Труды Государственного Исторического музея
Выпуск 94
Т.В. Дианова
Филиграни
XVII – XVIII вв.
«Голова шута»
КАТАЛОГ
Москва 1997
ВОДЯНОЙ ЗНАК “ГОЛОВА ШУТА”
в печатных изданиях второй половины XVII в.
Бумага источников второй половины XVII в. имеет самые различные типы филиграней. Для филиграноведческого анализа необходимо было выделить наиболее распространенный тип водяного знака. Обследование водяных знаков бумаги изданий второй половины XVII в. Московского Печатного Двора и украинских изданий, а также бумаги точно датированных рукописей XVII в. отдела ГИМ выявило особое значение для источниковедческого анализа филиграни типа “голова шута” (Narrenkopf, foolscap, la folie).
Еще известный русский палеограф В.Н.Щепкин, выделяя для каждого периода характерные типы бумажных знаков, писал, что бумага с головой шута в зубчатом воротнике указывает в русской рукописи на вторую половину XVII в.
[1] С.А.Клепиков также отметил филигрань “голова шута” среди наиболее распространенных филиграней XVII в.
[2] Интересное наблюдение по бумаге русских источников сделал А.А.Гераклитов: “Замечательно, что время исчезновения из московских бумаг кувшинчика совпадает с появлением la folie”
[3].
Данные таблицы наглядно подтверждают правомерность выделения филиграни типа “голова тута” для филиграноведческого изучения как ведущего бумажного знака второй половины XVII в. Если и имеются отдельные издания, в которых этот тип не обнаружен, то, тем не менее, нет ни одного года, начиная с 1640-х годов, когда бы бумага с филигранью “голова шута” не использовалась на Печатном Дворе.
Суммируя сведения таблицы I, получаем следующие данные:
Годы издания | Число изданий, в бумаге которых имеется тип “голова шута” | Число изданий, в бумаге которых нет типа “голова шута” |
1631-1640 | 3 | 52 |
1641-1650 | 17 | 42 |
1651-1660 | 37 | 5 |
1661-1670 | 23 | 6 |
1671-1680 | 14 | 4 |
1681-1690 | 29 | 15 |
1691-1700 | 43 | 2 |
Итак, в бумаге источников второй половины XVII в. филигрань типа “голова шута” распространена особенно широко. Поэтому задачи изучения именно этого знака были выдвинуты на первый план.
Корпус филиграней типа “голова шута” (686 вариантов), выявленных из ежегодных печатных изданий Русского государства XVII в., обеспечил прочный и достоверный материал для классификации и получения хронологических показаний каждого отдельного варианта, а также групп и разновидностей.
Общие хронологические границы использования бумаги с филигранью “голова шута” в XVII в. — 1630—1700 гг. Рамки использования пятизубцовых филиграней — 1630—1700 гг.; семизубцовых — 1650—1700 гг.; четырех—шести- и девятизубцовые филиграни малочисленны и не типичны. Соотношение использования в бумаге пятизубцовых и семизубцовых филиграней меняется по десятилетиям следующим образом, начиная с 50-х годов XVII в.:
1651 – 1660 гг. как 73:40
1661 – 1670 гг. как 91:129
1671 – 1680 гг. как 23:39
1681 – 1690 гг. как 25:94
1691 – 1700 гг. как 20:73
То есть с 60-х годов XVII в. происходит последовательное увеличение в бумаге с головой шута форм с семизубцовым воротником.
Анализ палеографии корпуса филиграней “голова шута” за период XVII в. выявил двоякую природу исследуемого типа, которую следует учитывать при изучении его эволюции и возможностей хронологических показаний. С одной стороны, тип “голова шута” стоит в ряду множества других самых разнообразных типов водяных знаков, с другой, — это предмет изобразительного искусства мастеров XVII в., так как сюжетом филиграней является графическое изображение человеческого лица. Именно учитывая последнее обстоятельство, необходимо подходить к проблеме эволюции графики типа “голова шута” в целом, а также идентификации каждого отдельного варианта. Лаконизм изображений, отсутствие возможности добавлять новые детали внесли новые средства в решение графики типа в целом. Эволюция типа “голова шута” отражается в постепенном освоении средневековыми мастерами мотива человеческого лица. На протяжении 1630—1700 гг. мастера постепенно переходят от условных, обобщенных, подчас гротескных образов к реалистичным, графическим портретам с четкой психологической характеристикой. Несмотря на условный стиль, изображения не теряют реального бытового характера. Это относится, главным образом, к семизубцовым, наиболее распространенным формам. В совершенно одинаковой композиции общего рисунка мастера создают выразительные образы со всеми присущими живому человеку индивидуальными характеристиками. К концу XVII в. появляется новая манера линейного рисунка филиграни в передаче выражения лица шута, что впоследствии послужило основой для художественных портретов в бумаге XVIII, XIX и XX вв.
Своеобразие эволюции филиграни типа “голова шута” состоит в появлении в каждом десятилетии многочисленных сосуществующих во времени групп разновидностей. Небольшое количество вариантов в каждой разновидности и быстрая их сменяемость повышает их источниковедческое значение, а почти полное отсутствие эволюции внутри каждой разновидности требует повышенного внимания источниковедов к мельчайшим деталям каждого водяного знака.
Хронологические показания каждого отдельного варианта обладают высокой степенью точности, так как употребление их в бумаге в среднем не превышает пяти лет, а филиграни длительного, свыше десяти лет, употребления во всем корпусе водяных знаков практически отсутствуют.
Сравнительное изучение филиграней, выявленных в печатных изданиях России, и водяных знаков этого же типа в опубликованных справочниках приводит к выводу о значительных искажениях рисунков, внесенных исследователями в атласы. Процент филиграней с изношенных форм, по нашим данным, — ничтожно мал, так как формы своевременно поправлялись или заменялись другими. Из 686 повреждены лишь 24 филиграни.
Каталог, содержащий 686 филиграней XVII в., вводит в научный оборот новые варианты и разновидности типа “голова шута”, уточняет графику опубликованных знаков и их хронологические показания.
Каталог иллюстраций
Пятизубцовые
1
1634 г.
2
1635 г.
3
1635 – 1636 гг.
4
1634 г.
5
1640 – 1641 гг.
6
1640 – 1641 гг.
7
1650 – 1651 гг.
8
1650 – 1651 гг.
1651 г.
1652 г.
9
1650 – 1651 гг.
1650 г.
1651 г.
10
1650 г.
1650 г.
1650 г.
1651 г.
1651 г.
11
1651 – 1652
12
1651 – 1652 гг.
201
1678 г.
202
1689 г.
203
1690 г.
204
1684 г.
Семизубцовые
299
1651 – 1652 гг.
300
1655 г.
301
1655 г.
1656 г.
1656 г.
302
1655 г.
1656 г.
1656 г.
303
1655 г.
1656 г.
1656 г.
317
1664 г.
1665 г.
318
1665 г.
1666 г.
1666 г.
319
1667 г.
320
1661 г.
321
1677 г.
1679 г.
1680 г.
322
1678 г.
1679 г.
1680 г.
323
1684 г.
1684 г.
1684 г.
324
1684 г.
325
1686 г.
326
1687 г.
327
1689 г.
1691 г.
1691 г.
1692 г.
1692 г.
1692 г.
1693 г.
328
1688 г.
1689 г.
1689 г.
1690 г.
329
1683 г.
Дополнение
Атлас филиграней XVIII в.
_________________________
(687 – 729)
687
1701 г.
688
1703 г.
689
1703 г.
690
1703 г.
691
1704 г.
692
1704 г.
693
1705 г.
694
1706 г.
695
1709 г.
696
1723 г.
697
1703 г.
698
1706 г.
699
1705 г.
700
1705 г.
701
1705 г.
702
1707 г.
703
1707 г.
704
1705 г.
705
1706 г.
706
середина XVII в.
707
1709 г.
708
1709 г.
709
1707 г.
710
1714 г.
711
1714 г.
712
1716 г.
713
1706 г.
714
1706 г.
715
1715 г.
716
1707 г.
717
1707 г.
718
1711 г.
719
1706 г.
720
1707 г.
721
1711 г.
722
1722 г.
723
1729 г.
724
1705 г.
725
1707 г.
726
1703 г.
727
1715 г.
728
1715 г.
729
1709 г.
ДОПОЛНЕНИЕ
Указатель водяных знаков XVIII в.
и источников, на которых они обнаружены
размещено 25.11.2009
[1] Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1967. С. 101.
[2] Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII—XX вв.. М., 1959. С.24
[3] Гераклитов А.А. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963. С.23 (в сноске).