10. Производственно-отраслевые отделы ЦК ВКП(б) должны быть ликвидированы, за исключением Сельскохозяйственного отдела, ввиду особой важности задачи контроля и наблюдения за деятельностью советских и партийных организаций в области сельского хозяйства, и Отдела школ, который должен контролировать постановку дела народного образования во всех республиках.
В обкомах, крайкомах и ЦК нацкомпартий должны быть созданы отделы: кадров, пропаганды и агитации, организационно-инструкторский и сельскохозяйственный и упразднены все остальные производственно-отраслевые отделы.
В райкомах и горкомах необходимо иметь отделы: кадров, пропаганды и агитации и организационно-инструкторский.
Руководство отделами пропаганды и агитации и отделами кадров в обкомах, крайкомах и ЦК нацкомпартий должно быть возложено на особых секретарей.
11. В условиях быстрого подъема социалистического хозяйства, быстрого политического и культурного роста рабочих, крестьян и интеллигенции резко повысился темп партийной и государственной жизни. Для того чтобы осуществлять руководство государственными и партийными делами, быстро реагировать на запросы, выдвигаемые жизнью, и своевременно разрешать назревшие вопросы, необходимо дополнить существующую схему центральных организаций партии — съезд партии, ЦК ВКП(б) — новым органом — Всесоюзной партийной конференцией. Это тем более необходимо, что большой промежуток времени между съездами партии ограничивает возможность выдвижения на руководящую работу, и в особенности в ЦК ВКП(б), выросших кадров работников партии, а конференция могла бы дать партии такую возможность. В связи с этим назрела необходимость дополнить схему центральных организаций партии — съезд партии, ЦК ВКП(б) — Всесоюзной конференцией партии, созываемой не реже одного раза в год из представителей местных организаций, с тем чтобы главной задачей Всесоюзной конференции партии считать обсуждение назревших вопросов политики партии.
Всесоюзной конференции партии нужно предоставить право замены части членов ЦК, т. е. право вывода из состава ЦК отдельных членов ЦК, не обеспечивающих выполнения ими своих обязанностей как членов ЦК, и замены их другими, но в количестве не более одной пятой состава ЦК, избранного съездом партии. Конференция пополняет состав членов ЦК из числа кандидатов, избранных съездом партии, и взамен их избирает соответствующее количество новых кандидатов в члены ЦК.
Решения конференции, за исключением решения о замене членов ЦК и избрании новых кандидатов в члены ЦК, не нуждающегося в утверждении ЦК ВКП(б), подлежат утверждению ЦК ВКП(б). Решения конференции, утвержденные ЦК ВКП(б), являются обязательными для всех партийных организаций. Делегаты конференции избираются на пленумах обкомов, крайкомов и ЦК нацкомпартий. Члены ЦК, если они не являются делегатами по уполномочию от местных организаций, участвуют в работах конференции с правом совещательного голоса.
12. За истекший период на основе подъема партийно-политической и партийно-организационной работы укрепились первичные парторганизации, улучшилась их связь с массами, повысилась авангардная роль коммунистов, поднялся уровень партийной жизни. Партийные организации ближе подошли к практическим вопросам хозяйственного и культурного строительства.
Опыт показал, что успешная работа партийных организаций была обеспечена там, где первичная партийная организация сумела сочетать партийно-политическую работу с борьбой за успешное выполнение производственных планов, за улучшение работы государственного аппарата, за освоение новой техники, за укрепление трудовой дисциплины с развертыванием стахановского движения, с выдвижением на партийно-хозяйственную работу новых кадров. И наоборот, там, где партийные организации отошли в сторону от хозяйства, ограничив свои задачи агитацией, или там, где партийные организации приняли на себя не свойственные им функции руководства хозяйством, подменяя и обезличивая хозяйственные органы, там работа неизбежно попадала в тупик.
В настоящее время назрела необходимость более точно определить задачи различного типа первичных партийных организаций и, в частности, таких различных типов первичных партийных организаций, как партийная организация на производстве (фабрика, завод, совхоз, колхоз) и партийная организация наркомата. Партийной организации производственного типа (фабрично-заводской, совхоза, колхоза) должно быть предоставлено право контроля за состоянием дел предприятия, совхоза или колхоза. Это должно привести к усилению роли и ответственности первичных партийных организаций на производстве. Что касается партийных организаций наркоматов, то они, не имея, в силу специфических условий, функций контроля, должны усилить свою роль в деле улучшения работы государственного аппарата. Наркоматские партийные организации обязаны сигнализировать о недочетах работы того или иного наркомата, отмечать недостатки отдельных работников и сообщать о них в ЦК и руководителям наркомата.
Все члены партии, работающие в том или ином наркомате, должны объединяться общенаркоматской партийной организацией. Секретарь первичной организации наркомата должен утверждаться ЦК ВКП(б).
13. Учитывая, что институт сочувствующих был создан в период, когда был закрыт прием в партию, а также принимая во внимание, что партия имеет возможность пополнять свои ряды за счет передовой части беспартийного актива, объединяемого вокруг Советов, профсоюзов, комсомола, кооперации, Осоавиахима и других общественных организаций трудящихся, считать необходимым упразднение групп сочувствующих.
* * *
XVIII съезд ВКП(б) постановляет внести в Устав ВКП(б) следующие изменения и дополнения:
I. О членах партии и их правах к обязанностях
1. Отменить существующие категории при приеме из кандидатов в члены партии и установить единый порядок приема из кандидатов в члены партии для рабочих, крестьян и интеллигенции. Установить, что в партию принимаются лица, достигшие 18 лет. Все вступающие в партию обязаны представить рекомендации трех членов партии с трехлетним партийным стажем, знающих их по совместной работе не менее одного года. Для выходцев из других партий сохранить ныне действующие уставные правила. Отменить уставное требование к вступающим в партию о необходимости представления отзыва общественной организации, где они работали или работают. Решение первичной парторганизации о приеме в партию вступает в силу по утверждении его райкомом или горкомом. При обсуждении вопроса о приеме в партию присутствие рекомендующих не обязательно.
2. Дополнить раздел о членах партии и их обязанностях пунктом о правах членов партии, включив:
а) право членов партии критиковать па партийных собраниях любого работника партии;
б) право членов партии избирать и быть избранными в партийные органы;
в) право членов партии требовать личного участия во всех случаях, когда выносится решение о их деятельности или поведении;
г) право членов партии обращаться с любым вопросом и заявлением в любую партийную инстанцию вплоть до ЦК ВКП (б).
3. Отменить периодические массовые чистки партии, установив, что партия может в обычном порядке очищать свои ряды от лиц, нарушающих Программу партии, Устав партии, дисциплину партии.
4. Установить, что при решении вопросов об исключении из партии или восстановлении исключенных в правах членов партии должен быть обеспечен максимум осторожности и товарищеской заботы и тщательный разбор обоснованности обвинений, предъявленных члену партии, и что за мелкие проступки (неявка на собрание, неуплата в срок членских взносов и т. п.) должны применяться предусмотренные Уставом меры партийного воспитания и воздействия, а не исключение из партии, являющееся высшей мерой партийного наказания.
5. Решение первичной партийной организации об исключении из партии, а также о восстановлении исключенных в правах членов партии приобретает силу лишь в том случае, если оно утверждается обкомом, крайкомом, ЦК нацкомпартии.
До утверждения обкомом, крайкомом, ЦК нацкомпартии решения об исключении из партии партийный билет остается на руках у члена партии, и он имеет право посещать партийные собрания. Об исключенных членах партии обком, крайком, ЦК нацкомпартии публикует в местной партийной печати с указанием причины исключения, а равно публикует о восстановлении неправильно исключенных.
6. Апелляции исключенных из партии должны рассматриваться соответствующими партийными органами не позднее чем в двухнедельный срок.
7. Отменить уставное требование к кандидатам, в силу которого товарищи, прошедшие кандидатский стаж, признающие Программу партии и подчиняющиеся ее Уставу и дисциплине, все же не могут считаться членами партии, пока они не усвоят Программу партии, т. е. пока они не станут марксистски образованными партийцами.
II. О кандидатах в члены партии
8. Привести раздел о кандидатах в члены партии в соответствие с разделом о членах партии (отмена категорий по приему).
9. Установить общий для рабочих, крестьян и интеллигенции кандидатский стаж сроком в один год.
10. Для выходцев из других партий сохранить ныне действующие уставные правила.
III. Об организационном строении партии
11. Включить в Устав следующие дополнительные положения, вытекающие из задач проведения в партии последовательной демократической практики и осуществления до конца основ демократического централизма:
а) воспретить при выборах партийных органов голосование списком. Голосование производить по отдельным кандидатурам, обеспечивая при этом за всеми членами партии неограниченное право отвода кандидатов и критики последних;
б) установить при выборах партийных органов закрытое (тайное) голосование кандидатов.
12. Учитывая особое политическое значение партийного актива в жизни партии, дополнить Устав следующим пунктом об активах городских организаций:
Считать необходимым, чтобы во всех без исключения республиканских, краевых и областных центрах, а также во всех более пли менее значительных промышленных центрах обязательно созывались активы городских партийных организаций для обсуждения важнейших решений партии и правительства, чтобы активы созывались не для парада и формально-торжественного одобрения этих решений, а для действительного их обсуждения, чтобы в больших центрах созывались не только городские, но и районные партийные активы.
13. Ликвидировать в ЦК ВКП(б) производственно-отраслевые отделы, за исключением Сельскохозяйственного отдела и Отдела школ.
Иметь в ЦК ВКП (б) следующие управления и отделы:
а) Управление кадров;
б) Управление пропаганды и агитации;
в) Организационно-инструкторский отдел;
г) Сельскохозяйственный отдел;
д) Отдел школ.
В обкомах, крайкомах и ЦК нацкомпартий создаются:
а) отдел кадров;
б) отдел пропаганды и агитации;
в) организационно-инструкторский отдел;
г) сельскохозяйственный отдел.
В горкомах и райкомах создаются:
а) отдел кадров;
б) отдел пропаганды и агитации;
в) отдел организационно-инструкторский.
В райкомах, горкомах, окружкомах, обкомах, крайкомах и ЦК нацкомпартий иметь военные отделы, на обязанности которых лежит помощь военным органам в деле постановки учета военнообязанных, организации призыва, мобилизации в случае войны, в деле организации противовоздушной обороны и т. д.
14. Во изменение существующего уставного порядка установить, что Комиссия партийного контроля избирается пленумом ЦК а работает под руководством ЦК ВКП(б).
Комиссия партийного контроля:
а) контролирует исполнение директив ЦК ВКП(б) советско-хозяйственными органами и партийными организациями;
б) проверяет работу местных партийных организаций;
в) привлекает к ответственности виновных в, нарушении Программы и Устава ВКП (б) и партийной дисциплины.
15. Руководство отделами пропаганды и агитации и отделами кадров в обкомах, крайкомах и ЦК нацкомпартий должно быть возложено на особых секретарей.
IV. О центральных организациях партии
16. Дополнить Устав ВКП(б) следующими положениями о Всесоюзной партийной конференции:
а) Всесоюзная конференция созывается из представителей местных организаций для обсуждения назревших вопросов политики партии;
б) Всесоюзная конференция созывается не реже одного раза в год;
в) Делегаты Всесоюзной конференции избираются на пленумах обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий;
г) Порядок выборов и нормы представительства на Всесоюзную конференцию устанавливаются ЦК ВКП(б);
д) Всесоюзной конференции предоставляется право заменять часть членов ЦК, т. е. право выводить из состава ЦК отдельных членов ЦК, не обеспечивающих выполнения ими своих обязанностей, как членов ЦК, и заменять их другими, но в количестве не более одной пятой состава ЦК, избранного съездом партии. Всесоюзная конференция пополняет состав членов ЦК из числа кандидатов, избранных съездом партии, и взамен их избирает соответствующее количество новых кандидатов в члены ЦК;
е) Решения Всесоюзной конференции, за исключением решения о замене членов ЦК и избрании новых кандидатов в члены ЦК, не нуждающегося в утверждении ЦК ВКП(б), подлежат утверждению ЦК ВКП(б). Решения Всесоюзной конференции, утвержденные ЦК ВКП(б), являются обязательными для всех партийных организаций;
ж) Члены ЦК, если они не являются делегатами по уполномочию от местных организаций, участвуют в работах Всесоюзной конференции с правом совещательного голоса.
17. Изменить существующий уставной порядок, согласно которому Комиссия советского контроля намечается съездом партии, установив впредь, что формирование Комиссии советского контроля должно относиться к компетенции советских органов.
V. О партийном стаже для секретарей обкомов, горкомов, райкомов и начальников политотделов Красной Армии и Военно-Морского Флота
18. В целях создания необходимых условий для выдвижения на руководящую партийную работу новых кадров партийных работников, во изменение соответствующих параграфов Устава, установить партийный стаж для секретарей обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий вместо 12 лет не менее 5 лет, для секретарей горкомов вместо 10 лет не менее 3 лет, для секретарей райкомов вместо 7 лет ее менее 3 лет и для секретарей первичных партийных организаций и цехпарторгов вместо стажа в первом случае не менее 3 лет, а во втором не менее 2 лет, установить партийный стаж не менее одного года.
Для начальников политуправлений округов, флотов и армий считать обязательным вместо 10-летнего — 5-летний партийный стаж и для начальников политотделов дивизий и бригад вместо 6-летнего — 3-летний партийный стаж.
VI. О краевых — областных — республиканских организациях партии
19. Установить, что в обкомах, крайкомах и ЦК нацкомпартий должно быть 4—5 секретарей, в том числе первый секретарь, второй секретарь, секретарь по кадрам и секретарь по пропаганде.
VII. Об окружных организациях партии
20. Предоставить окружным партийным организациям уставные права, дополнив Устав ВКП(б) соответствующим положением.
VIII. О городских и районных (сельских и городских) организациях партии
21. Установить, что пленум городского — районного комитета созывается не реже одного раза в полтора месяца.
IX. О парторганизациях в Красной Армии и Военно-Морском Флоте
22. В связи с созданием Наркомата Военно-Морского Флота распространить уставное положение о партийных организациях в Красной Армии также на парторганизации Военно-Морского Флота, установив, что Политическое управление Военно-Морского Флота работает на правах Военно-морского отдела ЦК ВКП(б).
X. О первичных партийных организациях
23. Для повышения роли первичных партийных организаций производственных предприятий, в том числе совхозов, колхозов и МТС, и их ответственности за состояние работы предприятий предоставить этим организациям право контроля работы администрации предприятия.
Наркоматские партийные организации, которые, в силу особых условий работы советских учреждений, функциями контроля пользоваться не могут, обязаны сигнализировать о недочетах в работе учреждения, отмечать недостатки в работе наркомата и его отдельных работников и направлять свои материалы и соображения в ЦК ВКП(б) и руководителям наркомата.
Секретари наркоматских партийных организаций утверждаются ЦК ВКП(б).
Все коммунисты — работники центрального аппарата наркомата входят в одну общенаркоматскую партийную организацию.
24. Во изменение существующего положения именовать впредь выборные органы первичных партийных организаций не комитетами, а бюро (бюро такой-то партийной организации).
25. Бюро первичных парторганизаций создаются в парторганизациях, насчитывающих не менее 15 членов партии.
26. В целях быстрого выращивания и воспитания членов партии в духе коллективного руководства предоставить право цеховым партийным организациям, насчитывающим не менее 15, но не более 100 членов партии, избирать бюро цеховой партийной организации в составе от 3 до 5 человек, а насчитывающим свыше 100 членов партии — от 5 до 7 человек.
27. Установить, что в первичных партийных организациях, которые насчитывают меньше ста коммунистов, могут создаваться партийные группы по бригадам, агрегатам предприятия и т. п.
28. В крупных предприятиях и учреждениях, насчитывающих свыше 500 членов и кандидатов партии, могут, в каждом отдельном случае с разрешения ЦК ВКП(б), создаваться заводские комитеты партии, с предоставлением цеховым парторганизациям этих предприятий прав первичной партийной организации.
XI. О партии и комсомоле
29. Дополнить Устав ВКП(б) следующими положениями о партии и комсомоле:
а) Всю работу ВЛКСМ проводит под непосредственным руководством ВКП(б). ЦК ВЛКСМ, являясь руководящим органом комсомола, непосредственно подчинен ЦК ВКП(б). Работа местных организаций ВЛКСМ направляется и контролируется соответствующими республиканскими, краевыми, областными, городскими и районными партийными организациями.
б) Члены ВЛКСМ, являющиеся членами или кандидатами партии, выбывают из комсомола с момента вступления их в партию, если они не занимают руководящих постов в комсомольских организациях.
в) ВЛКСМ является активным помощником партии во всем государственном и хозяйственном строительстве. Комсомольские организации должны быть на деле активными проводниками партийных директив во всех областях социалистического строительства, а там, где нет первичных партийных организаций,— нести полную ответственность за их проведение в жизнь.
г) Комсомольские организации имеют право широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими организациями всех вопросов работы предприятия, колхоза, совхоза, учреждения, связанных с задачами устранения недочетов в деятельности последних и оказания им необходимой помощи в улучшении работы путем организации социалистического соревнования и ударничества, проведения массовых кампаний и т. д.
Отдельное постановление
Лица, принятые в кандидаты партии до XVIII съезда, проходят кандидатский стаж на общих основаниях, т. е. сроком в один год.
УСТАВ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ (БОЛЬШЕВИКОВ)
Секция Коммунистического Интернационала
Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков), являющаяся секцией Коммунистического Интернационала, есть передовой, организованный отряд рабочего класса Союза ССР, высшая форма его классовой организации. Партия руководствуется в своей работе теорией марксизма-ленинизма.
Партия осуществляет руководство рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией — всем советским народом в борьбе за укрепление диктатуры рабочего класса, за укрепление и развитие социалистического строя, за победу коммунизма.
Партия является руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных, и обеспечивает успешное построение коммунистического общества.
Партия является единой боевой организацией, связанной сознательной дисциплиной, одинаково обязательной для всех членов партии. Партия сильна своей сплоченностью, единством воли, единством действий, несовместимых с отступлением от Программы и Устава, с нарушением партийной дисциплины, с фракционными группировками, с двурушничеством. Партия очищает свои ряды от лиц, нарушающих Программу партии, Устав партии, дисциплину партии.
Партия требует от своих членов активной и самоотверженной работы по осуществлению Программы и Устава партии, выполнению всех решений партии и ее органов, обеспечению единства рядов партии и укреплению братских, интернациональных отношений как между трудящимися национальностей СССР, так и с пролетариями всех стран мира.
I. Члены партии, их обязанности и права
1. Членом партии считается всякий, признающий Программу партии, работающий в одной из ее организаций, подчиняющийся постановлениям партии и уплачивающий членские взносы.
2. Член партии обязан:
а) неустанно работать над повышением своей сознательности, над усвоением основ марксизма-ленинизма;
б) соблюдать строжайше партийную дисциплину, активно участвовать в политической жизни партии и страны, проводить на практике политику партии и решения партийных органов;
в) быть образцом соблюдения трудовой и государственной дисциплины, овладевать техникой своего дела, непрерывно повышая свою производственную, деловую квалификацию;
г) повседневно укреплять связь с массами, своевременно откликаться на запросы и нужды трудящихся, разъяснять беспартийным массам смысл политики и решений партии.
3. Член партии имеет право:
а) участвовать в свободном и деловом обсуждении на партийных собраниях или в партийной печати практических вопросов партийной политики;
б) критиковать на партийных собраниях любого работника партии;
в) избирать и быть избранным в партийные органы;
г) требовать личного участия во всех случаях, когда выносится решение о его деятельности или поведении;
д) обращаться с любым вопросом и заявлением в любую партийную инстанцию вплоть до ЦК ВКП(б).
4. Прием в члены партии производится исключительно в индивидуальном порядке. Новые члены принимаются из числа кандидатов, прошедших установленный кандидатский стаж. В члены партии принимаются сознательные, активные и преданные делу коммунизма рабочие, крестьяне и интеллигенты.
В партию принимаются лица, достигшие 18 лет.
Порядок приема в члены партии из кандидатов:
а) Вступающие в члены партии представляют рекомендации трех членов партии, имеющих не менее трехлетнего партийного стажа и знающих их по совместной работе не менее одного года.
Примечание первое. При приеме в члены партии из комсомола рекомендация районного комитета ВЛКСМ приравнивается к рекомендации одного члена партии.
Примечание второе. Члены и кандидаты в члены ЦК ВКП (б) воздерживаются от рекомендаций.
б) Вопрос о приеме в партию обсуждается и решается общим собранием первичной партийной организации, решение которого вступает в силу по утверждении райкомом, а в городах, где нет районного деления, — горкомом партии.
При обсуждении вопроса о приеме в партию присутствие рекомендующих не обязательно.
в) Молодежь до 20 лет включительно вступает в партию лишь через ВЛКСМ.
г) Выходцы из других партий принимаются в члены партии в исключительных случаях и по рекомендации пяти членов партии: трех с десятилетним партийным стажем и двух с дореволюционным партстажем, — не иначе как через первичную парторганизацию, с обязательным утверждением ЦК ВКП(б).
5. Рекомендующие несут ответственность за доброкачественность своих рекомендаций.
6. Партстаж принимаемых из кандидатов в члены партии исчисляется со дня принятия общим собранием соответствующей первичной партийной организации постановления об утверждении данного товарища в члены партии.
7. Всякий член одной организации при переезде в район работы другой организации зачисляется последней в число ее членов.
Примечание. Переезд членов партии из одной организации в другую происходит согласно правилам, установленным ЦК ВКП(б).
8. Члены партии и кандидаты, в течение трех месяцев не уплатившие без уважительных причин членских взносов, считаются выбывшими из партии, о чем первичной партийной организацией принимается соответствующее решение, утверждаемое райкомом или горкомом партии.
9. Вопрос об исключении кого-либо из партии решается общим собранием первичной партийной организации, членом которой состоит исключаемый, и утверждается райкомом или горкомом партии. Решение райкома или горкома об исключении из партии приобретает силу лишь в том случае, если оно утверждено обкомом, крайкомом партии или ЦК компартии союзной республики.
10. До утверждения обкомом, крайкомом или ЦК компартии союзной республики решения об исключении из партии партийный билет остается на руках у члена партии и он имеет право посещать закрытые партийные собрания.
Об исключенных членах партии обком, крайком, ЦК компартии союзной республики публикует в местной партийной печати с указанием причины исключения, а равно публикует о восстановлении неправильно исключенных.
11. При решении вопроса об исключении из партии или о восстановлении исключенного в правах члена партии должен быть обеспечен максимум осторожности и товарищеской заботы и тщательный разбор обоснованности обвинений, предъявленных члену партии.
За мелкие проступки (неявка на собрание, неуплата в срок членских взносов и т. п.) должны применяться предусмотренные Уставом меры партийного воспитания и воздействия, а не исключение из партии, являющееся высшей мерой партийного наказания.
12. Апелляции исключенных из партии должны рассматриваться соответствующими партийными органами не позднее чем в двухнедельный срок со дня их поступления.
II. Кандидаты в члены партии
13. Все лица, желающие вступить в партию, проходят кандидатский стаж, необходимый для того, чтобы ознакомиться кандидату с Программой, Уставом, тактикой партии и обеспечить парторганизации проверку личных качеств кандидата.
14. Порядок приема в кандидаты (индивидуальный прием, представление рекомендаций и их проверка, решение первичной организации о приеме и его утверждение) совершенно тот же, что при приеме в члены партии.
15. Кандидатский стаж устанавливается сроком в один год.
16. Кандидаты в члены партии принимают участие на собраниях той организации, в которой они состоят, с правом совещательного голоса.
17. Кандидаты в члены партии платят обычный членский взнос в кассу местного партийного комитета.
III. Строение партии. Внутрипартийная демократия
18. Руководящим принципом организационного строения партии является демократический централизм, означающий:
а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху;
б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями;
в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству;
г) безусловную обязательность решений высших органов для низших.
19. Партия строится по территориально-производственному признаку: партийная организация, обслуживающая какой-либо район, считается высшей по отношению ко всем партийным организациям, обслуживающим части данного района, или партийная организация, обслуживающая целую отрасль работы, считается высшей по отношению ко всем партийным организациям, обслуживающим части данной отрасли работы.
20. Все партийные организации автономны в решении местных вопросов, поскольку эти решения не противоречат решениям партии.
21. Высшим руководящим органом каждой партийной организации является общее собрание (для первичных организаций), конференция (например, для районных, областных организаций), съезд [для компартий союзных республик, для ВКП(б)].
22. Общее собрание, конференция или съезд избирают бюро или комитет, которые являются их исполнительным органом и руководят всей текущей работой организации.
23. При выборах партийных органов воспрещается голосование списком. Голосование должно производиться по отдельным кандидатурам, причем за всеми членами партии обеспечивается неограниченное право отвода кандидатов и критики последних. Выборы производятся путем закрытого (тайного) голосования кандидатов.
24. Во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также во всех более или менее значительных промышленных центрах для обсуждения важнейших решений партии и правительства созываются активы городских партийных организаций, причем активы должны созываться не для парада и формально-торжественного одобрения этих решений, а для действительного их обсуждения. В больших центрах должны созываться не только городские, по и районные партийные активы.
25. Свободное и деловое обсуждение вопросов партийной политики в отдельных организациях или в партии в целом является неотъемлемым правом каждого члена партии, вытекающим из внутрипартийной демократии. Только на основе внутрипартийной демократии может быть развернута большевистская самокритика и укреплена партийная дисциплина, которая должна быть сознательной, а не механической. Но широкая дискуссия, особенно дискуссия всесоюзного масштаба по вопросам партийной политики, должна быть организована так, чтобы она не могла привести к попыткам незначительного меньшинства навязать свою волю громадному большинству партии или к попыткам образования фракционных группировок, ломающих единство партии, к попыткам раскола, могущим поколебать силу и стойкость диктатуры рабочего класса. Поэтому широкая дискуссия всесоюзного масштаба может быть признана необходимой лишь в том случае, если: а) эта необходимость признается, по крайней мере, несколькими местными парторганизациями областного или республиканского масштаба; б) если внутри ЦК ВКП(б) нет налицо достаточно твердого большинства в важнейших вопросах партийной политики; в) если, несмотря на наличие твердого большинства в ЦК ВКП(б), стоящего на определенной точке зрения, ЦК ВКП(б) все же считает необходимым проверить правильность своей политики путем дискуссионного обсуждения в партии. Только при выполнении этих условий можно гарантировать партию от злоупотреблений внутрипартийной демократией со стороны антипартийных элементов, только при этих условиях можно рассчитывать на то, что внутрипартийная демократия пойдет на пользу делу и не будет использована во вред партии и рабочему классу.
26. Схема организации партии:
а) для партии в целом — Всесоюзный съезд, ЦК ВКП(б), Всесоюзная конференция;
б) для области, края, союзной республики — областные, краевые конференции, съезды компартий союзных республик, обкомы, крайкомы, ЦК компартий союзных республик;
в) для округа — окружные конференции, окружкомы;
I) для города, района — городские, районные конференции, городские, районные комитеты;
д) для предприятия, селения, колхоза, МТС, частей Красной Армии и Военно-Морского Флота, для учреждений — общие собрания, конференции первичных партийных организаций, бюро первичных партийных организаций.
27. Для практической работы но осуществлению партийных решений в ЦК ВКП(б) существуют следующие управления и отделы: а) Управление кадров, б) Управление пропаганды и агитации, в) Организационно-инструкторский отдел, г) Сельскохозяйственный отдел, д) Отдел школ; в окружкомах, обкомах, крайкомах и ЦК компартий союзных республик: а) отдел кадров, б) отдел пропаганды и агитации, в) организационно-инструкторский отдел, г) сельскохозяйственный отдел, д) военный отдел; в горкомах и райкомах партии: а) отдел кадров, б) отдел пропаганды и агитации, в) организационно-инструкторский отдел, г) военный отдел.
Обязанность военного отдела оказывать помощь военным органам в деле постановки учета военнообязанных, организации призыва, мобилизации в случае войны, в деле организации противовоздушной обороны и т. д.
Руководство отделами пропаганды и агитации и отделами кадров в обкомах, крайкомах и ЦК компартий союзных республик должно быть возложено на особых секретарей.
28. Каждая организация партии по окончательном ее утверждении имеет право приобрести свою печать, но не иначе как с санкции соответствующей высшей партийной организации.
IV. Высшие органы партии
29. Верховным органом ВКП(б) является съезд ВКП(б). Очередные съезды созываются не реже одного раза в три года. Чрезвычайные съезды созываются Центральным Комитетом ВКП (б) по собственной инициативе или по требованию не менее 1/3 общего числа членов, представленных на последнем партийном съезде. Созыв партийного съезда и порядок дня объявляются не позже как за полтора месяца до съезда. Чрезвычайные съезды созываются в двухмесячный срок.
Съезд считается действительным, если на нем представлено не менее половины всех членов партии, представленных на последнем очередном съезде.
Нормы представительства на съезд партии устанавливаются Центральным Комитетом ВКП (б).
30. В случае несозыва Центральным Комитетом ВКП(б) чрезвычайного съезда в указанный в пункте 29 срок организации, потребовавшие созыва чрезвычайного съезда, имеют право образовать организационный комитет, пользующийся правами Центрального Комитета ВКП (б) по созыву чрезвычайного съезда.
31. Съезд:
а) заслушивает и утверждает отчеты Центрального Комитета ВКП(б), Центральной Ревизионной Комиссии и прочих центральных организаций;
б) пересматривает и изменяет Программу и Устав партии;
в) определяет тактическую линию партии по основным вопросам текущей политики;
г) избирает Центральный Комитет ВКП(б) и Центральную Ревизионную Комиссию.
32. Центральный Комитет ВКП(б) и Центральная Ревизионная Комиссия избираются в составе, устанавливаемом съездом. В случае выбытия членов Центрального Комитета ВКП(б) состав его пополняется из числа выбранных съездом кандидатов.
33. Центральный Комитет ВКП(б) имеет не менее одного пленарного заседания в 4 месяца. Кандидаты в члены ЦК ВКП(б) присутствуют на заседаниях пленумов ЦК ВКП(б) с правом совещательного голоса.
34. Центральный Комитет ВКП(б) организует: для политической работы — Политическое бюро, для общего руководства организационной работой — Организационное бюро, для текущей работы организационно-исполнительного характера — Секретариат, для проверки исполнения решений партии и ЦК ВКП(б) — Комиссию партийного контроля.
35. Комиссия партийного контроля:
а) контролирует исполнение решений партии и ЦК ВКП(б) партийными организациями и советско-хозяйственными органами;
б) проверяет работу местных партийных организаций;
в) привлекает к ответственности виновных в нарушении Программы, Устава ВКП (б), партийной дисциплины.
36. Центральный Комитет ВКП(б) в промежутках между съездами руководит всей работой партии, представляет партию в сношениях с другими партиями, организациями и учреждениями, организует различные учреждения партии и руководит их деятельностью, назначает редакции центральных органов, работающих под его контролем, и утверждает редакции партийных органов крупных местных организаций, организует и ведет предприятия, имеющие общественное значение, распределяет силы и средства партии, заведует центральной кассой.
Центральный Комитет ВКП(б) направляет работу центральных советских и общественных организаций через партийные группы в них.
37. В промежутках между партийными съездами Центральный Комитет ВКП(б) созывает, не реже одного раза в год, Всесоюзную партийную конференцию из представителей местных партийных организаций для обсуждения назревших вопросов политики партии.
Делегаты Всесоюзной конференции избираются на пленумах обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик.
Порядок выборов и нормы представительства на Всесоюзную конференцию устанавливаются ЦК ВКП(б).
Члены ЦК ВКП(б), если они не являются делегатами по уполномочию от местных организаций, участвуют в работе Всесоюзной конференции с правом совещательного голоса.
38. Всесоюзной конференции предоставляется право заменять часть членов ЦК ВКП(б), т. е. право выводить из состава ЦК ВКП(б) отдельных членов ЦК ВКП(б), не обеспечивающих выполнение ими своих обязанностей, как членов ЦК ВКП(б), и заменять их другими, но в количестве не более одной пятой состава ЦК ВКП(б), избранного съездом партии.
Всесоюзная конференция пополняет состав членов ЦК ВКП(б) из числа кандидатов, избранных съездом партии, и взамен их избирает соответствующее количество новых кандидатов в члены ЦК ВКП(б).
39. Решения Всесоюзной конференции утверждаются ЦК ВКП(б), за исключением решения о замене членов ЦК ВКП(б) и избрании новых кандидатов в члены ЦК ВКП(б), не нуждающегося в утверждении ЦК ВКП(б).
Решения Всесоюзной конференции, утвержденные ЦК ВКП(б), являются обязательными для всех партийных организаций.
40. В целях усиления большевистского руководства и политической работы Центральный Комитет ВКП(б) имеет право создавать политические отделы и выделять партийных организаторов ЦК ВКП(б) на отстающих участках социалистического строительства, приобретающих особо важное значение для народного хозяйства и страны в целом, а также, по мере выполнения политическими отделами своих ударных задач, — превращать их в обычные партийные органы, построенные по производственно-территориальному признаку.
Политотделы работают на основе особых инструкций, утверждаемых ЦК ВКП(б).
41. Центральный Комитет ВКП(б) регулярно информирует партийные организации о своей работе.
42. Центральная Ревизионная Комиссия ревизует: а) быстроту и правильность прохождения дел в центральных органах партии и налаженность аппарата Секретариата ЦК ВКП(б); б) кассу и предприятия ЦК ВКП(б).
V. Областные, краевые и республиканские организации партии
43. Высшим органом областной, краевой, республиканской партийной организации является областная, краевая партийная конференция или съезд компартии союзной республики, а в промежутке между ними — областной комитет, краевой комитет, ЦК компартии союзной республики. В своей деятельности они руководствуются постановлениями Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и ее руководящих органов.
44. Очередная областная, краевая конференция или съезд компартии союзной республики созывается областным, краевым комитетом, ЦК компартии союзной республики один раз в полтора года, а чрезвычайная — по решению областного комитета, краевого комитета, ЦК компартии союзной республики или по требованию 1/3 общего числа членов организаций, входящих в областную, краевую, республиканскую парторганизацию.
Нормы представительства на областную, краевую конференцию, съезд компартии союзной республики устанавливаются областным комитетом, краевым комитетом, ЦК компартии союзной республики.
Областная, краевая конференция, съезд компартии союзной республики заслушивает и утверждает отчетные доклады областного, краевого комитета, ЦК компартии союзной республики, ревизионной комиссии и прочих областных, краевых, республиканских организаций, обсуждает вопросы партийной, советской, хозяйственной, профсоюзной работы в области, крае или республике и избирает областной комитет, краевой комитет, ЦК компартии союзной республики, ревизионную комиссию и делегатов на Всесоюзный съезд партии.
45. Областной, краевой комитет, ЦК компартии союзной республики выделяют для текущей работы соответствующие исполнительные органы в составе не более 11 человек и 4—5 секретарей, в том числе первого секретаря, второго секретаря, секретаря по кадрам и секретаря по пропаганде, утверждаемых ЦК ВКП(б). Для секретарей обязателен партийный стаж не менее пяти лет.
46. Областной комитет, краевой комитет, ЦК компартии союзной республики организует различные учреждения партии в пределах области, края, республики, руководит их деятельностью, назначает редакцию областного, краевого, республиканского партийного органа, работающего под его контролем, руководит партийными группами во внепартийных организациях, организует и ведет свои предприятия, имеющие общее значение для области, края, республики, распределяет в пределах своей организации силы и средства партии, заведует областной, краевой, республиканской партийной кассой.
47. Пленум областного комитета, краевого комитета, ЦК компартии союзной республики созывается не реже одного раза в три месяца.
48. Партийные организации автономных республик, а также национальных и других областей, входящих в состав краев и союзных республик, работают под руководством краевых комитетов, ЦК компартий союзных республик и в своей внутренней жизни руководствуются положениями, изложенными в главе V Устава партии об областных, краевых и республиканских организациях.
VI. Окружные организации партии
49. В областях, краях и республиках, имеющих округа, в этих последних создаются окружные партийные организации.
Высшим органом окружной партийной организации является окружная партийная конференция, созываемая окружным комитетом не реже одного раза в полтора года, чрезвычайная — по решению окружного комитета или по требованию 1/3 общего числа членов организаций, входящих в окружную организацию.
Окружная конференция заслушивает и утверждает отчеты окружного комитета, ревизионной комиссии и прочих окружных партийных организаций, избирает окружной комитет партии, ревизионную комиссию и делегатов на областную, краевую конференцию или съезд компартии союзной республики.
50. Окружной комитет избирает бюро в составе не более 9 человек и 4 секретарей окружкома, в том числе первого секретаря, второго секретаря, секретаря по кадрам и секретаря по пропаганде. Для секретарей обязателен трехлетний партийный стаж. Секретари окружного комитета утверждаются обкомом, крайкомом, ЦК компартии союзной республики.
51. Окружной комитет организует различные учреждения партии в пределах округа и руководит их деятельностью, назначает редакцию окружного партийного органа, работающего под его руководством и контролем, руководит партийными группами во внепартийных организациях, организует свои предприятия, имеющие окружное значение, распределяет в пределах округа силы и средства партии, заведует окружной партийной кассой.
VII. Городские и районные (сельские и городские) организации партии
52. Городская, районная партийная конференция созывается городским, районным комитетом не реже одного раза в год, чрезвычайная — по решению городского, районного комитета или по требованию 1/3 общего числа членов организаций, входящих в городскую, районную организацию.
Городская, районная конференция заслушивает и утверждает отчеты городского, районного комитета, ревизионной комиссии и прочих городских, районных организаций, избирает городской, районный комитет, ревизионную комиссию и делегатов на краевую, областную конференцию или съезд компартии союзной республики.
53. Городской, районный комитет избирает бюро в составе 7—9 человек и трех секретарей горкома, райкома партии. Для секретарей городского, районного комитета обязателен партийный стаж не менее трех лет. Секретари городского и районного комитета утверждаются обкомом, крайкомом, ЦК компартии союзной республики.
54. Городской, районный комитет организует и утверждает первичные партийные организации на предприятиях, в совхозах, МТС, колхозах и учреждениях, ведет регистрацию коммунистов, организует различные учреждения партии в пределах города, района и руководит их деятельностью, назначает редакцию городского, районного партийного органа, работающего под его руководством и контролем, руководит партийными группами во внепартийных организациях, организует свои предприятия, имеющие общегородское, районное значение, распределяет в пределах города и района силы и средства партии, заведует городской, районной партийной кассой. Городской, районный комитет представляет областному комитету, краевому комитету, ЦК компартии союзной республики отчет о своей деятельности в сроки и по форме, установленные ЦК ВКП(б).
55. Пленум городского, районного комитета созывается не реже одного раза в полтора месяца.
56. В крупных городах, с разрешения ЦК ВКП(б), создаются районные организации, подчиненные городскому комитету.
VIII. Первичные организации партии
57. Основой партии являются первичные партийные организации.
Первичные партийные организации создаются на фабриках, заводах, совхозах, МТС и прочих хозяйственных предприятиях, в колхозах, частях Красной Армии и Военно-Морского Флота, селах, учреждениях, учебных заведениях и т. п., при наличии не менее 3 членов партии.
На предприятиях, в колхозах, в учреждениях и т. п., где имеется менее 3 членов партии, создаются кандидатские или партийно-комсомольские группы во главе с парторгом, выделяемым райкомом, горкомом партии или политотделом.
Первичные партийные организации утверждаются районными, городскими комитетами или соответствующими политотделами.
58. В предприятиях, учреждениях, колхозах и т. п., где имеется свыше 100 членов и кандидатов партии внутри общей первичной партийной организации, охватывающей все предприятие, учреждение и т. п., могут быть организованы в каждом отдельном случае с утверждения райкома, горкома или соответствующего политотдела партийные организации по цехам, участкам, отделам и т. п.
Внутри цеховых, участковых и т. п. организаций, а также внутри первичных парторганизаций, насчитывающих менее 100 членов и кандидатов, могут создаваться партийные группы по бригадам, агрегатам предприятия.
59. В крупных предприятиях и упреждениях, насчитывающих свыше 500 членов и кандидатов партии, могут, в каждом отдельном случае с разрешения ЦК ВКП(б), создаваться заводские комитеты партии с предоставлением цеховым парторганизациям этих предприятий прав первичной партийной организации.
60. Первичная партийная организация связывает массы рабочих, крестьян и интеллигенции с руководящими органами партии. Ее задачей является:
а) агитационная и организационная работа в массах по проведению партийных лозунгов и решений, с обеспечением руководства заводской прессой;
б) привлечение новых членов в партию и их политическое воспитание;
в) содействие райкому, горкому или политотделу во всей его практической работе;
г) мобилизация масс на предприятиях, совхозах, колхозах и т. п. для выполнения производственного плана, укрепления трудовой дисциплины и развития социалистического соревнования и ударничества;
д) борьба с расхлябанностью и бесхозяйственным ведением дела на предприятиях, в совхозах, колхозах и повседневная забота об улучшении культурно-бытовых условий рабочих, служащих и колхозников;
е) активное участие в экономической и политической жизни страны.
61. Для повышения роли первичных партийных организаций производственных предприятий, в том числе совхозов, колхозов и МТС, и их ответственности за состояние работы предприятий этим организациям предоставляется право контроля деятельности администрации предприятия.
Наркоматские партийные организации, которые, в силу особых условий работы советских учреждений, функциями контроля пользоваться не могут, обязаны сигнализировать о недочетах в работе учреждения, отмечать недостатки в работе наркомата и его отдельных работников и направлять свои материалы и соображения в ЦК ВКП(б) и руководителям наркомата.
Секретари первичных партийных организаций наркоматов утверждаются ЦК ВКП(б).
Все коммунисты — работники центрального аппарата наркомата входят в одну общенаркоматскую партийную организацию.
62. Для ведения текущей работы первичная партийная организация избирает на один год бюро в составе не более 11 человек.
Бюро первичных парторганизаций создаются в парторганизациях, насчитывающих не менее 15 членов партии.
В партийных организациях, насчитывающих менее 15 членов партии, бюро не создаются, а избирается секретарь первичной парторганизации.
В целях быстрого выращивания и воспитания членов партии в духе коллективного руководства цеховым партийным организациям, насчитывающим не менее 15, но не более 100 членов партии, предоставляется право избирать бюро цеховой партийной организации в составе от 3 до 5 человек, а насчитывающим свыше 400 членов партии — от 5 до 7 человек.
В первичных партийных организациях, объединяющих не более 400 членов партии, партийная работа ведется, как правило, не освобожденными от работы на производстве работниками.
В первичных парторганизациях с количеством членов партии до 1000 человек работают 2—3 платных работника, а с количеством членов до 3 тысяч и выше работают 4—5 освобожденных от работы на производстве товарищей.
Для секретарей первичных и цеховых парторганизаций обязателен партийный стаж не менее одного года.
IX. Партия и комсомол
63. ВЛКСМ проводит свою работу под руководством ВКП(б). ЦК ВЛКСМ, являясь руководящим органом комсомола, подчинен ЦК ВКП(б). Работа местных организаций ВЛКСМ направляется и контролируется соответствующими республиканскими, краевыми, областными, городскими и районными партийными организациями.
64. Члены ВЛКСМ, являющиеся членами или кандидатами партии, выбывают из комсомола с момента вступления их в партию, если они не занимают руководящих постов в комсомольских организациях.
65. ВЛКСМ является активным помощником партии во всем государственном и хозяйственном строительстве. Комсомольские организации должны быть на деле активными проводниками партийных директив во всех областях социалистического строительства, особенно там, где нет первичных партийных организаций.
66. Комсомольские организации имеют право широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими парторганизациями всех вопросов работы предприятия, колхоза, совхоза, учреждения, связанных с задачами устранения недостатков в деятельности последних и оказания им необходимой помощи в улучшении работы, в организации социалистического соревнования и ударничества, в проведении массовых кампаний и т. д.
X. Парторганизации в Красной Армии, Военно-Морском Флоте и на транспорте
67. Руководство партийной работой в Рабоче-Крестьянской Красной Армии осуществляется Политическим управлением РККА, работающим на правах Военного отдела ЦК ВКП(б), и в Рабоче-Крестьянском Военно-Морском Флоте так же, как и на транспорте — Политическим управлением Военно-Морского Флота и Политическим управлением транспорта, работающими на правах Военно-морского отдела и соответствующего транспортного отдела ЦК ВКП(б).
Свое руководство Политическое управление РККА, Политическое управление Военно-Морского Флота и Политуправление транспорта проводят через назначаемые ими политотделы, военкомов, парторгов и партийные комиссии, выбираемые на соответствующих армейских, флотских и дорожных конференциях.
Партийные организации в Красной Армии, Военно-Морском Флоте и на транспорте работают на основе особых инструкций, утверждаемых ЦК ВКП(б).
68. Для начальников политуправлений округов, флотов и армий и начальников политотделов железных дорог обязателен 5-летний партийный стаж, для начальников политотделов дивизий и бригад — 3-летний партийный стаж.
69. Политорганы обязаны поддерживать тесную связь с местными партийными комитетами путем постоянного участия в местных партийных комитетах руководителей политорганов и военкомов, а также систематического заслушивания на парткомитетах докладов начальников политорганов, военкомов о политработе в воинских частях и политотделов по транспорту.
XI. Партийные группы во внепартийных организациях
70. На всех съездах, совещаниях и в выборных органах советских, профсоюзных, кооперативных и других массовых организаций, где имеется не менее 3 членов партии, организуются партийные группы, задачей которых является всестороннее усиление влияния партии и проведение ее политики среди беспартийных, укрепление партийной и государственной дисциплины, борьба с бюрократизмом, проверка исполнения партийных и советских директив.
Для текущей работы группа избирает секретаря.
71. Партийные группы подчиняются соответствующим парторганизациям (ЦК ВКП(б), ЦК компартии союзной республики, крайком, обком, окружком, горком, райком).
По всем вопросам группы обязаны строго и неуклонно руководствоваться решениями руководящих партийных органов.
XII. Меры взыскания за нарушение партийной дисциплины
72. Сохранение единства партии, беспощадная борьба с малейшими попытками двурушничества, фракционной борьбы и раскола, проведение партийной и государственной дисциплины являются первейшей обязанностью всех членов партии и всех партийных организаций.
73. Постановления партийных и советских центров должны исполняться быстро и точно. Неисполнение постановлений высших организаций и другие проступки, признаваемые преступными общественным мнением партии, влекут за собой: для организации — порицание и общую перерегистрацию (роспуск организации); для отдельных членов партии — тот или другой вид порицания (постановка на вид, выговор и т. п.), публичное порицание, временное отстранение от ответственной партийной и советской работы, исключение из партии, исключение из партии с сообщением о проступке административным и судебным властям.
74. В случаях нарушения партийной и государственной дисциплины, возрождения или допущения двурушничества и фракционности со стороны членов ЦК ВКП(б), ЦК ВКП(б) имеет право применять к ним исключение из состава ЦК ВКП(б) и, как крайнюю меру, исключение из партии.
Условием применения к членам ЦК ВКП(б) и к кандидатам в члены ЦК ВКП(б) такой крайней меры должен быть созыв пленума ЦК ВКП(б) с приглашением всех кандидатов в члены ЦК ВКП(б). Если такое общее собрание наиболее ответственных руководителей партии двумя третями голосов признает необходимым исключение члена ЦК ВКП(б) из состава ЦК ВКП(б) или из партии, то такая мера должна быть осуществлена немедленно.
XIII. Денежные средства партии
75. Денежные средства партии и ее организаций составляются из членских взносов, доходов от предприятий партии и других поступлений.
76. Ежемесячные членские взносы для членов партии и кандидатов устанавливаются в следующем размере:
Получающие зарплату | | до | 100 р. платят | 20 к. |
» » | от 101 | » | 150 » » | 60 к. |
» » | » 151 | » | 200 » » | 1 р.— к. |
» » | » 201 | » | 250 » » | 1 р. 50 к. |
» » | » 251 | » | 300 » » | 2 р. — к. |
» » | » 300 | » | 500 » » | 2% заработка |
» » | свыше 500 | » | » | 3% заработка |
Размеры членских взносов для членов партии и кандидатов, не имеющих твердой зарплаты, определяются ЦК ВКП(б).
77. Вступительные взносы взимаются при вступлении в кандидаты в размере 2% с получаемой заработной платы.
Печатается по тексту книги:
XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б).
10—21 марта 1939 г. Стенографический
отчет, М., 1939, с, 647—637.
[1] Правда, 1937, 1 апреля.
[2] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 110, 112.
[3] XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). 26 января – 10 февраля 1934 г. Стенографический отчет. М., 1934, с. 33.