Ермакова О.В. Использование семейных архивов в образовательном и воспитательном процессах учащихся. Взгляд учителя истории и краеведения

5 ноября, 2019

О.В. Ермакова. Использование семейных архивов в образовательном и воспитательном процессах учащихся. Взгляд учителя истории и краеведения (13.25 Kb)

  
               Вначале я бы хотела поблагодарить организаторов конференции за приглашение и предоставленную возможность высказать своё мнение по вопросу «Место семейной памяти в образовательном и воспитательном процессе учащихся».
               Не секрет, что вопрос «Чему учить и как учить?» был проблемным во все времена. А на современном этапе, когда меняются ценности, когда на пути развития нашего государства и общества масса проблем и спорных ситуаций, учить становится трудней, особенно истории. Сколько раз она, бедная, была переписана заново. А сколько в ней субъективности? Все практикующие учителя истории знают, что при всей массе выпущенных и рекомендованных учебников, нет ни одного, который бы мог удовлетворить учителя и ученика. Можно много и долго говорить об их недостатках. Я замечу лишь один – наша история становится безликой. Особенно это касается истории России в новейшее время, которая изучается в старших классах. Мало конкретных фактов, события описываются неинтересно. Например, на пятидесяти страницах текста учебника истории России (11 класс, авторы В.П.Островский и А.И.Уткин) вы не найдёте ни одного примера поступка конкретного человека в тяжелейших условиях Гражданской или Великой Отечественной войны. Авторы словно забыли о том, что история, кроме носителя цифровой и словесной информации (номера и количество дивизий, километраж наступательных продвижений), обладает мощным воспитательным потенциалом. Даже учебник, ставший победителем конкурса по созданию учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных школ, не лишен этого недостатка, хотя авторы Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров писали в основном на конкретном материале. Рассказывая о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны, авторы даже не упоминают фамилий С.А. Ковпака и А.Ф. Фёдорова. Таких примеров можно привести массу. Можно ли обучать и воспитывать на общих фразах, на выводах и заключениях, взятых отвлеченно от содержания излагаемого в учебнике материала? Нет! Учить так невозможно. Вот тут и приходят на помощь семейные архивы, которые могут и должны дополнять и конкретизировать содержание исторического образования. Фотографии, письма, воспоминания, имеющиеся в семьях, бережно и любовно сохраненные потомками, представляют собой кладезь знаний по истории и краеведению, делают изучаемый предмет близким и понятным.
           При написании исследовательских работ в рамках конкурса «Моя семья в истории страны» учащиеся, работая с семейными архивами, учатся сопоставлению фактов из истории семьи с фактами и событиями истории страны, что помогает им понять исторический процесс и осознать себя частицей огромного государства – России. Важным моментом в этой деятельности является общение между хранителями семейной памяти и её восприемниками. Безусловно, для подобного общения необходимо не только, как минимум, двое участников, но и желание одних передать имеющуюся информацию, а других узнавать, изучать, исследовать и писать летопись своей семьи. Учащиеся в процессе этой работы овладевают целым комплексом умений и навыков: учатся брать интервью, вести грамотно записи воспоминаний, систематизировать их, соотносить с историей страны. Возможности использования результатов этой деятельности многогранны: это и защита своей исследовательской работы на уроках истории и краеведения, выступление с сообщениями и докладами на занятиях научного общества или кружка. Учитель также при объяснении материала может опираться на факты, изложенные учеником в его работе. Исследования ребят пополняют фонд кабинета истории, школьного музея и могут быть использованы другими учащимися при изучении темы или отдельного вопроса.
             Бесспорно, велик воспитательный эффект работы с семейными архивами. Ребята получают неизмеримый запас той нравственности, того чувства гордости, который вполне может стать основой для их самовоспитания. Вот всего лишь несколько примеров из работ учащихся нашей школы. Репина Анна, ученица 11 класса, пишет: «Я читаю письма, смотрю на фотографию, и возникает такое чувство, будто я знакома с прадедом Николаем не по рассказам бабушки, а лично. Как бы и мне хотелось встретить в своей жизни такого же надёжного, умного и любящего мужа, как мой прадед». И далее она же завершает своё исследование словами: «Заканчивается рассказ бабушки Шуры. Но я ещё долго сижу и мысленно возвращаюсь в прошлое. Перебираю события жизни моих предков. Много написано книг, снято фильмов об известных полководцах и героях того времени, и кажется, что только от них зависела история, что мы к ней никак не причастны. Оказывается, нет. И простой человек, который жил, растил детей, тоже выполнял свой долг перед Родиной, он делал и писал историю. Как далеки для меня двадцатые, тридцатые, сороковые годы прошлого столетия! Но, слушая рассказ бабушки Шуры, читая письма из семейного архива, кажется, что какая-то невидимая нить тянется от тех далёких лет до наших дней. И зависит от каждого из нас, оборвётся эта связь или нет. Если мы будем бережно относиться к воспоминаниям наших предков, к письмам, семейным фотографиям, то и наши внуки и правнуки узнают историю страны не только из учебников, фильмов и книг, но и из семейных документов и воспоминаний. Ведь жизнь человека – это одна маленькая частица истории нашей огромной страны».
           Чувства порой так переполняют ребят, что даже те, кто никогда не писал стихов, начинают выражать свои чувства на бумаге вот такими строчками:
Мой далёкий незнакомый предок,
Труженик, а в час беды солдат,
Правнук твой из века XXI-го
О тебе хотел бы всё узнать.
Я хочу сказать Вам, деды, прадеды,
Что недаром ваша жизнь прошла,
Да, могли Вы, о себе не думая,
Совершать великие дела.
Вами я горжусь сегодня, прадеды,
Вам земной поклон потомков шлю,
Преклонив колени перед памятью,
Вам сердечное спасибо говорю.
        Написал эти слова Бурдун Сергей, учась в 8 классе. Можно, конечно, найти массу недостатков рифме и ритме его стиха. Но ведь он не поэт. На мой взгляд, в этих строчках ценно осознание подростком долга памяти и вечной благодарности тем, кто своими боевыми и трудовыми подвигами, своими обыденными делами писал замечательную историю нашей страны.
           Интересны рассуждения ещё одной ученицы – Ковшаревой Светланы: «У каждого человека есть своя малая Родина. Именно здесь он делает свои первые шаги, учится говорить, любить людей и природу. И, несомненно, у любого из нас есть место, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Это может быть любимое дерево в лесу, прозрачная речка, а, может быть, просто маленькая деревушка в стороне от большой дороги. Человек приходит сюда с разными мыслями. Кто-то хочет побыть наедине с самим собой, кто-то разобраться в своих мыслях и душевном настроении, а кто-то просто хочет зарядиться энергией природы или людей, живущих здесь.
         Небольшой домик на окраине деревни Вавилиха ничем не может привлечь внимание случайного прохожего. Но для меня он особенно дорог и бесценен. Здесь живёт моя бабушка Ковшарева Зинаида Константиновна. Ей уже 75 лет. Несмотря на её преклонные годы, она может многое вспомнить и рассказать. Моя бабушка, как живая книга, страницы которой я люблю изучать». Зинаида Константиновна стала своего рода хранителем исторической памяти семьи Ковшаревых, и как хорошо, что её внучка стала правопреемницей этой памяти. Она, как губка, впитывает информацию, пропускает её через свою душу, своё понимание и фиксирует это в своём исследовании. Это не просто хронологическое изложение фактов, почерпнутых из рассказа повествовательницы, это глубоко осмысленное и осознанное изучение истории, это величайший процесс становления личности, становления Человека.
Вот ещё один небольшой эпизод из работы-рассуждения над фотоальбомом семьи Ковшаревой Светланы, ученицы 11 класса (писала она работу, учась в 9 классе): «Бабушка замолчала, а я подумала: «Странная штука – жизнь! Прадед категорически не хотел вступать в колхоз, а дед отдал ему все свои силы». Мои мысли прервала бабушка, которая уж успела и чай заварить, и конфеты на стол поставить: «Ну что, Светлана, попьём чайку?». Отпивая маленькими глотками горячий чай, я вновь и вновь мыслями возвращалась к услышанному, перелистывая теперь уже своей памяти страницы жизни своих предков». И далее она же пишет: «Из поколения в поколение писалась и пишется история нашей семьи. Замечательные у меня родственники! Сыновья, принимая эстафету отцов, достойно несут её и поныне. Недаром говорят: «Корнями дерево сильно».
             Закрываю последнюю страницу фотоальбома. Как коротка человеческая жизнь, но и этот недлинный путь нужно прожить так, чтобы не было стыдно перед людьми. Листая страницы книги судеб моих родных, я убеждалась, что они прожили свою жизнь достойно, несмотря на трудности и страдания. Они победили время. Время ушло, а память о моих предках живёт во мне и будет жить в моих детях, которым я обязательно расскажу всё, что узнала и ещё узнаю сама. Судьба моей семьи – это частица судьбы всей страны. Мои предки вписали в неё свою страницу. Теперь предстоит это сделать мне, и я надеюсь, что моя страничка будет не менее интересной и важной. Впереди целая жизнь!»
          Не эти ли слова отражают всю значимость работы с семейными архивами?
          Заканчивая свои рассуждения по данному вопросу, я хотела бы ещё обратить внимание на следующий момент: к сожалению, не во всех семьях столь бережно относятся к семейной памяти – кого-то не стало, что-то забыто, а что-то утеряно, и уже безвозвратно. Но есть в этих семьях дети, подростки, которые хотели бы, глядя на товарищей, тоже заняться исследовательской работой. Они как бы выпадают из столь значимого и нужного дела. И в то же время рядом живут одинокие люди, являющиеся хранителями своих архивов, но в силу целого ряда причин не имеющие возможности их передать своим детям и внукам. Сама жизнь заставляет нас расширять рамки исследовательской работы учащихся. Это особенно актуально для небольших сёл и деревень, где жители настолько близки друг к другу, что часто с соседями делят радость и беду. Жизнь односельчан сродни семейной жизни одной большой семьи. В доказательство своих рассуждений хочу привести отрывок из письма Большаковой Веры Алексеевны – сестры Большакова Александра, выпускника школы 1942 года, погибшего на фронте: «Я помню, как провожали ребят всей деревней на фронт. Всегда под Сашину гармонь. Все шли рядом, он всегда играл и каждый раз песню «Дан приказ ему на запад». Помню прощание за деревней, помню, как провожали и его, как он в последний раз сыграл… А потом ждали, ждали все вместе. У каждого на фронте был кто-то из родных. Да разве это забудешь?».
           Наверное, в зале найдётся немало оппонентов, которые скажут, что здесь речь идёт о семейных архивах в узком смысле этого понятия, что нам никто не запрещает заниматься подобным исследованием. И, безусловно, они будут правы. Вот только как быть с теми детьми, которые хотят оценки своего труда на более высоком уровне. Как быть с тем материалом, который мог бы быть востребованным не только нами, но и другими людьми.
           В заключение своего выступления я бы хотела сказать слова благодарности тем, кто нашёл время и возможность поднять целинный пласт семейной истории. Тем, кто воплотил в жизнь идею использования семейных архивов для изучения прошлого нашей страны, кто смог сделать этот процесс не разовым, а системным и долгосрочным, кто смог увлечь нас педагогов этой деятельностью, а уже мы – учеников.
Ермакова О.В.,
 учитель истории и краеведения
(Зубилихинская СОШ,
 с.Зубилиха Краснобаковского р-на)
размещено 13.06.2007

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции