В.В. Авдеева. Династия священно–церковнослужителей Травницких на юге Нижегородской области (33.16 Kb)
В «Воспоминаниях…» князя Сергея Волконского, внука декабриста Волконского, есть такие строки: «Мы не умеем пользоваться стариками. Когда они говорят о прошлом, молодежи скучно, а когда они говорят о настоящем, молодежь им дает понять, что они суются не в свое дело. А когда мы сами старимся, тогда жалеем, но уже поздно. Не сразу человек понимает, что обогащение жизни не в том, чтобы спорить по существу, а в том, чтобы возможно больше воспринять, собрать и сохранить». Я очень хорошо это поняла, когда не стало ни одного родного старика, а сама я стала пенсионеркой. Вот тогда я и решила, наконец, заняться историей моей семьи. Но спросить уже было не у кого. Из кратких бесед с папой Владимиром Александровичем Травницким я знала, что рос он в очень большой семье, в которой было десять детей. Папа был восьмым ребенком. Отец его умер очень рано, и моя бабушка Мария Павловна осталась одна с маленькими детьми. Младшей дочке было два года. Началась сиротская жизнь. Бабушка прожила долго и умерла в 1963 году. Ей было 89 лет. Мне о своей жизни она ничего не рассказывала. Поддерживали отношения мы только с семьей самой младшей её дочери Зинаиды и дочкой старшего сына Павла. Уже будучи взрослой, я узнала, что дед был дьяконом. Это были все мои познания о папиной родне. О нем самом остались данные в автобиографии, в трудовой книжке и в учетной карточке члена КПСС. С 1944 года и до ухода на заслуженный отдых папа работал журналистом в отделе пропаганды и агитации Обкома КПСС (ранее ВКП(б)). Родился он в 1905 году. Умер в 1994 году. Ему было 88 лет.
С этих скудных данных я начала свои поиски. Сначала просмотрела клировые ведомости по церкви села Кочуново Бутурлинского района (ранее Княгининского уезда). Это родина папы. В них собрана вся информация о священно – церковнослужителях, о церквях, в которых они служили, о доходах, о земле, принадлежащей им, о поведении их самих и их детей. После 1766 года, когда Екатерина II привила себе оспу, появилась графа о привитии оспы в семьях священно – церковнослужителей. В конце XIX века этой графы не стало. Видимо, уже все делали прививку в обязательном порядке. Обо всех награждениях, а также о неблаговидных поступках и наказаниях, которым подвергались служители церкви, сообщалось в этих ведомостях. Не забывались семьи, которые оставались после умершего служителя церкви, а также и заштатные служители, которые по старости или по болезни не могли служить. Очень сильно были развиты родственные чувства. Дети никогда не бросали родителей. Старшие дети заботились о младших. Жизнь предков проходит перед глазами. Начинаешь представлять, как они жили, что их окружало. Сердце мое замерло, когда я увидела данные о моем деде Александре Павловиче Травницком и, главное, его автограф («К сему руку приложил Александр Павлов Травницкий»). Это была первая удача.
ДЕД
Дед мой родился в 1870 году в селе Михалков Майдан Лукояновского уезда (ныне Б – Болдинский район) в семье священника Павла Федоровича Травницкого. Учился сначала в Починковском Духовном училище, а затем в Лукояновском городском двуклассном училище, закончив которое, был определен учителем в церковно-приходскую школу. Ему было 18 лет.
В 1889 году дед был определен псаломщиком в село Вергизай Княгининского уезда (ныне Бутурлинский район), где стал учителем школы грамоты. В этом селе жили его младшая сестра и мать. В 1891-1892 г.г. в Лукояновском уезде свирепствовал голод. Население питалось лепешками из высушенной и смолотой лебеды, которые внешним видом напоминали кусок асфальта. Употребляли в пищу отруби, клевер, крапиву, липовый лист. Так, наверное, питались и мои предки. И во время этого голода наблюдался один из парадоксов русской жизни. В 1892 году крестьянских свадеб было гораздо больше, чем в обычные годы. Оказалось, разгадка была проста: “девки подешевели” благодаря тому, что кормить их было нечем. Небогатые мужики спешили женить своих сыновей. А мой дед рос без отца. Видимо, в это время и женился дед на моей бабушке Марии Павловне Тольской, дочери псаломщика. В 1893 году у них родился старший сын Павел.
Но надо было продвигаться по службе. В 1901г. Его Преосвященством Преосвященнейшим Назарием, Епископом Нижегородским и Арзамасским он был рукоположен в дьяконы к Покровской церкви с. Кочуново Княгининского уезда, где опять учительствовал в школе грамоты. Всего в школе, например в 1910 г., обучалось 59 мальчиков и 14 девочек. Законоучителем в школе был священник этой же церкви Константин Селунский. Его дочь Софья какое-то время тоже преподавала в этой школе. Село большое – 519 дворов. Проживало в нем 1236 мужчин и 1380 женщин, из них 14 мужчин и 24 женщины были раскольниками. Это данные за 1906 г. В обязанность служителей церкви входило обращать в православие раскольников. Это поощрялось.
Построена церковь в 1866 году на средства помещика с. Кочуново князя Александра Ивановича Мустафина. До сих пор улицу, где стоит церковь, называют Князевой улицей, а пруд, которым заканчивается улица, Князевым. По преданию всё село носило яйца на строительство церкви, на них замешивали раствор. Наверное, поэтому церковь до сих пор сохранилась. Стоит она на большой площади, видна со всех сторон и даже сейчас, полуразрушенная, выглядит красиво. Сохранилась роспись, хотя краски поблекли. При советской власти храм был частично разрушен, и некоторое время в нем находились мельница и склад.(Илл.1,2) «Церковь каменная с таковою же оградой. Колокольня помещается в одной из пяти глав храма, крепка и поместительна. Под колокольней устроена сторожка. Церковная земля удобна для обработки, но обесценена ввиду обилия земли, находящейся в распоряжении крестьян. Священник, Дьякон и Псаломщик сдают землю исполу, часть земли по случаю войны осталась незанятой». Это строки из клировой ведомости за 1915 год. Дом дьякона построен в 1896 году и составляет собственность церкви и прихода.
В 1891 г. была выстроена, а в 1899г. заново перестроена деревянная теплая церковь в честь Святого Николая Чудотворца с деревянной колокольней и оградой. К церкви были приписаны две часовни: одна при выезде в с. Инкино, другая на кладбище. По рассказам старожилов при советской власти деревянную церковь сожгли. На ее месте и на кладбище около нее построили магазин. Очень больно сознавать это. Кладбище, на котором похоронен мой дед, тоже не сохранилось. Церковь и могилы священнослужителей были разграблены в 30-е годы 20 века.
Семья деда была небогатой, недвижимого имения ни от родителей, ни от жены не имела, содержание дед получал « от земли, руги приходской и треб». Дети были хорошего поведения. Все старшие сыновья Павел, Константин, Александр, Петр закончили Лысковское Духовное Училище. Девочки учились в местной школе. Все шло хорошо, но в 1913 г. серьезно заболел дед. Старший сын Павел, получив духовное образование, не пошел служить в церковь, а отправился в Москву работать на завод по найму. Но больной отец вызвал его и, как старшего, просил в случае смерти занять его место и в семье, и по службе. Дед умер молодым в 1913 году. Ему было всего 43 года. Его даже дедом не назовешь. Остались на бабушкиных руках 10 детей, младшей дочке было всего 2 года.
Все заботы о семье легли на Павла. Сестру Серафиму он определил в Нижегородское женское Епархиальное училище, которое находилось в Холодном переулке в здании нынешнего Дома Офицеров. При училище был приют, в котором стал жить и учиться мой папа под присмотром старшей сестры. Ему было 8 лет. Училась Серафима бесплатно, как сирота, и жила в Крестовоздвиженском монастыре. Монастырь находился в конце города у Арзамасской заставы (ныне пл. Лядова). Крестовоздвиженский монастырь видел в своих стенах множество знаменитых путешественников и удостоился посещением высочайших особ. Он являлся одним из замечательных женских монастырей России «по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку». При нем было общежитие, больница для больных, престарелых, не имеющих родных и всеми оставленных.
Училище давало девочкам прекрасное учительское образование. Изучали Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, математику, географию, гражданскую историю, обязательно было чистописание, пение, занимались рукоделием. Музыку преподавали за дополнительную плату. По окончании образования выдавался аттестат на право быть домашней наставницей и учительницей, и правила и обязанности учительниц. По окончании каждого года занятий воспитанием детей в частном доме наставница обязана была представить Директору Училищ отчет о своих занятиях и одобрительные о себе свидетельства от Уездного Предводителя дворянства и от лиц, у которых исполняла свои обязанности. Только при точном соблюдении правил она получит право по выслуге в этом звании не менее 20 лет воспользоваться пенсией или вступить в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенное содержание. Моя тетя Сима всю жизнь проработала учительницей в сельской школе и умерла от туберкулеза в 1960 году.
Жизнь раскидала большую дедову семью. Дочь Екатерина умерла, когда ей было 18 лет, вскоре после своего отца. Другая дочь Елизавета уехала жить в Москву. Найти родственников по женской линии практически невозможно. Сын Александр жил в г. Коломна Московской области и умер в 1962 г.. Про его брата-близнеца Петра ничего неизвестно.
После окончания Лысковского духовного училища Константин был определен в псаломщики в с. Глушенки Сергачского уезда. Священником в Глушенках служил его двоюродный брат Крылов Леонид Яковлевич. Константин прослужил недолго. В этом же году его взяли на действительную военную службу, видимо на первую мировую войну. Он остался жив. На Отечественную войну его опять призвали. В Книге Памяти погибших в ВОВ я нашла фамилию Травницкого Константина Александровича, который пропал без вести в самом начале войны в 1941г. В Бутурлинском военкомате я пыталась выяснить, от кого получены эти сведения. Но там никаких данных не нашли. Удивительно. В Книге значится, а откуда сведения – неизвестно.
Погиб на войне и самый младший брат папы Николай.(Илл.4) Он погиб в 1942г. А до войны жил в п. Ильино. Про его семью мне тоже пока ничего неизвестно.
Павел по просьбе матери занял место отца и стал служить дьяконом, но 1937г. сыграл в его судьбе роковую роль. Он был арестован и осужден «тройкой», приговорен к десяти годам лишения свободы. Отбывал наказание в Буреполомской колонии. В архиве я ознакомилась с его следственным делом. Дело, как и многие другие дела, было сфабриковано по доносу. Арестовали его в селе Сурадеево в ноябре во время престольного праздника «Казанская», когда гуляла вся деревня. В селе он оказался случайно, но кому-то, видимо, надо было от него избавиться. А в это время шла подготовка к выборам в Верховный Совет СССР, и не закончена была уборочная кампания. Павла обвинили в контрреволюционной агитации, направленной «на подрыв мощи существующего строя». Два свидетеля, которые давали показания против Павла, были из с. Бутурлино, один– из с. Вергизай. На допросе на все вопросы следователя они отвечали практически одинаково. Пятого ноября 1937г. Павла арестовали, 6 ноября вышло постановление о предъявлении обвинения и избрания меры пресечения, 11 ноября выдан ордер на обыск и арест. При обыске, произведенном 12 ноября, «ничего не обнаружено». В этот же день произведен допрос Травницкого Павла Александровича, на котором вину свою он не признал, так как антисоветскую агитацию не вел. 12 ноября сняты показания с трех свидетелей. Очень интересно социальное происхождение одного из свидетелей: «до революции – крестьянин-середняк, после революции – крестьянин-бедняк, в данное время – служащий». Видимо, так было удобно. Образование у двоих – «низшее», а третий – служитель культа, закончил Духовную Семинарию. 14 ноября составлено обвинительное заключение. Следственное дело закончено и направлено на рассмотрение «тройки» УНКВД Горьковской области. Все очень быстро. И отправили Павла Травницкого отбывать наказание в Буреполомскую колонию № 4 сроком на 10 лет. Старшая дочь Павла была в это время замужем, поэтому в анкете она не указана. Наверное, не хотел причинить ей неприятности. А с женой остались два сына 12 и 3 лет.(Илл.5) В 1940г. после ознакомления с делом Павел написал прошение о помиловании и снятии судимости. Отбывая наказание, он работал столяром, по-стахановски выполняя нормы, за что получал улучшенное питание и бытовые условия. Но в прошении ему отказали. Решение «тройки» УНКВД оставили в силе. Павел так и не вернулся домой. Он умер в 1943г., не дожив до конца срока четыре года. Ему было 50 лет. Причина смерти – пеллагра. Не помогло даже улучшенное питание. Мало, кто выжил в этой мясорубке. Место захоронения Павла не известно. Родственники старались о нем не говорить. Время было такое. Поэтому мы, дети, в то время о нем вообще ничего не знали. И только в 1989г. Травницкого Павла Александровича посмертно реабилитировали, как жертву репрессий.
Мой папа Владимир Александрович учился сначала в приюте при Нижегородском Епархиальном женском училище, затем в начальной школе с. Б. Мурашкино, которую и закончил. В 1923 году он поступил в Гагинскую школу 2-ой ступени, которую окончил в 1926 г. В папином архиве сохранилось удостоверение об окончании школы. В нем перечислены предметы, которые изучали в школе. Это – обществоведение, родной язык и литература, физика и космография, химия, математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, анализ, аналитическая геометрия), география, экономическая география, естественные науки, гигиена, немецкий язык.
Видимо, еще в школе, папа начал увлекаться журналистикой. Он был редактором школьной стенгазеты «Красная молодежь». Сохранилась фотография 1926 года, на которой запечатлена вся редколлегия за работой.(Илл.3) После окончания школы он вернулся в родное село Кочуново, где стал работать заведующим избой-читальней. Его избрали в члены Кочуновского сельсовета. Сейчас в Кочунове Дом Культуры, в котором работает библиотека.
В 1926 году папа участвовал во Всесоюзной переписи населения. Сохранилось удостоверение, выданное ему 3 декабря 1926 года. С 1927 года по 1930-ый Владимир Александрович работал в г. Сергаче сначала на профсоюзной работе, затем в Райпотребсоюзе.
В 1930 году началось строительство Горьковского автозавода, и летом 1930 года папа приехал на строительство. Он увидел заболоченное поле, поросшее чахлым кустарником, деревню Монастырку, людей, которые лопатами копали котлованы, тачки, лошадей, перевозивших строительные грузы. Вдали от площадки воздвигались фанерные бараки для будущих строителей. Он сразу включился в работу. Работать приходилось и ночами, но молодежь выдерживала все. Вскоре папа перешел на работу в редакцию газеты «Автогигант». Так раньше назывался «Автозаводец». В коллективе не было ни одного сотрудника с высшим журналистским образованием, но было огромное желание учиться и постигать секреты трудного газетного дела. Журналисты всегда были со строителями на всех трудных участках. Работа шла и днем, и ночью.
До 1944 года папа работал в газете «Автозаводец», участвовал и в строительстве автозавода, вместе со всеми приветствовал выпуск первого автомобиля, пережил бомбежки автозавода во время Великой Отечественной войны, вместе с редакцией мобилизуя автозаводцев на увеличение продукции для фронта.
С 1944 года и до выхода на заслуженный отдых в 1965 году Владимир Александрович работал в отделе пропаганды и агитации обкома КПСС. Но и находясь на пенсии, он занимался общественной работой, выпуская дворовую стенгазету, которую было очень интересно читать. Вывешивалась она на улице, и все проходящие обязательно останавливались около нее и читали.
Это все, что пока мне удалось узнать о семье, в которой рос и воспитывался мой папа. Теперь о семье, в которой рос дед Александр Павлович Травницкий.
ПРАДЕД
Отец деда Павел Федорович Травницкий родился в с. Теплый Майдан Лукояновского уезда (ныне Учуев Майдан Починковского района) в 1835 (1836) году в бедной семье пономаря Федора Степановича. Павел Федорович окончил курс в Нижегородской Духовной Семинарии с аттестатом второго разряда. Семинария была основана епископом Питиримом в 1721 году. Питирим вел упорную борьбу с невежеством духовенства, которое смотрело на школы, как на место бесполезных и тягостных мучений. Он первым из Епархиальных архиереев завел у себя в доме две школы. В них преподавались чтение, пение, письмо по-русски и по-гречески, арифметика, церковная и гражданская политика. Затем была заведена третья школа, высшая, в которой он ввел преподавание латинского языка. Эти школы стали называться семинарией. В обучение в разные годы были введены философия, богословие, география, история, французский, немецкий, татарский, мордовский, чувашский языки. 21 год
В 1860 году Епископом Нижегородским и Арзамасским мой прадед был рукоположен в священники Церкви Пресвятой Богородицы села Михалков Майдан Лукояновского уезда (ныне Б-Болдинский р-н), где и прослужил до самой смерти в 1875 (1876) году.
Село Михалков Майдан в начале XIX века было куплено одним из богатейших помещиков России Виктором Павловичем Кочубеем. С семьей Кочубеев был знаком А.С. Пушкин. В 1832 году «тщанием князя В.П. Кочубея и трудами прихожан» в с. Михалков Майдан была построена деревянная церковь с такою же колокольней. В 1834 году В.П. Кочубей умер, и имение перешло к его сыну Сергею Викторовичу, который владел им до конца 19 века.
Земли при церкви было около 25-ти десятин. Священно – церковнослужители сами обрабатывали эту землю. Дома у них были деревянные, собственные на церковной земле.
В 1861 году мой прадед в собственном доме открыл училище, в котором обучалось в разные годы более 20-ти мальчиков. Учил он прихожанских детей безвозмездно.
В с. Михалков Майдан было 126 крестьянских дворов и 10 солдатских.
В 1869 году за хорошую работу прадеда наградили набедренником.
Павел Федорович был женат на дочери священника, служившего ранее в этой церкви, Иоанна Зефирова Анне Ивановне Зефировой. Служители религиозного культа, как правило, все женились на дочерях священно – церковнослужителей. Это наблюдается и у моих предков. Анна Васильевна Зефирова (мать Анны Ивановны) рано овдовела и жила в доме у своего зятя – моего прадеда, пекла просвиры для богослужения. От попечительства получала пособие 8 рублей серебром в год.
В семье было четверо детей: 3 сына (Михаил, Василий и Александр) и дочь с удивительным именем Филицата. Самым младшим ребенком был мой дед Александр.
Прадед умер очень рано – в сорок лет. Дети остались сиротами на попечении матери и бабушки. Александру было пять лет. Как оказалось, мой папа повторил сиротскую судьбу своего отца. Филицату направили учиться в Нижегородское Епархиальное женское училище, а ее брата Александра в Нижегородский духовный приют. Еще при жизни отца Павла Федоровича старший сын Михаил учился в Починковском духовном училище, а затем он обучается в Нижегородской духовной семинарии, из которой по прошению был уволен. Видимо, нечем платить за обучение. Очень многие дети не заканчивали полный курс наук, поэтому и служили не только священниками. Михаила определяют служить псаломщиком в с. Дубское, а затем Преосвященным Модестом он рукоположен в дьяконы в церковь Святителя и Чудотворца Николая с. Уварово Княгининского уезда. Жена у него Анна Ивановна. Но прожили они вместе недолго. В 1887 году он умирает. Ему было всего 25 лет. У него остался полугодовалый сын Иван.
Брат Василий после обучения в Починковском духовном училище, поступает в Оранскую Епархиальную ремесленную школу, которая находилась в знаменитом Оранском мужском монастыре, основанном в 1634 году набожным дворянином Петром Глядковым и существовавшем на протяжении почти трех столетий. Революция 1917 года круто обошлась с монастырем, как и со всеми культовыми учреждениями.
Филицата в 1882 году заканчивает курс в Нижегородском Епархиальном женском училище и с аттестатом на звание «домашняя учительница» 18-летняя девушка отправляется работать учительницей в село Кендя Лукояновского уезда (ныне Мордовия). Вскоре она выходит замуж за священника Якова Яковлевича Крылова и вместе со своей матерью и мужем живет в с. Вергизай Княгининского уезда.
Дети продолжают традиции своих предков.
ПРАПРАДЕД
Чем дальше я уходила в своих поисках, тем сложнее становилось искать родителей моих прародителей. Стали исчезать фамилии. Но в 40-х годах 19 столетия они еще есть. Так я нашла отца своего прадеда Федора Степановича Травницкого. Родился он в 1814 г. в семье священника Степана Андреева в селе Дивеев Усад Лукояновского уезда (Починковский район), учился в Печерском уездном духовном училище. Но в 1831 г. умер Степан Андреев, и образование пришлось закончить. В 1832 г. он пономарь в с. Теплый Майдан (Учуев Майдан) Лукояновской округи (Починковский район). Здесь он женился на Надежде Степановне, и у них родились мой прадед Павел и его брат Андрей. В 1838 г. Федор Степанович был переведен в село Ново-Александровка того же уезда (ныне Мордовия) во вновь выстроенную церковь. Здесь он прожил всю оставшуюся жизнь. Павел и Андрей учились в Нижегородской Духовной Семинарии. В Ново-Александровке родились еще двое детей: дочь Татьяна в 1842 г. и сын Иван в 1846 г. Жена умерла, на руках остались четверо детей. Федор Степанович женился второй раз на Марии Григорьевне. Родилось еще трое детей: Степан в 1851 г., Михаил в 1853 г., Мария в 1856 г..
Но и эта жена прожила недолго. А в 1868 г. умер и сам Федор Степанович. Ему было 54 года. Сын его Степан занял место отца, стал пономарем в этой же церкви. На его руках остались младшие брат и сестра. Учились Степан и Михаил в Арзамасском Духовном училище, но образование полное не получили. Видимо, семья была бедная, платить за обучение было нечем, а когда остались сиротами, надо было зарабатывать на пропитание. Жизнь церковнослужителей была несладкая.
Пробираясь по лабиринтам клировых ведомостей и ревизских сказок, я обнаружила деда Федора Степановича Андрея Мартынова, который родился в 1751 году и служил дьячком в церкви села Ново-Спасское Лукояновского уезда (Починковский район). Степан Андреев родился в 1779 г. в селе Ново-Спасское, а его брат Петр Андреев – в 1786 году.
В результате этих исследований я объединила три большие ветви священно – церковнослужителей, которые идут от Андрея Мартынова из с. Ново-Спасское.
ПРАПРАПРАДЕД
У Андрея Мартынова было два сына: Степан (это мой прапрапрадед) и Петр. Уволенный из высшего отделения Нижегородского уездного училища Степан Андреевич в 1797 году Преосвященнейшим Павлом был посвящен в дьяконы к Богоявленской церкви с.Шишандеево Лукояновской округи, а в 1800 году Преосвященным Вениамином посвящен в священники в с. Дивеев Усад того же уезда. С 1812г. по 1827г. он находился в благочиннейшей должности. За 1812 г. награжден Крестом на Владимирской ленте.
Как было принято, младший сын (это был Петр 1786 года рождения) занимал место отца. Петр Андреев остался служить дьячком в с. Ново-Спасское. При нем жил отец Андрей Мартынов в заштатных дьячках. Петра сменил его сын Николай, а Николая – его сын Михаил. Это Ново-Спасская ветвь.
Старший сын Андрея Мартынова Степан 1779 года рождения служил священником в селе Дивеев Усад. Старший сын Степана Андреева Иван был взят на военную службу. Дальнейшая его судьба не известна. Второй сын Федор – мой прапрадед. Эта линия продолжается в с. Теплый Майдан, с. Ново-Александровка , с. Михалков Майдан, с. Кочуново, с. Уварово, с. Вергизай.
Младший сын Степана Андреева Яков 1818 года рождения опять остается в с. Дивеев Усад, где служил отец. Здесь же живет его старшая сестра Евдокия, которая вышла замуж за дьячка Дивеева Павла Алексеевича. От Якова идет третья ветвь священно – церковнослужителей. Его сын Иван Яковлевич – пономарь в с. Дивеев Усад, затем в с. Теплый Майдан, а его сын Сергей 1872 года рождения, закончив Нижегородскую Духовную Семинарию, служил священником в с. Байково. В 1933г. он был осужден “тройкой” и приговорен к трем годам концлагеря условно. Занесен в Книгу Памяти жертв политических репрессий по Нижегородской области (том 6. 2004 г.).
В основном, дети священно – церковнослужителей женились и выходили замуж за детей служителей церкви, поэтому к роду Травницких присоединяются еще династии Тольских (по бабушкиной линии), Зефировых (по прабабушкиной линии), Крыловых (по сестре деда), Дивеевых (по сестре прапрадеда). Еще три ветви Травницких остались пока неисследованными.
Все дети духовенства обязаны были учиться. Не учились только больные и не способные к учебе. Еще Петр Великий, желая поднять русское духовенство, говорил, что прежде чем ставить их в этот чин, надо их учить. И детей заставляли учиться сначала насильно, а потом учение вошло в норму. За обучение в Семинарии с отцов собирали деньги. В 19 столетии стали брать в пользу Семинарии штрафы с тех ученых священников и дьяконов, которые почему-либо не говорили проповедей. Когда семья оставалась без отца, дети, не имея возможности платить за обучение, вынуждены были заканчивать учебу и служили не священниками, а дьяконами или псаломщиками.
Откуда пошла фамилия Травницких, я пока не знаю. По обычаю, существовавшему в России в течении всей первой половины 19 века, ученикам духовных училищ и семинарий присваивались фамилии взамен прежних прозвищ по именам отцов и дедов. Смотрители духовных училищ, ректоры семинарий и местные Епископы пользовались правом выдумывать фамилии своим подопечным. В клировой ведомости за 1830 год братья Степан Андреевич и Петр Андреевич имеют фамилию Поляков. А следующие поколения уже Травницкие, поэтому велика вероятность того, что фамилия была дана во время учебы детей Степана и Петра. Много еще неразгаданного, но все еще впереди. Буду продолжать работать.
Источники.
1. ЦАНО. Клировые ведомости ф. 570 оп. 555 (1770-1799г.г.). Дела разных лет по Лукояновскому уезду.
2. ЦАНО. Клировые ведомости ф. 570 оп. 556 (1800-1829г.г.). Дела разных лет по Лукояновскому уезду.
3. ЦГАНО. Клировые ведомости ф. 570 оп. 557 (1830-1849г.г.). Дела разных лет по Лукояновскому уезду.
4. ЦГАНО. Клировые ведомости ф. 570 оп. 558 (1850-1869г.г.). Дела разных лет по Лукояновскому уезду.
5. ЦГАНО. Клировые ведомости ф. 570 оп. 559 (1870-1917г.г.). Дела разных лет по Лукояновскому и Княгининскому и Сергачскому уездам.
6. ЦГАНО. Ревизские сказки по церковнослужителям г. Лукоянова и Лукояновского уезда за 1811 год ф. 570 оп.556 д. 22.
7. ЦГАНО. Ревизские сказки по церковнослужителям г. Лукоянова и Лукояновского уезда за 1815 год ф. 570 оп.556 д. 49.
8. ЦГАНО. Ревизские сказки по церковнослужителям г. Лукоянова и Лукояновского уезда за 1833 год ф. 570 оп.557 д. 169.
9. “Нижегородская старина”, 2006 г. выпуск 11.
10. Н.Храмцовский “История и описание Нижнего Новгорода”, Нижегородские были, 1998 г., изд-во Нижегородская ярмарка.
Литература
1. Д.Смирнов “Картинки Нижегородского быта 19 века”, 1948 г. ОГИЗ Горьковское изд-во.
2. Н.И.Куприянова “К сему: Александр Пушкин”, 1998 г. г. Горький, Волго-Вятское книжное изд-во.
3. С.М.Соловьев “Чтения и рассказы по истории России”, 1989 г. Москва, изд-во “Правда”.
1. Покровская церковь с.Кочуново Бутурлинского р-на (фото с картины местного художника).
2. Покровская церковь с. Кочуново Бутурлинского р-на в наше время.
3. Редколлегия стенной газеты школы 2-ой ступени г. Гагино Сергачского р-на. Стоит с заметкой в руках Владимир Александрович Травницкий редактор.Фото 1926 г.
4. Слева направо: Николай Александрович Травницкий, Мария Павловна Травницкая, жена Николая, Владимир Александрович Травницкий, Таисия Степановна Травницкая (жена Владимира). Фото 1935 г.
5. Вдова Павла Александровича Травницкого Анна Степановна с младшим сыном Виктором. Фото 1951 г.
Авдеева В.В.
(Н.Новгород)
размещено 20.01.2008
(0.8 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000