ПРЕДАНИЯ И БЫЛИЧКИ. Воротынский район Нижегородской области

29 октября, 2019

ПРЕДАНИЯ И БЫЛИЧКИ. Воротынский район Нижегородской области (7.46 Kb)

ПРЕДАНИЯ И БЫЛИЧКИ
Воротынский район Нижегородской области
I.                   Топонимические предания
Мне рассказывал мой дед, которому было 91 год.
Селу Фокину больше 300 лет. Раньше на этом месте ничего не было, Клипеков враг (овраг – Ред.), чистое поле. Появился тут разбойник Фока. Когда еще царский режим был, бежали от господ  и обосновывались там, около реки. В этом овраге и обосновался Фока. Он был из бурлаков, из шайки. Ночью нападут на баржу, ограбят – и в это ущелье. Людям этого Фоки надоело разбойничать, стали расходиться, становились рыбаками, пахарями. Ручеек был назван Фокинкой, и село Фокино.
А еще говорят, что на этом месте проходила граница восстания Степана Разина. Разин прислал сюда сотника Фоку, но его урядники схватили и казнили. Похоронен он был в этой местности вместе с кладом и его саблей. Народ любил сотника Фоку и поэтому назвал местечко его именем.
Первая улица в селе находилась под горой, поэтому называлась Подгорье.
Вторая – Слуда, сюда наслуживало – натаскивало, значит, – очень много тины весной.
Третья улица – Гора. На ней было мало жителей, все селились около Волги.
Четвертая улица Курносиха, говорят, что здесь первым выстроился мужик курносый.
Пятая улица называется по-разному: Константиновка, потому что хозяина первого дома звали Константином,  а еще Самодуриха, потому что на этом месте не разрешали строить, а он выстроил дом.
Записано от Мартилова К.И., 1910 г. рожд., в с.Фокино Воротынского района Тихомировой Т. и Исаевой Т. Июль 1978г.
Село Сомовка стоит на берегу Волги. Раньше в этом месте водилось очень много сомов, поэтому так и назвали. Пристань Сомовка находится у подножья Красной горы, ее так называют из-за красной глины.
За семь километров от Сомовки есть село Белогорка, там большие залежи белой глины и песка. Со временем здесь образовалось много холмов – белых гор, отсюда и название села.
Записано от Суриной Е.Ф,1900 г. рожд. и Козловой Е.Н., 1897 г. рожд. в с.Сомовка Воротынского района Тихомировой Т. и Исаевой Т. Июль 1978г.
II.                Былички
Вышел раз Каменев на улицу, часов в 10-11 вечера. Встретил товарищей. Позвали они Каменева выпить – на свадьбу шли они. Повели они его в поле. Есть в Фокине ручеек и мельница. Товарищи привели Каменева на мельницу. Ему показалось, что идет он в дверь, разулся, сапоги в запазуху…  Когда он очухался, было холодно. Оказалось, что ноги у него в запруде, и волосы дыбом.
Говорят, что на мельнице больше всего чертей. Это черти Каменева-то на мельницу привели.
Жил ямщик, который гонял ямщину. А жил он в Курносихе. Трактир был под горой. Раз ямщик подвыпил. Шел ямщик из-под горы мимо дедушкиного гумна. А гумно было обнесено забором, плетнем из прутьев. Возле гумна встретил ямщик товарищей, поздоровался. Тут они ему выпить предложили и позвали его с собой. Поехали все на тройке. Правили друзья ямщика. Сел ямщик, поехал с ними. Когда очнулся – очутился на том же месте, только в плетне – голова по одну сторону плетня, а ноги торчат из плетня по другую. И не знает, как такое вышло. Сотворил ямщик молитву. Тут и домой пошел.
На горе жила старушка Зубкова. Черти у нее работали. Она пойдет за дровами: вязанка дров – не унести, а она несет. Они ей помогают во всем. Черти просили у нее работы. Один раз она ушла из дома, а они в доме все перевернули вверх ногами. Это им не хватило работы, и они поработали. А потом стали ей вредить.
Перед смертью их нужно кому-то передавать, но их не каждый примет. Соседи замечали, что с ней что-то неладно, что-то у нее было колдовское: разговаривала сама с собой, но на самом деле с ними. Их никто не видит, а она видит. Замучили они ее, умерла она.
Делали в селе порчу. Один Иван Иванович Фролов во время свадьбы портил молодых. Моя сестра выходила замуж за разведенного. Та жена, первая, решила ее испортить. Она его попросила эту порчу сделать и передала узелок соседке, которая была приглашена на свадьбу. Та взяла этот узелок и пошла на свадьбу. Но не сумела вовремя подложить: выпила, а потом забыла и продержала долгое время у себя за пазухой. Домой пришла, увидела узелок, испугалась, побежала к дому молодых и бросила под дверь в сенях. Свекровка пошла проверять, не подкинул ли кто порчу. Видит, два узелочка. Взяла их с молитвой, все углы обдула и вымела. Узелочки не то сожгла, не то с молитвой наотмашь бросила.
А та соседка сделалась ненормальной. И сейчас ненормальная. Видно, сделано было на смерть. Это уж она сама рассказывала.
Записано от Мартилова К.И., 1910 г. рожд. и Мартиловой Е.В., 1917г. рожд. в с.Фокино Воротынского района Тихомировой Т. и Исаевой Т. Июль 1978г.
Ходили слухи о проклятой девке. Говорили, плачет девка проклятая на ключе. Вся она в черном. Может, ее и не было, но всегда ею пугали детей: отдадим, говорят, проклятой девке.
(Существовало поверье, что дети, проклятые своими родителями, пропадают из родного дома, становятся нежитью, не могут найти себе покоя. Спасти их можно, только набросив им на шею православный крестик. – Ред.)
Записано от Суриной Е.Ф, 1900 г. рожд. и Козловой Е.Н., 1897 г. рожд. в с.Сомовка Воротынского района Тихомировой Т. и Исаевой Т. Июль 1978г.
 
Домовой под печкой живет. Бывало, стонет. Подходит к переднему углу, спрашивают его: «Дедушка, к добру или к худу?» Хоть и нем, а говорит, к добру или к худу. Домовой в красной рубашке, коням косы плетет, людям синяки ставит. Ворожит бабушка, чтобы он не мучил поросят.
У меня была мачеха. Ее муж, который умер, летал к ней. Первый раз принес гостинцев, влетев в щелочку. А утром вместо гостинцев она нашла лошаки овечьи и коровьи. Покойника-то надо было сразу гнать. Второй раз он к ней прилетел и начал разговаривать. А она ему и говорит: «Венчай поп, а разлучай гроб». Он ей как тяпнет по руке, рука долго болела. Он ее и начал одолевать. Их надо отваживать, или матом, или молитвой.
Раз она на двор пошла. А на мосту он ее ударил. Она аж тес вышибла. Его только она видит, но все видят шар огненный. Шар рассыпется, шум идет. Раз он ее позвал. Она шубу одела и с ним поехала. Тут она опомнилась, молитвы сотворила, и всё пропало. Ознаменовала она каждую щелочку молитвой. И с тех пор он к ней не стал ходить.
Записано от Волковой К.В.,1917 г. рожд. в с.Львово Воротынского района Тихомировой Т. и Исаевой Т. Июль 1978 г.
Один мужчина делался оборотенькой. Мы, девчонки, пряли в его доме. Он приедет в их поселок, нас нет. Сходит в клеть. И катит на гору. Оборачивается свиньей и катит на нас. Мы бежим дуром домой. Гуляли-то мы в неурошные часы. И сын его оборотенькой был. Да баловство все это.
Записано от Лекановой А.Я.,1914 г. рожд. в с.Кирилловка Спасского района Тихомировой Т. и Исаевой Т. Июль 1978 г.
Публикация Т.Гусаровой.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции