Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014 (8.97 Kb)
Мы публикуем результаты опроса студентов одного из средних специальных учебных заведений Нижнего Новгорода. Юноши и девушки в возрасте от 15 до 25 лет рассказали о своих семейных традициях, связанных с подготовкой и празднованием праздника Пасхи и последующей пасхальной недели. По результатам опроса выяснилось, что в подавляющем большинстве семей, так или иначе отмечают православный праздник Пасхи, вне зависимости от степени религиозности семьи. Ребята единодушно говорят о том, что в их семьях ждут Пасху и радуются её приходу, как торжеству Весны и в целом Жизни. Массовые высказывания ребят повествуют о том, что в их семьях существуют следующие пасхальные традиции: – делать капитальную уборку в квартире перед Пасхой, иногда за несколько недель (мыть окна, стирать занавески, мыть стены, двери и т.д.), т.к. «к Пасхе всё должно сиять и сверкать»; – готовить на Страстной неделе (с четверга по субботу) праздничное угощение, в том числе обрядовую пасхальную еду (крашеные яйца, творожную пасху, куличи); – обычаи, игры с крашеными яйцами (повсеместно принято «стукаться яйцами», катать яйца, христосоваться); – встречать Пасху дома, а затем принимать у себя гостей или идти в гости (чаще к бабушкам – дедушкам); – ходить на кладбище к усопшим родственникам (около 50 % ходят в день Пасхи, около 50 % на пасхальной неделе во вторник на Фоминой неделе, на Радуницу, или в ближайшие к Пасхе выходные); – многие ходят в храм (на Пасхальную службу или на службу на Страстной неделе); – многие соблюдают Великий пост.
Наряду с вышеперечисленными общепринятыми пасхальными обычаями, некоторые из ребят рассказывают о довольно специфичных, особенных традициях и обрядах местного бытования, о которых они узнали от своих родителей (бабушек, дедушек). Вот некоторые из них. Праздничная и обрядовая еда.
Кроме традиционных блюд на русскую Пасху (куличи, творожная пасха, крашеные яйца) многие студенты отмечают особенности праздничных кушаний в своей семье. Готовят пироги с различными начинками, салаты, запекают мясо или курицу. Несколько человек отметили, что первый раз в году на Пасху делают окрошку.
Яйца красят, традиционно вываривая их в луковой шелухе. Бабушки опрошенных студентов (как и многие из родителей) делают так до сих пор, хотя и пользуются параллельно покупными красителями и наклейками для яиц. Есть и необычные случаи. Например, красить яйца морковью или свёклой, или варить с куркумой. Или отпечатать на яйце растительный рисунок: привязывают к яйцу перед варкой в луковой шелухе веточки укропа или петрушки. Некоторые хозяйки смазывают готовые крашеные луковой шелухой яйца растительным маслом («чтобы были красивыми, блестели»).
Игры, обычаи, гадания с крашеными яйцами.
Приняты повсеместно. В каждой семье есть свои особенности.
5. «Катать яйца». Упомянуты множество достаточно известных правил катания яиц: с горки, выбивать с помощью тряпочного мячика, игры на деньги и др. В Первомайском р-оне (с. М.Макателём) яйца катали каждое воскресенье с Пасхи до Троицы, и каждое воскресенье называлось «катальным». Любопытным нам показался комментарий одной из пожилых информаторов: когда яйца бьются при катании (и других играх с яйцами), это хорошо, т.к. в это время «черти бьются друг о друга лбами» (Выксунский р-он, деревня ГрязнАя).
Пояснения, почему на кладбище в Пасху не ходят. «Раньше мы всегда в Пасху на могилки ходили. А как пошло священное движение – после 1992 года (подъём православного движения в России после Перестройки – прим. Т.Е.) – так нам батюшка стал запрещать на кладбище в Пасху ходить. Говорит, надо во вторник (на Фоминой неделе – прим. Т.Е.)» (Первомайский р-он). В Пасху на кладбище не ходят, т.к. :«скорбь по умершим несовместима с радостью по поводу воскрешения Христа» (Большемурашкинский р-он); «души умерших стоят к нам спиной и молятся, и наш приход к ним не будет считаться помином, ведь они нас не видят» (Кстовский р-он); «души родственников в Пасху (и другие большие праздники) приходят домой (и можно с ними разминуться – прим. Т.Е.).
Упоминается обычай «палить из ружей, салют делать» («т.к. охотников много было») в 12 часов ночи – так встречали Пасху в селе Поломное Семёновского р-на.
Публикуется впервые. (0.2 печатных листов в этом тексте)
|
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Этнологический музей Нижегородской области > Календарные праздники и ритуалы > Тихомирова Е.В. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014