Гусарова Т.В. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)

27 октября, 2019

Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.) (16.13 Kb)

Святочные гулянья в Сосновском районе начинались только после Рождества, никак не связываясь с новогодними праздниками. Строгого деления на Святые вечера (первая неделя Святок, с 7 по 13 января) и Страшные вечера (вторая неделя, с 14 по 18 января включительно) не зафиксировано. Обе недели с 7 по 19 января одинаково заполнялись «усеньками», т.е. колядованием, посиделками с играми и угощением, гуляньями, а с 13 января – еще и обязательным, весьма разнообразным, гаданием. Всё это происходило преимущественно в молодежной среде, старшее поколение обычно ограничивалось хождением в гости, семейными встречами и праздниками. К тому же нередко именно к этому времени приурочивались послесвадебные обычаи «отгостков», т.е. посещения после осенних свадеб новобрачными и их ближайшими родственниками наиболее уважаемых гостей и дальней родни, что обычно занимало весь святочный период и следующий за Святками мясоед. По существовавшим нормам бытовой этики, девушки и неженатые парни в таких семейных застольях участвовать не могли и проводили досуг в своем кругу, в соответствии с традициями святочных гуляний.
Публикуемые описания святочных обычаев зафиксированы преимущественно в конце XX века от информаторов возрастной группы от 60 лет и старше, поэтому на их основании можно говорить лишь о тех обычаях, которые сохранились в данной местности на период от начала века до 50- 60-х годов. В последующие годы святочные традиции в живом бытовании постепенно выходили из обращения; только в конце 90-х интерес к ним появляется вновь, но к этому времени многое оказалось безвозвратно утраченным.
На Рождество дети славят «Рождество твоё». Утром в Рождество (7 января) ходили славить кокурки: поют «Христос рождается, славите!», потом хозяева спрашивают: «Сколько вас?» и дают кокурки, вроде бублика; бывало, из ржаной муки или из картошки, чево есть.
Наверно, после Рожества две недели – Святки, до Крещенья. Рядились рядихами, ходили по деревне. Кельи были раньше. И девчонки рядились, и ребятишки рядились. Ходили по кельям, где гуляли. Рядились кто чово, лицо загорожено, всё как полагали, чтобы не узнали. Только чтобы нас не узнавали. Кто, кто, чово? А не знают. Рядились цыганками…
Ходили по деревне, у кого гармонь – так гармонь, а у нас балалайка вот была. Собирали, кто чево даст, да. Потом они устраивали гулянье.
Наряжались в старинные сарафаны. Мы вот, например, парнём нарядимся, а робяты девчачье. Вот так вот. Ходили по деревне, частушки пели. А чтобы подавали… Так просили.
Вот «Как у месяца крутые рога, таусень» – это ходят на Новый год, 13 января вечером, в те дома, где парни есть. Пели только мальчишкам, девушкам нет. Спрашивали: «Кого притаушивать?» В ответ называли имя невесты, если ее нет, пели любое имя. Подавали яйца, деньги. А на другой день этих ребят, кому притаушивали, приглашают на вечер и жарят яичницу из поданных яиц, а ребята должны выкупать деньгами или вином.
После, как сходим потаусим, потом гадать. Гадали разно: ступу ловили, колодец грызли, ведра запирали, а то колодец запутают, кто первый распутает, того имя спросят. На двор ходили, смотрели, куда корова рогами лежит – оттуда и жених.
 Зап. от Монастырской Н.И., 1920 г.р.,
Стожковой З.И., 1937 г.р.
в с. Рожок Сосновского р-на 10.08.1993 г.
Грановской Н.П, Гусаровой Т.В.
Колядовать ходили на Рожество и на Новый год. К избе подойдешь, постукаешь в окошко, спросишь: «Коляду желаете?» Если скажут: «пойте», так споем, а нет – так пойдем к другой избе, тут не подадут.
А гадали на старый новый год, зимой. Ступу ловили: поставят ступу, это в которой лен били, чтобы мягче был, чтобы прясть, поставят в сугроб, глаза завязывали. Раскрутят тебя и пустят. Поймашь ступу – значит, замуж выдешь в этим году, а не поймашь – ищо год в девках сидеть. Круг нарисуем, воды поставим в чашке, зеркало, накладем углей, пшена, ну, деньги там, еще чего. И курицу вот поймам ночью в 12 часов в курятнике, пустим её в круг. Она ходит, квохтает, не клюет. Свекровка, значит, озорная будет. Ну, обижать будет сноху. А если клюнет, смотря что. В зеркало – это будет жених щеголь, ухоженный, значит. Если в воду клюнет – пьяница, деньги – богатый, ежли пшено – хлебороб, уголь – это у нас раньше уголь жгли, угольщик, бумажку – значит, ученый. А если петуха поймаешь, его в избу не носили, значит, за вдовца пойдешь.
 К колодцу пойдем, стукнем – в какой стороне звук, там и жених живет. Лапти кидали за вороты, куды веревочка ляжет, там и жених, короткая – значит, близко, длинная – далёко. Утром выметешь пол, и выходи на дорогу с мусором. Кто встретится, спрашивай имя, если незнакомый. А знакомый – и так знашь. Женщина – так свекровку будут звать, мужик – свёкра, девка – золовку, а парень – жениха. В избе нитки к матице картошкой приклеим и подожжём, у кого раньше сгорит – та раньше замуж выйдет. В огород ходили, тычильник (изгородь из жердей) саженью мерили: сколь получится, а последнюю глядели, какая осталась часть, длинная – так семья, в которую выйдешь, большая будет, короткая – небольшая. Конешно, лучше в небольшую семью идти.
По селу гуляли, хорошо, и пели по селу, ходили с песнями под гармошку, а то с балалайкой.
Зап. от группы женщин –
участниц фольклорного коллектива
в с. Волчиха Сосновского р-на
в сентябре 1972 г.
Гусаровой Т.В.
Святки – это зимой, после Рожества. На Святках рядились. По-всякому: и по-городскому, кавалером и барышнями, и цыганкой, а то стариком со старухой или попом. Юбки широкие надевали, сарафаны старинные, шубы там или пинжак шубный. Раньше-то овчинны были, мохнаты, и черные, и белы. Ну, вывернешь и наденешь. Медведем рядились, он плясал, толкался, рычал. Еще курицу делали или утку: ноги и руки в рукава просунут, на спине застегнут, ворот на голове. И клюв из палки сделают. Вот она и прыгат. Ещё лошадью наряжались. Коромысел возьмет промеж ног, ну вот как ребятишки в лошадки играют, на одном конце хвост, на другом голову сделает и пологом накроется. И мертвецами рядились, гроб сделают и носют из дома в дом. Он лежит, а они причитают, как по правдошному. Лицо загораживали, марлей там или чем, и говорим не своими голосами, чтобы не узнали. Ходили из дома в дом, собирали, кто чё подаст. Ну, всяко давали, у кого что есть: картошки там, капусты, огурцов, кто пшена, кто хлеба или пирог, кто и мяса. Бывалоча, всё брали, потом на поседки приходили, гуляли.
А в самое Крещенье водой окачивались. Ну, как…Выйдешь на двор в одной рубахе, присядешь на корточки, а другие девки (или если парень – то парни) из ведра окатят, всех по очереди. И скорей в избу, на печку греться. Это грехи смывали, кто рядихами ходил.
Рядихами-то больше мужики  и бабы ходили. Наденут все бело, рубаху там, в простыню завернутся и ходят по улице. Если кого ненаряженного встретят, в снег затискают или ещё что… От них убегали, как будто и вправду боялись.
Последний раз семнадцатого числа рядятся, а на другой день уже Сочельник, нельзя. И в само Рожество, седьмого числа, тоже. А так все Святки.
Зап. от Архиповой Н.А., 1928 г.р.
в с. Бочиха Сосновского р-на 12.08.1993 г.
Гусаровой Т.В.
Это посиделовки, что ли. Вот сидели, играли в эти… как его… Вот вызывали… «Жгутом» играли. Ну, это вот робята сидят, девки. Вот счас подойдешь, ремень тебе берут, ремнем жогнёшь, так и пойдёт туды, в сени, там стоит парень с девкой, вот вызывают друг дружку. А то и уходют, с ним в баню уходют. Голыши (камни из каменки в бане) в бане брали, что лучше, идешь, в реку кидашь. Это уж в  мито (мито – гаданье, заговор, магическое действие).
Гадали в бане. Нас заперли тода, в баньке, Миша Белов нас…
Всяко гадали. Сразу берём охапку дров, несчитано так прямо – хоп! – и бежишь, так добежишь до одного места, ага, кидашь и считашь: если парно, значит, замуж выйдешь, непарно, значит, старой девой останешься. Валенки… Подбегаем к амбарушке, валенки снимаем, ух – через амбарушку! Перекинешь – значит, выйдешь замуж, не перекинешь, значит, не выйдешь замуж. Я раз пыталась, на новой бане, они застряли, и не туда, и не сюда. Думала, век не выду…
Снег пололи! «Полю, полю беленький снежок, где собака тявкнет, там мой женишок». Ага. И слушали.
Там, где есть эти…струб (сруб) старый, он вон, зубами-те откусывашь деревяшку-то, эти щепки нагложешь, под подушку положишь. Жених приснится, значит, надо никого не звать (больше гадать нельзя).
А я вот запёрла… С Маруськой Платоновой заперли вёдры, два замка… Она с этой стороны, я с этой, и на печи легли. Запор-то (ключ) под головы положили. Он и приснился, пришел ко мне, а он кладовщиком был. Пришел, говорит: «Давай мне ключи-то, что ты склад заперла, давай мне ключи-те».
Мусор подмела, собрала в подол и утром выхожу в 6 часов, кто первый попадется. Попадается мужик. Санька Хлебников. Ага, значит, Санька. Ну, так и был Санька.
В чашку наливаем воды, бумажки напишем, имена: Саша, там, Коля, и на край чашки кругом клеим. Курицу принесешь, куда клюнет, к какому имени ближе.
Зап. от Исаевой В.Ф., 1934 г.р.,
Марушиной Ф.В., 1932 г.р.,
Лысовой Е.И., 1932 г.р.
в с. Созоново Сосновского р-на 11.08.1993 г.
Грановской Н.П., Гусаровой Т.В.
Гадали у нас под старый Новый год. Девки подойдут ночью к чьей-нибудь поленнице. Берут по полену и кидают за спину. Говорят: мельник, угольник, швец, пастух…Кто чё вспомнит. Как поленница кончится, такой и муж будет. А то завалят поленьями крылец, водой польют, чтоб замерзло. Это тоже ночью. А утром смотрят, кто первый через задню (вход в избу со стороны двора) выйдет поленья на крыльце разметывать: мужик – замуж выйдешь за ровню, баба – за вдового, а девка – не выйдешь.
А то, бывает, пойдут в поле и кричат среди ночи: «Где жених, откликнись!» Девки так раз сделали, видят – идут две млины (привидения, нежить). Тут надо вовремя опомниться, а то головой запихнут в прорубь.
В бане тоже гадали. Пойдут ночью к бане, одна заходит в предбанник, выставит голую задницу из предбанника в мыльню и скажет: «Кто жених мой, откликнись да покажись, погладь лохматой ручищей по голой ж…ще» или «Шаня-маня, щеми меня лохматой ручищей по голой ж…ще». Потом другая, третья. Ну, парень один спрятался в баню да колючей рукавицей и ущемил!
В избе тоже гадали. Положат на пол зеркальце и воду в тарелке и идут в курятник. Схватят любую птицу. Если петух – сразу выпускают, значит, за вдовца выйдешь, а если курица – несут в избу. Смотрят, что курица клюнет: если зеркало – муж будет щеголь, если воду – пьяница. А то разложат по полу кусочки, заметят, какой чей. Собаку впустят и смотрят: чей кусочек раньше возьмет, та раньше замуж пойдет.
Зап. от Зининой Е.В.,1931 г.р.
в с. Лесуново Сосновского р-на 11.08.1993 г.
Гусаровой Т.В.
Рядихи ходили, Святки были, рядихими рядились. Я нарядилась мужиком, парнем, по домам ходили. Лицо загораживали, чтобы не узнали, платком ли, марлей, чтобы видать се  (себе) было. И вот тут вот колодезь был, и одна старушка пошла молиться, а мы стоим у колодца-то. Я, мол, можно, что ли, окачиваться-то? А она говорит: окачивайтесь, самое коренное окачиваться. На меня два ведра вылили из колодца-то, водой-то облили. Это на Крещенье. А дом-то у нас был через два дома от колодца-то. Я разутая домой! Это еще рядом колодец!
А то юбки старинные надевали, что, платки нарядные; или балахонски были платки, это еще до войны было. Парни в девок рядились.
Вот идем, зайдем в избу, пляшем. Поем сами: гармошку где наберёшься! Пляшем. Что есть – утащим. Угощать нас не угощали, еще и выгоняли. Боялись. Это… Рядихи идут! Запираются.
Это вот, «сундуки-те открывайте, подавайте пятачок», «Мужичок, мужичок, открывай сундучок, подавай пятачок». Это в Рожество, седьмого января утром. А вечером-то, это, как его, на старый новый год пели. Эдак-то… девка если в этим доме – как-то ведь пели…
Как не ягодка красна, земляниженка,
Почему она красна? Во сыром бору росла.
Во сыром бору росла у матушки, у батюшки одна.
Вот это девчонке пели. Вот например, муж и жена в этим доме. Заходим. Я вот забыла… «А Галина вокруг Володи увивается…». Тоже как-то пели.
Гадали на Святки. Бросали лапоть – куды веревки покажут, или вот сюда, или туды – там жених. Колодец грызли. Охапку дров, идешь, сразу берешь, ежли они парны, она замуж выйдет еще в этом году. Гадали вечером, ночью ходили. В окошко или в дверь стучали. Если, вот, (спросят): «Кто тут?» – значит, жених тут будет, а если «там» –  где-то далеко. И имя спрашивали – как зовут. По домам бегали. С 13 на 14 гадали, по – старому на Новый год, тринадцатого вечером, вот эти вот поленницы-те.
Зап. от Рябовой А.И.,1932 г.р.,
Попковой Е.К., 1930 г.р.,
Фроловой С.Н., 1941 г.р.
в с. Виткулово Сосновского р-на 4.07.2007 г.
Васиной В.С.
Зимой-те обливаются после Святок, зимой, на Крещение. В проулке подходили молодые ребяты и друг дружку обливают. Обольют и скорей домой, а то в баню – кто там баню истопит, оне в баню набьются. Ну вот, обогреются маненько, оденутся и выходят. Соломки, говорят, постелешь, они вот так скрючатся, а их обливают водой холодной. А ведь холодно. Они марш в баню, обогреются, оденутся и выходят. Это в Крещенье было, в Сочельник (крещенский Сочельник – 18 января).
Только молодежь, старые не делали. Разве старики пойдут окачиваться в проулке! Это вот эдакие молодцы, они пойдут!
Они рядихами рядились, робяты. Они лицо-то загородют и наденут всё бело: ну, там рубаху белу, штаны, ну, мертвецы. И вот попадет им там, девчонки, они нам нахлещут. Ну, а девчонки тоже нарядятся: там или старухой какой, или цыганкой. Вот. Тогда в селе всё гулянье было. Ну вот они нарядются белым во всем, а ты нарядисся цыганкой, и всё равно вместе пойдете гулять-то. Это ходили рядихами-то ут Рожества на второй день и до Хрещенья, называлось Святки. Каждый день рядились. Да. А вечером ходили по домам. А уж вот когда в воскресенье-то, уж они и вовсе все нарядются, ходют, с гармонью, все нарядные.
Меня нарядили курицей. Я скажу тее, шуба была, и в шубу ноги и руки (в рукава).Ходить-то нельзя, как согнёсся. Меня толкнут – я и лежу до тех пор, кто подымет.
 Зап. от Бакулиной Л.В., 1923 г.р.,
Майоровой А.Ф.,1922 г.р.
в с. Сиуха  Сосновского р-на 3.07.2007 г.
Васиной В.С., Храмовой Н.Б. (фольклорная экспедиция ННГУ)
Публикация Т.В. Гусаровой
размещено 10.01.2007
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции