Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Стрелка

28 октября, 2019

Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Стрелка (4.62 Kb)

1.    Село Стрелка.
 Запись произведена от Солиной Е.В., 1907 г. рождения. 1986 год.
Сватовство.
В дом к невесте приходят сваты, которые начинают переговоры с родителями невесты:
– Нет ли у вас ярочки?
-Ярочки нет, только два барашка.
Если переговоры завершаются успешно, стороны договариваются о дне свадьбы. Назначается сговор или запой. Если устраивается сговор, то собирались и ближние (близкая родня), и девки, и парни. На  запой приходили только ближние.
Запой. Договариваются о дне свадьбы, которая намечалась обычно через две недели или через месяц.
Накануне свадьбы. Накануне свадьбы девки собираются за мылом к жениху. От невесты ему несут пояс, рубашку, носки, которые он наденет утром перед свадьбой. Жених не показывается. К девушкам выходит друг жениха, моет мылом руки, а девушки говорят: «Больно руки-то грязны!» Он отвечает: «Чисты!» Они в ответ: «Чисты, белы, да не милы! Подайте нам жениха!» Выходит жених и подает девушкам мыло, которым невеста будет умываться перед свадьбой. Девки берут мыло и приговаривают:
Мы вам рубашку да поясок,
А вы нам мыльце да войлочок.
Девок, пришедших за мылом, угощают пирогами, дают гостинцев. Из дома жениха они идут к невесте, там их угощают ужином, и все расходятся по домам.
В этот же день вечером ближние от жениха идут к невесте, несут половик, войлочек.
Девичник был утром, перед приездом жениха. Невеста встает раньше всех и начинает плакать:
Уж вы родненьки да дороги гости,
Дороги гости, милы подруженьки!
Не погневайтесь, что вас не встретила
Среди пути, пути-дороженьки,
Среди двора, двора широкова.
А мне теперича не до этова,
Я теперича за порукою,
За порукою, за великою.
Запоручил меня родной батюшка,
Запоручила родна матушка.
Уста кровью у меня запекаются,
Сердце кровью у меня обливается.
Уж вы милые вы подруженьки мои,
Принесли ли вы мне кусок мылеца,
Вы не мылица, не белилица,
Принесли ли вы мне саблю вострую.
Невеста плачет, а девки в это время поют:
Ой, у Ивана на пиру мы сидели,
У Ивана на пиру мы сидели,
А у Анны на беседушке,
А у Марьи на девишнике.
Хорошо девки посиживали,
Прилетели к девкам голуби,
Прилетал ясный сокол.
Возлетал сокол по окошку,
Проломил он горенку,
Целовал он душу-Машеньку.
В это же время к жениху приходят женщины и молодые мужчины – несколько человек. Им наливают ведро браги, покрывают полотенцем, приготовленным невестой, они идут за девками к невесте. У невесты собирают завтрак, а невесте есть не дают. Девки говорят:
Попили, подруженьку пропили,
А мы пропили ее за зелено вино!
Отъезд к венцу. После завтрака начинают наряжать невесту в самый красивый сарафан, в фату. Когда снаряжали невесту, в платье ей подкладывали булавки, в карман клали луковицу, давали напутствие: за скобу в дверях не браться, в дверях креститься.
От жениха к невесте едут на лошадях. По приезде сначала выкупают постель, ее увозят в дом жениха. После выкупа постели все едут в церковь. Впереди ехала невеста, позади жених. После венчания невеста с женихом едут уже вместе.
Свадьба. На свадьбе подают блины, а ножик пропустят через веревочку, и вот жених должен поймать его. Поймает нож, разрезает блины и все начинают есть.
Ночь проводят у невесты. Спали или в клетях или в сенях. Провожал спать и утром будил молодых дружка.
Свадьба длилась дней пять-шесть.
размещено 25.11.2009
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции