Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском (5.96 Kb) Престольный праздник в селе Владимирском Воскресенского района Нижегородской области приходится на 6 июля. Село это широко известно: в двух километрах от него находится главная святыня Заволжья – озеро Светлояр, с которым связана христианская легенда о невидимом граде Китеже. Свое название село получило от церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая стоит здесь с XVIII века. Издавна существует здесь традиция проведения крестного хода от храма к озеру, затем вокруг него и назад, до храма. Несмотря на то, что во времена Советской власти она была прервана, запрещена официально, люди благоговейно склонялись перед чистыми водами Светлояра. Даже в те годы, когда озеро использовалось как обычный водоем, на берегах которого располагалась и местная пилорама, и пионерские лагеря, в народной традиции прочно держалось представление о святости вод Светлояра. Люди приходили сюда тайком, исполняли обеты, данные Богу, обходя озеро с молитвой. Особенно ревностные обходили озеро на коленях, считая это своим послушанием, за которым должно последовать прощение грехов. Еще в семидесятые годы XX века бывший смотритель озера, живший тут же на берегу, в сторожке, был свидетелем таких обрядов. Церковь в те годы была закрыта, однако ее все-таки не снесли: то ли очередь не дошла, то ли руки не поднялись на такую древность… Однако опасность разрушения над храмом нависала на раз. В последний – совсем недавно, в 1991 году. Свидетели рассказывают, что тогда было дано распоряжение местных властей снести храм и на этом месте оборудовать сквер. К церкви подогнали бульдозер. Сельчане собрались около нее, возмущаясь и споря. Одна из старейших жительниц, баба Софья, которой в ту пору было за 90, села на ступени крыльца и твердо заявила: «Только со мной!» Власти отступились, бульдозер уехал. А через год, после долгого перерыва, возобновились богослужения, вновь стал проходить и главный обряд – крестный ход в престольный праздник села Владимирского на Светлояре, который собирает теперь тысячи гостей из окрестных сел и деревень, из дальних мест, из малых и больших городов. Праздник начинается утром. В церкви, празднично, хотя и по-деревенски просто убранной расшитыми полотенцами, зелеными ветками, венками из полевых цветов, совершается главная часть праздника – божественная литургия, а затем начинается крестный ход. Из храма торжественно выносят икону. В сопровождении прихожан и священства ее несут два человека, добровольно принявших на себя определенный обет: нести икону, как царицу, впереди крестного хода в продолжение всей церемонии. Это нелегкое послушание: в разгар лета под палящим солнцем нести большую (больше метра в высоту!) тяжелую икону, никому не передавая ее. Такое под силу не каждому. Крестный ход выстраивается в определенном порядке: вслед за главной иконой идут прихожане с фонарем, крестом, хоругвями, иконами; далее священство с кропилом, символически освящая святой водой пространство, по которому следует крестный ход, затем – хор и, наконец, поток людей, верующих и любопытствующих. Процессия торжественно обходит храм, а затем через всё село следует к озеру. Давно сложилась традиция, связанная с верой в целительную силу иконы: жители села, встречные и участники процессии, обгоняя ее, цепочкой становятся посреди дороги на колени, низко пригибаясь к спине стоящего впереди, так, что образуется длинная разноцветная лента коленопреклоненных людей, над которыми торжественно плывет икона. Считается, что благодать, от нее исходящая, приносит здоровье, поэтому из домов выносят на руках младенцев, выводят стариков. Следует отметить, что окропление святой водой не прекращается во время всего следования процессии: священник окропляет всех, кто «выныривает» перед ним из-под иконы, вставая с колен, дорогу, по которой идет крестный ход, улицы и дома села, всех встречных… По березовой аллее крестный ход следует к озеру и поднимается на высокий, заросший лесом холм. Прежде тут стоял старый деревянный крест, а теперь построена часовня, где служится молебен. Далее дорога лежит через старый лес, вокруг озера. Эта узкая петляющая тропка, рассчитанная по ширине на одного человека, пролегающая по топким берегам Светлояра, по спутанным корням вековых сосен – настоящее испытание для двоих, несущих икону. И всё-таки, несмотря на все трудности, торжественность хода не нарушается. Обойдя озеро, часть участников процессии продолжает путь через лес на Святой источник. Таинственное место в глухом вековом лесу называется кибелёк. По местной легенде, здесь находятся могилы трех неизвестных монахов. Считается, что вода из этого родника, студеная и чистая, обладает целебными свойствами. Оставшаяся, сильно поредевшая, часть крестного хода возвращаются к храму далеко за полдень. Икону поднимают на крыльцо, разворачивают ликом к молящимся, и все поочередно, приложившись к иконе, проходят под ней в церковь. Так заканчивается главная, торжественная часть праздника. Продолжается он деревенским гуляньем, на площади обычно устраивается ярмарка, по домам – семейные застолья. Вечером и в ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля) многие окунаются в воду Светлояра. Местные старожилы этого не одобряют, говорят, что раньше в озере редко кто дерзал купаться, это считалось в некоторой степени попранием святыни. Воду можно было набирать и обливаться ею на берегу или дома. (Основой публикации являются рассказы жителей села Владимирское и старосты храма в честь Владимирской иконы Божией Матери З.Н.Цыгановой) Дарья Трофимова © Открытый текст размещено 5.01.2009 (0.2 печатных листов в этом тексте)
|
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Этнологический музей Нижегородской области > Календарные праздники и ритуалы > Трофимова Д. Престольный праздник в селе Владимирском