Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы

28 октября, 2019

Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы (8.73 Kb)

3. Село Зеленые горы.
 Запись произведена от Поздеевой П.В.,
1911 г. рождения. 1986 год.
Сватовство.
В избу к невесте приходят сваты, садятся под матицу и начинают сговор с родителями невесты словами:
– Нет ли у вас курочки?
– Есть.
– Нам не продадите ли?
– Да пожалуй, продадим.
– Нет ли у вас Аннушки?
В это время невеста уходит к соседям. Родители жениха продолжают:
– А у нас есть петушок. Давайте будем сватья.
– Давайте в столе договариваться.
Родня невесты требует от жениха полпуда солоду – закваска для браги, полпуда мяса, шубу и что-нибудь ещё. Если жених бедный и не может выполнить один из запросов невестиной родни, то они уходят ни с чем. А в народе говорят: «В столе не договорились».
Запой
Если обе стороны сошлись в договоре, то в этот же день жених с родней идет на запой в дом невесты. Запой – значит, договор запили. На запое договариваются о дне свадьбы. Свадьбу делать могли, в зависимости от обстоятельств, через месяц или больше, даже через год.
День перед свадьбой. За день перед свадьбой женихова мать печет большие пироги, которые раздает незамужним сестрам жениха и их подружкам в своей родне. Затем они идут в дом к невесте с пирогами. Невеста сидит у печи. Пришедшие отдают пироги её матери. Замужняя невестина сестра или крестная угощает родню жениха. Потом она же начинает дарить пришедшим подарки –  «холсты за деньги». Жениховой матери дарит самый длинный холст. Когда та выходит из избы, она пляшет, потрясая холстом, и выкрикивает:
 «Наша невеста не гусей пасла,
  А веретеном трясла!»
В этот же день подруги невесты идут к жениху за мылом. Девушки садятся вокруг стола. Товарищ жениха подносит одной из них вино или пиво. Она говорит:
Мы пришли не за вином, не за пивом,
а невесте за мылом!
Все подружки по очереди отказываются от вина, приговаривая:
Нам не пива, не вина,
Подайте ясна сокола!
или:
Руки-те в вине,
Подайте помилей!
Руки-те в керосине,
Подайте покрасивей!
Все девушки отказываются от угощения. Товарищ жениха уходит, выходит другой, но и ему отказывают, и так до тех пор, пока не выйдет жених. Он выходит, говорит: «Здравствуйте, барышни!» Все девушки встают. Одна из гостий говорит:
Мы пришли не за вином, не за пивом,
А невесте за мылом!
Тогда жених отдает ей мыло на тарелке. Иногда ради шутки подают картошку в обертке из-под мыла. Девушки видят подмену и требуют отдать то, за чем пришли. После этого жених по кругу обносит всех вином и целует всех подруг по кругу. Потом еще немного посидят, и девушки идут к невесте, приносят ей мыло. Их накормят, и все ложатся спать.
Утро перед венчанием.
Утром на следующий день невеста будит гостей плачем:
Размилые вы подруженьки,
Спалося ли вам темной ноченькой?
А мне не заснулося,
Заснула я на один часок,
На одну минуточку.
И приснился мне сон нерадостный:
Будто я была в божьей церкови,
Под златым венцом,
Впереди меня стоял поп-батюшка,
А сзади меня злые свахоньки.
По праву руку у меня друг-ясён сокол,
По леву руку у меня злые разлучницы.
Разлучить хотят с родным тятенькой,
Разлучить хотят с родной мамонькой.
После этого девушки уходят в дом жениха на девишник. На девишнике веселятся, поют. Потом идут через все село к невесте.
В это время невесту благословляют. Она становится на колени на кафтан, крестится, потом причитает:
Ох, ты мой родной милый тятенька,
Не покинь меня во чужих людях,
У чужого дяденьки, у чужой тетеньки.
Ой, ты родная мила матушка,
Не покинь меня во чужих людях,
У чужого дяденьки, у чужой тетеньки.
Родители ее благословляют. После этого невесте заплетают косу. Невеста при этом причитает:
Заплетите мне косу русую
Не во сто прядей, а во тысячу,
Посреди косы саблю острую,
На конце косы ленту алую.
Невесту умывают над западнёй тем мылом, которое подарил жених. После этого невеста уже не причитает. (Западня – отверстие в полу, спуск из избы в подполье, обычно закрытый крышкой из досок; при обряде умывания крышку откидывают. – Ред.)
Невесту наряжают: полушалок с кистями, платье розовое или сиреневое, или кремовое, но не белое, с оборками. Приходит жених с гостями. Он одет в рубаху из той же ткани, что и платье невесты.
Невесту продают жениху: на стул возле неё сажают девочку. Жених должен выкупить это место. Он дает деньги девочке, она уходит, а он садится на ее место возле невесты. Потом товарищи жениха «выкупают подушки»: забирают приданое невесты и постель. Подруги невесты не отдают приданое, торгуются, требуют выкуп. Товарищи жениха дают им деньги, конфетки, пряники. После этого дружка ведет жениха и невесту к лошадям. Жениха на первых, невесту на вторых лошадях везут в церковь для венчания. Позади везли приданое.
Венчал поп, дьячок пел. Свахи одевали на голову невесте венок, такой же венок давали в руки жениху. У обоих – у жениха и у невесты – в руках были свечки.
Пока проходило венчание, друзья жениха приносили приданое и постель в дом жениха. Девушки набивали матрацы сеном в сельнице, это сарай на усаде, где сено хранили. Иногда ради шутки в один матрац зашивали колючий куст крыжовника.
После церкви дружка ходит вокруг телеги с иконой три раза, потом сажает в нее молодых и везет в дом жениха. Здесь их встречают родители с хлебом-солью. Когда войдут в дом, жениху подают блюдо со стопкой блинов. Жениху нужно разрезать блины. Он кричит: «Матушка, руки жжёт!» Ему подают платок, он обертывает им нож, разрезает блины крест-накрест и втыкает нож в потолок. Товарищи жениха пробуют блины, а потом приглашают гостей.
После венчания садятся за стол. На стол подавалт приженцы треугольные (пирожки с луком), пшенникдрачёну, оладьи, огурцы, капусту, ну и другое, у кого что было.  За столом рядили курник – на куст репейника накручивли разноцветную бумагу, ленточки. Курник выкупают: тому, кто отламывает веточку курника и даёт за нее деньги, невеста подносит стакан вина.
Невестина мать дарит свёкру рубаху и штаны, сестрам жениха – полушалки. Женскую рубаху дарят и свекрови. Эта рубаха имела особый покрой, всегда один и тот же: розовые широкие рукава, белый стан.
Первую ночь молодые спали в амбаре. Сваха ведет молодых в амбар, запирает их. Утром, на второй день свадьбы, сваха их будит, ведет в дом. Сваха ставит на перевернутую вверх дном кринку стакан с вином, приговаривает:
Сколько на Серёже (это у нас речка) пеньков,
Столько народить вам пареньков,
Сколько на Серёже кочек,
Столько народить вам дочек.
Сваха выпивает вино. Жених оглядывает, не худая ли кринка. Если крепкая, то берет ее и ударяет об пол. Если худая –не берет ее, отдает свахе обратно. Гости бросали на пол мелкие деньги и заставляли невесту подметать веником пол, искать на полу иголку, чтобы проверить ее зоркость и умения.
Гуляли целую неделю, переходили из дома в дом, то к жениховой, то к невестиной родне.
Публикация Т. Гусаровой.
размещено 19.12.2009
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции