СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО ГОРОДА
4.1. Н.П.Бердникова. Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки. Вехи истории
4.2. Н.П.Бердникова. Надо всем в Доме царила Музыка…
Н.П.Бердникова
Нижегородская государственная консерватория.
Вехи истории.
В 1946г. в Горьком была создана консерватория. В городе с богатыми культурными традициями, где существовало старейшее музыкальное училище, 13 музыкальных школ, Ансамбль русской народной песни, широко развитая сеть музыкально-художественной самодеятельности, это событие явилось бы закономерным, но только не в период колоссальных экономических проблем разрушенной войной страны. Действительно, по словам первого директора консерватории Александра Абрамовича Когана, «открытие консерватории в трудные послевоенные годы не планировалось ни в каких вышестоящих организациях».
А.А. Коган.
Имя человека, взявшегося решить сложную задачу – Александр Михайлович Шульпин, председатель горьковского Горисполкома. Это был культурный и интеллигентный партийный деятель. Он много внимания уделял учреждениям искусства – помогал театрам (оперному и драматическому), филармонии, музыкальному училищу. В 1938 году по инициативе А.М.Шульпина на Волжском Откосе была построена эстрада для симфонического оркестра, в 1946 – одновременно с консерваторией – организованы Детская хоровая капелла и Дом музыкально-художественного воспитания детей.
Летом военного 1944 года А.М.Шульпин попросил директора музыкального училища А.А. Когана дать свои соображения о возможности организации консерватории. Коренной нижегородец, А.А.Коган был в то время одним из самых энергичных и деятельных работников в области искусства г.Горького. С 1918 работал в театре в качестве артиста оркестра (кларнет), в оркестрах театров оперы, драмы, в симфоническом оркестре. С 1921 года начал преподавать в музыкальном техникуме, позднее возглавлял Нижегородское художественное радиовещание, филармонию (был их организатором), музыкальное училище. Теперь ему предстояло стать организатором консерватории и первым её директором.
24 июля 1946 года, благодаря настойчивости А.М.Шульпина, А.А.Когана, при поддержке секретаря горьковского Обкома ВКП(б), а впоследствии – председателя Совета Министров РСФСР М.И.Родионова, вышло постановление Совета Министров. В какой-то мере содействовал этому и председатель Комитета по делам искусств РСФСР Н.Н.Беспалов, нижегородский уроженец.
В конце ноября 1946 года с помощью преподавателей музыкального училища прошли приёмные экзамены на I курс
консерватории. Первый учебный год начался 2 января 1947 года. Своего помещения не было, 39 первых студентов приступили к занятиям в помещении музыкального училища.
В апреле 1947 года консерватории передано здание (бывший архиерейский дом) на ул.Пискунова.
Здание консерватории в 1947 г. Фото А.Г.Стойко
20 июля приступили к капитальному ремонту, и к 1 сентября 1947 года консерватория имела 5-6 комнат для занятий. Капитальный ремонт продолжался одновременно с занятиями до февраля 1948г.
С самого начала встал вопрос об устройстве концертного зала. На втором этаже была домашняя церковь, помещение которой перестроили в Большой зал и фойе.
Отсутствие в Горьком постоянного профессорско-преподавательского состава вынудило консерваторию пригласить на работу по совместительству профессора Московской консерватории И.В.Способина (теоретические дисциплины) и лауреата Всесоюзного конкурса А.П.Стогорского (класс виолончели).
Преподаватели 40-х годов:
– пианисты: В.А.Гутерман, Н.Н.Полуэктова, М.В.Тропинская, А.Л.Лазерсон, С.В.Полякова, Э.А.Липович, О.С. Виноградова;
– теоретики, музыковеды, композиторы: В.А.Коллар, И.В.Способин, А.А.Касьянов, М.А.Цветаев, Л.С.Мухаринская, Н.Р.Котлер, В.Я.Трайнин, В.Г.Блинова, А.А.Нестеров, П.Ш.Скаковский;
– струнники: А.П.Стогорский, С.Л.Лазерсон, П.И.Миленин, Н.А. Глассон, Б.Н.Фелициант;
– вокалисты: Б.С.Вепринский, Ю.В.Карпов, В.Л.Гусельников, В.В.Викторова, Л.А.Мразович, Д.Ф.Захарова, Л.М.Брагинский, С.С.Зимакова, Л.Д.Любимов
– духовики: В.К.Шведов, Р.Э.Пивоваров, П.И.Булат, А.А.Коган;
– хоровики-дирижёры: П.Ш.Скаковский, А.М.Кузоватов;
– преподаватели иностранного языка: А.Х.Шраер, Л.А.Мусина, Г.К.Лебедев;
– преподаватель педагогики Д.А.Балика;
– концертмейстеры: З.Н.Армашова, В.Н.Ремизова, Я.Я.Снарская, Н.Г.Музыкова, С.Я.Гузик, А.Н.Цфасман, А.И.Зенчак, Д.П.Рачинский.
А.А.Коган проявил себя как незаурядный хозяйственник. Он не только сумел отремонтировать полуразрушенное здание, невероятными усилиями добывая строительные материалы – дерево, железо, шифер, краску, но и смог приобрести для консерватории почти 20 роялей, всеми правдами и неправдами покупая трофейные инструменты через комиссионные магазины и у частных лиц. Делая великое дело, он, возможно, не всегда заботился о документации, в чём и был обвинён. По некоторым сведениям, это послужило причиной его увольнения.
Г.С.Домбаев
В 1950 году директором консерватории был назначен крупный администратор, пианист Г.С.Домбаев, ранее возглавлявший Ереванскую филармонию. Кроме профессии музыканта, он был дипломированным юристом. Человек властный, имеющий большие связи, по своей природе масштабный руководитель, он горячо взялся за дело, и Горьковская консерватория стала его любимым детищем. Забота Г.Домбаева простиралась на все составляющие молодого вуза: от бытовых условий студентов до качественного преподавательского состава. По его приглашению из Москвы для работы по совместительству приезжали известные профессора: Я.В.Флиер, Г.Р.Гинзбург, Я.И.Зак, И.В.Способин, М.С.Пекелис, Д.В.Житомирский, воспитывая местные кадры будущих профессоров, кандидатов и докторов наук, лауреатов исполнительских конкурсов.
А.А.Нестеров и А.А.Касьянов
Преподавательский состав 50-х:
В.Г.Блинова, М.Я.Болотова, А.В.Броун, О.С.Виноградова, Е.Н.Гаркунов (зав. каф. хорового дирижирования), И.И.Кац, А.Г.Корсунская, О.А.Лебедева, И.А.Лесман, Б.С.Маранц, А.А.Нестеров, С.В.Полякова, В.П.Португалов, М.Б.Рейсон, М.Н.Симанский, М.В.Тропинская, В.В.Шауб, О.К.Эйгес и старейшие местные музыкальные деятели – Заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор, профессор А.А.Касьянов, С.Л.Лазерсон, Заслуженная учительница школы РСФСР доцент Н.Н.Полуэктова (зав. кафедрой фортепиано).
Начинают работать молодые педагоги – воспитанники нашей консерватории: Г.С.Афанасьев, И.В.Елисеев, А.А.Лебединский, В.В.Морёнов, З.Н.Петропавловская, О.В.Соколов, К.В.Студников, А.И.Сытов, В.М.Цендровский и лауреат международного конкурса К.М.Ладилов.
В пятидесятые годы в консерватории десять кафедр: марксизма-ленинизма, истории музыки, теории музыки, специального фортепиано, оркестровых инструментов, хорового дирижирования, сольного пения, камерного ансамбля, оперной подготовки, общего фортепиано. В составе кафедры оркестровых инструментов – студенческий симфонический оркестр, а при кафедре хорового дирижирования – смешанный хор. В консерватории имеются отлично оборудованная лаборатория звукозаписи со студией, нотно-книжная библиотека, фониатрический кабинет.
7 марта 1957 Указом Президиума Верховного совета РСФСР Горьковской консерватории присвоено имя великого русского композитора М.И.Глинки в ознаменование 100-летия со дня его смерти.
60-е годы отмечены целым рядом значительных достижений и преобразований:
в 1960 открывается заочное отделение. По свидетельству Г.С.Домбаева, с этих пор Горьковскую консерваторию стали называть филиалом Московской, поскольку чаще всего именно москвичи приезжали учиться на заочном отделении;
в 1960 установлен концертный орган;
Концертный орган.
в 1962 рядом с основным зданием построено и заселено общежитие на 200 мест;
с 1962 Горьковская консерватория – активный участник фестивалей современной музыки, среди которых – первый в стране монографический фестиваль творчества Д.Д.Шостаковича (1964);
в 1963 вступил в строй новый, третий этаж учебного корпуса; в 1963 образовано отделение народных инструментов при фортепианном факультете, создан оркестр баянов (руководитель М.А.Саморукова);
в 1964 установлен учебный орган;
в 1965 открыта аспирантура.
В 1967 консерватория празднует двадцатилетний юбилей. За эти годы её окончили 612 человек, которые работают в 68 городах СССР: Архангельске, Владивостоке, Ереване, Иркутске, Калининграде, Ленинабаде, Магнитогорск, Москве, Мурманске, Нальчике, Нижнем Тагиле, Новосибирске, Орджоникидзе, Оренбурге, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Севастополе, Ставрополе, Сыктывкаре, Томске, Тюмени, Хабаровске, Чите и др. 40 выпускников преподают в родной консерватории.
В 1969 факультет народных инструментов стал самостоятельным (зав. каф. Ю.В.Бардин). У истоков становления – замечательные музыканты А.И.Полетаев, Н.Я.Чайкин, Н.В.Хабаров, Ю.П.Агафонов.
Дипломанты Всероссийского конкурса М.Горобцова и В.Колесников
Студенты 60-х участвуют и побеждают в конкурсах и фестивалях:
К.Ладилов (тромбон) – первая премия на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Бухаресте.
Д.Арустамян, В.Кантов, В.Колесников, А.Лукьяненко, В.Немировский, А.Покровский, М.Прудовская, Е.Титов, Е.Фещенко, Н.Черноиваненко награждены дипломами и грамотами на Всероссийских конкурсах музыкантов-исполнителей.
Дипломы первой и второй степени получены студентами за Участие во Всероссийском смотре студенческих камерных ансамблей в Москве.
К началу 70-х в консерватории работают 99 штатных педагогов, 3 штатных совместителя и 44 почасовика. Среди них профессора Г.С.Домбаев, А.А.Касьянов, Б.С.Маранц; доценты А.В., Броун, Е.Г..Крестинский О.А.Лебедева, А.А.Лебединский, А.А.Нестеров, Р.Э.Пивоваров, П.А.Федотов, Н.Я.Чайкин, В.В.Шауб, кандидаты наук В.В.Морёнов, В.М.Цендровский, Б.Н.Переплётчиков.
На дневном, вечернем и заочном отделениях обучаются 724 студента, в том числе на дневном 412, вечернем 47, заочном 258, на подготовительном вокальном – 7 чел. Аспирантов 2, ассистентов-стажёров 24.
Более смелой становится репертуарная и просветительская политика консерватории. Так, в Концертном зале в 70-е годы впервые прозвучала духовная музыка Рахманинова, Чеснокова, Кастальского, некоторые произведения Шнитке, авангардистские произведения современных западных композиторов. Эти музыкальные события утверждали мнение о ВУЗе, как о непокорном (с точки зрения официальной идеологии) первооткрывателе забытых и запрещённых шедевров.
В 1971 году произошло разделение оркестрового факультета на две самостоятельные кафедры: кафедру струнных инструментов, которой поочерёдно заведовали А.В.Броун, Г.В.Гаврилов, С.Л. Ярошевич и кафедру духовых инструментов под руководством П.А.Федотова. Вскоре размежевалась и кафедра фортепиано, возглавляемая профессором Б.С.Маранц. Заведующими кафедрами были назначены И.И.Кац и Б.С.Маранц.
Весной 1972 широко праздновалось 25-летие консерватории. Юбилейный концерт прошёл в зале филармонии. Летом этого же года Заслуженный деятель искусств РСФСР профессор Г.С.Домбаев, возглавлявший консерваторию в течение двадцати двух лет, уходит со своего поста. Ректором Горьковской консерватории становится известный композитор, народный артист России профессор Аркадий Александрович Нестеров.
А.А.Нестеров
С его приходом значительно расширяется композиторское отделение, складывается сильная музыковедческая школа.
Начиная с 1978 года увеличен прием на вокальный факультет, что было необходимо для постановки полнометражных опер. Для работы в оперном классе приглашаются дирижеры – народный артист РФ профессор И.Б.Гусман, народный артист РФ профессор А.М.Скульский; режиссеры – заслуженный артист РФ И.Л.Беренов, профессор В.И.Агабабов, народный артист РФ В.Т.Степанов. В 1979 году заведующим кафедрой сольного пения становится Андрей Михайлович Седов. Под его руководством кафедра стала одной из лучших в России, а в дальнейшем приобрела и международную известность.
1979 год ознаменовался созданием оркестра народных инструментов. Руководитель и дирижёр В.А.Кузнецов. 29 апреля состоялся первый концерт оркестра.
Первый концерт оркестра народных инструментов
Горьковская консерватория 80-х – это 800 студентов, 15 кафедр, почти 300 педагогов и сотрудников. На шести факультетах ведётся обучение по всем специальностям и специализациям.
Руководство консерваторией осуществляют ректор – народный артист РСФСР профессор А.А.Нестеров, проректор по учебной работе – лауреат международного конкурса доцент В.И.Голубничий, проректор по научной работе доцент Г.Л.Данилейко, деканы – доцент кафедры народных инструментов Г.С.Кондратьев, являющийся секретарём партийного бюро, и профессор кафедры хорового дирижирования А.А.Лебединский, проректор по административно-хозяйственной работе – Л.В.Калюлин.
В консерватории работают известные специалисты – заслуженные деятели искусств РСФСР профессора Б.С.Маранц и В.М.Цендровский, профессора Е.Н.Гаркунов и Н.Я.Чайкин, народный артист РСФСР Л.К.Сивухин. Высокий авторитет имеют зав. кафедрами профессора И.И.Кац, О.В.Соколов, П.А.Федотов, С.Л.Ярошевич, Ю.В.Бардин, Н.Г.Максимова, профессор О.С.Виноградова, заслуженные работники культуры РСФСР И.В.Елисеев и В.Г.Блинова. Среди педагогов – лауреаты международных конкурсов В.А.Холщевников, Г.В.Мамайков, С.Н.Пропищан. Свой артистический опыт и знания передают студентам ведущие мастера Горьковского театра оперы и балета и государственной филармонии народные артисты РСФСР профессора И.Б.Гусман и А.С.Правилов, заслуженные деятели искусств РСФСР Бойков и О.М.Дадишкилиани, заслуженные артисты РСФСР И.Л.Беренов, Ю.Б.Ром и Е.А.Титов.
Общежитие на ул.Генкиной
В марте 1987 года праздновался 40-летний юбилей консерватории. К этому времени состоялось 36 выпусков (3305 выпускников). Среди них видные деятели советского искусства, такие как лауреат 1 премии международного конкурса тромбонист К.Ладилов, народная артистка РСФСР певица З.Диденко, лауреат 1 премии международного конкурса дирижёров в Лондоне В.Понькин; лауреат 1 премии международного конкурса в Клингентале баянист В.Авралёв, лауреат международного конкурса в Барселоне певец В.Алиев и многие другие, удостоенные почётных званий союзных и автономных республик, лауреаты государственных премий, премий Ленинского комсомола.
1982 г.- открытие новой специальности «народное пение». Первым педагогом стал заслуженный работник культуры РФ В.Н.Широков.
1984 г.- заселение нового общежития на 408 мест; здание прежнего общежития переоборудовано во второй учебный корпус.
1984 г.- организация студенческого камерного оркестра (руководитель зав.каф.струнных инструментов профессор С.Л.Ярошевич).
Л.К.Сивухин
В 90-е годы трижды происходит смена ректоров. Возглавляющий консерваторию с 1972 по 1994 гг. А.А.Нестеров уходит на заслуженный отдых. Впервые за всю историю ВУЗа, должность ректора становится выборной. По итогам голосования им становится народный артист России, почётный гражданин Нижнего Новгорода, профессор Л.К.Сивухин, много сделавший для интеграции вуза в мировую музыкальную культуру.
Э.Б.Фертельмейстер
В 1996 году, также по решению коллектива преподавателей и сотрудников, ректором консерватории избирается композитор и дирижёр, заслуженный деятель искусств России, действительный член Академии гуманитарных наук, лауреат премии Нижнего Новгорода, лауреат премии Собольщикова-Самарина, кавалер ордена Дружбы профессор Э.Б.Фертельмейстер.
Начинается стремительное развитие вуза во всех направлениях деятельности. Консерватория приобретает международный статус и обширные связи с зарубежными странами. К нам приезжают обучаться студенты и стажёры из Японии, Сирии, Дании, Франции, США, Китая, Ямайки, регулярными становятся творческие контакты с музыкантами Высшей школы искусств Фолькванг-Хохшуле из немецкого города-побратима Эссена, складываются связи с Амстердамской консерваторией и университетом Париж-8. Пришло время, когда значительной стала роль кафедры иностранных языков: педагоги ведут интенсивные курсы, участвуют в качестве переводчиков в международных встречах, конкурсах, конференциях и семинарах.
Факультеты Нижегородской консерватории охватывают почти весь спектр музыкальных специальностей. Каждый из шести факультетов вправе гордиться своими творческими традициями, знаменитыми и просто хорошими выпускниками.
Хронология 90-х:
1990г. – назначение Е.Д.Алексеевой зав. каф. специального фортепиано (в связи с отъездом И.И.Каца);
1990г. – присвоение статуса муниципального Камерному оркестру студентов и преподавателей кафедры струнных инструментов под руководством Заслуженной артистки РФ С.Н.Пропищан;
1992 – разделение кафедры духовых инструментов на кафедру медных духовых инструментов (зав. каф. Е.Н.Петров) и кафедру деревянных духовых инструментов (с 1993 по 1996 зав. каф. Ю.Б.Ром, с 1996 зав. каф. С.И.Аристов);
1996 – образование кафедры оперной подготовки, оркестрового и оперно-симфонического дирижирования (зав. каф. народный артист России профессор А.М.Скульский);
1996 – подписание договора с Folkwang – Hochschule (Эссен, Германия) о совместном сотрудничестве;
1998 – создание секции органа и клавесина на фортепианном факультете (зав секцией З.А.Скульская);
1998 – подписание договора о совместной деятельности ННГК им. М.И.Глинки с консерваторией им. А.Брукнера (Линц, Австрия);
1999 год – образование факультета дополнительного образования и повышения квалификации, где наряду с традиционными, реализуются программы: «Музыкальный лектор»; «Музыкальный критик-журналист СМИ, редактор ТВ и радио»;
1999 – подписание договора о совместной деятельности ННГК и консерватории города Шеньян (Китай). Определены перспективы сотрудничества;
1999 – образование факультета дополнительного образования и повышения квалификации.
Новое тысячелетие принесло положительные перемены во внешней и внутренней жизни консерватории. Произошёл долгожданный ремонт, значительно преобразились как внешний вид, так и интерьер консерватории. Древние стены приобрели современный облик, сохранив особую атмосферу творческого уюта. Помимо учебных аудиторий, Концертного, Малого залов, оперного класса, имеется музей, две студии звукозаписи, лаборатория светокопировальной и множительной техники, фольклорный кабинет, а также кабинеты информатики, философии, ТСО, медицинский, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности, мастерская по ремонту и настройке музыкальных инструментов, отдел информации, отделение педпрактики, библиотека с двумя читальными залами. Консерватория располагает собственной издательской базой: выпускаются монографии, сборники статей преподавателей исполнительских кафедр, сборники материалов конференций, учебные и методические пособия.
В 2006 консерватории исполнилось 60 лет. К этому времени общая численность профессорско-преподавательского состава – 225 человек. Среди них профессоров и докторов наук – 62, доцентов и кандидатов наук – более 100. Почетных званий в области культуры и искусства РФ удостоены 40 преподавателей, 8 – премии Нижнего Новгорода. В коллективе консерватории более 30 лауреатов Международных, всесоюзных и республиканских конкурсов.
Преподавание ведется на 7 факультетах и 19 кафедрах. Обучается более 700 студентов, около 70 аспирантов и соискателей. Открыты новые специальности (музыкальная звукорежиссура, этномузыкология, музыкальная педагогика) и специализации (оперно-симфоническое дирижирование), создан факультет дополнительного образования и повышения квалификации, на котором наряду с традиционными реализуются следующие программы: «Музыкальный лектор», «Музыкальный критик-журналист СМИ, редактор ТВ и радио».
События XXI века:
2001г. – присуждение ННГК I места в рейтинге нестоличных вузов искусств России;
2002 г. – учреждение первой в России кафедры прикладного музыковедения;
2003 г. – образование Диссертационного совета К 210.030.01 при Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки Председатель совета – доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор В.Н.Сыров, учёный секретарь – доцент, кандидат искусствоведения Т.Р.Бочкова;
2004 г. – создание кафедры музыкальной звукорежиссуры;
2005 г. – получение ННГК им. М.И.Глинки статуса академии;
2006 г. – основание кафедры «Актёр музыкального театра». Зав. каф. С.В.Миндрин;
2006 г. – образование женского хора ННГК;
2006 г.- проведение VIII Международной школы вокального мастерства с участием российских и зарубежных педагогов-вокалистов;
2006 г. – открытие направления подготовки «Художественное образование» (по профилю «Музыкальное образование»);
2007 г. – создание кафедры педагогики и методики музыкального образования;
Репетиция оркестра для обучения иностранных студентов
2007г. – вступление консерватории в Ассоциацию учебных заведений искусства и культуры России;
2007г. – вступление консерватории в Европейскую ассоциацию консерваторий Association Européenne des Conservatoires, Académies de Musique et Musikhochschulen (AEC);
2007г. – проведение II Всероссийского открытого конкурса музыкантов-исполнителей на медных духовых и ударных инструментах имени А.А.Нестерова;
2008г. – подписание договора о сотрудничестве с Белорусской государственной академией музыки;
2009г. – подписание договора о сотрудничестве с Университетом г.Пьёнтек (Республика Корея);
2010г. – вступление ННГК в Ассоциацию музыкально-образовательных учреждений России (сопредседатель Ассоциации – Э.Б.Фертельмейстер, ректор ННГК);
Студенты из Китая
2010г. – признание экспертной комиссией по итогам Всероссийского конкурса творческих работ студентов -звукорежиссеров им. В.Б. Бабушкина кафедры музыкальной звукорежиссуры ННГК лучшей в стране;
2010г. – подписание соглашения о сотрудничестве с Институтом фотографии и искусств «Хуангуан» (КНР);
2010г. – проведение фестиваля “Vox humana”, посвященного 50-летию органа ННГК;
2011г. – присвоение статуса «Лучших образовательных программ инновационной России» трем из 9 реализованных в ННГК основных
образовательных программ;
2011г. – включение научно-образовательного журнала консерватории “Актуальные проблемы высшего музыкального образования” в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ;
2011г. – подписание соглашения о сотрудничестве с Педагогическим университетом г. Сычуань (КНР);
2011г. – проведение IV Всероссийского открытого конкурса музыкантов-исполнителей на медных духовых и ударных инструментах имени Аркадия Нестерова;
2011г.- празднование 65-летия Нижегородской консерватории (ноябрь-декабрь).
Наталья Петровна Бердникова – зав.музеем истории Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки, доцент.
Фотографии из фондов музея НГК им.М.И.Глинки
Н.П.Бердникова
Надо всем в Доме царила Музыка…
Вслед за Великой Победой в г. Горьком произошло несколько крупнейших культурных событий – созданы Детский дом музыкально-художественного воспитания (1945г.), Хоровая капелла мальчиков (1946г.) и Государственная консерватория ( 1946 г.).
6 июля 1945г. вышло Постановление Совета народных Комиссаров РСФСР №532 об организации в Горьком Детдома для одарённых детей.
19 ноября 1945г. состоялось заседание Исполкома Горсовета и принято решение № 1119 за подписью Председателя Исполкома А.М.Шульпина:
1) Открыть в г.Горьком детдом для одарённых детей.
2) Предоставить временно открываемому детдому здание филиала госпиталя №2797 (бывший детсад Горгрэса) по улице Невзоровых.
На момент передачи здание было в крайне запущенном состоянии, ремонтные работы продолжались в течение зимы и весны 1945/46 года. В ремонте и оснащении дома приняли участие Автозавод им. Молотова, Горьковский военный округ, зенитное и танковое училище, НКВД и ряд других организаций.
К 1 июля 1946 г. дом был приготовлен к приёму воспитанников. Здание переделано согласно требованиям детского дома. Расчищен, засажен и приведён в порядок сад, устроены площадки для детских игр. В саду поставлены скамейки и столы, отремонтирован забор вокруг дома. Приобретён необходимый столовый и кухонный инвентарь, в мастерских Автозаводского промкомбината изготовлена мебель.
21 июня 1946 года комиссия Отдела по делам искусств просмотрела воспитанников детдомов г. Горького. Отобрано 23 человека: 18 музыкально одарённых и 5 способных к рисованию.
Большинство детей страдали малокровием, истощением, отставали в физическом развитии. До 1 сентября проводилась оздоровительная работа. Одновременно продолжался приём воспитанников из Горьковской и других областей. В начале сентября прибыли дети из Вологодской и Молотовской (Пермской) областей.
К 1 сентября в детский дом принято 50 человек: 15 художников и 35 музыкантов.
К концу первого учебного года в детдоме было 60 человек, из них круглых сирот 37 человек, полусирот 23 человека. Детей погибших воинов – 31 человек.
Кандидатуру на пост руководителя ДМХВ предложил первый секретарь Обкома партии, впоследствии Председатель Совет Министров РСФСР М.И.Родионов, впоследствии репрессированный (его именем названа одна из улиц Н.Новгорода). По его рекомендации, директором была назначена Нина Фёдоровна Антонова – педагог, музыкант, прекрасный организатор, интеллигентный человек, обладающий художественным вкусом. Она обеспечила для детей красивую обстановку в доме, хорошую одежду, максимальное, по тем временам, питание, но самое главное – сумела создать атмосферу возвышенных интересов, духовности общения, любви к музыкальному и художественному искусствам. В короткое время ей удалось собрать педагогический коллектив единомышленников, многие из которых проработали в детдоме десятки лет. Среди них завуч П.К.Дёготь, воспитатели И.А.Кавун, Н.М.Колобаева, И.Н.Полонская, Н.Б.Симонова; педагоги-музыканты С.Е.Павловская, Ф.М.Жигорева, В.М.Вагнер, С.В.Портных; педагог-художник Н.Р.Олигер.
Все дети обучались в общеобразовательной и художественной или музыкальной школе (сперва Ждановского района, а с 1947 года в 1-й музыкальной школе Свердловского района при музыкальном училище, затем в ДМШ № 8), поступали в художественное, музыкальное училище и консерваторию. Учащиеся училища продолжали жить в детдоме.
Хоровые занятия проводил М.Н.Сушков. С ним дети выучили песни Старокадомского, Новикова, очень много Дунаевского. Юные музыканты месте с «художниками» пели на четыре голоса «Зимнюю дорогу» Шебалина, «Амурские волны» Кюсса, «Клевету» Россини.
Хореографию вела В.Г.Фишкина. Под её руководством поставили русский, татарский, азербайджанский, китайский танцы, чешскую польку, белорусскую «Бульбу», «Музыкальный момент» Шуберта, пробовали танцевать на «пальцах» (пуантах) «Танец маленьких лебедей» Чайковского. У мальчиков были и «свои» танцы: «Яблочко» из балета «Красный мак» Глиэра, «Хоруми». Вера Григорьевна знала и очень любила ансамбль Игоря Моисеева, многое из его репертуара, переработав, использовала для своих воспитанников. Костюмы шили две портнихи, состоящие в штате детдома для пошива и ремонта повседневной одежды, а разрисовывали костюмы сами дети под руководством художницы-воспитательницы Н.Р. Олигер.
«Дом одарённых», как его называли, был известен и любим в городе. Дети часто выступали с шефскими концертами, каждый год проходили отчётные концерты в Оперном театре. Концерт открывал хор, с которым выступали известные горьковские певцы В.Симанская (колоратурное сопрано) и И.Я.Струков (бас). После хора полагался Полонез – торжественное шествие почти всех воспитанников в нарядной форме: девочки в белых фартуках, мальчики – в чёрных гимнастёрках.
В ДМХВ в гости приходил композитор Касьянов, бывали приезжающие в Горький знаменитости: И.О.Дунаевский, А.И.Хачатурян, Л.Н.Оборин, Ю.В.Брюшков, В.Г.Грабин, А.С.Яковлев. Существовала договорённость со всеми театрами города и филармонией на бесплатное посещение воспитанниками концертов и спектаклей. Сцена и кулисы Оперного театра были родными для воспитанников Дома. По многу раз они прослушивали оперы «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Риголетто», «Царская невеста», «Иван Сусанин» и многие сцены знали буквально наизусть. В филармонии слушали Д.Ойстраха, Д.Шафрана, Ю.Ситковецкого, А.Соленкову, Л.Оборина, Ю.Брюшкова, Э.Гилельса, С.Рихтера.
Надо всем в Доме царила Музыка. Со многими произведениями малыши знакомились раньше, чем могли их сыграть сами, благодаря занятиям старших воспитанников. Так, Федя Лирин играл Бетховена (сонаты №8, 14), Шопена (вальс cis moll), Надя Карелова играла Чайковского («На тройке»); скрипач Станислав Леонтьев покорил всех исполнением Чардаша Монти.
Лишь только начиналось тёплое время, и открывались настежь окна, над территорией двора звучала прекрасная музыка Рахманинова, Чайковского – это ребята заводили радиолу и ставили пластинки.
Летом все вместе отдыхали на Щёлковском хуторе, где была хорошая двухэтажная деревянная дача, бывший помещичий дом. Много гуляли по лесу, собирали грибы и орехи, которых было море, бегали купаться на Оку, устраивали балы и маскарады. И в каникулы дети продолжали заниматься на инструментах, а художники рисовали с натуры. Старшие ребята опекали средних и маленьких.
Нина Фёдоровна прививала воспитанникам и вкус к дальним путешествиям. В 1948 г. на пароходе «Ломоносов» воспитанники проехали по Волге до Астрахани. Навсегда в памяти ребят осталось страшное впечатление войны от Сталинграда: города нет, горы кирпичей, прямо из кучи обломков труба, идёт дым – там живут люди. Видели руины дома Павлова, старую мельницу, цветы, сбитый немецкий самолёт со свастикой, торчащий из груды развалин.
В 1957 г. была ещё одна поездка по Волге – вместе с оркестром Горьковской филармонии, дирижером К.Кондрашиным, пианистом Э.Гилельсом и певцом И.Петровым. Тогда на концерты все ходили два раза в день – вечером и утром, на репетицию.
В 1953 г. в Москве проходила встреча воспитанников Детских домов для одарённых детей из разных городов СССР, закончившаяся выступлениями детей с концертными номерами, танцами и хором. По уровню исполнения наши воспитанники были самыми лучшими. Вторая их поездка в Москву – на открытие Музея изящных искусств (так назывался тогда музей Пушкина), где были выставлены впервые после войны отреставрированные картины Дрезденской галереи, в том числе, Сикстинская мадонна Рафаэля.
Шло время, менялась жизнь за окнами старого Дома. Вырастали во дворе деревья, низко склонившие свои ветви – не одно поколение весёлых пацанов с криками Тарзана перелезали по ним с дерева на дерево. Новые мальчишки зимой гоняли в хоккей уже не консервную банку, а настоящую шайбу. Менялись летние игры, постепенно забывались лапта, городки, «попа-гоняла», «клёк». В рационе появились настоящие витамины, а не только те ягоды крыжовника, смородины и вишни, растущие в саду, которые в первые годы съедались ребятишками совсем зелёными, да ещё они лакомились и крохотными кисло-горькими зеленцами яблок из-за соседнего забора… Но сохранялись традиции, уклад жизни: по-прежнему с утра до вечера звучала музыка, то там, то тут неподвижно сидели «натуры» – только малыш, читающий книжку, соберётся бежать по своим делам, а оказывается, его рисуют – так и приходилось сидеть до конца «сеанса». Но самое главное, сохранился тот высокий, можно сказать, романтический настрой, поселяющийся в душах ребятишек, попавших в Дом не от хорошей жизни…
По-прежнему на юбилеи ДМХВ съезжались бывшие воспитанники, пели хором свои любимые с детства песни, шествовали полонезом по всем комнатам, радовались вновь построенному прекрасному четырёхэтажному корпусу (заслуга второго директора Ларисы Николаевны Беляевой). Здесь пришло время сказать доброе слово и о вновь пришедших воспитателях и педагогах, некоторые из которых – бывшие воспитанники: В.А.Савинов, Г.Г.Плетнёв, З.Б.Хуснетдинова. Очень много лет занимались детьми и стали им родными В.Н.Савинова, Т.С.Андосова и многие, многие другие.
Прекрасно организованная работа давала свои плоды, Среди закончивших ДМХВ за 63 года его существования сотни достойных людей. До последнего времени они собирались в родном Доме, закрытие которого в 2010 году, как гром среди ясного неба, ошеломило всех жёсткостью и беспощадностью чиновничьего решения.
На «золотом» юбилее ДМХВ
Счастье, что их имена, имена воспитанников, описание многих событий Дома сохраняются не только в памяти, но и войдут в готовящуюся к печати Книгу воспоминаний о ДМХВ.
Воспитанники ДМХВ, ставшие профессиональными музыкантами:
Нижегородская консерватория (академии) им. М.И.Глинки
Горобцова (Прудовская) Мария – доцент консерватории, дипломант Всероссийского конкурса
Колесников Валерий – президент Балакиревского общества, профессор, кандидат искусствоведения, лауреат межд. конкурса
Муратов Георгий – профессор, засл. деятель искусств РФ
Стрижова Татьяна – старший преподаватель
Нижегородский музыкальный колледж
им. М.А.Балакирева
Смирнов Сергей – директор, засл. деятель искусств РФ
Лирин Фёдор – преподаватель
Дзержинское музыкальное училище
Орлов Евгений – преподаватель
Владимирское музыкальное училище
Добротворский Юрий – преподаватель, засл. деятель искусств РФ
Кировский музыкальный колледж
Максютина Татьяна – преподаватель
Сургутское музыкальное училище
Груздев Александр – преподаватель
Волгоградское музыкальное училище
Пономарёв Леонид – преподаватель, засл артист РФ
Нижегородский Оперный театр им. А.С.Пушкина
Шейко Евгений – главный дирижёр, лауреат премии Н.Новгорода, доцент
Муркаева Лариса – артистка оркестра
Низяева Ольга – артистка оркестра
Павлова Зинаида – артистка оркестра
Нижегородская филармония им. М.Ростроповича
Колесникова Надежда – артистка симфонического оркестра
Хитрин Виктор – артист симфонического оркестра
Симфонические оркестры др. городов
Власов Владимир – концертмейстер оркестра Цирка на Цветном бульваре, Москва.
Володин Михаил- солист симф. оркестра, Хабаровск
Лернер Владимир – концертмейстер оркестра Балета на льду, Москва
Меркулова Александра – артистка Президентского оркестра. Москва
Селина Елизавета – артистка оркестра, Саров
Смирнов Вячеслав – артист оркестра, Сыктывкар
Шуклина Екатерина – артистка оркестра, Кемерово
ДМШ г. Н.Новгорода
Баринов Вячеслав – директор ДМШ ст. Сортировка.
Маслов Геннадий – директор ДМШ №10.
Хомутинников Валерий – директор ДШИ №18, засл. раб. культуры РФ
Уткина Татьяна – преподаватель ДМШ №7
Обманкина (Вильман) Евгения – преподаватель ДМШ№ 8
Куликова (Таранкова) – преподаватель Лидия ДМШ №9
Редькин Сергей – концертмейстер ДМШ №10
Краева (Лычагина) Марина – преподаватель ДМШ №13
Романовская Светлана – преподаватель ДМШ №17
Исакова (Пыхонина) Иветта – преподаватель ДМШ №17
Вузы, колледжи и муз.школы других городов России и зарубежных стран
Горобцова (Гребенкина) Лариса – педагог ДМШ, С.Петербург
Земсков Владимир – преподаватель, завуч ДШИ, Саров
Дрозденко Борис – директор ДШИ им. Балакирева, Саров
Дроздов Юрий – преподаватель Университета, Шеньян (Китай)
Зеликман Любовь – преподаватель муз школы, Израиль
Левина Елена – преподаватель музыки, США
Солдатова Любовь – преподаватель муз. колледжа, Эссен (Германия)
Хохрякова (Пинчук) Лариса – преподаватель, Обнинск
Юдина Любовь – преподаватель, Миасс Челябинской обл.
ДМШ Нижегородской области
Власик (Дубовцева) Татьяна – преподаватель, Кулебаки
Волкова (Федотова) Елена – преподаватель, Дзержинск
Квасова (Груздева) Нина – преподаватель, Тоншаево Шахунского района
Квасова Любовь Ивановна – преподаватель, Ильиногорск
Коновалов Евгений – преподаватель, Кулебаки
Кольцова Любовь – преподаватель-хореограф, Вязники
Сёмин Евгений – преподаватель, Семёнов
Шуклина Валентина – преподаватель, Кулебаки
Воспитанники ДМХВ, ставшие профессиональными художниками:
Абрамов Александр – член СХ Белоруссии, Бобруйск
Быков Алексей – член СХ РФ, Н.Новгород
Власов Вячеслав- член СХ РФ, Дивногорск
Земсков Юрий – член СХ РФ, засл. худ. РФ, Владивосток
Демарин Александр- член СХ Белоруссии, Минск
Мигунов Евгений Дзержинск – засл. раб. культуры РФ, завуч Школы искусств, Дзержинск
Москвичёв Александр С.Петербург-член СХ РФ, С.-Петербург
Плетнёв Георгий – преподаватель ДМХВ, школа искусств №18. Н.Новгород
Родионов Сергей – член СХ РФ, преподаватель худ. студии, Н.Новгород
Суслов Михаил – заслуженный архитектор РФ, главный архитектор, Чебоксары
Шубин Юрий – член СХ РФ, Челябинск
Щёлоков Вячеслав – преподаватель худ. училища, завуч, засл. раб. культуры РФ, Н.Новгород
Воспитанники ДМХВ, избравшие другие профессии:
Баринов Николай – юрист, Н.Новгород
Винокуров Леонид – театральный режиссёр, Якутск
Израйлит (Берито) Элла – работник Дворца культуры железнодорожников, Н.Новгород
Красногорова Ирина – солистка балета, засл. артистка РФ, Пермь
Ларионов Виталий – член Законодательного собрания, Н.Новгород
Лебедев Юрий – преподаватель НГУ им. Лобачевского, Н.Новгород.
Самохвалова Ирина – кинолог, Н.Новгород
Хуснетдинова Роза – Мировой судья, Н.Новгород
Фотографии из личных архивов воспитанников ДМХВ
От редакции:
Отношение Общества старых нижегородцев к факту закрытия Детского дома для одаренных детей выражено в письме на имя губернатора В.П.Шанцева, под которым подписались около 200 членов ОСН и Шаляпинского культурного центра Н.Новгорода:
Уважаемый Валерий Павлинович!
В тяжелейшие послевоенные годы нижегородцы совершили подвиг мирного времени: в 1946 году в нашем городе были открыты консерватория, Хоровая капелла мальчиков и Дом музыкально-художественного воспитания одаренных детей (ДМХВ). Мы с благодарностью вспоминаем имена тех, кто стоял у истоков этого благородного дела, кто создавал и развивал эти очаги культуры!
После войны ДМХВ растил и воспитывал осиротевших детей, чьи родители погибли, в том числе, детей блокадного Ленинграда, а позже здесь воспитывались дети неполных и многодетных семей, сироты. Из огромного числа воспитанников ДМХВ нет ни одного преступника, тунеядца, нет антисоциальных элементов, зато много известных музыкантов и художников, составляющих гордость Н.Новгорода.
Закрытие Дома одаренных детей в год его 65-летнего юбилея – это позор и тяжелая утрата для нашего города, которая произошла в то самое время, когда Президент страны сказал, что мы не можем потерять ни одного талантливого ребенка!
Общество старых нижегородцев и Нижегородский Шаляпинский культурный центр горячо поддерживают инициативу ректора Нижегородской консерватории им. М.И.Глинки профессора Э.Б.Фертельмейстера о сохранении и развитии учреждения для музыкально-художественного воспитания одаренных детей при Консерватории и о сохранении помещений, в которых жили и воспитывались многие поколения талантливых детей – это был их родной дом, и он должен принадлежать культуре, а не коммерции.
Мы призываем Правительство Нижегородской области, каждого чиновника почувствовать себя патриотом земли нижегородской! Дети – наше будущее, и вопрос о восстановлении Дома-интерната для одаренных детей и сохранении его помещений должен быть решен положительно, конструктивно и безотлагательно.