Фольклор Вадского района (в записях последней трети XX века)

29 октября, 2019

Фольклор Вадского района (в записях последней трети XX века) (7.61 Kb)

1.                 Бытовые сказки
Лутонюшка
У одного старика была лошадь. Звали ее Лутонюшкой. И была у этого старика дочка-красавица. Однажды ехал дедушка полем на лошади, а в телеге дочка сидела. Повстречался им дяденька, взял за вожжу лошадь – приостановил, значит. Руку на лошадиный круп положил. А глазами – на дочь старика. Говорит: «Какая у тебя матюха – жена, значит, -хорошая!» старик не то не расслышал, не то не понял, подумал, о лошади говорит, отвечает: «Хорошая!» А лошадь-то еле-еле на ногах стоит. «А как ее зовут?» – спрашивает тот. – «Лутонюшкой звать». – «А какая деревня, буде?» – «Крутой Майдан-так». – «Ну, поезжай».
А это был высокий чин. Приехал он домой и послал двоих в эту деревню, мол, привезите мне Лутонюшку. Пошли два мужика в деревню за Лутонюшкой. Ходили, ходили, спрашивали, спрашивали, а здесь такого имени и нет! Они заночевали, на второй день обратно идут. Их спрашивают мужики: «А вы так и бродите?» – «А мы без нее не уйдем». Как же быть-то? Позвали еще одного. Стали советоваться, что за Лутонюшка такая? Этот говорит: «Там на краю деревни, у Ивана Максимыча, лошадь зовут Лутонюшкой, не ее ли?»  Так и порешили они. Пошли к деду и взяли Лутонюшку. Старик им отдал, значит, по приказу. А те мужики представили Лутонюшку, по приказу чина, в дом, на двор. А тот дяденька повелел свести ее в столовую и хорошенько накормить, и пирогами также.
Они привели ее и начали кормить. Один выносит тарелку за тарелкой, другой стоит – кормит. Накормили, напоили лошадь-то. Повели Лутонюшку обратно, где приказ сошел. Там повелели в магазин свести, купить ботинки и хорошее платье.  Ну, они подбирали- подбирали ботинки на ноги и подобрали мужские в четыре ноги. А плптье как оденешь? «Велели нарядить, – переговариваются два мужика, – значит, надо рядить!» Они решили, что опутают ситцем её. Взяли целый тюк материалу и нарядили Лутонюшку. И повели ее обратно, где приказ сошел. Там приказали вести её на второй этаж и в комнате положить спать. Они ведут, а она брякает ботинками, хочет снять. С трудом ввели в комнату спать, а этот чин сидит за стенкой и пишет. Лутонюшка стояла-стояла – и легла на пол. Ей, видно, охота ботинки снять, она и болтает ногами, чтоб они слетели.
Чину стало страшно, он и решил посмотреть, что там так грохает? Он и решил подглядеть в дверь немнгжко. Кинул глазами на кровать – там нет никого. А Лутонюшка в это время ногой стукнула, он кинул взгляд на пол – а это лошадь! Что же делать-то? И повелел ее обратно отвести к деду. С тех пор не зарится на крестьяночек-красавиц.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Записано от Мочаловой А.С., 1915 г. рожд.,
с. Крутой Майдан. 1984 год.
Про дурня.
Жили-были мать и сын Иванушка. Говорит мать сыну: «Иди и достань хлеба за три дня». Заработай, значит. Приходит сын к молотьбе и говорит: «Промолотите за три дня». Молотильщики думали, что хлеба вам, мол, поменьше, и избили его. Сын приходит домой и жалуется матери. Мать говорит: «Дурак! Надо было сказать: таскать вам – не перетаскать!»
Вышел сын на улицу и видит: несут покойника. Он и сказал: «Таскать вам – не перетаскать!» Его избили. Приходит сын и жалуется матери. Мать говорит: «Дурак! Надо было сказать: канун да ладан».
Вышел на улицу и видит: едет свадьба. Он кричит: «Канун да ладан!» Его избили. Приходит и жалуется матери. Мать говорит: «Дурак! Надо было взять дудочку да поплясать».
Вышел на улицу и видит: дом горит. Он взял дудочку и пляшет. Его избили. Он приходит и жалуется матери. Мать говорит: «Дурак! Надо было взять ведерко воды и залить».
Выходит он на улицу и видит: мужик свинью палит. Он взял ведро воды и залил. Его избили. Приходит и жалуется матери. Ну что с таким делать? Хоть на улицу не пускай.
Записано от Поздеевой П.В.., 1911 г. рожд.,
с. Зеленые Горы. 1984 год.
2.     Топонимическое предание.
Село Зеленые Горы
Название Зеленые Горы было дано при Советской власти. Раньше оно называлось Спас. Одни говорят, потому, что в давние времена на месте села были непроходимые леса. Один скитник, блуждая по лесам, спасся в этом месте.   В честь этого события поставил он небольшую часовенку. Здесь поселились люди, возникло село, которое и назвали Спас.
Другие говорят, что во времена похода Ивана Грозного в здешних местах напали на свиту разбойники. Местные жители помогли приближенным царя спастись. Иван Грозный в знак благодарности поставил часовню, которую назвали Спас.
А еще говорят, что недалеко от этого места. Где находится сейчас село, был монастырь. Этот монастырь назывался Спасским. Около монастыря местность стала застраиваться. Село стало называться Спас.
Записано от Поздеевой П.В.., 1911 г. рожд., с.Зеленые Горы. 1984 год.
3.     Загадки.
Сидит утка в море,
А хвост на заборе.
Ковшик в кадке
Рыбка-мырман,
Хвостик вырван,
Висит на заборе.
Ковшик в кадке
Стоит вдова среди двора,
Спереди вилы, сзади метла.
Корова
Два братца пошли купаться,
Один купается, другой дожидается.
Вёдра
Шли мы лесом, пели басом,
Несли пирог с мясом.
Похороны
Загану загадку,
Перекину через грядку,
В год пущу,
В другой выпущу.
Озимая рожь
Ножка, на ножке головка,
А в головке горошки.
Мак
Никто не таков, как Иван Чудаков:
Сел на конь и поехал в огонь.
Чугун
Красная купочка,беленький бобок.
Малина
Записано от Пыренковой П.Я.., 1902 г. рожд.,
с. Крутой Майдан. 1984 год.
4. Колыбельные песни
Баю, баюшки, баю,
А я песенку спою.
Подрасти, сынок,
Ты не одинок:
У тебя есть брат,
Будет помогать.
Люленьки, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать,
Куда дочку нам девать?
Стали гули говорить,
Чем нам Танечку кормить?
Полетим-ти мы в лесок,
Наберем там костерок
И зажжем огонек.
Станем кашку варить,
Станем Танечку кормить.
Записано от Власовой Е.В., 1909 г. рожд.,
с. Крутой Майдан. 1984 год.
Продолжение следует
 
 
 
 
размещено 23.01.2010
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции