РАЗДЕЛ 6. ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО
В.Н.Андрианова
Туристическая поездка в Среднюю Азию в 1964 г.
В.М.Добрянская
Поездка Сергея Есенина в Туркестан. Музей С.Есенина в Ташкенте. Последняя любовь С.Есенина.
В.Н.Андрианова
Туристическая поездка в Среднюю Азию в 1964 г.
Длительное время мы Дмитрием Дмитриевичем мечтали о поездке в Среднюю Азию, и в отпуск 1964 г. такая возможность представилась.
Мы приобрели путевки на путешествие по Туркмении и Узбекистану по маршруту: Ашхабад – 4 дня, Бухара – 4 дня, Самарканд – 4 дня, Ташкент – 8 дней.
Поездом Москва-Ашхабад 10 сентября мы прибыли в Ашхабад и поселились в гостинице «Октябрьская», расположенной на проспекте Ленина. По пути в Ашхабад из окна поезда мы видели унылую картину: нескончаемая равнина, редкие одноэтажные постройки, отсутствие зелени, отдыхающие верблюды, людей и машин почти не видно.
Ашхабад – самая южная из столиц республик Советского Союза, индустриальный и культурный центр Туркмении. Город основан в 1881 г. на месте туркменского поселения, как приграничное укрепление и административный центр Закаспийской области. Советская власть в Ашхабаде была установлена в декабре 1917 года. С февраля 1925 г. Ашхабад – столица Туркменской ССР.
06.10.1948 г. произошло одно из крупнейших в 20 веке землетрясение силой в эпицентре 9-10 баллов. Ашхабад был почти полностью разрушен, по разным источникам погибло 60-100 тыс. человек. После 1948 г. город отстроен заново.
Наше путешествие началось с большой экскурсии по городу. Ашхабад расположен на юге Туркмении в 25 км к северу от границы с Ираном на Туркменской низменности. Город находится на Прикопетдагской предгорной равнине. С юга – горы Копетдаг, с севера – пустыня Каракум. В 1962 году к городу подведен Каракумский канал им. Ленина, который подает воды Аму-Дарьи на земли юга республики в маловодные бассейны мелких рек. Протяженность канала около 1000 км. По обоим берегам канала, проложенного по пустыне, посажены зеленые защитные полосы шириной 500 м. Они ограждают Ашхабад от зноя пустыни.
Ашхабад – город-сад. Он удачно спланирован, амфитеатром спускается с холмов в сторону пустыни. Улицы широкие, обсажены деревьями и похожи на бульвары. Город утопает в зелени, что спасает от зноя в жару +40Co. В центре города находится древнейший памятник столицы холм Горка – остатки древней крепости, возникшей в период существования Парфянского царства (3 век до н.э. – 3 век н.э.). Горку окружают бассейны, каскады водяных струй, зеленые лужайки. На площади расположены здания гостиницы «Туркменистан», Национальной библиотеки. На восточной стороне площади сооружен комплекс с Вечным огнем в честь героев Октябрьской революции и Гражданской войны. К востоку от мемориального комплекса проходит широкая аллея к обелиску, установленному в память воинов-туркменов, погибших в В.О.В.
Главная магистраль столицы – проспект Махтумкули протяженностью 10 км. На проспекте и прилегающих улицах расположены здания Академии наук, Университет, Академический театр им. Молланнепеса, построенный в традициях восточной архитектуры, с колоннами, украшенными оригинальным лепным орнаментом. В глубине сквера памятник поэту-мыслителю 18 века Махтумкули. В ознаменование 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина ему был воздвигнут памятник, на мраморной плите которого слова – «Гордость России – А.С.Пушкин».
Мы посетили Музей изобразительных искусств, где более 6 тысяч произвдений живописи, скульптуры, графики и самый крупный ковер площадью 192 кв. м, весом 865 кг. Мастерицы ткали его семь месяцев. При его изготовлении были сложности: сделали уже большое полотно, а оно лопнуло пополам. Тогда взяли очень прочную основу из суровой нити и ковер получился. Туркменские ковры давно известны в Европе под названием персидских или бухарских. Они используются для утепления, украшения юрты, из них делали детские люльки, укрывали верблюдов, использовали в похоронных обрядах. Всего насчитывается около 100 наименований ковровых изделий, имеющих определенные функции. Ковроткачеством владела в прежние времена каждая женщина-туркменка, этому ремеслу обучали с детства.
Побывали мы в ботаническом саду столицы, который расположен в южной части города. В его коллекции много ценных растений. Необычайно красив розарий, где более 500 сортов роз.
Большое впечатление на нас произвели базары столицы. Это красочная картина гор зеленых арбузов, желтых дынь, похожих на ракеты, громадные грозди разнообразного винограда, овощи на любой вкус. Картину дополняли красочные национальные одежды с вышивками на молодых женщинах с множеством черных кос и тюбетейками на головах. В центральной части города огромный крытый рынок, занимающий целый квартал. Распространенным средством передвижения, особенно не в центре города, являются ишаки, на которых перемещаются взрослые и дети, а также перевозятся различные грузы. Мы покупали разных сортов арбузы, дыни, виноград и уничтожали их с громадным удовольствием, сравнивая по вкусу с астраханскими.
В один из дней нас на автобусе повезли в Нису – район раскопок древнейшего Парфянского государства. Дорога проходила по очень живописной местности, среди отвесных горных склонов, покрытых густой зеленью, или скальных, почти отвесных участков. По дну ущелья просматривались быстрые потоки горных речушек. Неподалеку от Ашхабада в дачном поселке Фирюза нам показали чинару с восемью стволами. С этим деревом и местом связана легенда:
У садовода и его жены рождались только сыновья. Однажды самый младший – седьмой – сын нашел у речушки блестящий бирюзовый камешек и принес домой. Мать пошла к звездочету, показала ему камень. Звездочет посоветовал растереть камень и выбросить. Если не избавишься от камня, то у вас родится дочь, и она принесет вам несчастье – сказал звездочет. Камешек остался у младшего сына, он не хотел с ним расставаться, а вскоре у него появилась сестричка. Родители назвали ее в честь драгоценного камня Бирюзой, по-туркменски Певризе (Фирюза). Братья очень любили свою сестру, которая росла красавицей. Когда она достигла четырнадцати лет, из многих мест стали съезжаться сваты. Родители решили, что дочь – это честь. А честь свою надо доверить только тому, кто ею дорожит, и дали дочери право самой сделать выбор. Чужеземный царь услышал об этой девушке и прислал свата, но получил отказ. Тогда он направил свои войска, чтобы забрать девушку силой. Навстречу войску выступили братья девушки и на пути войска в ущелье сдвинули горы. Непрошеные гости бежали. Только с третьего раза врагам удалось ворваться в сады отца девушки. Фирюза поднялась на сопку и позвала на помощь туркменов-джигитов, но ее никто не услышал. На третий раз она так жалобно и требовательно крикнула, что
даже камни сжалились и повторили ее зов громко и многократно. Голос девушки был услышан во всех аулах. Говорят, тогда родилось эхо. Прибывшие джигиты вместе с Фирюзой поехали на место боя. Они увидели, что все братья погибли в неравном бою. Джигиты ринулись в бой и разбили чужеземцев, оттеснив их за гору. Фирюза, увидев гибель братьев, вытащила кинжал и убила себя. Отец и мать погибших на замечания звездочета ответили: «Разве это несчастье – потеря детей, погибших за честь!» Их похоронили там, где они погибли, а со временем на их могиле выросла могучая чинара с восемью стволами. Ущелье, где выросла чинара, было названо по имени девушки Фирюзой, а чинара стала зваться в народе «Семь братьев и сестра». Вот такую легенду рассказал нам экскурсовод, когда мы подошли к этому удивительному дереву.
Также мы останавливались на берегу Каракумского канала. Среди песков пустыни протянулся прямой канал с довольно быстрым потоком грязно-серой воды, подмывающей пологий песчаный берег. Противоположный берег покрыт скудной зеленью и широкой полосой посадок в виде решетки квадратов. Здесь мы увидели растение перекати-поле и заросли саксаула – довольно густого кустарника чуть выше человеческого роста с тонкими сухими веточками.
В 16 км от Ашхабада находятся раскопки остатков древнего Парфянского царства и его столицы Ниса, которая находилась на маршруте Великого Шелкового пути и служила культурным мостом между Востоком и Западом. В городищах Старая и Новая Ниса раскопано несколько храмов, зданий общественного назначения и некрополь. Памятники Парфянского искусства в виде глиняной посуды, каменной скульптуры, резных рогов для вина и другие предметы и документы относятся к 1 в. до н.э.
Мы вместе с земляками много гуляли по зеленым улицам Ашхабада, заходили в чайхану, где утоляли жажду зеленым чаем, отдыхали в тенистых беседках, пробовали чал – верблюжье молоко. Знакомство с первым городом Средней Азии оставило много приятных впечатлений.
Затем на поезде мы проехали 693 км в Бухару – один из древнейших городов Узбекистана. Поселили нас в гостинице «Бухара», которая находилась в центре города, что очень удобно. Бухара – административный и культурный центр Бухарской области. Дата возникновения города до сих пор не установлена. Первые летописные сведения о городе появляются в 830 г.,
более раннее существование Бухары подтверждается историческими документами, датированными 2 веком до н.э. В 1868 г. Бухара вошла в состав России. В 1920 году в результате восстания власть эмира была свергнута и установлена Советская власть. Бухара – настоящий город-музей с уникальными памятниками древнего зодчества, всемирно известными архитектурными шедеврами. Здесь имеются памятники, воздвигнутые в 9-19 веках. Но особенно много архитектурных памятников 14 века – периода наибольшего экономического и культурного расцвета феодальной Бухары. Самыми древними памятниками являются: Арк (цитадель) и один из классических памятников среднеазиатского зодчества – мавзолей Саманидов (9-10 вв.). Центр Бухары – крепость Арк, где проживали правители и их приближенные. За ее стенами сложился город – «шахристан». Через Бухару проходил Великий шелковый путь. С приходом арабов в 7 веке в Бухаре распространился ислам. Свой современный облик город приобрел в 16-17 веках, когда были простроены большинство мечетей, медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупных архитектурных ансамблей и усыпальниц. Цитадель Арк возвышается над площадью Регистан. Это большое земляное сооружение в северо-западной части современной Бухары – символ власти, величия и неприступности. Цитадель представляет собой неправильный прямоугольник, внутренняя площадь его 3,96 га. Парадный въезд обрамлен двумя башнями, соединенными вверху галереей. Арк, резиденция бухарского эмира, здесь расположена уникальная библиотека, в которой творили Авиценна и Омар Хайям. Также нам показали «зиндан» (эмирская тюрьма), очень сумрачное, с единственными арочными воротами без единого окна сооружение, где содержали и казнили узников.
Мавзолей Саманидов по преданию возведен Исмаилом Самани, основателем саманидского государства, для своего отца и стал фамильной усыпальницей. На подходе торговой улицы к главному перекрестку шахристана расположился центральный ансамбль Бухары – Пои Калян, т.е. «подножие Великого», подножие минарета Калян, который возведен в 1127 году. В строительстве ансамбля и декоре применялись недорогие и нетрудоемкие, но эффективные и эффектные приемы. Например, перекрытия на пересекающихся арках, двухцветный гончарный декор. В майоликовом декоре использованы красочные сюжеты, преобладают рисунки летящих к солнцу птиц и птицезмеев. Медресе Улугбека в Бухаре –
единственное строение такого масштаба, сохранившееся со времен династии Тимуридов (1417-1420 гг.).
На перекрестках главных дорог города были сооружены сложные купольные здания – токи. Это бухарские бани, заглубленные в землю купольные помещения, связанные между собой узкими сводчатыми ходами. В банях яркий свет, хороший воздух, приятная вода, цветные изразцы. Мы много бродили по узким улочкам города, среди глинобитных строений почти без окон, бывали на многолюдных базарах с множеством гор овощей и фруктов. Продавцы в основном мужчины в каракулевых шапках, тюрбанах или тюбетейках, многие в длинных халатах. Много детей и ишаков.
В один из дней нас на автобусе повезли в пригород Бухары на виноградные плантации колхоза им. Энгельса. Здесь выращивается 16 сортов винограда. На длинных шпалерах красовались грозди спелого винограда весом до 2-2,5 кг. Сначала прямо с ветки мы пробовали различные сорта, а наевшись, начали собирать спелые грозди в ящики, а мужчины на ишаках увозили их к машинам, на которых колхозники отправляли виноград на базар. Было жарко, тяжело, но все остались довольны этой поездкой. На следующий день на автобусах нас повезли в красивейший город Средней Азии Самарканд, который находится в 285 км от Бухары. Поселили нас в гостинице «Регистан» в центральной части города.
Самарканд – второй по величине город Узбекистана – один из древнейших городов мира, его возраст насчитывает 2500 лет, ровесник Рима, Афин, Вавилона, столица могучей средневековой империи, созданной Тимуром. В 1868 году Самарканд вошел в состав России. Советская власть в Самарканде была установлена в 1917 году. С 1924 по 1930 г. он был столицей Узбекской ССР. Осмотр города мы начали с мавзолея Тимура – жестокого повелителя, создателя обширной империи. Мавзолей – это огромный купол чистейшей бирюзы, ниже арабская вязь по камню, затейливые орнаменты. Внутри усыпальницы большой зал с нишами в стенах. Намогильный камень самого Тимура из темно-зеленого нефрита. Здесь же надгробные плиты его сыновей, внуков, наставника.
Знаменитый Регистан (песчаное место) – это целая площадь, обнесенная башнями и минаретами. В центре ее – два медресе: Улугбека (1417-1420 гг.) высшее духовное заведение, где в свое время курс читал сам Улугбек, медресе с величественным порталом со стрельчатой аркой, по углам высокие минареты; и Шир-Дор (1619-1636 гг.), на фасаде которого тигроподобные львы гонятся за белыми ланями. В глубине площади еще одно медресе Тилля-Кари (1646-1660 гг). Много лет над этими памятниками трудились реставраторы, и теперь Регистан дает полное представление о том времени, когда это была главная торговая площадь города, когда здесь продавали гончарную посуду, изделия из золота и серебра, известный во многих странах малиновый бархат.
Поднимаемся на холм к обсерватории Улугбека. Внизу долина реки Заравшан, впереди хорошо виден город в зелени садов с множеством серебристых минаретов. Странная судьба была у Улугбека. Его походы были не столь удачными, как у его деда Тимура, но он был один из просвещеннейших людей своего времени, был знаменитым астрономом, преуспевал в науках. Обсерватория, им созданная в 15 веке, была одной из самых крупных в свое время. Высота только сохранившейся части секстанта, который раскопал в 1908 году археолог В.Л.Вяткин, одиннадцать метров. Некоторые наблюдения Улугбека оказались весьма точными, они почти совпадают с современными. Улугбека убили за то, что он предпочел в своей жизни роль мыслителя, а не грозного властелина. Здесь же рядом с обсерваторией скромная доска с надписью : «Археолог В.Л.Вяткин. Родился в 1869 г. Умер в 1932 г.» Всю жизнь этот человек вел раскопки старого Самарканда.
На следующий день на автобусе мы поехали в Ташкент. Путь в 350 км пролегал через просторы Гулистана, предгорья Тянь-Шаня, через легендарные Тамерлановы ворота. Это наиболее узкая часть прохода между северо-западной оконечностью хребта Мальгузар и хребтом Нуратау в западной части Узбекистана. Ширина прохода 120-130 м, местами 35-40 м. Названы эти ворота между почти отвесных скалистых гор в честь Тимура (Тамерлана), войска которого, по-видимому, проходили через этот проход. В настоящее время здесь проложена железная и автомобильная дорога, соединяющая Самарканд и Ташкент. Поселили нас в гостинице «Ташкент» в центральной части города.
Ташкент расположен в равнине реки Чирчик, на высоте 440-480 м над уровнем моря и занимает территорию в 30 тыс. га. К востоку и северо-востоку от Ташкента расположены отроги западного Тянь-Шаня. Полагают, что он основан во 2-1 вв. до н.э. Первые исторические сведения о городе относятся к 7 в. н.э. Возник он на пересечении караванных путей, идущих из стран Азии в европейские страны. С 11 века известен под названием Ташкент (каменный город). В 13-15 вв. Ташкент входил в состав империи Тимура, в конце 19 в. – в состав Российской империи. В 1918-1924 гг. Ташкент – столица Туркестанской АССР, а затем выделившейся из нее Узбекской ССР. Это один из крупнейших экономических и культурных центров СССР. Во время Великой Отечественной войны Ташкент был одним из районов, куда были эвакуированы многие предприятия, театры, киностудии. В столице много памятников архитектуры, театры, учебные заведения, музеи, зеленые бульвары. В один из дней мы посетили ботанический сад, основанный Академией Наук Узбекистана в 20-х годах прошлого столетия. Устройством сада в пятидесятых годах руководил академик Русанов Федор Николаевич. В саду более четырех тысяч видов, форм, разновидностей и сортов деревьев, кустарников, лиан, травянистых растений. Имеются отдельные питомники, где выращиваются лекарственные травы и редкие вида водяных ирисов. В конце весны в двух бассейнах можно любоваться индийскими лотосами. Здесь можно наблюдать за озорными белками, которые поселились в этом уголке природы в центре большого города. Интересным было посещение Государственного музея искусств, где представлено более 50 тыс. экспонатов, в том числе находки археологов на территории южного Узбекистана в Ферганской долине. В Музее прикладного искусства собрано более шести тысяч предметов народного творчества, относящихся к 1-й половине 19 века и к нашим дням. Среди экспонатов представлены керамика, стекло, посуда, образцы ручных и фабричных тканей, национальная одежда, ковры и другие предметы. Понравилось нам здание Оперного театра им. Алишера Навои, а также Дом Правительства, фасад которого украшают двадцать белоснежных колонн. После знакомства со столицей Узбекистана нас повезли в район западного Тянь-Шаня на турбазу «Бостандык», расположившуюся у подножья горы Большой Чимган в 110-120 км от Ташкента. Палаточный лагерь раскинулся в долине не очень высоких протяженных гор, покрытых скудной зеленью с осыпями, скалистыми склонами. Воздух в горах был настолько чистый, что мы чувствовали слабое головокружение. Были организованы походы в горы, поднимались к снежнику, вечерами у большого костра делились впечатлениями, пели песни. За эти несколько дней пребывания на природе мы отдохнули от городской жизни, надышались горного воздуха и налюбовались первозданной природой этого удивительного края.
Домой на поезде мы отправлялись с массой впечатлений и дома, глядя на фотографии, вспоминали красоты и необычность архитектурных памятников, природу и трудолюбивых людей, живущих в этих районах Средней Азии.
Как дополнение к иллюстрациям В.Н.Андриановой по среднеазиатскому путешествию помещаем две редкие фотографии Б.Н. и И.А. Кирпичниковых:
1) Живописный портрет по восстановленному облику Тамерлана
2) Надгробие Тамерлана в мавзолее Гур-Эмир
В.М.Добрянская
ПОЕЗДКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА В ТУРКЕСТАН. МУЗЕЙ С.ЕСЕНИНА В ТАШКЕНТЕ. ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ С.ЕСЕНИНА.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
(«Мы теперь уходим понемногу»)
3 октября 2010 года отмечалось 115-летие Сергея Александровича Есенина. О себе поэт писать не любил. «Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах», – писал он в 1920 году. От себя мы могли бы добавить: и в письмах поэта, и в воспоминаниях современников Есенина. Мир писем поэта удивительно чистый и светлый. В письмах, как и в стихах, нет ни одной фальшивой ноты. «Все люди – одна душа. Истина должна быть истиной, у нее нет доказательства и за ней границ, ибо она сама альфа и омега. В жизни должно быть искание и стремление…» Это цитата из письма восемнадцатилетнего Есенина к другу юности Г.Панфилову, написанного в 1913 году. Опубликованное в начале 50-х годов литературоведом В.Прокушевым, оно развеяло представление о С.Есенине как о малообразованном деревенском юноше.
Читая письма, понимаешь, с какими замечательными людьми его сводила судьба. Среди его адресатов были известные писатели, художники, журналисты, общественные деятели, литературные критики (Анатолий Мариенгоф, Владимир Маяковский, Николай Клюев, Луначарский, Николай Асеев, Корней Чуковский, П.И.Чагин –редактор газеты «Бакинский рабочий»).
До нас дошли и «восточные» письма поэта. Письма, которые помогают лучше узнать еще одну сторону его жизни и понять его творческую лабораторию. Письма Сергея Есенина помогают более зримо представить богатство его поэтических замыслов, увидеть, насколько был строг поэт к своему творчеству. «… Я понял, что такое поэзия, – взволнованно сообщает Есенин Галине Бениславской в конце 1924 года. – Не говорите мне необдуманных слов, что я перестал отделывать стих. Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме стал более требователен… Как вам нравится «Письмо к женщине»? У меня есть вещи еще лучше. Скоро завалю вас материалами. Так много и легко пишется в жизни очень редко».
Есенин всегда «болел Востоком», он живо интересовался его классиками, Омаром Хайямом, Саади. Его мечтой было «объездить всю Азию и проехать дальше». В начале 20-х годов он задумал совершить поездку в Туркестан. В июле 1920 года в письме поэтическому другу А.В.Ширяевцу Есенин пишет: «В октябре я с Колобовым (советский работник) буду в Ташкенте».
Эта поездка состоялась весной 1921 года. В Ташкент поэт прибыл в служебном железнодорожном вагоне, который был поставлен в тупик. В Ташкенте он пробыл две недели, а затем побывал и в Самарканде.
С жадным любопытством впитывал он экзотику азиатского быта, вслушивался в гомон восточных базаров, любовался буйным цветением белых «урючин» и розовых «персин». Почти каждый день он читал стихи, бывал в гостях у местных литераторов. Сохранилось любопытное свидетельство о том, с каким интересом слушал Есенин стих одного из местных поэтов. И, не зная языка, был очарован мелодией восточного стиха.
Для Есенина в одном из совхозов близ Ташкента была имитирована узбекская свадьба с соблюдением всех свадебных обрядов: сватовства, приезда за невестой, пышного угощения, веселья с национальными песнями и зачаровывающими звуками бубнов.
Эта поездка имела непреходящее значение для поэтов, писателей и почитателей таланта С.Есенина. Недаром Назым Хикмет говорил: «Есенин – один из величайших поэтов мира, один из чистейших поэтов мира. Есенин всегда был со всеми народами мира, которые любят жизнь, любят красоту и честность».
Пребывание Есенина в Ташкенте послужило поводом для создания литературного музея Сергея Есенина в столице Узбекистана. Истинные почитатели таланта Есенина сумели отвоевать для музея одноэтажный особняк архитектуры конца XIX века. Он сохранился среди многоэтажных домов Ташкента. Директором музея стал художник-любитель Вадим Николюк. Большое внимание изучению творчества Есенина уделяли Сергей Иванович Зинин и Петр Иванович Петрашевский. В создании музея помогали: известная актриса-танцовщица Тамара Ханум, а также дочь Сергея Есенина и Зинаиды Райх – Татьяна Сергеевна, долгие годы жившая с братом Константином в Ташкенте.
В экспозиции музея собраны воспоминания тех, у кого поэт останавливался, с кем встречался в те дни, в ней находится большая библиотека произведений Есенина, изданных при жизни поэта. Джесси Дэвис, английская переводчица, почитательница таланта Сергея Есенина, подарила музею издание «Радуница» на английском языке – копию первого издания «Радуницы».
Есть томик стихов Есенина на японском языке. Сергей Иванович Зинин преподавал русскую литературу в Токийском университете. Его студентка Оаги Сан приехала из Японии на 60-летие пребывания Сергея Есенина в Ташкенте и прочла на японском языке стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу».
В музее можно услышать запись с «живым голосом» С.Есенина. Поэт читает монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев». В 1964 г. в театре на Таганке была поставлена драматическая поэма «Пугачев» при участии В.Высоцкого, который читал этот же монолог. Мать В.Высоцкого Нина Васильевна подарила музею фотографии Высоцкого в роли Хлопуши.
В Крымской обсерватории астроном Л.В.Журавлева в созвездии Рыбы открыла две звезды, которые были названы именами С.Есенина и В.Высоцкого.
Долгие годы музей существовал на общественных началах. Два раза в неделю почитатели таланта Есенина проводили экскурсии. Среди них – экскурсовод, учитель литературы Маркевич Альбина Витальевна, директор Вадим Николюк, который неоднократно бывал на родине С.Есенина в селе Константиново, где писал свои первые этюды. Десять своих лучших работ он подарил константиновскому музею, несколько десятков картин постоянно экспонируются в Ташкентском музее С.Есенина. Незабываемое впечатление оставляет картина «Выткался на озере алый свет зари». Сейчас музей С.Есенина в Ташкенте стал государственным учреждением культуры.
Последняя любовь С.Есенина Августа Леонидовна Миклашевская (она была актрисой, заслуженной артисткой РСФСР) вспоминает: «Сколько радости приносил поэт людям, открывал перед ними новые дали, новые горизонты прекрасного в жизни! Сколько людей согревало свои сердца у чудесного костра поэзии Есенина, сколько наслаждалось задушевными звуками его лиры! И как часто он был одинок и беззащитен! Я видела, как ему трудно, плохо, как он одинок. Понимала, что виновата и я, и многие, ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему. Он тянулся, шел к нам. С ним было трудно, и мы отходили в сторону, оставляя его одного».
Августа Леонидовна рассказывает о знакомстве с поэтом: «Познакомила меня с Есениным жена Анатолия Мариенгофа – Никрина Нюша. Мы встретили Есенина на улице Горького. Он спешил. Бледный, на чем-то сосредоточенный, он вроде бы и не обратил на меня никакого внимания. Никриной Нюше сказал: «Иду мыть голову. В Кремль вызывают…» А уж потом мы встретились у Никриной, где вместе репетировали одну сцену. Тогда и подружились с Сергеем. Был август. Ранняя золотая осень. Под ногами шуршали золотые желтые листья. Часто бродили мы с Сергеем по дорожкам». Есенин посвятил Миклашевской стихотворение «Любовь хулигана»:
Заметался пожар голубой.
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь.
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь – как запущенный сад.
Был на женщин и зелье падкий.
Разонравилось пить и плясать,
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут.
И, чтоб прошлое не любя.
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан.
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
1923 г.
Однако, вернемся вновь к поездке Сергея Есенина в Ташкент. Многие стихотворения из цикла «Персидские мотивы» навеяны поездкой в Туркестан. Есенин никогда не был в Персии. Но в Ташкенте он увидел экзотику азиатского быта и дивную красоту азиатских пейзажей. Для него устроили поездку в прекрасный сад с водоемами, фонтанами; по саду спокойно расхаживали павлины. Здесь все напоминало о чем-то давнем и сказочном.
Цвет вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям,
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хайям.
Лунным светом Шираз осиянен,
Кружит звезд мотыльковый рой,
Мне не нравится, что персияне
Держат женщин и дев под чадрой.
Лунным светом Шираз осиянен…
Поэт в 1924 году побывал в Баку, Батуми, Тифлисе, где опубликовал сразу 27 стихотворений. И все это всего за полгода! Создать в такие сроки классические произведения мог только мастер. Тогда Кавказ стал «Болдинской осенью» для Есенина.
1924 год стал печальным в отношениях Сергея Есенина и Августы Леонидовны Миклашевской. Она вспоминает: «Третьего октября 1924 года меня разбудили в восемь часов утра. Пришел Есенин. Мы уже встречались очень редко, но тревога за него была еще сильней. Он стоял такой бледный, похудевший.
– Сегодня день моего рождения. Вспомнил этот день прошлого года и пришел к Вам… Меня посылают в Италию. Поедемте со мной. Я поеду, если вы со мной поедете.
Вид у него был измученный, больной. Голос – хриплый.
Мы шли по улице, и у нас был нелепый вид. У него на затылке цилиндр (очевидно, опять надел ради дня рождения), на одной руке лайковая перчатка, и я – с непокрытой головой, с накинутым на халат пальто, в туфлях на босу ногу. Но он перехитрил меня: довел до цветочного магазина, купил огромную корзину хризантем и отвез домой.
– Извините за шум. – И ушел неизвестно куда…
Через год Есенин ушел из жизни. Но пламя его творчества, его поэзии светило и светит многим поколениям. М.Горький говорил, что Есенин создан природой исключительно для поэзии, для выражения «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслужено человеком.