М.А. Гроза. Храмы, посвященные демонам (有應公) на Тайване (отчет о проделанной полевой работе в период июль-август 2007 г.) (60.86 Kb)
ВВЕДЕНИЕ: …Возможно, те из вас, кто присутствовал на моем докладе на прошлых Торчиновских Чтениях, помнят (в общих чертах) о чем шла речь. Дело в том, что за время первого годичного пребывания на Тайване, мне посчастливилось напасть на очень интересную и (насколько мне видится), малоисследованную тему. …Как-то (летом 2006 г.) появилась идея объехать остров по побережью на велосипеде. В принципе идея не такая уж новая в кругах тайваньских спортсменов, но…была одна «изюминка» – все путешествие (насколько это возможно), было запланировано автономным. В частности не предполагалось бронирование каких- бы то ни было гостиниц/ постоялых дворов и т.п. Суть – «разбираться с проблемами по мере их возникновения в пути, ночлег и пропитание каждый день искать на месте, опять же по обстановке»…Опуская детали, скажу, что за все 10 суток путешествия, ночевать каждый день приходилось в самых разных местах. В основном это были небольшие храмы, монастыри (те места, где есть крыша над головой за «бесплатно»). В одну из таких ночей на восточном побережье, мне пришлось заночевать в маленьком придорожном храме – почти кумирне. Как, оказалось, через некоторое время по возвращении, храм был посвящен неприкаянному духу – демону.…Насколько стало понятно впоследствии, тайваньцы относятся к таким местам со страхом и осторожностью, и не будь я иностранцем, вполне мог бы быть принят за сумасшедшего, отважившегося (пусть и по незнанию) заночевать в маленьком 3хстенном храме у дороги. По правде говоря, и так реакция тех немногих кому я рассказывал об этом была весьма однозначной. Так началась история наших «отношений» с тайваньскими демонами, длящиеся по сию пору… …Настоящий доклад является продолжением исследования такой формы религиозности современного Тайваня как «культ демонов» и посвященных ему храмов. Итак, летом 2007 г. (июль – август) мне вновь посчастливилось побывать там и (на этот раз более предметно и углубленно) продолжить полевые исследования по данной теме. Что же такое «культ демонов» Тайваня, насколько он значим, какое занимает место в жизни тайваньского народа, и как вписывается в систему его верований?? Во время пребывания «в поле» были поставлены следующие задачи (что частично помогло ответить на эти вопросы): – выявление и описание конкретных объектов исследования (храмы, кумирни), – выборочное обследование особо популярных объектов, – проведение выборочного тематического анкетирования жителей г. Тайнань, – систематизация и первичный анализ материалов исследований.
Итак, полевые исследования проводились в летний сезон 2007 г. на территории прибрежной зоны о-ва Тайвань. Особое внимание было уделено г. Тайнань и его пригородам (проведение анкетирования, описание храмов). Полевая работа этого сезона велась в двух направлениях: I – «Обще-тайваньское направление» (предпринято мото- путешествие по тайваньскому побережью, которое помогло зафиксировать достаточно большое кол-во объектов, провести фотосъемку, описать и на основании собранного материала составить примерный список таких храмов (обозначив некоторые закономерности) на протяжении всего тайваньского побережья).
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
В конце июля 2007 г. ( ) мной было предпринято мото – путешествие (по всему побережью Тайваня) протяженностью ок. 1800 км и продлившееся 5 дней, с целью обнаружения и обследования объектов изучения – храмов и кумирен, посвященных демонам, в результате, которого было обнаружено 76 храмов, 97% которых однозначно могут быть отнесены к категории 有應公 («Господин, исполняющий просьбы»), которым и был посвящен предыдущий доклад.
Храмы и кумирни有應公, обнаруженные во время путешествия по тайваньскому побережью (июль 2007 г.):
Всего – 76 Из них: Не зафиксировано – 42 (Из них на участках пути) Тайнань – Кеньдин и Кеньдин – Цзилун – 27, Тайчжун – Тайнань – 15. Зафиксировано (имеются фото, описания) – 34 (Из них на участках пути) Тайнань – Кеньдин – 4, Кеньдин – Цзилун – 21, Цзилун – Тайбей – 5, Тайчжун – Тайнань – 4.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать, что одной из больших удач летнего сезона 2007 г. было знакомство с рядом известных тайваньских исследователей г. Тайнань (г-да Сюй Янь Пин, Чэн Чжи Юань (Чжуншаньский Университет, Университет Чэнгун)) и Тайбей (Линь Мэй Жун, Чжен Чжи Мин (Академия Синика и Университет Фужэнь)), которые оказали мне немалую поддержку и помощь. Все они так или иначе занимаются исследованиями простонародной религиозности на Тайване в самых различных формах ее проявления (исследования локальных культов, в т.ч. и «культа демонов»). Особенно хотелось бы отметить г-на Сюй Янь Пина, защитившего в 2007 г. докторскую диссертацию посвященную демоническим храмам Тайваня («Исследование народного верования «Господин, исполняющий просьбы» на территории р-на Бэймэнь уезда Тайнань»). Следует учесть, что за последние 35 лет на Тайване серьезно занимались этой темой лишь 7 человек (не считая редких статей, обзоров и книг, где как-то упоминалось об этом, которых г-н Сюй насчитывает (за период 1901 – 2001 гг.) в своей работе 39…[1]).
…Следует напомнить о самом понятии «Господин, исполняющий просьбы» (有應公) и о способах его трактовки. Несмотря на отсутствие однозначного мнения на эту тему в тайваньской научной среде, все-таки хотелось бы указать на некоторые неточности имевшие место в моем предыдущем докладе. А именно – проведение условной классификации подобного рода храмов. Во время полевой работы летнего сезона благодаря опросам, анкетированию, многочисленным поездкам, сбору конкретного материала и главным образом – знакомству с вышеназванными исследователями, удалось более-менее прояснить ситуацию с проведением условной классификации подобного рода храмов.
Итак:
– По результатам проведенной работы было установлено, что практически все обследованные объекты (храмы, кумирни) по всей территории побережья Тайваня обладают общей для них чертой – они посвящены духам, к которым (за редким исключением) можно обращаться любому человеку с любыми просьбами. Это означает, что все они, так или иначе, относятся к категории храмов «Исполняющий просьбы дух» (有應神). Следовательно, «Господин, исполняющий просьбы» (有應公) – не есть какая-либо одна разновидность демонических храмов (хотя некоторые и тяготеют к подобной т. зр.[2]), а является обобщающим названием и характеристикой для всех видов подобного рода мест отправления культа! – По последним данным (принимая к сведению варианты классификации, предложенные другими исследователями данного вопроса в 1999 и 2005 гг.),[3] на основании собственных полевых исследований в данной области, а т.ж. с помощью вышеназванного тайваньского исследователя данного вопроса г-на Сюй, к настоящему времени мне видится, что можно принять следующую примерную классификацию «демонических храмов»:
Классификация храмов, посвященных демонам («Господин, исполняющий просьбы» (有應公)):
(В данную таблицу не вошли некоторые классы храмов демонов, такие как – посвященные погибшим в больницах, безымянным духам гор и лесов, а т.ж., т.н. «Храмы достойного народа» и «Господин Великой толпы», которые: а) не были замечены во время путешествия по тайваньскому побережью, б) пока еще являются проблемным пунктом данной темы (предстоит уточнить / выяснить точное их назначение, собрать материал и проанализировать).[6] Таким образом, представив классификацию подобных храмов (в общем виде), можно заметить, что схема оказывается весьма «гуляющей» – так, например, один и тот же храм одного класса может принадлежать к нескольким типам одновременно (но едва ли возможна обратная ситуация!). Особенно, хочется отметить два, на мой взгляд, самых важных типа (по таблице) – это «По способу смерти» и «По специализации после смерти» как основные определяющие принадлежности определенных слоев населения к «культу демонов» (так, например, карточный игрок навряд ли пойдет к «Духу павшего дома», или «Демону – иностранцу», – скорее к «Демону, дарующему богатство», а контрабандист или рыбак не станут подносить жертвы демону «Домашнего скота» или демону ребенка погибшего в пожаре (если нет каких-либо особых обстоятельств), а поднесут их Демону – утопленнику, и т.д.) …
Т.о., опираясь на вышеприведенную классификацию, мной был проведен первичный анализ/ типологизация храмов, обнаруженных (и описанных) во время летнего путешествия по тайваньскому побережью.
Результаты: (Общее кол-во храмов различных типов) -Тип 1 – 10/ 11 -Тип 2 – 1/ 2 -Тип 3 – 3 -Тип 4 – 6 -Тип 5 – 9/ 10 -Тип 6 – 0
Теперь можно свести данные в одну таблицу и сделать некоторые предварительные выводы.
Сводная классификационная таблица «храмов демонов» по всему тайваньскому побережью:
( Подведем предварительные итоги первого направления полевой работы 2007 г.: – во время путешествия по побережью о. Тайвань, было зафиксировано 76 объектов (храмы, кумирни), часть из которых удалось обследовать, описать, провести необходимые замеры, а т.ж., фотосъемку; – на основании имеющегося материала и проведенных ранее исследований, удалось провести классификацию подобного рода храмов; – на основании полученного материала (цифр), можно сделать некоторые предварительные выводы: а) районами наибольшего скопления «храмов демонов» прибрежной зоны, определенно можно считать южную и северную оконечности острова, восточное побережье, и в меньшей степени – западное (Тайчжун – Тайнань), участки же Тайбей – Тайчжун и Тайнань – Гаосюн условно можно считать «мертвой зоной» (по причине наибольшей степени индустриализации, львиная доля застройки и промзон приходится именно на эти территории). б) имеющиеся храмы в различных р-нах имеют свою специфику. На 1м участке маршрута преобладают храмы «семейных демонов» и храмы большой толпы; на 2м – храмы «туманных/ неясных» демонов, а т.ж. убитых, казненных и погибших при исполнении долга/ рабочих обязанностей людей; на 3м – храмы утопленников, на 4м – храмы, возведенные в честь безымянных останков, найденных в поле. Такая ситуация не случайна, а обусловлена рядом вполне конкретных формообразующих факторов, а именно: -географический (утопленники на Севере и Востоке (места проживания рыболовов, моряков), погибшие в авариях и при исп. Рабочих обязанностей (специфич. Опасный рельеф восточного поб., горная дорога и пр.), безымян. полевые останки на западе (равнины, рисовые поля – останки крестьян –переселенцев из Китая)). -исторический (Восточное Побережье – традиционные места казней во времена японской оккупации, а т.ж. многочисленные стычки с аборигенами в р-не современного Иланя). Т.о., видно, что наибольшее кол-во храмов демонов приходится на восточное побережье и северную оконечность о-ва.
Данное направление полевой работы летнего сезона ставило перед собой следующие задачи: – выборочное анкетирование населения, – фото особо популярных объектов и их краткое описание, – составление примерного списка «иньных» храмов г. Тайнань по районам.
Результаты: Всего опрошено – 103 (из них: – жители г. Тайнань – 61)
мужчин – 54 женщин – 49
– «рабочие» – 14 – «интеллигенция» – 35 – работающие в сфере обслуживания – 35 – бизнесмены – 5 – водители такси – 8 – полицейские – 4
– до 20 лет – 15 – 20-30 лет – 51 – 30-50 лет – 33 – 50 и более лет – 4
– буддизм – 37 – даосизм – 14 – христианство – 9 – неопределенные взгляды/ их отсутствие – 26 – Игуаньдао – 5 – «народные верования» – 12
классов такого рода храмов – 82
подтвердили – 89
– часто – 4 – иногда – 26 – редко – 38 – никогда – 35
– часто – 4 – иногда – 26 – редко – 38 – никогда – 35
Интересно было отметить, что большинство реципиентов (возраст 20 – 50 лет), отмечая «демоническую»/ «нечистую» природу существ, которым посвящены подобные храмы и кумирни, заявляли, что для них有應公 не является чем -то особенным. Принципиальной разницы между светлыми «янными» и темными «иньными» храмами они не делают. Т.о., в большинстве случаев не было заметно сильно отрицательного отношения к данному элементу культуры (при том, что появляться в этих местах просто так – особенно в темное время суток люди все-же оч. боятся). Однако – познания о подобного рода местах, как правило, весьма ограничены внешней стороной вопроса (констатация факта «иньности», советы типа «не стоит ходить туда без крайней надобности», т.ж. многие просто с трудом себе представляют причину подобного отношения к такого рода местам).
Результаты анкетирования: Полученные данные отражают ситуацию лишь со стороны, видимой людям молодого и среднего возрастов соответствующих соц. групп (что интересно, скорее для составления статистики чем для разрешения проблемы в целом). Метод анкетирования показал себя не вполне оправданным в данном случае (в частности, по отношению к некоторым наиболее интересным социальным группам (рыбаки, водители-дальнобойщики, полицейские), а т.ж., людям старше 55-60 лет. Мне представляется эффективным в дальнейшем при общении с указанными категориями людей, использовать методы фокус-интервью с записью на диктофон.
Следующей задачей «Тайнаньского» направления работы было составить «Список «Инь мяо» г. Тайнань по районам», для чего с конца июня по середину августа планомерно был совершен «объезд» всех 6 административных р-нов г. Тайнань (территория «поля» (S=160 км²) была разделена на 40 квадратов со стороной =2 км. Далее – на основе найденного в библиотеке, Интернете, собранного во время бесед с местными жителями, картографического и др. материалов, по квадратам велся поиск храмов «有應公». Поиски проводились практически ежедневно и занимали 2-6 часов в день. Т.о., затраченное время составило – 40 дней (ок. 130 часов). )J( Велся полевой дневник, с присвоением номеров каждой найденной позиции, а т.ж., по возможности, полным описанием храмов и кумирен, замерами и фотосъемкой (Всего за лето по острову было обнаружено 119 храмов и кумирен посвященных демоническим существам). Там, где представлялось возможным, проводились беседы с местными жителями). Обобщенные результаты проделанной работы данного направления сведены в таблицу. Более подробный разговор о них выходит за рамки настоящего отчета, и является темой отдельного доклада.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ: Что же такое «культ демонов» Тайваня, насколько он значим, какое занимает место в жизни тайваньского народа, и как вписывается в систему его верований?? Предпосылки для ответов на эти вопросы указаны в данном докладе – это конкретные данные, на основе которых впоследствии (при условии сбора дополнительного материала) можно строить определенную статистику, выводы и пр. …Данная ситуация видимо, является интересным отражением социальной картины тайваньского общества. Демоны – непосредственная метафора для обозначения определенных маргинальных элементов общества (кримин. Эл-т, нищие, и т.п.). Так один амер. Антрополог Роберт Веллер предложил 2 вида маргиналий общества (и соответственно – демонов): Политические – Опасные (воры, бандиты, проститутки, игроки и пр.) и Клановые/ Семейные – Несчастные (не имеющие потомков, незамужние, нищие, одинокие и пр.). Первые находятся в оппозиции к полит. Структуре, вторые – к конфуцианскому институту семьи (и т.о., косвенно – к государству). Тот же Веллер отмечает «индивидуальность»/ отсутствие принадлежности к какой-л. Организованности (local communities) = асоциальность демонов и их прототипов – политически опасных маргиналов (криминал.), указывая на обособленность и раздельность существования таких храмов. Но Веллер занимался исследованиями одного маленького пригорода Тайбея, и ничего не говорил о существовании различных типов храмов!!! Поэтому, мне видится, что это не совсем так – более- менее организованные группы все-таки существуют –это отражено в существовании различного типа храмов, с присущими им характеристиками (возм. Коннотации: контрабандисты, рыболовы, пираты – , грабители, игроки, проститутки – и т.д.). Т.о. (как гипотеза) –мне представляется возможным говорить об Инь мяо как о индикаторе наличия и состояния (!) тех/иных маргинальных если не «тайных» обществ/образований, то –групп. М.А. Гроза, Университет Тайбей (Тайвань) Опубл.: Торчиновские чтения 2008г. / СПбГУ. СПб., 2009.
[1] См. Сюй Янь Пин «Исследование народного верования «Господин, исполняющий просьбы» на территории р-на Бэймэнь уезда Тайнань» (текст диссертации на соискание ученой степени доктора наук). Университет Чжуншань. Гаосюн. 2007. С. 4-9. [2] См.: Сборник «Торчиновские чтения» (Сборник докладов). МОЯ СТАТЬЯ. 2007. [3] См.: Сюй Янь Пин «Исследование народного верования «Господин, исполняющий просьбы» на территории р-на Бэймэнь уезда Тайнань» (текст диссертации на соискание ученой степени доктора наук). Университет Чжуншань. Гаосюн. 2007. С.97-99. [4] Данный пункт классификации был предложен в 2005 г. г-ном Кан Цзя Чэном в его диссертации на соискание докторской степени («Исследование культа неупокоенных духов в районе Фэнюань», Государственный Университет г. Тайнань, Отдел Культуры Тайваня. 2005. С. 73-74), и является весьма любопытным. Храмов, попадающих в данную категорию мне не встречалось. [5] Данный пункт классификации был предложен в 2007 г. г-ном Сюй Янь Пином (См. «Исследование…», с. 99), также является весьма интересным. Храмов данного типа мною отмечено не было. [6] Из бесед с местными жителями – возможно, эти храмы не являются в настоящем смысле демоническими. Прим. авт.
|
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Антропологический музей > Экспедиции > Гроза М.А. Храмы, посвященные демонам (有應公) на Тайване (отчет о проделанной полевой работе в период июль-август 2007 г.)