Гусарова Т.В. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)

27 октября, 2019

Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века) (19.62 Kb)

В деревне есть такой обычай – перед Пасхой класть яички на окна ночью, в пасхальную ночь. И тогда Христа встретишь. Это вот служба прошла пасхальная, и тут же раскладываешь яички. Вот Христа встретим, и идем подавать. Вот мне-то недоспеть, дома встречаем, поём, и на эту ночь мы мало спим, по-старинному… Маленько, чуть-чуть. Так, читаешь… Если не домолила я там, Псалтырь вот, я  дочитываю его. Вот яичком разговляемся  на первом востоке, яичком. Куличи делают высокие. Паску из творогу.
Записано от Шляпниковой А.Г., 1910 г.р. в с. Лебедево Ковернинского р-на 5.07.1994 г. Грановской Н.П.
На Паску качели, тоже гуляли. Вот около избы посидишь, погуляешь, где вот на лавке там… Паску-ту проводишь, тут маленько, так пойдут – начнутся гульбины.
Записано от Карасёвой А.Г., 1919 г.р. в с. Рамешки Ковернинского р-на 5.07.1994 г. Гусаровой Т.В.
До Паски нельзя было семечки грызть, в пост-от. Три дни пройдет – не грызем. Вот отошла обедня – тогда можно. Как обедня отошла – гулянье. Молодёжь в карты играют, робяты в гармонь играют, девки пляшут, песни поют, вот так. Яйцы катали. Лунка такая, из липы, содерут и кладут чурбашок, и вот… Мно-о-го яиц. Кто там кон, покон, третий, вот… Первый скатывает яйцо, если попадет – забирает оба или сколько, а то – своё оставляет,  потом второй скатывает, потом третий, и опять, и опять. Липова лунка – она така длинненька… «В шапку» называется: наберет там, коль не выбьет, останется неразобранные, пожалуйста. Я раз 25 яиц… Бегу, матери кричу: «Мам!» Она: «Что?» – «Я 25 яиц выиграла!» Ой, как гоже! И-их, красота была! Отошло уж всё.
Записано от Угаровой Р.Т., 1920 г.р. в с. Ломовка Кулебакского  р-на 5.07.1994 г. Гусаровой Т.В.
Наряжались, конечно, пели песни. Катали мы (яйца…) Вот от этого куста вон… Метров… ну, примерно, метров за десять. Вот этим вот мячом… Тряпичным – в тряпки набивали этих…опилок. Он как колесо, приплюснутый с двух сторон. И вот катим, катим его. Катать начинали на второй день Паски. Разбирались по двое. Каждый по яйцу ставит. Один катит мяч. Вот мяч покатился и не снял, значит, не задел. Другой из пары катит – снял. Хоть одно яйцо задел, хоть сколько, всё равно считается. Забираешь два и делишь. Потом другие, третьи… Второй раз придется если снять – опять берут и опять также делят. Ну, допустим вот, последний, бывает, шестнадцатый. Уж он снял там или не снял, не знай, но там еще на кону стоят яйца. То опять мы катим, да. И если опять собьем – и опять берем. А не попала – оставайся на бобах.  А некоторые ни разу не снимут – оне проиграли. Вот и говорили: «Эх, я нынче выкатала десяток», кто хорошо катает. Вот у нас вот, я вот где раньше жила, в Михалке, там только что уж по одному ставили, но они уже и по одному катали, я сниму, я и беру себе, только себе. Но ставили они ближе, чем мы, мы очень далеко ставили. Таким же мячом катали, как вот наши.
А это вот придет за Троицей заговенье, последний раз, когда катали яйца.
Записано от Черновой В.М., 1917 г.р. в с.Б.Болдино 3.03.1995 г. Грановской Н.П.
Идет навстречу из детей кто: «Христос воскрес!» А ему когда яичко даешь, ему говоришь: «Воистиный воскрес!» Вот. И они убегают. И всё.
Записано от группы женщин в с. Знаменское Б.Болдинского р-на 3.03.1995 г. Грановской Н.П.
После Масленицы берегли сдобу-то до Паски. Помилуй Бог, и не портилась. В мешечек подвешивали. Вот не дадут съесть сдобного, нет. Кадушки масла накапливали – и масла не трожь! Молока кружку не дадут. Творог делали, сметану. Масла наделают. Кулагу наделают. В погреб. Вот там кадушки большие, это молоко затопляли и в эту кадушку лили. Там такие кружки большие, открою: ба-а-тюшки, молоко-то затопленное, а пенки! На паску. Я вот 71 год прожила, и чтобы я хоть одну Паску не сделала паску… У вас пасочник, да, и крестик в конце, да? Вот и у меня, и яичко сбоку. Вот пасочники такие. Ну, на паску, конечно, сдобу кладешь, изюм, конечно. И яички туда же, в погреб складывали, копили.
Записано от группы женщин в с.Черновское Б.Болдинского р-на 4.03.1995 г. Грановской Н.П.
Ой, пасха – это такой праздник! Такой большой! Долго ждали его, этот праздник, особенно дети, ходили собирали яички. Значит, яички соберём, это в самое светлое воскресенье, потом у нас очень было развито катание яиц. Катание яиц проходило знаете как? Я вам счас скажу. Собирается, значит, собирается народ, несмотря на то, что там, сказать, что молодежь – нет, все, кто… От мала до велика, кто может катать мяч. Вот. Мы, значит, закладывали все цветные яички в какой-то… например, шапку или в шляпу, или там в какой-то ещё, или у кого есть, эт, фартук: «Давайте мне вот в запон!» Так называли – запон – раньше. Вот кладем. И вот начинаем. Так. Кто-то один вынимает яичко. «Так, чьё яичко?» – «Моё.» – «Первый.» Второй, третий. И были кон. Кон назывался так. Кон – 25 человек. Вот 25 яиц. 25 человек катали. По очереди. Как яйца узнавали? А мы метили их. Знали своё, метили, яйцо заметим, кто крашеное другой-то краской или, например, где-то поцарапаешь немножечко с бочку там… Своё яйцо узнавали. Ставили яйцо на расстоянии, например, так, ну чуть поменьше метра, наверно, сантиметров на 70.  Сантиметров на 70 яйцо от яйца, остриём обязательно, значит, в ту сторону, откуда покатится мяч. Катали расстояние вот приблизительно так вон  до той березы. Во-о-н вдали береза. Сколько там будет шагов приблизительно? Там ставили яички, рядком. И 25 яичек вот так стоят. И мы тут стоим в ряд.  Я беру мяч и качу, в любое яйцо имею право катить. Попала. Вот я выкатила яйцо, значит, задела. Его ставят вот так (острым концом в другую сторону). Я дальше качу, второе яйцо. Попала – опять ставят. Но если я попала вот в это опять яйцо – мы его поворачиваем опять в старое положение. Я его проигрываю. И так продолжаю катать. Я выкатывала знаете по сколько яиц! Зашла с кона, опять качу. Прокатила и не попала. За мной кто вторая? Кати, пожалуйста. Она попала, выкатала одно яичко, она забирает его с кона, уходит, третий пойдет катить. И до тех пор катаем, пока все яички до одного не выкатаем. Если я попала, выкатала одно яйцо, то я качу второй раз, я могу попасть и во второе яйцо, я могу и в третий… Пока я не попаду (промахнусь). Я не попала – всё.
Записано от Фадеевой В.П., 1922 г.р., пос. Княгинино, 29.05.1995 г. Грановской Н.П.
Да, вот на Пасху… На горке, центральное место было горка, значит, вот это где клуб, на горке, там катали яйца. Это вот… Это всё… Эти все вот мужики. Значит вот, разобъётся  – не разобьется. Яйца внизу шеренгой ставили и сверху одним по очереди катали. А ещё было «христосованье»: они должны были вот катанье… Один катит и к другому навстречу, с двух сторон. Это делали, вставали если разбивать, это женщины тоже вставали, да, и мужчины, и женщины друг против друга вставали и катали. Такое было.
Записано от Прохожевой Т.А., с.Крутец Бутурлинского р-на 15.06.1995 г. Грановской Н.П.
Куличи печём, делаем пасху. Специально пасхальники такие есть, деревянные.У нас, я помню, деревянная была. Она складная была, на каждой сторонке были крестики и наверху. Куличи высокие. Христосовались. Так вот идешь и вот… Утром со всеми христосовались, кто бы ни пришел, с кем бы ни встретился, со всеми обязательно: «Христос воскрес!» Уж яичко… Ходят дети… Ходят дети у нас, очень помногу ходит детей, это на первый день Пасхи. Рано-рано дети идут гурьбой, идут с мешочками, и всем подаешь яички крашеные. И яйца катали. Ну, и мы катали. И тут что-то быстро-быстро, вот как уж мы стали подрастать, катали яички. А то взрослые здесь вот у нас, взрослые все собиралися вот здесь, все, и мужчины, и женщины, вот здесь катали яички. А мы-то в лугах, детишки были, наверно, и тут уже все опять прекратилось. Всё прекратилось. Ведь какая женщина вот катает яички, а там повыше, у нас ведь 20 домов на этом порядке-то было, а там мужчины играют в рюхи.
Яички ставили в ряд, вплотную и метров с двух выбивают яичком же. Если выбиваешь, значит, яичко твое.
Записано от Жерновой Ф.А., 1927г.р., с. Крутец Бутурлинского р-на 15.06.1995 г. Грановской Н.П.
Яйца на Паску катали. Это здесь по желобку, а у нас в Стрелке мячом. Мяч из тряпок делали. А здесь и без желобка катали. Каждый по очереди катит яйцо, где остановится. Потом все по очереди вторым катят, чтобы столкнулось с каким из прежних, тогда выиграл, а нет – проиграл. Яйца разноцветные были. Теперь вот шелухой луковой , а тогда не красили шелухой, краской – кому какой надо. Всяку продавали. На ней яйцо нарисовано, на бумажке. Красные большинство, оранжевы. На Паске попы служат, там в каждом дому. Как попы ушли, тут мы и хороводы, и всё.
Записано от Коротковой М.В., 1930 г.р., с .Островское Княгининского   р-на 30.05 1995 г. Грановской Н.П.
Яйца катали на Паске и до заговенья. И на каждый праздник катали. Мячом катали. Они не круглые, а какие-то плоски. Попадет в яйцо, значит, забирали.
Записано от Мальхановой К.А., 1918г.р., с. Б.Бакалды Бутурлинского  р-на 17.06 1995 г. Грановской Н.П.
Раньше яйца на Пасху катали всё время. По жолобочку. Я вот еще небольшая была. Катали мячом. Вот здесь вот, от Крюкова двора туда вот до Катёнки Кузьминой, тут ровно-то ведь место было, вот катали. А то вот по лужку катали каждый год, только нынче вот не катают. Ставили яйца в ряд и мячом тряпошным выкатывали. А по жолобочку-то вот… мешаются: кто первый, второй, третий…там сколько их. И кто первый – катит. Второй за ним, третий. Тронут если – он берет яичко-то. Еще катит.
Записано от Голубевой А.Я., с. Ивановское Б.-Мурашкинского р-на 18.06 1995 г. Грановской Н.П.
Добрый праздник Пасха! Мать уходила на ночь за 7 км в Лопатинскую церковь. Утром всей семьей пекли пироги, прожинцы – особые небольшие пироги треугольной формы. Обязательно обменивались яйцами, ходили к родным на праздничный обед. Позже встречались с друзьями и, собрав кто что мог «вкусненького»,справляли праздник. Любили играть: в песок закапывали неглубоко крашеные яйца, делая над каждым небольшой холмик, а потом тот, кто споет песню или частушку, выкапывает яйцо из понравившейся горки: было интересно, кому какое яичко достанется. А бывало, хулиганили: то дрова на крыльцо под ь подбросим, то ставни днем закроем.
Записано от Чулановой Л.В., 1927 г.р., уроженки с. Елховка Вадского р-на Артёмовой Ж. , г.Н.Новгород, апрель 2007г.
Мне тогда было лет 5-6. В ночь перед Пасхой мы ложились спать пораньше, чтобы утром встать и посмотреть, как «играет» солнышко – это оно радовалось воскресению Иисуса Христа. Утро было солнечным, тогда солнышко и вправду было подвижным, как будто бы танцевало.
Пасху отмечали все, хотя при Советской власти все религиозные праздники были запрещены. Накануне Пасхи вечером Великой субботы верующие собирались на молитву в храмы. Моя бабушка молилась дома, потому что на весь небольшой город Бор была одна-единственная церковь, и находилась она далеко от города в деревне Рожново. Там собиралось так много верующих, что места в храме не хватало.
В субботу все красили яйца. Красок тогда не было. В основном красили луковой шелухой и цветной гофрированной бумагой. Из этой же бумаги бабушка делала цветы и украшала ими иконы, которые находились в комнате, в красном углу. Горела лампадка.
Начиная с четверга, пекли пироги, а самое главное – куличи и пасха. На столе всегда были две пасхи: одна из сметаны с творогом, другая из топленого молока. Она была кремового цвета, с изюмом и орехами, а по бокам – буквы «ХВ». Кулич украшали сверху гоголем-моголем, цветным мармеладом и посыпали цветным пшеном. Его ставили в центре большого блюда, а вокруг укладывали цветные яйца, которые смазывали растительным маслом для блеска.
Мы были маленькими и бегали очень рано «славить» по домам. Стучались и говорили: «Христос воскресе», хозяева отвечали «Воистину воскресе» и одаривали нас конфетами, пряниками и пасхальными яйцами. Набрав целые корзины гостинцев, мы устраивали игры. Делали горку из дощечек или просто из земли и пускали с неё по очереди яйца. Если яйцо догоняло другое и касалось его, то игрок его забирал, это был выигрыш.
Еще был такой обычай: к этому светлому празднику детям шили обновки, девочкам платья, а мальчикам рубашки. Взрослые, если была теплая погода, выходили на улицу, лузгали семечки, играли на гармошках, обменивались яйцами, говоря «Христос воскрес».
В этот праздник приглашали гостей и накрывали богатый стол. В центре стола красовался кулич с крашеными яйцами, на маленьких вазочках лежали орехи, мармелад, цветной горошек. На закуску подавали холодец, ведь до Пасхи был Великий пост, поэтому угощение было щедрым.
Всю неделю народ праздновал этот великий праздник. В это время посещали кладбище, приносили покойным цветы, подавали нищим крашеные яйца, пряники, конфеты.
Воспоминания А.Ф.Литвиновой, 1952 г.р, жительницы г. Бор записаны Семенычевой А. Апрель 2008г.
К Паске готовили яйца крашеные, ватрушки, пирогиПекли куличи.У кого коровы – всем соседям и родным бескоровным давали по горшку молока, со среды начиная, и творог, тем, кто поближе роднёй.
На Паске, бывало, все выходили, к вечеру соберутся, плясали не знаю до каких пор. Брали крашеных яиц, на  проталинке яйца катали; кто по пятку, кто сколько. Выставим в ряд, и катили одно, издалека (метров 6 примерно). Молодежь играли и подростки. Ходили по домам дети и подростки, кричали: «Христос воскрес!», но только по своим. Им подавали яйца. Чужим и дальним давали только тем, кто помладше – лет до 10-11.
Зап. от Бугровой А.В., 1932г.р., д. Шуклино Богородского р-на, июнь 2007г. Гусаровой Т.В.
Паска приходит, положишь два яйца на иконах, они хранятся до следующей Паски, потом курам отдают.
Яйца собирали парни. Ну, это в страшную (страстную) субботу. Собирали ходили, подавали ночью-то. Как вот запоют «Христос воскрес». Вот запоют, и пойдут по домам. Подавали. Ребятишки ходили, большие, взрослые, женихи, невесты. Мы не ходили. Мы молились. У Анни Петровны, бывало, у нее стояли, молились. А они, бывало, бегают под окошком-то, взойдут в комнату, в коридор, вытаскывают нас. А мы все равно не ходили, богу молились. Где-нито у углышка стоим. А уж в понедельник… В воскресенье еще так вот гуляли, ну, после обеда, до обеда все равно считалось как-то еще грех, а уж  после обеда вот  в Пасху мы собирались там вот за моим домом, там проталинка бывала, не всегда еще снег сойдет, но там было сухо, хорошо, или вот там вот на бугре собирались, всё звали Стрелка, это вот там такую лужаечку сухую выбирали и собирались и парни, и девчонки, и с гармонью и всё, катали яички. Вот уходишь гулять и берешь с собой там сколько яичек. И вот все клали-от яички в ряд и по очереди вставали, мячиком вышибали яички. Мячик из тряпок сшит, и вот далёко там поставят, метров пять, и вышибали. И кто сколько вышибет. Если вышибут – значит, своё. И проиграшь, и выиграшь, всяко было. И вот, бывало, до самого, до самого вечера, не знай до коих пор. Играли, гуляли, плясали, танцевали. У нас качелев не было. В догонялки играли, «Царь, царь, в город пусти» играли, и вот друг за дружку, и ручейком, и уж и не знаю как они играли. А эту кадрель, дак я не знаю, эту сто раз за вечер, и днём бывало. Как только собрались гулять, так кадрель.
Зап. от Зотовой А.В., 1934г.р., с. Арапово Богородского р-на, июнь 2007г. Гусаровой Т.В.
Пасху в Арапове и его округе праздновали целую неделю, с понедельника до субботы.
У нас когда Богородица? В понедельник. А во вторник тимонинска. В среду – санниковска,  в четверг шуклинска, в пятницу победиховска, в субботу воронцовска и ганзовска. Раньше ведь Ганзово было нашего прихода, и ганзовска. Просто справляли праздник. Всю Паску ведь гуляли, не работали. Гуляли, из деревни в деревню в гости ходили друг к другу. Гуляли до обеда, например, у сея, а после обеда-то собирались с гармонью, гуляли и молодые, и старые, никто не работал, Паску праздновали.
Ходили вот, всю Паску ходили, яйцы катали, и даже и мужики, и бабы ходили раньше-ти, молодые-ти, яйцы катали. Играли. В вышибалы играли. А вот стояли и вот мячом вышибали. Играли, ходили молодые-те бабы. Бывало, все молодые и старые, все вместе гуляли. Яйца красили тоже кто как. Кто уж в луковых перьях, а то больше в основном всё красками какими-то, розовые такие были, красивые. Тоже всякие-всякие накрасят, и желтые, и розовые, и красные, и уж и не знаю какие. Все крашеные были, все. Помногу, ты что, помногу красили. Тут уж вот как отменили все эти налоги, стали уж побольше. А сначала помалу красили.
Я помню, тогда вот тётя Клава Хрулёва, здесь вот жила ещё когда, уж потом они сгорели, мы тода пошли с Валькой, это вот где-то после войны-то… Ведь, бывало, мы собираемся яички собирать, еще в детстве-то были, нам, бывало, мама говорит: «По чужим никуда не ходите! Вот подите к Мишиным, к Панчиным, вот к Мигуновым, вот сюда. Больше никуда не ходите». Потому что яиц мало было. Мы токо ходили по своим. Вот мы тогда с Валей к бабушке…  Потом-то стали ко всем ходить. Мы с Валькой тода пошли, с сестрой, и вот тогда тетя Клавдия ей подала, а мне нет. Ну, чё, мне годов, може, 9 было… Заставляю её: мол, ты кричи, а сама спряталась за угол. Тётя Клавдя выглянула в окошко-то, ей подала, а мне нет. Говорит: «Ты уж большенька».
 «Христос воскрес», – кричали. «Христос воскрес, дай яичка съесть!» И она тода ей подала, а мне нет. Говорит, «ты уж большенька».
А потом, если к чужим, там своим-то подадут яичка, а нам-то, бывало, каку-нито лепешку, то ещё чё-нито подадут, чужим-то.
А уж потом вот, когда уж в магазин-то не стали сдавать-то, ну уж тут маленько всё-таки стали подавать. Кричели, под окном кричели. А эти сейчас… Кричат, стучат…А раньше ить потихонечку.
Зап. от Зотовой Е.А., 1932г.р., с. Арапово Богородского р-на, февраль 2006 г. Гусаровой Т.В.
На Паску только яички подавали, а дадут пряник или конфету – назад положишь. Если яичек нет – купи, да подай
Зап. от Гундоровой А.Ф.., 1935г.р., с.Лесуново Сосновского р-на, 9.08.1993г. Гусаровой Т.В.
Публикация Т.В.Гусаровой
размещено 1.05.2008

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции