Коробова Н. Народный обрядовый праздник «Береговая мольба» в Ветлужском районе Нижегородской области

8 декабря, 2021

Ветлужская земля богата традиционными праздниками. Одним из таких праздников является Береговая мольба. Праздник Мольба назывался по-разному, в зависимости от расположения населенного пункта: Коровья Мольба, Коровины, Берегóвая Мольба, Молебствие, Мольбушка, Коси-Моси. Здесь Мольба закрепилась в форме особого и, как правило, главного деревенского праздника. В разных населенных пунктах Ветлужского района Мольба отмечалась в разное время года (в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре). Так, Береговые деревни с Мольбой после Петрова дня (середина июля) выделились в особый куст внутри Егорьевского прихода. Деревни Токарихинской (Токариха, Мокруша – 29 августа – Казанская), Козлихинской (Козлиха, Таруниха – 8 сентября) и Катунинской (Катунино, Поломка – 8 ноября) Мольбы кольцом охватывают волостной центр – Белышево. Медведовский приход (Медведово, Осотово, Гудки) целиком охватывается Мольбой Макарьева дня (7 августа). Культурно близкие к Медведову соседние деревни, относившиеся к Архангельскому приходу (Архангельское – ныне село Волынцы), также отмечали Мольбу, только в другие дни: Шумилово – 29 августа (Госпожинка), а Махони и Голуби – 2 августа (Ильин день). Весь этот куст назывался «черемиса». Валовская Мольба (Коровины) – проходила 10 августа. Кожевихинская Мольба (Коси-Моси) – 10 июля – посвящалась овцам. Село Валово вместе с соседней Чухломкой было одним из центров Мольбы (Коровины) и славилось своими целителями. Жители некоторых деревень считали, что отсюда приходили колдуны, заплетавшие, в частности, на полях рожь кругами.
Махоновская Мольба, по воспоминаниям старожилов, предстаёт в виде особого церковного праздника, посвящённого домашней скотине. Молельный столбик в Махонях стоял на поле Хохорки у р. Вол, где теперь ферма. В Мольбу (2 августа, в Ильин день) после молебна у каменного молельного столба в самой деревне, люди шли крестным ходом к молельному кресту на поле и приводили сюда же своих коров. Батюшка кропил их, читал молитву. Так продолжалось до конца 1930-х годов, когда церкви закрыли. Обращает на себя внимание устройство особого места для «коровьего» моления: за деревней рядом с леском у реки. И место это было освящено авторитетом церкви. В Медведове и Шумилове молельные столбики с иконой под тесовой крышей и крестом стояли в полях по обеим сторонам деревни. Там проводили молебны и затем ходили по деревне с иконами и освящали дома и дворы. У часовни, что стояла на стыке Шумилова и Медведова, накрывали столы и проводили братчину. И до вечера весело – с гармонями – гуляли по деревне. На другой день праздник переходил в д. Гудки. Происхождение береговой Мольбы связано с прохождением «через огонь» и окуриванием скота и всех жителей «целебным» можжевеловым дымом во время большой эпидемии (приблизительно в 1890-х годах), поражавшей не только животных, но и людей. Огонь для этого был добыт «чистым» способом: трением из вереи деревенских ворот (в Денисове, Погорелке, Микрихе). В начале 20 века на Ветлуге обряд вытирания «живого огня» в целях борьбы с болезнями сохраняется в своей первозданности. Вот его обобщённое описание. Рано утром мужики собираются около чьей-нибудь вереи (столба, на котором держатся ворота). Берут можжевеловый кол и, упёршись им в верею, вертят его до появления «самородного», «святого» огня. Часто вставляют кол между обеими вереями ворот и используют для его вращения верёвку. Чаще всего вытирают из вереи в воротах, ведущих в поле. От этого огня зажигают костёр и накидывают сверху можжевеловых лап, дающих густой дым. Через дым и огонь этого костра прогоняют скотину и следом проходят люди. Считалось, что закопчённые дымом священного дерева люди и скот непременно исцелятся. Или же, во всяком случае, «к ещё здоровым, зараза точно не пристанет». Для ветлужской Мольбы характерна периодичность при разных сроках празднования в разных местах (в июле, августе, сентябре, ноябре). Она ни в одном случае не совпадает с «престольными» деревенскими праздниками. Медведовский приход охватывается Мольбой Макарьева дня (7 – 8 августа). Культурно близкие Медведову соседние деревни так же отмечали Мольбу, только в другие дни. Мольба на «Ильинки» восходит к известным в Поветлужье «обещаниям» Миколе и Илье, призванным отвратить скотину и людей от болезней. На Миколу резали откормленного бычка. Накануне Ильи – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины. Вероятно, подобные жертвы и пиршества («мóльбы») и дали общее название самобытному ветлужскому празднику. Местные жители подчёркивают сугубо народное происхождение этого варианта праздника: Мольба на «Ильинки» чётко отделяется от «настоящего Ильи».
Местные жители сознавали, что Мольба не является церковным праздником и потому иронически называли её «мольбушкой» (в сравнении с «великими, всеобщими» праздниками, такими как Рождество, Успленьё или Пасха). «Весёлая» Мольба стала любимым праздником и символизировала присутствие Бога, сходящего в этот день к сельчанам. Ещё бы: сама смерть была побеждена в сей день! Люди ликовали. Парни пронзительно пели зажигательные частушки, степенно, во главе с гармонистом, жарившим «Сормака», проходя по деревне и весело, но с достоинством посматривая по сторонам, чтоб никто не нарушал праздничной торжественности. Пели, прославляя свои подвиги в битвах с соседними кустами деревень, красоту и житейские качества деревенских девчонок, всю деревенскую жизнь… Девчата круг парней поворачивали. К вечеру начинались пляски: «Двоечка», «Четверочка», «Шанского», «Семеновна». Воодушевление достигало такого накала, что исключало вполне традиционные в прочие праздники побоища между различными «кустами» деревень. А драки бывали, так уж было заведено. То медведовская «черемиса», считавшиеся весьма боевыми, «атаманами», с кольями на Берег придёт, то «береговые» подступят к Медведову. А то всё в Волчихе, на полпути сходились. «А подростки, “подлецы”, несут и подают /запасные/ колья». Кто кого. Кто побеждает, тот и гуляет. Словами Токарихинской «боевой» песенки: «Если б нас бы кто задели – если бы задели бы –Можжевеловые колья в воздухе запели бы!». Кроме «коровьей мольбы» праздновали еще и козью и овечью мольбу. Кожевихинская овечья Мольба проходила 10 июля и называлась Коси-Моси. Посвящалась она овцам: кличем «Коси-моси!» подзывали овец, что бы покормить хлебом, и чтоб те не сильно разбегались. Приверженность старинным традициям и этнографическое своеобразие ветлужан способствовали оформлению ветлужской Мольбы в качестве символа региональной традиционной культуры Поветлужья. В Мольбе отразилось единое стремление к возрождению исконной народной духовности и культуры.

Исследовательский проект «Береговая мольба», автор текста Коробова Надежда Александровна,руководитель детского фольлкорного ансамбля «Бусинка» из г. Ветлуга Ветлужского района Нижегородской области. В тексте использованы материалы и сведения, предоставленные Ветлужским краеведческим музеем, а также рассказы жителей деревень по берегу реки Ветлуга.

фотоВорота  деревни Шилиха Ветлужского района, где проходило действо обряда “Береговая Мольба”. Здесь окуривали стадо, выпущенное на пастбище в  первый раз, читали молитвы и одаривали пастухов трапезой

фотоАнсамбль песни и танца г. Ветлуга,  рук. Р.С. Поздышева, 1980 г.

фотоДетский фольклорный коллектив “Бусинка” (рук. Н.А.  Коробова) в деревне Шилиха на  празднике “Береговая Мольба”, 2000-е гг.

Публикуется впервые

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции