Татьяна Ефимова. Проблемы и перспектива строительства третьего Водского музея (11.84 Kb)
Татьяна Ефимова, Председатель общества Водской Культуры
Проблемы и перспектива строительства третьего Водского музея
Краткая предыстория Водского музея д.Лужицы
Создание водского музея в д. Лужицы (Luutsa) Усть-Лужского округа Кингисеппского района Ленинградской области было частной инициативой и началось в 1997 году. В музее силами Т.Ефимовой и других жителей деревни было собрано 70 экспонатов и более 200 фотографий довоенного периода. Дом водской семьи Ефимовых, в котором располагался музей, был построен в 1903 году представлял собой традиционный водский дом с трехчастной связью; зимняя и летняя половины соединялись т-образным коридором. С северной стороны к дому примыкал большой двор, соединяющий в себе помещение для скота, сеновал и помещение для хранения бытового инвентаря. В музее не только можно было увидеть экспонаты но и ознакомиться с информацией по истории и культуре води.
В 2001 году дом-музей со всеми экспонатами, фотографиями и документами сгорел. Была начата работа по восстановлению музейной экспозиции. В ней приняли активное участие коренные жители деревни Лужицы и Краколья.
3 октября 2005 года Филиппов Владимир Сергеевич и Кузнецова Надежда Сергеевна передали Обществу Водской Культуры под Водский музей принадлежащие им 58 долей родительского дома. В музее создается действующая экспозиция быта крестьянской водской семьи начала 20 века, проводятся мастер-классы по обучению детей народным ремёслам: плетению поясов, вязанию сетей, ткачеству, прядению, а также по приготовлению блюд национальной кухни.
16 сентября 2006 года вновь сгорел Водский музей д.Лужицы. Часть экспонатов, благодаря самоотверженным действиям жителей деревни, удалось спасти. Среди сгоревших экспонатов было старое водское кантеле из д.Краколье.
К сожалению после пожара никто из официальных структур не откликнулся на просьбы о помощи. На данный момент музей базируется в новом доме семьи Ефимовых. Необходимо здание, где могла бы разместиться экспозиция музея и средства на восстановление пострадавших материалов и экспонатов. После потери здания музея была начата также работа по созданию виртуального водского музея.
Говорят, обещанного три года ждут. Три года прошло, как сгорел второй Водский музей. Правда, нам никто ничего и не обещал. Надежды создать Водский музей своими силами исчезли. Собирать третий раз экспонаты было и неразумно и просто безответственно. Народ своё слово сказал, энтузиасты своё дело сделали, слово за властью.
3 ноября 2009 года представители Общества Водской Культуры были приглашены на собеседование в администрацию МО «Усть-Лужское поселение» для обсуждения вопросов строительства третьего Водского музея. Нам предоставили Проект и познакомили с руководителем подрядной организации «ЛИК» (г. Сосновый бор), с которой администрация заключила договор о строительстве. Радости не было изначально, т.к. мы хорошо представляем, какой ценой нам достанется третий Водский музей. А цена такова: деньги на строительство музея дал Сибур-Портэнерго, который в непосредственной близости у деревни построит комплекс сжатых углеводородных газов (СУК). Леспромхоз уже расчищает площадку под технологические площади и лес вывозят прямо через деревню, мимо кладбища, окончательно изуродовав дорогу в лес. На слушаниях, которые прошли 6 июня 2008 года, деревенские жители согласились на эту сделку. Нужно понимать, что решение уже принято на самом высоком уровне и СУК всё равно построят, а так «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Инициативная группа деревни обеспокоилась тем, что озвученная на слушаниях цифра в 1,5 млн. рублей не реализуется, попытались выяснить, почему так происходит, и обратились с вопросами к председателю Законодательного собрания Ленинградской области И.Ф.Хабарову, Генеральному директору ООО «СИБУР-Портэнерго» П.В. Барсукову и в администрацию МО «Усть-Лужское сельское поселение». Очевидно, что только после активного вмешательства самих жителей, был сделан заказ на Проект, после чего СИБУР-Портэнерго перевел оставшиеся средства на счёт администрации целевым назначением, т.е. на строительство Водского музея. Такова предыстория нашей встречи с Т.В.Втюриной – заместителем главы администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение». То, что мы от неё услышали и вовсе разочаровало. Под музей отводят неудобную полоску земли, которая огибает участок частной земли.
Участок частной земли – светлый четырёхугольник, расположенный вдоль деревенской улицы. Участок земли под музей – темного цвета, вокруг этого участка. За ним – белая межевая линия и речка Лужица (Тырвайыги). Инициативная группа деревни предлагает другой, более удобный, красивый, просторный и перспективный участок деревенской земли, но возможность замены участков отклонена самым категорическим образом без объяснения причин.
Трудно представить, как будет смотреться Водская усадьба за заросшим кустарником участком частной земли, без удобного подъезда и со спорными перспективами развития. Несмотря на то, что СИБУР-Портэнерго и администрация Усть-Лужского поселения заключили между собой соглашение о сотрудничестве, в котором предусматривается финансовая поддержка социально значимых программ, будет ли конкретной статьёй прописываться статья о финансировании Водского музея так и осталось неясным. А вопросы появились сразу.
- Что в перспективе всё-таки будет построено Водский культурно-этнографический комплекс «Водская усадьба» или «Дом водской культуры»? По просьбе Пономарёвой С.А. – заместителя главы администрации МО «Кингисеппский район» Обществом Водской Культуры был предложен Проект Водского культурно-этнографического комплекса «Водская усадьба» с пошаговым планом мероприятий по его созданию (дата разработки проекта 22.04.2008).
Проект (автор – Ковтун Е.К.), представленный администрацией, предусматривает строительство Дома Водской Культуры. И, по словам Втюриной Т.В., «о грандиозном строительстве в будущем сегодня не может быть и речи».
- Возможно ли на сумму в 1 млн. (в том числе НДС 152 542 руб. 37 коп.) построить дом с печью и каменным двором? В ходе обсуждения выяснилось: прежде, чем начать строить дом, на эти же деньги нужно проложить ещё и дорогу к месту строительства.
- Окончание строительства – 1 апреля 2010 года. В Проекте не предусмотрено электроснабжение, охрана и ограждение территории.
- Кто будет контролировать ход строительства?
- Кто займётся формированием экспозиции (сбор экспонатов, составление паспортов, переговоры о покупке и т.д.)?
Мы знаем о том, что по заказу местной администрации институт «Ленгипрогор» разрабатывает Генеральный план Усть-Лужского сельского поселения. (Это нас несколько озадачило, потому как много времени уже было потрачено на обсуждение идентичного плана, только речь шла о городе «Усть-Луга»). Учитывая, что «поселение» будет находиться в зоне особых условий, то «взамен сгоревшему в деревне Лужицы водскому музею, предлагается создание музейно-культурного центра коренных народов, который представляет собой единую систему, включающую музейно-культурный центр в Усть-Луге и филиал Музейно-культурного центра в деревне Лужицы. В схеме территориального планирования Кингисеппского района и в Генеральном плане Усть-Лужского сельского поселения предусматривается резервирование территории для организации этнокультурного заповедника в районе деревни Лужицы. В целях сохранения этнокультурных ландшафтов – территории традиционного природопользования коренного населения предлагается в пределы заповедника помимо музейно-культурного центра включить перспективный памятник природы «Лужицы», а также территории, расположенные к югу от деревни. Ориентировочная площадь участка, резервируемого для организации заповедника составляет около 600 га.» /Из подготовленного к обсуждению приложения к Генеральному плану «Зоны с особыми условиями использования территорий» Территории проживания малочисленных народов/
Вопрос ещё более запутывается. Общество Водской Культуры и местные жители хотят видеть Водскую усадьбу с домом, двором, ригой, амбаром, сараями, баней, огородом лодкой и кузницей. Желание присовокупить к усадьбе ещё и деревенский лес, (о чём мы просили в своём обращении к депутатам всех уровней в 2001 году) по разным причинам мы даже не озвучиваем. В Проекте была предусмотрена площадка для деревенского праздника, транспортная стоянка. Администрация предлагает Дом Водской Культуры. А в Генеральном плане Усть-Лужского поселения «памятник природы «Лужицы» с заповедником в 600 га. Становится окончательно непонятно будущее не только третьего Водского музея, но и последней водской деревни. Деревня не «памятник природы», а дело рук человеческих, и этнокультурных ландшафтов «к югу от деревни» уже не существует. Экологическая ситуация, несмотря на многочисленные заверения о контроле за загрязнением среды, не может не вызывать обеспокоенности местных жителей. В порту уже работают угольный и серный терминалы. Кроме Комплекса углеводородных газов, в районе Лешего озера (Выхка ярви) будет построен пункт временного хранения радиоактивных отходов. Как на этом фоне будет смотреться этнокультурный заповедник и насколько он будет привлекательным для туристов, непонятно.
Кроме того, остро стоят вопросы благоустройства самой деревни. До сих пор не разобрано пожарище второго Водского музея. Нужна техника, и с помощью только жителей деревни Лужицы с этой проблемой не справиться. Жители деревни собственными силами пытаются препятствовать движению большегрузного транспорта по деревне. Подъезд к деревенскому магазину, где останавливается большое количество машин, обслуживающих порт, представляет печальное зрелище, а въезд в деревню в районе магазина стал аварийно опасным. За прошедшие 15 лет последняя водская деревня из уютной, ухоженной, красивой, с примыкающим к ней заповедным лесом, превратилась в проходной двор, где местные жители уже давно не хозяева и живут по закону: «нам как велят, а с нами, как хотят».
Резюмируя всё сказанное, можно сделать вывод о том, что предлагая разные решения сохранения культуры коренного народа Водь, все заинтересованные лица видят это по-разному. Последняя водская деревня Лужицы оказалась заложницей ситуации, в которой экономические интересы государства столкнулись с интересами местного коренного населения, и это создало на сегодняшний день неразрешимый конфликт. Строительство порта, предполагающего значительные выгоды для Российского государства в будущем, очевидно, важнее, чем интересы нескольких десятков человек, пытающихся любыми средствами сохранить свою деревню, последний клочок своей земли обитания, свою культуру. Для того, чтоб выйти из создавшейся сложной ситуации предприняты действительно беспрецедентные усилия со стороны самих вожан и им сочувствующих. Правительство Ленинградской области способствовало получению водью официального статуса коренного народа. (Теперь на водь распространяется действие всех федеральных законов). В Правительстве Ленинградской области разрабатывает ведомственную целевую программу поддержки коренных малочисленных народов. Активно обсуждаются проблемы коренных народов на разного рода конференциях и круглых столах. Но всё это лишь разговоры, которые для води не имеют пока никаких конкретных результатов. В полной мере это относится и к созданию третьего Водского музея.
Опубл.: Maaväci, – 2009, – №11.