Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий (27.44 Kb) Елена Тихомирова Описание святочных гаданий 1. Спрашивать имя жениха; 2. «Валенок кидать»; 3. «Нитки жгли»; 4. «Тень от пепла»; 5. «Грызли колодец»; 6. «Курицев ловили»; 7. «В дугу лезть»; 8.С зеркалами. Описание гаданий. 1. «Судьбу спрашивать» («кричать под окном»). Спрашивали имя будущего жениха у первого встречного (нередко на перекрёстке дорог), или под окнами домов. Навашинский р-он с.Горицы., зап в 1994 г. Гусаровой Т.В. Подходишь под окно и кричишь: «Как судьбу зовут?» Там утвечают: «Иваном! (ай, там Марьей!)» Кому как скажут. Ковернинский р-он с. Федулово, зап. в 1994 г. Грановской Н.П. от Лещёвой П., 1912 г.р. А вот дома придут, спрашивают суженово: «Как мово суженово зовут?» Прямо вот под окна.. Там сказывают: «Вот так твово суженово зовут.» Около Крещенья завораживали на женихов. Кулебакский р-он д. Ломовка, зап.в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Угаровой Р.Т., 1920 г.р. Кричали под окном, как жениха зовут, да как невесту. Подойдут там: «Как жениха зовут?» У нас отец: «Верфуилом! Ха-ха-ха!» -зальютца. Невесту – «Укулиной», шутливое имя… Варианты гадания «Как узнать имя жениха»: Первомайский р-он с. Обухово, зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В. . Завертят, завертят, закружат тебя, завяжут ( глаза ), пойдёшь и на дорогу выйдешь. Вот завязали ей глаза платком. Кто идёт, какой мужик, ай хто, хватай ёво! Как ёво зовут, так будут мужика звать. Вон она схватила, Пашкой звали, за Пашку и вышла. « Что ты меня схватала?!» Мы подошли, ржём: « Ой, Марфа, Пашкой будешь первого жениха звать!» И правда Пашкой. А тут уж она за другова вышла. У другова-то тоже дочь родила, в Горькай уехала, он её бросил… Княгининский р-он с. Соловьёво,зап. в 1995 г. Грановской Н.П. от Максимовой Ю.И. 1916 г.р. Описание. Гадала каждая девка у себя дома на утро после Нового года (скорее всего 14 января). Смотрела из окна: кто из деревенских мужчин первым понесёт выбрасывать мусор. Как его имя, так и жениха будут звать. 2. «Валенок кидать». Валенок кидали прямо с ноги или рукой на улице. Смотрели как упадёт сапог: в какую сторону ляжет носом, оттуда (из указанного дома, из деревни в том направлении) приедут сватать. Бутурлинский р-он с Княж-Павлово, зап. в 1995 г. Гусаровой Т.В. от Турецковой П.И., 1929 г.р. Валенки кидали через вороты. Куда упадёт носом – там и жених. Ковернинский р-он с. Федулово, зап. в 1994 г. Грановской Н.П. 1.зап. от Махотиной П.С.: На раздорожье сапог кидают. Прямо с ноги вот ево и кидают. Куда он носом ляжет, там и суженой живёт. Жених, не суженой, по вашему. 2. зап. от Лещёвой П., 1912 г.р.: …Так это на Новый год ворожатца (о – ударная). На поле-то были вороты сделаны, были верхоницы. Так вот придут к воротам-ту, снимут сапог, да через верхоницу-ту кидают.куды он носом лягот, туды и замуж выйдет, в ту сторону. Бутурлинский р-он с.Б.Бакалды, зап. в 1995 г. Грановской Н.П. от Малыхановой К.А., 1918 г.р.Сапог через костёр кидали. На каку сторону глядит, какой жених… Кулебакский р-он д. Ломовка. Через ворота сапоги кидали. Давайте кидать. А робята знали, что я буду кидать. Спрятали < сапог >, мы на одной ноге. .. Вот с этой вота давай кидать. Лукнули (лупнули). Не руками, прям с ноги кидать. Вот подходишь к воротам, через ворота-ти лупнули. Куды носком ляжет, с этой стороны и сватать будут. Робяты укараулют, у нас их утащщат. У меня утащили, три дни тогда не приносил никто. Мне невчем итти. А я была… Я знала, что это он утащил – Колька Блохин. Я взяла, одну ногу обула в валенок, а другую – в лапти, в онучу. И иду, иду на третий день. Гляжу, идёт, сапогом мотат: “ Русалка! ( он меня русалкой звал ) Ты куды, русалка? ” “ Гулять! Ех, я тебе сейчас и дам! ” 3. Нитки жгли. Девушки привязывали нитки одинаковые по длине и составу – каждая свою, например, к спинке стула (в современных условиях). И одновременно поджигали снизу. Чья нитка прогорит быстрее, та девушка первой замуж выйдет, остальные – по очереди. Кстовский р-он с. Безводное зап. в 2005 г. Тихомировой Е.В. от Князевой Н.Р., 1946 г.р. К дощечке привешивали. Нитки ровные. Спички зажигам одновременно все. Ага скажут: «Ты раньше!» Ну, давайте все – раз. У кого какая быстренько сгорит, ну вроде говорят, ты выйдешь замуж. Бутурлинский р-он с. Большие Бакалды зап. в 1995 г. Грановской Н.П. от Малыхановой К.А., 1918 г.р. Повесим вот нитки, их приклеим тут к матице и зажигам все в раз. У кого преже сгорит, тот преже замуж выйдет. 1. Тень от пепла. Гадающий сминал в шарик бумагу, клал на противень и поджигал. Показывающееся изображение – тень на стене- трактовалось как будущее гадающего. Кулебакский р-он д.Ломовка зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Угаровой Р.Т., 1920 г.р. С Тоней, с дочкой мы гадали: “ Мам, давай на самом деле погадаем.” “ Давай, я тебе сейчас погадаю ”. Подходим… Точно вышло. Вот подошли – вышел трактор. Пепел-от, тень от пепла. Я и говорю: “ Он у тебя будет тракторист. Да, да, да, мол, у тебя верно будет тракторист. Ты гляди, мол, трактор. ” Она: “ Ой, мам, иначе правда ведь трактор, погляди! “ Ну живёт моя Антонина по Божьей милости. Присватался на самом деле тракторист. Говно(?) свиное(?). Это надо бумагу смять так вот, смять её ковном(?), и зажигать. Вот как уж он прогорит, пепел-то на противине-ти, вот на стене-ти и гляди. Как уж там оттенок- от будет: могила или кто-ли… 2. «Грызли колодец». Гадающая девушка должна зубами отгрызть от колодца пять палочек. Дома она складывала из них «колодец»: 4 – на «венец», 1 – «журавль». И клала под подушку – «под голова». Будущий жених должен был присниться – «придти воды напиться». Гадали нередко на вечорке все вместе. Навашинский р-он с. Горицы зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Сочневой Е.С., 1921 г.р. Молча бежишь к колодцу. А зимой-то ведь всё замёрзло… А зубами-ти грызёшь. Отгрызёшь пять палочек, сложешь как колодец. А это <5-ю- Т.Е.>- вместо крюк. И под голова, ложишься спать, под голова кладёшь. Придёт жених, жениха выгадывали. Кто придёт… Сидели в кельи, не в клубе, сидели у одной тут в кельи, напротив меня живёт. Там и парни, и девки ночёвали, и на пече, и на полатьях, и на кроватях, везде! И вот один был чудак (смеётся). Легли. Лёжим, не спим. Всё равно ведь, спим што ли? Смеёмся! А он: “Тпру-у! Ну, давайте, давай я воды задену!” Смех! Кому приснитца, а кому не приснитца… Кулебакский р-он д. Ломовка зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Угаровой Р.Т.. 1920 г.р. …У Нюрки у Ганиной в кельи. Давайти ищи (ещё) гадать: Нюрка Панаева, Нюрка Холодкова, Нюрка Тукшикова, Нюрка Романова и я в том числе, Колька Захаркин покойнай. Ну, давайти гадать. Сходили. Нагрызли лучинков от колодцев, мороженой, да, да. Нагрызли, уделали колодцы. Себе на руки эта, зомок положили для колодца, а на руки повесили ключ. А на мне нечиста сила едит (?). Я ведь сроду не гадала. Я только ведь на кольцах как погадала, я гадала с девчонками, я всё это проделываю. Нюрка Панаева лёгла на пече, руку свесила, и у ней это – ключ на руке. А самовар стоял у них, плечико ( ? ), вот так эвота. Ой, Верка ж Палюкина покойна, была ещё. Я дли1 неё лежала. Я встаю и говорю: «Смотри, не скажи, что это я встала. Если скажешь, я тебя оболью холодной водой.» «Не скажу.» Ну, улёглась моя Верка, спит. Я – к Нюрке к Панаевой подкрадилась, потихоньку – потихоньку. А у ней рука-то как раз свиснула. Она тут спит, спит на пече. Я как за ключ-от дёрну со всей силы! Она как заорала: «Девки! Девки! Встаньте скорее, скорее мой колодец расшовыряйте! Верно меня цот, цот2 меня дёрнул!» А «цот» скорее на коленках, на коленках, к Верке Полюкиной лёгла и лёжу. Ну, все встали, ни у кого уж, не сгадали никто, чо я всех подняла. Ну, и я лёжу. «Райк, скажи ты?» «Нет, нет, честно слово, не я». И к другой: «Нет, нет, она лёжала» «Ой, это верно – верно меня враг, это верно – верно меня враг!» А после уж я призналась, что это я. «Больше гадать с тобой не будем.» И уж если когда гадать, меня и не брали: «Не берите, она не даст!» Вариант гадания с «колодцем в головах»: Бутурлинский р-он с.Б.Якшень зап.в 1995г. Гусаровой Т.В. от Фалитновой В.В.,1923г.р. …На новом месте легли на полу. Это наканнуне Нового года, на 13-е число (января – Т.Е.). Всё из маленьких поленцев, накололи поменьше палочек, сделали колодец под головами. И легли спать. Плохо было спать-то (смеются). И жених, кто в колодец придёт по воду, за тово замуж и выйдешь. Но не у одной и не приснилось. Я не знаю…или уж к утру-то мы замучились на дровах-то спать. 6.«Курицев ловили». Гадали девки – каким будет будущий муж. Приходили в курятник, «где курицы на нашести». В темноте каждая ловила по курице. Затем приходили в избу и пускали куриц, предварительно расставив на полу миски с разным содержимым: пшеном, углём, хлебом, водой и др. Каждый гадающий следил за своей курицей –к какой миске она подойдёт и что клюнет. Взависимости от этого трактовали свою судьбу (значение в разных сёлах могли варьироваться.) Устойчивые значения: воду попьёт – пьяницей будет, пшено клюнет –богатый, соль – к слезам, зеркало – любоваться собой будет. В некоторых вариантах этого гадания курицу «очёркивают» (запускают в очерченное мелом пространство); используют заговоры. Бутурлинский р-он с. Б.Бакалды зап в 1995 г. Грановской Н.П. от Малыхановой К.А., 1918 г.р. У нас под Новый год гадали, курицев ловили. Поймают курицев, а кто петуха. Петуха поймаешь – значит замуж не выйдешь. А курице наставишь пшёна, углей, хлеба там, разной водички, жёлеза, ещё там… Если воду будет пить – пьяница, пшено будет клевать – будет мельник какой… И вот это вот, всё эти причуды…У каждого своя курица. И чего она будет пить, она < т.е. девушка – Т.Е. > замечает. Если в железо постукат – значит кладовщик ( колдовщик – ?) какой-нибудь. – А как же ? Ведь видно же, что это петух! – Дк, в темноте ловют, на нашести! Кто кого схватит. Интересно было, конешно. Б.-Мурашкинский р-он с. Ивановское зап. в 1995 г. Грановской Н.П. от Голубевой А.Д. Круг начертим ( ч – мягкое ), и тут поставим воду, соль, зеркало, зёрно, ещё там. – Каждый свою курицу тащит ? – Нет. Одна курица. – А! « Заказывали », как говорится, вот мне, на меня. – Да. Куда подойдёт эта курица. Зерно – богатство… Ковернинский р-он с. Федулово зап. в 1994 г. Грановской Н.П. и Майоровой А. от Лещёвой П. !912 г.р. Бывало, у меня покойница-мама, была молодинькя, она замуж видно-вот, вышла молода. После вот, её подруги и сказывали. Приносили курицу в избу, в избе-то её очеркивали, курицу-ту. И она видно вынула вот серёжку из уха, серёжка-то золота была, и клала в блюдечко <ч – мягкое>. И тут и свечку видно засвечали, да уж я и забыла чево приговаривают. И курицу-то вот очеркивают на западне, … на западне. И вот её очеркнули, курицу-ту, и она только как-то первый раз клюнула в блюдечко-то, в блюдечке-то вода, серёжка-то в воде была… Кстовский р-он с.Безводное зап. в 2005 г. Тихомировой Е.В. от Хализовой Л.Ф., 1929 г.р. А мы гадали с Лизуркай. И курицев тащили. У меня модна курица была. Петуха – Лиза принесла. Ну, клёвал пшеницу здорова! Мама мне сказала: «Ну, богатай. И вино будет пить.» Точна! У каждого – своя курица. Во двор лазили, ловили (куриц) в темноте. Круг сделали (начертили), насыпали (пшеницы в блюдечко, м.б. ещё что-то), и зерькала у нас была. Всё в избе. Если схватишь петуха – князь какой-нибудь будет жених ( в отличии от курицы). Если за круг выйдет курица – замуж не выйдешь, останешься стара дева (смеются). … И вино пил, и моднай такой был, лично. Кулебакский р-он д.Ломовка зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Угаровой Р.Т., 1920 г.р. Ну вот, как хочешь, вся сушая правда – на курах. Девчонки сидели в кельи у Нюры-то у Галиной. Моя курица подошла, поглядела в зерькыла, клюнула в вино и подалась.. . Расчёску клали… жаних-то… Подалась и ушла под кровать, засела и больше не вышла. Так и получилось, такой жених : выпить любит, прифорситца любит. Но не бойкай, молчаливый. Вот так всю жизнь. Подошла курица , пшено клюнула, в зерькыла-то поглядела, винца маленько клюнула, и под кровать. Вот так всю жизнь под кроватью-то и просидел. Перед курицей клали: Гребень, зеркало, расчёску, вино, пшёна,золы, воды наливали. Золу клюнет – бедный жених, Пшёно клюнет – богатый. 7.«В дугу лезть» Дугу «от лошади» ставили в комнате. Девки по очереди с завязанными глазами пытались найти дугу и пролезть в неё. «В дугу пролезешь – замуж выйдешь скорей». Кстовский р-он с.Безводное зап. в 2005 г. Тихомировой Е.В. от старожилов села. В дугу лезли. Поставили дугу, от лошади дуга. Надя-то у меня в дугу-то о-о-о пролезла (о сестре – Т.Е.)! А мы с Лизуркай – мимо да мимо, мимо да мимо! Глаза завязаны. В доме. В дугу пролезешь – замуж выйдешь скорей. А она скорей меня вышла замуж-от. Перва! А я осталась ище! Вот она надела хомут-от! Ну, ничово, ничово! Хомут скорей наденёт (выйдет замуж –Т.Е.). 8. «С зерькалам» Пожалуй, самое известное по всей России, «хрестоматийное » гадание «на жениха». Оно считается наиболее сложным и страшным из гаданий, не каждая девка отважится гадать с зеркалами. Точное методичное объяснение «процедуры» гадания редко удаётся записать от носителей культуры. Чаще о гадании , тем более настолько сложном и таинственном, как гадание с зеркалами, рассказывают сразу несколько человек –очевидцев или /и участников, наперебой, эмоционально описывая свои ощущения, предчувствия, подробности обстановки, сбываемость гадания и т.п., при этом не объясняя самой структуры гадательного действа. К тому же, локальная традиция каждого села содержит свои «нюансы», это касается используемых предметов в гадании, наличии заговора и др. Попытка восстановления структуры гадания по опросу информантов из нескольких сёл нашей области даёт следующее: Одна или несколько (обычно не более 2х-3х) девок в избе собираются гадать, в ночь на Крещенье или на Рождество (есть указания и на точное время гадания). Для гадания необходимы два небольших зеркала, стакан с водой, кольцо гадающей, (волос гадающей по одному из вариантов). Зеркала ставят вертикально друг напротив друга так, чтобы образовался длинный коридор из отражений, между зеркалами ставят стакан с водой и опущенным в воду кольцом. Необходимо было смотреть в отражённый в зеркалах стакан с водой, прямо в кольцо, пока не покажется образ «судьбы»: лицо или фигура будущего жениха, или даже местность, обстановка, семья будущей замужней жизни. Как только «покажется» суженый, смотреть в зеркала необходимо было прекратить. При участии в гадании нескольких человек, увидевшая своё будущее девка забирала своё кольцо из стакана, садилась следующая, опуская своё кольцо и т.д. Смотреть за изображением могли все учасники гадания. Есть упоминания о том, что в начале процесса гадания присутствующая пожилая женщина произносила заговор, она же руководила всем процессом. А также есть сведения, что перед гаданием из комнаты могли выносить иконы. Бутурлинский р-он с. Большие Бакалды зап. в 1995 г. Грановской Н.П, от Малыхановой К.А,, 1918 г.р. …На зерькыла гадали. Два зерькала на стол, и потом – маненько, стакан воды, тонкай стакан с водой свежей, и пускаешь туды кольцо.. В это зерькало глядишь, в зерькили видишь зерькало, в этим зерькали стакан и там кольцо. И в это кольцо тебе будет твой суженый… Мне вот правильно получилось. – Правда? Показался? – Да. Точно вот. Не наш был. Новопольный, из Малых Бакалд. И вот вышел, в шинели пришёл и в шлёме. Стоял там, я его видела. Вот так пришёл он меня сватать, и я сразу: “ Здрасте! ”. Вот его самого увидала в зерькало. Вот судьба. Не видала его сроду, не знала. – Как это он вас нашёл ? – А у него тут брат жил неродной, своднай. Вот он сказал ёму… Интересно. Всяко гадали… Кстовский р-он с.Безводное зап. в 2005 г. Тихомировой Е.В. от Хализовой Л.Ф., 1929 г.р. …С зерькалам. Мы гадали. С подругай, с Лизуркай – к тёте Оксане (Ксане) Булыгиной. Обязательно не в урошно время – в шесть, девять, вот эти время. – А что такое «не в урошно»? – Не знай чово. Это нечётны. Чётны, там – 8, 10. Это чётны. Но тогда вроде как нечётны. Но мы стары-ти вот как говорили, что… (Афанасьева Л.И, 1924 г.р. дополняет): – Боялись как бы вроде. – Боялись этих часов, 6 и 9? – Ну, конешно. – А 8 и 10 – нормально? – Ну, да.а эти часы, они вообще каки-то… И вот мы тогда зимой… Это гадают когда? На Рождество, али на Крещенье? На Крещенье. Сиднева Г.Н. : «Раз в крещенский вечерок девушки гадали.» – И вот мы пошли с ей. Она у нас кольцо опустила (кольцы свое, она – её, моё…) Кольцо, берёт волос. Ну, вот садимся. Она говорит: «Ну, садитесь.» Одна. Перва Лизурка села. Тётя Булыгина-то сзади стоит и говорит: «Вот гляди туда в кольцо-то». Ты веришь, нет? На самом деле. Вышла семья (показалось в кольце). И близко-близко вот она вышла, вся семья, и дом. «Ну, видели?» – она говорит. «Видели.» «Всё. Больше глядеть не будем.» Потом я села. Села, сижу. Гляжу. Эх, бугор мой показался! Где мой-от тут жил, с бабушкой-то, да? (все поддакивают: «Да, да, в бугре, в бугре.») Вот так стоит, вот так загнуты рукава, я его сроду не знала, что это за Валька Хализов. И стоит вот так (руки в боки показывает). Да далё-ёка! А тётя-то Булыгина-та говорит: «Во-он где, говорит, к тебя судьба-то. Да ты долго ещё не выйдешь!» (смеются). – А! Далеко видно было, да? – Да конешно. У подруги-та, у ней прям вот близко. Она и вышла раньше. А я конешно нет, не скоро. Может через год, а может и раньше, я не знаю. Я вышла 24-х. Это уж поздно, конешно, куды! – Тётя Люда, как с этим кольцом гадать? Вот мы пришли в дом в 6 или в 9 часов. – А потом зеркола ставят. Сюда и сюда (напротив друг друга). Сиднева Г.Н., 1926 г.р.: – А иконы не выносили? – Тётя не выносила ничово! – А много ли народу гадали? – Штой-то! Мы две пошли, да и всё! Ну самим захотелось, всё говорят. – А больше-то можно? – Я не знаю, не могу сказать. Лид (к Афанасьевой Л.И.), всё-таки чо-нибудь, да говорят (во время гадания заговор). Я-то не знаю ничово. А она, наверно (тётка), всё равно, чо-нибудь, да знала. Какой она заговор, да всё-тки знала. – Вот пришли в дом, сели за стол. – Вот два зерькала. Вот посередине – стакан. Стакан с водой. Вот мой волос (кладут в стакан), а потом уж другой (если другая гадает). И вот ставют зерькола, и свечки по–моему ставили. По обе стороны. Ни при свете (гадали), закрыто было. И в зерькала смотреть. – А кольцо-то где? – Кольцо в стакане. – А что сказать-то надо? – Я ничо не говорила. Я не знаю. – Вы смотрели в зеркало или в кольцо? – В зерькала. – И ничего не говорили. – Я тебе ещё раз говорю. Это может та бабушка знала что сказать, котора с нами сидела. Она уже не молода была. Я вот так сидела на стуле, а она сзади меня. Она говорит: «Вот смотрите.» И она чево-нибудь знала. Я вот до сих пор этого не могу сказать. И она говорит, например, хоть мне или ей: «Ну, смотри, давай.» Сидишь, смотришь. И сразу (показалось). Вот я тебе и говорю. А я сзади. И у подруги-то я сама глядела. Вот не сижу, а сзади. Та сидит вот подруга. А я – сзади. , не сижу, а сзади. Я-то сама глядела. Так прямо – вот! Вот – вся семья. За Вальку-то… она вышла. У их семья-то вон какая, да? Она и скоро вышла замуж. – И она видела семью и вы? – Видели! Всё видели! Представь себе. Я вот тоже. Как у меня бугор-от показался, как он стоял, и думаю: «Ба!» А тётя-то и говорит мне: «Во-он твой-то стоит!» Но я не имела представления, что за такой. Ну, не имела. Я с им не гуляла даже! Я и не знала что там Кирдим есть( по-видимому, деревенское прозвище – Т.Е,). (смеётся). Опубликовано 12 января 2007 г. (0.7 печатных листов в этом тексте)
|
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Этнологический музей Нижегородской области > Календарные праздники и ритуалы > Тихомирова Е. Описание святочных гаданий