Ефимова Е. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области

27 октября, 2019
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области (6.21 Kb)

Обычай провожать весну в Первомайском района обычно приходился на «заговень» – первое воскресенье после Троицы. Несмотря на то, что праздник в разных селах назывался по-разному: Ярило (Б.Мамлеево), Строма (Шутилово), Похороны воробья (Докучаево), Заговень (Орловка), он сопровождался сходным ритуалом «наряжания кукол» с последующими их похоронами, а также плетением венков, обливанием водой и общим застольем вскладчину.
Проводы весны занимали одно из центральных мест в календарной обрядности этой местности, о чем свидетельствут прежде всего факт относительно хорошей сохранности здесь ритуалов этого цикла, а также их широкое распространение, о чем свидетельствуют записи воспоминаний местных жителей.
с.Орловка, Крючкова А.Н., 1930 г.р.
«Кукол наряжали на последний день весны, на Заговенья. Их наряжали после обеда, наряжают носилки и наряжают куклу и просто тназывают ее бабушкой. Палка, сделают голову, руки, ноги, нарядят как человечка: повяжут платок, наденут на нее кофту там, юбку, сделают так не больно большие  носилочки и несут деревней и плачут.Одна плачет, другие тоже что-то там голосят, причитывают. Доходят до этого конца, а здесь у нас посевы, и вот в эти посевы-то ее уже и бросают. Тут ребятишки подхватывают ее, растрепывают все, ну и все, простилися с бабушкой, сем и конец.
У нас были такие мастерицы, уж они-то причитывали, ой! Как вот за покойником причитывают, так вот и они. Кто смеется, кто чего, ведь над ними смех. Ну женщины две-три у нас таких было. И сами нарядятся. В старинные обряды наряжались, в старинные. Еще были старинные обряды, такие сарафаны длинные с поясьми. Накрасятся. А кто и цыганками наряжались, их уж не стало – умерли давно.Их не стало – и у нас этого не стало. Оно кто любит чудить – тому и идет.
Как причитывали за покойником, такие и слова:
«Милая ты моя бабушка, провожаем мы тебя в последний путь-дороженьку,
Больше-то мы тебя не увидим, от тебя-то слова не услышим».
Вот такие вот слова.
с. Шутилово, Семаненкова Н.Е., 1922 г.р.
А спустя неделю после Троицы – вот так Троица, а первое воскресенье – Строма. Строма – это потому, что она грязная, страмная. Долго болела, неряха.
Вот, например, Строму провожаем мы, все вместе собираемся, всё село, видите, у нас какое село. Отсюда идем, оттуда идем. «Заиньку» надо спеть обязательно. Пели на Заговень, тоже вечером, это Заговень – вот Строма, на Заговень вечером и пели:
Заинька, войди в садик,
Серенький, войди в садик.
Розан, розан, войди в садик,
Розан, розан, войди в садик.
Заинька, рви цветочки,
Серенький, рви цветочки,
Розан, розан, рви цветочки,
Розан, розан, рви цветочки.
Заинька, вей веночек,
Серенький, вей веночек,
Розан, розан, вей веночек,
Розан, розан, вей веночек.
Заинька, на головку ,
Серенький, на головку ,
Розан, розан, на головку ,
Розан, розан, на головку.
Заинька, сбрось с головки ,
Серенький, сбрось с головки ,
Розан, розан, сбрось с головки ,
Розан, розан, сбрось с головки.
Заинька выбирает,
Серенький выбирает,
Розан, розан, выбирает,
Розан, розан, выбирает.
Строму начинают с утра. Рядятся, куклы делают. Плачут и поют, как по покойнику, потом лечат, и врачи, и денежку заплатили. Кто с балалайкой… Потом поп придет, покадит, а потом несем в озимые. Там куклу трепают. Изорвут все на ней ребятишки, трепают, выкидывают и всё. И потом поминки делаем. Слаживаем: кто пироги, кто картошку какую, кто компот, кто помидоры, кто огурцы – вот стол соберём, накроем, поминаем. Выпиваем, поминаем, пляшем. Конец там. Кто напьется – свалятся, кто может – веселятся.
с.Иванцево, Эрямкина Л.С., 1936 г.р.
Которые с венками ходили. Ну, пели. Как с того конца начинают идти до конца – это обязательно венки бросаем в воду, и куклу туда. Весело было тогда. Я не провожала, но бегала за провожатыми.
с. Докучаево, Лазарева Е.В., 1918 г.р.
Проводы весны были после Троицы, на Заговень. Мы ходили хоронили воробья, брали с подругой колясочку и по очереди везли на ней друг друга. Подъезжаем к дому, стучимся под окошечком: «Дунька, Дунь, ты видишь, нынче ведь воробья хоронят, давай нам чего-нибудь на похороны!» Нам она чего-нибудь даст. Один раз эта Дунька подала нам бутылку красного, мы ее выпили. Стали смелые и дальше пошли. И вот за нами народ, народ… Идут, смеются над нами, а мы где только вот… Кто браги даст, кто чего, кто мяса, кто сахару, кто чего. Мы ни от чего не отказывались. А когда мы уж, это, бутылку-ту выпили, мы с ней песни запели, песни пели. Она, говорит, хорошо поёт. Какие придется, какие придется песни.
с. Пичингуши, Едемская А.П., 1933 г.р.
Провожают весну после Троицы, в воскресенье. Проводы весны – это воскресенье так называют. После обеда собирались. Весь народ собирается в лес. В лесу нарядим девочку и мальчика. Нарядим их кустами, цветами, нарядим… А потом, у нас есть река, и мы их туда провожаем с гармошкой, с народом, с пляской, с песнями. По селу мы идем, все идут, и поют, и пляшут. Девочка и мальчик все ветками укутаны, так, что лица не видно. Делают как шляпу такую, здесь наряжают их, их и не видно. У речки пляшем, веселимя, весну-красну провожаем. С них снимают ветки все и бросают в речку. Ветки плывут, смотрим мы на них,  и долго так держимся, провожаем, пляшем.
© Открытый текст
размещено 9.06.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Ефимова Е.
  • Размер: 6.21 Kb
  • © Ефимова Е.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции