Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.

27 октября, 2019

Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В. (6.6 Kb)

 Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье

Подготовка  текста Тихомировой Е.В.

В моей семье нет особо верующих людей, не было их и в семьях моих бабушек и дедушек и даже в семьях некоторых прабабушек и прадедушек. Вероятно, связано это с тем, что в Советской стране церковь была гонима, молодежь воспитывали пионерами и комсомольцами, мои дедушки оба были коммунистами (парторгами).

Для папиных родителей город Горький не был малой родиной. Дедушку Юрия Афанасьевича направили сюда из Архангельска для работы в военкомате, а бабушка Антонина Дмитриевна двенадцатилетней девочкой была эвакуирована в Горький из осажденного Сталинграда. Она чудом выжила при переправе через Волгу. А мамины родители местные: родились в Горьковской области. Я хорошо помню только папину маму – бабушку Антонину Дмитриевну и мамину маму – Клавдию Григорьевну. Они всегда жили в городе недалеко от нашего дома. К сожалению, обе бабушки уже умерли, дальше я могу рассказывать только со слов своей мамы.

Рассказ мамы

(Фролова Ольга Владимировна, 1957 г. р., род. в г.Горький):

«Мой папа – Кузнецов Владимир Николаевич – родился в д. Плосково (1919 г.р.), недалеко от г. Ветлуга. Эта деревня исчезла лет 20-25 назад, она и на моей памяти была не очень большая, домов 15, но место, где находилась деревня, – особенное. Это – урочище, т.е. место, где особенный микроклимат, поэтому здесь встречаются растения и животные, которых нет в других близлежащих районах.  Думаю, что там была хорошая земля, как чернозем. Лет в 10 я пошла на огород после дождя, у меня увязли ноги по колено, на мой рев выбежал дядя Паша (папин младший брат) и выдернул меня, как репку, а вот сапоги так и не нашли – утонули в земле. От Ветлуги до Плосково – 7 километров пешком, весной и осенью пройти трудно, поэтому мы с папой на Пасху в деревню не ездили, а ездили летом, иногда на Троицын день.

В этот день, как принято и на Пасху, бабушка красила яйца луковой шелухой, варила на топленом молоке пшенную кашу (до сих пор обожаю ее, часто варю себе дома), пекла шанежки: ватрушки с начинкой из творога и картофельного пюре. А мы с папой и дядей Пашей рано утром уходили на речку со смешным названием Портомой. Она была мелкая, но быстрая и рыбная, причем рыбу ловили корзинками, просто перегораживая течение.  Крупная рыба встречалась нечасто, ее чистили и откладывали, а мелкую целиком варили в чугунке на краю печи, бульон процеживали, а потом варили в нем крупные куски рыбы, добавляя картошку морковь, зелень с огорода и обязательно шкварки (обжаренное на сковородке сало), но их я всегда вытаскивала из тарелки и угощала кошек.  Бабушка собирала в тряпицу несколько крошеных яиц, хлебные крошки, немного каши.  Эту снедь я с другими детьми бегала относить на другой конец деревни, где до революции была церквушка, потом ее снесли. но фундамент и часть стен остались.  Вот на эти кирпичи мы и рассыпали еду, а потом наблюдали за птицами, которые слетались на угощение. Вечером папа выходил на завалинку с гармошкой, дядя Паша читал свои стихи, взрослые пели частушки, плясали барыню и вприсядку. Дети просто резвились.

Моя мама – Шуваева Клавдия Григорьевна (1928 г.р.) – родилась в д. Коровино в Большемурашкинского района. В этих местах, я думаю, настоящая русская природа, воспетая Есениным. Леса здесь чистые, светлые: сосны, осины, орешник, под ними – кусты малины и шиповника, на пригорках – дубравы, белые березы. Между пригорками – ложбинки, наполненные разнотравьем – с потрясающим медовым запахом. Когда-то деревня была большая, домов сто, многие жители (в том числе и мой дедушка) держали пасеки и много скотины. Самой деревни сейчас уже нет, остатки домов сгорели в лесном пожаре в 2010 году. В Коровино жили многие наши родственники. Ездили мы к ним часто, особенно в праздники.

На Пасху съезжалось особенно много гостей. Мы везли городские подарки: конфеты, печенье, консервы, свои пироги и крашеные яйца. Для двоюродных сестер я брала цветную бумагу. Из нее мы делали цветы и украшали ими комнаты в доме и могилы на кладбище. Хотя по церковному канону в Пасху на кладбище ходить нельзя (скорбь по умершим несовместима с радостью по поводу воскрешения Христа), в деревне все посещали могилы родственников и оставляли там угощения (это интересно, потому что я не помню такого обычая в д. Плосково). Еще был обычай с утра сбегать на родник, набрать ведерко воды и брызгать друг на друга или на тех, кто шел по двору. Родник в деревне почитался за чудо. Старожилы рассказывали, что давным-давно молния ударила в землю, образовалась воронка, откуда и забил родник и заполнил водой низину, образовав небольшое озеро. Прошло много лет, но вода из родника  до сих пор льется, по-прежнему холодная, чистая и прозрачная. Такого чая, как в Коровино, я больше нигде не пробовала. Чай обычно заваривали с разными травами, пили его в медом или вареньем. Угощений на столе было много: разные пироги с разными начинками, творожная пасха (очень вкусная, своя корова была). Пасху делали из творога, добавляли сливки, сливочное масло, сахар, сметану, много яиц, изюм, орехи. Также на столе всегда были соленья, домашняя колбаса.

Еду не освящали, так как не было во всей округе ни одной церкви. Бабушка рассказывала, что до Революции в Коровино была большая красивая церковь, но большевики ее взорвали.

После праздничного обеда выходили на улицу, гуляли по деревне, встречались с соседями, родственниками, поздравляли друг друга с Пасхой, угощали друг друга, пели песни. Гуляния продолжались до наступления темноты.

Детвора играла в пасхальные игры. Выходили на высокий пригорок, с него катили яйцо. Пока яйцо катится, надо было сказать как можно больше раз: «Яичко спустится – горе отпустится», другие считали. Кто больше всех раз сказал, тому будет удача во всем целый год. А девушки постарше научили нас, мелюзгу, гадать на парней. Пока яйцо катится, надо было говорить: «Воскресенье Христово – пошли мне парня холостого. Также играли в детские подвижные игры – прятки, догонялки, в мяч.»

Со временем традиции семьи были потеряны. Это связано с тем, что старшие родственники умерли, а их дети не захотели оставаться в деревне и разъехались по разным городам. Традиция собираться большим количеством родственников исчезла.

Сейчас все семейные праздники я отмечаю дома с родителями.

Публикуется впервые

 


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 14.07.2014
  • Автор: Фролова О., публ.: Тихомирова Е.В.
  • Ключевые слова:
  • Размер: 6.6 Kb
  • постоянный адрес: 
  • © Фролова О., публ.: Тихомирова Е.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции