Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино

28 октября, 2019

Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино (8.96 Kb)

2. Село Болтино
Запись произведена в 1986 году
от Дубовицкой А.В., 1920 г. рождения.
Вечером перед свадьбой к невесте приходят подруги. Она причитает:
Милые мои подруженьки!
Как вам гулялося?
А я горька кукушка
Наплакалася, нарыдалася.
Я, горькушенька,
Всю гульбу-волюшку
Раздаю по красным девушкам,
По милым подруженькам.
Раздаю вам гульбу свою,
Всю волюшку.
Приходит свекровь с гостинцами для девушек и подарком для невесты. Невеста обращается к ней:
Поди-ка ты, моя свекровушка-матушка,
Как мне будет привыкнуть-называть тебя?
Свекровь говорит: «Тебе полюбится жить у нас!»
Потом невеста кланяется своей матери:
Мила ты моя мамонька!
Приду я к тебе из чужих людей,
Не пой ты меня, не корми,
А приветь ласковым словечком.
Затем подружки вместе с матерью жениха идут в дом будущего мужа. Вешают там новые занавески и поют:
На столе-то хорошо:
Пирожки с творожком.
Кабы было с кем –
Разломил и съел.
Своему милому – середочку,
Постылому – конец.
Я за то ему конец,
Что удалый молодец.
Не ходи, милой, по сенюшкам,
Не топай ногой.
Не качай головой,
Мне не быть за тобой.
Перед свадьбой подруги ночуют у невесты. Утром она их будит:
Вставайте, красны девушки,
Милы подруженьки!
Спрошу я вас, горькушенька:
Спалась ли вам эта темная ноченька?
А мне, горькушеньке, эта ночка
За белый день прошла.
Всю-то ноченьку я промоталася,
Как бела рыбонька на желтом песке.
Все я думушки передумала,
Одна думушка с ума-разума не шла:
Как я буду жить в чужих людях.
Чужой дяденька ведь – не батюшка,
Чужа тетушка ведь – не матушка.
А вы вставайте-ка,
Умывайтесь-ка ключевой водой,
Утирайтесь-ка тонким белым полотном.
А я,  горькушенька,
Умывалася горючьми слезьми,
Утиралася тоской-печалюшкой.
Собирают невесту. Подруги делят ленты (которые были вплетены в девичью косу невесты. – Ред.) Невесту сажают за стол, справа садится ее крёстная, слева – ее крестник или младший брат. Приезжает свдебный поезд. Жених с дружками и крестным перед дверью три раза повторяют: «Господи, Христа, сын Божий, помилуй нас». Им отвечают: «Аминь!» Все входят в дом, подходят к столу. Перед крестной (невестиной. – Ред.) ставят стакан, наливают в него квас, в квас кладут деньги. Крестная выпивает квас, берет деньги и уходит (освобождает место. – Ред.). На ее место садится крёстная жениха. То же делают крестнику, на место которого садится жених.
Невеста просит благословения у отца:
Ты благослови меня, кормилец-батюшка,
Великим благословением,
Благослови ко злату венцу.
Не прошу ни злата, ни серебра,
А прошу лишь твоего благословения.
Если у невесты нет матери:
А вы катитеся, горючи слезы,
По лицу белому,
Вы катитеся во сыру землю,
Разбудите мою матушку:
Не благословит ли она меня
К золоту венцу.
Молодые прикладываются к иконе, крестятся, целуют родителей. Когда выходят из-за стола, невесту накрывают фатой. Она говорит:
Не фатой ли меня накрывают,
Не морозом ли меня осыпают.
В то время, когда молодых благословляют, подруги продают дружкам постель. При этом припевают:
Что же ты, рябинушка, рано расцвела,
Не учимши, доченьку замуж отдала.
Выучит же доченьку чужая сторона.
Чужая-то  сторонушка без ветру сушит,
Чужой свекор-батюшка без вины винит,
Чужа свекровь-матушка без плётки журит.
Осержусь на мамыньку, семь лет не приду,
На восьмом годочке я птичкой прилечу.
Сяду я у мамоньки в зеленом саду,
Своими слезами весь сад оболью.
Ходит моя мамонька по новым сеням,
Будит моя мамонька невестку свою:
Вставай-ка, невестушка, кто у нас в саду?
Не моя ли доченька, где только причет берет?
Моему-то сердечечку назолу дает.
Молодых увозят в церковь, там венчают. После венчания встречают хлебом-солью. Когда молодые идут по сеням, сзади разбивают глиняные горшки – чтобы боялись родителей. Потом начинается пир.
Запись произведена в 1986 году
от Смысловой А.И., 1911 г. рождения.
  Свадьба обычно длилась три дня. Народу собиралось очень много, порой даже не родные совсем, ведь свадьба у кого-то – это праздник для всей деревни. Одежда неприхотливая: сарафаны, юбки у женщин из сатина, из суриковой ткани, на ногах обычно лапти, но поверх – галоши или на подошве деревянная подбойка.  Появляются уже и боты (ботинки. – Ред.), они кожаные, со шнурками. Но их берегли, да и мало у кого были. Поверх тоже надевали галоши. Голову всегда покрывали платком. У мужиков одежда: рубашка вышитая навыпуск, с застежкой сбоку (косоворотка. –Ред.), она обязательно поясом подвязывалась, и штаны широкие, на ногах лапти или полуботы (полуботинки. – Ред.), кто побогаче. На свадьбу приходили нарядные, ведь праздник же.
К свадьбе готовились заранее, но, конечно, продуктов много не готовили, да их и не было. На столах было очень много вина и стряпня: ватрушки, пироги. Это основная еда была.
Невеста одевалась скромно, на голове – венок, платье яркое – розовое, голубое, но всегда однотонное, не пестрое. Но она выглядела очень мило, даже без грамма косметики. Молодые на свадьбе сидели скромно, выслушивали поздравления. На первый день свадьба проходила в доме жениха. Молодые ехали к нему в дом сразу от венца. Их венчали, надевали серебряные кольца. Молодые должны были верно выполнять обязанности свои, клялись любить друг друга.
У ворот дома молодых встречали родители его с хлебом и солью. Уже за ними шли в дом остальные гости. И тут начиналось веселье. Свадьба – даже от этого слова веет весельем, радостью. Молодежь долго в доме не засиживалась, сразу шли гулять на улицу, пели песни, частушки, плясали под гармошку и балалайку. Старушки тоже очень любили на свадьбе погулять, они пели старинные песни.
Подарков в первый день не дарили. Молодые очень редко выходили из-за стола. На свадьбе родители договаривались о том, где их дети будут жить. Свадьба длилась допоздна, пока гармонист не устанет. Молодых укладывали спать.
Рано утром на следующий день ряженые со стороны невесты приходили в дом жениха, чтобы пригласить на свадьбу. Рядились очень разнообразно: бегали черти с черными длинными хвостами и ушами, ведьмы, даже животные: зайцы, коровы, белки… Ряженые пели песни, плясали, говорили прибаутки. С шумом входили в дом невесты, за ними, после приглашения, и гости шли в дом невесты. Веселье валило через край, шутили, играли  (в прятки, в догонялки). Молодежь уходили от стариков рано, шли гулять по деревне, а если весна или лето, или осенью погода хорошая, шли гулять в лес  или на луг. Веселье кончалось поздно вечером.
Свадьба продолжалась и на третий день, но народу было меньше, только близко родные. И вот здесь делали складчину, и подавали каравай хлеба с солью. Веселились и на третий день, но не так поздно.
размещено 7.12.2009
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции