Светлой памяти моей мамы Варвары Александровны,
участницы Великой Отечественной войны.
Е. Виноградова
Глава первая
Судьба старинного дома.
Площадь Минина и Пожарского (б. Благовещенская) – исторический центр Нижнего Новгорода – родные, знакомые с детства места… Здесь, напротив Дмитровской башни Нижегородского кремля стоит красивое четырехэтажное здание, известное многим нижегородцам как школа № 1 (ныне гимназия № 1). Когда-то эту школу окончила моя мама – Варвара Александровна, здесь училась и я. В школьные годы, может быть, по молодости, я не интересовалась историей этого здания, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Итак, давайте совершим путешествие в век XIX.
Двести лет тому назад, в 1819 г. нижегородский купец-виноторговец Дмитрий Григорьевич Деулин купил на Благовещенской площади дорогой участок земли, где по проекту губернского архитектора И.Е. Ефимова построил два каменных дома, соединенные аркой, с большим подвалом. Эти два дома использовались в качестве гостиницы и трактира, ведь здесь, на центральной площади Нижнего Новгорода, был торг и почтовая контора, здесь пересекались пути на Московский тракт по Б. Покровке, на Казанский тракт по Б. Печёрской, а по Ивановскому съезду – к волжским пристаням. Гостиница Деулина считалась лучшей в городе. Именно здесь 2-3-го сентября 1833 г. останавливался А.С. Пушкин. Шли годы. Гостиница меняла своих хозяев. Судя по архивным документам, в 1836 г. она принадлежала купцу Щукину, далее купцу Волкову, перестраивалась, но это место в центре города традиционно оставалось гостиницей.
Благовещенская площадь. 1840-е гг.
В 50-е годы XIX века здесь останавливался Тарас Григорьевич Шевченко, из окна этого дома рисовал Благовещенскую площадь с собором. Позднее в перестроенных роскошных номерах гостиницы «Россия» останавливались Максим Горький, Фёдор Шаляпин, многие известные гости нашего города.
6 мая 1903 г. городская дума Нижнего Новгорода постановила передать часть здания Нижегородскому коммерческому училищу (НКУ), которое с момента своего создания (1900 г.) размещалась в доме купца Зубова на ул. Ильинской. Директором училища в то время был Василий Иванович Алексеев – опытный педагог, близкий друг Льва Толстого.
Нижегородское коммерческое училище. Нач. ХХ в.
И вот, 22-го сентября 1903 г. двери этого дома впервые распахнулись для учащихся. С этой даты начинается его история как учебного заведения.
Благовещенская площадь. 1906 г.
В 1908 г. во дворе училища построили новый краснокирпичный корпус.
После Октябрьской революции, во время Гражданской войны, 2 марта 1919 г. в этом доме открылся Промышленно-экономический техникум.
А ровно через сто лет после приезда А.С. Пушкина в Нижний Новгород (2-3-го сентября 1833 г.) в этом здании разместилась средняя школа № 1 имени И.Н. Ульянова.
Вот какая интересная история у этого старинного дома на главной нижегородской площади.
Глава вторая
Первая школа. «Мы наш, мы новый мир построим!».
30-е годы ХХ века – время первых пятилеток, атеистической пропаганды, время, когда в корне менялись и школьные программы, появлялись новые учебные предметы, отменялись прежние; порой доходило до абсурда: так, учителя называли «шкраб» – школьный работник, отменялись школьные оценки успеваемости, школьная форма, новогодние ёлки как пережитки прошлого.
К счастью, многие из этих «новшеств» себя не оправдали и были отменены.
В это непростое время, 1-го сентября 1933 г., впервые вошла в двери школы № 1 маленькая девочка, первоклассница Варюша Горохова (моя мама).
Как требовали школьные правила тех лет, чтобы не быть похожей на гимназистку «из проклятого прошлого», девочке пришлось остричь прекрасные косички, у неё не было и школьной формы с нарядным белым фартучком, а в руках букета цветов, так как тогда это всё считалось пережитком прошлого, мещанством.
Но не всё так было нелепо и скучно. Много тёплых воспоминаний осталось у моей мамы о школьных годах.
Мама вспоминала: «Школа № 1 считалась во всём передовой. Здесь учились дети местной партийной элиты, проживающие в номенклатурных домах по ул. Университетской (ныне ул. К. Минина), дети местной интеллигенции. Наш класс был большой и очень дружный. Со мной учились: дочь известного историка А.Н. Свободова – Галя, дочь профессора пединститута Света Залесская, внучка известного нижегородского фотографа Дмитриева и дочь известного врача – Аня Михалкина, дочь профессора мединститута – Люся Ильон, дочь профессора университета – Наташа Боклевская, сын секретаря райкома – Юра Козлов, а также Боря Кирьянов, Муля (Самуил) Хаев, Витя Малофеев, Галя Попкова, Нюра Захарова, Клара Шапочкина, Андрюша Яворский, Аня Миненкова, Ваня Коробов – вот такое настоящее “созвездие”»!
Глава третья
Учитель! Сколько надо любви и огня! Чтобы помнили…
В ЦАНО хранятся документы школы № 1 имени И.Н. Ульянова за 1935-1965 года – списки педагогического коллектива, фамилии учителей. Краткие архивные сведения… К сожалению, проходят годы, унося в небытие память о людях, оставив только сухие архивные записи. В списке педагогического коллектива читаем: «Директор Смирнова». И всё. Нет даже инициалов. И такие же «сведения» о других учителях.
А ведь в школе работало немало замечательных учителей, которые дали ей доброе имя. Это были люди прекрасно образованные, учителя, как говорится, «от Бога». Много тёплых воспоминаний слышала я от мамы о её учителях, а у некоторых из них и мне посчастливилось учиться.
В 1930-40-е годы директором школы № 1 была Евгения Дмитриевна Смирнова. Долгие годы своей жизни она отдала нашей школе, преданно ее любя, защищая честь, доброе имя. Она прошла все «ранги» от простого учителя начальных классов до директора. Строгая, но справедливая, Евгения Дмитриевна пользовалась заслуженным уважением у детей и их родителей.
Под ее руководством сложился коллектив учителей, который воспитывал у детей любовь к школе, Родине. Это завуч, её «правая рука», единомышленник Иосиф Игнатьевич Карев – тогда молодой, энергичный преподаватель истории.
Первой учительницей моей мамы, Варвары Александровны, была Мария Ивановна Писарева – уроженка города Семёнова, ученица моего прадеда Ивана Константиновича Мельникова. Она имела звание «Народный учитель начальных классов».
Спокойная, неторопливая, Мария Ивановна говорила негромко, не повышая голос на шалунов, но на уроках ее все внимательно слушали. Она по-матерински любила детей, терпеливо учила читать, писать палочки, считать, рисовать. Она открывала своим ученикам мир. Мария Ивановна стремилась распознать способности каждого, а к «трудным» относилась особенно внимательно. И благодарные ученики, уже окончив школу, часто навещали Марию Ивановну, поздравляли её с праздниками.
В нашем семейном альбоме сохранилась фотография 1936 года: 11-12-летние ребята со своей первой учительницей М.И. Писаревой.
1936 г. Учительница – М.И. Писарева
В старших классах (5-10) классным руководителем у мамы была Клавдия Васильевна Трошина – учитель математики. Всю жизнь она проработала в школе № 1.
Клавдия Васильевна была Заслуженным учителем РСФСР, награждена орденом Ленина. С Клавдией Васильевной нашу семью связывали тёплые дружеские отношения. Я часто бегала к ней домой на ул. Фигнер, 10 (ныне ул. Варварская, 10), когда не решалась задачка по математике или даже просто так, пообщаться, поговорить с ней. Она была мудрой женщиной, много знала, была прекрасной рассказчицей. А как она играла на фортепиано! И у нас дома, на ул. Ульянова, Клавдия Васильевна была частой гостьей. Иногда обращалась к моей маме за медицинскими советами. Она одна вырастила трёх прекрасных дочерей, муж её рано умер. Я хорошо помню маминых учителей, так как многие из них жили с нами по соседству. Например, в доме № 6 по ул. Ульянова жила Лидия Константиновна Прозоровская. Она была уроженкой города Семёнова и, как М.И. Писарева, училась у моего прадеда И.К. Мельникова, и, может быть, именно он, земский учитель словесности, привил ей любовь к литературе и родному языку.
«Любовь к книгам, умение грамотно говорить, писать, видеть прекрасное, сопереживать, помогать друг другу – этому нас учила Л.И. Прозоровская», – вспоминала мама. «Она была для нас самая любимая, самая красивая».
В молодости Лидия Константиновна была членом художественно-педагогического совета, стояла у истоков создания детского театра в Нижнем Новгороде – Нижегородского ТЮЗа. Среди её учеников были Николай Николаевич Блохин – академик, известный хирург-онколог, его сёстры Ирина Николаевна, тоже академик, микробиолог и Вера Николаевна – известная нижегородская журналистка, а также академик, директор ИПФ РАН Андрей Викторович Гапонов-Грехов и многие известные нижегородцы.
Я помню Лидию Константиновну уже в преклонном возрасте – высокую статную даму и представляю, какой красавицей она была в молодости.
А какие увлекательные путешествия совершали ученики на уроках русской истории Софьи Николаевны Вагиной! Как сейчас вижу её: невысокую, худенькую в белой вязаной шали с кистями, с большим портфелем, спешившую по нашей Ульяновской в школу.
Мамины учителя… До чего же они были духовно-богатыми личностями…
Скромно одетые, не требующие для себя ни высоких зарплат, ни наград, они всю жизнь честно трудились, отдавая всё тепло своей души детям.
Глава четвертая
Ёлка у М.П. Дмитриева.
В 30-е годы, годы атеистической пропаганды, в борьбе с православными праздниками, с Рождеством, ёлка, как символ «буржуазного» уюта, должна была исчезнуть из советских квартир. Ёлочные игрушки уничтожались как «рождественский хлам». С этого времени ёлка ушла в «глубокое подполье». Мама рассказывала, как тайно, завёрнутую в тряпьё, привозили ёлку из леса, прятали в дальних комнатах, наряжали её и тихо пели рождественские песни, боясь, как бы соседи не донесли о незаконном празднике. Бороться с этой традицией было трудно: дети и взрослые продолжали мечтать о ёлке, подарках и семейном веселье. Новые коммунистические праздники не смогли заменить Рождественскую ёлку: она по-прежнему оставалась любимым и с нетерпением ожидаемым праздником.
В это непростое время известный нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев, дедушка маминой одноклассницы Ани Михалкиной, пригласил группу ребят из «благонадёжных» интеллигентных семей, где чтили праздник Рождества, к себе на дачу на Щелоковский хутор, чтобы подальше от «недремлющего ока швондеров» доставить радость детям: отметить Рождественскую ёлку. Мама рассказывала, что эта Ёлка проходила в духе «строжайшей конспирации», что в тогда, в 30-е годы, они, 10-тилетние дети, понимали, что не всем можно рассказывать, что говорится и делается дома. Так было…
Весело провели праздник Рождества в семье Дмитриевых-Михалкиных. В большой дачной комнате на первом этаже стояла нарядная, пахнущая свежей хвоей ёлка, украшенная игрушками, конфетами, мандаринами и рождественскими свечами. Дети с радостью пели весёлые песни, водили хороводы, играли в снежки на дачном участке, пили чай из большого медного самовара с пирогами, мастерски испечёнными Екатериной Максимовной Михалкиной – мамой Анечки. Дедушка Максим Петрович дарил из «волшебного мешка» подарки. А в конце праздника провел экскурсию в свою фотомастерскую, которая находилась на втором этаже дачи и куда вела широкая деревянная лестница. Там стояли старинные фотоаппараты, висели фотоработы М.П. Дмитриева, картина И. Левитана с автографом, портреты М. Горького, Ф. Шаляпина, В. Короленко…
На всю жизнь осталась в памяти моей мамы и ее друзей та прекрасная елка у Дмитриева.
К счастью, агрессивная антирождественская кампания с треском провалилась. Новые советские праздники не смогли вытеснить желанную Рождественскую ёлку: Рождество по-прежнему оставалось любимым праздником.
В конце 1935 г. власти начали исправлять ошибки. Член ЦК ВКП (б) П.П. Постышев в газете «Правда» призвал организовать детям весёлую Новогоднюю ёлку (см. газета «Правда» от 28 декабря 1935 г.). «Организуем весёлую советскую ёлку во всех городах и колхозах» – так называлась статья в газете. Отныне сияющая ёлка стала символом новогодней советской радости. Газеты «Горьковский рабочий» и «Горьковская коммуна» в 1939-40-е годы в большом количестве помещали материалы о новогодних советских ёлках. Так ёлка внесла огромную радость в детскую жизнь.
Глава пятая
Не забудет никто никогда школьные годы.
Интересно проводили ребята школьные праздники, вечера отдыха. В 1937 г., когда вся страна отмечала столетие со дня гибели А.С. Пушкина, ученики школы № 1 организовали вечер, посвященный любимому поэту. В подготовке этого вечера активное участие принимали не только ученики и учителя, но и родители. Так, мама Андрюши Яворского, работавшая заведующей литературной частью в театре драмы, написала сценарий к спектаклю по произведениям А.С. Пушкина. С увлечением готовились ребята к спектаклю: учили роли, репетировали, шили костюмы, рисовали декорации под руководством учителей Л.К. Прозоровской и молодой тогда Н.Е. Ясницкой. Спектакль получился на славу. «Артистов» принимали с восторгом и дружно аплодировали. В нашем семейном альбоме сохранилась фотография Варюши Гороховой в костюме царевны.
Варя Горохова в костюме царевны. 1937 г.
Ни один вечер в школе не проходил без Александра Евгеньевича Горохова – Вариного папы. Он всегда играл ребятам на фортепьяно, руководил школьным хором, умело приобщал ребят к музыке.
Варя Горохова с отцом – А.Е. Гороховым
А весной того же года в Горьком произошло радостное событие – открытие Дворца пионеров. Об этом даже писала газета «Горьковская коммуна». На торжественное мероприятие были приглашены лучшие пионерские отряды города. Среди них были и ребята школы № 1.
Из воспоминаний мамы: «Нам всё во Дворце казалось сказочным: эти большие зеркала в вестибюле, в центре которого на сером мраморном полу дата 1937. Да, именно, 30 апреля 1937 года состоялось открытие Дворца пионеров. Широкая лестница с ковровой дорожкой, прекрасные люстры, много света, цветов – всё, как в настоящем сказочном дворце! На втором этаже – зимний сад, удивительно сказочный фонтан, клетки с птицами, белочками, аквариумы с рыбками, живой уголок, библиотека с уютным читальным залом, много кружков по интересам. Я записалась в хореографический кружок. Помню, как лихо плясала русский танец “Светит месяц”».
Часто по ул. Ульянова с горнами и барабанами шли ребята из Первой школы в свой любимый Дворец пионеров, которому 27 декабря 1938 г. было присвоено имя великого лётчика, героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова. А на пионерских сборах дружно скандировали: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!».
Тогда, в 30-е годы, не хотелось верить, что по ночам «чёрные воронки» из НКВД увозили честных, ни в чём не повинных людей. Сколько людей было арестовано и погибло в лагерях ГУЛАГ и в застенках НКВД! У маминой одноклассницы – дочери партийного работника, жившей на ул. Университетской, 1 (ныне ул. Минина, 1), ночью арестовали отца. Она с мамой и трёхлетней сестренкой были выселены из квартиры как семья врага народа. Приютила их дальняя родственница, жившая в ветхом деревянном доме на ул. Лядова (ныне ул. Б. Печерская). Так, всю жизнь и прожили они в этом доме с «удобствами во дворе». А в 50-е годы, как невиновного, честного коммуниста её отца посмертно реабилитировали.
Вот такое «счастливое детство» было у многих ребят в те 30-е годы.
А между тем, жизнь шла своим чередом – энергичная, «песенно-бравая». Из репродукторов на улицах гремели весёлые марши о «кипучей, могучей, никем непобедимой стране». Рабочие-стахановцы рапортовали о трудовых достижениях. Героические перелёты В.П. Чкалова, строительство ДНЕПРОГЭС, Московского метрополитена…. По утрам по радио транслировали зарядку и «Пионерскую зорьку».
Варюша радовала родителей успехами в учебе. Она была активисткой, старостой класса, первой ученицей. Часто после уроков бегала во Дворец пионеров в танцевальный кружок или в библиотеку.
«Мы всё добудем, поймем и откроем» – эти слова из популярной тогда песни как нельзя лучше передавали настроение круглой отличницы Вари Гороховой. «Всем брала» Варюша: стройная, кареглазая брюнетка с длинными косами! Такой мы видим ее на школьной фотографии 1940 года. Тот же класс, те же ребята, но уже повзрослевшие юноши и девушки – комсомольцы.
1940 г.
…Бурные комсомольские собрания, критика и самокритика на собраниях. А в стране – громкие разоблачения и показательные суды над врагами народа. Разоблачения троцкистско-зиновьевского блока, выступления генпрокурора А.Я. Вышинского. Об этом ежедневные сообщения в газетах «Правда», «Известия», трансляции по радио. Всё это определяло стиль и образ жизни тех лет.
Но комсомолка-активистка Варя Горохова увлекалась классической музыкой, училась игре на фортепиано, а по вечерам с интересом перелистывала подшивки старинных журналов «Нива» и «Родина» из библиотеки дедушки Ивана Константиновича Мельникова – бывшего земского учителя.
А в это время в Европе уже шла война с фашистской Германией (начавшаяся 1 сентября 1939 года).
Но как же хотелось верить, что нашу страну «кипучую, могучую…» минуют эти тяжелые испытания. Тем более что был заключён с Германией Договор о ненападении.
Газета «Горьковская коммуна» от 30-го апреля 1941 г. писала: «СССР единственная из крупных держав стоит вне войны. Быть вне войны – величайшее счастье и трудящиеся страны пользуются этим счастьем, чтобы еще интенсивнее строить величественное здание коммунизма».
В апреле 1941 г. в Горький приезжал Вольф Мессинг – знаменитый телепат и гипнотизер, к которому будто бы прислушивался сам Сталин. 24-го апреля 1941 г. в переполненном зале «Дома медработников на улице Свердлова Вольф Мессинг демонстрировал своё искусство», – рассказывала та же газета «Горьковская коммуна». Присутствовала на этом вечере и Варюша с мамой Варварой Ивановной. «Восхищаясь опытами Вольфа Мессинга, – вспоминала мама, – горьковчане тогда не догадались спросить о будущем страны, ведь Мессинг был еще и гениальным предсказателем».
А в Горьком была весна, город жил в ожидании всеми любимого Первомая. Предпраздничная толчея на Мытном рынке, оживление на центральных улицах и площадях, нарядные толпы, спешившие вечером к Драмтеатру на Свердловке, длинные очереди у касс кинотеатров на полюбившуюся кинокомедию «Волга-Волга» с участием Любови Орловой в главной роли. Песня из к/ф «Волга-Волга» быстро стала популярной и любимой: «Под счастливой советской звездою хорошо и работать, и жить!» – доносилось из репродукторов на площадях.
Так вот радостно и спокойно жили тогда в Горьком.
Глава шестая
Юность, опалённая войной.
Весной 1941 г. после окончания 8-го класса Варя, как обычно, поехала в гости в Семёнов к давним добрым друзьям нашей семьи – Митропольским Елене Игнатьевне и Владимиру Ивановичу. Радостное настроение, впереди долгожданные летние каникулы, встречи с семёновскими подружками. Но радость была недолгой: 22 июня 1941 года в 4 часа воскресного утра гитлеровские войска, нарушив Договор о ненападении, вероломно вторглись в пределы нашей Родины. В этот день закончилась счастливая, беззаботная юность Варюши Гороховой и миллионов таких же девчонок и мальчишек. Началась Великая Отечественная война.
«Летний солнечный день стал для всех чёрным», – вспоминала мама. «Не хотелось верить, казалось, что всё это страшный сон… какое-то недоразумение…в душе теплилась надежда, что уж наши доблестные красноармейцы быстро покончат с агрессорами, “ведь тем, кто сунется к нашей границе, не сносить на плечах головы”».
А спокойный городок Семёнов буквально на глазах стал неузнаваем. У магазинов, торговых рядов на базарной площади, у хлебного киоска, даже у керосиновой лавки были огромные очереди. Народ раскупал всё подряд: крупу, растительное масло, соль, мыло, спички. В очереди вставали с раннего утра, сложно было добраться и до Горького. На железнодорожной станции паника – касса не работала. С большим трудом достали билет до Горького. «Что будет с нами, чего ждать впереди?» – думала Варюша, возвращаясь домой. «Какая жизнь?..».
А впереди были 1418 дней войны, и каждый из них – кровь и смерть, боль и горечь утрат. Радость больших и малых побед. С первых дней войны Великой Отечественной войны горьковчане штурмовали призывные пункты в военкоматах, многие добровольцами уходили на фронт.
Варины родители – Александр Евгеньевич и Варвара Ивановна с коллективом Горьковского мединститута (там работала преподавателем химии Варвара Ивановна) были направлены на строительство оборонительных сооружений (рытьё окопов) в деревню Ляписи Кстовского района Горьковской области.
В тревогах и заботах быстро и незаметно прошло лето. Наступила осень 1941 – холодная и дождливая. Варя пошла учиться в 9-й класс. Из школьного окна она часто видела, как от стен Нижегородского кремля, с площади, отправлялись добровольцы на фронт. Враг приближался к Москве. Горький жил по-военному: вооруженные патрули на улицах, комендантский час, продуктовые карточки… Толпы изможденных беженцев с котомками и узлами, с плачущими детьми на Московском и Казанском вокзалах, на волжских пристанях. Госпитали в школах и институтах.
Варя Горохова перед началом войны
Школа № 1 тоже жила тревожно и настороженно: светомаскировка, на оконных стёклах наклеены бумажные полосы, предохраняющие от взрывной волны и часто бросающий в ужас голос из чёрной тарелки репродуктора: «Внимание! Граждане, воздушная тревога!». Город бомбили, особенно часто заводы. Жить стали от бомбежки до бомбежки. Порой приходилось прерывать уроки и срочно бежать в бомбоубежище. Им теперь стал подвал школы – деулинский подвал. Кирпичные стены подвала, теснота, плачь, горестные вздохи учителей, которые как могли помогали ребятам не падать духом. А наверху угрожающе гудели моторы самолётов, глухо раздавались взрывы бом.
Мальчишки не могли отсиживаться в тылу. Когда враг наступал, и на фронте гибли отцы и старшие братья, считалось постыдным уклоняться от защиты Родины. И 14-15-ти, а иногда и 13-летние храбрецы убегали на фронт. Часто их снимали с поездов и возвращали домой с милицией.
Прославил школу Юра Онусайтис. Он, выпускник радиокружка Дворца пионеров им. В.П. Чкалова, окончил разведшколу и был направлен в 88-ю отдельную разведроту 19-й стрелковой дивизии Западного фронта. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено «за умело организованное форсирование его батальоном реки Неман». После войны он окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе с золотой медалью, работал в системе Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых сил СССР.
Юрий Онусайтис – выпускник школы №1, Герой Советского Союза
Был призван на фронт и его одноклассник Изя Фогельсон, который всю войну прослужил разведчиком, был ранен и награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».
А сколько неизвестных нам ребят, бывших учеников школы № 1 сражались и погибли на фронтах Великой Отечественной войны…
В Горьком, в школе учителя проводили большую работу по сбору средств в помощь фронту, работали с ребятами в подшефных госпиталях, учащиеся устраивали концерты для раненых, читали им книги, писали за них письма, вязали тёплые вещи и отправляли посылки на фронт. Дети помогали всем, чем только могли.
После окончания 9-го класса Варвара поступила на курсы медсестёр при медицинском институте. И вскоре была направлена на Калининский фронт медицинской сестрой во фронтовой госпиталь.
Многое пришлось пережить моей маме, а тогда 17-летней девчонке: ночные дежурства у постелей раненых, многочасовые операции, перевязки больных, бомбёжки…. Гибли люди, лилась кровь… Страшно…. Трудно представить, как могла хрупкая девочка из интеллигентной семьи пережить все ужасы войны. Помогал оптимизм, вера в победу.
Иногда девчонки устраивали в госпитале концерты для раненых, и Варюша пела свою любимую песню:
В низенькой светёлке огонек горит,
молодая пряха у окна сидит…
1943 г. В госпитале среди раненых. В центре – Т.А. Королева
На фронте мама получила партбилет, заслуженные боевые награды. Была ранена, а после ранения вернулась в Горький и всю войну проработала в эвакогоспитале вместе с опытным хирургом Татьяной Ивановной Королёвой, женой будущего академика Бориса Алексеевича Королёва.
Работая в госпитале, Варя экстерном сдала экзамены на аттестат зрелости. При подготовке к экзамену по математике, чтобы вспомнить забытый материал, учительница К.В. Трошина дала ей тетради своего бывшего ученика-отличника Андрея Гапонова.
Пройдут годы, и Андрей Викторович Гапонов-Грехов станет выдающимся ученым радиофизиком, академиком, директором ИПФ РАН. Вот так будущий академик помог подготовиться Варюше к экзамену по математике.
Аттестат о среднем образовании она получила из рук директора школы Е.Д. Смирновой. Не было торжественного выпускного бала, нарядного платья. Была война…
В 1944 г. мама поступила в Горьковский мединститут имени С.М. Кирова, после окончания которого стала детским врачом-педиатром. Долгие годы она работала главным врачом Дома ребёнка № 2 Ленинского района г. Горького. Человек большой души и доброго сердца она была мамой не только нам с братом, но и многим детям, оставшимся без попечения родителей. Была любима и уважаема коллегами по работе, не раз избиралась депутатом райсовета от Канавинского и Ленинского районов. А сколько благодарностей, почетных грамот за отличную работу было у мамы! Она имела не только военные, но и мирные награды.
В.А. Горохова – главный врач Дома ребенка № 2
Глава седьмая
Школьный дом остался за спиною, судьбы начались у всех свои…
Мне известны судьбы многих выпускников школы № 1 военного поколения. Так, Андрей Гапонов стал учёным, открыл одну из крупнейших научно-исследовательских организаций Нижнего Новгорода (сейчас Федеральный исследовательский центр) – ИПФ РАН, Аня Михалкина пошла по стопам своего отца – стала известным в городе врачом, долгие годы работала в Областной больнице им. Н.А. Семашко, стала доктором медицинских наук. Врачами стали и Наташа Боклевская, Люся Ильон, Маня Пирожникова, а Аня Миненкова и Света Залесская – инженерами, Боря Кирьянов и Самуил (Муля) Хаев стояли у истоков Горьковского телевидения, были известными в городе тележурналистами, а их друг, тоже журналист, Виктор Малафеев, работал в «Горьковской правде». Израиль Фогельсон окончил педагогический институт, стал учителем литературы и долгие годы проработал в школе № 4, его перу принадлежат учебники для школьников и методические пособия для учителей. Мне посчастливилось учиться у Израиля Ароновича, и я часто вспоминаю его уроки, факультативы, на которые мы, ребята, шли как на праздник.
Выпускники школы № 1 военного времени все стали достойными и уважаемыми людьми.
Проходят годы. Молодое поколение должно знать и помнить об участниках Великой Отечественной войны, которые так дорого заплатили за победу и счастье будущих поколений.
Глава восьмая
…Мир настал. Вздохните, люди, преступив войны порог! (А.Твардовский)
В послевоенные годы город Горький строился и хорошел на глазах. На главной площади города заработал старинный фонтан, построенный по проекту архитектора А.И. Дельвига. Началась реставрация башен Нижегородского кремля по проекту С.Л. Агафонова. Надстраивались многие старые здания города, началось большое городское строительство. Преображались городские парки, скверы, Верхневолжская набережная – нижегородский откос, высаживалось много цветов, кустарников, деревьев.
1950-е гг. Начало реставрации Нижегородского кремля
Для создания единого архитектурного ансамбля площади Минина и Пожарского в 1955-м году было решено надстроить и здание школы № 1. Проект осуществил архитектор Пётр Михайлович Пузанов. Старинное школьное здание преображалось на глазах. Я помню, как с интересом наблюдала за строительством. Реконструкция завершилась спустя два года, убрали строительные леса, и школа стала украшением главной площади города.
Здание школы № 1 на рубеже 1940-1950-х гг.
Глава девятая
Пусть время идет, текут пусть года, но мы не забудем вас никогда!
Вы нас учили видеть красоту,
Передавали знания, умения…
Спасибо Вам за доброту,
За Вашу строгость, мудрость и терпение.
В 1957-м году обновленная, пахнущая свежей краской школа распахнула свои двери и встретила учеников. В этом же году я пошла в первый класс.
Сквер на пл. Минина и Пожарского. 1950-е гг.
Моей первой учительницей стала Наталия Фоминична Горячева, а директором в то время был Александр Семёнович Терентьев – опытный педагог, прошедший Великую Отечественную войну.
После реконструкции школа сверкала чистотой и уютом. Мой 1-й «Б» был на четвёртом этаже, его окна выходили на Дмитровскую башню кремля и площадь Минина и Пожарского. Помню, как я с интересом рассматривала их из окна. На этом же этаже был большой и красивый актовый зал, кабинет физики. В классах, коридорах было много цветов и картин.
На третьем этаже учились старшие классы (с 5-го по 10-й), здесь же находились учительская, кабинет директора.
На втором этаже – библиотека, пионерская комната, кабинеты биологии, химии и немецкого языка, большой спортивный зал.
На первом этаже – гардероб, столовая, буфет и кабинет врача.
В том же 1957 г., по решению Министерства образования, в школе №1 началось углубленное изучение ряда предметов на немецком языке. Теперь ребята со второго класса изучали немецкий язык, а начиная с пятого, уже читали в оригинале произведения Гёте, Шиллера, Гейне.
Директором школы с 1960 г. стал Владимир Анатольевич Союзов. Он был прекрасный человек и педагог с большой буквы, бывший военный переводчик. Прошло много лет, но до сих пор я с уважением вспоминаю Владимира Анатольевича. После окончания школы мы часто встречались с ним: он жил неподалёку от нас, на Трудовой, 3. Владимир Анатольевич обладал необыкновенной способностью запоминать всех своих учеников по именам. В школе он сплотил сильный коллектив учителей. Каждый учитель – личность!
Школа № 8. 9 класс. 1940 г. В. Союзов – третий слева в третьем ряду
Завучем школы в те годы был Владимир Васильевич Буков – преподаватель физики и астрономии. Это он, Владимир Васильевич, 12-го апреля 1961 г. сообщил нам, ребятам 4-го класса, о полёте Юрия Гагарина в космос. С уважением вспоминаю Валентину Александровну Гранатову – нашу учительницу истории, которая всю жизнь проработала в первой школе, преподавала историю ещё моей маме и дала ей рекомендацию для поступления в комсомол. Часто вспоминаю и Галину Григорьевну Александрову – нашего классного руководителя, учителя математики, я и сейчас частенько встречаю её. Она живёт на нашей Ульяновской.
Памятна Софья Ивановна Пикаева – молодая тогда, энергичная, строгая, но весёлая учительница биологии; Григорий Абрамович Гусаков – заслуженный учитель РСФСР, преподаватель физики. Часто вспоминаю мою учительницу немецкого языка Эмилию Николаевну Ермошину. Её дочь, Майя Владимировна, тоже стала учителем немецкого языка и связала свою жизнь с первой школой. Долгие годы учителем пения у нас была Галина Ивановна Циркунова – красивая седая дама с царственной осанкой, добрый и сердечный человек. Она руководила школьным хором, проводила школьные праздники, музыкальные вечера, учила игре на фортепьяно. Вспоминается и Михаил Михайлович Сорохтин – учитель физкультуры и труда. Он всю жизнь проработал в первой школе. Школьные торжественные мероприятия, праздничные демонстрации, походы не проходили без него.
Встреча выпускников. Май 1988 г.
Первая школа остаётся по-прежнему лучшей в городе. В 1989 г. директором стал Игорь Николаевич Жигунов. При его руководстве 29-го декабря 1995 г. школа получила статус гимназии и сохраняет его до сих пор.
Я по-прежнему живу на Ульяновской недалеко от школы, часто прохожу мимо, а навстречу мне выбегает шумная ватага ребят, слышится школьный звонок. И невольно вспоминаются стихи, к сожалению, неизвестного мне поэта, которые глубоко запали мне в душу:
Ностальгия по школьным годам,
Я к крыльцу подхожу, как к престолу.
С запозданием кланяюсь Вам,
Моя старая, Первая школа.
Заливается трелью звонок,
Вырываясь из окон как птица.
Это детства – заветный листок,
Это юности нашей страница!
Звуки горнов торжественных сборов,
Комсомольские будни друзей,
Песни звонкие школьного хора,
И кино, и походы в музей…
Всё я помню, но нет повторенья
Безвозвратно-счастливым годам,
И другое спешит поколенье
В нашу школу по нашим следам…
Екатерина Николаевна Виноградова
Публикуется впервые