О. Косулина. Этноребёфинг (Мистерия рождения) (22.59 Kb)
ЭТНОРЕБЁФИНГ
(МИСТЕРИЯ РОЖДЕНИЯ)
О. Косулина
Малыш только что появился на свет, но у него есть уже своя история и свои переживания: он целых девять месяцев воспринимал мир вместе с мамой, прошел через труды рождения, начал свое собственное знакомство с действительностью.
Ребенок совсем маленький, а опыт уже есть. И не всегда этот опыт радостный. А ведь он останется с человеком на всю жизнь, серьёзно влияя на его поведение.
Отец не хотел ребенка – и повзрослевший сын воспринимает мир как врага, защищается от окружающих, вызывая их ответную агрессию. Или же ребенок не смог родиться сам – потребовалась помощь – и, как, ни странно, он ни одно дело не может закончить самостоятельно. Сразу после рождения ребенка унесли от матери – и в душе малыша навсегда поселился страх одиночества.
Подобных примеров, к сожалению, множество.
В настоящее время в мире существует большое количество эффективных психотерапевтических практик, при помощи которых человек имеет возможность вспомнить свой самый ранний опыт, осознать его влияние на свою жизнь и скорректировать ту его часть, которая дает нежелательные последствия. Наибольшее распространение среди психотехник такого направления получили: Холотропное дыхание, Ребефинг, Вайвейшн, и Свободное дыхание.
Чтобы иметь возможность оценить позитивный эффект этих практик, в первую очередь стоит обратить внимание на Холотропное дыхание, так как именно его авторы внесли наиболее весомый теоретический (и не менее важный практический) вклад в создание и развитие психологической коррекции перинатального периода человека.
Американский психолог чешского происхождения Станислав Гроф в середине 50-х годов ХХ века проводил исследования измененных состояний сознания с помощью ЛСД (диэтиламид d-лизергиновой кислоты, психоактивное вещество). На базе своих исследований Станислав Гроф построил картографию сознания человека для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов.
Картография сознания Грофа включает три области:
– биографическую (связанную с опытом человека, начиная от его рождения и до настоящего момента);
– перинатальную (связанную с внутриутробным развитием и процессом родов);
– трансперсональную (область человеческого сознания, которая выходит за пределы обыденных представлений человека о самом себе).
На основании богатого опыта переживаний своих пациентов Станислав Гроф смог доказать значительное влияние перинатального опыта на формирование индивида. Согласно его исследованиям, перинатальные переживания во многом определяют дальнейший опыт в биографической области и являются связующим звеном с трансперсональной областью.
Перинатальная область была условно разделена Грофом на 4 матрицы в соответствии со стадиями внутриутробного пребывания и прохождения родового процесса:
1 матрица – от момента зачатия до момента начала родовых схваток;
2 матрица – от начала родовых схваток до выхода в родовые пути;
3 матрица – прохождение родовых путей;
4 матрица – непосредственно рождение, выход в новую среду.
Психоделические сессии, проводимые Станиславом Грофом, несли большой психотерапевтический эффект для пациентов, так как, в числе прочих возможностей, давали человеку шансы вновь пережить свой наиболее ранний опыт и свести к минимуму его негативное влияние.
Когда в большинстве стран мира использование ЛСД в психотерапевтических целях было запрещено в соответствии с конвенцией ООН «О психотропных веществах» 1971 года, Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную практику, которую назвал «холотропное дыхание». Термин «холотропный» образован Грофом от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление, способ», т.е. означает «движение по направлению к целому, к целостности».
Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция лёгких приводит к парадоксальному кислородному голоданию, из-за которого начинается торможение коры головного мозга, более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания. Наступает измененное состояние сознания.
Ребефинг (англ. rebirthing – «повторное рождение», «возрождение»), техника, созданная в 1974 году американцем Леонардом Орром, также использует для вхождения в измененное состояние сознания дыхание. Леонард Орр считал, что каждый человек переживает родовую травму, запоминает её, подавляя хранящуюся в памяти негативную информацию, и это несет негативный эффект в течение всей его жизни. В связи с этим, по мнению Орра, одна из самых важных задач ребёфинга – повторное проживание своего физического рождения и нейтрализация родовой травмы. Освобождение от подавленных негативных переживаний путём налаживания правильного дыхания, по мнению сторонников ребёфинга, имеет положительный терапевтический эффект. В технике ребёфинга циклическое связное дыхание (без пауз между вдохом и выдохом) – главный инструмент доступа к информации, находящейся в бессознательной части психики.
Вайвейшн (термин «vivation» происходит от латинского «vivo» – жить) – доработанная Джимом Ленардом и Филом Лаутом техника ребёфинга, позволяющая проводить его более мягко[1]. До 1987 г. эта практика была известна под именем Интегративный ребёфинг, и в основе ее также лежит один из вариантов связного дыхания.
Различные дыхательные техники используют для вхождения в измененное состояние сознания и другие разновидности ребёфинга, такие как Энегродыхание (Energy Breathing, автор Дэн Бруле), Свободное Дыхание (Free Breathing), возникшее в России в постсоветский период, и прочие[2].
Эта статья – рассказ о единственном в своем роде варианте ребёфинга, который отличается от общепринятых практик, прежде всего, методом вхождения в измененное состояние сознания. Разработан он специалистами российской Школы рациональной психотехники Г.Р. Рейнина. Начало формирования этой практики в рамках данной психологической школы приходится на 80-е годы прошлого века. В работе над ней принимали участие Г.Р. Рейнин, Е.Н. Лысак, В.Ю. Рогозова, О.А. Косулина и Н.Г. Волчек.
К началу нового тысячелетия практика сложилась как четко организованный тренинг, и в 2007 году в Москве Г.Р. Рейниным и О.А. Косулиной был проведен первый инструкторский курс, а также предложено методическое пособие для инструкторов нового варианта ребёфинга, названного «этноребёфинг».
Так же, как и другие версии этой практики, он позволяет:
– восстановить в памяти и проанализировать свой наиболее ранний опыт;
– сопоставляя полученную информацию со своим восприятием, осознать влияние раннего опыта на свое мировоззрение и поведение;
– скорректировать опыт, дающий нежелательные последствия.
И, тем не менее, метод, разработанный Школой рациональной психотехники, имеет три кардинальных отличия от всех вариантов проведения ребёфинга, принятых в мире в настоящее время:
– выход в измененное состояние сознания происходит не на дыхательных практиках, а при помощи специально подобранной музыки, динамики и специфически организованного пространства;
– тренинг имеет четкую программу, рассчитанную на три дня занятий по четыре-пять часов;
– высокая включенность ситтеров (помощников ведущего) в создание специфически организованного пространства тренинга.
В современном мире в результате того, что огромное количество разновидностей ребёфинга проводятся при помощи техник дыхания, большинство людей отождествляет понятие «холотропное дыхание» с практикой ребёфинга. Это не совсем корректно. Дыхательные практики, в частности, холотропное дыхание, являются лишь методом для вхождения в измененное состояние сознания, где уже и разворачивается непосредственно коррекционная работа.
Школа рациональной психотехники отказалась от применения дыхательных практик по нескольким причинам. В частности, они оказывается физически тяжелы для многих людей, что часто служит причиной отказов от занятий. И, что не менее важно, в большинстве случаев специфическое дыхание дает настолько глубокое измененное состояние сознания, что осознанная работа по коррекции своих перинатальных матриц становится невозможной. То есть, в какой этап перинатального периода попадёт человек при помощи дыхательной практики, и как будут разворачиваться события в его видении, предсказать очень трудно, точно также как и повлиять на этот процесс. При проведении практик с использованием специфического дыхания элемент случайности компенсируется многократным повторением погружений – один курс состоит обычно из десяти дыхательных сессий по полтора-два часа.
Метод, используемый Школой рациональной психотехники для вхождения в измененное состояние сознания при проведении ребёфинга, является не новым, а, скорее, очень старым, т.е. традиционным. Как это часто бывает, необходимость изобрести, найти, сочинить максимально эффективный и корректный метод привела к созданию техники, почти повторяющей те, что уже существуют в традиционных культурах мира. Именно поэтому разработанный Школой рациональной психотехники вариант ребёфинга получил название «этноребёфинг».
Наибольшее сходство этноребёфинга обнаруживается с обрядами инициаций через рождение. Такие обряды существовали в древней Индии, древней Греции, в Индонезии на о. Борнео у племени бераван из Саравака (современный о. Калимантан), в Болгарии и среди боснийских турков[3]; в Китае и Японии (V-X вв.)[4]; в Новой Гвинее у племени ятмулов, в Северной Америке у индейского племени Великих Равнин манданов, живших возле реки Миссури[5].
В некоторых обществах подобные обряды сохранились и до настоящего времени: например, на северо-западном побережье Америки у народов хайда, тлинкиты, квакиютль[6] и в Полинезии у народа канака[7].
Ссылаясь на описания обрядов инициаций, приведенных голландским антропологом Арнольдом ван Геннепом в книге «Обряды перехода»[8], Гроф сообщает о необходимых для «ритуалов перехода» измененных состояниях сознания. Такие состояния, пишет он, в традиционных культурах «…вызываются мощными способами воздействия на сознание». К ним относятся, в частности, «различные ритмичные действия с использованием барабанов, бубнов и прочих ударных инструментов, музыки, пения, ритмических танцевальных движений, специальное изменение ритма дыхания, и культивация особых форм осознания окружающего»[9].
Станислав Гроф отмечает также: «Особый интерес для исследователей трансперсональной психологии представляют различные мистические традиции и великие духовные учения Востока. Сюда относятся системы йоги, буддийские учения от тхеравады и тибетской тантрической ваджраяны до дзен-буддизма, даосизм, суфизм, христианский мистицизм, каббала и др. Всеми этими системами были разработаны эффективные виды молитв, медитаций, медитаций в движении, дыхательных гимнастик и прочих действенных видов психотехники для введения человека в состояние изменённого сознания с глубокими духовными компонентами»[10].
Этноребёфинг предполагает достижение измененного состояния сознания в результате сочетания музыкально-звукового фона, интенсивного движения и медитативного восприятия специфически организованного пространства.
Применение такого комплексного традиционного метода в ребёфинге доказало свою эффективность, т.к. он обеспечивает человеку контроль своей внутренней ситуации. Измененное состояние сознания в таком случае не настолько глубоко, чтобы человек полностью потерял ориентацию в реальном пространстве, как это часто происходит при применении дыхательных техник.
Проходящие практику люди часто задают вопрос: «а что, если я не попаду в измененное состояние сознания, буду находиться здесь и сейчас, то тогда тренинг не получится?» Это не так. Для того чтобы от тренинга был позитивный эффект, достаточно работать по программе курса. Навязчивое стремление «провалиться» в измененное состояние настолько глубоко, чтобы не осознавать происходящего вокруг, способно повлиять на результат в противоположном направлении. Тренинг построен так, чтобы вновь рождающийся человек мог слышать и адекватно воспринимать команды ведущего, дозировать свои нагрузки, понимать смысл каждого действия, а для этого необходима ориентация в окружающем пространстве. Чтобы понять, насколько эффективным может быть тренинг с таким уровнем измененного состояния сознания, достаточно вспомнить детские игры. Когда дети играют в войну или космическое путешествие, они прекрасно понимают, что находятся в игровой ситуации. И тем ни менее переживания, полученные в детских играх – например, партнерства и противостояния, ответственности за свои действия – одни из самых ярких, и на опыт этих переживаний человек совершенно реально опирается, уже будучи взрослым. То же происходит и в процессе тренинга. Человек совершенно точно знает, с одной стороны, что находится в «игровой» ситуации. И, с другой стороны, это знание дает ему возможность организовать эту игру так, чтобы опыт, полученный в ней, впоследствии был полезен.
Во время практики этноребёфинга для «рожающегося» параллельно существуют два потока сознания – измененный и неизмененный. Измененный, «игровой», поток сознания говорит человеку о том, что он находится во внутриутробном периоде, проходит родовые пути, делает первый вдох и т.п. А обычный поток сознания в то же самое время дает человеку возможность осознавать прохождение гармонизирующей практики в реальной обстановке и в реальном времени. Присутствие неизмененного потока сознания очень позитивно отражается на психо-эмоциональном состоянии проходящего тренинг в частности, и на результатах практики в целом. Прежде всего, снимается страх отсутствия контроля над происходящим, что дает возможность работать спокойно и планомерно. Кроме этого, можно при необходимости задать вопрос ведущему, попросить пояснений или помощи. И, наконец, «рождающийся» может самостоятельно регулировать уровень включенности в переживание каждого конкретного этапа, а также темп своей работы.
Но самым главным плюсом параллельного течения измененного и обычного потоков сознания во время этноребёфинга является возможность анализировать свои ощущения, образы и переживания в режиме мониторинга, и, опираясь на полученную информацию, вносить осознанные изменения в происходящее непосредственно во время работы, а не после нее, когда повлиять на развитие событий уже невозможно.
Именно такой подход делает реальным формирование скорректированных перинатальных матриц и кардинально отличает этноребёфинг Школы рациональной психотехники от практик ребёфинга с использованием специфического дыхания.
Следующее важное отличие этноребёфинга заключается в наличии четкой программы курса:
1 день – “Воспоминание” – получение детальной информации для анализа и сопоставлений. Прохождение своих перинатальных матриц в измененном состоянии сознания, сопровождаемое наиболее яркими субъективными переживаниями этих периодов.
2 день – “Коррекция”. Прохождение перинатальных матриц с учетом влияния раннего опыта на дальнейшее проживание.
3 день – “Прорыв”. Прохождение перинатальных матриц, подтверждающее проведенную коррекцию. Первое применение нового опыта.
Таким образом, практика этноребёфинга состоит из трех занятий по четыре-пять часов, занимает три дня и предполагает прохождение обязательных этапов диагностики, осознанной коррекции и закрепления полученных результатов.
В первый день занятия предваряет вступительная лекция, в которой освещается история ребёфинга, его цели и задачи, теоретические основы курса, программа тренинга и условия его проведения. Выслушав лекцию, каждый из присутствующих решает для себя, остается он на практику или нет, и, если остается, то в каком качестве он будет в ней участвовать, поскольку в занятиях принимают участие не только «вновь рождающиеся».
Вместе с ведущим действо обеспечивают так называемые ситтеры (от англ. sitter – сиделка, няня). Количество ситтеров в практике этноребёфинга должно по меньшей мере в полтора раза превосходить число «рождающихся». Обычно люди приходят на занятия, уже предполагая, в какой роли они будут выступать, и, тем не менее, нередко случается так, что кто-нибудь из ситтеров решает «рождаться». И наоборот, что происходит гораздо реже, предполагаемый «ребенок» остается на практике в качестве ситтера, после лекции понимая, что по тем или иным причинам он не готов в данный момент вспомнить и скорректировать свой ранний опыт, а вместе с ним и дальнейшее проживание.
Необходимо отметить, что участие в этноребёфинге в качестве ситтера также является гармонизирующей практикой. Ситтер получает возможность ощутить единство мира и себя как активную часть этого единства через осознанное содействие в рождении новых жизней.
На протяжении всей программы тренинга ситтеры находятся в состоянии тотального слияния с целостной ситуацией, отсутствия любой личной мотивации и в то же время детальной причастности к происходящему процессу. Уникальность такой практики ситтерства в том, что она дает реальный опыт активной фазы недеяния. Объяснить каждому ситтеру детально и наверняка, как необходимо действовать в той или иной частной ситуации, невозможно, поскольку невозможно точно предсказать развитие событий в каждом конкретном случае. И, тем не менее, ориентируясь только на состояние резонанса с происходящим и четко поставленное намерение, люди в нужный момент интуитивно и безошибочно совершают именно те действия, которые необходимы. И если для «детей» практика ребефинг – сугубо индивидуальная, то для ситтеров – индивидуальная и коллективная одновременно.
Как показал опыт, максимальный эффект этнорёфинга достигается в том случае, если помимо прохождения курса в качестве «рождающегося» человек также проходит практику в роли ситтера. Это не требует никакой специальной подготовки, поэтому в качестве ситтера в занятиях обычно участвуют как люди, уже проходившие рождение в рамках этой системы, так и те, кто лишь знакомится с ней.
Чрезвычайно значимая функция ситтеров в создании специфической организации пространства, являющаяся также для них самих гармонизирующей практикой, составляет третье кардинальное отличие этноребёфинга от всех вариантов проведения ребёфинга, принятых в мире в настоящее время.
Высокий терапевтический эффект этноребёфинга, разработанного Школой рациональной психотехники Г.Р. Рейнина, основан на осознанной автокоррекции перинатальных матриц. Индивидуальная осознанная работа «рождающихся» на тренинге становится возможной в результате использования традиционных техник измененного состояния сознания, четкого сценария происходящего и мощного психо-эмоционального резонанса участников, обеспечивающих процесс. Важную роль в практике играет отношение к рождению и жизни как к безусловной первостепенной ценности мироздания. Это, а также применение традиционных техник многих культур, следование определенному сценарию, целостность и во многом сакральность процесса стали причиной того, что этноребёфинг часто называют «Мистерии рождения».
2011 – 2015 гг.
Публикуется впервые. 25.11.2015.
[1] Леонард, Джим, Лаут, Фил. Ребёфинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. М., 2000.
[2] Бегг, Дейк. Практика ребёфинга. Москва, «Маркетинг», 2004; Сайссон, Колин П. «Экстаз дыхания. Практика ребёфинга». М. 1999.
[3] Фрезер, Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.
[4] Головачёв В.Ц. Суицид как родовой обычай и сакральный обряд в классическом Китае (На примере средневековых стран северного Китая) // Таврический Журнал Психиатрии (Acta Psychiatrica, Psychologica, Psychotherapeu-tica et Ethologica Tavrica). Симферополь, 2006.
[5] Гроф, Станислав. Величайшее путешествие: сознание и тайна смерти. MAPS (Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies), 2006.
[6] Boas Frahz. Primitive art. Courier Corporation, 1955; Леви-Стросс, К. Структурная антропология. Москва. Издательство «Наука» РАН, 1983.
[7] Дамм Ганс. Канака – люди южных морей. «Наука», 1964
[8] Геннеп ван, Арнольд. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
[9] Гроф, Станислав. Величайшее путешествие: сознание и тайна смерти. MAPS (Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies), 2006.
[10] Там же.
- Размещено: 25.11.2015
- Автор: Косулина О.
- Размер: 22.59 Kb
- © Косулина О.