А. Лохова. Животворящий крест: пурехская легенда (5.81 Kb) В одну из непогожих ночей осени 1975 года сгорел в селе Пурех дом бывшего церковного старосты, к тому времени уже покойного. Семья была дома, кое-что успели вынести, но не все. Сгорело многое из имущества, в том числе несколько старинных церковных книг и среди них – Летопись Животворящего Креста. Мало кому довелось видеть эту летопись: когда-то она хранилась в Пуреховской церкви Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, в тридцатые годы XX столетия, в бурную пору антирелигиозной кампании, её взял на сохранение и долгое время скрывал от всех, опасаясь за ее сохранность, бывший церковный староста. Рассказывают, что была она написана на свитке, древнерусским церковным письмом и рассказывалось в ней не только о делах церковных и монастырских, но и мирским событиям уделялось место: описывались в ней приезды в Пурех владык в храмовые престольные праздники, о выносе креста из церкви, о молебнах в засушливые годы, об особо богатых пожертвованиях кресту… Все взял огонь. Да и не велись уж записи, почитай, лет около ста. Говорят, что когда-то давно какой-то человек пытался переписать эту летопись, а кто-то даже сфотографировал ее. Неизвестно только, кто и когда, да и куда девались список и фотографии – тоже никто не знает. Те, кому довелось видеть эту Летопись, передавали, что в начале ее говорилось о селе Пурехе, будто было оно основано мордовским князем Пурешем, сподвижником князя Юрия Всеволодовича, чуть ли не одновременно с Нижним Новгородом. История же Животворящего креста начинается с тех времен, когда село стало вотчиной князя Дмитрия Пожарского. Говорят, что в самом начале XVII века князем Пожарским, по обещанию, был построен в Пурехе Макарьевский монастырь. Макарий, Желтоводский и Унженский чудотворец, был, по преданию, нижегородцем, подвизался во времена татарского нашествия. Монастырь был деревянный, рядом с ним небольшая приходская церковь. При монастыре были конюшенные и скотные дворы, к нему были приписаны целые деревни. Вскоре после того по всей округе, и в вотчине князя Пожарского тоже, начала свирепствовать неведомая болезнь. Начался мор, люди умирали во множестве. В это-то время и был подарен каким-то богатым московским монастырем Пуреховскому монастырю деревянный крест-распятие. Высокий, больше человеческого роста, тяжелый кипарисовый крест, на нем вырезанная из пальмового дерева согбенная фигура распятого Христа со склоненной головой. Привез его в свою вотчину сам князь Пожарский. С молитвой понесли монахи крест по всем деревням, и свершилось чудо: мор-поветрие пошел на убыль, а там и совсем прекратился. С тех давних пор и прослыл в народе крест Животворящим. Долгие годы после этого крест был предметом поклонения всей округи. А потом пришли лихие годы, время было смутное, волнения разные, бродили в округе воровские шайки, поляки разбойничали. То и дело доходили слухи о разграбленных церквах и монастырях под Нижним и Балахной, а тут ведь день-два езды. Игумен и монахи стали опасаться за свой монастырь, боялись врагов, боялись пожаров… И решили спрятать свою главную святыню –Животворящий крест. В песчаном берегу неглубокого озера неподалеку от монастыря выкопали яму аршина в два глубиной, выложили стены бревнами, дно смолистыми сосновыми комлями, и уложили на них обшитый войлоком и завернутый в просмоленные рогожи крест. Накрыли его смоляными плахами, сверху еще рядом бревен и закопали. Шли годы… Монастырь оскудел, слава его померкла, иноки, укрывшие крест, разбрелись по другим обителям, игумен умер. О кресте забыли, а кто и помнил, не знал, что с ним сталось: прятали крест под землю в глубокой тайне. Почти через сто лет, совсем случайно, обнаружили этот тайник. А когда его вскрыли, удивлению и радости людей не было границ: крест был цел и невредим, даже лик не потускнел, разве что немного потемнел венец да напоясная накидка несколько утратила свою белизну. Крест-распятие установили в старой, обветшалой деревянной церквушке почти заглохшего монастыря Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, и не было конца череде желающих поклониться вновь обретенной святыне. Тогда-то и было решено на месте ее обретения построить новый каменный собор. Почетное место в нем было отведено Животворящему кресту, поклониться которому приходили люди из ближних и дальних мест. Так было почти двести лет, пока в тридцатые годы XX столетия не началось разорение церквей. Был закрыт и Макарьевский собор в Пурехе. Церковные ценности и иконы решено было из Пуреха вывезти. Каково же было изумление тех, кто должен был это сделать, когда, открыв запертые двери, они обнаружили пустое место там, где всегда был Животворящий крест! Куда он девался? Кто и когда мог незаметно вынести такой большой и тяжелый предмет? Принялись за розыски. Крест объявился в нескольких верстах от Пуреха, в Крапивинской церкви, что была в соседнем приходе. Объявился к всеобщему изумлению, потому что служба в Крапивинской церкви бывала только по воскресеньям, а крест появился там на неделе, между службами. Народ был уверен: крест ушел в Крапивино сам, потому что не хотел быть увезенным неведомо куда. Крест погрузили на подводу и вернули в Пурех. А когда повезли дальше, кони не хотели сделать ни шагу: храпели, бились, шарахались, вставали на дыбы… Все-таки крест вместе с другим церковным имуществом увезли из Пуреха, и след его потерялся. Только говорят, что уцелел Животворящий крест и находится в одной из церквей Нижегородской области. И хоть потускнел он от времени, и оклада золотого на нем не стало, все так же идут верующие поклониться своей святыне. размещено 28.11.2010 |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Этнологический музей Нижегородской области > Фольклор > Лохова А. Животворящий крест: пурехская легенда