Мифология

26 ноября, 2019

Мифология (18 Kb)

Впечатление, которое производит на нас мифология, связано, несомненно, с огромной ценностью заключённых в ней идей, с её богатым культурным наследием, которое оказывало и оказывает постоянное воздействие на человека и общество.
Понятие “мифология”, в отличие от “мифа”, более определено и имеет два основных значения. Во-первых, под мифологией понимается совокупность мифов, составляющих мифологическую традицию того или иного народа. Во-вторых, мифологией называют науку, исследующую миф как явление человеческой культуры и его влияние на разные стороны жизнедеятельности человека и общества в целом на разных этапах развития.
До сих пор не обнаружено ни одного, хотя бы самого примитивного племени людей, у которого не было бы своей мифологии. Мифы возникают в любом человеческом коллективе, будь то общество на ранней стадии развития (например, аборигены Австралии, бушмены пустыни Калахари), более развитые общества (например, ирокезы, полинезийцы) или цивилизации древнего мира (Египет, Месопотамия, античная Греция) – для всех характерно наличие мифологии, отличающейся лишь  степенью сложности[i].
Невозможно точно определить, когда сложились древнейшие мифы, поскольку время их возникновения уходит в дописьменную эпоху истории человечества. Исследователи сходятся во мнении, что самые ранние слои мифологии оформились уже в период верхнего (позднего) палеолита (древнекаменного века), который датируется временем 40-10 тыс. лет назад: широко распространившиеся в эту эпоху орнаментированные орудия производственной деятельности и охоты, мелкая антропо- и зооморфная пластика, пещерная живопись и другие памятники искусства свидетельствуют о том, что у людей появляются сложные представления о мире и идёт активный процесс мифотворчества[ii].
Первичные мифы были краткими по содержанию и лишены связной фабулы. К таковым относятся мифы о животных, об умирающем и воскресающем звере, мифы о происхождении людей от животных, о происхождении солнца, луны, звёзд и некоторые другие[iii]. Постепенно они начинают образовывать циклы. Эти циклы возникают, как правило, в обществе, стоящем на пороге образования государственности[iv]. По мере развития общества культы животных замещаются культами очеловеченных, или антропоморфных, божеств; мифологические образы и мотивы переплетаются между собой, образуя сложные идеи и представления, появляются первые “вечные” вопросы: о происхождении и устройстве мира, места в нём человека, истоков и назначения социального устройства, смысла человеческой жизни и т.д. Таким образом, мифология предстаёт не как совокупность наивных и несвязанных рассказов, а как своеобразная система знаний, ценностей и взглядов на природу и общество.
Эту систему в разных аспектах исследуют учёные многих направлений, и, в свой черёд, для всестороннего изучения мифологии и осмысления её как особого феномена человеческой культуры необходимо привлечение методов различных наук. Поскольку мифология изначально возникла и долгое время бытовала в устной форме (а у некоторых современных народов, не имеющих письменности, в таком виде она сохраняется до сих пор), то она рассматривается как один из разделов фольклористики, которая, изучая мифологические сюжеты, выявляет наиболее распространённые среди них, специфику композиционного построения мифов, типичных приёмов изложения (например, повторы, часто – троекратные, речевые формулы) и другие особенностиЧитать Скачать. Большую роль фольклор играет для реконструкции мифологии тех народов, от которых не дошло собственно мифологических текстов или они минимальны. Например, к таковым относятся, как это ни странно, германские народы, мифологические представления которых были достаточно быстро забыты вследствие активной христианизации, но следы которых сохранились в пословицах, поговорках, загадках, народных песнях и т.д.[vi]
Через фольклор с мифологией генетически связана литература. Поэтому литературоведение также обращается к некоторым проблемам мифологии, видя в ней источник будущей национальной литературы, почву, на которой она взрастает и развивается, черпает мотивы, темы, сюжеты, образы[vii]. В литературоведении отмечается такое характерное для ХХ века явление, как мифологизм, когда в авторских сочинениях на первый план под разными “масками” выступают идеи, образы, имеющие мифологические прототипы[viii]. Особенно близки между собой мифология и поэзия: они используют много одинаковых художественных приёмов (метафора, метонимия, эпитеты, символизм, т.д.), сходен и сам процесс творчества, который связывают с особым состоянием психики и часто именуют “божественным вдохновением”[ix]. Недаром певец-сказитель, самозабвенно поющий о деяниях богов и героев, и поэт во многих мифоритуальных системах предстают в одном лице и наделяются сакральным статусом, как, например, Орфей в древнегреческой мифологии или Браги в мифологии скандинавской.
Изучением мифологии занимается лингвистика, которая на основе анализа мифологических текстов, имён, названий, терминов не только восстанавливает древнее состояние языка, но и помогает выяснить происхождение и семантику образов богов, героев, сакральных символов[x].
Большую роль мифология играет в исторических исследованиях, особенно в отношении древнего периода истории, от которого не сохранилось достоверных свидетельств авторов, а дошли только мифы, легенды, предания. В них наряду с фантастическими сведениями появляются названия действительно существовавших в древности стран, городов и народов, имена живших некогда исторических личностей, повествуется о происхождении народа, его первых правителях и героях, о его бедствиях и испытаниях, о войнах с соседями и других событиях. Можно сказать, что в начале исторического пути любого народа, пока у него ещё не появились ни литература, ни настоящая наука, миф, по существу, заменял историю в её главной функции – накопителя знаний о прошлом[xi]. Детальный анализ мифологической традиции позволяет примерно реконструировать дописьменную историю того или иного общества, проследить основные этапы его эволюции, способы хозяйствования, социальную структуру, контакты с окружающими племенами и государствами.
Особенно много мифология дала для развития археологии. Удивительные открытия Генриха Шлимана (раскопки Трои-Илиона в Малой Азии, Микен на Балканском полуострове)[xii] были сделаны на основе абсолютного доверия поэмам Гомера и мифологической традиции. Это обстоятельство во многом повлияло на обнаружение давно забытых цивилизаций Ближнего Востока: Леонардо Вулли раскопал город Ур, Роберт Кольдевей прославился раскопками Вавилона, Поль Эмиль Ботта обнаружил дворец ассирийского царя Саргона II – Дур-Шаррукин, а Астон Генри Лейярд и Ормузд Рассам открыли столицу Ассирии – город Ниневию. Археологи, нашедшие города и храмы Египта, Шумера, Ассирии, Вавилонии, Элама, Мари, Хеттскую державу, среди прочих источников использовали в своих поисках данные мифологии[xiii].
Важное значение для более глубокого осмысления феномена мифологии имеют труды по этнографии (этнологии). Учеными этого направления твердо установлено, что мифология как самостоятельное явление характерна для обществ, стоящих на высокой ступени развития, и в первую очередь для античности, а первоначально мифология была тесно связана с обрядовыми действиями, с ритуалом, отправление которых сопровождалось рассказыванием священных преданий, пением гимнов богам, то есть мифы были связаны с культовой сферой и вне её теряли свой смысл[xiv].
Религиоведение изучает отношение между религией и мифологией. Как оказывается, многие мифы служат объяснением ритуальных действий в архаических религиях[xv]. Научный подход к исследованию мировых религий показал, что они также изобилуют мифами[xvi], однако функция их не сводится только к объяснению[xvii]. Религия и мифология представляют собой два различных типа мировоззрения, и вопрос об их связи более сложен и до сих пор не решён.
Знание мифологии необходимо для искусствоведения. Прежде всего, она оказывается востребованной в истории искусств для истолкования содержания древних или античных художественных памятников (а в некоторых случаях изобразительные сюжеты оказываются своебразным мифологическим текстом, доносящим такие легенды и предания, которые не известны из письменной традиции), а также для интерпретации искусства дня сегодняшнего, в котором предшествующее наследие играет большую роль. Мифология используется для объяснения некоторых художественных приёмов, например, иерархической перспективы: почерпнутые из мифологии сведения о статусе божеств, героев и других персонажей делают понятной специфику их изображений (чем выше сакральный статус персонажа, тем крупнее он изображается). Кроме того, некоторые иконографические блоки, созданные в древности, сохраняются и активно используются в дальнейшем[xviii], причину чему следует искать в мифоритуальных корнях искусства[xix].
Огромное значение мифология оказала на становление философии. Их объединяет то, что они стремятся к созданию целостной картины мира, к обобщению и поиску в различных явлениях сходных элементов. Некоторые “глобальные” философские проблемы (такие как смысл человеческого существования, поиск первоосновы мира) были сформулированы впервые ещё в лоне мифологии. Самые ранние научные и преднаучные построения натурфилософов базировались на мифологических идеях и представлениях, которые из конкретно-чувственных образов превращались в абстрактные, отвлечённые понятия[xx].
Относительно новая наука культурология, которая в нашей стране начала развиваться бурными темпами с 1990-х годов, также обращается к проблемам мифологии[xxi]. Мифы исследуются ею как исторически сложившийся первым мощный пласт культуры, который, во-первых, в силу универсального характера мифотворчества позволяет рассматривать культуру, особенно в древнем мире, как целостное явление и, во-вторых, в трансформированном виде бытует до сих пор в сознании людей и оказывает сильное влияние на человека и общество. В итоге это позволяет нахидить общие структуры в истории культуры всего человечества.
Наконец, также сравнительно недавно (в начале ХХ в.) была осознанна ценность мифов для психологии, поскольку многие мифологические образы и сюжеты, как оказалось, встречаются в сновидениях разных людей, а также воспроизводятся в фантазиях и видениях невротиков и людей с изменённым состоянием психики. Большая заслуга в открытии этого феномена принадлежит основоположникам теории психоанализа З. Фрейду[xxii] и К.Г. Юнгу[xxiii], доказавшим в своих исследованиях связь мифологических представлений с глубинными процессами в сознании и мышлении человека.
Таким образом, мифология – очень сложное и очень интересное явление в человеческой культуре, всесторонний анализ которого может привести к неожиданным и удивительным выводам, касающимся человека и его деятельности.
Рыбакова А.
Статья размещена 09.01.2006.

[i] Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990. С. 3; Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 1994 (далее МНМ). Т. 1. С. 11.
[ii] Дэвлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства. М., 2004. С. 17; Демещенко С.А. Палеолитическое искусство и зарождение мифоритуальных систем // Животные и растения в мифоритуальных системах. Материалы научной конференции. ГМИР, РЭМ, октябрь 1996 г. СПб., 1996. С. 13-14; Дмитриева Т.Н. Звери и знаки в искусстве позднего палеолита // Там же. С. 14-16; Дмитриева Т.Н. Жертвоприношение: поиски истоков // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М., 2000. С. 11.
[iii] Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология. С. 11.
[iv] Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология.  С. 12.
Читать Скачать Неклюдов С.Ю. “Героическое детство” в эпосах Востока и Запада // Историко-филологические исследования. Сборник статей памяти академика Н.И. Конрада. М., 1974. С. 129-140; Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. Сб. статей памяти В.Я. Проппа (1895-1970). М., 1975. С. 141-155; Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Там же. С. 303-319; Пропп В.Я. Эдип в свете фольклора // Учёные записки ЛГУ. Серия филол. наук. Вып. 9. Л., 1944. С. 138-175.
[vi] Kroker E. Katechismus der Mythologie. Leipzig, 1891. S. 224-225.
[vii] Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1959. С. 29, 31-32; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000. С. 7.
[viii] Мелетинский Е.М. Поэтика… С. 8.
[ix] Мелетинский Е.М. Поэтика… С. 14-16; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. С. 14; Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 2004. С. 35, 38-39.
[x] Прекрасным примером использования лингвистических данных для реконструкции происхождения, семантики и функций богов и героев могут служить следующие работы: Откупщиков Ю.В. ’Απόλλων (этимологический этюд) // Античный мир: Проблемы истории и культуры. Сб. научных статей к 65-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова. СПб., 1998. С. 35-42; Цымбурский В.Л. Беллерофонт и Беллер (реминисценция древнебалканского мифа в греческой традиции) // Античная балканистика. М., 1987. С. 129-136.
[xi] Топоров В.Н. История и мифы // МНМ. Т. 1. С. 572-574; Андреев Ю.В. Поэзия… С. 4.
[xii] Троя. Шлиман. Петербург. СПб., 1999.
[xiii] Очень живо и увлекательно эти истории, наполненные драматизмом и триумфом, описаны в работе Э. Церена: Церен Э. Библейские холмы. М., 1986.
[xiv] Малиновский Б. Искусство магии и могущество веры // Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997. С. 206-207.
[xv] Поликарпов В.С. История религий. С. 21, 32; Дьяконов И.М. Архаические мифы… С. 63; Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология. С. 13.
[xvi] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 486-488, 492; Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология. С. 11.
[xvii] Токарев С.А. Религия и мифология // МНМ. Т. 2. С. 378; Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология. С. 13; Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М., 1998. С. 58-59.
[xviii] Акимова Л.И. Танец жизни (античность и Пуссен) // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М., 2000. С. 321; Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., 1997. С. 15.
[xix] Дьяконов И.М. Архаические мифы… С. 66; Поликарпов В.С. История религий. С. 13; Мириманов В.Б. Искусство и миф. С. 7.
[xx] Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М., 1966. С. 10; Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 88-98; Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999. С. 19, 20.
[xxi] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997. С. 42-43.
[xxii] Фрейд З. Два фрагмента об Эдипе // Между Эдипом и Осирисом: Становление психоаналитической концепции мифа. Львов; М., 1998. С. 39-56; он же. Добывание и покорение огня // Там же. С. 57-64.
[xxiii] Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.; Киев, 1997; он же. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и его символ. М., 1991. С. 95-128; Jung C.G., Kerényi K. Einführung in das Wesen der Mythologie. Zürich, 1951.

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции