Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области (12.97 Kb)
За неделю до Великого поста, на Мясопустной, или Сырной, неделе народ праздновал Масленицу. Это был обряд, который, провожая зиму, призывал Весну. «В народном языке Масленица называется честною…, а по разгульности – широкою»[1].
Масленица состоит из трёх частей: встречи – с понедельника, разгульная – с четверга, прощание – в воскресенье. Содержание масленичной недели складывается из самых разнообразных действий и обычаев. Здесь и праздничные гуляния с песнями, обычай ходить в гости, угощение обрядовой едой, игры, катание на лошадях, обрядовое прощание с Масленицей. Её встречали и провожали весело, шумно, с большим размахом.
В Нижегородской области сохранность обрядовых действ Масленицы неполная, тем не менее, по имеющимся записям возможно восстановить картину гуляния и прощания с персонифицированным изображением божества.
В с. Б.Болдино Нижегородской области во вторник или среду на масленичной неделе проходил базарный день, куда свозили, по сообщениям информантов, «…и скотину, и мёд, и зерно всякое, булок плюшек, кренделя…». Молодожёны в с. Рожок Сосновского района в эти дни ездили на базар за пряником для тёщи. В с. Успеское Первомайского района ехавших с базара встречали вопросами: «Какую часть Масленицы везёшь?». В с. Сар-Майдан Вознесенского района спрашивали: «Какую Масленицу везёшь?». Если ответ: «Красную!» – значит, Масленица и весна будет хорошая. А если отвечал: «Плохую!» – считали, что он пьян.
В Нижегородской области повсеместно на масленичной неделе катались на лошадях, впряжённых в сани. Катались с четверга и до чистого понедельника. Рядили одну лошадь, пару, тройку. Вешали на дугу колокольчики, бубенчики, ленты. В с. Черное Шахунского района клали полотенце или покрывало на хребет лошади. Здесь же лошадей обвешивали берёзовыми вениками. Катались целой «грядой» с гармонью, с песнями, с частушками.
Среди молодёжи было принято масленичное катание с природных и снежных гор. Катались на санках, ледянках (решето или таз обливают водой и замораживают), на «скамьях» (две большие доски, соединенные вертикальными стойками, нижняя наморожена коровьим навозом). В с. Черновское Большеболдинского района катались в чистый понедельник на прялочных донцах, чтоб лён был «долог и волокнист». Ещё одной забавой на масленичной неделе было катание на каруселях, качелях, кознах, которые готовили и устанавливали заранее. Катались и девки, и парни. «Женихи» катали своих «невест».
В некоторых местах Нижегородской области на Масленицу была «ярмарка невест»: в крупное селение съезжались девушки и парни со всех близлежащих сёл, одетые в самые лучшие одежды. Информатор сообщает, что в с. Федёлово Ковернинского района «…женихи и невесты оденут хорошие пальты зимние и стоят на полодянки (обочина), и тебя назовёт жених и кататься…», т.е. парень мог пригласить покататься понравившуюся ему девушку, даже если они не были знакомы.
Особое положение на этой неделе отдавалось молодожёнам, которые поженились до Масленицы. В с. Львово Воротынского района молодых зовут в гости даже три Масленицы. Они ходят к тёще на блины и «живут на блинах» там до воскресенья. Так, в с. Б.Бакалды Бутурлинского района молодые приходили во вторник и гостили всю неделю у тёщи. В д. Ломовка Кулебакского района бытовал обычай: молодожёны, поженившиеся до масленицы ложкой стукали об чашку и шли к тёще и свекрови по очереди на блины. В с. Сар-Майдан Вознесенского района молодожёнов в Масленичную неделю угощали яичницей и блинами.
В прощальное воскресенье молодых «вытаскивали на волю». Существовал обычай валять молодых в снегу. «Они прятались, их найдут, вытащат и валяют…. Которы приготовятся, оденутся похуже, которы раздеты, которы жених сам выходит на волю. Набьют ему полные штаны снегу и валяют». В с. Б. Якшень Бутурлинского района молодожёны катались на лошадях. Они едут впереди, а за ними все остальные, их останавливали и валяли в снегу.
В с. Рожок Сосновского района молодожёны покупали на базаре пряник, с которым затем шли в гости к тёще. «Пряник они отдают тёще, она его разрезает на 4 части». Собиралась вся родня. В прощёное воскресенье молодых отправляли в баню смывать грехи, для чего им выдавали мыло.
Важную роль на масленичной неделе играют блины, которые пекутся всю неделю, но в некоторых местах Нижегородской области с четверга. На блины зовут гостей. В с. Б. Болдино пекут блины в «общаг» и разносят их по соседям. В д. Ломовка Кулебакского района был «сковородник» (горбатый высокий старик), разъезжавший в санях, запряжённых лошадьми, он пёк и раздавал блины всем. Кроме блинов на масленичной неделе готовились и другие угощения. Так, например, в п. Княгинино пекли «проженцы» с начинкой из жареного лука. Их готовили на сковороде. В с. Львово Воротынского района пекли «приженцы»: раскатывали сочень и с четырёх углов загибали. В ряде мест Нижегородской области в исконной масленичной традиции блинов не пекли, их заменяли пироги. Так, в с. Белбаж Ковернинского района этот обычай сохраняется и по сей день.
Во многих местах на Масленицу в субботу или воскресенье проходили кулачные бои. В с. Фокино Воротынского района кулачный бой проводили на горе. Начинали с мальчишек. Делали большой круг и дрались один на один. В с. Крутец Бутурлинского района такой бой назывался «На любака». Как сообщает информатор, «Поваляют друг друга и расходятся». Дрались также и «порядок на порядок», здесь уже не было правил. В д. Каликино Борского района кулачный бой проходил под частушки (См. Приложение 1).
Масленица заканчивается провожанием и прощанием, которое проходит в воскресенье. В этот день было принято просить прощение и целоваться, поэтому этот день называют Прощёное воскресенье или Целовальник.
Провожали Масленицу шумно, весело. В с. Сар-Майдан, по словам информатора, провожали Масленицу всем селом: всей толпой шли в конец села, а оттуда двигалась в противоположный. Впереди шли самые весёлые певцы. Повсюду заводили хороводы, пели песни, частушки. Пели специальные масленичные песни.
Так как процессия длинная – было несколько гармошек.
Персонифицированным образом Масленицы в Нижегородской области было, как антропоморфное чучело, так и сушёные веники, сноп, скирда соломы, факелы… В с. Черновское Большеболдинского района делали чучело из соломы, которое возили с песнями в санях, запряжённых лошадьми. В с. Крутец Бутурлинского района также делали чучело, на которое надевали сарафан. А в с. Фокино Воротынского района персонифицированным образом Масленицы был сноп соломы, который ставили на салазки, зажигали и спускали с горы. В с. Понетаевка Шатковского района в Прощёное воскресенье сноп, наряженный бабой, сажали в сани и с песнями возили по селу, а потом сжигали на костре. В с. Сар-Майдан Вознесенского района в Прощёное воскресенье ребятишки бегали с горящими вениками. В с. Соловьёво Княгининского района жгли маленькие костры в ямке, которую делали в сугробе. В с. Богоявление Семёновского района сжигали собранный по деревне хлам, чтоб «новая жизнь была крепче, добротнее».
Этнограф Терещенко А. сообщает что в «…Нижегородской губернии…, сколотив вместе несколько дровень, застилают их досками; посередине ставят толстое высокое дерево с воткнутым на верху его колесом; на этом колесе усаживается наряженый, который веселит народ своиими забавами и проделками. Потом возят по всем улицам сани с деревом и лошадьми, наряженными в разных других животных: все нарочно на них испещрено странными уборами. Многие вместо масок расчерчивают лицо угольями и сажею; надевают на себя платье на выворот или шкуру животных с рогами и скелетом головы; при шествии скачут и поют»[2].
В с. Б. Болдино в Прощёное воскресенье люди ходили на кладбище «прощаться» с умершими. Просили прощения друг у друга: «Прости меня, Христа ради».
Понедельник после Масленицы назывался чистым. В этот день избавлялись от всего, что связано с Масленицей. Так, в с. Черновское Большеболдинского района
блины, которые оставались, завёртывали и выносили на чердак до Пасхи. В с. Якшень Бутурлинского роайона Великий пост встречали тем, что переворачивали кринку и вешали её на кол: « …наряжатся мужик: шубу выворачиват, шапку, садится на лошадь и кринку перекувыркнёт на кол. Кричат «Прощай Масленица». В Первомайском районе в с. Успенское в чистый понедельник топили масло, чтобы сохранить его до Пасхи.
В течение всего года Масленица жила в народной памяти, и каждую зиму её ожидали с нетерпением и радостью, о чём свидетельствуют приговорки: « Что ты, Масленица, не семь недель, а ты, Великий пост, не один день» или «Как Масленица продлилася да обратно к нам явилася».
Частушки под кулачный бой
1. Вот она и заиграла,
Двадцать пять на двадцать пять.
Вот она и загуляла,
Наша шаечка опять.
2. Вот она и загуляла,
Наша шаечка опять.
Наша шаечка, шаёнычка,
Гуляй, гуляй, гуляй.
3. Наша шаечка, шаёнычка,
Гуляй, гуляй, гуляй.
К нашей шаечке-шаёнычке
Никто не приставай!
4. К нашей шаечке-шаёнычке
Никто не приставай.
На речке, на камушке
Девчонка умывалася.
5. На речке, на камушке
Девчонка умывалася,
За меня, за хулигана
Замуж собиралася.
6. За меня, за хулигана
Замуж собиралася,
Хулиган-мальчишка я,
Не любят девушки меня!
7. Хулиган-мальчишка я,
Не любят девушки меня!
Любят только вдовушки,
Отчаянны головушки.
8. Любят только вдовушки,
Отчаянны головушки.
Мы отчаянны, отпеты,
На нас нечего глядеть.
9. Мы отчаянны, отпеты,
На нас нечего глядеть.
Мы давно в тюрьму готовы,
Кандалы только одеты.
10. Мы давно в тюрьму готовы,
Кандалы только одеты.
На речке, на камушке
Девчонка умывалася.
За меня, за хулигана
Замуж собиралася.
Храмова Н.Н.
материал размещен 27.03.06