Иноземцева Т. Пасха в моем доме

27 октября, 2019

Т. Иноземцева. Пасха в моем доме (7 Kb)

 

В моем доме Пасху празднуют так: бабушка (мамина мама) готовит блюдо из творога – пасху, мама печет куличи, и каждая из них красит яйца. В Светлое Христово Воскресение бабушка приходит к нам в квартиру с пасхой и яйцами (утром), и все садятся за стол. За столом также пьют самодельное вино. В прошлом (лет 15-10 назад) мы ходили с яйцами к соседям по лестничной площадке и поздравляли с праздником: – Христос Воскресе! – Воистину Воскресе! Соседи приходили к нам и садились за стол, разговаривали. Сейчас этого уже не происходит, т.к. с нынешними соседями нет таких отношений. Семья собирается узким кругом (мама, отчим, бабушка, я).

Раньше бабушка готовила пасху из самодельного творога. Ставит молоко (7-8 л)  в понедельник в теплое место и добавляет туда сметану, чтобы оно скисло. Из полученной простокваши в четверг-пятницу делает творог: на водяной бане в кастрюле отделяется творог от сыворотки, и бабушка сливает жидкость.

Рецепт пасхи:

На 1 кг творога 0,5 кг нежидкой сметаны, 1,5 стакана сахара, 2 пакетика ванилина, промытый и высушенный белый изюм, грецкие орехи. Перемешать, сложить в дуршлаг или в форму. Внутрь формы – марлю, туда закладывают еще жидковатую пасху. Накрывают дно оставшейся марлей и ставят в кастрюлю так, чтобы форма не касалась дна. Сверху кладут груз (банку с водой). Пасха стоит в холодильнике до воскресенья, когда ее достают, жидкость сливают, творог раскрывают, переворачивают и – на тарелку.

В нашем доме пасху делают в форме, которая досталась от бабушкиной бабушки. Это усеченная пирамида, на ее боковых сторонах – крест.

Куличи мама печет (и бабушка раньше) ~ в пятницу. Так как ‘они капризные, вдруг не получатся в субботу’. Последнее время бабушка покупает в магазине куличи.

Яйца красят в четверг-пятницу. Я ни разу не видела, чтобы мама или бабушка носили куличи освящать в церковь (возможно, в моем детстве).

Бабушка убирает в доме в субботу. Она слышала про Чистый четверг, но убирается в субботу, чтобы было чисто (с четверга могут насорить).

На кладбище раньше ходили на Пасху (лет 10 назад), пока не сказали, что души тоже празднуют с Богом. Теперь ходят на Радоницу. Бабушка с братом едут на кладбище (недалеко от Балахны), убирают могилки, сидят, вспоминают. Посыпают крупу, чтобы птички прилетели, поклевали. Оставляют цветы, свечи зажигают у изголовья могилы. Перекрестятся.

На Пасхальное богослужение ночью я помню, что несколько раз мама ходила, но это бывает редко, в детстве я присутствовала при этом пару раз.

 

Когда я спросила, а как праздновали Пасху в семье бабушки, я узнала много нового и интересного.

Бабушка (по маме) родилась в Балахне в 1941 году, ее зовут Ломакина Инна Павловна. На Пасху вся большая родня собиралась в своем доме с большим садом, в котором жила Плотникова Мария Федоровна, бабушкина бабушка (1900 г.р. Она не родная бабушка, но любили ее, как родную – и она всех). Присутствовали: Мария Федоровна с мужем, 5-ро детей с мужьями и женами, с детьми, среди которых была моя бабушка. Заваривали ароматный вкусный чай, ставили пасху на стол (1,5 кг творога), куличи, жареную рыбу, которую сами наловили в Волге, холодец и кагор – 1 бутылку. Моя бабушка с родителями в 6 лет переехала в Правдинск (в квартиру), но на Пасху все родные собирались в доме Марии Федоровны в Балахне.

Днем, после утреннего застолья, дети шли играть на улицу, катать яйца. Люди шли в гости, в основном к родным (двоюродным и т.п.), с яйцами, христосовались. Брали столько яиц, чтобы хватило на каждого, в чей дом идут.

Даже бабушкин папа (член партии, работал в горкоме) тоже собирался на Пасху к Марии Федоровне, отмечал со всеми, но в ответ на ‘Христос Воскресе’ не отвечал ‘Воистину Воскресе’, а просто кивал или говорил ‘спасибо/ага’.

Мария Федоровна варила луковую шелуху, потом ее убирала и в этой воде варила и красила яйца. Она носила в церковь кулич и яйца накануне Пасхи (~в субботу) освящать. Пекла несколько куличей, один, самый большой, ставила на стол, а остальные ели неделю. Поливала куличи сверху взбитым белком и посыпала ‘мелкими горошками’ при изготовлении, горошки продавали в церкви. Кулич получался очень красивый, нарядный.

В бабушкино детство ходили на кладбище в Пасхальные дни (не помнит, когда именно). Мария Федоровна ходила на Пасхальную службу с субботы на воскресенье, моя же бабушка не ходила.

Катание яиц.

Наклонно устанавливали доску. Дети по очереди катили яйца по ней вниз, стараясь попасть в лежащее внизу яйцо. Если кто попадет, то забирает и свое, и чужое яйцо, в которое попал. Если нет, катит следующий человек. Собирались на улице, играли дети ~ от 5 до 15 лет, человек 8, ‘вся окрестная мелюзга’. Обычно Пасха была солнечная, люди выходили на улицу. Бабушка играла напротив дома Марии Федоровны, а на этой улице (ул. Ленина) было много домов их родни, Плотниковых. На одной улице было много таких игр с катанием яиц.

Другая моя бабушка (по папиной линии) родилась в Казахстане в селе Александровка, около Кокчетава. Ее семья переехала туда из Ульяновской области по Столыпинской реформе. В их доме было принято ходить на кладбище на Радуницу, также печь куличи, красить и катать яйца.

Что для меня Пасха?

Для меня Пасха – это утренний сбор семьи на куличи и пасху, смс и звонки с поздравлениями ‘Христос Воскресе!’, на которые я до последнего времени стеснялась отвечать ‘Воистину Воскресе!’. Это обмен пасхальными яйцами, в детстве – помощь в покраске. Во взрослом возрасте Пасха заиграла для меня новыми красками, наполнилась звоном колоколов. Волшебная набережная Федоровского, откуда можно слышать, как перекликаются колокола по разные стороны Оки, яркая подсветка храмов, прогулка с подругой. И второе событие – посещение Печерского монастыря, участие в службе, свечи, крестный ход, в который чувствуется единение людей и неприкрытая радость, даже восторг. Эта ночь оставляет ощущение волшебства. Сейчас для меня Пасха – также возможность узнать больше о христианстве, приобщиться к религиозному празднику, к его свету и радости; а также узнать о народных традициях, связанных с Пасхальными днями и ощутить связь с родом.

Записано в 2015 г.

Публикуется впервые


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 25.05.2015
  • Автор: Иноземцева Т.
  • Размер: 7 Kb
  • © Иноземцева Т.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции