Т. Гусарова. Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района Нижегородской области (4.57 Kb)
Женская одежда одного из самых северных районов Нижегородской области отличается большим разнообразием, что было связано с особенностями заселения этого региона: здесь исконное марийское население соседствует с русскими, пришедшими в эти места на рубеже XVIII в. и позднее, в период гонений на старообрядчество. Межнациональные контакты, ввиду разницы в вероисповедании, были довольно ограничены, а жизнь русского населения замыкалась в пределах ближайшего окружения. Возможно, именно по этим причинам здесь до настоящего времени сохранилось довольно большое количество образцов марийской и русской народной одежды, относящейся к середине XIX-началу XX века.
Русская народная женская одежда этой местности представляет собой сарафанный комплекс двух типов: с круговым (прямым) или с трапециевидным (косоклинным) сарафаном в комплекте с рубахой и головным убором в виде женского кокошника или сборника, а в девичьем варианте – в виде праздничной «ленты» или повседневного платочка, сложенного треугольником и завязываемого под подбородком.
Круговые сарафаны обычно шились из домотканой пестряди и были повседневной одеждой замужних женщин; девушки надевали круговые сарафаны и в праздники, выбирая для них более яркие сочетания цветов, дополняя сарафаны вышитыми рукавами и украшениями – бусами, цепочками, нарядными поясами и передниками.
Косоклинные сарафаны являлись исключительно праздничной одеждой, а также были обязательны для участниц религиозных обрядов в старообрядческих селах, которых в Тонкинской округе было большинство.
Комплект состоит из темно-синего сарафана, белой рубахи и головного убора – девичьей ленты (Илл. 1).
Сарафан-клинник длинный, почти до ступней, распашной, по переду декорирован мелкими металлическими лакированными черными пуговками и тонким шелковым шнуром, на который они нанизаны. Из этого же шнура изготовлены навесные петельки застежки. Сарафан сшит вручную из крашенины – домотканого холста, окрашенного кубовой краской, с изнаночной стороны продублирован пестрядинным холстом из небеленого льна в крупную клетку из тонких синих полосок.
Рубаха скроена из двух частей: верхняя – «рукава» – из тонкого белого домотканого полотна, нижняя –«подстава» – из светлой пестряди в мелкую красно-бело-голубую клетку, несколько более плотной и грубой, чем ткань рукавов, сшита вручную. Край рукава отделан вышивкой черными и красными льняными нитями в технике счетного шва, орнамент – «звездочки» – является характерным для вышивки этой местности, встречается как на женских, так и на мужских рубахах. а также на полотенцах (Илл. 2). Ворот рубахи собран в мелкие складочки, прошитые льняной нитью орнаментальным швом, который образует своеобразный декор. Разрез ворота застегиваетсчя на перламутровую пуговку с воздушной петлей.(Илл.3).
Пояс тканый, из разноцветных льняных нитей с добавлением шелка, с шелковыми кистями. Такие пояса обычно покупали на ярмарках или заказывали «мастерицам» как знак внимания, они часто были дареными, с вытканными текстами-надписями как религиозного, так и светского содержания (Илл. 4).
Лента – девичий головной убор золотного шитья, состоит из налобной части высотой 18 см, длиной около 30см и широкой ленты из красной шелковой китайки, пришитой к налобной части, которая завязывается на затылке бантом (Илл. 5).
размещено 26.03.2008