Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (1) Основные формы культа фетишей в древней Греции

28 ноября, 2019

Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. Глава III (1) Основные формы культа фетишей в древней Греции (13.24 Kb)

 [293]
Благоговейное чувство и суеверный страх, которые испытывал эллин перед своим фетишем, находили себе яркое выражение в многочисленных внешних формах или приёмах культа, начиная с простейшего ритуального акта адорации и кончая сложными сакральными институтами оракула, храмового служения и т.д. К их рассмотрению я и позволю себе теперь обратиться (2*).
[294]
         Адорация. Под этим термином я понимаю совокупность выразительных движений тела, а также мимических элементов, обычно сопровождающих молитву, как, например, протягивание рук и обращение взора к священному предмету, преклонение перед ним колен, целование его и т.п. Эти знаки внешнего почитания засвидетельствованы нам для культа камней античными писателями1.
         Возлияние и сходные с ним акты (умащение, омовение, погружение в воду и т.д.). По словам Павсания, в Дельфах находился небольшой камень, проглоченный, по преданию, Кроносом; камень этот ежедневно поливали оливковым маслом2. Теофраст яркими красками обрисовывает нам тип суеверного человека, который, проходя, например, мимо камней, стоящих на перекрёстках, считает своим долгом совершить перед ними возлияние маслом из лекифа и преклонить колена3. Согласно тексту опубликованной фон Виламовицем милетской надписи (4*), во время праздничного шествия певческого цеха, отправлявшегося в Дидимы (5*), между прочим, водружали два обелиска (gylloi), по-видимому, посвящённые Гекате и Аполлону Аgyieus (6*): один из них окроплялся чистым, несмешанным с водою вином (…). Этими примерами я хотел бы пока ограничиться. Что касается обрядового обливания водою или погружения в реку фетишей, кукол различных демонов, статуй богов и т.д.,
[295]
то оно служило либо одним из средств катартики, либо приёмом так называемой симпатической магии, и поэтому на данном комплексе обрядов я здесь останавливаться не стану (1*).
         Облачение в одежды и покровы, возложение венков и священных повязок и сходные с ними приёмы убранства. Каково бы ни было первоначальное происхождение обычая одевать и украшать фетиши (2*), повсеместная распространённость его в Греции не подлежит ни малейшему сомнению. Упомянутый выше священный камень Кроноса в Дельфах окутывали в праздничные дни шерстью3. Деревянный или каменный столб (…) аргосской Геры впервые освящён был, по преданию, Каллифоей, возложившей на него ленты и кисточки (…)4. Но особенно известны эти формы культа в применении к дельфийскому «пупу земли»5. Античные писатели очень часто упоминают о тениях и сетчатом покрове (…) как о главном внешнем признаке omphalos’a и награждают его эпитетами stemmasi endytos6, tetainiōmenos7 и т.д.; эти свидетельства вполне подтверждаются и археологическими данными (8*). Священная повязка и другие украшения весьма часто изображаются на
[296]
обелисках Аполлона Агийея (1*), Диониса Перикиония (2*), Гекаты (3*) и др. Пережитком этого старинного обычая являются греческие праздничные обряды торжественного приношения платья в дар кумиру божества. Так, в Олимпии через каждые четыре года корпорация из 16 женщин изготовляла одеяние для статуи Геры4, подобно тому как спартанские гражданки делали это для Аполлона в Амиклах5, аррефоры для Афины (6*) и т.д.
         Воздвижение алтарей и совершение жертвоприношений. Наряду с молитвою, жертвоприношение является наиболее существенным актом культа, полнее и ярче других отражающим отдельные стадии религиозного развития человечества7. Одним из самых
[297]
выразительных примеров жертвоприношения фетишу в Греции можно усматривать в культе скипетра Агамемнона в Херонее: по словам Павсания, этому скипетру ежедневно приносились жертвы, и перед ним стоял стол, покрытый всевозможными родами мяса и печений1. Жертвоприношения совершались также перед фаллическим фетишем Гермеса Килленского2, перед священным камнем в стране энианов (южная Фессалия)3, перед гермами Диониса (4*), палладиумами (5*) и т.д.
         Помещение фетиша в капище, установление института убежища (табу) и специальных празднеств. Помимо одевания и кормления фетиша культ его выражается также в устройстве ему жилищ. Некультурный человек первоначально хранит свои фетиши в собственном доме, в определённом месте, которое поэтому и считается священным. Впоследствии он даёт им поме-
[298]
щение в дупле, в расселине скалы, в пещере и т.д. и, наконец, строит для них особое здание, храм. На такое происхождение античного храма указывает, по мнению большинства исследователей, и самая этимология слова naos (…) или neōs (от naiō – обитаю)1.
         Изображения фетишей, покоящихся в капище, довольно часто встречаются на монетах, эллинистических рельефах и т.д. Так, на некоторых монетах из Селевкии (Сирия) мы видим небольшой конический камень посреди храма, кровля которого покоится на четырёх колоннах, а на ней сидит орёл; под храмом легенда: Zeus Kasios (2*). Иногда священный камень украшен тениями и также покоится в храме (3*). На императорских монетах из Перги (Памфилия) попадается изображение истукана Артемиды в виде пышно разукрашенного конического камня посредине храма (4*). Несколько других примеров приведено в упомянутых уже мною (гл. I) трудах по культу камней в древней Греции (5*).
         Об учреждении специальных празднеств в честь фетишей сообщает, например, Евсевий6.
         Клятва, оракул, ордалии. Вера во всемогущество фетиша приводит также к обычаю приносить клятву над ним, обращаться
[299]
к нему, как к оракулу, и пользоваться им для отыскания виновного при ордалиях (1*). Павсаний рассказывает нам, что фенейцы (в Аркадии) приносили в особо важных случаях клятву перед двумя большими священными камнями, между которыми хранились документы, касавшиеся мистерий в честь Деметры2. Я упоминал уже о привычке Партенопея клясться своим собственным копьём, которое он почитал «пуще самого бога» (…)3.
         Фетиш зачастую играл в Греции роль оракула. К нему обращаются, чтобы узнать будущее, выведать верное средство от болезни и т.д. (4*).
         Чудодейственная сила фетишей: исцеление от недугов, покровительство городам и государствам и т.д. Наконец, особые фетиши-покровители играют значительную роль во всех вообще моментах частной и общественной жизни человечества: они исцеляют больных, оказывают покровительство государству в войне или при заключении союзов и договоров и т.д. (5*). В Гиетте, например, в храм Геракла, где стояло старинное изображение его в виде необделанного камня, страждущие могли, по словам Павсания, находить себе исцеление (…)6. А каменный фетиш Великой Матери богов из Пессинунта (Фригия) сделался залогом здравия, радости и благополучия всего народа7. Подобным фетишам («бетилам») приписываются обширные чудотворные способности: с их помощью можно завоёвывать целые города и побеждать неприятельские флоты8.
[300]
         В заключение упомяну ещё об одном институте фетишизма, восходящем, по-видимому, к самым истокам сознательного человеческого существования: я разумею обычай наказывания, избиения и уничтожения фетиша за неисполнение обращённых к нему просьб и молений. Поразительный образец такого истязания фетиша Пана сообщает нам Феокрит в VII-ой идиллии (…)1.
         Таковы основные приёмы и формы культа фетишей в древней Греции.
Опубл.: Журнал министерства народного просвещения (ЖМНП). 1912. № 7. ОКФ.
 
размещено 14.01.2007


1 Theophr. Char. 16; Tibull. I, 1, 11; Luc. Alex. 30; Arnob. Adv. nation. I, 39; Prudent. c. Symmach. I, 208 и т.д.
2 Paus. X, 24, 5 (…).
3 Theophr. Char. 16 (…). Ср. об обычае умащения священных камней: Luc. Alex. 30; Apul. Florid. I, 1; Minuc. Fel. Octav. 3; Arnob. I, 39 и др. Обычай этот широко распространён по всему свету. Ср. приведённый мною выше пример пережитка старины в горной местности Норвегии, где вплоть до конца XVIII столетия крестьяне обмазывали священные камни маслом.
3 Paus. X, 24, 5 (…).
4 Clem. Alex. Strom. I, 25, 164 (…).
5 О нём см. выше, гл. II (…).
6 Eurip. Ion. 225.
7 Strab. IX, 3, 6.
4 Paus. V, 16, 2 (…).
5 Paus. III, 16, 2 (…).
7 Вопрос о генезисе и первоначальном значении акта жертвоприношения принадлежит к числу наиболее загадочных и спорных проблем истории религии. В последнее время в науке всё более и более устанавливается теория, усматривающая в этом обряде идею «богоядения», то есть мистического причащения самой сущности божества, его плоти и крови. (…)
1 Paus. IX, 40, 11: (…). На такие дары следует смотреть не как на замену старинных кровавых жертвоприношений, но как на символ участия гениев, духов-покровителей или душ предков в домашнем обеде, тризне и т.д. (…)
2 Lucian. Iup. trag. 42: (…).
3 Plut. Quaest. Gr. 13: (…).
1 (…). В последнее время, впрочем, предложена иная этимология этого слова от основы (…), означавшей древесный ствол (…). Действительно, до нас дошло много античных легенд о чудесном объявлении фетиша, идола какого-либо божества и тому подобных объектов в дереве или кусте, о чём я буду иметь случай говорить подробнее. О. Керн (…) склонен даже самый культ деревьев выводить именно из обычая укрывать фетиши в выдолбленном или дуплистом дереве (см. ниже, гл. IV). (…)
6 Euseb. Praep. ev. I, 9.
2 Paus. VIII, 15, 1 (…).
3 Aesch. Sept. 511 sq. (…).
6 Paus. IX, 24, 3: (…). Самый культ Геракла (…) вытеснил, вероятно, другой более древний культ (…).
7 Arnob. Adv. gent. VII, 49: (…).
8 (…) Plin. Nat. hist. XXXVII, 135.
1 Theocr. VII, 106 sq. (…).

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции