Цветочки святого Франциска Ассизского. Сборник

7 декабря, 2023

Текст книги предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=55614721

«Цветочки святого Франциска Ассизского. Сборник»: Эксмо; Москва; 2020

ISBN 978‑5‑04‑093198‑9

Аннотация

«Цветочки святого Франциска Ассизского» – название классического собрания народных легенд о жизни святого Франциска Ассизского и его первых сподвижников. Франциск Ассизский (1182–1226) – один из крупнейших христианских святых, проповедник, основатель ордена францисканцев. Образ святого притягивает к себе внимание людей самых разных взглядов: церковных иерархов и мыслителей, королей и революционеров. Святой Франциск положил начало новому духовному движению, во многом предопределившему путь развития не только католической церкви, но и философии, теологии и всей европейской культуры. Его восторженное любование окружающим миром вдохновило художников раннего Возрождения, и прежде всего Джотто, а «Гимн Солнцу» – первое стихотворение, написанное на итальянском языке, – считается благословением святого Франциска всей европейской поэзии. Искренность повествования и изысканная простота сделали «Цветочки» любимым чтением для многих поколений европейцев.

Сборник

Цветочки святого Франциска Ассизского

Fioretti di San Francesco

* * *

Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким‑либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2020

Глава I

Как господин наш святой Франциск в начале существования ордена своего избрал двенадцать товарищей, так же как Христос – двенадцать апостолов; из этих двенадцати апостолов один удавился – то был Иуда, так же и один из двенадцати товарищей святого Франциска повесился – брат Иоанн с Шапкой[1], сам надевший веревку себе на шею

В самом начале надо обратить внимание на то, что преславный святой Франциск во всех деяниях своей жизни был подобен Христу, ибо как Христос в начале Своей проповеди избрал двенадцать апостолов, чтобы они презрели все мирское и последовали за Ним в бедности и других добродетелях, так и святой Франциск при основании своего ордена избрал двенадцать товарищей, наставников возвышенной бедности. И подобно тому как один из двенадцати Христовых апостолов, проклятый Богом, кончил тем, что повесился, так же и один из двенадцати товарищей Франциска, по имени брат Джованни делла Капелла, отрекся от него и в конце концов повесился. И это великий пример для избранных и основание для смирения и страха, ибо никто не может быть уверен, что он пребудет до конца в милости у Бога. И подобно тому как святые апостолы, исполненные Духа Святого, поражали весь мир своею святостью, так и святые товарищи святого Франциска были такой святости, что со времен апостольских мир не имел таких святых и удивительных людей. Один из них был вознесен до третьего неба, подобно святому Павлу, – это был брат Эгидий. К устам другого, брата Филиппа Длинного, ангел прикоснулся пылающим углем, как к устам пророка Исайи. Третий, брат Сильвестр, подобно Моисею, говорил с Богом, как друг беседует с другом. Четвертый проникновенным духом возносился к свету Божественной мудрости, как орел, то есть евангелист Иоанн[2], – это был смиреннейший брат Бернард, который толковал Священное Писание вплоть до его сокровеннейших тайн. Один из них был избран Богом и причислен к лику святых на небе, пока еще жил на земле, – это был брат Руффин, знатный человек из Ассизи. И каждый из них был отмечен особою печатью святости, что будет видно из дальнейшего повествования.

Честь и слава Христу.

Аминь.

Глава II

Как святой Франциск первым обратил господина Бернарда из Ассизи

Первым товарищем святого Франциска был брат Бернард Ассизский, который был обращен следующим образом. Когда святой Франциск был еще в миру, но уже отрекся от него, презренный и жалкий с виду и изнуренный покаянием, многие считали, что он не в своем уме, и издевались над ним, как над безумным. Родные и чужие бросали в него камнями и грязью, а он терпеливо не замечал обид и насмешек, как будто глухой и немой. Тогда Бернард Ассизский, один из самых богатых, знатных и мудрых в городе, стал присматриваться к великому долготерпению святого Франциска при таком пренебрежении к нему окружающих. Ведь он, будучи в течение двух лет предметом всеобщего отвращения и презрения, все более укреплялся в постоянстве и терпении. И стал Бернард размышлять и сказал сам себе: «Никак не может быть, чтобы этот Франциск не имел благодати от Бога». И вот он пригласил его поужинать и переночевать у себя. Святой Франциск согласился, поужинал с ним и остался на ночь. Тогда Бернард задумал убедиться в его святости. Для этого он приказал приготовить постель в своей собственной комнате, где ночью всегда теплилась лампада. И святой Франциск, чтобы скрыть свою святость, бросился на постель, как только вошел в комнату, и сделал вид, что спит. Бернард тоже по прошествии малого времени лег и принялся громко храпеть, как будто бы он крепко спал.

Тогда святой Франциск, думая, что Бернард действительно спит, поднялся и встал на молитву, поднимая глаза и руки к небу, и с великим благоговением и жаром он говорил: «Боже мой, Боже мой». И, говоря так и горько рыдая, он простоял до заутрени, все повторяя: «Боже мой» – и ничего больше. Святой Франциск говорил это, созерцая величие Божие и преклоняясь перед ним, ибо Богу угодно было снизойти к миру и через своего раба, бедного Франциска, указать путь к спасению его души и душ ближних. И потому, осененный пророческим духом, предвидя великие дела, которые Бог сотворит через него и его орден, и чувствуя свою слабость и малую добродетель, он молил, чтобы Бог в своем милосердии и всемогуществе помог ему исполнить и совершить то, на что, по человеческому ничтожеству, ему не хватало сил.

Увидев при свете лампады святое радение Франциска и размышляя о его словах, Бернард был вдохновлен Духом Святым на перемену в своей жизни. И как только наступило утро, он позвал святого Франциска и сказал ему так:

– Брат Франциск, я всем сердцем своим решил уйти из мира и следовать за тобой во всем, что ты мне повелишь.

Услышав это, святой Франциск возрадовался духом и сказал:

– Господин Бернард, вы говорите о таком великом и трудном деле, что мы должны для него испросить совета у Господа нашего Иисуса Христа, прося явить нам Свою волю и научить нас, как привести в исполнение этот замысел. Поэтому пойдем вместе на епископское подворье, где найдем доброго священника, отслужим обедню, останемся на молитве до третьего часа и попросим Бога указать нам угодный Ему путь посредством Евангелия.

Бернард ответил на это полным согласием. И вот пришли они на подворье. После обедни и молитвы до третьего часа священник по просьбе святого Франциска взял Евангелие и, осенив себя крестным знамением, открыл его три раза во имя Господа нашего Иисуса Христа. И в первый раз Евангелие открылось на словах, которые Христос сказал юноше, вопрошавшему о пути совершенства: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и отдай нищим… и приходи и следуй за Мной»[3]. И во второй раз открылись слова Христа к апостолам, когда Он послал их на проповедь: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы в дорогу, ни обуви, ни посоха»[4], желая тем показать им, что они должны всю надежду полагать на Бога и заботиться только о проповедовании святого Евангелия. В третий раз Евангелие открылось на словах Христа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной»[5]. Тогда святой Франциск сказал Бернарду:

– Вот совет, который дает нам Христос. Пойди и исполни, что слышал, и да будет благословен Господь наш Иисус Христос, которому угодно было явить нам путь евангельский.

Услышав это, Бернард пошел и продал все, что имел, а был он очень богат. Он с великой радостью раздал все бедным, вдовам, сиротам, странникам, монастырям и больницам, а святой Франциск ему во всем верно и старательно помогал.

Некий человек, по имени Сильвестр, видя, что святой Франциск сам дает и других убеждает давать столько денег бедным, сказал ему, одержимый скупостью:

– Ты мало заплатил мне за те камни, которые купил у меня, чтобы перестраивать церкви, потому теперь, когда у тебя есть деньги, отдай их мне.

Тогда святой Франциск, удивляясь его скупости и не желая, как истинный последователь Евангелия, спорить с ним, сунул руку за пазуху Бернарду и, достав полную пригоршню денег, отдал их Сильвестру, предложив ему еще, если тот пожелает. Сильвестр, обрадованный этим, ушел. Вернувшись домой, он вечером задумался о том, что произошло днем: и о своей скупости, и о рвении Бернарда, и о святости Франциска. В эту же ночь и в две последующие ночи были у него видения от Бога: как будто из уст святого Франциска исходил золотой крест, который вершиной касался неба, а стороны его протянулись от восхода до заката. После этого видения он отдал Богу все, что имел, и сделался Меньшим братом, и, будучи в ордене, исполнился такой святости и благодати, что говорил с Богом, как с другом, как в том не раз убеждался святой Франциск и как будет видно из дальнейшего повествования.

Бернард тоже имел такую благодать от Бога, что часто, при лицезрении Господа, его душа пребывала на небе. Святой Франциск говорил о нем, что Бернард достоин всякого почитания и что он и есть основатель ордена, ибо первым он покинул мир, раздал без остатка все свое имущество беднякам Христовым и приобщился к евангельской бедности, нагим бросившись в объятия Распятого.

Ему же хвала во веки веков.

Аминь.

Глава III

Как святой Франциск смутился, когда, окликнув брата Бернарда, не получил от него ответа

Благочестивейший раб Распятого, святой Франциск, был суров в покаянии, постоянно плакал и из‑за этого плохо видел и почти ослеп. Однажды он покинул то место, где находился, и пошел к брату Бернарду, чтобы поговорить с ним о Божественном. Когда он пришел, оказалось, что брат Бернард был в лесу на молитве: дух его парил в небесах в единении с Богом. Тогда святой Франциск отправился в лес и позвал его.

– Приди, – сказал он, – и побеседуй со слепцом.

Брат Бернард ничего не ответил ему, потому что был погружен в созерцание[6], дух его парил в небесах и был обращен к Богу. Но потому святой Франциск и хотел поговорить с ним, что Бернард имел особый дар говорить о Боге. После некоторого времени он позвал его во второй и в третий раз таким же образом, и брат Бернард ни разу его не услышал и поэтому не ответил. И святой Франциск ушел опечаленный, удивленный и сокрушенный тем, что брат Бернард трижды не откликнулся на его зов. С такими мыслями он ушел и, пройдя немного, попросил своего товарища:

– Подожди меня здесь, – а сам пошел в пустынное место, бросился на колени и стал молить Бога открыть ему, почему брат Бернард не ответил.

И вот услышал он глас Божий:

– О жалкий человек, это ли тебя смущает? Должен ли человек оставлять Творца для твари? Брат Бернард, когда ты позвал его, был со Мной и поэтому не мог ни прийти, ни ответить тебе. Не удивляйся, что он не мог говорить с тобой, ибо он был так далек от мира, что не слышал твоих слов.

Получив этот ответ от Бога, святой Франциск немедленно вернулся к брату Бернарду, чтобы смиренно покаяться в своих помыслах против него. Брат Бернард, увидев его, пошел к нему навстречу и упал к его ногам. Святой Франциск поднял его и смиренно рассказал ему о своих мыслях, о раздражении против него и о том, как Бог вразумил его, а закончил он так:

– Повелеваю тебе святым послушанием исполнить то, что я прикажу[7].

Брат Бернард, опасаясь, как бы святой Франциск не приказал ему чего‑нибудь чрезмерного, как это нередко бывало, попытался избежать этого послушания и ответил так:

– Я готов исполнить ваше послушание, если и вы обещаете сделать то, что я вам повелю.

И когда святой Франциск согласился, брат Бернард спросил:

– Скажите, отец, что я должен сделать?

Святой Франциск ответил ему:

– Я повелеваю тебе святым послушанием, чтобы ты покарал мое высокомерие и дерзость моего сердца. Поэтому я брошусь на землю, а ты поставишь одну ногу мне на горло, а другую на уста и так перейдешь три раза с одной стороны на другую, понося меня и браня. И скажешь: «Лежи, негодный сын Петра Бернардоне: откуда у тебя такое высокомерие, когда ты презреннейшее существо?»

Услышав эти слова, брат Бернард, как ему ни было горько, исполнил во имя святого послушания повеление святого Франциска так осторожно, как он только мог. После этого святой Франциск сказал:

– Теперь приказывай ты, ведь я обещал тебе послушание.

Брат Бернард отвечал:

– Повелеваю тебе святым послушанием, чтобы ты порицал меня и с суровостью исправлял бы мои недостатки всякий раз, как мы будем вместе.

Святой Франциск удивился этому, потому что брат Бернард был такой святости, что он его глубоко почитал и не находил в нем ничего достойного порицания.

И с этого дня святой Франциск остерегался надолго оставаться с ним, чтобы не пришлось ему говорить слов осуждения такому святому мужу. Даже когда он хотел его видеть или слушать его речи о Боге, он все же при первой возможности удалялся от него. И так назидательно было видеть, с какою любовью, почтением и смирением святой Франциск, отец, говорил с братом Бернардом, своим первородным сыном.

Честь и слава Христу.

Аминь.

Глава IV

Как святой Франциск пошел в Сантьяго и оставил брата Бернарда стеречь одного больного, и как затем туда пошел брат Бернард, и как ангел приходил говорить с братом Элией[8], который не захотел слушать ангела и впоследствии раскаялся

В начале существования ордена, когда еще братьев было мало и обители еще не были устроены, святой Франциск отправился на богомолье к святому Иакову Галицийскому и взял с собою некоторых братьев, в том числе и брата Бернарда. По дороге им встретился бедный больной, к которому святой Франциск проникся состраданием, и сказал он брату Бернарду:

– Сын мой, я хочу, чтобы ты остался здесь и ухаживал за этим немощным.

Брат Бернард, смиренно преклонив колена и опустив голову, принял послушание от святого отца и остался там, а святой Франциск с остальными товарищами пошел к святому Иакову. Находясь ночью на молитве в церкви Святого Иакова, святой Франциск получил откровение от Бога о том, что ему суждено открыть много обителей в мире, потому что орден разрастется и к нему присоединится множество братьев. После этого откровения святой Франциск стал создавать обители в той местности. Возвращаясь назад прежней дорогой, святой Франциск встретил брата Бернарда с немощным, который полностью исцелился. Тогда святой Франциск разрешил брату Бернарду пойти на следующий год к святому Иакову.

Святой Франциск вернулся в долину Сполето, где он поселился в пустынном месте с братом Массео и братом Элией и некоторыми другими. Все они остерегались утруждать святого Франциска или прерывать его молитвы, потому что они относились к нему с великим благоговением и знали, что Бог ниспосылает ему в молитве откровения.

Однажды, когда святой Франциск молился в лесу, к воротам обители подошел прекрасный юноша в одежде странника и принялся так сильно и так долго стучать в дверь, что братья удивились столь необычному стуку. Брат Массео открыл дверь и спросил юношу:

– Откуда ты, сын мой? Ты здесь, верно, никогда не бывал, что стучишь так вопреки обычаю?

Юноша спросил в ответ:

– А как надо стучать?

Брат Массео посоветовал ему:

– Постучи три раза с промежутками; потом подожди, пока брат не прочтет «Отче наш» и не придет к тебе, и, если после этого он не придет, постучи еще раз.

Юноша ответил:

– Я очень спешу, потому что мне предстоит длинный путь, потому я и стучал так сильно; а пришел я сюда, чтобы поговорить с братом Франциском, но он сейчас в лесу в созерцании, и я не хочу мешать ему. Пришли ко мне брата Элию, которому я хочу задать один вопрос, ибо я слышал, что он ученый человек.

Брат Массео передал брату Элии просьбу юноши, но брат Элия рассердился и не захотел идти. Брат Массео не знал, как ему поступить, что ответить юноше. Ведь если бы он сказал, что брат Элия не может выйти, это была бы неправда, а если бы рассказал, что брат Элия гневается и не хочет прийти, то он подал бы юноше дурной пример. Пока брат Массео медлил, юноша опять постучал, как в первый раз, и брат Массео пошел к двери и сказал юноше:

– Ты не постучал так, как я тебя научил.

Юноша ответил:

– Раз брат Элия не хочет выйти ко мне, то пойди и скажи брату Франциску, что я пришел поговорить с ним, но не хочу мешать его молитве, пусть он пошлет ко мне брата Элию.

Тогда брат Массео пошел к святому Франциску, который молился в лесу с поднятым к небу челом, и передал ему слова юноши и ответ брата Элии. Святой Франциск, не двигаясь с места и не опуская чела, ответил:

– Иди и повели от моего имени брату Элии, чтобы он немедленно шел к юноше.

Услышав повеление святого Франциска, брат Элия в сильном гневе пошел к двери, отпер ее с большим шумом и спросил юношу:

– Чего тебе надо?

Юноша ответил:

– Брат, следи за собой, чтобы не поддаваться своему гневу, потому что гнев омрачает душу и не позволяет видеть истину.

На это брат Элия вновь спросил:

– Что тебе нужно от меня?

Юноша сказал:

– Я спрашиваю у тебя, дозволено ли последователям святого Евангелия вкушать то, что им предложено, как говорил Христос своим ученикам?[9] И еще спрашиваю я у тебя, дозволено ли кому‑нибудь предлагать людям нечто противное евангельской свободе?

Ответил брат Элия гордо:

– Я хорошо знаю это, но не хочу отвечать тебе. Иди своей дорогой!

Тогда сказал юноша:

– Я бы лучше ответил на этот вопрос, чем ты.

Рассерженный брат Элия в сердцах закрыл дверь и ушел. Потом он начал размышлять о случившемся и сомневаться в себе самом и не мог разобраться, ведь действительно, будучи викарием ордена, он сделал постановление наперекор Евангелию и уставу святого Франциска, чтобы никто из братии не ел мяса; таким образом, этот вопрос был прямо направлен против него. И, не находя объяснения, он подумал о том, что скромный юноша хотел дать лучший ответ на вопрос, и он пошел и открыл дверь, чтобы узнать ответ у юноши, но тот исчез, потому что гордость брата Элии сделала его недостойным беседы с ангелом.

После этого святой Франциск, узнавший через откровение обо всем, вернулся из леса и громким голосом сурово стал выговаривать брату Элии:

– Дурно ты поступаешь, высокомерный брат Элия, отгоняя от нас святых ангелов, которые приходят поучать нас. Я очень боюсь, как бы твоя гордыня не изгнала тебя из этого братства.

Так и случилось впоследствии, как предсказал святой Франциск, потому что брат Элия умер вне ордена.

В тот же день и час ангел явился в том же облике брату Бернарду, который возвращался от святого Иакова и был на берегу большой реки, и ангел приветствовал его на его родном наречии, говоря:

– Мир Господень с тобою, о добрый брат.

Изумился брат Бернард и красоте юноши, и своему родному наречию, и мирному приветствию и с радостным лицом спросил:

– Откуда ты, добрый юноша?

Ангел ответил:

– Я пришел из обители, в которой живет святой Франциск, и хотел побеседовать с ним, но не смог, потому что он в лесу был погружен в созерцание Божественного и я не хотел мешать ему. В этой же обители живут брат Массео, брат Эгидий и брат Элия. Брат Массео научил меня стучаться в дверь, а брат Элия не захотел ответить на предложенный мною вопрос, а после раскаялся и пожелал увидеть и услышать меня, но не смог.

Затем ангел спросил брата Бернарда:

– Почему не проходишь ты здесь?

Брат Бернард ответил:

– Я боюсь, что вода слишком глубока.

Ангел сказал:

– Пройдем вместе и оставь свои сомнения.

Он взял его за руку и в мгновение ока перенес его на другой берег. Тогда брат Бернард понял, что это ангел Божий, и с великим благоговением и радостью громко сказал:

– О благословенный Богом ангел, назови мне твое имя.

Отвечал он:

– Зачем ты спрашиваешь? Меня зовут Чудесным.

После этого ангел исчез, утешив брата Бернарда, который с радостью окончил свой путь, запомнив день и час появления ангела. Когда он вернулся в обитель, где жил святой Франциск с товарищами, и рассказал им всё по порядку, все они поняли, что тот же ангел в тот же день и час явился им, и возблагодарили Бога.

Аминь.

Глава V

Как брат Бернард основал обитель в Болонье

Святой Франциск и товарищи его были призваны и избраны Богом, чтобы словом, делом и помышлением проповедовать крест Христов; и поэтому они были будто распятыми и в одежде, и в суровой жизни, и во всех деяниях и поступках своих; поношение и позор ради Христа были им дороже мирских почестей, славы или пустых восхвалений. Они даже радовались поношениям и печалились о почестях; так проходили они в мире, как странники и чужеземцы, не беря с собой в дорогу ничего, кроме распятого Христа. И так как они были истинными ветвями истинной лозы, то есть Христа, то и получали великую и добрую жатву душ, обращавшихся к Богу.

Случилось однажды, в самом начале существования ордена, что святой Франциск послал брата Бернарда в Болонью, чтобы с помощью благодати, которую он имел от Бога, собрать там достойные плоды. И вот брат Бернард, осенив себя крестным знамением в знак святого послушания, отправился в путь и пришел в Болонью. Дети, увидев его необычную и жалкую одежду, стали издеваться над ним и оскорблять его, будто безумного. Брат Бернард это терпеливо и радостно переносил ради Христа. Он нарочно садился на городской площади, чтобы быть на виду у всех; дети и взрослые собирались вокруг него, и один дергал его за плащ сзади, другой – спереди, тот осыпал его пылью, а этот бросал в него камнями, кто толкал его в одну сторону, а кто – в другую. Брат Бернард терпеливо и радостно, без перемен и жалоб много дней подряд возвращался на то же место, чтобы испытать то же самое.

Терпение есть дело совершенства и залог добродетели; поэтому один ученый законовед, видя, что постоянство и добродетель брата Бернарда никак не изменились от оскорблений и преследований в течение стольких дней, сказал себе:

– Не может быть, чтобы он не был святым человеком.

И, подойдя к нему, спросил:

– Кто ты и для чего пришел сюда?

В ответ на это брат Бернард вынул устав святого Франциска и дал ему прочесть. Прочтя устав, ученый муж понял его совершенство и, повернувшись к друзьям, с изумлением и благоговением сказал:

– Поистине я не встречал еще такого великого благочестия. Этот человек и его товарищи – самые святые люди на земле, истинные друзья Бога, достойные всякого почитания, и оскорблять их – великий грех.

И сказал он брату Бернарду:

– Для спасения своей души я охотно уступаю тебе место, где ты можешь устроить обитель, чтобы в ней достойно служить Богу.

А брат Бернард ответил:

– Господин, я думаю, что сам Господь внушил вам эту мысль, и охотно принимаю ваше предложение во славу Христа.

Тогда ученый муж, а он был судьей, с великою радостью и любовью повел брата Бернарда в свой дом, а после этого дал ему обещанное место и все приготовил и устроил, не жалея денег. С этого дня он стал отцом и заступником брата Бернарда и его товарищей.

И весь народ стал так почитать брата Бернарда за его святую жизнь, что счастливым считал себя тот, кто мог его увидеть или дотронуться до него. Но он, как истинный и смиренный ученик Христа и святого Франциска, стал опасаться, как бы мирские почести не помешали миру и спасению души его; поэтому он ушел из Болоньи и вернулся к святому Франциску, а возвратившись, сказал ему:

– Отец, в городе Болонье создана обитель; пошли туда братьев, чтобы они там остались и берегли ее; я же не могу быть ей полезен. Боюсь даже, что больше потерял, чем приобрел из‑за излишних почестей, оказанных мне.

Тогда святой Франциск выслушал по порядку все, что Бог сотворил через брата Бернарда, и возблагодарил Господа, умножившего число бедных последователей Креста. И он послал товарищей в Болонью и в Ломбардию, и они основали много обителей.

Честь и слава милостивому Христу.

Аминь.

Глава VI

О том, как остался брат Бернард после смерти святого Франциска наместником, или генеральным министром[10]

Брат Бернард был человеком такой святости, что святой Франциск относился к нему с великим благоговением и часто восхищался им. Однажды Бог на молитве открыл святому Франциску, что с Его соизволения брату Бернарду предстоит жестоко сразиться с дьяволом. И святой Франциск, проникшись состраданием к брату Бернарду, которого любил как сына, много дней слезно молился, прося за него Бога и поручая его Иисусу Христу, чтобы Он даровал ему победу над дьяволом. И когда он так благочестиво молился, Господь однажды ответил ему:

– Франциск, не бойся, ибо все искушения, которым подвергнется брат Бернард, позволены Богом для испытания добродетели и увенчания заслуг, и под конец он одержит верх над всеми врагами, ибо он один из наследников царствия Божьего.

Услышав этот ответ, святой Франциск обрадовался и возблагодарил Бога. С той поры он стал еще больше любить и уважать брата Бернарда.

Он доказал это не только при жизни, но и при своей кончине. Ибо, находясь при смерти, окруженный, как святой патриарх Иаков, преданными сынами, опечаленными и оплакивающими потерю возлюбленного отца, он сказал:

– Где мой перворожденный? Подойди ко мне, сын мой, чтобы я тебя благословил, душа моя, перед смертью.

Тогда Бернард потихоньку сказал брату Элии, викарию ордена:

– Отец, стань справа от святого, чтобы он благословил тебя.

И когда брат Элия стал по правую сторону, святой Франциск, потерявший зрение, ибо он выплакал свои глаза, положил правую руку на голову брата Элии и сказал:

– Это не голова перворожденного моего брата Бернарда.

Тогда брат Бернард стал с его левой стороны, и святой Франциск скрестил руки и положил правую руку на голову брата Бернарда, а левую – на голову брата Элии и сказал брату Бернарду:

– Да пошлет тебе Отец Господа нашего Иисуса Христа всякое благословение духовное и небесное во Христе. Ибо ты первый был избран в святое братство сие, чтобы подавать пример евангельский и следовать Христу в евангельской бедности; и ты не только отдал все имущество свое, целиком и добровольно раздав его бедным из любви ко Христу, но ты самого себя принес Богу как жертву кротости. Да благословит тебя поэтому Господь наш Иисус Христос вечным благословением, как и я, ничтожный раб Его, благословляю тебя, твой приход и уход, бодрствование и сон, жизнь и смерть твою. Кто благословит тебя, исполнится благословения, кто проклянет тебя, не избегнет наказания. Будь главой над братьями твоими, и пусть они повинуются тебе. Даю тебе власть принимать в орден и изгонять из него братьев по твоему усмотрению. И ни один брат не будет иметь власти над тобой, и тебе разрешается жить, где ты пожелаешь.

После смерти святого Франциска братья любили и почитали брата Бернарда как отца; а перед его кончиной к нему собрались многие братья из разных стран, и среди них божественный брат Эгидий, который, увидев брата Бернарда, с великою радостью сказал:

– Sursum corda, брат Бернард, sursum corda[11].

И святой брат Бернард тайно сказал одному брату, чтобы приготовили брату Эгидию место, удобное для созерцания; так и было сделано.

Перед самой кончиной брат Бернард велел приподнять себя и так сказал братьям:

– Возлюбленные братья, немного скажу я вам, но помните, что вы такие же братья, каким и я был, и то, что я имею теперь, вы еще обрящете. Я чувствую в душе своей, что за тысячу миров, подобных этому, я не отдал бы служения Господу нашему Иисусу Христу и вам. Прошу вас, дорогие братья мои, любите друг друга.

После этих слов и других благих наставлений он опять лег на кровать, и лицо его сделалось таким сияющим и радостным, что братья изумились; и в этой радости его пресвятая душа, увенчанная славой, перешла из жизни настоящей к блаженной ангельской жизни.

Хвала и слава Христу.

Аминь.

Глава VII

Как святой Франциск постился сорок дней у озера Перуджи и съел только полхлеба

Достохвальный раб Божий святой Франциск порою представал как второй Христос, посланный в мир для спасения людей. Поэтому Бог Отец во многом уподобил его Сыну Своему Иисусу Христу. О том свидетельствует и число двенадцати товарищей его, и чудесная тайна крестных знаков на его теле, и непрерывный пост в течение святой Четыредесятницы, который он проводил следующим образом.

Однажды святой Франциск проводил последний день Масленицы в доме одного преданного ему человека на берегу озера Перуджи, и Бог внушил ему провести Великий пост на одном из островов этого озера. Тогда святой Франциск попросил своего хозяина, ради любви ко Христу, перевезти его в ночь на День Пепла[12], чтобы никто не заметил их, на необитаемый остров. И человек этот из великого благоговения, которое он питал к святому Франциску, поспешил выполнить его просьбу и перевез его на остров.

Святой Франциск ничего не взял с собой, кроме двух маленьких хлебов. Когда они прибыли на остров, святой убедительно просил друга никому не открывать его местопребывания и самому явиться за ним только в Страстной четверг. Тот вернулся домой, а святой Франциск остался один. Так как на острове не было никакого жилища, он вошел в густой лес, в котором из терний и кустарника получилась как будто избушка или логовище; там он стал на молитву и погрузился в созерцание Божественного. Пробыл там он в течение всего поста, ничего не вкусив, кроме половины одного хлеба. Когда его почитатель вернулся за ним в Страстной четверг, он нашел один нетронутый хлеб и половину другого. Вторую половину святой Франциск съел, как полагают, для того, чтобы не равняться с Христом благословенным, который постился сорок дней и сорок ночей, ничего не вкушая. Так он избежал отравы самовосхваления и по примеру Христа постился сорок дней и сорок ночей.

Впоследствии на том месте, где святой Франциск проявил это удивительное воздержание, Господь сотворил много чудес, и люди стали селиться там и строить дома. В скором времени там воздвигли большой и прекрасный замок, а братья устроили обитель, которая называется обителью Острова; и до сих пор мужчины и женщины этого замка питают великое благоговение к месту, на котором святой Франциск постился всю Четыредесятницу во славу Христа.

Аминь.

Всякий во власти своей имеет врага, то есть тело, через которое грешит. Посему блажен тот раб (Мф. 24:46), который этого врага, преданного в его власть, всегда держит пленным и мудро его остерегается; потому что, пока он так поступает, никакой другой враг, видимый и невидимый, не сможет ему повредить.

Из «Наставлений» св. Франциска Ассизского

Глава VIII

Как святой Франциск объяснял брату Льву[13], что такое совершенная радость

Однажды святой Франциск в зимнее время шел с братом Львом из Перуджи к Божией Матери Ангельской[14], и их жестоко мучил сильный холод. Святой позвал брата Льва, который был немного впереди, и сказал ему так:

– О брат Лев, дай Бог, чтобы Меньшие братья во всех странах служили примером святости и назидания. Однако заметь, что не в этом радость совершенная.

Пройдя немного, святой Франциск позвал его во второй раз:

– О брат Лев, дай Бог, чтобы Меньшие братья возвращали зрение слепым и слух глухим, если бы они выпрямляли кривых и изгоняли бесов, заставляли ослабленных ходить и немых говорить и, еще лучше, чтоб воскрешали умерших четырьмя днями ранее, – но заметь, что не в этом радость совершенная.

Пройдя немного, святой Франциск вновь громко воскликнул:

– О брат Лев, даже если бы Меньшие братья знали все языки, и все премудрости, и все писания и могли бы пророчествовать и открывать не только будущее, но даже тайны совести и души, – заметь, что и не в этом радость совершенная.

Пройдя еще, святой Франциск опять воскликнул:

– О брат Лев, Божья овечка, даже если бы Меньшие братья говорили на языке ангелов, и знали бы течение звезд и свойства трав, и были бы им открыты все сокровища земли, и они познали бы природу птиц, и рыб, и всех тварей, и людей, и деревьев, и камней, и корней, и вод, – заметь и запиши, что не в этом радость совершенная.

Пройдя еще, святой Франциск еще раз громко воззвал:

– О брат Лев, если бы Меньший брат так проповедовал, что обратил бы всех неверных в Христову веру, – запиши, что не в этом радость совершенная.

И говорил он так на протяжении добрых двух миль. Тогда брат Лев с удивлением спросил его:

– Отец, скажи же мне ради Господа, в чем радость совершенная?

И святой Франциск ответил ему:

– Когда мы придем к Божией Матери Ангельской, промокшие под дождем, озябшие от холода, покрытые грязью и измученные голодом, и постучимся у входа; и придет разгневанный привратник и спросит: «Кто вы такие?», а мы скажем: «Мы двое из ваших братьев», а он нам ответит: «Вы лжете, потому что вы два мошенника, которые обманывают мир и крадут милостыню у бедных! Убирайтесь вон». И он нам не откроет двери и оставит нас снаружи под снегом и дождем, в холоде и голоде до самой ночи. Вот если мы терпеливо перенесем такую обиду, и такую жестокость, и такой отказ, не ропща и не жалуясь, и будем смиренно и милосердно думать, что этот привратник нас действительно знает и что это Бог заставляет его говорить против нас, – запиши, брат Лев, в этом и будет радость совершенная. И если мы будем продолжать стучать, и привратник выйдет и в сердцах прогонит нас, как несносных попрошаек, с руганью и пощечинами, говоря: «Уходите отсюда, презренные воришки, ступайте в ночлежный дом, потому что здесь вам не место»; если мы это перенесем терпеливо, и с радостью, и с любовью, – запиши, брат Лев, в этом и будет радость совершенная. И если мы, томимые голодом и холодом и мраком, еще постучим и будем просить и молить с великим плачем ради Господа впустить нас, и привратник, еще более возмущенный, скажет: «Мне надоели эти негодяи, я воздам им по заслугам»; и выйдет он с узловатой палкой, и схватит нас за плащи, повалит на землю, втопчет в снег и жестоко изобьет нас этой палкой, а мы перенесем всё это терпеливо и с радостью, думая о муках благословенного Христа, которые мы должны терпеть из любви к Нему, – запиши, брат Лев, в этом и будет радость совершенная. И выслушай заключение, брат Лев: выше всех милостей и благодати и даров Духа Святого, которые Христос сообщает друзьям Своим, – заставить себя самого охотно терпеть из любви ко Христу горести, обиды, унижения и лишения. Всеми другими дарами Бога мы не можем хвалиться, ибо они не от нас, но от Бога.

Апостол говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»[15] Но крестом испытаний и горестей мы можем хвалиться, потому что это от нас; и поэтому говорит апостол: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа…»[16].

Хвала Ему и славословие во веки веков.

Аминь.

Глава IX

Как святой Франциск учил брата отвечать за утреней, а брат Лев отвечал не то, чему учил его святой Франциск

Однажды, в начале существования ордена, у святого Франциска и у брата Льва не было требника[17] для отправления Божественной службы, и, когда наступил час заутрени, святой Франциск сказал брату Льву:

– Дорогой мой, у нас нет требника, чтобы отслужить заутреню; но для того, чтобы нам все‑таки провести время в славословиях Богу, я буду говорить, а ты отвечать, как я тебя научу. Я скажу так: «О брат Франциск, ты сотворил столько зла и столько грехов в мире, что ты достоин ада». А ты, брат Лев, ответишь: «Воистину ты достоин кромешного ада».

И брат Лев с голубиной простотой сказал:

– Хорошо, отец, начинай во имя Господа.

Тогда святой Франциск начал говорить:

– О брат Франциск, ты сотворил столько зла и столько грехов в мире, что ты достоин ада.

И брат Лев ответил:

– Господь через тебя сотворил столько добра, что ты пойдешь в рай.

Святой Франциск сказал:

– Не говори так, брат Лев, но когда я скажу: «О брат Франциск, твоя неправда так вопиет к Богу, что ты будешь проклят», ответь так: «Воистину ты заслужил быть проклятым».

И брат Лев ответил:

– Охотно, отец.

Тогда святой Франциск с рыданиями, вздыхая и ударяя себя в грудь, сказал громким голосом:

– Господь мой, Владыка неба и земли, неправда моя и грех мой против тебя так велики, что я заслужил быть проклятым тобой.

И брат Лев ответил:

– О брат Франциск, Бог сделает так, что среди благословенных ты будешь особо благословен.

Святой Франциск, удивляясь, что брат Лев отвечает ему наоборот, упрекнул его:

– Почему не отвечаешь ты, как я научил тебя? Повелеваю тебе святым послушанием отвечать мне, как я тебя научу. Я скажу так: «О жалкий брат Франциск, думаешь ли ты, что Бог смилостивится над тобой, когда сотворил ты столько грехов против Отца всякого милосердия и утешения, что не заслуживаешь милосердия»? А ты, брат Лев, овечка, ответишь: «Ни в каком случае ты не заслуживаешь милосердия».

Но когда святой Франциск сказал:

– О жалкий брат Франциск, думаешь ли ты, что Бог смилостивится над тобой? – брат Лев ответил:

– Бог Отец, милосердие Коего неистощимо и несравненно больше, нежели твои грехи, окажет тебе великое милосердие и сверх того великую благодать.

После такого ответа святой Франциск с кротким негодованием и терпеливым возмущением сказал брату Льву:

– Откуда у тебя такая дерзость идти против послушания и столько раз говорить обратное тому, что я повелел.

А брат Лев ответил с еще большим смирением и почтением:

– Бог знает, отец мой, ибо всякий раз я положил в сердце своем ответить, как ты мне повелел, но Бог заставляет меня говорить, как угодно Ему, а не мне.

Изумился святой Франциск и сказал брату Льву:

– Прошу тебя, ответь мне на этот раз, как я тебе сказал.

И сказал брат Лев:

– Говори, во имя Господа, ибо на этот раз я наверное отвечу тебе, как ты хочешь.

И святой Франциск со слезами сказал:

– О жалкий брат Франциск, думаешь ли ты, что Господь смилостивится над тобой?

И брат Лев ответил:

– Получишь ты великую благодать от Бога, и Он возвеличит и прославит тебя во веки веков, ибо унижающий себя возвеличится; и не могу я говорить иначе, потому что Господь говорит моими устами.

И так они бодрствовали до утра в этом смиренном споре со слезами и с великим духовным утешением.

Во славу Христа.

Аминь.

Глава X

Как брат Массео спрашивал святого Франциска, почему все шли за ним вослед и желали его видеть

Святой Франциск жил в Порциункуле с братом Массео из Мариньяно, человеком большой святости, скромности и благодати. И святой Франциск очень любил его. Однажды святой, возвращаясь с молитвы, шел по опушке леса. Брат Массео захотел испытать его смирение, пошел к нему навстречу и, будто насмехаясь, стал его спрашивать:

– Почему за тобой? Почему за тобой? Почему за тобой?

И святой Франциск спросил в ответ:

– Что ты хочешь этим сказать?

Брат Массео сказал:

– Я спрашиваю, почему весь народ бежит за тобой и всякий желает видеть тебя, и слышать, и повиноваться тебе? Ты некрасив, и неумен, и неблагородного происхождения, почему же именно за тобой идет весь мир?

Услышав это, святой Франциск возрадовался и, устремив свой дух к Богу, долго оставался с поднятым к небу челом; потом он пришел в себя, преклонил колена, возблагодарил Господа и, пламенея душой, обратился к брату Массео и сказал:

– Ты хочешь знать, почему за мной? Почему за мной? Почему за мной идет мир? Потому что очи Всевышнего видят всех добрых и злых на земле; и эти пресвятые очи не нашли среди грешников никого, кто был бы так жалок, и так недостоин, и так грешен, как я. Не найдя более презренного творения, чтобы выполнить то чудесное дело, которое Он задумал, Бог избрал меня, чтобы уничтожить знатность, и величие, и красоту, и силу, и премудрость мира сего, чтобы все знали, что от Творца всякая добродетель и всякое благо, а не от творения, и чтобы никто не мог хвалиться перед Ним, но кто хвалится, пусть хвалится во Господе, Ему же честь и слава во веки веков.

Брат Массео, услышав такой смиренный ответ, сказанный с таким жаром, устрашился и понял, что святой Франциск обладал истинным смирением.

Во славу Христа.

Аминь.

Глава XI

О том, как святой Франциск с братом Массео пришли к перекрестку трех дорог, и святой Франциск заставил брата Массео кружиться, чтобы показать дорогу, и как потом они пошли в Сиену, где святой Франциск совершил святые деяния

Однажды святой Франциск с братом Массео шли по дороге, и брат Массео шел немного впереди. На перекрестке дорог, ведущих в Сиену, во Флоренцию и в Ареццо, брат Массео спросил:

– Отец, по какой дороге мы пойдем?

Святой Франциск ответил:

– По той, которая угодна Богу.

Тогда брат Массео спросил:

– А как мы узнаем волю Божью?

Ответил святой Франциск:

– По знаку, который я тебе дам. Повелеваю тебе святым послушанием, чтобы ты на этом перекрестке, на том самом месте, где стоишь, начал кружиться, как кружатся дети; и не останавливайся, пока я тебе не скажу.

Тогда брат Массео принялся кружиться и кружился так долго, что несколько раз падал от головокружения, но, не получая от святого Франциска повеления остановиться и повинуясь ему, он вставал и снова принимался вертеться. Наконец, когда он сильно закружился, святой Франциск сказал:

– Остановись и не шевелись.

Тогда он остановился, и святой Франциск спросил его:

– В какую сторону обращено лицо твое?

Брат Массео ответил:

– В сторону Сиены.

И тогда святой Франциск промолвил:

– Вот путь, по которому Богу угодно, чтобы мы пошли.

Брат Массео, идя по этой дороге, удивлялся тому, что святой Франциск заставил его сделать, уподобив его ребенку на глазах проходивших мирян. Однако из уважения он не посмел ничего сказать святому отцу.

Когда они подошли к Сиене, горожане, узнав о прибытии святого, вышли им навстречу, и, из благоговения, они донесли святого и его товарища до дома епископа, так что ноги их не коснулись земли. В этот день происходила драка между некими людьми и было уже двое убитых. Святой Франциск пришел туда и проповедовал им с таким жаром и с такою святостью, что привел всех к миру, единению и согласию. Услышав об этом святом деле, епископ Сиенский пригласил святого к себе в дом и принял его с великой честью. На следующее утро святой Франциск, искавший, по истинному смирению, во всех делах своих только славу Божью, встал рано и ушел со своим товарищем без ведома епископа. И начал по дороге брат Массео роптать в своем сердце, говоря:

– Что за дела делает этот блаженный? Меня заставляет кружиться, как ребенка, а епископу, который его так почтил, не сказал даже доброго слова и не поблагодарил его.

Брату Массео показалось, что святой Франциск вел себя неподобающим образом. Но немного спустя брат Массео, по внушению свыше, одумался и принялся упрекать себя, говоря:

– Слишком ты горд, раз желаешь судить о вещах божественных, и достоин ада за свою дерзостную гордыню. Вчера брат Франциск сотворил такие святые дела, что и ангел Божий не сделал бы более чудесных, поэтому, если он даже повелит кидать камешки, ты должен повиноваться, потому что все, что он сделал, было по Божьему велению, что видно из благих последствий. Ведь, не помири он сражавшихся, не только плоть их погибла бы от ножа, но и души их были бы увлечены дьяволом в ад. А ты высокомерный глупец, когда ты ропщешь на то, что очевидно происходит по воле Божьей.

И Бог открыл святому Франциску все то, что говорил брат Массео в сердце своем; и, приблизившись к нему, святой Франциск сказал так:

– Пребывай в тех мыслях, которые у тебя теперь, потому что они хороши, полезны, внушены Богом. А роптание твое было слепо, пусто, гордо и внушено тебе дьяволом.

Тогда брат Массео ясно увидел, что святому Франциску были открыты тайны его души, и понял, что дух Божественной премудрости руководил всеми поступками святого отца.

Во славу Христа.

Аминь.

Глава XII

Как святой Франциск поставил брата Массео на службу при кухне, у ворот и по сбору милостыни

Святой Франциск решил унизить брата Массео, дабы он не впал в тщеславие из‑за многих даров и милостей, которые имел от Бога, а умножал бы свои добродетели, идя по пути смирения. Однажды, когда он жил в пустынном месте со своими первыми, истинно святыми товарищами, среди которых был и брат Массео, он сказал ему в присутствии всех:

– О брат Массео, все твои товарищи имеют дар созерцания и молитвы, но ты имеешь дар проповеди слова Божьего, и все тебя понимают. Поэтому я хочу, чтобы ты стал привратником, и раздавал милостыню, и готовил пищу, для того чтобы другие могли предаваться созерцанию. Когда другие братья будут за трапезой, ты будешь есть за дверью обители, чтобы приветствовать добрым словом Божьим всякого, кто постучится к нам, чтобы никому, кроме тебя, не приходилось выходить к ним. Ты сделаешь это во имя святого послушания.

Тогда брат Массео с поклоном обнажил голову и смиренно принял и исполнил святое послушание. Несколько дней он исполнял обязанности привратника, и раздавал милостыню, и варил пищу. Тогда товарищи его, люди, просветленные Богом, начали чувствовать угрызения совести, что все тяготы обители лежат на одном брате Массео, человеке большого совершенства, такого же, как они, если не больше. И, побуждаемые общим желанием, они встали и пошли просить святого отца, чтобы он соблаговолил разделить между ними эти обязанности, ибо совесть им не позволяла, чтобы брат Массео выносил такие тяготы. Услышав это, святой Франциск внял их советам и согласился выполнить их просьбу. Позвав брата Массео, он сказал ему:

– Брат Массео, твои товарищи хотят разделить с тобой обязанности, которые я на тебя возложил, и пусть будет так.

Брат Массео с большим смирением и терпением ответил:

– Отец, все, что ты на меня возлагаешь, целиком или частью, я считаю от Бога.

Тогда святой Франциск, видя любовь их и смирение брата Массео, сказал им удивительную проповедь о святом смирении, поучая их, что чем больше даров и милостей мы имеем от Бога, тем смиреннее должны мы быть, ибо ни одна добродетель без смирения не угодна Богу. После проповеди он разделил между ними обязанности с величайшей справедливостью.

Во славу Христа.

Аминь.

Блажен раб, который поучение, обвинение и обличение от другого принимает так же кротко, как от себя самого. Блажен раб, который, порицаемый, благосклонно успокоится, почтительно уступит, смиренно покается и охотно повинуется. Блажен раб, который не скор в самооправдании и смиренно принимает осуждение и порицание в грехе, когда он неповинен.

Из «Наставлений» св. Франциска Ассизского

Глава XIII

Как святой Франциск, по дороге во Францию, поднял своим дуновением брата Массео на воздух и опустил его перед собою

Подобно тому как Христос, согласно святому Евангелию, послал Своих учеников по двое по всем городам и местечкам, куда лежал Его путь[18], так и чудесный раб и последователь Христа, святой Франциск, чтобы полностью уподобиться Христу, призвал двенадцать товарищей и рассеял их по двое по всей земле для проповеди.

Чтобы дать им пример истинного послушания, он сам пошел первым, по примеру Христа, сперва творившего, а потом поучавшего. Поэтому, определив товарищам другие страны, сам он отправился во французскую землю, взяв с собою брата Массео. Дойдя до одного города, они очень проголодались и пошли, согласно уставу, просить хлеба ради Христа. Святой Франциск пошел в одну сторону, а брат Массео в другую. Но святой Франциск, маленького роста и внешне невзрачный, собрал только несколько ломтиков сухого хлеба, потому что его приняли за жалкого нищего; а брат Массео, который был красив собой и высок ростом, получил много больших и хороших кусков свежего хлеба.

Собрав подаяние, они встретились за городом, на берегу чистого ручья; рядом был прекрасный широкий камень, на который они положили собранную милостыню. Святой Франциск, увидев, что куски хлеба брата Массео были и больше, и лучше, чем его, обрадовался и сказал:

– О брат Массео, мы не достойны такого сокровища.

И когда он несколько раз повторил эти слова, брат Массео возразил:

– Дорогой отец, как же можно назвать сокровищем такую бедность, когда мы терпим нужду в самых необходимых вещах? Здесь нет ни скатерти, ни ножа, ни блюда, ни тарелки, ни дома, ни стола, ни слуги, ни служанки.

Ответил ему святой Франциск:

– Это я и почитаю за великое сокровище, что у нас нет ничего, сделанного людьми, но то, что мы имеем, – от Промысла Божьего: и собранный хлеб, и прекрасный каменный стол, и этот прозрачный ручей. Поэтому мы должны молить Бога, чтобы Он дал нам всем сердцем любить благородное сокровище святой бедности, служителем которой является сам Бог.

После этих слов они напитались телесно и, помолившись, отправились во Францию. Проходя мимо одной церкви, святой Франциск сказал товарищу:

– Зайдем помолиться в эту церковь.

И пошел святой Франциск за престол и стал на молитву. И во время этой молитвы Господь воспламенил его душу такой любовью к святой бедности, что лицо его зарделось и, казалось, от него начали исходить огненные лучи любви. Весь охваченный этим огнем, он подошел к товарищу и трижды сказал ему:

– О брат Массео, отдай мне себя.

И на третий раз святой Франциск своим дуновением поднял брата Массео на воздух и бросил его перед собою на расстояние целого посоха. Брат Массео необычайно удивился. Позже он рассказывал товарищам, что, когда святой Франциск поднял его своим дуновением, он почувствовал в душе своей такую сладость и такое утешение от Духа Святого, как никогда в жизни.

После этого сказал святой Франциск:

– Дорогой товарищ, пойдем к святым Петру и Павлу и помолимся им, чтобы они нас вразумили и помогли нам хранить безмерное сокровище святой бедности. Ведь это такое великое и Божественное сокровище, что мы – недостойные и презренные сосуды для него. Эта небесная добродетель заставляет нас попирать ногами все земное и преходящее и снимает с души все путы, мешающие ей свободно слиться с вечным Богом. Эта добродетель позволяет душе еще на земле беседовать с ангелами на небесах; она последовала за Христом на крест; она была погребена со Христом, со Христом воскресла и вознеслась с Ним на небо; она позволяет влюбленной в нее душе взлетать на небо – ибо она охраняет истинное смирение и любовь. И поэтому помолимся святым Христовым апостолам, истинным обладателям этой евангельской жемчужины, чтобы их посредством Господь наш Иисус Христос в Своем милосердии удостоил нас быть последователями и смиренными учениками драгоценной, возлюбленной ангельской бедности.

Беседуя так, они достигли Рима и вошли в церковь Святого Петра. Святой Франциск стал молиться в одном углу церкви, а брат Массео в другом. После долгой, благоговейной и слезной молитвы святому Франциску предстали во всей пышности святые апостолы Петр и Павел и сказали:

– Ты желаешь хранить то, что соблюли Христос и святые апостолы, поэтому Господь Иисус Христос посылает нас, чтобы объявить тебе, что молитва твоя услышана и что тебе и твоим последователям вручается сокровище святой бедности. И еще от Его имени говорим тебе, что, кто по твоему примеру последует этому желанию, тот унаследует блаженство жизни вечной, и ты, и все твои последователи будут благословлены Богом.

После этих слов они исчезли, наполнив душу святого Франциска утешением.

Конец ознакомительного фрагмента

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

https://litportal.ru/download/avtory/raznoe-47672/kniga-cvetochki-svyatogo-franciska-assizskogo-55614721-1100539.html 


[1] Джованни делла Капелла получил прозвище за то, что хотел заменить монашеский капюшон шапкой. (Здесь и далее примеч. перев.)

[2] Ангел, Орел, Телец и Лев – общепринятые в христианстве символы четырех евангелистов. Орел символизирует апостола Иоанна.

[3] Мф. 19:21.

[4] Мф. 10:9–10.

[5] Лк. 9: 23.

[6] Созерцание – форма молитвенного состояния, сопряженная с внутренней беседой с Богом.

[7] Приказание именем святого послушания – формула, ограничивающая волю того, к кому она обращена.

[8] Элия Кортонский (1180–1253) – генеральный министр ордена францисканцев с 1233 г. Свои письма и другие писания Элия всегда подписывал: «Элия, грешник», а современники называли его просто: «брат Элия». До обращения он был скриптором либо, возможно, нотариусом. К св. Франциску он присоединился около 1211 г. и стал одним из первых его спутников. Под его руководством была построена церковь Св. Франциска в Ассизи.

[9] Лк. 10:7–8.

[10] Генеральный министр – высшая иерархическая ступень во францисканском ордене (пожизненная выборная должность).

[11] Радость сердца (лат.) – возглас священника во время мессы.

[12] День Пепла – в католической традиции первая среда Великого поста.

[13] Брат Лев (Леоне) (?–1271) – брат‑минорит, один из ближайших товарищей св. Франциска. Леоне не входил в число его первых двенадцати спутников, но вступил в братство вскоре после утверждения первого устава ордена (1209–1210). Впоследствии он стал секретарем и исповедником св. Франциска и его постоянным спутником. Похоронен в церкви Св. Франциска, рядом со своим духовным отцом. В 1910 г. брат Леоне был причислен католической церковью к лику блаженных.

[14] Обитель Божией Матери Ангельской (Santa Maria degli Angeli) – полное название обители в Порциункуле, духовного центра ордена.

[15] 1 Кор. 4:7.

[16] Гал. 6:14.

[17] Требник – богослужебная книга, содержащая чинопоследование мессы с приложением нот. Необходимый атрибут католического богослужения.

[18] Лк. 10:1.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции