ПАЛЕОГРАФИЯ [из учебно-методич. пособия]

8 октября, 2019

ПАЛЕОГРАФИЯ [из учебно-методич. пособия] (41.37 Kb)

К числу важнейших вспомогательных исторических дисцип­лин относится палеография (от греческих слов: палайос — древний и графа—пишу). Эта дисциплина изучает историю письма, выявляет и исследует закономерности развития графи­ческих форм. Отдельные разделы палеографии исследуют письменные знаки, писчий материал, орудия письма, филиграни (водяные знаки) и видимые на бумаге изображения, художе­ственные украшения, переплет и т. п. в их историческом разви­тии. Это необходимо не только для правильности чтения ру­кописных текстов, но и для определения места и времени их возникновения, их авторов и истории создания, выявления раз­личного рода подделок. С 50-х гг. XX в. предметом для изуче­ния палеографии становится письмо нового времени.
      Таким образом, палеография призвана помочь историкам в работе над письменными памятниками. Хорошее знание ру­кописных текстов разных времен является предпосылкой для использования их как исторических источников.
      При изучении данной темы студенту необходимо придержи­ваться следующего примерного плана:
      1. Возникновение и развитие русской палеографии.
      2. Возникновение письменности у восточных славян.
      3. Славянские азбуки (кириллица и глаголица).
      4. Книжное дело на Руси (материал и орудия письма).
      5. Графика памятников письменности (устав, полуустав, скоропись).
      6. Палеография нового времени.
7. Применение палеографии в процессе исторического иссле­дования.
При изучении первого вопроса темы студент должен уделить основное внимание работам русских и советских ученых в об­ласти палеографии.
Несмотря на то что палеография как самостоятельная науч­ная дисциплина возникла во Франции в первой половине XVIII в., в Русском государстве приемы палеографического анализа использовались в практических целях значительно раньше. Так, в XV—XVII вв. в судебных процессах часто при-
[5]
менялась палеографическая экспертиза представленных доку­ментов для определения их подлинности.
      Первым русским собственно палеографическим исследова­нием были так называемые «Поморские ответы» (1717 г.) Анд­рея Денисова. Путем тщательного анализа он разоблачил под­дельные документы, представленные церковью.
      Большой вклад в дело становления русской палеографии внесли: представитель дворянской историографии первой поло­вины XVIII в. В. Н. Татищев, великий русский ученый М. В. Ло­моносов, просветитель второй половины XVIII в. Н. Н. Нови­ков, которые, изучая исторические документы, сделали целый ряд важных палеографических наблюдений, способствовавших выработке приемов анализа рукописей. Передовые русские уче­ные XVIII в. поставили вопрос о необходимости создания рус­ской палеографии и наметили пути ее развития.
      Историки первой половины XIX в. вели большую работу по собиранию и публикации летописных и документальных тек­стов. Одновременно появились и специальные исследования, ко­торые помогли палеографии сложиться в самостоятельную вспо­могательную историческую дисциплину. Так, в 1806 г. была опубликована работа А. Н. Оленина «Письмо к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском…». Тща­тельно проанализировав надпись на камне, Оленин затронул целый ряд вопросов, относящихся к изучению рукописей. Боль­шое значение для развития русской палеографии имели труды А. X. Востокова, К. Ф. Калайдовича, А. В. Горского и других ученых первой половины XIX в.
      Знаток русских древностей А. X. Востоков сделал подробное описание рукописей Румянцевского музея, К. Ф. Калайдович издал многие памятники древнерусской письменности, прило­жив к ним образцы письма того времени, А. В. Горский дал палеографический обзор славянских памятников по истории церкви.
С середины XIX в. создаются общие курсы русской палео­графии на основе расширения круга разнообразных историче­ских документов. Первым таким курсом были «Лекции по рус­ской палеографии» И. П. Сахарова, изданные литографским способом. В 1885 г. вышел обобщающий труд И. И. Срезнев­ского, который представлял собой обработанный курс лекций, прочитанных им в Петербургском университете. Срезневский рассмотрел вопросы возникновения и развития славянской аз­буки и распространения письменности на Руси, описал ряд па­мятников XI—XIV вв. и этим положил начало разработке исто­рии возникновения и развития палеографии в России, однако в своем труде автор рассмотрел только ранние типы письма:
устав и полуустав XI—XIV вв.
Значительное место в разработке вопросов русской палео­графии принадлежит А. И. Соболевскому. Помимо изучения развития русской графики до XV в., он исследовал также и ско-
[6]
ропись XV—XVII вв. Кроме того, А. И. Соболевский затронул более широкий круг вопросов: он рассматривал и изучал мате­риалы и орудия письма, водяные бумажные знаки, формат и переплет рукописей, орнамент, украшения и декоративное письмо.
      В начале XX в. было опубликовано большое количество па­леографических альбомов, имевших практическое значение, из­давались и учебники. Их авторами были Е. Ф. Карский, И. А. Шляпкин, Р. Ф. Брандт, Н. М. Каринский. Но из трудов дореволюционного времени следует особо отметить исследова­ния Н. П. Лихачева и И. С. Беляева. Лихачеву принадлежит заслуга в разработке вопросов, связанных с историей бумаги и бумажных водяных знаков. Он собрал и описал свыше 4000 та­ких знаков, являющихся важнейшими пособиями для дати­ровки рукописей. В отличие от своих предшественников Н. П. Лихачев выделил дипломатическую, или документальную, палеографию (акты и делопроизводительные документы) и ука­зал специфику ее исследования.
      Изучению скорописи посвящена работа И. С. Беляева, кото­рая являлась наиболее ценным пособием по изучению этого типа письма. Автор подробно описал внешний вид документов, привел примеры различных начертаний каждой буквы в ско­рописи         XV—XVIII вв.
      Подводя итог развитию русской палеографии в дореволюци­онное время, следует отметить, что дворянско-буржуазной исто­рической наукой был накоплен значительный палеографиче­ский материал, изучено большое количество рукописных памят­ников, сделаны попытки создания общих курсов. Однако по­следние строились на базе идеалистической методологии, без учета законов исторического развития. Дореволюционные ис­следователи не придавали палеографии общеисторического значения; они видели ее задачи в разработке чисто практических навыков работы над рукописными памятниками. В конце XIX— начале XX в. буржуазно-дворянские ученые отказались от изу­чения закономерностей развития письменности, что приводило некоторых ученых к преувеличенной оценке различных факто­ров, воздействовавших на ход этого процесса (например, влия­ние письменности одной страны на письменность другой выдви­галось на первое место).
      После Великой Октябрьской социалистической революции в связи с быстрым развитием исторической науки и усилением внимания советских ученых ко всем вспомогательным истори­ческим дисциплинам появился ряд ценных трудов по палеографии. Вместе с тем надо указать, что первые обобщающие ра­боты, написанные до революции, но вышедшие уже в первые годы Советской власти, страдали методологическими недостат­ками, характерными еще для буржуазной науки. К таким ра­ботам относятся труды В. И. Щепкина и Е. Ф. Карского. В них разработаны методы графического анализа, датировки рукопи-
[7]
сей по совокупности примет, приведен важный справочный ма­териал, но развитие письменности не рассматривается как обще­ственное явление.
      В 20—40-е гг. существенный вклад в изучение русской па­леографии внесли исследования И. Ф. Колесникова (по изуче­нию скорописи XV—XVIII вв.), М. Груньского (по изучению глаголицы), М. Н. Сперанского (по изучению тайнописи).
      В 1947 г. вышло учебное пособие Н. С. Чаева и Л.В. Черепнина «Русская палеография», которое было подвергнуто критике за изложение в нем истории письменности в отрыве от истории экономического, социального, политического и культур­ного развития Русского государства. Учтя практические заме­чания, Л. В. Черепнин подготовил новый учебник, который яв­ляется и в настоящее время одним из ценных пособий для сту­дентов-историков[1]. В этом труде автор анализирует памятники русской письменности до второй половины XIX в., включив около 200 иллюстраций, воспроизводящих графику, бумажные водяные знаки и различные изображения на рукописных доку­ментах различных эпох.
      В начале 50-х гг. в истории русской палеографии произошло крупное событие: при раскопках древнего Новгорода были от­крыты сотни берестяных грамот XI—XIV вв. и началось изуче­ние их письма. Большой вклад в изучение палеографии внесли работы А. В. Арциховского и М. Н. Тихомирова.
      С конца 60-х гг. начинают разрабатываться вопросы палео­графии XIX—XX вв., которые раньше почти не исследовались. Палеографии нового времени посвящена книга С. А. Рейсера «Палеография и текстология» (М., 1970). Обобщающей рабо­той, подводящей итоги достижений советской исторической науки в этой области, является учебное пособие М. Н. Тихоми­рова и А. В. Муравьева «Русская палеография» (М., 1966).
      Переходя ко второму вопросу «Возникновение письменности у восточных славян», студенту следует знать, что ее появление относится к периоду становления классового общества. Процесс разложения первобытно-общинных отношений и образования классов у восточных славян начинается с IV в. и завершается в IX в. установлением феодального способа производства и об­разованием Древнерусского государства.
      Рост производительных сил, появление частной собствен­ности на средства производства, формирование классов, раз­витие ремесел, торговли, складывание государства—все это вызывало потребность в развитии письменности. Вопрос о ее происхождении и начальных этапах развития является очень слож­ным из-за недостатка источников, а поэтому его нельзя считать окончательно решенным. Долгое время господствовало убеж­дение, что письменность пришла к восточным славянам вместе с принятием ими христианства в конце Х в. Но постепенно
[8]
стали накапливаться источники, опровергающие такое пред­ставление.
      Сначала славяне, видимо, как и большинство других наро­дов, пользовались рисунками, знаками-символами, т. е. у них существовало рисуночное, или пиктографическое, письмо. Зна­ками его служили «черты» и «резы», на основе которых и воз­никло древнее славянское письмо.
      О наличии на Руси письменности до принятия христианства свидетельствуют иностранные авторы-путешественники. Так, житель города Солуни Константин Философ по пути в Хазарию видел в Херсонесе богослужебные книги, написанные «русьскими письменами». Большинство ученых полагают, что этими письменами, применявшимися нашими предками еще в IX в., были греческие буквы, приспособленные к славянской речи.
      Арабский путешественник и писатель ибн-Фадлан во время своего пребывания у волжских болгар в начале Х в. красочно описал похороны знатного руса, упомянув, что на могильном памятнике было написано имя умершего и имя князя русов[2].
      Ценно сообщение и другого арабского ученого и путешест­венника начала Х в. аль-Масуди, утверждавшего, что он обна­ружил в одном из русских храмов пророчество, начертанное на камне. А персидский ученый Фахр ад-Дин в начале XIII в. со­общил, что хазарское письмо происходит от русского.
      Тексты договоров Руси с Византией, относящиеся к первой половине Х в., также неопровержимо доказывают, что письмен­ность была распространена до официального принятия христи­анства. Особенно интересно указание в договоре 911 г. о том, что Русь и Византия и в предыдущее время решали спорные вопросы не только словесно, но и письменно.
      Исключительно важное значение для изучения вопроса о ха­рактере древнерусской письменности представляет находка, сделанная в 1949 г. при раскопках одного из Гнездовских кур­ганов около Смоленска. На одном из черепков глиняного со­суда, относящегося ко второй четверти Х в., ученым удалось прочитать надпись «гороухща» (т. е. горчица). Эта надпись не вызывает сомнения в том, что письменность у восточных славян появилась довольно рано, а распространение грамотности на Руси, в том числе среди простых трудовых людей, восходит к начальным десятилетиям Х в.
      Подробнее о происхождении славянской письменности сту­дент может прочитать в первой главе указанного выше учеб­ника Л. В. Черепнина.
      Прослеживая развитие письменности на Руси, нужно оста­новиться на древнеславянских азбуках (третий вопрос).
      Древнейшие восточно-славянские рукописи написаны двумя различными алфавитами. Один из них называется кириллицей, другой — глаголицей. Кириллица получила свое название от
[9]
имени византийского миссионера Константина Философа, жи­теля Солуни, который в монашестве принял имя Кирилла. Кирилл и его брат Мефодий явились составителями славян­ской азбуки. Слово глаголица, подобно слову буквица, озна­чает азбуку вообще.       Кириллица первоначально состояла из 43 букв, глаголица — из 39.
      Вопрос о том, что древнее — кириллица или глаголица, до сих пор не решен окончательно. Некоторые ученые, как, напри­мер, советский литературовед и историк культуры Д. С. Лиха­чев, полагают, что господствующей кириллица стала лишь в от­носительно едином раннефеодальном Древнерусском государ­стве. До этого кириллица и глаголица, так же как и другие ал­фавиты, могли существовать одновременно. В целом же боль­шинство ученых считает, что глаголица возникла раньше ки­риллицы.
      С начертанием букв кирилловского алфавита и глаголицы студент может ознакомиться по указанному учебнику Л. В. Черепнина (с. 96—98).
      Важной задачей палеографии является изучение книжного дела на Руси (материалов и орудий письма)—4-й вопрос плана. Это необходимо знать для правильной датировки и уста­новления подлинности исторических документов.
      Материалом для большинства письменных памятников до XIV в. служил пергамент, а в быту употреблялась береста. Слово «пергамент» входит в употребление в Российском госу­дарстве только с XVIII в. В Древней Руси он имел особое на­звание «хартья» (хартия). С XIV в. пергамент постепенно вы­тесняется бумагой.
      Самый тонкий, но прочный пергамент получали из кожи мо­лодых ягнят. Однако для выделки пергамента чаще всего ис­пользовались телячьи, бараньи и козлиные кожи. Их тщательно промывали, обрабатывали поташом, чистили внутреннюю и внешнюю стороны, натирали мелом для удаления жира, обра­батывали пемзой, растягивали на раме для просушки и, нако­нец, резали на листы.
      В быту, как показали раскопки в Новгороде, Смоленске и других городах, употребляли бересту. Орудием письма на ней служила металлическая или костяная палочка, которой нано­сили текст. С содержанием и графикой берестяных грамот сту­дент может ознакомиться по книге В. Л. Янина «Я послал тебе бересту…» (МГУ, 1975).
      На пергаменте и бумаге писали чернилами, имевшими на русских рукописях коричневый или бурый цвет. В химический состав чернил входили соли железа и дубильные вещества. В качестве последних применялись обычно так называемые чернильные орешки (наросты на листьях дуба). Употреблялись также чернила из сажи и отвара дубовой коры. Для просушки надписей использовали кварцевый песок, которым посыпали рукопись.
[10]
      Помимо чернил, применялись и краски, особенно красная, для заголовков или заглавных букв, а иногда и для первых строк. Отсюда происходят выражения «красная строка», «руб­рика» (от латинского слова рубер, т. е. красный). Краску (ки­новарь или сурик) разводили главным образом на яичном белке, чтобы она была прочнее. Кроме красной, употреблялась зеленая или синяя краска, но значительно реже. Письмо чернилами и красками не было одновременным процессом. Сна­чала писали чернилами, а для красных букв и строк оставля­лись места, заполнявшиеся позже. Для особо ценных рукопи­сей применялось золото — листовое и твореное. Золотые листики приклеивались к пергаменту или бумаге, а твореное золото упо­треблялось в виде краски и представляло собой порошок, сме­шанный с клейкими веществами. Серебро в рукописных памят­никах встречается крайне редко.
      На всех русских рукописях писали предварительно обрабо­танными гусиными, реже лебедиными перьями. Сначала перо» чтобы сделать его упругим и удалить жир, втыкали в горячий песок или золу, затем кончик пера очиняли, а в середине де­лали небольшой расщеп. (Для очинки употребляли перочин­ный нож, одновременно выполнявший и роль ластика.) Для письма красками использовали кисти. В XVII в. начинают по­являться и карандаши.
      С XIV в. пергамент стал вытесняться бумагой. Ее привозили из Италии, Франции, Германии, а также с Востока (Самар­канд). Появившаяся первой итальянская бумага к концу XIV в. вытесняется французской, получившей наибольшее распростра­нение в  XV—XVI вв., которая в свою очередь с конца XV в. уступает место немецкой. Попытка наладить собственное Произ­водство бумаги относится к XI—XVIII вв.
      До утверждения в XIX в. машинного способа производства бумаги она изготовлялась вручную следующим способом. Во­локнистый материал из льняного или пенькового тряпья варили с золой и известью, промывали и размалывали. Полученную кашицеобразную мелковолокнистую массу погружали в чан с водой и затем черпали оттуда специальной формой в виде прямоугольника с натянутой на нем проволочной сеткой. При этом вода стекала, а масса задерживалась на сетке, и высы­хала. Слежавшийся тонкий бумажный слой извлекали и под­вергали выглаживанию и лощению. Для того чтобы лист бумаги стал жестким и не пропускал чернила, его погружали в раствор желатина, приготовлявшегося из рогов и копыт животных. Обычно на сетке формы делали какой-нибудь рисунок из про­волоки (два круга, пересеченные линией, кораблик, гусь, пер­чатка, орел, рожок и др.). В результате на листе оставалось видимое на свет изображение рисунка, называемое водяным знаком или филигранью. Наличие на бумаге таких знаков слу­жит для историка важным датирующим признаком.
      Студенту  рекомендуется  ознакомиться с филигранями
[11]
итальянской, французской, немецкой бумаги, а также с водя­ными знаками бумаг других стран по указанному учебнику Л. В. Черепнина (с. 225—229).
      Дошедшие до нас древние рукописи на листах пергамента  неодинаковые по размеру. С распространением бумаги входят в употребление листы двух форматов. Один из них соответство­вал формату современного писчего листа, другой был вдвое больше. Как правило, листы продавались сложенными вдвое и водяной знак при этом находился в середине одной из половин сложенного листа. Рукопись в большой лист называлась «дестным» листом; листы, сложенные вторично пополам, давали ру­копись, написанную в четверку (или в «полдесть»); затем шла восьмушка и далее шестнадцатая часть. Для обозначения формата рукописей или книг пользуются не только терминами, но и специальными знаками: 1°—лист, 4°—четверть листа, 8°—восьмушка, 16°—шестнадцатая часть.
      Тексты рукописей обычно скрепляли в тетради из 16 стра­ниц (форматом в 4°), исписанных с обеих сторон. Если рукопись была большая, то тетради сшивали в книгу, для которой де­лали переплет. Он представлял собой две доски, обтянутые ко­жей или дорогой тканью (отсюда существует выражение «чи­тать от доски до доски»). Переплеты ученых и церковных книг украшались золотыми или серебряными окладами, драгоцен­ными камнями, на коже переплета делалось тиснение. Для скрепления переплетов изготовлялись застежки, иногда золо­тые или серебряные. Страницы книг нередко украшались орна­ментами, выполненными в определенном стиле. Так, в XI—XII вв. применялся так называемый старорусский орнамент, состоявший из геометрических фигур и стилизованных изобра­жений растений. С XIII в. стал употребляться орнамент, кото­рый изображал фантастических животных. С возникновением книгопечатания в XVI в.[3] появляются новые виды орнаментов, которые в дальнейшем изменялись и развивались.
      Многие русские рукописи украшались миниатюрами (рисун­ками). Так, 12-томный Лицевой летописный свод содержит 16 тысяч миниатюр. С развитием книгопечатания миниатюры постепенно заменяются книжными гравюрами.
      Рассматривая графику русской письменности (5-й вопрос), надо отметить, что в русских рукописных книгах и документах наблюдаются три основных последовательно сменявших друг друга типа кирилловского письма: устав, полуустав и ско­ропись. Для изучения их графики студенту рекомендуется озна­комиться с приложениями к книге М. Н. Тихомирова и А.В.Му­равьева «Русская палеография» (М., 1966), с приложениями к пособию А. П. Пронштейна и В. Я. Кияшко «Вспомогатель­ные исторические дисциплины» (М., 1973), а также с фотоко-
[12]
пиями рукописей в названном учебнике Л. В. Черепнина (с. 154—155, 249—250).
      Древнейшим типом письма является устав, которым были написаны русские рукописи до XIV в. В уставе, как правило, буквы писали прямо, перпендикулярно строке, с правильными линиями и округлениями, ровным нажимом, отдельно и на рав­ном расстоянии одна от другой, но без разделения текста на от­дельные слова. Устав XI—XII вв. отличается от более позднего большей шириной букв и большими расстояниями между ними. Из знаков препинания в рукописях, написанных уставом, встре­чаются точка и запятая. Они ставились там, где была оста­новка речи при чтений, но в ряде случаев употреблялись про­извольно. Сокращений слов в уставе мало.
      Памятниками уставного древнерусского письма являются Остромирово евангелие (1056—1057 гг.), Изборник Святослава (1076 г.), Мстиславское евангелие (1115 г.) и ряд других ру­кописей.
      В XIV в. на смену уставу приходит полуустав. Им написаны рукописи XIV—XV вв., а в ряде памятников литературы и пуб­лицистики полуустав применялся вплоть до XVIII в. Геометриче­ский принцип в нем нарушается: в прямых линиях букв допу­скается кривизна, закругления не плавные. Писали полууста­вом быстрее, чем уставом, и поэтому буквы стоят не на оди­наковом расстоянии и имеют наклон, что свидетельствует о бо­лее быстром их начертании. В полууставе больше сокращений, больше букв, вынесенных над строкой. В ряде случаев текст делится на слова и фразы.
      В связи с развитием книжной и деловой письменности, кото­рое требовало значительного ускорения процесса письма, в XV в. распространяется скоропись, занявшая в XVI—XVII вв. господ­ствующее положение. Она применялась для написания различ­ных грамот, актов, записей, книг религиозного содержания, произведений светского характера. Возникнув, скоропись посте­пенно разделилась на московскую, киевскую и белорусскую, которые отличались друг от друга графикой ряда букв, их ва­риантами.
      Для скорописи характерна большая свобода письма, значи­тельное количество вариантов букв, размашистость, непропор­циональность, крючковатость. Наблюдается переход к связ­ному написанию соседних букв, заметное увеличение количества выносных букв над строкой. Графика скорописи отличается от полуустава свободой нажимов и взмахов. Стремление к ускоре­нию письма, особенно заметное в XVII в., приводило часто к сильному искажению вида букв, которые в ряде случаев можно было прочитать лишь в составе слова.
      Студенту следует обратить внимание на то обстоятельство, что буквы кирилловской азбуки во всех трех типах письма упо­треблялись не только в своем прямом значении, но и как цифры, числа. При этом над отдельной буквой или рядом букв, обо-
[13]
значавших число, ставилось титло[4]. С примером обозначения чисел буквами в русском письме до XVIII в. можно ознако­миться в указанном выше пособии А. П. Пронштейна и В. Я. Кияшко.
      В заключительной части этого раздела следует сказать, что в ряде случаев буквы или какие-либо другие знаки употребля­лись не в обычном значении, а для тайнописи или криптогра­фии, которая применялась с XII в. сначала для скрытия имени автора, а затем в целях зашифровки текстов, имеющих поли­тическое, религиозное значение, а также в дипломатической переписке. Существовало несколько способов тайнописи; Важ­нейшими из них были следующие:
      1) замена букв кирилловского алфавита некоторыми бук­вами других алфавитов;
      2) изменение начертания букв кирилловского алфавита (от­дельные элементы букв не дописывались);
      3) счетная система тайнописи, основанная на том, что боль­шинство славянских букв имеют числовое значение;
      4) написание букв в каждой строке в обратном порядке.
В наше время расшифрованы почти все русские тексты, на­писанные тайнописью.
      При изучении вопроса о палеографии нового времени — неографии (6-й вопрос) студенту рекомендуется ознакомиться с ра­ботой С. А. Рейсера «Палеография и текстология нового вре­мени» (М., 1970).
      Нужно сказать, что если число русских письменных памят­ников до XVIII в. ограниченно и палеография стремится вы­явить, обработать и учесть данные по возможности всех рукопи­сей и книг, то неография, напротив, испытывает трудности из-за обилия материала. Письменные памятники нового времени (с XVIII в.) дошли до нас поистине в неисчислимом количестве. При изучении данного раздела студенту необходимо в первую очередь обратить внимание на материал, орудия и графику письма рассматриваемого периода.
      С XVII в. в России получила наибольшее распространение голландская бумага, которая употреблялась и в XVIII в. Эту бумагу легко определить по водяным знакам. Одновременно с голландской начинает входить в употребление и бумага оте­чественного производства, имевшая свои отличительные фили­грани. В конце XVIII—XIX в. в России наряду с белой бума­гой в широком употреблении была цветная, чаще всего светло-синяя и синяя. Бумага, применявшаяся в конце XIX—начале XX в., была относительно хорошего качества и соответствовала всем требованиям, предъявляемым к ней. Резкое ухудшение ка­чества бумаги в нашей стране относится ко времени граждан­ской войны, когда писчую бумагу заменяла газетная, которая
[14]
была недолговечна и быстро разрушалась даже в условиях хо­рошего хранения. В настоящее время в мировой бумажной про­мышленности существует не менее тысячи сортов бумаги.
      Использовавшиеся для письма в XVI—XVII вв. отдельные листы или столбцы (свитки) в самом начале XVIII в. уступили место гораздо более удобным тетрадям (книгам).
      В первой половине XVIII в. в рукописях текст обычно зани­мал весь формат листа, в конце XVIII—первой половине XIX в, текст располагался не более чем на 60—70% его площади (оставались большие поля), позднее лист вновь начинает за­полняться целиком. Во время бумажного кризиса в годы граж­данской войны специальными приказами по всем учреждениям запрещалось писать размашисто, оставлять поля и незаполнен­ные обратные стороны листов. В наши дни рукописи, а также документы делопроизводства пишутся на одной стороне листа. Эти данные студент должен знать для правильной датировки рукописей нового времени.
      Вплоть до середины XIX в. чернила изготовлялись чаще всего домашним или кустарным способом по старым рецептам. Поиски устойчивых составов привели в 1885 г. к изобретению ализариновых чернил, которые затем были заменены антрацетиновыми и, наконец, анилиновыми. Введение в них спирта при­вело к быстрому высыханию написанного, что сначала устра­нило песок, а потом сократило употребление промокательной бумаги. В настоящее время в СССР употребляются чернила пяти цветов: черные, зеленые, синие, фиолетовые и красные.
      До 30-х гг. XIX в. в России преимущественно писали гуси­ными перьями, затем появились металлические (стальные). Однако нужно помнить, что переход от гусиных перьев к ме­таллическим был очень длительным. Так, в учебной практике металлическое перо укрепилось только в 80-х гг. XIX в., а про­винциальные нотариальные конторы, канцелярии приставов, военное ведомство пользовались гусиными перьями приблизи­тельно до русско-японской войны. Переход от стальных перьев к авторучкам в начале XX в. изменил характер написания букв, который стал более ровным, а двунажимное письмо усту­пило место однонажимному.
      Карандаш в виде вставленного куска графита в дерево на­чал употребляться с начала XVII в., но повсеместное распро­странение в России он получил только в XVIII столетии. При­близительно с начала XX в. появились так называемые меха­нические или автоматические карандаши. В настоящее время промышленность СССР выпускает три основные группы каран­дашей: черные графитовые, копировальные и цветные.
      В середине 40-х гг. XX в. широкое распространение полу­чили шариковые ручки, однако первое время они были крайне несовершенны из-за низкого качества пасты и пишущего узла. С 1966 г. наша промышленность приступила к выпуску шари­ковых ручек улучшенной конструкции, которые сразу завое-
[15]
вали популярность и с этого времени стали одним из основных орудий письма.
      К последней трети XIX в. относится изобретение пишущих машин, которые в дальнейшем получили массовое распростра­нение. В настоящее время машинопись нашла применение во всех документах государственных и общественных организаций.
      Далее нужно остановиться на характеристике графики рус­ского письма нового времени. В 1707—1710 гг. в России был введен гражданский шрифт и арабские цифры вместо исполь­зовавшихся ранее буквенных обозначений чисел. Закругленная форма букв гражданского шрифта влияла на изменение в том же направлении начертания скорописных букв. Значительно уменьшилось количество вариантов одной и той же буквы. Со­кратилось число выносных букв, которые совсем исчезли к концу XVIII в. В современном значении начинают употреб­ляться заглавные буквы. Письмо приобретало более связный характер. Текст постепенно начал делиться на слова, но пред­логи с именами существительными в первой половине XVIII в. писали вместе. В 1755 г. М. В. Ломоносов выпустил в свет «Грамматику», которая устанавливала раздельное написание предлогов.
      Гражданский шрифт исключал йотированные буквы, а также кси, пси, омегу. Постепенно эти буквы исчезли также из ско­рописного письма.
      Важное значение для изменения состава русского алфавита и правил орфографии имела реформа 1918 г. Она исключала все буквы, которые дублировали друг друга, а именно: ять, фиту, i (десятиричное), ижицу, поскольку они совпадали по своему значению с буквами е, ф, и. Кроме того, твердый знак ъ был сохранен для обозначения твердого произношения соглас­ных йотированными гласными. В отношении буквы ё в декрете имеется пункт, в котором признавалось желательным, но не обязательным ее употребление.
       Студенту также следует ознакомиться с русскими типограф­скими шрифтами в их историческом развитии. Подробно об этом рассказано в книге: Щицгал А. Г. Русский гражданский шрифт. 1708—1958. М., 1959.
      Данные палеографии помогают историку не только понять содержание источников, но и решить ряд источниковедческих проблем, т. е. установить время и место возникновения доку­ментов, имя автора, их подлинность, наличие вставок и неко­торые другие вопросы.
      При работе над старыми рукописями для определения вре­мени их создания очень важно обратить внимание на фили­грани, так как они наиболее точно датируют текст на бумаге. Существенную помощь в этом оказывают специальные аль­бомы водяных знаков. Косвенным указанием на время воз­никновения документа могут служить миниатюры, орнамент, формат бумаги, расположение на ней текста.
[16]
      В отдельных случаях, правда тоже приблизительно, доку­менты можно датировать по орудиям письма, помогающим установить ту временную границу, раньше которой документ не мог появиться. Машинописный документ, например, не мог воз­никнуть до 70-х гг. XIX в., а текст, написанный металлическим пером, нельзя датировать ранее 30-х гг. того же столетия.
Важное значение при определении времени создания письменных исторических источников имеет графика письма, поэтому историку необходимо знать особенности начертания букв в тот или иной период, помнить время выхода из употреб­ления отдельных букв, знаков, а также появления новых. Так, рукописи, в которых встречается и, не могли появиться раньше 1735 г.; если над словами имеются ударения, документ дати­руется не ранее XVII в. и т. д.
Для установления времени возникновения рукописей следует привлекать данные других вспомогательных исторических дис­циплин: метрологии, хронологии, сфрагистики и др.
      Для решения вопроса, связанного с местом происхождения источника, безусловно, на первом месте стоит раскрытие его внутреннего содержания. Вместе с тем в этом отношении важ­ную роль играют и внешние признаки, а также данные языка. Так, в новгородских грамотах часто вместо ц употребляется ч (конецъ—конечъ), в псковских наблюдается смешивание з и ж, а также с и ш (жизнею—зизнею, сизый—шизый). Характерной особенностью двинских рукописей является замена пред­лога в на у.
     Одной из практических задач палеографии является опре­деление авторов, писцов, переписчиков изучаемых документов по почеркам. Для этого необходимо изучение почерков деяте­лей исторического прошлого.
      Палеографические наблюдения очень важны при решении вопроса о подлинности изучаемого документа, так как историку иногда приходится иметь дело с поддельными рукописями. Вы­явление таких подделок является одной из главных задач ис­следователя. Так, известными фальсификаторами рукописей в России в начале XIX в. были Сулакадзев и Бардин. До на­шего времени дошли свыше 20 подделок Бардина, в том числе четыре экземпляра «Слова о полку Игореве» и пять экземпля­ров Русской правды. Для выявления подделок историк прежде всего должен исследовать материал, на котором написан до­кумент, его графику, подчистки текста и т. п. Более подробно с приемами выявления поддельных рукописей студент может ознакомиться по названной книге Л. В. Черепнина.
      При изучении истории русской палеографии следует отме­тить, что возникновение письменности на Руси связано с оформ­лением древнерусской народности, развитием социально-эконо­мического строя и культуры. Образование Древнерусского госу­дарства обусловило введение единого алфавита и его развитие.
[17]
      В процессе формирования, расширения и централизации Русского государства развивалась и русская письменность: вы­рабатывалась графика, типы и виды письма, изыскивались ма­териал и орудия, утверждались приемы его декоративного оформления. В последующие периоды определились граммати­ческие основы русского национального языка.
Контрольные вопросы
      1. Каковы задачи палеографии как вспомогательной исто­рической дисциплины?
      2. Какие работы русских и советских ученых в области па­леографии вы знаете?
      3. Как изменилась графика памятников русской письмен­ности с Х по XVIII в.?
      4. Как датируются рукописные памятники по графике и во­дяным знакам?
      5. В чем состоит особенность памятников письменности но­вого времени?
Литература
Муравьев А. В. Учебно-методическое пособие со сбор­никами снимков русского письма XI—XVIII вв. М., 1975.
Пронштейн А. П., Кияшко В. Я.  Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1973.
Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970.
Тихомиров М. Н., Муравьев А. В. Русская палео­графия. М., 1966.
Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956.
 Л.И. Рачков,  Л.И. Чуистова
Глава из книги: Рачков Л.И., Чуистова Л.И. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебно-методич. пособие для  студентов-заочников истфак. педагогич. ин-тов / Отв. ред. проф. А.В. Ушаков; Московский гос. заочный педагогич. институт. М.: Просвещение, 1982. С. 4 – 17 (глава 1).
Материал размещен 15.12.2005


      [1] См.: Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956.
      [2] См.: Путешествие ибн-Фадлана на Волгу. М.—Л., 1939, с. 83.
      [3] Первая печатная книга в Русском государстве была выпущена Ива­ном Федоровым в 1564 г. и называлась «Апостол».
      [4] Титло — условный значок в виде прямой или изогнутой черты. Кроме чисел и цифр, титло указывало и на сокращение в слове.

(1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Рачков Л.И., Чуистова Л.И.
  • Размер: 41.37 Kb
  • © Рачков Л.И., Чуистова Л.И.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции