КОВШАРЕВА СВЕТЛАНА (9кл.) ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСТОРИИ

16 августа, 2019

СВЕТЛАНА КОВШАРЕВА (9кл.) ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСТОРИИ (8 Kb)

У каждого человека есть своя малая Родина. Именно здесь он делает свои первые шаги, учится говорить, любить людей и природу. И, несомненно, у любо­го из нас есть место, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Это может быть любимое дерево в лесу, прозрачная речка, а, может быть, просто маленькая дере­вушка в стороне от большой дороги. Человек приходит сюда с разными мыслями. Кто-то хочет побыть наедине с самим собой, кто-то разобраться в своих мыслях и душевном настроении, а кто-то просто хочет зарядиться энергией природы или людей, живущих здесь.
Небольшой домик на окраине деревни Вавилиха ничем не может привлечь внимание случайного прохожего. Но для меня он особенно дорог и бесценен. Здесь живёт моя бабушка Ковшарева Зинаида Константиновна. Ей уже 75 лет. Несмотря на её преклонные годы, она может многое вспомнить и рассказать. Моя бабушка как живая книга, страницы которой я люблю изучать.
В доме бабы Зины много разных вещей. Как любая хозяйка, она постоянно пользуется предметами быта. Есть вещи, которыми бабушка пользуется не часто, а по великим праздникам. Но особое место в доме занимают вещи и предметы, к которым она относится с каким-то волнением и трепетом. Одним из таких бес­ценных предметов является большая старинная книга – псалтырь. Пожелтевшие от времени плотные страницы, кожаный переплет, медные застёжки – всё это сра­зу вызывает у меня повышенный интерес. Поражает своим видом обложка книги. Деревянные пластинки обтянуты кожей, на которой ещё видно тиснение. В от­дельных местах кожа потёрта, а вдоль корешка заметна большая трещина. На об­ложке и корешке книги хорошо читается название «Псалтырь». Раскрываю книгу и словно попадаю в другой мир. Незнакомые буквы выведены незнакомой рукой. Они как будто нарисованы. Каждая, как маленькое произведение искусства.
– Бабушка, откуда у тебя такая книга?- спрашиваю я.
Бабушка, оторвавшись от домашних дел, присаживается рядом и, положив руки на книгу, начинает медленно рассказывать:
– История этой книги длинная и необыкновенная. Пропечатана она ещё при
императоре, последнем нашем царе Николае II . Здесь, на одной из страниц, об этом и написано. А сделан этот список по «Псалтырю», создан-­
ному ещё при царе Алексее Михайловиче.
Бабушка листает книгу, находит нужную страницу и в подтверждение сказанного читает нужный абзац. (Позднее мы с учителем истории сделали перевод со старославянского на русский язык и установили дату написания книги – 7416 год от сотворения мира или 1908 год по современному летосчислению). Баба Зина помолчала и продолжила свой рассказ:
– Не знаю, как оказался этот псалтырь в деревне Ветошкино, где жили наши предки, но со слов своей матери помню, что книга прежде, чем
попасть к нам проделала свой долгий путь во времени. Первым человеком,
обладавшим ею, была бабушка Кропотова Евдокия. Она была одной из
немногих полуграмотных людей, живущих в деревне.
И бабушка Зина поведала, что по воспоминаниям её матери, бабка Евдокия никогда не расставалась с книгой. В трудные минуты, в долгие зимние вечера при свете свечи, она раскрывала книгу и начинала читать полюбившиеся псалмы. И уходили в сторону мысли о тяготах жизни, светлее становилось на душе. По просьбе людей читала бабка Евдокия и над усопшими. После смерти Евдокии книга перешла к её родственнице бабушке Сироткиной Александре. Она не умела читать, как ещё многие в деревне, и псалтырь пылился у неё на полатях. Алексан­дра не осознавала ценности книги, но сохранила её как память о прошлом. Её се­стра Челнокова Елена, получившая книгу после смерти бабушки Александры, не верила в бога и потому сразу решила отдать псалтырь в хорошие руки, чтобы она была полезной. Из всех жителей деревни она выбрала Корешкову Аксинью Алек­сеевну, мою прабабушку. Так книга оказалась в нашем роду. Бабушка Зина по хо­ду рассказа останавливалась и надолго задумывалась. Я не торопила её, ведь это так сложно заново пережить уже прожитое время. Через некоторое время она продолжала:
– В школе моя мама, твоя прабабушка изучала лишь Закон Божий, да буквы училась писать. Урок всегда начинался с молитвы, да приветствия царю батюшке. Немногому она научилась, до конца жизни писала печатными бук­вами и с трудом читала. Воспитывали её в строгости и послушании, как и всех детей тогда. Самое строгое наказание было «горохом». Провинившихся ставили на горох перед иконой. Ни в коем случае нельзя было смеяться, говорить, думать о чём-то постороннем, нужно было только молиться. Далее из рассказа бабушки я узнала, что моя прабабушка вышла замуж за коммуниста. Мой прадед, Константин Иванович Корешков, был атеистом и не разрешал держать в доме ни икон, ни божественных книг. Но бабушка Аксинья не могла расстаться с подаренным ей псалтырём, словно душой приросла она к благословенной книге. Пришлось прятать книгу от мужа. Аксинья Алексеевна верила, пока книга в доме, будет покой и благополучие. Тяжёлым было время. Тридцатые годы – суровые годы. В редкие минуты вечерами, когда хозяина не было дома, прабабушка доставала большую толстую книгу и, собрав вокруг себя детей, читала им псалмы. И особая тишина устанавливалась в доме. Ничто не предвещало ничего плохого. Но 22 июня 1941 года началась война. Моего прадеда забрали на фронт. Трудно жилось семье без кормильца. Бабушка Зина вспоминает, что часто её мама гордилась своим мужем, ведь он был офицером. А она, тогда ещё маленькая девчонка (ей было 12 лет), не понимала слёз на глазах матери. Лишь повзрослев, она поняла всю цену этой гордости.
С тревогой мы ждали новостей с фронта, от отца, – продолжает рассказ бабушка.
-От него было 5-6 писем. К сожалению, при переезде из Ветошкино в Ва-вилиху они были утеряны. Но я хорошо помню, как в одном из них он просил, если родится сын (твоя прабабушка, провожая мужа на фронт, была беременна) назвать его Рудиком. Его просьба была исполнена. Моего брата назвали Рудольфом. В 1942 году письма перестали приходить, а вскоре друг отца – фронтовик прислал письмо из госпиталя, в котором сообщал о гибели твоего прадеда. Моя мама с помощью учителя написала письмо в госпиталь, хотела узнать всё подробнее, но в ответ пришло сообщение: «Госпиталь по такому адресу больше не располагается». Официального сообщения о смерти нашего отца мама так и не получила.
Бабушка опять замолчала. И я почувствовала, насколько велика её боль, несмотря на пройденные годы. Позже я нашла в Книге Памяти Нижегородской области о моём прадеде короткую запись: «Пропал без вести в мае 1942 года». Далее из рассказа бабушки я узнала, что моя прабабушка, храня память о муже, стала часто доставать псалтырь и читать молитвы об усопшем Константине. Прошли годы. Перед смертью прабабушка Аксинья передала книгу своей дочери, моей бабушке Ковшаревой (Корешковой) Зинаиде Константиновне. Был ей в ту пору 61 год. С тех пор бабушка Зина свято хранит вещь, ставшую семейной реликвией. Она научилась читать на старославянском языке и говорит, что чтение псалтыря для неё стало потребностью. Несмотря на трудности современной жизни, в душе её царят мир и покой. Сейчас бабушка читает книгу редко, только по просьбе людей (по усопшим), так как стала плохо видеть. Но она никогда не отказывает мне, когда в минуты встречи я прошу её научить меня читать псалтырь. Мне нравятся эти минуты общения. Мне кажется, что я становлюсь чище и добрее, словно из глубины годов я ощущаю благословенное влияние людей, владеющих этой книгой на протяжении почти 100 лет.
И хочется верить, что эта семейная реликвия будет ещё долго оставаться связующим звеном поколений. Следующей в этой цепи буду я, внучка бабушки Зины. Для меня псалтырь не только исторически ценный предмет, это, прежде всего, рождение духовности, осмысление своего человеческого Я.

материал размещен 24.02.06

(0.2 печатных листов в этом тексте)

Размещено: 01.01.2000
Автор: Ковшарева С.
Размер: 8 Kb
© Ковшарева С.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции