Р.С.Ф.С.Р.
Центральное Статистическое Управление.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
И
СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
(Б. СНК. М. СНК и СТО)
МОСКВА, 1921 г.
[1]
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящее издание является продолжением той работы, результаты которой опубликованы в мае текущего года. Учет деятельности Высших Государственных Учреждений производился по тому же методу, который применялся и в предыдущей работе. Статистической классификации подвергались постановления Высших Государственных Учреждений. Целостная и полная характеристика работ Высших Учреждений потребует в дальнейшем более углубленного изучения материалов, чем то, которое дает общая классификация формального характера, а потому та краткая характеристика работ ВЦИК, СНК и СТО, которая улавливается статистическим наблюдением, конечно, не может претендовать на всестороннее освещение деятельности Высших Государственных Учреждений. Но, не давая целостной характеристики, публикуемая работа, тем не менее, дает возможность, хотя и схематически, классифицировать работы Учреждений и характеризовать общее направление деятельности ВЦИК, СНК. Она позволяет уловить общие контуры и русло, по которому течет работа Высших Государственных Учреждений Республики.
Следующей стадией нашей работы явится изучение постановлений по существу, а не только по формальным признакам.
Первые шаги – накопление материалов, классификация – уже сделаны; в дальнейшем предстоит приступить к углубленному изучению.
На следующих страницах дана краткая характеристика деятельности каждого из Высших Государственных Учреждений в отдельности. Сопоставляя характеристику деятельности указанных органов в их взаимоотношении мы выявим особенности работ каждого из них.
Деятельность ВЦИК характеризуется следующими цифрами:
| Число рассмотренных вопросов. |
Законодательство. | 6,5 |
Судебных. | 26,5 |
Управления. | 49,2 |
В том числе: | |
Собственно – Управления. | 14,3 |
Контроль и надзор. | 16,0 |
Организационная деятельность. | 18,8 |
[2]
Деятельность СНК и СТО
| Классификация вопросов. | Число рассмотренных вопросов в %%% за год. |
| | БСНК. | МСНК. | СТО. |
1. | Общ. организ. | 20,5 | 10,5 | 7,5 |
2. | Организация. | 8,3 | 8,4 | 12,2 |
3. | Производство. | 12,3 | 11,7 | 24,2 |
4. | Снабжение. | 11.1 | 7,2 | 22,7 |
5. | Распределение. | 4,1 | 3,0 | 2,4 |
6. | Финансы. | 15,6 | 29,3 | 2,2 |
7. | Юридические вопросы. | 4,4 | 3,5 | 2,2 |
8. | Международное сношение. | 5,0 | 3,5 | 1,1 |
9. | Контроль и учет. | 3,2 | 3,4 | 4,1 |
10. | Прочие. | 15,5 | 20,7 | 18,4 |
| | 100 | 100 | 100 |
Работа ВЦИК направлена главным образом на разрешение судебных дел, контроля и учета деятельности Наркоматов и Губернских Учреждений и рассмотрению принципиальных организационных вопросов. Законодательная его деятельность направлена на рассмотрение лишь важнейших законодательных вопросов. Вообще же законодательство сосредоточено в СНК и СТО.
Деятельность СНК направлена на разрешение общеорганизационных вопросов, – регулирование производства и рассмотрение финансовых вопросов. МСНК главное внимание уделяет финансовым вопросам (29,3%) затем производству; общие организационные вопросы стоят на 3 – м месте. В СТО сосредоточиваются главнейшие вопросы экономики Республики: – 24,2%, по вопросам организации производства, – 22%, по вопросам снабжения и 12,2% по вопросам организации труда.
Таким образом БСНК является органом регулирующим и определяющим направление народно – хозяйственной жизни страны в целом, органом общего законодательства. Малый Совнарком является Комиссией БСНК, главным образом решающей финансовые и текущие вопросы, связанные с деятельностью СНК и СТО.
СТО является средоточием важнейших вопросов организации промышленности, сельского хозяйства, труда, снабжения и распределения; следовательно – органом осуществляющим планомерное хозяйственное строительство Республики.
Руководство работами и текст принадлежит
Заведующей Статистическим Учетом С. А. Свириновской.
Управляющий Центральн. Статистическ. Управл. А. Попов.
[3]
В мае месяце текущего года была выпущена к Сессии ВЦИК брошюра, кратко характеризовавшая деятельность Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета за январь – апрель 1921 г. и деятельность Совета Народных Комиссаров (БСНК, МСНК и СТО) за ноябрь – декабрь – 1920 г., январь – апрель 1921 г. В. настоящее время является возможность дать результаты учета для ВЦИК за январь – октябрь, для СНК за ноябрь – декабрь 1920 г. и январь – октябрь 1921 г. Нижеследующая характеристика никоим образом не ставит себе задачей дать целостное и полное изображение работы ВЦИК и СНК и руководящих им оснований. Исходя из цифр статистического учета, она является лишь необходимым к ним пояснением.
I. В. Ц. И.К.
Статистический учет естественно мог быть применен лишь к сравнительно массовому материалу – постановлениям Президиума ВЦИК по его протоколам. Это не охватывает всей работы ВЦИК, – для его характеристики необходимо еще касаться и Сессий ВЦИК.
За истекшие 10 месяцев в работе ВЦИК надо наметить 2 периода: первый, – исполнение постановлений 8 – го СꞋезда Советов и развитие их, и второй – после 2 – й Сессии – проведение новой экономической политики.
Вся деятельность ВЦИК распадается на 3 основные группы вопросов: 1 – законодательство, 2 – судебные вопросы и 3 управление; последнее распределяется на собственное управление, надзор и контроль в порядке управления и организационную деятельность. Кроме того нами образованы еще две дополнительные группы – IV – внутреннее управление по ВЦИК и V – прочие (мелкие) вопросы.
Так как вторая Сессия ВЦИК (поворот к новой экономической политике) состоялась 15 марта и до конца месяца влияние ее слабо сказалось, то в первый из указанных нами периодов включаем январь – март, во второй апрель – октябрь.
Из 100 рассмотренных вопросов приходилось. |
| Январь-март. | Апрель-октябрь. | Январь-октябрь, |
На законодательство. | 6,3 | 6,5 | 6,5 |
,, судебные вопросы. | 35,5 | 23,1 | 26,5 |
,, управление. | 44,8 | 51,0 | 49,2 |
в том числе: | | | |
,, собствен. управление. | 11,4 | 15,5 | 14,3 |
,, контроль и надзор. | 18,7 | 13,8 | 16,0 |
,, организац. деят. | 14,7 | – 21,7 | 18,8 |
Как было установлено и в вышедшей в мае книжке – ВЦИК не является органом сосредоточивающим в себе законодательство. Из всех вопросов, рассмотренных Президиумом ВЦИК лишь 6,5% приходится на законодательство. Значительная их доля приходится на вопросы международных договоров, договоров с Союзными Республиками, образование Автономных Республик и взаимоотношения с ними.
Половину своего внимания Президиуму ВЦИК приходится уделять управлению, что несомненно связано с революционным характером переживаемой нами эпохи. Законодательство слишком быстро отживает и ход жизни в значительно большей степени определяется управлением, конкретным решением вопроса, а не нормой, и потому Высшему Учреждению
[4]
Республики, поскольку оно хочет оставаться жизненным, приходится вмешиваться в управление, т. е. в сферу компетенции даже не Совета Народных Комиссаров, а отдельных Наркоматов. Однако, при этом ВЦИК все таки наибольшее внимание (по крайне мере, в среднем за 10 месяцев) уделяет общим вопросам организационной деятельности. Если к этому прибавить, что вопросы судебные составляют для ВЦИК более четверти всех, (26,5%), а в управлении родственные, судебным – вопросы контроля и надзора составляют за 10 месяцев 16,0%, т.е. вместе обе эти группы дают 52,5% – то точнее надо сказать, что ВЦИК является по преимуществу органом верховного надзора (в порядке судебном и управления) за всеми учреждениями Республики. Интересно, однако, отметить, что во втором из отмеченных нами периодов (апрель-октябрь) этот свой характер ВЦИК проявляет менее ясно, нежели в первом. За январь-март вопросы судебные, контроля и надзора вместе дают 54,5%, а за апрель-октябрь только 36,9%. Такое значительное изменение – и то, что ушло от этой группы, упало, главным образом, на организационную деятельность в порядке управления – обꞋясняется по нашему мнению именно поворотом к новой экономической политике, поворотом, при котором значительно больше пришлось вмешиваться и регулировать деятельность учреждений и мест.
Если мы ближе рассмотрим содержание вопросов, то увидим, что это-же влияние сказалось и на неизменившейся в общем группе законодательных вопросов. Хотя средний процент законодательных вопросов в оба периода остался почти тот-же (6,3 и 6,5), но в то время, как в январе – марте из 29 законодательных вопросов – на общее законодательство пришлось 8 вопросов; на группу мелких – 9, на остальное, преимущественно экономическое, законодательство 12 вопросов (что составляет около 40% всех законодательных вопросов), – в апреле-октябре на последнюю группу падает около 70% всех законодательных вопросов Таким образом, с апреля месяца Президиум ВЦИК значительно больше внимания уделяет законодательству экономическому и организационной деятельности в порядке управления, и значительно менее внимания вопросам судебным, контроля и надзора.
Переходя от статистической характеристики к более близкой по существу рассматривающихся вопросов, надо сказать, что в 1-ую четверть года значительную часть работы Президиума ВЦИК составляет исполнение постановлений VIII-го С”езда Советов. На первом плане здесь надо поставить декреты об организации посевной кампании – учреждение посевкомов и сельско-хозяйственных Комитетов. Основные положения издаются Президиумом ВЦИК, а самое проведение в жизнь поручается Наркомзему.
Крупное место занимает вопрос о новом административном делении на основе экономических признаков. Образуется для этого особая Комиссия, работающая в ближайшем контакте с Комиссариатом Внутренних Дел.
Далее в порядке исполнения постановлений VIII-го С”езда издается постановление о привлечении широких масс трудящихся к надзору за работой органов и учреждений Советской России. Пересматривается состав Коллегий всех Наркоматов.
Издается положение об Ордене Трудового Красного Знамени и еще ряд более мелких постановлений во исполнение поручений VIII-го С”езда.
Вне исполнения этих постановлений надо указать утверждение договора с Персией, с Бухарской Республикой, утверждение Положения о Дагестанской и Горской Республиках, а также ряде автономных областей; утверждается Положение о Высшем судебном органе, о порядке издания обязательных постановлений.
Далее надо отметить постановления об организации топливной кампании, о продовольственных заготовках и помощи сельскому населению, образование Комиссии по улучшению положения детей: в связи с голодом постигшим все Поволжье образовывается Комитет Помощи Голодающим, который вскоре ликвидируется и функции его переходят в Центральную Комиссию Помощи Голодающим при ВЦИК
Постановления Х-го С”езда РКП открывают поворот к новой экономической политике, вызываемой обнаружившимся кризисом. Почти весь порядок дня 2-й Сессии ВЦИК 8-го Созыва составлен под знаком этого кризиса; вот он:
1. Доклад Президиума ВЦИК о своей работе.
2. О пересмотре границ административных районов.
3. Об отмене денежных налогов.
4. О замене разверстки хлебным налогом.
5. О Порядок выборов в сельские Советы и на Волостные С”езды Советов.
6. Положение с топливом.
7. О местном транспорте.
Центр тяжести, конечно, в вопросах 3, 4 и 6. Вопрос 4-й внесен по инициативе Х-го С”езда РКП и в марте месяце ВЦИК утверждает положение о замене разверстки натурналогом. Развиваясь, новая экономическая политика переходит от сельского хозяйства к про-
[5]
мышленности: ВЦИК издает Положение об областных хозяйственных органах (местных органах СТО – эконом-совещаниях), о промысловой кооперации, о кустарной и мелкой промышленности, о труд-гужповинности, о новом порядке составления финансовых смет. На 3-й Сессии ВЦИК, 30 мая ставятся следующие вопросы:
1. Доклад Президиума ВЦИК.
2. Информационный доклад о Посевкомах.
3. Доклад об организации обꞋединения деятельности хозяйственных Наркоматов и Экономических органов на местах (местные Экономические Совещания).
4. Доклад о местном транспорте.
5. Доклад о положении Петроградской Промышленности и о мерах помощи ей.
6. Доклады Сибревкома и Тверского Губисполкома.
7. Реорганизация Трибуналов.
Учреждаются таким образом местные Экономические Совещания для обꞋединения всей Экономической жизни страны; принимается постановление об обязательной отчетности как экономических совещаний, так и Наркоматов. Обязательная отчетность впоследствии распространяется и на все частные предприятия.
За время между 3-й и 4-й Сессией (в октябре) Президиум ВЦИК много внимания уделяет мероприятиям, связанным с оказанием помощи голодающим губерниям: так, принимается ряд положений о срочной помощи населению голодающих губерний семенным материалом и продовольственными хлебами.
Утверждается и опубликовывается воззвание к крестьянству об оказании помощи голодающим губерниям, принимается постановление о снятии продовольственных налогов с губерний, пострадавших от неурожая; утверждается и рассылается циркулярное письмо всем Исполкомам об образовании Комитетов общественной взаимопомощи, принимается ряд постановлений, имеющих целью регулировать переселенческое движение, преимущественно из голодающих губерниях.
Главными вопросами 4-й Сессии ВЦИК являются доклады о результатах новой экономической политики, о помощи голодающим и общих мероприятиях, принятых в связи с неурожаем.
Так, в порядок дня 4-й Сессии ставится:
1. Доклад о результатах проведения натурналога.
2. ,, о помощи голодающим губерниям.
3. ,, Нар. Ком. Труда.
4. ,, о сроке представления бюджетных смет.
5. ,, о Волховстрое.
6. ,, Нижегородского Исполкома.
7. ,, Комиссии по обследован. НКВТ.
В исполнение постановлений 4-й Сессии Президиумом ВЦИК разрабатывается и издается декрет о порядке составления финансовых смет доходов и расходов на 1922 г. В целях согласования государственного бюджетного хозяйства РСФСР с общим направлением нового курса экономической политики.
В дальнейшем в работе Президиума ВЦИК следует отметить постановление о временном приостановлении выделения новых административных единиц, принявшем за последнее время массовый характер и ликвидации новых административных единиц, возникших после переписи 1920 г. без утверждения Центральной власти.
Весьма важным является учреждение Комиссии для рассмотрения вопроса о сокращении и полной ликвидации учреждений РСФСР.
Затем, также в связи с новой экономической политикой, принимается постановление с подтверждением, что все предприятия, поступившие во фактическое владение государственной власти до 17/V, являются национализованными.
Значительная часть декретов, развивающих и создающих новую политику, проходит мимо Президиума ВЦИК, издаваясь или СНК или в порядке постановлений СТО и ВЦСПС. Таковы декреты о разных видах натурналога, кроме хлебного; о промысловом сборе и налоге; декреты о новых формах заработной платы.
Таким образом ВЦИК уделяет в апреле-октябре большое внимание сельскому хозяйству и экономическому законодательству, частью выше охарактеризованному. По прежнему довольно большое место занимают вопросы международных сношений – взаимоотношения с союзными и автономными государственными образованиями.
Следует отметить утверждение временного соглашения с Норвегией, с Польшей, с ДВР.
Учреждается за это время общая федеративная Комиссия для регулирования отношений членов федерации. Утверждается экономический договор с Азербейджанской Республикой.
[6]
Утверждается положение о Туркестанской Республике и Туркомиссии (для ведения общефедеративных дел) и Крымской Республике.
Образуется Зырянская область, устанавливаются границы Татарской и Башкирской Республик, Марийской, Чувашской, Вотской и Вятской Областей. Учреждается при Наркомнаце Совет по делам национальностей.
Такова характеристика работы ВЦИК по содержанию рассматриваемых им вопросов и по существу этих вопросов. Ведущийся статистический учет охватывает еще и движение рассматриваемых ВЦИК вопросов.
Периоды. | Из 100 рассмотренных вопросов. |
| Решено. | Нерешено. | Пер. в др. учр. и снят. с пов. |
В январе-марте. | 90,4 | 4,6 | 5,0 |
„ апреле-июне. | 79,9 | 11,6 | 8,5 |
„ июле-октябре. | 79,8 | 14,1 | 6,1 |
„ январе-октябре. | 82,8 | 10,8 | 5,4 |
Любопытно, что процент неразрешенных вопросов все растет. Это не значит, что во ВЦИК дела начинают «залеживаться», а об”ясняется на наш взгляд тем, что в первую треть года ВЦИК проводил в жизнь постановления 8-го С”езда, постановления, в принципе уже разрешенные, и Президиуму ВЦИК, в большинстве случаев, приходилось их лишь исполнять, тогда как в следующие два периода Президиуму ВЦИК пришлось встретиться с целым рядом новых вопросов, в связи с новой политикой требовавших больше значительной предварительной, а подчас и длительной работы.
По отдельным категориям процент неразрешенных вопросов таков:
Законодательство | 10,1. |
Судебные дела | 4,7. |
Управление (всего) | 13,2. |
Наименьший процент неразрешенных дают судебные вопросы – сравнительно не сложные. Далее идут серьезные законодательные вопросы в ряде случаев требующие подготовки; значительное количество неразрешенных вопросов управления, большей частью обꞋясняется передачей их ВЦИК на заключение и согласование подлежащих органов.
Основные таблицы и диаграммы позволяют проследить и более детальные выводы по деятельности ВЦИК.
Ведущийся учет предусматривает также и источники поступления рассматриваемых вопросов на заседании Президиума ВЦИК.
Из 100 вопросов внесенных на рассмотрение внесены: |
Отд лицами. | През. ВЦИК. | НКВД. | Ком. ВЦИК. | Исполкомы и Советы. | Члены ВЦИК. | Кас. Триб. | НКЗем. | НКПрод. | СНК. | VIII С. Сов. и X С. РКП. | НКНац. | РКИ. | ВСНХ. | НКФин. |
22,0 | 8,1 | 7,9 | 6,8 | 5,2 | 4,2 | 4,0 | 3,1 | зд | 3,0 | 2,2 | | 2,1 | 2,0 | 1,2 |
НКПрос. | НКюст. | НКИД. | НКПС. | НКВоен. | Проч. |
1,1 | 1,1 | 1.1 | 0,9 | 0,9 | 17,4 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
[7]
Больше всего вносят на рассмотрение Президиума ВЦИК отдельные лица 22% – это преимущественно ходатайства о помиловании и амнистии; к этого-же рода делам можно присоединить и вопросы, вносимые Кассац. Трибуналом (4,0%), касающиеся большей частью утверждения приговоров. Далее идут вопросы, рассматривающиеся по инициативе самого Президиума (8,1%) и Наркомвнутдел (7,9) – главным образом дела, касающиеся управления и частью дела внутреннего упр. по ВЦИК; довольно велик процент дел, вносимых Комиссиями ВЦИК (6,8%) – это все те вопросы для разработки которых и образовывались Комиссии.
Вопросы, вносимые Исполкомами и Советами (5,2%) касаются главным образом всяких конфликтов, ревизий, отмены постановлений и непосредственного надзора за местными учреждениями. НКПРОД, HК3EM, и СНК вносят совершенно одинаковое кол-во вопросов (3, 1, 3, 1 и 3,0), причем СНК вносит главным образом, на утверждение принятые ими декреты и постановления. Затем 8-й й С”езд Советов и Х-й С”езд РКП внесли 2,2% всех вопросов. Характеристику вопросов, внесенных этими С”ездами мы дали выше; здесь следует только напомнить, что все эти вопросы были внесены в первые 2 – 21/2 месяца. Перечисленные группы вносят почти 70,0% всех рассмотренных вопросов, – на все остальные Комиссариаты и учреждения приходится лишь около 30,0%.
И так, на основании статистической разработки деятельности ВЦИК, мы приходим к выводу, что ВЦИК является главным образом органом верховного надзора и контроля (в порядке судебном и управления) и занимается вопросами законодательства по преимуществу в случаях их особой важности, что выражается главным образом лишь в смысле утверждения уже выработанных декретов и постановлений.
Выше мы рассмотрели работу Президиума ВЦИК, поскольку она проходит в его заседаниях и отражается на протоколах этих заседаний.
Деятельность ВЦИК не исчерпывается рассмотрением только вышеуказанных вопросов. Кроме этих дел, во ВЦИК поступает со всех концов Республики целый ряд дел, заключающих в себе, как ходатайства о помиловании и амнистии, так и другие ходатайства по целому ряду вопросов и всякого рода дела организационного характера, касающиеся главным образом взаимоотношений и связи с местами.
Все эти дела поступают первоначально в Общий Отдел Управления Делами ВЦИК, который распределяет их в зависимости от их содержания или в Отдел частных жалоб ВЦИК, или в Организационный Отдел, или непосредственно в секретариат ВЦИК. После рассмотрения и подготовки всех материалов к делу, соответствующий Отдел со своим заключением передает дело в Секретариат ВЦИК, где оно и получает уже окончательное решение.
Всего таких дел во ВЦИК за время с 1 января по 1-е ноября 1921 г. поступило около 28000.
Распределяются все эти дела по группам вопросов следующим образом:
На 100 дел поступивших во ВЦИК приходится на |
Помилов. и амнист. | Восстанов. в правах гражд. | Жалобы на власти. | О возвр. конф.и-ва. | О помощи и пособ. | Доклады. | Земельный вопрос. | О снятии продналог. | О выезде. | Все проч. | Всего. |
52,8 | 1,0 | 5,3 | 3,7 | 4,6 | 1,1 | 1,2 | 1,1 | 1,8 | 27,4 | 100,0 |
Большую половину всех этих дел составляют дела судебного характера – ходатайства о помиловании и амнистии – 52,8% и ходатайства о восстановлении в правах гражданства – 1,0%. Все остальные дела составляют 47,2%; из них наиболее значительны всякие жалобы на власти, – 5,3%, ходатайства о помощи – 4,6% и о возвращении конфискованного имущества, – 3,7%. Затем совсем незначительны группы дел (от 1,0 до 1,8%) по земельному вопросу, о выезде и о снятии продналога (до апреля), об уменьшении или снятии разверстки. В прочие дела внесены все очень мелкие вопросы, всякие сообщения информационного характера и т. д., которые однако в числе поступающих дел составляют очень значительную массу, ибо во ВЦИК идут не только с серьезными делами, но и со всякими мелочами.
[8]
Комиссии В. Ц. И. К.
Как было указано, Президиуму ВЦИК в своей работе приходится иметь дело с вопросами зачастую весьма сложными или принципиальными, которые требуют подробного рассмотрения и подготовки. Для рассмотрения таких вопросов Президиум образует комиссии, которым поручается детальная разработка того или иного вопроса. За время с 1-го января по 1-е ноября при ВЦИК было образовано 95 комиссий. Все комиссии распределены нами по роду рассматриваемых ими вопросов на следующие 11 групп:
I. – Взаимоотношения РСФСР, автономных и федеративных республик и областей; II. – Общеорганизационные вопросы; III. – Административно-хозяйственные вопросы; IV. – Земельный вопрос, сельское хозяйство, вопросы переселения и помощь голодающим; V. – Вопросы транспорта; VI. – Вопросы, касающиеся армии; VII. – Судебные дела; VIII – Ревизии, пересмотр и отмена постановлений разных учреждений; IX. – Коммунальное хозяйство и общественное благоустройство; X. – Управление по ВЦИК и XI. – Все прочие вопросы. Распределяются все комиссии по указанным вопросам следующим образом:
Из 100 комиссий, образованных при ВЦИК приходится |
РСФСР Автономн.Республ. | Обще-организац. | Адм. хоз. | Земельн. вопр. с.-х. перес. пом. | Транспорт. | Армия. | Судебные. | Ревизия, пересмотр и пр. | Комм.х-во и общест. благ. | Управлен. по ВЦИК. | Проч. | Всего. |
16,8 | 11,6 | 7,4 | 12,6 | 5,3 | 1,1 | 5,4 | 20,0 | 3 2 | 3 2 | 14,4 | 100 |
Больше всего комиссий ВЦИК образовано по вопросам касающимся всяких ревизий и конфликтов между учреждениями, т. е. надзора в порядке управления. Таких комиссий, образовано за учитываемое время 19 или 20,0 всех комиссий. Тут были комиссии имеющие своей целью ревизию Наркоматов, как Наркомвнешторга и Наркомзема, или ревизию местных учреждений Северо-Двинской губ., на Мурмане, в Нижегородской губ., рассмотрение всяких конфликтов, возникающих в связи с продовольственной работой на местах, как рассмотрение вопроса о репрессивных мерах, принятых в отношении продработников на местах вообще и в частности пересмотр постановлений Самарского Губисполкома относительно продовольственной разверстки и т.д.; комиссии, имеющие целью детальное обследование положения в голодающих губерниях; вследствие поступления в Президиум ВЦИК жалоб на вмешательство властей на местах в работу местных органов юстиции особой комиссии поручается разработать проект постановления о невмешательстве в работу органов юстиции и т. д. В печатаемой работе мы прилагаем список все комиссий вообще с кратким указанием их работы.
Следующей по численности группой вопросов, рассмотрение которых поручено Президиумом ВЦИК комиссиям, является рассмотрение взаимоотношений между РСФСР, автономными и федеративными республиками и областями, всего 16 комиссий или 16,8%.
Так были образованы комиссии для рассмотрения вопроса о заключении экономического договора РСФСР с Азербейджанской республикой, для разработки конституции Туркестанской республики, для разработки общего вопроса о разрешении конфликтов, возникающих между отдельными республиками и местными организациями РСФСР и т. д.
Дальше идет группа комиссий, назначенных для рассмотрения земельного вопроса, вопросов, касающихся сельского хозяйства, переселения и помощи голодающим. Этой группе комиссий приходилось иметь дело с очень сложным вопросом урегулирования землепользования и взаимных земельных отношений между различными национальностями и различными слоями крестьянского населения по преимуществу на наших окраинах. Так была образована комиссия для рассмотрения вопроса о выселении граждан (казачье население) станицы Сунженской в пределы Пятигорского Округа и в связи с этим другая комиссия для разрешения общего вопроса о наделении безземельных горцев. Аналогичная комиссия была образована в августе для рассмотрения вопроса о выселении и переселении «кулаческого» населения из Туркестанской республики и наделения безземельных туземцев. Затем в связи с голодом, постигшем Поволжье, началось сильное движение переселенцев из голодающих губерний, и были образованы комиссии, как для урегулирования переселенческой волны вообще, так и в частности определения тех мест, куда можно целесообразно направлять переселенцев; также в связи с голодом была образована комиссия для общего руководства работой по оказанию
[9]
помощи голодающим (ЦКПомгол), Четвертой группой вопросов, рассмотрение которых передается в комиссии, является группа общеорганизационных вопросов – всего 11 комиссий. Из. них следует отметить комиссии, образованные для пересмотра составов Наркоманов и их комиссий и комиссий Главков и центров (во исполнение постановления 8-го С”езда Советов).
Была назначена комиссия для разработки вопроса об об”единяющих органах хозяйственных Наркоматов и областных экономических органов на местах и проч.
Из всех других комиссий отмечаем образование 3-х комиссий, касающихся общественного благоустройства: комиссия о коммунальном хозяйстве, комиссия по улучшению положения рабочих и комиссия по улучшению жизни детей. Затем образована постоянная судебная комиссия для рассмотрения судебных дел, поступающих во ВЦИК.
Из общего количества всех комиссий – 47 комиссий или 50% к 1-му ноября 1921 г. закончили уже свою работу.
Из них работали: |
До 1/2 мес. | От 1/2 – 1 мес. | 1 – 2 мес. | 2 – 3 мес. | 3 – 4 мес. | Свыше 4 мес. |
23,4% | 23,4% | 21,3% | 12,8% | 10,6% | 8,5% |
В первые три срока до 1/2 мес. до 1 мес. и до 2 мес. закончили свои работы 68,1% всех комиссий и лишь меньше 32,0% комиссий приходится на срок от 2 месяцев и свыше.
Несколько иную картину мы наблюдаем у комиссий к 1-му ноября еще не закончивших своих работ.
Всего таких комиссий 39 или 41,1%.
По продолжительности своей работы они распределяются следующим образом:
Работающие: |
До 1/2 мес. | От 1/2 — 1 мес. | 1 — 2 мес. | 2 — 3 мес. | 3 — 4 мес. | Свыше 4 мес. |
10,2% | 18,0% | 10,2% | 7,6% | 18,0% | 36,0% |
От полумесяца до 2 месяцев образовано относительно небольшое число комиссий – 38,4%, а остальные 61,6% образованы больше 2 месяцев, причем в этой группе мы наблюдаем, что наибольшее количество комиссий, а именно 36 0% работает уже свыше 4-х мес.
Это с одной стороны комиссии, образованные для разработки весьма серьезных вопросов, как разработка конституции Туркестанской республики, выработка положений о взаимоотношениях между РСФСР и автономными и федеративными республиками, комиссия помощи голодающим и проч.; с другой стороны, в числе этих комиссий есть и такие, которые фактически прекратили работу, хотя формального постановления о том и не было.
II. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ.
Как и учет деятельности Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета статистический учет деятельности Совета Народных Комиссаров производился на основании протоколов заседаний. Здесь мы располагали материалом за целый год – с 1-го ноября 1920 г. по 1-е ноября 1921 г.
Отдельно учитывалась деятельность Большого Совета Народных Комиссаров, отдельна Малого Совета и отдельно Совета Труда и Обороны.
Учитывая деятельность этих учреждений, мы приняли совершенно однородную группировку рассматриваемых вопросов для Большого и Малого Совета Народных Комиссаров и для Совета Труда и Обороны, так как эти три высшие учреждения Республики тесно связаны между собой кругом рассматриваемых ими вопросов и лишь происходят сильные колебания в удельном весе разных вопросов в пределах каждого из поименованных учреждений, что и характеризует направление их деятельности.
[10]
Все вопросы распределены на следующие более крупные однородные группы: I – Обще-организационные, II – вопросы, касающиеся организации труда, III вопросы, касающиеся производства, куда входят промышленность, топливо, строительство, транспорт и сельское хозяйство, IV – вопросы снабжения, куда мы включаем и заготовки, V – вопросы, касающиеся распределения, куда нами внесены, торговля и кооперация, подряды, концессии, сдача в аренду и товарообмен, VI – финансы, куда входят и налоги и монополии, VII – юридические вопросы, VIII – вопросы, касающиеся международных сношений, IX – вопросы контроля и учета и X – все прочие вопросы, куда входят – народная связь, военное дело, просвещение, народное здравие, социальное обеспечение, национальные и прочие.
Остановимся сперва на Б. СНК.
Рассматривая все вопросы, проходившие через Б. СНК по намеченным нами периодам, получаем:
Из 100 рассмотренных вопросов приходилось на вопросы. |
Классификация вопросов. | Ноябрь-март. | Апрель-октябрь. | За год. |
1. | Обще организац. | 26,0 | 17,0 | 20,5 |
2. | Организация труда. | 8,0 | 8,5 | 8,3 |
3. | Производство. | 16,7 | 9,7 | 12,3 |
4. | Снабжение. | 5,1 | 14,9 | 11,1 |
5. | Распределение. | 0,3 | 6,8 | 4,1 |
6. | Финансы. | 14,8 | 16,1 | 15,6 |
7. | Юридические вопросы. | 4,2 | 4,5 | 4,4 |
8. | Международн. снош. | 7,1 | 3,8 | 5,0 |
9. | Контроль и учет. | 1,3 | 4,4 | 3,2 |
10. | Прочие. | 6,5 | 14,3 | 15,5 |
| Всего. | 100,0 | 100,0 | 100 |
Более одной пятой всех вопросов, рассмотренных за весь описываемый период в Большом Совете Народных Комиссаров, приходится на вопросы обще-организационные – 20,5% – вопросы, как мы увидим ниже, рассматривая их по содержанию, касающиеся верховного руководства всей народохозяйственной жизнью страны.
Второе место в деятельности Большого Совета Народных Комиссаров занимают финансовые вопросы – 15,6% всех вопросов, главным образом вопросы, перенесенные из Малого Совета Народных Комиссаров или вследствие протестов докладчиков или вопросы, вызвавшие коренные несогласия среди членов Малого Совета Народных Комиссаров. Точно так-же более или менее значителен процент вопросов, касающихся производства (12,3%), снабжения (11,1%), и организации труда (8,3%), что является во многих случаях следствием перенесения этих вопросов из Совета Труда и Обороны или Малого Совета Народных Комиссаров вследствие указанных выше причин на окончательное разрешение Большого Совета, Эти пять групп вопросов охватывают почти 70,0% всей деятельности Большого Совета, все остальные вопросы количественно занимают лишь около 30,0%, в том числе юридические 1,4, по просвещению 1,9% по народному здравию 1,1%, но качественно они являются вопросами или перенесенными из других высших учреждений вследствие каких либо серьезных и принципиальных разногласий на окончательное разрешение в Большой Совет, или вопросы самостоятельно поставленные, имеющие принципиальное значение.
Рассматривая полученные отношения по намеченным нами периодам, мы отмечаем не безынтересные отклонения от средней годовой. Так, за период ноябрь-март резче определен характер деятельности Большого Совета, как деятельности организационной (26,0%против 17,0% в апреле-октябре); затем весьма значительно и отклонение в сторону увеличения процента вопросов, рассмотренных в области производства (16,7%против 9,7% в апреле-октябре); процентное распределение вопросов, касающихся снабжения и распределения дают нам совершенно иную картину: здесь мы видим значительное увеличение процентов, отражающих деятельность Большого Совета Народных Комиссаров в области этих вопросов, во втором из намеченных нами периодов, а именно: в апреле-октябре вопросы снабжения составляют 14,9% против 5,1% в ноябре-марте и вопросы распределения – 6,8% во втором периоде против 0,3% в первом периоде. Полученные отношения показывают нам, что во втором из взятых нами периодов – Большой Совет Народных Комиссаров – вследствие небывалого голода, постигшего нашу страну, ухудшения общего продовольственного положения и топливного
[11]
кризиса, – вынужден уделять значительно больше внимания своей деятельности, именно, вопросам снабжения, в которых новое направление политики произвело особенно сильный сдвиг и вследствие неполного и не всегда ясного освоения всех результатов, требует значительно чаше руководящих указаний.
Еще ярче это положение отражается на деятельности СНК в области распределения, куда мы внесли торговлю, товарообмен и сдачу в аренду, вопросы, которые и получили право на рассмотрение их лишь во втором периоде, а именно, лишь с момента провозглашения принципов свободной торговли, и вполне понятно, что особенно на первых порах Большому Совету приходится уделять этим вопросам относительно значительное место – 6,8%. Создавая правильный торговый оборот, высший государственный орган стремится к возможному упорядочению денежного обращения, что вызывает целый ряд мероприятий в области финансов, – и мы в этом периоде наблюдаем усиление деятельности Большого Совета в области финансовой политики.
Переходя от цифровой характеристики к содержанию вопросов по существу, мы отмечаем, что Большой Совет на своих заседаниях уделял много внимания вопросам сельского хозяйства.
Так, еще в январе была утверждена инструкция о порядке и способах создания семенного фонда и сохранения семян для полного засева, и утвержден посевной план, разработанный НКЗемом. Затем, в марте утверждается инструкция о праве использования живого и мертвого инвентаря путем трудовой взаимопомощи в целях обработки и обсеменения полей. После того, как в марте месяце сначала X С”ездом РКП, а затем Сессией ВЦИК установлен натуральный налог, вместо существовавшей прежде разверстки, Советом Народных Комиссаров в апреле был издан ряд декретов о налоге на хлеб, на картофель, масличные семена, яйца и на молочные продукты. В мае, в связи с товарообменом, утверждается постановление о порядке использования и распределения сельскохозяйственных машин и орудий, утверждается проект о расширении прав Сельских Комитетов. В связи с взиманием натурналога ощущается потребность в особой инспекции и в мае утверждается проект Малого Совета Народных Комиссаров о налоговой инспекции НКПрода; утверждается и рассылается инструкция всем Губпродкомам по проведению натуральных налогов. В дальнейшем, в развитие новой экономической политики, издается общее положение о товарообмене, а затем свобода торговли излишками сельскохозяйственных продуктов распространяется и на продукты мелкой и кустарной промышленности, и в июне уже издается декрет о кустарной промышленности. В августе, в связи с развивающейся частной торговлей, утверждается декрет о порядке открытия и производства всякой торговли и о правилах надзора за нею. Принимается целый ряд постановлений, имеющих целью развить и усилить кооперацию, и, главное, приспособить ее к новой экономической политике.
Так, утверждается проект декрета о сельскохозяйственной кооперации, принимается положение о финансировании кооперации и т. д.
В связи с новой экономической политикой принимается положение о сдаче в аренду государственных и промышленных предприятий, находящихся в ведении центральных и местных органов ВСНХ. В области организации труда принимается ряд руководящих положений для проведения сперва натурального премирования, а затем коллективного снабжения рабочих и служащих. В связи с свободной торговлей утверждается декрет о новых железнодорожных тарифах и тарифах на перевозку частных грузов. Еще раньше утверждается Положение об общегосударственной плановой Комиссии, которая образуется при Совете Труда и Обороны и имеющей своей целью установление общехозяйственного плана для всей Республики.
Такова в общих чертах деятельность Большого Совета Народных Комиссаров по существу вопросов, деятельность имеющая целью регулирование и определенное направление всей народно-хозяйственной жизни страны.
Имеющиеся в нашем распоряжении цифры дают нам возможность до некоторой степени проследить и движение рассматриваемых вопросов. Так,
Из 100 рассмотренных вопросов: |
Окончательно разрешены. | Переданы на утвер. ВЦИК. | Не решены. | В том числе. |
Переданы в СТО. | Переданы в М. С. | Переданы в Комис. | На закл. и согл. | Отложены. |
61,6 | 2,6 | 35.8 | 1,7 | 12,2 | 8,0 | 3,6 | 10,3 |
[12]
Из всех рассмотренных в течение года вопросов 61,6% получили свое окончательное разрешение; к ним следует еще прибавить 2,6% разрешенные в СНК вопросы и переданные на утверждение во ВЦИК; нерешенными остались 35,8% всех вопросов; из них незначительное число 1,7% и наиболее значительное число 12,2% переданы на предварительное рассмотрение в СТО и МСНК, преимущественно вопросы финансового характера и производства; наиболее сложные и принципиальные вопросы – 8,0% – передаются на разработку в Комиссии, о которых мы будем говорить ниже; 3,6% – вопросы, имеющие международный характер, передаются на заключение и согласование подлежащих ведомств. Это отклонение более или менее одинаково для всех периодов.
Все рассмотренные в Большом Совете в течение года вопросы распределяются следующим образом по Комиссариатам, внесших их на рассмотрение:
Из 100 рассмотренных вопросов внесли: |
НКПрод. | ВСНХ | МСНК | НКВТ | НКЗем. | Р.К.И. | НКПрос. | НКФин. | Комиссии | ВЦСПС. | НКЮст. | Проч. |
12,1 | 11,8 | 11,8 | 5,4 | 5,1 | 4,9 | 4,5 | 4,1 | 3,7 | 3,4 | 3,3 | 29,9 |
Больше всего вопросов на разрешение Большого Совета вносит НКПрод – 12,1% и ВСНХ – 11,8%; в связи с новой экономической политикой, с новым направлением народно-хозяйственной жизни, этим комиссариатам, главным образом в своей деятельности осуществляющим и проводящим новые хозяйственные начала, чаще всего приходится встречаться с рядом принципиальных вопросов, требующих разрешения высшей власти. Такое же количество вопросов, как и ВСНХ, вносит МСНК – 11,8% – это все те вопросы, о которых мы выше уже говорили, и разрешение которых в деятельности БСНК занимает большое место. Эти три учреждения охватывают значительно большую треть (35,7%) вопросов, внесенных на рассмотрение в БСНК, – все другие Комиссариаты вносят значительно меньше вопросов, – из них более или менее выделяются НКВТ – 5,4% – главным образом вопросы, связанные с возобновлением и завязыванием торговых сношений с иностранными государствами и федеративными и автономными Республиками; затем, почти такое же место занимают вопросы, внесенные НКЗемом (5,1%), вопросы, касающиеся восстановления и улучшения сельского хозяйства, и вопросы, внесенные РКИ (4,9%), – вопросы учета и контроля, вопросы, которые сейчас, в деле восстановления народного хозяйства, имеют очень большое значение.
Все остальные Комиссариаты и учреждения вносят значительно меньше вопросов, требующих разрешения Б. Совета, но все это как уже было указано, вопросы, требующие руководящих указаний.
III. МАЛЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ.
Как выше уже было указано, мы нашли нужным для Малого Совета принять ту же группировку вопросов, как и для Большого Совета и ниже приводимая таблица покажет нам, как распределяются эти вопросы.
Из 100 рассмотренных вопросов приходилось. |
Классификация вопросов. | Ноябрь – Март. | Апрель – Октябрь. | Ноябрь – Октябрь. |
1. Общеорганизационные. | 13,5 | 8,2 | 10,0 |
2. Организ. Труда. | 8,1 | 8,6 | 8,4 |
3. Производство. | 9,1 | 12,4 | 11,3 |
4. Снабжение. | 6,7 | 7,6 | 7,2 |
5. Распределение. | 0,7 | 4,1 | 3,0 |
6. Финансы. | 33,0 | 27,6 | 29,3 |
7. Контроль и учет. | 0,6 | 4,4 | 3,4 |
8. Юридические вопросы. | 2,3 | 4,1 | 3,5 |
9. Международные сношения. | 2,3 | 4,2 | 3,5 |
10. Прочие. | 23,7 | 18,8 | 20,7 |
Всего. | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
[13]
В деятельности Малого Совета Народных Комиссаров первое место занимает рассмотрение финансовых вопросов, главным образом – рассмотрение и утверждение смет Комиссариатов. В среднем за год из всех вопросов, рассматриваемых М.СНК финансовые вопросы составляют 29,3%, причем за период ноябрь – март, – конец года ноябрь – декабрь 1920 г., когда рассматриваются все дополнительные сметы и начало 1921 года – рассмотрение всех новых смет – процент этот доходит до 33,0.
Рассмотрение и разрешение всех остальных вопросов в деятельности Малого Совета играет значительно меньшую роль.
Так, вопросы общеорганизационного характера составляют в общем количестве всех рассмотренных вопросов за год 10,0% – это главным образом вопросы организации комиссариатов и рассмотрение их Положений; в период апрель – октябрь мы видим гораздо меньше вопросов общеорганизационных, нежели в первый период – 8,2 против 13,5%; в этот второй период, как показывают нам цифры, Малому Совету приходится уделять значительно больше времени вопросам экономическим в связи с новой политикой. Так, вопросы распределения в первый период занимают весьма незначительное место – 0,7%, во второй период дают нам уже 4,1%; точно также процент вопросов контроля и учета увеличивается с 0,6% до 4,4%; точно также и по всем другим вопросам производства, снабжение, юридические и международные – мы замечаем во второй из указанных периодов значительное оживление.
Довольно большой процент (20,7) в деятельности М.СНК всех прочих мелких вопросов, в том числе по просвещению – 3,2, нар. здрав. – 1,1, обꞋясняется в большей степени тем, что нами к ним присоединены вопросы жилищного характера – предоставление всякого рода помещений для учреждений и перемещение из одних помещений в другие, и это вместе с другими мелкими вопросами загружает деятельность Малого Совета, и уже во втором из наших периодов мы наблюдаем некоторое стремление разгрузиться от всех этих мелких вопросов, что сказалось на уменьшении процента прочих вопросов за этот период до 18,8 с 23,7.
Переходя к рассмотрению содержания отдельных вопросов, мы можем отметить, что Малый Совет в каждом своем заседании занимается вопросами утверждения смет и дополнительных кредитов комиссариатам на разные нужды.
Среди последних следует отметить отпуск средств на урегулирование переселенческого движения, которое в связи с голодом, приняло стихийный характер; обращается внимание на кооперацию и отпускаются для этого средства; затем отпускается 225.000 рублей золотом на иммиграцию.
В связи с введением премиального вознаграждения отпускаются комиссариатам для этого соответственные кредиты; утверждается общий порядок заявок Народных Комиссариатов на денежные знаки; утверждается порядок приобретения на вольном рынке продуктов продовольствия и фуража всеми советскими учреждениями и предприятиями. Предварительно рассмотрен и принят декрет об обложении всех национализированных торговых предприятий и промышленных заведений промысловым налогом. Затем предварительно рассматривается вопрос о новой денежной реформе, о взимании государством платы за оказываемые им услуги. В области труда Малый Совет утверждает трудовой кодекс наказаний и Положение о Высшем товарищеском дисциплинарном суде, предварительно разработанное в комиссиях, специально для этой цели избранных.
В общем нет надобности подробнее останавливаться на отдельных вопросах, рассматриваемых и разрешаемых Малым Советом. На основании всего изложенного мы можем сказать, что Малый Совет является деловым органом Совета Народных Комиссаров для рассмотрения и разрешения текущих вопросов, преимущественно в области финансовой. Кроме области финансовой и ряда второстепенных вопросов, разрешаемых М. СНК самостоятельно, здесь зачастую идет предварительная подготовка вопросов во всех других областях для окончательного разрешения их в Большом Совете Народных Комиссаров и С. Т. О. Теперь обратимся к движению рассматриваемых в Малом Совете вопросов.
Из 100 рассмотренных вопросов: |
Решено окончательно. | Передано на утвер. во ВИЦК. | Не решено. | В том числе передано: |
в МСНК. | в СТО. | На рас. в комиссии. | На заключен. и соглас. | Отложено. |
59,4 | 1,5 | 39,1 | 4,6 | 3,7 | 4,7 | 7,5 | 18,6 |
[14]
Всего решенных вопросов в Малом Совете можно считать 60,9% присоединяя к решенным окончательно и посланные на утверждение во В. Ц. И. К. после подписания их председ. Сов. Нар. Ком. Не решено в среднем 39,1%, – из них переданы на разрешение в Б. СНК 4,6% преимущественно имеющие принципиальное значение или вследствие недостигнутого соглашения; в СТО передано 3,7% – вопросы экономического строительства, носящиеся к компетенции СТО; 4,7% передаются для предварительного рассмотрения в комиссии, большей частью специально для этого назначаемых и 7,5% вопросов, большей частью имеющих междуведомственный характер, передаются на согласование и заключение заинтересованных ведомств.
Довольно велик процент вопросов, отложенных по разным причинам, главным образом за неявкой докладчиков – 18,6%.
По Комиссариатам внесшим их, все рассмотренные вопросы распределяются следующим образом:
Из 100 рассмотренных вопросов внесены: |
В.С.Н.Х. | НКПрос. | НКВоен. | НКФин. | Н.К.В.Д. | НКПрод. | Н.К.П.С. | Н.К.И.Д. | НКТруд. | НКЗем. | НКПочт. | Комис. | Р.К.И. | Прочие. |
98 | 9,3 | 6,7 | 6,3 | 6,2 | 5,2 | 4,8 | 3,7 | 3,6 | 3,6 | 3,3 | 3,1 | 3,0 | 31,4 |
Больше всего вносят на рассмотрение М. СНК В. С. Н. X. и НКПрос – 9,8 и 9,3%, затем почти одинаковое число вопросов вносят НКВоен., НКФин и НКВД (6,7 6,3 и 6,2%). Все остальные Комиссариаты, как видим, вносят гораздо меньшее количество вопросов,
IV. СОВЕТ ТРУДА и ОБОРОНЫ.
Совет Труда и Обороны также как и Малый Совет Народных Комиссаров, является учреждением, образованным при Совнаркоме для разрешения специальных вопросов. Как известно, Совет Труда и Обороны, по мысли его образования, или вернее действия, является общеэкономическим центром. Посмотрим, так ли это в действительности.
Из каждой сотни рассматривавшихся вопросов приходилось на:
Категория вопросов. | В ноябре 1920 г. марте 1921 г. | В апреле-октябре 1921 г. | За год %. |
1. Общеорганизацион. | 8,1 | 7,3 | 7,5 |
2. Организация труда. | 18,6 | 10,0 | 12,2 |
3. Производство. | 23,5 | 24,5 | 24,2 |
4. Снабжение. | 27,1 | 21,0 | 22,7 |
5. Распределение. | — | 3,2 | 2,4 |
6. Финансы. | 0,3 | 5,4 | 2,2 |
7. Контроль и учет. | 0,9 | 5,5 | 4,3 |
8. Юридические вопросы. | 0,7 | 2,7 | 2,2 |
9. Международные вопросы. | 1,4 | 2,4 | 1,1 |
10. Прочие. | 19,4 | 18,0 | 18,4 |
Итого. | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Абсолютное количество вопросов в месяц в среднем. | 132,6 | 268,6 | 211,1 |
[15]
Рассматривая цифры за весь год, мы видим, что на производство, снабжение и организацию труда приходится 57,1% всех вопросов т. е. около 3/5. Таким образом, мы убеждаемся, что СТО действительно преимущественное свое внимание уделяет вопросам экономическим. Это станет еще более ясным, если мы отметим, что за исключением «прочих» вопросов – т. е. всякой мелочи, а также случайно попадающих в СТО вопросов и вопросов общеорганизационного характера, из которых немалая часть также лежит в области экономики, никакая другая группа вопросов не обнимает более 4,3% всех вопросов (и этот максимум приходится на контроль и учет, остальное меньше 3,0%, на просвещение приходится 1,0%, на нар. здрав. 0,7%).
Весьма интересно распределение по категориям вопросов по периодам до новой экономической политики и во время ее. За ноябрь 1920 – март 1921 г. на организацию труда, производства, снабжение и распределение приходится 69,6% всех вопросов, а в апреле-октябре 1921 г. – 58,7%. Казалось бы, что в то время, как вся страна все больше внимания уделяет экономике, сам экономический центр страны – С. Т. О. отводит ей меньшую роль. Однако, более внимательное рассмотрение распределения вопросов открывает, что все сокращение приходится на организацию труда, – где после многих подходов в первом периоде, во втором периоде проходит несколько крупных декретов, в дальнейшем позволяющих перенести внимание на другую область. Далее, сокращение приходится на снабжение, что также является скорее благоприятным признаком частичного преодоления зимнего кризиса. Группа же собственно производства даже увеличила свое относительное значение с 23,5% до 24,5%, это является тем более показательным, что общее относительное увеличение вышеуказанной сводной группы по преимуществу экономических вопросов является именно относительным, так как в значительной степени зависит от увеличения количества рассматриваемых второстепенных для С. Т. О. вопросов. Но это увеличение значения второстепенных вопросов обозначает более глубокое проникновение в постановку вопросов собственно экономических и постепенное естественное расширение компетенции С. Т. О. Любопытно, что от мелких вопросов С. Т. О., также как мы видим и другие высшие учреждения, начинает постепенно разгружаться.
Весьма значительно возрастает напряженность работы С.Т.О. В ноябре-марте на месяц в среднем приходится 132,6 вопросов, а в апреле-октябре – 268,6, т. е. в два раза больше.
Из отдельных вопросов наиболее значительными является рассмотрение планов восстановления отраслей промышленности электротехнической, каменноугольной, нефтяной, сланцевой, а также всего топливного дела, хлопкового, льняного, шелководческого, рассмотрение мер к улучшению эксплуатации железных дорог, к восстановлению кустарной промышленности, наблюдения за посевной площадью. Это в области производства. Сюда же можно отнести установление плана железнодорожного строительства, строительства водного, шоссейно-грунтовых дорог и гражданского строительства.
В области снабжения и распределения С.Т.О. рассматривает план распределения топливных ресурсов, хлеба, фуража и вообще продовольствия.
В области организации труда С.Т.О. рассматривает вопросы об учете и распределении строительных рабочих, землемерных сил, снабжение рабочей силой рыбной, промышленности, переводе трудчастей из НКВоен в НКТруд и демобилизации вообще.
Следует отметить вопросы о натурналоге, аренде, отмене предварительной ревизии.
Важно образование особой комиссии для кодификации нового экономического законодательства и пересмотра прежних, ему противоречащих декретов.
Обращаясь к движению рассматриваемых в Совете Труда и Обороны вопросов, мы получаем следующую таблицу.
Из 100 рассмотренных вопросов: |
Решено окончат. | Передан. на утвержд. ВЦИК. | Не решено. | В том числе: | Отложено. |
Перед. ВСНХ. | Перед. МСНК. | Перед. Комис. | Пер. на согл. и зак. |
66,3 | 1,0 | 32,7 | 0,7 | 2,5 | 6,3 | 9,5 | 13,7 |
[16]
Значительная часть вопросов разрешается Советом Труда и Обороны окончательно (66,3% всех вопросов), – 1,0% всех вопросов переданных на утверждение В. Ц. И. К. Из нерешенных вопросов 13,7% отложено за невыясненностью или по другим причинам, чаще всего за неявкой докладчика, 9,5% разрешается СТО лишь по согласовании и по получении заключения заинтересованных ведомств; около 1/5 (6,3%) всех нерешенных вопросов, имеющих более сложный характер и принципиальное значение, передается на предварительное рассмотрение в комиссии; весьма малая доля вопросов не разрешается СТО самостоятельно, а передается Б. С. Н. К. (0,7) и в М. С. Н. К. (2,5).
Вносятся рассматриваемые вопросы в Совет Труда и Обороны следующими комиссариатами:
Из 100 рассматриваемых вопросов внесено: |
ВСНХ. | НКП. род. | НК Воен. | РКИ. | НК Путь. | Комиссии. | НК Труд. | Н.К. В.Т. | Н.К. В.Д. | Н.К. Зем. | Проч. |
19,7 | 11,5 | 9,3 | 8,9 | 8,7 | 6,1 | 4,4 | 3,2 | 3,2 | 2,6 | 22,4 |
Больше всего вопросов на рассмотрение и разрешение в Совет Труда и Обороны вносит Высший Совет Народного Хозяйства – 19,7% всех вопросов; – это преимущественно вопросы, касающиеся управления и восстановления нашей промышленности, которые в деятельности СТО стоят на первом месте; 11,5% всех вопросов вносит Народный Комиссариат Продовольствия – боевые вопросы, касающиеся снабжения. Затем довольно значительно число вопросов внесенных НКВоен (9,3%), РКИ (8,9%), НКПуть (8,7%) и комиссии образованные при СТО (6,1%). Все остальные Комиссариаты вносят значительно меньшее количество вопросов. Подробно на этих цифрах мы здесь останавливаться не будем, – более детально можно проследить по основным приложенным ниже таблицам.
Обозрев деятельность Высших учреждений Республики, мы пришли к выводу о следующем фактическом распределении их компетенции: Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет является органом верховного контроля и надзора, а также рассматривает и ратифицирует международные договоры и отношения с союзными, договорными и автономными Республиками.
Совет Народных Комиссаров является преимущественным органом общего и принципиального внутреннего законодательства, направляющим и регулирующим народное хозяйство.
Малый Совет Народных Комиссаров при Совете Народных Комиссаров рассматривает и разрешает преимущественно Финансовые вопросы и текущие вопросы, имеющие важное и даже принципиальное значение для учреждений внесших их.
Совет Труда и Обороны сосредоточивает в себе все боевые экономические вопросы нашей действительности и является центром планомерного хозяйствования Советской России.
V. КОМИССИИ, ОБРАЗОВАННЫЕ БСНК, МСНК И СТО.
Для подготовки вопросов сложных, требующих той или иной разработки образуется ряд временных комиссий. Так при Большом Совете Народных Комиссаров их за 10 месяцев 1921 года образовано 75, при Малом Совете – 157 и при Совете Труда и Обороны – 180. Сравнительно меньшее число комиссий при Б. СНК обꞋясняется тем, что значительную долю подготовительной работы для Большого Совета несут Малый Совнарком и СТО, сами являющиеся постоянными комиссиями Большого Совета.
Распределение комиссий по роду вопросов в общем повторяет такое же распределение всех дел рассматриваемых учреждений.
[17]
На 100 комиссий приходится: |
Группировка комиссий | Б.СНК. | М.СНК. | СТО. |
1 | Обще-opган. | 5,3 | 18,7 | 5,0 |
2. | Орган. труда. | 12,0 | 14,7 | 7,8 |
3. | Производств. | 16,8 | 12,8 | 29,5 |
4. | Снабжение. | 14,7 | 5,7 | 25,0 |
5. | Распредел. | 12,0 | 1,9 | 4,5 |
6. | Финансы и натурналог. | 17,4 | 16,6 | 6,1 |
7. | Контроль и учет. | 2,7 | 1,9 | 9,0 |
8. | Все прочие. | 19,1 | 27,7 | 13,1 |
| Всего. | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Интересно только отметить, что вопросы общеорганизационные и организации труда занимают в Большом и Малом Советах относительно большее место в комиссиях, чем вообще в деятельности этих учреждений, что обꞋясняется, очевидно, тем, что именно в этой области и нужны бывают предварительные работы, не завершающиеся в Комиссариатах. Это же обстоятельство влияет и на то, что среди комиссий Малого Совнаркома на комиссии, занимающиеся финансовыми вопросами, составляющими преимущественную сферу работы Малого Совета, приходится лишь 26 комиссий или 16,6% от их общего по МСНК числа, тогда как у БСНК финансовые комиссии занимают среди всех его комиссий 17,4%. Впрочем, здесь надо сказать, что из этих 17,4 (-9,4) приходится на комиссии по натурналогам – одной из основных проблем новой экономической политики, но своей важности разрешавшейся непосредственно БСНК.
Большую роль играют и в БНСК и в МСНК комиссии по вопросам производства и Снабжения (30,0-20%), а у СТО на их долю приходится 54,5%, т.е. больше половины всех комиссий, чего и следовало, впрочем, ожидать.
Значительное место занимают в БСНК комиссии по вопросам распределения (12,0), куда нами включены комиссии по вопросам торговли и кооперации и товарообмена – проведение новой экономической политики, разрешавшиеся в первой стадии своего развития, главным образом, в Большом Совете; в МСНК комиссий по вопросам распределения всего 1,9, в Совете Труда и Обороны несколько больше – 4,5%.
В отношении распределения комиссий на закончившие, свою работу и не закончившие ее мы имеем:
| Всего комиссий. | В том числе: | Комиссии окончивш. работы за 10 месяц. | Комиссии не окончив, работы к 1/V — 1921 г. |
| окончивш. работу. | не оконч. работу. | | |
| | В абсолют. цыфр. | | |
По БСНК. | 75 | 68 | 7 | 91,0 | 56,7 |
МСНК. | 157 | 118 | 39 | 75,0 | 68,2 |
СТО. | 180 | 145 | 35 | 80,5 | 64,4 |
Любопытна разница в закончивших свою работу комиссий за четыре месяца 1921 г. (вышедшая в мае 1921 г. книжка) и за 10 месяцев. Прежде всего бросается в глаза, что четыре месяца было не достаточным сроком для работ ряда комиссий, чем обꞋясняется большой процент комиссий, не закончивших свою работу на 1/V 1921 года. Далее, в то время, как к 1/V наибольшее относительно количество комиссий закончило свою работу у МСНК, а наименьшее у БСНК, теперь мы имеем обратную картину. Надо полагать, что в течение 10 месяцев и сложные вопросы, разрешаемые комиссиями Б.СНК, могли найти свое завершение, тогда как конец года – время подготовки и рассмотрения смет и сметных вопросов влияет на большее количество комиссий по финансовым вопросам, не кончивших, своей работы у М.СНК. Также большая доля комиссий по организации груда продолжает у М. СНК свою работу. Рассматривая комиссии в отношении продолжительности их работы, мы видим, что быстрее всего работают комиссии В.СНК. Здесь из 68 комиссий, кончивших свою ра-
[18]
боту менее, чем в две недели, – 40, т. е. 59,0, тогда как у М.СНК на эту группу приходится лишь 43,3% комиссии из всех закончивших свою работу, а у СТО – 47.
Большие подробности, а также содержание работ отдельных комиссии с достаточной ясностью можно усмотреть из прилагаемых таблиц.
ПРИЕМНЫЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЦИК и СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ.
Имеющиеся в нашем распоряжении статистические цифры дают нам возможность дать краткую характеристику работы Приемных ВЦИК и СНК.
В виду того, что работа обоих приемных вращается почти в совершенно одинаковом кругу вопросов – разного вида ходатайствах – мы применили совершенно, одинаковую классификацию ходатайств и дел, поступающих в обе Приемные. В Приемную ВЦИК почти все просители приходят на прием лично с изложением своих нужд, а в Приемную СНК ходатайства поступают преимущественно в письменной форме.
Все ходатайства, поступившие в Приемную ВЦИК и СНК за время с 1 января по 1 ноября 1921 года, подразделены нами на следующие группы;
1) о возвращении конфискованного имущества;
2) о снятии и уменьшении разверстки и продналога;
3) о всякого рода помощи и пособиях;
4) о разделах;
5) по продовольственному вопросу;
6) о переселении;
7) о выселении;
8) о выезде;
9) о трудовой и гужевой повинности;
10) об откомандировании;
11) по земельному вопросу;
12) жалобы на власти;
13) просьбы о выдаче лошадей и проч. скота;
14) всякие доклады;
15) об отпусках;
16) по церковным вопросам;
17) по вопросу о голодающих губерниях;
18) судебные дела (помилование и амнистии) и
19) всякие прочие вопросы.
Всего дел за описываемый период поступило по Приемной Председателя ВЦИК 9032, по Приемной СНК – 9029 – совершенно одинаковое число ходатайств, в среднем за месяц 900 ходатайств.
Распределены все ходатайства по отдельным группам следующим образом.
Н а 100 ходатайств приходится по вопросам: |
| О по-мо- щи и по-со-бии. | Воз-вра-ще- ние кон-фис-ко- ван. иму-щест-ва. | По-ми- ло- ва-ния и ам-нис-тии. | Сня-тие раз-верст-ки и прод-нало- га. | По зе-мель-но-му воп-ро-су. | Вы-да-ча ло-ша-дей и пр. ско-та. | Вы-ез-да. | Продо-вольст-вия. | Пе-ре-се-ле-ния. | Вы-се-ле-ния. | Жа-лобы на вла-сти. | О го-ло-да-ющих. | Об от-пус-ках. | О зе-мель-ных раз-де-лах. | Цер-ков-ные воп-росы. | Об от-ко-ман-ди-ро-ва-нии. | Вся-кие док-ла-ды. | Труд и гуж. по-вин-нос-ти. | О де-мо-би-ли-за-ции. | Раз-ные изо-бре-те-ния. | Вы-дача вкла-дов. | Все про-чие. |
Приемн. ВЦИК. | 17,0 | 13,6 | 11,5 | 10,9 | 8,5 | 8,4. | 7,6 | 4,3 | 2,6 | 2,6 | 2,5 | 2,0 | 1,7 | 1,4 | 1,3 | 1,1 | 1,0 | 0,8 | — | — | — | 0,7 |
СНК. | 10,1 | 6,5 | 9,5 | 3,1 | 2,7 | — | 4,0 | 1,6 | 1,1 | 1,1 | 10,9 | — | 0,9 | 0,3 | — | 4,0 | 1,1 | 0,3 | 3,1 | 1,1 | 2,5 | 36,3 |
Приведенные цифры показывают нам, что деятельность Приемных ВЦИК и СНК вращается в кругу почти совершенно одинаковых вопросов; однако, изучая внимательнее таблицу, мы наблюдаем, что каждая из приемных сосредоточивает свою деятельность на более или менее определенном круче вопросов, что и характеризует, главным образом, их работу и разграничивает ее.
Так, в приемной ВЦИК первые пять групп ходатайств, – ходатайства о помощи и пособии, о возвращении конфискованного имущества, о помиловании и амнистии, о снятии разверстки и продналога, по земельному вопросу и о выдаче лошадей и прочего скота –
[19]
составляют почти 70,0% всех ходатайств, и все эти ходатайства подаются в Приемную преимущественно от крестьянского населения, – из городов в Приемную ВЦИК поступает весьма незначительное число ходатайств.
Рассматривая же цифры по Приемной СНК, мы замечаем несколько иную картину. Здесь больше всего ходатайств отнесены нами во все «прочие дела» – главным образом всякие мелкие одиночные просьбы, неукладывающиеся в группировку, всякие справки и сообщения, и 4,7% ругательных и поздравительных писем; в Приемной же ВЦИК процент «прочих дел» совсем ничтожен, всего 0,7%.
Из всех остальных, более крупных, дел, поступающих в Приемную СНК, на нервом месте стоят «жалобы на местные власти» – 10,9%, тогда как в Приемной ВЦИК их всего 2,5%; затем довольно значителен и в Приемной СНК процент ходатайств о возвращении конфискованного имущества (10,1%) и ходатайства о помиловании и амнистии (9,4%); ходатайства о выдаче вкладов составляют в Приемной СНК 2,5%, тогда как в Приемной ВЦИК их совсем не встречается.
По месяцам все ходатайства, поступившие в Приемные, распределяются следующим образом:
На 100 поступивших ходатайств поступило в |
Приемные: | Январе. | Феврале. | Марте. | Апреле. | Мае. | Июне. | Июле. | Августе. | Сентябре. | Октябре. |
ВЦИК. | 4,4 | 4,7 | 4,7 | 7,7 | 4,2 | 3,7 | 8,5 | 11,4 | 16,2 | 33,5 |
СНК. | 8,2 | 9,4 | 11,0 | 6,0 | 14,7 | 17,9 | 11,0 | 8,5 | 6,5 | 6,8 |
Рассматривая приведенные цифры, мы наблюдаем, что число ходатайств почти последовательно увеличивается, достигнув в октябре 33,5%. Только в мае и июне мы видим отклонение от этого постепенного увеличения – в мае всего 4,2%, в июне – 3,7%. Это уменьшение в указанные месяцы об”ясняется частью причинами случайными, а главным образом частым отсутствием за это время Председателя ВЦИК тов. Калинина, который главным образом лично принимает просителей, и потому во время его отсутствия и замечается сильный отлив просителей. Большое увеличение ходатайств в последние месяцы, и в особенности в октябре, обꞋясняется на наш взгляд в большой степени, с одной стороны, новой экономической политикой, с другой стороны, все более резко выявляющимися последствиями голода, в результате чего масса крестьянского населения направляется к Председателю ВЦИК для разрешения ряда вопросов, касающихся снятия натурналога, как с отдельных крестьянских хозяйств, так и с ряда местностей, для которых натурналог оказался непосильным, всякие просьбы о помощи и пособии вообще, и в частности голодающим губерниям и т. д. В Приемной СНК мы правильного увеличения ходатайств по месяцам не наблюдаем. Здесь, как мы видели, из приведенной таблички, наибольший наплыв ходатайств мы имели в мае – 14,7% и в июне – 17,9%, а дальше начинается опять уменьшение этих ходатайств.
Любопытно, что именно в те периоды, когда в Приемной ВЦИК – май и июнь поступило наименьшее количество ходатайств, за это время в Приемную СНК поступило ходатайств больше, чем в другие периоды; и вообще за 10 мес. мы замечаем, что в периоды, когда в Приемную ВЦИК поступает меньше ходатайств, в Приемной СНК за это время число ходатайств увеличивается, и наоборот увеличение ходатайств в Приемной ВЦИК ведет к уменьшению их в Приемной СНК.
[20]
Имеющийся в нашем распоряжении статистический материал дает возможность показать дальнейшее движение поступивших в Приемные ходатайств.
Из 100 поступивших ходатайств: |
Приемные. | Разрешено окончательно | Передано на разрешение в подлеж. уч. | Находятся в исполнении. | Переданы в архив |
ВЦИК. | 45,1 | 48,2 | 6,7 | — |
СНК. | 16,7 | 36,8 | 31,7 | 14,8 |
Характер движения дел в обоих приемных несколько иной: в Приемной ВЦИК почти половина всех поступивших ходатайств получила окончательное разрешение, тогда как в Приемной СНК мы видим всего 16,7%; столь значительная разница находит свое обꞋяснение в форме поступающих ходатайств; как уже было указано, в Приемную Председателя ВЦИК почти все просители являются лично, имея при себе все нужные сведения о своем деле, что дает возможность во многих случаях быстро то или иное дело решить; ходатайства же в Приемной СНК поступают почти исключительно в письменной форме, и в громадном большинстве случаев не дают исчерпывающих данных о деле, что ведет к необходимости получения дальнейших справок, и это, конечно, оказывает большое влияние на быстроту разрешения вопроса. И действительно, в то время, как в Приемной ВЦИК процент дел, находящихся в исполнении, весьма незначителен – 6,7% в Приемной СНК дела, находящиеся в исполнении составляют почти треть всех ходатайств – 31,7%; затем довольно значителен в обеих Приемных процент дел, переданных на разрешение в подлежащие учреждения в Приемной ВЦИК – 48,2%, в Приемной СНК 36,8%; в Приемной СНК имеется еще 14,8% дел, которые передаются в Архив; это всякого рода поздравительные и ругательные письма, Собственно делами не являющиеся.
Распределение дел по районам, из которых они поступают, показано в следующей таблице.
Из 100 ходатайств поступило из районов: |
При-ем-ные. | Цен-траль-но-про-мыш-лен. | Цен-траль-нозем-ле-дель-ческ. | Бело-рус-сии. | Средн.-Волжск. | Нижн.-Волжск. | Ново- рос-сийск. | При-озер-ного. | Сибири. | При-уральск. | Се-вер-ного. | Юго-За-пад-ного. | Ма-ло-рос-сии. | Турк-рес-публ. | Баш-рес-пуб-лик. | Кир-рес-пуб-лик. | Кав-каза. | Неиз-вестн. | Всего. | В том числе. |
Из городов. |
В.Ц. И. К. | 47,3 | 16,6 | 8,5 | 7,5 | 3,3 | 2,9 | 2,3 | 2,3 | 1,9 | 1,0 | 0,8 | 0,8 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 3,6 | 100,0 | 16,4 |
С. Н. К. | 26,6 | 8,7 | 10,0 | 6,1 | 3,1 | 5,4 | 2,7 | 6,7 | 4,1 | 2,0 | 1,1 | 1,1 | – | – | – | – | 16,1 | 100,0 | 37,1 |
Распределение поступающих ходатайств по районам показывает нам, что в обоих приемных больше всею ходатайств поступает из Центрально-промышленного района, района Московской и ближайших губерний; но в Приемной ВЦИК % ходатайств из этого района составляет – почти половину 47,3%, а в Приемной СНК лишь немного больше одной четверти 26,6%; следующим по численности поступающих ходатайств по Приемной ВЦИК является центрально-земледельческий район – 16,6%, для Приемной СНК Белоруссия 10,0%, центрально-земледельческий район – 8,7%. Вообще же нужно отметить, что в Приемную ВЦИК
[21]
идут просители преимущественно из центральных губерний, а в Приемную СНК, процент ходатайств из этих районов хотя и является наиболее значительным, но не составляет большинства всех ходатайств и ходатайства там в более или менее значительном числе распределяются и по более отдаленным районам, что обꞋясняется письменной формой ходатайств: значительно легче написать, чем приехать, в особенности при настоящих транспортных условиях, и следствием этою явилось то, что в Приемной ВЦИК сосредоточились просители преимущественно ближайших районов. В Приемной СНК довольно велик процент дел, поступивших из неизвестных районов 16,1%, в Приемной ВЦИК этот процент значительно меньше, всего 3,6%; это обꞋсняется письменной формой ходатайств, поступающих в Приемную СНК проситель не всегда указывает свое местонахождение в заявлении.
Москва, 20/XII – 21 г.
С. Свириновская
* * *
[128]
ОГЛАВЛЕНИЕ.
размещено 8.11.2010